Видите, какою малостью началось и до чего дошло! Господь не допустил сего старца до конечного падения и устроил ему вразумление, раскаяние и возвращение на прежнее место, как и возвращение блудного сына к отцу. Но этим себя никто из падающих не обнадеживай, а на одно смотри, как зачинались их падения, и сие зачало предотвратил попекись. Их, как и многих других, возвратил Господь опять на добрый путь; а тебя, может быть, предаст в руки падения твоего, не по гневу, а по невозможности пособить тебе, потому что крепко разобьешься. А это ведь — увы и горе, — каких не дай Господи испытать никому. Все сие я веду к тому, чтоб внушить вам, что с греховными помыслами, могущими привести ко греху, как бы ни были они на первый раз незначительны, лучше не иметь никакого соглашения, а сразу отражать их и прогонять; и если уже мало–мало успели они опутать, поспешить разорвать союз с ними без жаления. Уж куда нам пускаться в это море. Праматерь чистая была, а враг тотчас сбил ее с пути; и старец какой был совершенный, а враг в три дня совсем разбил его. Отчего это? Оттого, что не поостереглись на первом шагу. Прогони они врага в первом его приражении, ничего бы не было из того, что они испытали. Так всегда было и будет. Так и между нами бывает. Не увлекайся благовидностями и не слушай врага. Заповеди знаешь? Их и держись и ими измеряй шаги свои; все же другое прочь гони, и безопасен будешь от падений. Кто призирает «на заповеди», не постыдится (Пс.118,6). И «юнейший» исправляет путь свой, когда хранит их (Пс.118,9). Кто в сердце своем скроет «словеса» заповедей, тот не согрешит (Пс.118,11). Пусть «князи» тьмы замышляют ему пагубу, он не боится, ибо погрузился во «свидеиия» (заповеди) и оправдания Божий (Пс.118,23–24). Кто заповеди взыщет, тот ходит «в широте»: не запутаешь его (Пс.118,45). Пусть искушения приражаются, но он вспомнит о свидениях и возвратит «ноги свои» на пути правые (Пс.118,59). Он готов встретить их и не смущается, ибо навык «хранить» заповеди (Пс.118,60). Узы грешных помышлений легко разрывает он, потому что никогда «не забывает Закона» Божия (Пс.118,61). Нападки гордых врагов умножаются, он же «всем сердцем» лежит только к заповедям Божиим (Пс.118,69). Иногда и «сердце его усыряется как млеко», но он отрезвляет его поучением в Законе Господни (Пс.118,70). Враги поджидают, как бы «погубить его», а он «заповедию» умудряется перехитрить их (Пс.118,95,98). Пусть много «стужающих» ему, но как он «неправду возненавидел, закон же возлюбил», то «мир мног» осеняет его и нет «соблазна» ему (Пс.118,157,163,165).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=869...

Искомое «коварство» – не интрига; это – зама: «умышление, зло-умышление» ( Пс.26 /25:10). Враги Давида и Мессии неотступно «преследуют коварство» в умственной сфере, чтобы оно достигало такого качества, когда его можно обратить против праведника (ст.157). «Приблизились» к праведному те, кто «от Торы удалились». Когда зломысленно наложили руки на Иисуса, то был достигнут крайний предел удаленности от Учения-Торы. Пс.118:155             Далеко от нечестивых спасение,                         ибо уставов Твоих не ищут. Господь – близок: «близок Ты, Господи» (ст. 151). «Далеко» спасение тех, кто его не хочет – Учения («уставов» Торы) «не ищет». Пс.118:157             Много преследующих меня и врагов моих,                         от свидетельств Твоих я не уклонился. «Враги» суть «преследователи, охотники» за всякого рода умственным коварством (ст.150). Они и есть охотники на праведника; ср.: «князья преследуют меня напрасно» (ст. 161). Псалмы постоянно и в новых выражениях возвращают нас к мысли, что        мы живем в мире вражды духовной, в которой нет перемирия. «Нет такого времени, в которое праведник не был бы гоним, потому что «все, желающие благочестиво жить во Христе Иисусе, гонимы будут " ( 2Тим.3:12 )» (ПсСвОт). Пс.118:158             Я видел изменников и возгнушался [тем],                         что слова Твоего они не сохранили. «Изменники» багад – отмечены в Писании двумя образами: лук, который обращен назад – на своих ( Пс.78 /77:57), и псы ( Пс.59 /58:7). Об изменниках сказано: «не помилуй всех изменников беззаконных» ( Пс.59 /58:6). «Возгнушался» – «был раздражен» до омерзения. О поколении пустыни (которое должно было умереть в пустыне) сказано: «сорок лет Я был раздражаем родом [сим]» ( Пс.95 /94:10). Псалом говорит о тех, кто согрешил к смерти – тем, что они «слова Божьего не сохранили». Пс.118:161             Князья преследуют меня напрасно,                         но словесам Твоим ужасается 558 сердце мое. О своих ненавистниках Христос сказал ( Ин.15:25 ) словами Псалма: «они возненавидели Меня напрасно» – хинам: без вины, даром ( Пс.35 /34:7,19; Пс.69 /68:5). У Христа было «много преследователей и врагов» (ст.157), Его ненавидели «зломысленно» и неотступно (ст. 150), «без вины, напрасно» – и первую роль, среди гонителей имели сарим: «князья», вожди Израиля, авторитеты (архиереи, книжники и фарисеи).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Кто же были псалмопевцами, составившими Псалтирь? В частности, о писателях и происхождении псалмов, согласно выработанным современной западной ортодоксальной, католической и протестантской, и русской богословской литературой, обстоятельным доводам, можно дать следующие сведения. Вторым по времени жизни и первым по количеству составленных им псалмов псалмопевцем был Давид, соединявший в общем сознании с своим именем преимущественно наименование псалмопевца. В Новом Завете именем «Давид» нередко называется вся Псалтирь ( Евр.4:7 ; Деян.2:25 ). В надписаниях, существующих в нынешнем еврейском тексте, Давиду приписываются 73 псалма: 3–31, 33–40, 50–64, 67–69, 85, 100, 102, 107–109, 121, 123, 130, 132, 137–144. Кроме того многие псалмы, не надписанные в нынешнем еврейском тексте именем Давида, согласно ясному новозаветному свидетельству (напр., о Пс.2 ­­ Деян.4:25; 13:33 ; о Пс.94 ­­ Евр.4:7 ) и другим ясным указаниям в их содержании и языке, приписываются также Давиду, так что более половины Псалтири принадлежит ему и по этой принадлежности справедлив и ныне термин: «Псалтирь Давида». Кроме того, этот термин справедлив и потому, что и другие псалмопевцы, особенно из современников Давида, излагают свои чувства и мысли очень сходно с Давидом и являются как бы посредниками его в священном псалмопении. Посему, как имя Самуила не несправедливо носят 1–2 Царств, так и имя Давида Псалтирь. Кроме надписания свидетельством происхождения вышеуказанных псалмов от Давида служит весьма нередкое в них совпадение с историческими и биографическими обстоятельствами Давида, известными из ветхозаветных книг (напр., псалмы 3, 7, 8, 17, 18, 21, 50 и др.), и с вызванным ими настроением Давида, ясно отражающимся в псалмах. Происхождение некоторых псалмов от Давида подтверждается ясным на это указанием в ветхозаветных (напр., о Пс.17 ­­ 2Цар.22 гл.) и новозаветных (о Пс.109 ­­ Деян.2 и Мф.22:43 ; о Пс.40 ­­ Деян.1:16–20 ; о Пс.15 ­­ Деян.2:25–28 ; о Пс.31 ­­ Рим.4:6–8 ; о Пс.68 ­­ Рим.11:9–10 ) книгах. Затем, доказательством происхождения от Давида псалмов, надписанных его именем, служит нередко соответствие их частным историческим событиям в жизни Давида, а также и вообще духу, всему духовному облику Давида, как он изображается в ветхозаветных исторических книгах, например Пс.50 и 2Цар.12 гл.; Пс.3 и 2Цар.15–16 и т. п. Согласно также свидетельству ветхозаветных ( 2Цар.7 гл.) и новозаветных книг ( Мф.22:23 ) о мессианских обетованиях, данных Давиду и отражавшихся на его настроении ( 2Цар.7:16–29 ), и о многих мессианских псалмах, приписываемых ему в Новом Завете ( Деян.2:25–31; 4:25 ), можно думать, что и большинство (кроме 71-го) мессианских псалмов от него же произошли (псалмы 2, 8, 15, 21, 39, 68, 109). Все Давидовы псалмы проявляют его глубокую веру в Бога и в Его постоянное промышление о человеке, в особенности среди страданий и опасностей в земной жизни людей богобоязненных.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

68 пс., ст. 4, 5, 22, 23 и др.), здесь же страдания более моральные (срав. 39 пс. ст. 13, 15–16). При том же, те страдания упоминаются здесь как уже миновавшие. Что касается до причин возникновения этого внешнего сходства, то могло быть, что черты и образы 39 псалма были воспроизведены из 68 и 21 псалмов, как отсюда они буквально и почти все воспроизводятся в 69 псалме (срав. 39 пс. 14–18 с 69 пс. 2–6). Наконец 39 пс. представляет избавление Давида от бед и страданий, изображённых им в 68 и в 21 псалмах. Следовательно страдания, изображающиеся в 39 пс., суть новые страдания Давида, причиною которых едва-ли уже был Саул. Поэтому очень может быть, что в 39 пс. под неподвижным и твёрдым камнем, на котором встал Давид, разумеется его царский престол. Таким образом вот предполагаемые обстоятельства, среди которых явился 39 пс.: с одной стороны, избавление псалмопевца от великих опасностей, по поводу чего он воспевает здесь новую песнь Богу, а с другой-новые опасности, по поводу которых он обращается к Богу с молитвою об избавлении от них. Содержание псалма, соответствующее этим двум различным обстоятельствам, с некоторого рода введением к первому, – является здесь, поэтому, не как раскрытие одной определённой темы, а скорее нескольких, хотя и проникнутых одною идеею о блаженстве упования на Бога. Но уже одно то, что Давид говорит здесь об избавлении от страданий, почти тождественных с теми, которые изображаются в 21, почти всецело мессианском псалме, одно это побуждает думать, что в содержании 39 псалма имеются, между прочим, некоторые элементы мессианские. Потом, свои новые страдания Давид изображает здесь в таких чертах, которые тоже имеют мессианский характер. Трудно при первом чтении понять вполне мысль этих слов. Но, выпустив на время особенно непонятное пока выражение: „Ты открыл мне уши”, можно сказать, что псалмопевец даёт здесь пред лицем Божиим ответ на свой вопрос о том, как и чем он должен возблагодарить Бога за Его милосердие. Ответ псалмопевца состоит в том, что он общается исполнить волю Божию, предписанную в законе Его и начертанную в письмени.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Затем молитвы с исповеданием (опускаемые в большие праздники): Kyrie eleyson, Christe eleyson, Kyrie eleyson, Отче наш и Верую тайно с возглашением последнего стиха в том и другом, респонсории: ст. из пс. 87, 14; 70, 8 (­у нас); 50, 11–14 (в будни еще 12 респонсориев: из пс. 139, 1; 88, 1; 60, 9; 64, 1; 69, 1, содержащие прошения об избавлении от врагов, обетах Богу, о помощи Божией, наше Трисвятое и опять 5 респонсориев из пс. 102, 1–5 о милостях Божиих); 123, 8 (о помощи); священник произносит исповедание (confessio) в грехах Богу, разным святым с прошением к святым о молитвах (Confiteor); хор отвечает: «Да помилует (Misereatur) тебя Всемогущий Бог и, отпустивши грехи твои, приведет тебя к вечной жизни, аминь»; потом приносит исповедание хор, а священник дает такой же ответ с прибавлением: «Прощение (indulgentiam), разрешение и оставление грехов наших да даст нам Всемогущий и Милосердый Господь», и респонсории: «Сподоби, Господи, в день сей без греха сохранитися нам. Помилуй нас, Господи, помилуй нас», и пс. 32, 22; 106, 2, «Господь с вами». Молитва Богу Всемогущему о безгрешном и добродетельном наступающем дне, «Господь с вами…», «Благословим Господа, Богу благодарение» и чтение мартиролога и респонсории после него: «Честна пред Господем» ( Пс. 115:6 ), краткая молитва Пресв. Марии и всем святым об исходатайствовании от Бога помощи и спасения, опять Пс. 123, 8 , Славу Отцу, Kyrie eleyson… Отче наш тайно с возглашением конца, респ. Пс. 89:16, 17 (­ у нас на утрене на стиховне), молитва к Богу Спасителю мира о направлении и освящении сегодняшних чувств, речей и дел в заповедях Божиих, благословение: «lube, Domine, benedicere» (повели, владыка, благословить). «Дни и дела наши в Своем мире да устроит Господь Всемогущий, аминь». Краткое чтение из Сол. 3, 5, респ. опять из Пс. 123, 8 и заключительное благословение: «Благословен Бог . Господь нас да благословит и от всякого зла да защитит и к жизни да приведет вечной; и верных души милосердием Божиим да упокоятся в мире.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Псалом этот составляет продолжение той же молитвы гонимого праведника о помощи, какая содержится в псалме 69, и вообще оба эти псалма так тесно соприкасаются между собою в содержании, характере и языке, и даже в некоторых повторяющихся в них выражениях (ср. Пс.69:2–5 с Пс.70:12–13, 24 ), что многие ученые истолкователи считают 69-й псалом введением к псалму 70. Начало же этого псалма (ст. 1–3) составляет буквальное, с небольшими изменениями, повторение или заимствование из псалма 30 (ст. 2–4) и содержит исполненную надежды молитву об услышании, спасении и защите. Далее псалмопевец продолжает, в частности, молитву о том, чтобы Бог избавил его из-под власти нечестивых (ст. 4), и, выражая твердую надежду на Бога, исповедует, что Господь состоит Покровителем его с самой юности, даже от утробы матерней, и за это он всегда прославляет Его пением (ст. 5–6). Претерпеваемые от врагов гонения и сильная помощь Божия сделали его предметом удивления для многих, вследствие чего он постоянно исполнен искреннего желания восхвалять устами своими славу и величие Бога своего (ст. 7–8). Наступление старости и естественное умаление крепости телесной, а при этом и непрестающая злоба врагов, которые совещались о похищении его и говорили, что Бог оставил его и некому более защищать его, – все это еще более возбуждало в нем и усиливало надежду на покровительство Божие и ожидание скорой помощи (ст. 9–12), с молитвою о постыдном поражении врагов его (ст. 13). Псалмопевец дает потом обещание всегдашнего упования на милость Божию и на возможное с его стороны усиление ревности к прославлению имени Божия. Вместе с тем обещает навсегда возвещать правду Божию и спасение Его, – за недостатком книжной учености он будет возвещать о силе Божией и о правде Его так, как научился от юности, и что видел и узнал по собственному опыту и наблюдению о силе Божией и о чудесах всемогущества и благости Его – от юности и до старости, – все это он возвестит будущим поколениям (ст. 14–19). Господь Бог допустил псалмопевцу испытать великие бедствия, но Он же, несомненно, и поможет ему Своею силою (ст. 20–21), и поэтому псалмопевец изъявляет полную готовность и искреннее желание прославить Бога не только на музыкальных инструментах, но и воспеть истину и правду Его устами своими и проповедать ее языком своим на посрамление всех врагов его (ст. 22–24).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Пс.90:2,3             Скажу Господу: прибежище 477 мое и твердыня 478 моя,                         Бог мой, надеюсь 479 на Него.                   Ибо Он избавит тебя от сети ловца,                         от язвы погибельной. «Сеть» – для ловли птиц ( Притч.7:23 ; Пс.69 /68:23), густая сеть, такая что птице (образ души) не вылететь. «Ловца» йакуш – который ловит на приманку, птицелов ( Притч.6:5 ). Если апостолы были «рыболовы» (рыба – символ Христа), то диавол – птицелов (губит души – заманивает в сеть). «Избавить от сети ловца» – убережет от сетей диавольских 480 . " Язва» девер – слово имеет те же буквы в корне, что давар (слово). Девер (язва) – так называлась одна из казней египетских ( Исх.9:3 ); это была казнь, которая идет от слова Божьего, а не от естественного возбудителя: «и сделал Яхве слово (давар) это… и умер весь скот Египта» ( Исх. 9:6 ). Каждая из казней носила по-своему сверхприродный характер. Источником «язвы» было непосредственно «слово» Яхве. Язва девер упоминается ниже в ст.6. «От язвы погибельной» – «язвы (многих) пагуб» (см. Пс.5:10 ). Диавольская «язва» – возможно, тоже словесной природы (диавол действует, подражая Творцу). В магической практике слово могло быть язвой (ср. наше «заговор»). Диавольская язва несет всякую погибель. И от нее избавляет нас Бог, как и от «сети ловца». Пс.90:4             Опереньем Своим Он покроет тебя,                         и под крылами Его будешь уповать,                         щит и попечитель – истина Его. «Опереньем покроет» – водительство Бога по отношению к Своей Церкви выражается в действиях, когда Бог, подобно орлу – носит Своих детей на Своем «оперении» (эбра) и покрывает крыльями: у орла самая большая подъемная сила крыла и длинные перья ( Втор.32:11 ; Иез.17:3,7 ). Писание предлагает образ легко представимый: Господь – Птица заботливая о птенцах. Эта Птица бережет своих детей от птицелова-диавола. «Уповать» – «искать защиты, искать убежища»; один из трех видов надежды ( Пс.2:12 ); ср.: «укроюсь (буду уповать) в крове крыл Твоих» ( Пс.61 /60:5).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

26. «Оболгаху мя» – оклеветали меня. Еврейское слово означает собственно: «противились мне, враждовали со мною». 27. «Зане гонях благостыню» – т.е. за то, что я стремился быть благожелательным, старался быть хорошо расположенным к врагам моим. Так, по-видимому, следует понимать славянский текст этого места. Более ясный смысл получается, если держаться лучших рукописей греческого текста, где вместо «благостыню» читается «правду», и следовательно вся фраза означает: «за то, что я стремился к правде», старался быть праведным. Однако чтение, которому следовали славянские переводчики, ближе к еврейскому тексту, где это место читается так: «за то, что следую добру». «Гонях» – это буквальный перевод с греческого, где глагол «гнать» значит преследовать кого-либо или что-либо, стремиться к чему-либо. Ср. Пс.33:15 : «Уклонися от зла и сотвори благо: взыщи мира, и пожени и», т.е. «уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним». 28. «Вонми в помощь мою» – «Вонми» (повел, накл. от глаг. «вняти») значит «будь внимателен, услышь, обрати внимание»; поэтому «вонми в помощь мою» значит: обрати внимание на то, чтобы помочь мне, т.е. постарайся спасти меня, поспеши мне на помощь. В таком смысле это выражение встречается в Псалтири еще 4 раза: Пс.21:20 : «Ты же, Господи, не удали помощь Твою от мене: на заступление мое вонми»; Пс.39:14 : «Благоволи Господи избавити мя: Господи, во еже помощи ми вонми»; Пс.69:2 : «Боже в помощь мою вонми: Господи, помощи ми потщися»; Пс.70:12 : «Боже мой не удалися от мене: Боже мой в помощь мою вонми». В еврейском тексте во всех этих случаях стоит «поспеши на помощь мне» (Сравни в Пс.58:6 «вонми» с неопредел. наклонением: «вонми посетити вся языки» – «восстань посетить все народы»). Псалом 62 Боже, Боже мой, к Тебе утренюю, возжада Тебе душа моя, коль множицею Тебе плоть моя, в земли пусте и непроходне, и безводне. Тако во святем явихся Тебе, видети силу Твою и славу Твою. Яко лучши милость Твоя паче живот, устне мои похвалите Тя. Тако благословлю Тя в животе моем, о имени Твоем воздежу руце мои. Яко от тука и масти да исполнится душа моя, и устнама радости восхвалят Тя уста моя. Аще поминах Тя на постели моей, на утренних поучахся в Тя. Яко был еси Помощник мой, и в крове крилу Твоею возрадуюся. Прильпе душа моя по Тебе, мене же прият десница Твоя. Тии же всуе искаша душу мою, внидут в преисподняя земли, предадятся в руки оружия, части лисовом будут. Царь же возвеселится о Бозе, похвалится всяк кленыйся Им, яко заградишася уста глаголющих неправедная.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Samarin/...

Логика жизни народа Церкви – жить по-Божьи и так наполняться, иначе его «накормят» презрением до отвала: Пс.122:4             до предела своего 566 насыщена душа наша                         посмеянием беспечных,                         презрением гордых 567 . Надменность может происходить от разных источников; здесь – от «беспечности», от беззаботной и сытой жизни. Те, кто сами не знали горя, над другими посмеиваются. Гордые – презирают. Пс.123:1,2             Если бы не Господь был с нами, –                         да скажет Израиль, –                   если бы Господь был с нами, –                         когда восстал на нас человек… Человечество ( адам ) восстает на тех, кто живет по-Божьи. Эта истина все больше уясняется к концу времен. «Живыми поглотили бы» – как кит «проглотил» (бала) Иону ( Ион.2:1 ). Так желает пророк внедрить в сознание верующих, что на них разинута пасть диавола. «Поглотить» (бала) – совершенно изъять из этого мира; именно «поглотить» Христа хотели адские силы: «да не говорят в сердце своем: «Ага! – [по] душе нашей!.. мы поглотили его! " » ( Пс.35 /34:25). «Проглотить живыми» – такое было однажды, когда грешных (бунтовщиков Исхода) «земля поглотила, и они живыми сошли в Шеол», но это Господь «творением сотворил» ( Чис.16:30 ) – как абсолютно уникальное событие. Здесь же враги Церкви хотят воспроизвести то событие – «поглотить живьем»: это – предел злобности, которого люди без помощи диавола достичь не могут. Пс.123:4             …то воды перехлестнули бы нас,                         поток прошел бы над душою нашей… Потопление водой – пребывание во аде ( Ион.2:6 ); ср.: «я вошел в глубины вод, и стремнина перехлестывает меня» ( Пс.69 /68:3). Создается противоречивый образ – «гнев горит, вода перехлестывает». Горит гнев такой, что водой не гасится. «Поток пошел» – «поток страшен только до времени, а потом слишком упадает, вдруг истощаясь» (ПсСвОт). Пс.123:5             …то прошел бы над душой нашей,                         [это] – воды наглые.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

слав. пер. завьри, то есть положи завору или преграду). д. Да постыдтс и посрамтс дш мою, да возвраттс вспть и постыдтс м 4. Да постыдятся и посрамятся ищущие души моей; да обратятся назад и покроются бесчестием умышляющие мне зло; Да бдтъ к прахъ пред лицемъ втра, и Агглъ Гдень скорбл ихъ: 5. да будут они, как прах пред лицем ветра, и Ангел Господень да прогоняет их; Да бдетъ пть ихъ тьма и ползокъ, и агглъ гдень погонй ихъ: 6. да будет путь их темен и скользок, и Ангел Господень да преследует их, В 4–6 повторяется, только в других выражениях, вы сказанная в 3 ст. мольба о преграждении пути гонителям, то есть о том, чтобы они явлением божественного заступления принуждены были прекратить свое преследование. 4 . Пусть ищущие души моей, то есть домогающиеся убить меня (ср. 1Цар.20:1 б –2 б ; 24:12 б ; Пс.30:14 ) постыдятся и посрамятся, то есть не успеют в своем злом намерении (ср. Пс.24:3 ), но Твоею божественною силою принуждены будут отказаться от своих замыслов и со стыдом возвратятся назад, то есть перестанут преследовать меня (ср. 1Цар.23:28; 26:25 ;=Евсевий, Феодорит, Зигабен, также св. Афанасий на Пс.69:3 ). 5 . Пусть мой гонители и приведенное ими войско, вместо того, чтобы в стройном порядке производить поиски за иною, будут, как прах пред лицем ветра, то есть устрашенные божественною силою, в рассыпную бросятся бежать назад и рассеются, как пыль, раздуваемая ветром (ср. Пс.27:43 и Зигабена), и пусть Ангел Господень, ополчающийся на защиту богобоязненных ( Пс.33:8 ), неотступно гонит бегущих, будто толкая (евр.) их сзади постоянным страхом и не давая прийти в себя и вернуться опять к преследованию. скорбл ихъ – переносное значение греческого κθλβον, которое собственно значит вытесняя, или сходно с евр. – выталкивая, и очень хорошо выражается русским (=халд.-сирск. и Вульг.) да прогоняет их. 6 . Пусть, в виду являемого мне божественного заступления, мои враги сознают полную невозможность преследовать меня, как будто бы они застигнуты были мраком ночи и путь их оказался скользким (слав. ползокъ, то есть так скользок, что нельзя идти, а нужно пробираться ползком), как в зимнее ненастное время в Палестине (см. Климат Св. земли Душ. Чт. 1878, II стр. 114), – при каких условиях в горах, где укрывался Давид, совершенно невозможно производить поиски, – а потому пусть они откажутся от своего злобного намерения и поспешно уйдут домой, как бы невидимо гонимые Господним Ангелом (Феодорит и Зигабен).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010