Не жалеет, поскольку помраченный ум, как пьяный, имеет. О злое и пагубное пьянство! Окаянен, кто им пленен! Блажен, кто им не осквернился! О христианин, упившийся не вином, но похотью суетного мира! Оставь это душепагубное пьянство и протрезвись, да не явишься с ним перед Страшным оным Судиею и Господом твоим! Протрезвись, пожалуйста, и сам увидишь, как ум твой был помрачен и как плохо ты все делал. И непременно будешь сам жалеть и каяться в делах своих! «Так говорит Господь, Господь, Святой Израилев: «Когда, возвратившись, воздохнешь, тогда спасешься, и уразумеешь, где ты был» (Ис.30:15). «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма» (Мф.6:22—23)? «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, — не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1 Ин 2:15—17). «О горнем помышляйте, а не о земном (Кол 3:2). Отврати очи мои, еже не видети суеты» (Пс.118:37). О том же    Как видим, упивающиеся вином учатся друг у друга этому беззаконному делу. Похоть, кроющаяся в сердце человеческом, возбуждается и разжигается видением и слухом. Юному человеку, да и всякому, весьма трудно не научиться пьянству и так не развратиться, если будет водиться с пьяницей. Так и пьянству не от вина, а от похоти мира люди друг у друга учатся. Видим везде эту беззаконную ревность. Это зло у всех перед глазами обращается. Сколько видим перемен в создании домов, в сочинении одежд, в приготовлении трапез, в убранстве карет и коней, и прочей суете, красоте и пышности этого мира. Сколько, говорю, видим перемен. Но все они к худшему. Благочестие всегда одинаково. Как от начала мира было, так и ныне есть, и всегда будет. Истина всегда истинна, всегда неизменна: и была, и есть, и будет. Суета и прелесть непостоянна, но всегда меняется.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого. Мф. 5, 33–37 Без всякой причины не клянись небом – оно есть Престол Божий, ни землей – она есть подножие ног Его, ни святыней какой-либо, ни своей главой – она есть премудрое создание Божие. Помни: божба или клятва, в обыкновенных разговорах употребляемая, происходит от неимения надлежащего страха Божия. Произноси имя Божие благоговейно, трепетно. Авва Нистерой Великий говорил: " Христианину должны быть чужды клятва и клятвопреступление " .Некто из отцов спросил авву Пимена: " Кто это говорит: Причастник аз есмь всем боящимся Тебе (Пс. 118, 63)? " .– " Это говорит Дух Святый " ,– отвечал старец.Об авве Оре сказывали, что он никогда не лгал и не божился, никому не желал зла и без крайней нужды не говорил. Злу не противься злом, не воздавай злом за зло Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую. Мф. 5, 38–39 Не мсти за обиду, ни сам лично, ни через других, например, посредством суда. Помни, что досадители Царствия Божия не наследуют (см.: 1 Кор. 6, 10). Авва Иоанн Колов говорил: " Если бесчестят тебя, не гневайся, будь миролюбивым и не воздавай злом за зло " .Брат спросил авву Пимена: " Что значит воздавать злом за зло? " . Старец сказал: " Сия страсть обнаруживается четверояким образом: во-первых, в сердце, во-вторых, во взорах, в-третьих, на языке и, в-четвертых, в самом делании зла за зло. Если можешь очистить свое сердце, то зло не обнаружится во взорах; если же обнаружится во взорах, то берегись, чтобы не высказать зла; если же выскажешь, то скорее подави страсть, чтобы не сделать зла за зло " .Авва Исаия говорил: " Когда кто хочет воздать злом за зло, то и одним мановением может оскорбить совесть брата " .Авва Пимен говорил: " Болши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя (Ин. 15, 13). Если кто услышит худое, то есть обидное слово, и хотя может сам отвечать подобным словом, но преодолеет себя и не скажет; или если кто, будучи обманут, перенесет это и не станет мстить обманщику, тот полагает душу свою за ближнего " .Авва Нил говорил: " Что ни сделаешь ты в отмщение брату, который оскорбил тебя, все это будет на сердце у тебя во время молитвы " .Авва Форт говорил: " Пребывающие в Боге должны быть так благочестивы, что не должны и думать о какой-нибудь обиде, хотя бы тысячу раз случилось им быть обиженными " .Один брат, обиженный другим, пришел к авве Сисою и говорит ему: " Такой-то брат обидел меня! Хочу отмстить за себя " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1225...

Поэтому я преисполнен яростью Господнею, не могу держать ее в себе; изолью ее на детей на улице и на собрание юношей, — вскипает пророк (Иер 6:11). Для пророка нет места компромиссу с грехом. Пророческая ревность не дает ему покоя. Святой Иеремия уподобляется царю Давиду, воскликнувшему Богу: Время Господу действовать: закон Твой разорили (Пс 118:126). Земля, носящая пророка, стала невольной свидетельницей его довольно необычной молитвы. Иеремия, в исступлении своего ума движимый Духом Божиим, как характеризовал его Афинагор Афинянин, христианский апологет 37 , сказал Богу: Господи Саваоф, Судия праведный, испытующий сердца и утробы! дай увидеть мне мщение Твое над ними, ибо Тебе вверил я дело мое (Иер 11:20). Как мог любвеобильный Иеремия оставить свой благородный облик заступника, ожидая отныне смерти собратьев? Неужели пророк надломился? Святитель Григорий Нисский помогает правильно уразуметь мотивы блаженного печальника: “Одна цель в словах: она клонится к исправлению естества от вселившегося в нем порока Иеремия, имея ревность о благочестии, поскольку тогдашний царь до безумия предан был идолам, а с ним вместе увлеклись и подданные, не собственную какую-либо врачует беду, но вообще о людях приносит моление, желая, чтобы ударом, который наносится нечествующим, уцеломудрен был весь род человеческий” 38 . Таким образом, пророк выражает ту же самую любовь к согрешившей Иудее. Тем самым он распахнул всю глубину своей личности, непоколебимо следуя по своему “голгофскому пути” ради любимого народа. 2.3. Расплата за любовь и созерцание Образа Божия Поругания и оскорбления, совершенные иудеями над Иеремией, было единственным, чем они “отблагодарили” своего благодетеля. Но Иеремия был бесстрашен. Он смело мог высказывать слова обличения своим землякам: простому народу на улице, священникамв храме, царюв его царских чертогах. Бесстрашие Иеремии коренилось в его твердом уповании на Бога, обещавшего Свое покровительство (см. Иер 1:8). Тяжелым ударом для Иеремии оказалось предательство со стороны земляков.

http://pravmir.ru/prorok-ieremija-v-svya...

Сей последней достигает человек постоянным и неослабным подвигом бдения над самим собою, отвергая от сердца своего всякое незаконное желание и помышление и всякое пристрастие к земным предметам и непрестанно соблюдая в сердце помятование о Боге и Господе Иисусе Христе с верою и любовью. Катих. стр. 88. Оному греху (греху беспечности) противополагается внимательность и рачительность. Христос, призывая к сей добродетели, говорит так: бодрствуйте; потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий ( Мф.25:13 ). И Апостол: трезвитеся, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить. Противодействуйте ему твердою верою ( 1Пет.5:8–9 ). Испов., III, отв. на вопр. 37. б) Так как мы в псалмопении даем Богу такой обет: уставами Твоими утешаюсь; не забываю слова Твоего ( Пс.118:16 ), то всем христианам спасительно сохранять это, в особенности же приемлющим священническос достоинство. VII Всел. соб. прав. 2. Сии размышления (о смерти, о воскресении, о последнем суде, о вечном блаженстве и вечном мучении) помогают нам воздерживаться от грехов и отрешаться пристрастия к земным вещам; утешают в лишении земных благ; побуждают соблюдать в чистоте душу и тело, жить для Бога и для вечности и таким образом достигать вечного спасения. Катих. 73 стр. (Сей член веры, т. е. XI) учит каждого христианина, чтобы он всегда содержал в мысли своей четыре предмета: смерть, последний суд, мучение во аде и царство вечное на небесах. Испов., I отв. на вопр. 122. От сего рождается в нем благочестие, остережение от греха, страх к Богу, боязнь ада преисподнего, любовь к небесному царствию. Размышляя о них, без сомнения, должен приготовиться к смерти; помышляя о последнем дне, должен заботиться, как дать отчет в мыслях, в словах, в делах своих; помышляя об аде, должен остерегаться, чтобы не впасть в оный, а помышляя о царствии небесном, должен стремиться к достижению онаго. Испов., I., отв. на вопр. 123. в) Блаженны нищие духом; ибо тех есть царство небесное.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Хранить Божии заповеди вам также поможет, если: 2) вы будете часто читать Святое Евангелие и Послания апостола Павла. В Евангелии содержатся заповеди Господа, особенно в пятой, шестой и седьмой главах книги от Матфея и в Посланиях апостола Павла. То, что проповедует апостол, – это и есть заповеди Господа: «Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что я пишу вам, ибо это заповеди Господни» ( 1Кор.14:37 ). Особенно это относится к 6-й главе Первого послания к Коринфянам, где Павел велит христианам вообще не ходить в суд. Если же никак нельзя избежать этого, то обращаться только в церковные суды и ни в какие другие, ибо так велит Господь. Почему частое чтение Евангелия и Апостола дает великую помощь? Потому что в этих книгах вы часто встречаете заповеди Христа, вспоминаете о них. А когда вспоминаете, то думаете о их соблюдении. Поэтому пророк Давид держал слова и заповеди Господа в своем сердце, чтобы всегда помнить их, а вспомнив, понуждал себя соблюдать Божьи повеления, о чем сам поведал нам: «В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою» ( Пс.118:11 ). И Господь наставляет нас: «Тот, кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» ( Ин. 14, 21 ). А кто же имеет их? Тот, кто всегда хранит в своем сердце память и попечение о Его заповедях, кто их исполняет, когда требует необходимость, ибо воспоминание переходит в действие. И наоборот, кто не читает заповеди Христа, тот забывает их, а при забвении разве возможно исполнение? Вот почему Бог повелел иудеям, чтоб постоянно изучали Его заповеди, рассказывали о них детям и писали их на косяках дверей в своих домах, чтобы входящие и выходящие видели их и не забывали: «И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем и в душе твоей. И внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая; и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими, и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих» ( Втор. 6:6 ) 158 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Я не буду описывать его подвиги, телесные злострадания и искушения, которые он перенес от завистливых братий и от бесов, – эти описания могут искусить мирян. Хочу только сказать о его духовном делании. Он постоянно поучался в Божественном Писании, Толкованиях Златоуста, словах аввы Марка Подвижника и в писаниях других отцов Добротолюбия. Любимым же его автором был прп. Симеон Новый Богослов. Именно от его книг блаженный отец Дионисий получил огромную душевную пользу, как он сам признавался. Именно после прочтения трудов прп. Симеона он начал творить непрестанную Иисусову молитву. Поскольку у него была беспредельная исихия, и люди его не отвлекали, он все глубже и глубже погружался в это делание. И со временем он получил плоды Духа, о которых говорит ап. Павел: «…любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание…» . Однажды он стоял на молитве. Внезапно его окружил Божественный Свет, сияя вокруг и внутри него. Когда он пришел в себя, то оказался совершенно мокрым от слез… С тех пор он чувствовал невыразимую радость и мир в сердце. Другой раз он решил выстоять на ногах все бдение святому Димитрию. Он пришел в соборный храм, стал в стасидию и не садился от заката солнца – до восхода. Он признавался: «И тогда я почувствовал во всем моем теле такую боль и уколы, что чуть было не решил немного дать себе ослабу и переменить положение тела…». Но все-таки он выстоял все бдение не шелохнувшись и отправился к свою каливу. Не успел он пройти и половины пути, как почувствовал в сердце сладчайшее умиление. У него начали реками течь слезы. Еле-еле, с большим трудом, он смог совершить Божественную Литургию.     Рукописная карта пути от Лавры Ватопеда в Скит св. Димитрия и далее через хребет - в Дохиар. В настоящее время тропа местами утрачена. Ин 6:37 – «…приходящего ко Мне не изгоню вон…» Мф 5:10 – Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное! Пс 118:2 – Блаженны хранящие откровения Его, всем сердцем ищущие Его! Гал 5:22-23 – «…любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание…» .

http://isihazm.ru/1/?id=200

   Открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего. Пришлец аз есмь на земли, не скрый от мене заповеди Твоя (Пс 118:18—19).    Воздрема душа моя от уныния, утверди мя в словесех Твоих. Путь неправды отстави от мене, и законом Твоим помилуй мя (Пс 118:28—29).    Путь оправданий Твоих вразуми ми, и поглумлюся в чудесех Твоих (Пс 118:27).    Вразуми мя, и испытаю закон Твой, и сохраню и всем сердцем моим. Настави мя на стезю заповедей Твоих, яко тую восхотех. Приклони сердце мое во свидения Твоя, а не в лихоимство. Отврати очи мои, еже не видети суеты, в пути Твоем живи мя. Постави рабу Твоему слово Твое в страх Твой. И да приидет на мя милость Твоя, Господи, спасение Твое по словеси Твоему (Пс 118:34—37, 41).    Помолихся лицу Твоему всем сердцем моим: помилуй мя по словеси Твоему. Милости Твоея, Господи, исполнь земля, оправданием Твоим научи мя (Пс 118:58, 64).    Благости и наказанию, и разуму научи мя, яко заповедем Твоим веровах (Пс 118:66).    Благ еси Ты, Господи, и благостию Твоею научи мя оправданием Твоим (Пс 118:68).    Руце Твои сотвористе мя, и создаете мя: вразуми мя, и научуся заповедем Твоим (Пс 118:73).    Буди же милость Твоя да утешит мя по словеси Твоему рабу Твоему. Да приидут мне щедроты Твоя, и жив буду, яко закон Твой поучение мое есть (Пс 118:76—77).    Буди сердце мое непорочно во оправданиих Твоих, яко да не постыжуся (Пс 118:80).    Твой есмь аз, спаси мя, яко оправданий Твоих взысках (Пс 118:94).    Заступи мя по словеси Твоему, и жив буду, и не посрами мене от чаяния моего; помози ми, и спасуся, и поучуся во оправданиях Твоих выну (Пс 118:116—117).    Призри на мя и помилуй мя, по суду любящих имя Твое. Стопы моя направи по словеси Твоему, и да не обладает мною всякое беззаконие. Избави мя от клеветы человеческия, и сохраню заповеди Твоя. Лице Твое просвети на раба Твоего и научи мя оправданием Твоим (Пс 118:132—135).    Воззвах всем сердцем моим, услыши мя, Господи, оправдания Твоя взыщу. Воззвах Ти, спаси мя, и сохраню свидения Твоя. Глас мой услыши, Господи, по милости Твоей, по судьбе Твоей живи мя (Пс 118:145—146, 149).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Пс.118:21. Запретил еси гордым.    Кто противится гордым, тот и запрещает им: «Господь же гордым противится» (Прит. 3:34), поэтому и запрещает гордым Господь. Пс.118:22. Отъими от мене поношение и уничижение.    Нечестивые уничижат меня, понося во время гонения. Поэтому прошу, чтобы суетны сделались поношения их против меня. И если когда мудрствовал я плотское, то, обратившись, прошу оживотворить меня Божественными словесами. Если, преследуемый таким образом, дошел я до крайнего затруднения, то умоляю, по обетованию Твоему, спасти меня от беззаконных. Пс.118:23. Ибо седоша князи, и на мя клеветаху.    Просил я снять с меня поношение, потому что вменяли в дело себе — клеветать на меня. Впрочем, когда князи неправды делали это, раб Божий не отступал от оправданий Божиих, советниками в том имея Божии словеса, которые назвал оправданиями. А таковой и не приемлет ни одного лукавого советника. Да и князи века сего, как во время Христово, «собрашася вкупе на Господа и на Христа Его» (Пс. 2:2). Это суть те, которым принадлежит мудрость века сего. Пс.118:25. Прилпе земли душа моя.    Гонимый беззаконными, пришел я, говорит, в крайнее затруднение, и прошу спасти меня по обетованию Твоему, в котором сказано: и потоки «не покрыют тебе» (Ис. 43:2). Пс.118:26. Пути моя возвестих, и услышал мя еси... Пс.118:27. Путь оправданий Твоих вразуми ми.    Приобретши разумение таинств, заключающихся в оправданиях Твоих, и возможность идти путем их, в состоянии буду беседовать и вести слово о чудесах сих оправданий. Пс.118:28. Воздрема душа моя от уныния.    Учит, что невозможно изгнать иначе духа уныния, как только поучением в Божественных словесах. Поэтому, надлежит трезвиться и бодрствовать, по слову Сказавшего: «бдите и молитеся» (Мф. 26:41). Пс.118:29. Путь неправды отстави от мене, и законом Твоим помилуй мя. Пс.118:30. Путь истины изволих.   Одного просит у Бога, другое приписывает себе. Пс.118:37. Отврати очи мои еже не видети суеты.    «Суета» есть неистовое пристрастий к зрелищам, углубление мысли в недолжное и неприличное умопредставление. Это-то объясняет Павел, говоря: «в суете ума их, помрачени смыслом, суще отчуждени от жизни Божия» (Еф. 4:17–18). Заметь так называемую суету ума, когда имеет кто ум, но не пользуется им к усмотрению истинного, предает же его связующему сатане. Поэтому Псалмопевец, молясь, чтобы не постигло его это, говорит: «отврати очи мои еже не видети суеты», потому что это есть уже благодать Божия. Пророк называет также суетою, что есть прекрасного в теле и что плотским очам представляется хорошим.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2599...

              а) Оживи меня по слову Твоему: Пс 118:25.37.107.             б) Оживи меня по обетованию Твоему: Пс 118:154.             в) Оживи меня по суду Твоему: Пс 118:149.156.             г) Оживи меня правдою Твоею: Пс 118:40.             д) Оживи меня любовью Твоею: Пс 118:88.159.   Нет сомнений, существует определенная связь меж всеми сими выражениями. Не только потому, что во всех выраженьях присутствует одно и то же слово, и не только потому, что все они одной синтаксической конструкции, но и ввиду аналогичности меняемого элемента: слово, обетование, суд – три из восьми используемых псалмопевцем обозначений Торы. Два других – правда и любовь (слово «любовь» появляется в псалме семь раз) используются всякий раз, когда псалмопевец хочет подчеркнуть личное принятие Торы. Все они, таким образом, термины одной, исключительно однородной области мышления:               Вот, я люблю повеления Твои ;             животвори меня правдою Твоею (Пс 118:40).               Зри, как я люблю повеления Твои;             любовью Твоею , JHWH, оживи меня (Пс 118:159).   Эти два стиха совершенно идентичны: варьируются лишь термины «правда» и «любовь», что наводит на мысль о совпадении последних. Это больше, чем синонимы, это эквиваленты. Правосудие Торы есть отражение любви Божьей. Нам, христианам, непросто войти в этот идейный строй, в эту мистику Торы. Псалму, неустанно повторяющему одно и то же с едва различимыми вариациями, трудно оказаться в числе псалмов, которые мы читаем с охотой. Но именно в этих вариациях любви и жизни открывается великая глубина.   Любовь и страдания. Псалом 140. В 140-м псалме содержится очень оригинальная идея: забота о том, чтобы не согрешать даже языком. В псалме 37 псалмопевец молчал, как безгласный агнец, перед обвинениями других. В Пс 38:3 молящийся исповедал, что был нем и не подавал голоса даже в добром. Любовь к безмолвию, молчание, непротивление злу – евангельские величины, широко засвидетельствованные уже в Псалтири. Это Левинасу позволило сказать: «В Псалтири евреи не чувствуют себя за теми горизонтами, которые были открыты Евангелиями» .

http://bogoslov.ru/article/3540495

оригинале и 9 гомилий в лат. переводе Руфина Аквилейского; из нек-рых др. гомилий сохранились отрывки. В перечне блж. Иеронима упомянуты 120 гомилий О., в совокупности охватывавшие 64 псалма (Пс 3, 4, 8, 12, 13, 15, 16, 18, 22-27, 29, 36-39, 49, 51, 52, 54, 67, 71-77, 79-85, 87, 108, 110, 118, 120-125, 127-129, 131-135, 137-139, 144-147, 149; ср.: Nautin. 1977. P. 258; Dorival. 2014. P. 10). Греч. текст всех гомилий О. на Псалтирь долгое время считался утраченным. Был известен лишь сделанный Руфином Аквилейским лат. перевод гомилий на 3 псалма (In Psalmos XXXVI, XXXVII, XXXVIII homiliae=In Ps. hom. lat.; CPG, N 1428. 1-3; PG. 12. Col. 1319-1410; крит. изд.: Homélies sur les Psaumes 36 à 38. 1995. (SC; 411)): Пс 36 (5 гомилий), Пс 37 (2 гомилии) и Пс 38 (2 гомилии). В 2012 г. М. Молин Прадель обнаружила в собрании Баварской гос. б-ки греч. рукопись, содержащую подборку гомилий на Псалтирь без указания авторства (Monac. gr. 314, XII в.). В результате осуществленного группой исследователей анализа внешних и внутренних свидетельств было убедительно доказано, что все содержащиеся в рукописи гомилии принадлежат О. (подробнее см.: Perrone. 2015). В 2015 г. новонайденные греч. гомилии вышли в критическом издании (In Psalmos homiliae graecae=In Ps. hom. gr.; крит. изд.: Origenes Werke. 2015. Bd. 13). В греч. оригинале сохранились гомилии на Пс 15 (2 гомилии), Пс 36 (4 гомилии), Пс 67 (2 гомилии), Пс 73 (3 гомилии), Пс 74 (1 гомилия), Пс 75 (1 гомилия), Пс 76 (4 гомилии), Пс 77 (9 гомилий), Пс 80 (2 гомилии), Пс 81 (1 гомилия). Из сопоставления с перечнем блж. Иеронима ( Hieron. Ep. 33. 4. 7) следует, что в перечне не всегда приводятся точные сведения о числе принадлежащих О. гомилий. Для Пс 73, 74, 75, 77, 80, 81 данные перечня и число сохранившихся гомилий совпадают. Циклы гомилий на Пс 36 и 67 сохранились не полностью: 4 гомилии из 5 для Пс 36 и 2 гомилии из 7 для Пс 67. В случае Пс 15 перечень содержит ошибочное указание на 3 гомилии; в действительности 2 сохранившиеся охватывают все содержание псалма.

http://pravenc.ru/text/2581523.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010