Да восстанет (воскреснет) Бог, и расточатся враги Его, и да бегут от лица Его ненавидящие Его (Пс. 67, 2), которые в нашем сознании прочно связаны с Пасхой Воскресения Христова. Однако первоначально он был посвящен в Ветхом Завете победному шествию Бога со Своим народом из Египта на гору Синай, а затем на гору Сион в Иерусалиме. Павел приводит один из стихов: Ты восшел на высоту, пленил плен, принял дары для человеков... (Пс. 67, 19) И тут апостол дает толкование, методологически сходное с принятым тогда в иудействе. Иудейский Таргум (вольный пересказ-толкование) толкует это место, совершенно справедливо полагая, что имеется в виду Моисей, который взошел на Синай («восшел на высоту») и получил Закон, чтобы дать его народу («дал дары для человеков»): Ты восшел на небо, Моисей, пророк, ты пленил плен, т. е. принял слова Закона, ты дал их сынам человеческим, и на противящихся, если они обратятся, почивает Святое Присутствие Господа Бога. Павел же переосмысливает иудейское толкование, имея в виду, что Иисус — второй Моисей. Он взошел на небо после того, как спустился на землю и даже в преисподнюю: 7 Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова. 8 Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. 9 А «восшел» что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? 10 Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все (Еф. 4, 7-10). Вновь — Пасхальное событие Иисуса (см. § 18). На этот раз оно представлено в терминах прославления, восшествия. А далее ап. Павел говорит о различных дарах и служениях в Церкви, которые таким образом дарованы свыше, от Бога, через снисшедшего и восшедшего Иисуса (см. Еф. 4, 7. 11 слл.) Говоря еще более конкретно, имеется в виду Пятидесятница — ниспослание Святого Духа. Это событие произошло в день воспоминания дарования Закона, каким был иудейский праздник Пятидесятницы. Один иудейский учитель времен первых христиан (р. Иоханан, между 90-130-м годами по Р. Х.) учил, что глас Божий, вещавший с горы Синай в день дарования Закона (см. Исх. 20, 18; Втор. 4, 12), разделился на семьдесят языков. На языке иудейского богословия семьдесят — число всех народов мира. Иначе говоря, Бог обращается ко всем народам.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

кг. И бдтъ тво, и кнгини ихъ кормилицы тво: до лица земл поклонтс теб и прахъ ногъ твоихъ ближтъ, и увси, к азъ гдь бгъ, и не посрамтс м. 23. И будут цари питателями твоими, и царицы их кормилицами твоими; лицом до земли будут кланяться тебе и лизать прах ног твоих, и узнаешь, что Я Господь, что надеющиеся на Меня не постыдятся. Ст. 23 ср. 60:16. Теперь о материальном благополучии Сиона будут пещись не цари иудейские, а цари и правители языков. Они будут кланяться ему до земли, и будут лобызать самый прах ног его. кд. возметъ кто исполина крысти; и аще кто плнитъ неправедн, спасетлис; 24. Может ли быть отнята у сильного добыча, и могут ли быть отняты у победителя взятые в плен? Зан так глетъ гдь: аще кто плнитъ исполина, возметъ крысти: вземлй же крпкаг спасетс: азъ же прю твою разсжд и азъ сыны тво избавлю: 25. Да! так говорит Господь: и плененные сильным будут отняты, и добыча тирана будет избавлена; потому что Я буду состязаться с противниками твоими и сыновей твоих Я спасу; Ст. 24–25. Для того, чтобы из языческого мира могли произойти чада Сиона, для сего он предварительно должен освободиться из-под власти сильного, т. е., сатаны ( Мф.12:29 ). Такое избавление его, невозможное для человеческих усилий, становится возможным лишь потому, что сам Господь поразит сильного, т. е., сатану, и возьмёт похищенное им ( Лк.11:22 ), ср. обясн. Ис.40:10 . Хорошо по поводу этих двух стихов пишет блаж. Иероним: «Господь наш и Спаситель, который сказал прежде чрез Исаию, сам повторяет ту же мысль в Евангелии: Как можетъ кто внити в домъ крпкаг, и сосды ег расхитити, аще не перве свжетъ крпкаг, тогда домъ ег расхититъ; ( Мф.12:29 ). Крепкий и исполин есть диавол, покоривший под свою власть все народы, осмелившийся сказать Спасителю: си вс теб дамъ, аще падъ поклониши ми с ( Мф.4:9 ). Ибо мир лежал во власти злого, которого не мог победить ни один из праведников; никто, согласно Амосу, не мог вырвать добычи из уст львовых ( Ам.3 ). Итак, предложивши вопрос, что ужели никто не может победить крепкого исполина и спасти то, что им было похищено, Господь отвечает, что всё это должно совершиться в его пришествие, т. е., что взятые прежде народы у исполина будут отняты: вся утварь его и весь дом его будет разделён апостолам, когда исполнилось то, что написано: царь силъ возлюбленнаг красотою дом раздлити корысти ( Пс.67:12 ), – тот именно, что возшедъ на высот плнилъ плнъ, и дад дани в человцехъ (ср. Пс.67:19 ; Еф.4:8 ), т. е., тех, которые прежде были похищены на смерть, возвратил к жизни. Вместо: =в р.-с. и пленённые сильным будут отняты, и добыча и т. д., 70 читали: , почему: ν τις ιχμαλωτεστ γγαντα, λψεται: σκλα, λαμβνων δ= аще кто плнитъ исполина, возметъ крысти, вземлй же и далее.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

Пс.67:5 .  Пойте Богу нашему, пойте имени Его, превозносите Шествующего на небесах; имя Ему: Господь, и радуйтесь пред лицем Его. «Воспойте Богу, пойте имени Его: путесотворите возшедшему на запады, Господь имя Ему: и радуйтеся пред Ним». Здесь Пророческое слово предлагает священным Апостолам с ликованием и песнопением идти к язычникам, и уготовать путь Всецарю всяческих. Сие же сходно с тем, что сказал им Господь: «шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» ( Мф.28:19 ). Преподаянием сего учения и пакибытием крещения путь суровый обращался в гладкий и уготовлялся Богу, восхотевшему, по слову Пророка, вселиться и походить в них ( Лев. 26, 12 ). Говорит же Пророк, что возшел Он на запады, означая тму, обымавшую тогда человеческия души. Симмах перевел сие: «уравняйте путь ездящему по земле необитаемой». Необитаема же пустыня, и пустынею Божественное Писание называет часто язычников. Ибо сказано: «возвеселися пустыня жаждущая» 17 ( Ис. 35, 1 ); и еще: «яко многа чада пустыя паче, нежели имущия мужа» ( Ис. 54:1 ). Над сею-то пустынею, необитаемою, лишенною света, и потому названною западом, взошло Солнце правды и разсеяло мрак, и необитаемую соделало храмом Своим. Пс.67:6 .  Отец сирот и судья вдов Бог во святом Своем жилище. «Да смятутся от лица Его, отца сирых, и судии вдовиц». Ибо не стерпят пришествия Его, зная, что Он – правдивый судия. А попечительностию о вдовах, заботливостию о сиротах Пророк выразил правдивость Его Промысла, который демонов приводит в смятение и страх, как открывает нам божественная евангельская история. Ибо, слышим, сами они говорят: " что нам и Тебе, Сын Божий? пришел Ты прежде времени мучить нас» ( Мф.8:29 ). «Бог в месте святем Своем». Поскольку Пророк сказал: «да воскреснет Бог», и: «путесотворите возшедшему на запады», то кстати присовокупил и сие, чтобы никто не мог подумать, будто бы Бог всяческих совершает дела Своего смотрения, переходя с места на место. Подобно сему сказанное Господом: «никтоже взыде на небо, токмо сшедый с небесе Сын человеческий, сый на небеси» ( Ин. 3:13 ). Ибо сим Господь, как показал неописуемость Божественнаго естества, так научил о Себе, что Он и снисшел, и пребывая долу, живя с человеками, был на небе, не отлучался от Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Зачало 213. Аллилуия, глас 6 Стих: Блажен муж, боящийся Господа, заповеди Его он возлюбит крепко. Стих: Сильным на земле будет семя его. Пс 111:1, 2а 20. Святого пророка Илии Прокимен, глас 4 Ты — священник вовек,/по чину Мелхиседека. Стих: Сказал Господь Господу моему: «Сиди справа от Меня, доколе не положу врагов Твоих подножием ног Твоих». Пс 109:4б, 1 Зачало 57а. Аллилуия, глас 4 Стих: Моисей и Аарон среди священников Его, и Самуил — среди призывающих имя Его. Стих: Свет воссиял праведнику и правым сердцем — веселие. Пс 98:6а; 96:11 22. Равноапостольной Марии Магдалины Дивен Бог во святых Своих;/Бог Израилев. Стих: В собраниях благословляйте Бога, Господа, от источников Израиля. Пс 67:36а, 27 Зачало 141. Аллилуия, глас 1 Стих: С терпением уповал я на Господа, и Он внял мне. Стих: И поставил на скале ноги мои, и направил стопы мои. Пс 39:2а, 3б 23. Почаевской иконы Пресвятой Богородицы Прокимен, глас 3, Песнь Богородицы Величает душа Моя Господа,/и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моём. Стих: Что призрел Он на смирение рабы Своей; ибо вот, отныне будут называть Меня блаженной все роды. Лк 1:46–48 Зачало 320. Аллилуия, глас 2 Стих: Восстань, Господи, войди в покой Твой, Ты и ковчег святыни Твоей. Стих: Клялся Господь Давиду в истине и не отречется от неё. Пс 131:8, 11а 24. Святых мучеников князей Бориса и Глеба Прокимен, глас 4 Святым, которые на земле Его,/дивно явил Господь все желания Свои среди них. Стих: Видел я Господа пред собою всегда, ибо Он — справа от меня, чтобы я не поколебался. Пс 15:3, 8 Зачало 99. Аллилуия, глас 4 Стих: Воззвали праведные — и Господь услышал их, и от всех скорбей их избавил их. Стих: Много скорбей у праведных — и от всех их избавит их Господь. Пс 33:18, 20 25. Успение праведной Анны Прокимен, глас 4 Дивен Бог во святых Своих;/Бог Израилев. Стих: В собраниях благословляйте Бога, Господа, от источников Израиля. Пс 67:36а, 27 Зачало 210в. Аллилуия, глас 1 Стих: Спасение праведных — от Господа, и Он — защитник их во время скорби. Пс 36:39

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

Чтобы видеть, действительно ли неестественно приписывать пророчества о Рабе Господа и об Эммануиле одному пророку Исаии, помимо сравнения их между собою, очень важно определить, с одной стороны, отношение тех и других к предшествующим пророчествам, с другой, – понимание их у пророков последующих. – Нетрудно заметить, что пророчества о Мессии в первой части книги прор. Исаии имеют ближайшее отношение к прежним пророчествам о Мессии: первоевангелию ( Быт.3:15 ; ср. Ис.7:14 ), пророчеству Иакова ( Быт.49 гл.), или сходному с ним пророчеству Валаама ( Числ.24 гл.) и другим, а особенно к псалмам. Так наприм., в Ис.9:7 362 : название Эммануила: «Князь мира» напоминает пророчество Иакова о Примирителе 363 ; название «Бог Крепкий» заимствовано, может быть, прямо из Пс.44:7, 8, 4 , где Мессия называется «Богом» и «Сильным», или из Пс.23:8 : «кто сей Царь славы? Господь Крепкий и Сильный, Господь Сильный в брани . Слова: «Младенец родился нам, Сын дан нам, владычества Его нет предела на престоле Давидове и на царстве Его, чтобы утвердить его судом и правдою отныне и до века» – ср. с Пс.2:7, 8 : «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя, Я помазал Царя Моего над Сионом... дам... пределы земли во владение Тебе» и из Пс.44:7 : «престол Твой, Боже, во век века; скипетр царства Твоего – скипетр правоты», или из Пс.71:1, 3, 8, 17 364 . – В 11:4 слова: «будет судить бедных по правде и дела страдальцев земли – решать по истине» ср. с Пс.71:2–4, 12–14 ; следующие слова: «поразит землю жезлом уст своих и духом уст своих убьет нечестивого» ср. с Пс.2:9 («ты поразишь их жезлом»), 44:6 и 67:22; 71:4 или 8:3 («низложит притеснителя»... «закоснелого в беззакониях»). Дальнейшие слова 5-го стиха: «и будет препоясанием чресл Его правда и препоясанием бедр Его истина» ср. с Пс.44:4, 5 : «препояшь мечем бедро Твое, Сильный... для истины и кротости и правды»... 365 Тот же 45 псалом (см. ст. 2–3-ий: «ты прекраснее всех сынов человеческих... песнь моя о Царе») напоминают слова Исаии 33:17: «глаза твои увидят Царя в красоте Его (), узрят землю отдаленную» (ср. Пс.2:8; 71:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Аллилуия святому, глас 4 Стих: Много скорбей у праведных — и от всех их избавит их Господь. Пс 33:20 30. Святого Апостола Андрея Первозванного Прокимен, глас 8 Во всю землю вышел голос их,/и в концы вселенной речи их. Стих: Небеса проповедуют славу Божию, о творении же рук Его возвещает твердь. Пс 18:5а, 2 Зачало 131. Аллилуия, глас 1 Стих: Небеса возвестят чудеса Твои, Господи, и истину Твою — в собрании святых. Стих: Бог прославляем в сонме святых. Пс 88:6, 8а Декабрь 3. Преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского Прокимен, глас 7 Драгоценна пред Господом/смерть святых Его. Стих: Что воздам я Господу за всё, что Он воздал мне? Пс 115:6, 3 Зачало 213. Аллилуия, глас 6 Стих: Блажен муж, боящийся Господа, заповеди Его он возлюбит крепко. Стих: Сильным на земле будет семя его. Пс 111:1, 2а 4. Святой великомученицы Варвары Прокимен, глас 4 Дивен Бог во святых Своих;/Бог Израилев. Стих: В собраниях благословляйте Бога, Господа, от источников Израиля. Пс 67:36а, 27 Зачало 208а. Аллилуия, глас 1 Стих: С терпением уповал я на Господа, и Он внял мне, и услышал молитву мою. Стих: И поставил на скале ноги мои, и направил стопы мои. Пс 39:2, 3б 5. Преподобного Саввы Освященного Прокимен, глас 7 Драгоценна пред Господом/смерть святых Его. Стих: Что воздам я Господу за всё, что Он воздал мне? Пс 115:6, 3 Зачало 213. Аллилуия, глас 6 Стих: Блажен муж, боящийся Господа, заповеди Его он возлюбит крепко. Стих: Сильным на земле будет семя его. Пс 111:1, 2а 6. Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца Прокимен, глас 7 Возвеселится праведник о Господе,/и уповает на Него. Стих: Услышь, Боже, голос мой, когда я молюсь к Тебе. Пс 63:11а, 2а Зачало 335. Аллилуия, глас 4 Стих: Священники Твои облекутся в правду, и святые Твои радостью возрадуются. Стих: Войдём в обители Его, поклонимся месту, где стояли ноги Его. Пс 131:9, 7 9. Зачатие праведной Анной Пресвятой Богородицы Прокимен, глас 4 Дивен Бог во святых Своих;/Бог Израилев. Стих: В собраниях благословляйте Бога, Господа, от источников Израиля. Пс 67:36а, 27

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

Псалом 41, ст. 11 опять напоминает ругательства Иудеев над Распятым. В псалме 42, ст. 5 есть выражение совершенно христианское: «Что унываешь, душа моя?... Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего». Пс. 43 , ст. 12 и 23 (ср. Puмл. VIII, 36 ) пророчествует о первых христианах, хотя начертан для изображения бедствий народа (по всей вероятности во времена Маккавеев, или переделанный для этого времени): «Ты отдал нас как овец на снедение... за Тебя умерщвляют нас всякой день». Псалом 46-й предвидит славу Мессии: «Восплещите руками все народы»... Бог воцарился над народами; Бог воссел на святом престоле Своем». В псалме 48-м ст. 16 есть выражение чрезвычайно замечательное, тем более, что и ранее его (ст. 8–10) и после него (ст. 20) мы находим как бы неведение будущей жизни. Ст. 20-й говорить напр:. «Но человек пойдет к роду отцов своих, которые никогда не увидят света». Между тем в указываемом нами стихе 16-м есть ясно выраженная надежда будущей жизни: 16. Но Бог избавит душу мою от власти преисподней когда примет меня«. Мы уже ранее говорили, что в псалмах, – в особенности не Давидовых, как этот, принадлежащий сынам Кореевым, – светлые лучи откровения, пробивающиеся сквозь неясность представления о будущей жизни, закрываются потом облаками сомнения и упадка духа. В псалме 66-м мы отметим несколько раз повторенную надежду, что все народы будут хвалить Господа и участвовать в всеобщей радости. «Освяти, Господи, нас лицом Своим, дабы познали на земле путь Твой, во всех народах спасение Твое» (ст. 2–3). Псалом 67-й ст. 2 – 4 заключает в себе мысли, пророчески вещающие о победе воскресшего Господа над врагами Его, из которых главные суть ад и смерть: «Смерть, где твое жало! ад, где твоя победа!» 424 . Ибо, – как сказал Господь: «Я видел сатану, спадшего с неба как молнию»; и далее: «все предано Мне Отцом Моим» 425 . Стихи псалма 67-го всем нам известны: «Да воскреснет Бог и расточатся враги Его, и да бегут от лица Его ненавидящие Его»... Псалом этот начертан Давидом, вероятно как и 23-й, по поводу перенесения кивота завета в Иерусалим 426 , и в нем выражается великая радость, прообразующая будущую радость христианскую 427 . В нашей Православной Церкви мы восклицаем словами Давида. «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его!» в великий радостный день празднования Воскресения Христова на утрени. Мы произносим эту песнь немедленно после радостного восклицания: «Христос воскресе из мертвых; смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!»

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Культ имени Божия занимает центральное место в Псалтири, где говорится, что имя Божие велико, славно, свято и страшно; где оно является объектом любви, восхваления, прославления, благоговейного почитания, упования, страха, похвалы. Вот лишь несколько наиболее выразительных примеров: «Господи Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле» ( Пс.8:2 ); «Да защитит тебя имя Бога Иаковлева ( Пс.19:2 ); «Величайте Господа со мною, и превознесем имя Его вместе ( Пс.33:4 ); «Вечно буду славить Тебя… и уповать на имя Твое, ибо оно благо перед святыми Твоими ( Пс.51:11 ); «Боже! Именем Твоим спаси меня» ( Пс.53:3 ); «Пойте Богу нашему, пойте имени Его, превознесите шествующего на небесах; имя Ему: Господь» ( Пс.67:5 ); «Все народы, Тобою сотворенные, придут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое» ( Пс.85:9 ); «Свято и страшно имя Его» ( Пс.110:9 ). Возведение Иерусалимского храма Соломоном и перенесение в него ковчега Завета. Роспись кафоликона монастыря Дионисиат. Афон. 1546–47 гг. Мастер Дзордзис Критский В Новом Завете сохраняется в целом такое же восприятие имени, какое было характерно для Ветхого Завета. В Своих беседах с учениками и народом Иисус неоднократно говорит об имени Отца. Уже в Ветхом Завете Бог нередко назывался Отцом ( Пс.102:13 ; Ис.9:6; 63:16 ; Иер.31:9 ; Мал. 1:6; 2:10 ; и др.), однако именно в Новом Завете, в особенности в Евангелии от Иоанна, о Боге говорится главным образом как об Отце, во имя Которого Сын пришел на землю, от имени Которого Сын действует: «Я пришел во имя Отца Моего» ( Ин.5:43 ); «дела, которые Я творю во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне» ( Ин.10:25 ). Описывается беседа Иисуса с иудеями и эллинами, в ходе которой Он говорит о Своей предстоящей смерти и обращается с молитвой к Отцу: «Отче! прославь имя Твое», – на что голос с неба отвечает: «И прославил и еще прославлю» ( Ин.12:27–28 ). Иисус Христос благословляет детей. Миниатюра из Евангелия. 1262 г. Художник Торос Рослин (Художественный музей Уолтерса, Балтимор. Cod.539)

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Таковы враги Давида и Мессии: родители лжи – любят ложь ( Пс.4:3 ). Пс.7:16             …яму копал и вырыл,                         и упал в яму, которую сделал. «Копал яму» бор – также: цистерну, колодец. «Упал в яму» шахат – также: яма-ловушка. Бор и шахат обозначают также «могилу» и глубь Шеола ( Пс. 30 /29:4; Пс.16 /15:10). Мысль стиха – та же, что в Пс.5:7 : ложь не пассивна и не довольствуется собой, она направлена против человека и доводит свой замысел до реализации: копал, вырыл, получилась яма. Туда же сам человек падает. Чем основательнее ложь, тем яснее качество лжи: ложь обращается против тех, кто ее родил. Пс.7:17             …обратится вред его на голову его,                         и на темя его злодеяние его сойдет. " Вред» амал – то, что «зачал» нечестивый ( Пс.7:16 ). «Злодеяние» хамас – это несправедливость, которая как-то сопряжена с насилием (разбой, грабеж) 56 ; о человечестве перед Потопом было сказано, что «исполнилась земля злодеянием» хамас ( Быт.6:11 ). На свою голову обращается зловредность человека, и даже на «темя» – почему? Потому что, родив ложь, он усыновился «отцу лжи», о котором Бог сказал, что нужно «блюсти голову» змея ( Быт.3:15 ). А на голове уязвимое место – макушка, «темя»: «Бог сокрушит голову врагов Соих, темя власатое того, кто ходит в винах своих» ( Пс.68 /67:22). «Темя волосатое» – будет сокрушено у того, кто как «назорей Божий» не стрижет волос ( Суд.16:17 ), а сам «ходит» не пред Богом ( Быт.5:22 ; Быт.6:9 ), но изображает праведность и «в винах своих ходит» пред диаволом. Не о политических и криминальных злоумышленниках говорит Давид, но о тех, кто внедряется в святое и святая святых. Пс.8:3             Из уст младенцев и грудных Ты устроил силу,                         ради врагов Твоих – чтобы упразднить 57 врага и мстителя. LXX: «из уст младенцев и грудных Ты устроил хвалу». О событиях после входа Христа в Иерусалим рассказывается: «видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: осанна Сыну Давидову! – вознегодовали и сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: «из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?» ( Мф.21:15,16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Иной сказал бы, что промысл Бога нашего устрояет весь мир по божественным судам. «Он вечно помнит завет Свой, слово, [которое] Он заповедал в тысячу родов» ( Пс. 104:8 ). Это обозначает постоянство и непреложность обетований, данных Аврааму. Конечно, это не гипер­бола, как некоторые приняли, но истинное и божественное слово. Аврааму обещал Бог всяческих, что о семени его благословятся все народы; семенем же его по плоти был Владыка Христос, Ко­торый в тоже время имеет вечную державу и царство непреходя­щее. На это и указывает упоминание о тысяче родов, потому что это выражение не означает числа лет, но множество поколений ука­зывает на неизменность и вечность, или даже на бесчисленность в единстве, как например: " тысяч а ликующих» ( Пс.67:18 ), или опять: «закон уст Твоих лучше для меня тысяч золота и серебра» ( Пс.118:72 ). «Которое Он завещал Аврааму и клятву Свою Исааку, и поставил ее Иакову в повеление и Израилю в завет вечный» ( Пс. 104:9–10 ). Об этой клятве упоминает и великий Моисей; сказал, говорит он, Бог Аврааму: «Мною клянусь,... благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные..., и благословятся в семени твоем все народы земли» ( Быт.22:16–18 ). Эту клятву Он возобновил Исааку, и (согласно с нею) утверждает Свой за­вет с Иаковом. И, конечно, Он исполняет этот завет Свой: чрез Моисея Он освободил потомков тех из рабства египет­ского, чрез Иисуса Навина ввел их в землю обетованную, а окон­чательное исполнение обетований совершил чрез Владыку Христа. «Говоря: «тебе дам землю Ханаанскую..., удел наследия вашего» ( Пс. 104:11 ). Названием «удел» (землемерная цепь) обозначил обладание землей, потому что измерять землю – дело владельцев. «Когда они были малочисленны, очень незначительны и... пришельцы в ней» ( Пс. 104:12 ). Это, го­ворит, обещал Он отцам, когда они были весьма немногочисленны. О силе обещавшего свидетельствует то, что и столь малочисленным Он мог доставить обладание такой землей. Он обещал Аврааму, Исааку и Иакову, что, будучи тогда немногочисленными, они умножатся как звезды небесные и как песок на берегу моря и доставят благословение всем племенам земным, – и что, вместо того, чтобы им быть пришельцами в земле ханаанской, Он сделает их госпо­дами ее. То и другое исполнилось на их потомках, которые умно­жились числом подобно песку. А когда язычники получили благосло­вение о семени Авраамовом, то и они умножились как звезды не­бесные. Тогда им было сказано: «вы сияете, как светила в мире, содержа слово жизни» ( Флп.2:15–16 ). «И переходили от народа к народу, и от царства к другому народу» ( Пс. 104:13 ). Патриархи оставались пришельцами и не основывались ни на одном месте, но то жили здесь, то переносили свои палатки в другое место. Под царством разумеется здесь Египет, по выходе из которого они встретились с народами ханаанскими. И тогда «никому не позволял обижать их и наказывал за них царей (говоря) :» ( Пс. 104:14 ). Он показал их сильнее тех, которые пытались обидеть их.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010