Так, у 70 соединяются разделенные в еврейском тексте псалмы 9 и 10 (в 9-й), 114 и 115 (в 113-й), и разделяются, соединяемые в еврейском тексте, 116 (на 114 и 115) и 147 псалмы (на 146 и 147). От этого происходит, что с 10-го по 113-й пс. у 70 числа псалмов на одно менее против еврейского текста, в начале 114 на два менее, с 116 по 147 опять на одно и с 148-го одинаковы. Принятое у 70 соединение девятого и десятого псалмов оправдывается алфавитным порядком их стихов, в остальных случаях ученые отдают предпочтение еврейскому делению. Но вообще, православному богослову, при чтении западной богословской литературы, в цитатах из Псалтири нужно принимать во внимание указанное деление и в своих сочинениях согласовывать его с делением псалмов по слав. и рус. переводам, чтобы не путать себя и читателей. В Православной церкви принято деление Псалтири на 20 кафизм: 1 каф. 1–8пс., 2 каф. 9–16, 3 каф. 17–23, 4 каф. 24–31, 5 каф. 32–36, 6 каф. 37–5, 7 каф. 46–54, 8 каф. 55–63, 9 каф. 64–69, 10 каф. 70–76, 11 каф. 77–84, 12 каф. 85–90, 13 каф. 91–100, 14 каф. 101–104, 15 каф. 105–108, 16 каф. 109–117, 17 каф. 118 пс., 18 каф. 119–133, 19 каф. 134–142, 20 каф. 143–150 пс. Это деление относится к 4 веку по Р.Х. и сделано применительно церковному чтению Псалтири за богослужением. От кого произошли и какое имеют значение и авторитет надписания псалмов? Из ветхозаветных книг видно, что священные писатели имели обычай, к сведению читателей, снабжать надписаниями свои книги и даже частные отделы их, например, пророческие речи на те или другие народы ( Ис.1:1;2:1;13:1 ; Иер.1:1;2:1;50:1 ; Авв.3:1 ), часть книг ( Притч.10:1;25:1 …) и т.п. Песни Давида и в исторических ветхозаветных книгах снабжены очень подробными надписаниями, сообщающими о писателе, цели, характере и историческом поводе к их произнесению ( 2Цар.22:1;23:1 ; 1Пар.16:8 ). По этой аналогии можно думать, что и псалмопевцы надписывали иногда сами свои псалмы, означая преимущественно, подобно пророкам свои имена и время или повод к произнесению псалмов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Пс.77:54-55 И введе я в гору святыни Своея, гору сию, юже стяжа десница его. И изгна от лица их языки, и по жребию даде им (землю) ужем жребодаяния, и всели в селениих их колена Исраилева.     Горою святыни названа здесь, согласно переводу с еврейского, вся вообще Палестина, или та земля Ханаанская, из которой Господь изгнал населявших ее язычников, и, в частности, та гора Сион, которую избрал Господь для обитания на ней святыни Его, т.е. ковчега Завета. Не сами израильтяне, т.е. не своею силою или храбростью завоевали эту землю и эту священную впоследствии гору, а Сам Господь приобрел ее для них (юже стяжа десница Его). Изгнав из этой земли языческие племена (хананеев и хеттеев, евеев, ферезеев и гергесеев, амморреев и иевусеев (Нав. 3:10), Господь, чрез Иисуса Навина, разделил ее по жребию, измерив, как обыкновенно делят землю землемерною цепью, или веревкою (ужем жребодаяния), для всех двенадцати колен израильского народа, и поселил их в тех самых городах и селениях, в которых (в селениих их) жили те самые племена. Пс.77:56-58 И искусиша и преогорчиша Бога Вышняго, и сведений Его не сохраниша: и отвратишася, и отвергошося, якоже и отцы их: превратишася в лук развращен: и прогневаша Его в холмех своих, и во истуканных своих раздражиша Его.    Вошедшие в Ханаанскую землю и поселившиеся в ней израильтяне были не лучше отцев своих, которые искушали и раздражали Бога в пустыне, за что они и получили должную казнь: все они преданы были смерти в пустыне, не увидав земли обетованной. И эти сыновья и потомки их также искушали и огорчали Господа Бога Всевышнего и уставов Его (свидений Его) не сохраняли: стали делать злое перед очами Господа и служили Ваалам и Астартам и другим богам разных языческих народов (Суд. 10:6); как отцы их поступали, так и они, – отвратились от Бога и отреклись от Него, подобно своим предкам, сделавшим тельца в пустыне. Как кривой испорченный (развращен) лук не может направлять стрелы в цель, так и развращенный ум их не последует Божественному закону и обращается от благочестия к беззаконию и нечестию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3141...

45. Гр. ονοχους κα ονοχας-виночерпцы и випочерпицы заключает довольно ясный смысл (Быт. 40:1. 2 Пар. 9:4-у Соломона были. Неем. 1. 11) и имеет много аналогий в древней истории. Дан. 5:1-7. Есф. 1:1-10. Вино веселит сердце человека (Пс. 103:15). Насади виноград и веселися от него (Втор. 20:6). Так, с вином соединяется обычно „веселие“. И здесь виночерпии увеселяют людей. 46. Слав. мудрости соотв. σωφ-147, 159, σωφαν-альд., 157, 299, в др. нет. 47. Гр. σταθη-стояла, т. е. отдаваясь удовольствиям, не забывался и не увлекался ими, а относился к ним критически, как мудрец, ожидая, что „от этого будетъ“ и какая „польза“ будет. Слав. пребысть соотв. вульг. perseveravit. 48. Слав. моего соотв. μου ват., а в алекс. и др. нет. 49. Гр. μσθ-в значении πνος-в Пс. 77:46. 51. 104, 36. 44. 108, 11-т. е. что приобретено и нажито трудом. 50. Гр. μερς-земная награда за труд. 51. Гр. περσσεια-прибыль, см. прим. к 1, 3. 52. Призрех видети. 53. Гр. περιφορν-слав. лесть, букв. кружение. 54. Гр. ποιω-см. прим. к 3 ст. Слав. ед. ч. сотвори соотв. ποησεν-ват., альд., а в алекс. мн. ч. ποησαν. 55. Слав. в нем соотв. ατ (к βουλ)-альд. а в др. ατν. Т. е. какия последствия будут от его мудрого поведения? 56. Он ими все видит и предвидитъ… 57. Гр. κα καγε. 58. Слав. случай случится-συναντημα συναντσεται, т. е. смерть постигнет всех. 59. Гр. περισσν-слав. излише, т. е. невоспользовавшись еще тем опытом изучения мира и его явлений, какой дается верою и излагается Екклесиастом в 12, 7. 60. Под безумным разумеет, кажется, по смирению себя Екклесиаст. 61. См. 1, 11. 62. Хотя бы в смерти и ея характере было отличие мудрого от безумнаго. 63. Слав. мира соотв. τν κσμον-альд., в др. нет. 64. Гр. πστρεψα του ποτααξασθαι-обратихся отрещися-букв. обратился к тому, чтобы отказаться. 65. Гр. ν νδρεα-слав. в мужестве. 66. Гр. μερδια-награду земную, состоящую в пользовании имуществом, приобретенным трудом. 2, 10. 67. Букв. дни его скорбей, раздражения-забота его. 68. Т. е. ни днем, ни ночью человек не знает покоя и отдыха, а трудом его пользуется другой.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Разъяснив одну часть недоумений касательно специального значения слова menazzeach, мы обращаемся теперь к разрешению второго вопроса и именно: кого нужно разуметь под начальником? Чтобы представить дело в возможной ясности, мы должны кратко упомянуть о музыкальном устройстве хоров в Ветхозаветной церкви. Из всего количества Левитов для пения и игры при богослужении были назначены Давидом четыре тысячи человек ( 1Пар. 23:4 ), которые по чредам распадались на двадцать четыре отделения; в каждом из них было по двенадцати руководителей и учителей, составлявших в совокупности отборный хор из 288 лиц ( 1Пар. 25 гл.). Главными начальниками были Асаф, Еман и Ефан или Идифун (по слав.: Ефам, Идифум) ( 1Пар. 31:38, 39, 44; 15:17; 25:1 и др.). По-видимому, всего естественнее было бы мыслить при menazzeach трех означенных управителей, но есть факты, которые заставляют некоторых комментаторов думать иначе. В составе Псалтири мы встречаем пять произведений, приписываемых заглавиями Асафу (75, 76, 77, 80, 81 по Евр.). Находят странным то обстоятельство, что Асаф, главнейший из членов певческого левитского сонма ( 1Пар. 16:5 : Asaph harosch) будто бы передавал свои песни для музыкальной обработки и исполнения какому-нибудь другому начальнику. Посему, ограничивая объем понятия menazzeach, придают последнему значение не управляющего музыкой, но учителя (Sangmeister) 53 , того, кто должен переложить известный псалом на музыку и разучить в левитском хоре 54 . Это объяснение имеет против себя свидетельства надписаний и вызывает новые недоумения. Во-первых, по нему выходит, что menazzeach не может относиться к главному начальнику, ибо Асаф, хотя и был таковым, однакоже ставил в заглавии своих творений подобное обозначение. Это на первый взгляд, конечно, не совсем понятно, но ведь остается во всей своей загадочности и при воззрении Делича и его сторонников, и им приходится ограничиваться только ссылкою на крайнюю редкость подобных примеров 55 . Надписание пс. 77 (по Евр.) с несомненностью убеждает нас в том, что Асаф, несмотря на свое главенство, передал свою песнь начальнику хора Идифунова“, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

54 Здесь не следует искать смысловой связи; скорее мы имеем дело с поэтическим приемом использования созвучий, распространенным в мировой литературе; ср. одеяйся светом яко ризою (Пс 103:2), где созвучия нет, но образ от этого не страдает. — Ред. 55 Преп. Максим Исповедник. О различных затруднительных местах Священного Писания. Вопрос XLIV//Творения. Т. 2, с. 115. 57 Познание, которое хранит Древо — da’at. Это же слово обозначает и супружеское единение. Интересен выбор именно этого слова: познание, а не ‘мудрость’, или ‘разумение’, или ‘ведение’. То, что можно познать с древом познания, познаваемо только любовью и в любви. И путь приближения к познанию подобен пути, которым человек подходит к любви. Насилие же есть верное средство убить любовь. 61 Fiat justitia, pereat mundi (лат.) ‘да будет справедливость (букв. ‘право’), пусть (даже) погибнет мир’. — Ред. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 8 июня, 2020 24 июля, 2019 29 июля, 2016 30 марта, 2016 29 марта, 2016 12 апреля, 2015 8 июля, 2013 4 мая, 2013 4 мая, 2013 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 7785438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.)

http://pravmir.ru/muzhchina-i-zhenshhina...

34. Pag. 968. 35. Pag. 968. 36. Pag. 968. 37. Pag. 969. 38. Pag. 970. 39. Pag. 970. 40. Pag. 970. 41. Pag. 972. 42. Pag. 974. 43. Pag. 974. 44.  …сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже (Пс. 50. 19. Pag. 974). 45. Pag. 974. 46. Pag. 974. 47. Pag. 975. 48. Pag. 975. 49. Pag. 976. 50.  Злоба его обратится на его голову, и злодейство его упадет на его темя (Пс. 7. 17). 51. Pag. 976. 52. Pag. 1084. 53. Pag. 1071. 54. Pag. 1069. 55. Pag. 1069. 56. Pag. 1069. 57. Pag. 1067. 58. Pag. 1071. 59. Pag. 1069. 60. Pag. 1077. 61. Алфавитный патерик. 62. Pag. 1077. 63. Pag. 1077. 64. Преподобный Варсонофий Великий. Ответ 269. 65. Pag. 1073. 66. Pag. 1073. 67. Pag. 1073. 68. Pag. 1073. 69. Pag. 1075. 70. Pag. 1075. 71. Pag. 1075. 72. Pag. 1075. 73. Pag. 1075. 74. Pag. 1075. 75. Pag. 1075. 76. Pag. 1075. 77. Pag. 1075. 78. Pag. 1075. 79. Pag. 1075. 80. Pag. 1075. 81. Pag. 1076. 82. Pag. 1076. 83. Pag. 1076. 84. Pag. 1076. 85. Алфавитный патерик. 86. Pag. 1076. 87. Алфавитный патерик. 88. Pag. 1076. 89. Pag. 1076. 90. Pag. 1076. 91. Pag. 1076. 92. Pag. 1076. 93. Pag. 1076. 94. Pag. 1076. 95. Pag. 1076. 96. Pag. 1076. 97. Pag. 1076. 98. Pag. 1077. 99. Pag. 1077. 100. Pag. 1077. 101. Pag. 1077. 102. Pag. 1077. 103. Pag. 1077. 104. Pag. 1077. 105. Pag. 1077. 106. Pag. 1077. 107. Pag. 1077. 108. Pag. 1077. 109. Pag. 1077. 110. Pag. 1077. 111. Pag. 1077. 112. Pag. 1078. 113. Pag. 1078. 114.  …все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская (1 Ин. 2. 16). 115. Pag. 1078. 116. Pag. 1078. 117. Pag. 1078. 118. Pag. 1078. 119. Pag. 1078. 120. Pag. 1078. 121. Pag. 1080. 122. Pag. 1080. 123. Pag. 1080. 124. Лк. 12. 35. 125. Pag. 1080. 126. Pag. 1080. 127. Pag. 1080. 128. Pag. 1080. 129. Pag. 1080. 130. Pag. 1080. 131. Pag. 1080. 132. Pag. 1080. 133. Pag. 1080. 134. Pag. 1080. 135. Pag. 1080. 136. Pag. 1081. 137. Pag. 1081. 138. Pag. 1081. 139. Pag. 1081. 140. Pag. 1081. 141. Pag. 1081. 142. Pag. 1081. 143. Pag. 1081. 144. Pag. 1081. 145. Pag. 1081. 146. Pag. 1081. 147. Pag. 1081.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Пс.77:50. Путесотвори стезю гневу Своему: и не пощаде от смерти душ их, и скоты их в смерти заключи. Пс.77:51. И порази всякое первородное в земли Египетстей, начаток всякаго труда их в селениих Хамовых. Пс.77:52. И воздвиже яко овцы люди Своя, и возведе я яко стадо в пустыни, Пс.77:53. И настави я на упование, и не убояшася: и враги их покры море. Пс.77:54. И введе я в гору святыни Своея, гору сию, юже стяжа десница Его.    Повелел твердо «уповать» на Него и не приходить в боязнь. «Гора святыни» — Иерусалим и Церковь Святая, «юже десница» Божия, Христос Господь, «стяжа» Себе Кровию Своею на Кресте излиянною на Голгофской «горе» (Златоуст). Пс.77:55. И изгна от лица их языки, и по жребию даде им [землю] ужем жребодаяния, и всели в селениих их колена Израилева. Пс.77:56. И искусиша и преогорчиша Бога Вышняго, и свидений Его не сохраниша. Пс.77:57. И отвратишася, и отвергошася, якоже и отцы их: превратишася в лук развращен. Пс.77:58. И прогневаша Его в холмех своих, и во истуканных своих раздражиша Его. Пс.77:59. Слыша Бог и презре, и уничижи зело Израиля, Пс.77:60. И отрину скинию Силомскую, селение еже вселися в человецех. Пс.77:61. И предаде в плен крепость их, и доброту их в руки врагов. Пс.77:62. И затвори во оружии люди Своя, и достояние Свое презре. Пс.77:63. Юношы их пояде огнь, и девы их не осетованы быша. Пс.77:64. Священницы их мечем падоша, и вдовицы их не оплаканы будут.     «Девы их не осетованы», быша, потому что некому было попечалиться и пожалеть об умерших (Златоуст). Пс.77:65. И воста яко спя Господь, яко силен и шумен от вина. Пс.77:66. И порази враги Своя вспять, поношение вечное даде им. Пс.77:67. И отрину селение Иосифово, и колено Ефремово не избра: Пс.77:68. И избра колено Иудово, гору Сионю, юже возлюби. Пс.77:69. И созда яко единорога святилище Свое: на земли основа и в век.     «И избра колено Иудово» ради «Мессии»; «гору Сион возлюби» ради «храма», на ней построенного; «святилищем» называет иерусалимский храм, настолько сильный и славный, как силен и славен между зверями «единорог» (носорог) (Афанасий).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Сысуев П. Быт патриархов еврейского народа//ПС. 1900. Т. 1. С. 419–467, 703–752; Т. 2. С. 127–136; Т. 3. С. 222–245, 388–428; 1901. Т. 1. С. 54–79, 176–206, 444–473; Т. 2. С. 65–116. Богородский Я. А. Происхождение мира//ПС. 1901. Т. 1. С. 398–416, 508–568; Т. 2. С. 489–507, 617–640. Воскресенский А. Древности Иосифа Флавия и Пятокнижие Моисея//ПС. 1901. Т. 1. С. 47–100. Песоцкий С. Повествование ассиро-вавилонских клинообразных надписей о творении мира//ТКДА. 1901. 10. С. 226–228. Покровский А. И. Библейское учение о первобытной религии: Опыт библейско-апологетического исследования. Сергиев Посад, 1901. 530 с. [Никольский П.] Ассиро-Вавилонские памятники и Ветхий Завет //ВиР. 1903. 8. Ч. 2. С. 394–402; 1905. 9. Ч. 1. С. 533–552. Богородский Я. А. Происхождение человека, его природа, достоинство и назначение: Церковно-библейское учение. Лженаучное воззрение//ПС. 1903. Т. 1. С. 55–74, 147–176,295–318. Елеонский Ф. Г. Разбор приводимых отрицательной критикой доказательств неправильности верований древнего Израиля относительно места присутствия Бога Израилева//ХЧ. 1903. Ч. 2. 9. С. 289–314. Протопопов В. Еврейские патриархи//ПС. 1903. Т. 2. С. 243–285; Т. 3. С. 413–440, 561–589. Рыбинский В. П. Вавилон и Библия //ТКДА. 1903. 5. С. 113–144. Богородский Я. А. Первоначальное жилище человека на земле – рай в Эдеме//ПС. 1904. Т. 1. С. 1–24, 163–184. Он же. Жизнь первозданных людей в раю//ПС. 1904. Т. 2. С. 337–362, 529–548. Медведев А. П. Всемирный потоп с научной точки зрения. СПб., 1904. IV, 146 с. Михайлов А. В. К вопросу о литературном наследии свв. Кирилла и Мефодия в глаголических хорватских миссалах и бревиариях: Из истории древнеславянского перевода книги Бытия пророка Моисея: Доклад, прочитанный в Обществе истории филологии и права при Варшавском университете. Варшава, 1904. 145 с. Юнгеров П. А. Положительные доказательства подлинности Пятокнижия//ПС. 1904. Т. 1. С. 299–317, 499–509; Т. 2. С. 645–653. Он же. Систематичность и исторический характер Пятокнижия//ПС. 1904. Т. 2. С. 852–867. Бетекс Ф. Первая страница Библии/Пер. с нем. Одесса, 1905. 77 с.; Гальбштадт, 2 1911. 84с.; 3 1912. 412с.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

47. соб ET, себе Л, собе Р. 48. порученнии С, порученьи Т. 49. рускои ЕЛПРСТУ. 50. митропольи ЕРС. Буква «л» выносная, окончание ю Т. 51. архиепи Ε, архиепископы ЛОПРСТУ. 52. архимандриты ЕОТУ, архимариты Л, анхимандриты ПС, архиимандрриты P. 53. Нет Е. 54. игумени П. 55. честныя ЕЛПРТУ. 56. духовне ЕСТ, духовън Р. 57. беседовати П. 58. Нет Е. 59. потщателне ЕУ, потщателно ПС, подщателне РТ. 60. преподобнем ЕР, преподобнм Л. 61. отцы ЕЛОРТ, отце П, отц С. 62. Макарьи ЕРТ, Макарие ПС. 63. новоявленым Р. 64. чюдотворцы ЕУ, чюдотворц ЛП, чюдотворце ОС, чюдотворцымъ (буквы «мъ» зачёркнуты) Ρ, чудотворцы Т. 65. глаголюще О. 66. себе Л. 67. Бог ЕТ. 68. Слово переделано из проявляет У. 69. во ЕТУ во во (первый предлог зачёркнут) Р. 70. совтех ЕЛСТУ, съвтех О, советех П, совте Р. 71. паки ЕОПРТУ. 72. глагола Л, глаголюще О. 73. похвалаему Т. 74. возвеселятся Л, веселяться С. 75. инъ ЕЛРСТ, ин П. 76. речено О. 77. можеть П. Буква «т» выносная ЛОС, Буква «ж» выносная, е нет У. 78. верху ЕЛОТУ, врьху ПС, врху Р. 79. Нет У. 80. стоа ОС. 81. светилник ЕПСТ, свтилника Л, светилникъ Р. 82. сосудом ЕОПРТУ, спудом С. 83. скрыт ЕРТ, съкрыти Л, сокрытися У. 84–85. новоявълен Е, новоявлен Т. 86. свет П. 87. свм У. 88. Нет ЕРТУ. 89. сьветилника Е, Слово под титлом Р, светилника Т. 90. Доб.: и Р. 91. рачяше Р. 92. Богь ТУ. 93. скрыти ЕРТ, сокрыти У. 94–95. новоявленному ЕР, новоявленому Т. 95. явленну У. 96. Нет ЕРТ. 97. Доб.: Богу нашему слава всегда и нын и при. сно и в вки вком. Аминь С, Богу нашему слава и нын и присно и в вки вком. Аминь Т. 321 Данная статья является продолжением серии наших публикаций о святых, монастырях и книжных памятниках Каргопольского края. См. Пигин А.В. 1) Народный культ Александра Ошевенского в Каргополье//Живая старина. 1998. 4. С. 22−25. 2) Святой Александр Ошевенский в старообрядческой письменности (Чудо о некоем муже Евтропии)//Музей и краеведение на Европейском Севере. Петрозаводск, 2001. С. 41−48. 3) К изучению литературы и книжности Каргополья (повести о чудотворной иконе святых Николая, Варвары и Параскевы и о создании Лебяжьей пустыни)//Локальные традиции в народной культуре Русского Севера: (Материалы IV Междунар. науч. конф. «Рябининские чтения, 2003»). Петрозаводск, 2003. С. 362−367.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

У многих псалмов есть надписания, нечто вроде заголовков, которые тоже требуют истолкования. Некоторые надписания указывают на авторство. Об этом уже шла речь выше. Отдельная группа надписаний содержит указания на обстоятельства, в связи с которыми псалмы были написаны (псалмы 3, 17, 55, 56). Кроме того, встречаются такие, которые указывают на характер псалма: «Аллилуия» – «Хвалите Бога» (псалмы 105, 106, 113–118, 134, 145–150); «Разума» или «в научение» (псалмы 31, 44, 51, 52, 73, 77); «Хвала», «молитва» (псалмы 16, 85, 89, 101). Еще одна группа указывает на время или на способ исполнения. Например, надписания «песнь» (например, псалмы 38, 53, 54, 60), «псалом песни» (псалмы 29, 47, 64) и «песнь псалма» (псалмы 65, 82, 87) указывают на инструментальное или вокальное исполнение [см. 69, т. 4, с. 131]. Некоторые слова, переведенные в синодальном переводе как «на струнных орудиях» (псалом 4, 53) или «на Гефском орудии» (псалмы 8, 80, 83), могли обозначать вид музыкального инструмента для аккомпанемента. Но мы не должны останавливаться только на возможном буквально–прагматическом значении надписаний. Если вы откроете святоотеческие толкования, то увидите, что здесь может быть раскрыт и духовный смысл. Приведу лишь некоторые примеры: « в конец» (псалмы 4, 6, 8 и др.) – «означает, что предсказываемое пророчеством исполнится после в отдаленные времена» с. 23, ср. 5, с. 56]; « наследствующий» (Пс. 5: 1), есть боголюбивая душа или Церковь» с. 56; ср. 72, с. 26]; « возлюбленным (Пс. 44: 1) пророк называет Сына Божия» с. 154; ср. 5, с. 150]; « точила» (Пс. 8: 1) «суть Церкви, собирающие плоды преуспевающих в благочестии» с. 56], «потому что и Господь именуется виноградною лозою» с. 35]. 21.4. Виды псалмов Для удобства изучения псалмы разделяются иногда на три группы по преимущественному содержанию, по которому они и называются. Есть псалмы молитвенные (псалмы 85, 89, 107). Есть псалмы учительные (псалмы 31, 73, 77), к которым, как правило, принадлежат те, в которых в надписании стоит слово «учение» или «в научение». Есть псалмы хвалебно–благодарственные (псалмы 145, 146). К ним относятся, в частности, все, которые в надписании содержат слово «песнь», «аллилуия», «хвала», «во исповедание».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010