Есть и между нами люди святые, согретые и пламенеющие любовью к Богу и ревностью, и сердечной молитвой, как сказано: «Возгореся сердце мое во мне, и в поучении моем разгорится огнь» ( Пс. 38:4 ); или: «не горело ли в нас сердце наше» ( Лк. 24:32 ); и: «Кто отлучит нас от любви Божией» ( Рим. 8:35 ); а также: «в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите; утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны» ( Рим. 12:11–12 ). И между нами многие имеют широту богопознания и любовь к Богу изливают, как обильную воду, как сказано: «излияся благодать во устнах твоих» ( Пс. 44:3 ); «разширил еси сердце мое» ( Пс. 118:32 ); пролияся милость Твоя на нас. И между нами некоторые обращают очи свои всегда к Богу, как сказано: «Очи мои выну ко Господу» ( Пс. 24:15 ); Предзрех Господа предо мною выну» ( Пс. 15:8 ); и: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» ( Мф. 5:8 ). Есть между нами и такие, которые подражают третьему чину – чину Престолов. Как на этих почивает Бог (престол есть место покоя и седалище), так и на тех, так как они чтят Бога памятованием о Нем, пением, словами и делами. А почитание и есть покой для Бога, по воле Которого они живут, как сказано: «Воскресни, Господи, в покой Твой» ( Пс. 131:8 ); «Престол Твой, Боже, в век века» ( Пс. 44:7 ); «таковые жертвы благоугодны Богу» ( Евр. 13:16 ). «Вселюсь в них, – говорит Он, – и буду ходить в них» ( 2Кор. 6:16 ); «Мы придем к нему и обитель у него сотворим» ( Ин. 14:23 ); «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас» ( 1Кор. 3:16 ; 1Кор. 6:15 ); «Так ли вы несмысленны?» ( Гал. 3:3 ) Итак, иметь Христа, носить Его в сердце и уме, непрестанно памятовать о Нем, помышлять о Нем и воспламеняться желанием Его, как Серафимы, созерцать Его всегда, как Херувимы, и иметь Его почивающим в сердце, как Престолы, означает молиться. И потому дело молитвы для рабов Христовых выше всех других. Все другие дела – служебные и второстепенные. Отсюда и прочим Ангелам, имеющим наименования Божественных служений, Давид говорит: «Благословите Господа вси ангели Его, сильнии крепостию, творящии слово Его, услышати глас словес Его» ( Пс. 102:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Solunsk...

Однако совершенный Давидом грех не есть намеренное и сознательное желание оскорбить Бога, но является следствием временного господства в нем той греховной склонности, которая вложена в него с самого рождения, т. е. наследственного первородного греха. Пс.50:8 .  Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость [Твою]. «Внутрь меня явил мне мудрость», т. е. духовно меня просветил, сообщил то откровение через пророка, которого я своими силами не мог бы узнать. – «Вот, Ты возлюбил истину». Господь любит только истину, а потому эту истину Он желает видеть и в людях. Для поддержания в них влечения к истине Им и даются откровения людям. Пс.50:9 .  Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега. Пс.50:10 .  Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушенные. Пс.50:11 .  Отврати лице Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои. Пс.50:12 .  Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Пс.50:13 .  Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня. Пс.50:14 .  Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня. Чтобы служить истине и быть достойным последующих откровений от Бога, Давид и молит об очищении своего греха, как через окропление иссопом (соком растения) делались годными к употреблению одежды и предметы и лица оскверненные ( Лев. 14:6–7, 49–52 ), и о том нравственном просветлении, которое бы сделало его белее снега. Такая милость Бога наполнила его радостью и весельем. О восстановлении в себе чистоты и прежней праведности (12), о приближении и примирении с Богом, Давид и молит Бога. Под «Духом... Святым» можно разуметь или вообще благоволение Бога к Давиду, или ниспослание Духа Святого, Третьего Лица Св. Троицы (13). – «Дай мне услышать радость и веселие» – дай мне возможность порадоваться спасению, прощению от Тебя. – «Духом владычественным» – то же, что и Духом Святым (14). «Утверди» – сделай меня твердым в следовании Твоим заповедям. Пс.50:15 .  Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Правильно ли такое суждение адвентистов?   Нет, не правильно. Адвентисты не читают псал. 87-го от начала до конца, поэтому и не могут понять его. В этом псалме пророчествуется о Христе Спасителе: о Его молитве в саду Гефсиманском (ст.Пс. 87:2, 3, 15, 16; ср. Мф. 26:42), о Его страданиях за людей (ст. Пс. 87:4—8, 17, 18), об удалении от Него даже знакомых, когда Его судили, и когда Он был на кресте (Пс. 87:9, 19 ст. ср. Лук. 23:49; Мф 26:73—74) В стихах же Пс. 87:11—13 пророчествуется о нисхождении Христа в ад, и о необходимости этого дела. Мертвые были заброшены, лишены возможности видеть лице Божие и чудеса Господни; живых Бог вразумлял наказаниями и ободрял милостями, а мертвые не могли удостоиться видеть чудо Божие. И вот, Христос является пророком и законодателем во гробе: он возвещает милость Божию, как сообщает Ап. Петр: «мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом» (1 Петр 4:6). Для этого Христос и «нисходил прежде в преисподния места земли» (Еф. 4:9), «и находящимся в темнице духам, сошед, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению» (1 Петр. 3:19—20; Чит. Злат. 5, 882—887). Как извращают адвентисты псалом 113?   Адвентисты берут из 113-го псал. 25, 26 стихи, читающиеся-де так: «не мертвые восхвалят Господа, ни все нисходящие в могилу; но мы будем благословлять Господа» (Пс. 113:25, 26), — и говорят, что псалмопевец отвергает бессмертие души. В чем заключается извращение адвентистами указанного места?   Адвентисты не дочитывают 26-го стиха до конца, поэтому для них и не ясно, о чем говорит псалмопевец. Царь Давид говорит здесь о духовных (нравственных) мертвецах [ср. Матф.8], о людях, которые умерли для добродетели. А что это именно так, то это видно из того, что мертвецам псалмопевец противопоставляет себя и говорит: «Мы будем благословлять Господа отныне и во век» (Пс. 113:26), то есть и в загробном мире (Злат. 5, 337—338)    И далее, в псл. 114, псалмопевец пророчествует, как души людей будут избавлены Спасителем от тягостей ада: «возвратись, душа моя, в покой твой, ибо Господь облагодетельствовал тебя. Ты избавил душу мою от смерти, очи мои от слез и ноги мои от преткновения. Буду ходить пред лицем Господним на земле живых» (Пс. 114:7, 8, 9). Это-то облагодетельствование и радость смерти испытывают Апостолы, когда говорят: «мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа» (2 Кор 5:8). О «земле живых» (Пс. 114:9) Апостолы говорят христианам так: «вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства» (Евр 12:22—24)!

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Пс.36:14 .  Нечестивые обнажают меч и натягивают лук свой, чтобы низложить бедного и нищего, чтобы пронзить идущих прямым путем. Пс.36:15 .  Меч их войдет в их же сердце, и луки их сокрушатся. «Мечь извлекоша грешницы, напрягоша лук свой, низложити убога и нища, заклати правыя сердцем». «Мечь их да внидет в сердца их, и луцы их да сокрушатся». И сие имеет один и тот же смысл с сказанным выше. Ибо показывает, что грешник, хотя всякие способы употребляет против не сделавших ему никакой обиды, однако же запутается в собственных своих сетях. Ибо мечем и луком Пророк назвал различныя казни. Это подобно сказанному в седмом псалме: «ров изры и ископа и, и падет в яму, юже содела» ( Пс.7:16 ). Пс.36:16 .  Малое у праведника – лучше богатства многих нечестивых. «Лучше малое праведнику, паче богатства грешных многа». Иметь у себя одно необходимое и быть правдивым, говорит Пророк, лучше беззаконнаго богатства и неправеднаго изобилия. Потом, показывая плоды того и другаго, говорит: Пс.36:17 .  Ибо мышцы нечестивых сокрушатся, а праведников подкрепляет Господь. «Зане мышцы грешных сокрушатся, утверждает же праведныя Господь». Мышцами в переносном смысле Пророк назвал силу; потому что посредством мышц обыкновенно действуют люди. Весьма же прилично употребил выражение: «утверждает праведныя», потому что, приводимые в колебание демонами и людьми, но поддерживаемые Божественною благодатию, они стоят и превозмогают встречающияся с ними напасти. Пс.36:18 .  Господь знает дни непорочных, и достояние их пребудет вовек. Пс.36:19 .  Не будут они постыжены во время лютое и во дни голода будут сыты. Пс.36:20 .  А нечестивые погибнут, и враги Господни, как тук агнцев, исчезнут, в дыме исчезнут. «Весть Господь пути непорочных, и достояние их в век будет». «Не постыдятся во время лютое и во днех глада насытятся». Избравшие неукоризненную жизнь, воспользуются всяким о них промышлением, потому что, если и в бедствия впадут, то преодолеют оныя, и во время общей скудости необходимо нужное приимут от Бога, а сверх того насладятся вечными благами. Думаю же, что Пророк предызображает здесь голод, угрожавший древним Иудеям: «послю глад на землю, не глад хлеба, ни жажду воды, но глад слышания слова Господня» ( Ам. 8:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Пс.54:5 .  Сердце мое трепещет во мне, и смертные ужасы напали на меня; Пс.54:6 .  страх и трепет нашел на меня, и ужас объял меня. Пс.54:7 .  И я сказал: «кто дал бы мне крылья, как у голубя? я улетел бы и успокоился бы; Пс.54:8 .  далеко удалился бы я, и оставался бы в пустыне; Пс.54:9 .  поспешил бы укрыться от вихря, от бури». Возмущение жителей и недовольство Давидом приняло уже такие размеры, что последний желал с быстротою голубя уйти в пустыню, чтобы успокоиться от постоянно гнетущих его ожиданий грубого нападения со стороны врагов. Сравнение с голубем, самой быстрой из птиц по своему полету, указывает на степень опасности, которой подвергался Давид. Он ждал «вихря» и «бури», т. е. взрыва возмущения, которое уже было хорошо подготовлено. Пс.54:10 .  Расстрой, Господи, и раздели языки их, ибо я вижу насилие и распри в городе; Сила врагов, а отсюда и степень опасности для Давида, зависела от их сплоченности, почему Давид и молит Господа «расстроить врагов». Молит и о том, чтобы Господь поселил в них несогласие и раздор, и чтобы сделал бесплодными их усилия для достижения цели своих злых желаний (гибели Давида), как бесплодна была попытка послепотопных людей, за смешением их языков, докончить Вавилонскую башню ( «раздели языки их»). Враги заслуживают такой гибели. Давид уже видит, как временное преобладание их в Иерусалиме сопровождалось развитием «насилий и распрей» в городе, т. е. раздоров, какие они внесли в жизнь, Пс.54:11 .  днем и ночью ходят они кругом по стенам его; злодеяния и бедствие посреди его; Пс.54:12 .  посреди его пагуба; обман и коварство не сходят с улиц его: Более частное указание господствовавших в то время настроений в жизни Давид указывает в словах: «злодеяния и бедствие, ...обман и коварство» посреди его города. Под злодеянием нужно разуметь общее указание на самоуправство врагов Давида, проявлявшееся в грубом нарушении закона Моисеева, с которым должно было сообразоваться всякое распоряжение и управление; «бедствие» – страдание, которое указывает как на беззащитность каждого ищущего правды, так и на то, что враги Давида преследовали личную выгоду, не справляясь с тем, будет ли через это тяжело другим, или нет. «Обман» – взяточничество, коварство, ласкательство, лицеприятие. На стенах, равно как и на площадях и в воротах города обыкновенно производилось у евреев, как и у всех восточных народов, судебное разбирательство и обсуждение дел общественных: таким образом, как в общественных, так и в судебных делах тогда царили в Иерусалиме произвол и самоуправство.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Пс.85:5.   Яко Ты, Господи, Благ и Кроток, и Многомилостив всем призывающым Тя. Как «благ» — Господь сострадателен, как «кроток» — поддерживает падающих во грехах. «Милует всех призывающих» Его чрез нищелюбие, добродетели, веру и слезы. Те, следовательно, кто не призывает Бога, не могут быть и помилованы. Итак, молитва служит для нас и оружием, и убежищем, и дверью спасения (Златоуст). Пс.85:6.   Внуши, Господи, молитву мою, и вонми гласу моления моего. «Внуши» — сочти достойной твоего слуха, «Господи, молитву мою» и «вонми» — окажи милосердие молящемуся (Златоуст). Пс.85:7.   В день скорби моея воззвах к Тебе, яко услышал мя еси. «Скорби» часто убивают молитву и приводят человека к пренебрежению ею, но Давид, напротив, взывал сильнее и прилежнее не от отчаяния — но от твердой веры в молитву. Повторение же всякой молитвы — есть благовонная жертва перед Богом (Златоуст). Пс.85:8.   Несть подобен Тебе в бозех, Господи, и несть по делом Твоим. Не только Сын Божий говорил о Себе уничиженно, когда и Бог Отец, не воспринявший плоти, делает то же самое. И Он, ради спасения слушающих, попустил сказать о Себе много уничиженного; поставил Себя выше языческих богов — чрез сравнения Себя с ними. Все это недостойно Бога, но достойно в других отношениях: Он столько человеколюбив, что для нашего спасения пренебрегает выражениями, подобающими Его достоинству (Златоуст). Пс.85:9.   Вси языцы, елики сотворил еси, приидут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое. Истину этого пророчества показали события, последовавшие по вочеловечении Бога и Спасителя нашего (Феодорит). Пс.85:10.   Яко Велий еси Ты, и творяй чудеса, Ты еси Бог един. «Чудеса» Божии непостижимы; как Слово Божие сошло на землю и не отлучилось от Отца. Пс.85:11.   Настави мя, Господи, на путь Твой, и пойду во истине Твоей: да возвеселится сердце мое боятися имене Твоего. Пророк просит страха пред Ним — ибо отсюда приходит к нам истинная радость сердцу и душе (Златоуст). Пс.85:12.   Исповемся Тебе, Господи Боже мой, всем сердцем моим, и прославлю имя Твое в век:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

Пс.91:7 .  Человек несмысленный не знает, и невежда не разумеет того. Пс.91:8 .  Тогда как нечестивые возникают, как трава, и делающие беззаконие цветут, чтобы исчезнуть на веки, – Пс.91:9 .  Ты, Господи, высок во веки! Пс.91:10 .  Ибо вот, враги Твои, Господи, – вот, враги Твои гибнут, и рассыпаются все делающие беззаконие; Пс.91:11 .  а мой рог Ты возносишь, как рог единорога, и я умащен свежим елеем; Пс.91:12 .  и око мое смотрит на врагов моих, и уши мои слышат о восстающих на меня злодеях. Пс.91:13 .  Праведник цветет, как пальма, возвышается подобно кедру на Ливане. Такое чувство и настроение писателя питается величием и недосягаемостью для человеческого понимания дел, совершаемых Богом. Многие события по естественному человеческому пониманию могут вселять в него опасения и тревогу, тогда как они приводят к иному результату и концу. Так, напр., умножение и процветание нечестивых является угрозой праведнику, на самом же деле они гибнут по воле Божией, а праведник возносится, чем ясно указывается, как неведомы и глубоки дела и помышления Господа. Писатель здесь разумеет, вероятно, те опасения и тот страх, который навели на евреев и Езекию многочисленные и богохульствующие над его верой в Бога полчища Сеннахерима. По естественному соображению гибель Езекии и Иерусалима казалась неминуемой, по Божественному же определению и воздействию погибли враги, а «рог» «праведника» вознесся, и через это нападение врагов, значение Езекии не только не умалилось, но имя его сделалось настолько известным среди других народов и положение Еврейского государства так упрочилось, как славна на Востоке за свою плодовитость пальма или как прочен кедр, краса и гордость лесов Ливана. Пс.91:14 .  Насажденные в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего «Насажденными в доме Господнем» являются праведники, живущие верой в Иегову и цветущие от этой веры. Здесь указание на то, что каждый праведник, как в данном случае Езекия, прибегающий искренне к Божественной помощи, не бывает оставлен Им, а получает от Него неожиданную и сверхъестественную помощь. Так было с ассириянами, в одну ночь по воле Бога погибшими в количестве 185 тысяч.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Пс.95:1 .  Воспойте Господу песнь новую; воспойте Господу, вся земля; Под «песнью новой», к которой приглашает писатель псалма всех евреев, нужно разуметь хвалебно-благодарственные. Новы они потому, что наполняют евреев новым радостным настроением, вселяя веру в лучшее будущее. Эта вера является началом новой жизни, жизни в согласии с Божественным законом, который был забыт ранее, а теперь, с воцарением Иосии, стал проповедоваться и проводиться в жизнь. Пс.95:2 .  пойте Господу, благословляйте имя Его, благовествуйте со дня на день спасение Его; Пс.95:3 .  возвещайте в народах славу Его, во всех племенах чудеса Его; Пс.95:4 .  ибо велик Господь и достохвален, страшен Он паче всех богов. Пс.95:5 .  Ибо все боги народов – идолы, а Господь небеса сотворил. Пс.95:6 .  Слава и величие пред лицем Его, сила и великолепие во святилище Его. Знакомство с этим законом, равно как с историей прошлой жизни евреев, раскрывает наглядно пред людьми величие обетований Божиих своему избранному племени, а вместе с тем и бесчисленные факты чудесного водительства, которые показывают, как велик Господь и как Он любит свой народ. От истинного еврея теперь требуется «благовествовать», провозглашать об этих делах ( «спасение») Господа, среди всех народов возвещать Его чудеса, так как последние ясно свидетельствуют, что Иегова единый, истинный и страшный по могуществу Бог, тогда как боги других народов – простые изделия человеческих рук, безжизненные идолы. Вера и преданность этому великому Богу обеспечит покойное существование народа и вызывает в писателе приглашение к новым песням, к новому настроению не грустному и опасливому за свое политическое благосостояние и самостоятельность, а полному веры в Бога и хвалебному. Пс.95:7 .  Воздайте Господу, племена народов, воздайте Господу славу и честь; Уверенность, что Бог защитит свой народ, побуждает писателя приглашать к добровольному подчинению Богу и благоговейному отношению к Нему и все языческие народы. Пс.95:11 .  Да веселятся небеса и да торжествует земля; да шумит море и что наполняет его;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Псалом 40 Этот псалом написан во время гонений от Авессалома, на что указывает исповедание Давидом своей греховности пред Богом ( Пс.40:5 ) и особенно указание на измену человека, близкого ему ( Пс.40:10 ), под которым нужно разуметь Ахитофела. Да укрепит Господь того, кто помнит и заботится о нищем и убогом (2–4). Оставленный во время болезни я молился к Господу о помиловании. Враги много злорадствовали надо мною; меня покинул даже мой друг (5–10). Исцели меня, Господи, не дай врагу восторжествовать надо мною, поставь меня на веки пред собою (11–13). Пс.40:2 .  Блажен, кто помышляет о бедном [и нищем]! В день бедствия избавит его Господь. Пс.40:3 .  Господь сохранит его и сбережет ему жизнь; блажен будет он на земле. И Ты не отдашь его на волю врагов его. Пс.40:4 .  Господь укрепит его на одре болезни его. Ты изменишь все ложе его в болезни его. Означенные стихи изображают положение Давида еще до его бегства из Иерусалима, в то время, когда он физически был нездоров и когда постепенно оставляли его друзья, а подготовлявшееся восстание Авессалома разрасталось. Тогда-то на себе самом он испытывает, насколько тяжело положение одинокого страдальца, как дорого ему сочувствие от других людей и насколько высока добродетель – сострадание. Поэтому Давид молит Бога ниспослать «блаженство» – награду тем, кто сочувствует и помогает всякому больному и нуждающемуся. «Да избавит их Господь, – молит Давид, – от несчастий, от врагов и сделает счастливою их жизнь, да поможет им в болезнях пославши выздоровление ( «ты изменишь все ложе его в болезни его» – перевернешь ложе болезни на ложе здоровья). Пс.40:5 .  Я сказал: Господи! помилуй меня, исцели душу мою, ибо согрешил я пред Тобою. После молитвы за других Давид переходит к молитве за себя: он просит Бога «исцелить его душу», простить его грех (с Вирсавией) и спасти от врагов. Пс.40:6 .  Враги мои говорят обо мне злое: «когда он умрет и погибнет имя его?» Пс.40:7 .  И если приходит кто видеть меня, говорит ложь; сердце его слагает в себе неправду, и он, выйдя вон, толкует.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Я не возбранял устам моим, Господи (Пс. 39; 10). Ты знаешь правду мою и истину мою. Язык мой будет проиоведывать правду Твою и хвалу Твою всякий день (Пс. 34; 28). Свет сияет на праведника и на правых сердцем веселие (Пс. 96; 11). Род правых благословится (Пс. 111; 2). Славою и честью увенчал его (Пс. 8; 6). Ибо Ты благословляешь праведника, Господи, благоволением, как ЩИТФМ, венчаешь его (Пс. 5; 13). Посетил нас Восток свыше просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира (Лук. 1; 78–79). Прокимен на утрени, гл. 7: «Дорога в очах Господних смерть святых Его». Стих: «Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне». (Пс. 115; 6, 3). Кондак, гл. 5. «Славное усекновение Предтечи совершилось по особенному Божественному промышлению, чтобы он проповедывал и находившимся в аду пришествие Спасителя. Да восплачет же Иродиада, испросившая беззаконное убийство, ибо не закон Божий, не истинную вечную жизнь она возлюбила, но жизнь обманчивую и временную». 30 Августа. Перенесение мощей святого благоверного и великого князя Александра Невского. Тропарь, гл. 4: «Познай своих братьев русский Иосиф не в Египте, но на небе царствующий, благо–верный князь Александр, и прими их молитвы, умножая хлебные растения для людей изобильным плодородием на твоей земле, защищая молитвою города твоего владения и содействуя в борьбе своим единомышленникам– православным христианам». Прокимен, гл. 5 «Дорога в очах Господних смерть святых Его». Стих: «Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне». (Пс. 115; 6–3). 25 Сентября. Преставление Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца. Тропарь, гл. 4: «Благодетельствующий подвижник, истинный воин Христа Бога, преподобный отец наш Сергий, ты усердно подвизался, перенося страдания и борьбу со страстями в земной жизни, явившись примером для своих учеников в посте, бдениях и непрестанном славословии. Поэтому и вселился в тебя Пресвятой Дух, благодатными дарами Которого ты украшен. Как имеющий дерзновение к Святой Троице, поминай мудро собранное тобою стадо и не забудь своих детей, как обещался».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=781...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010