Вождем этой гуманистической и социальной революции был Ульрих фон Гуттен (1488–1523), который занимал в области политики такое же место, какое занимал Лютер в области религиозной. Он стремился использовать идеи Реформации для достижения политических и социальных целей, в которых шел гораздо дальше Лютера. Военным руководителем этой революции был Франц фон Зиккинген. Революция продолжалась с 1522 по 1523 г. и была подавлена. За нее пришлось расплачиваться Реформации, ибо революционное восстание выступало под ее флагом. Все доказательства Лютера, что Реформация не поддерживала восстания, не имели успеха. Ее стали преследовать как виновницу рыцарского революционного движения. В 1524 г. на конвенте в Регенсбурге, где собрались представители Австрии, Баварии и земель Южной Германии, впервые политика пап начинает показывать свою силу. Здесь было запрещено всякое распространение реформационного учения. Величайшее в истории немецкого народа массовое крестьянское восстание, которое предвидели обе стороны, разразилось в 1525 г., но уже летом 1524 г. на юго-западе империи появились его предвестники. Первый очаг восстания, получившего в истории наименование крестьянской войны 1524–1525 гг., возник в Штюлингере, охватил Гегау и Коетгау, а вскоре всю область юго-восточного склона Шварцвальда до самого Боденского озера, то есть возник на австрийской земле, там, где эрцгерцог Фердинанд и епископ Констанцский вели особенно ожесточенную борьбу против ереси Лютера. Религиозная свобода, которую проповедовало лютеранство, касалась не только личностей, но и имущества. Последнее настолько устраивало бедняков и крестьян, что они за одно это готовы были считать проповедь Лютера «настоящим Евангелием». О крестьянах, принимавших участие в реформационном движении, их враги справедливо говорили: «Они не хотят никому ничего давать, не хотят платить никаких налогов и в своей братской любви готовы разделить с каждым его имущество». Со времен гуситов мир не видел таких разрушительных революций, какими были некоторые крестьянские восстания. Томас Мюнцер, например, и его сподвижники еще в то время, когда Лютер сидел в Вартбурге, напали на его виттенбергскую паству и привели ее в смятение. Затронутые реформаторским духом, но односторонне развившие его под влиянием средневековой мистики и гуситского фанатизма, они мечтали об установлении на земле Царства Божия и самодержавного народа. Перед казнью Мюнцер признался, что «вызвал восстание, чтобы добыть равенство всему христианскому миру».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zap...

Несмотря на поддержку других регионов страны, король не предпринял никаких действий и сначала занял выжидательную позицию, а затем - 13 апр. 1523 г.- вместе с семьей и нек-рыми сторонниками под охраной эскадры отплыл в Нидерланды. Из-за начавшейся войны с Францией К. не получил ни финансовой, ни военной поддержки от Карла V; усугубила положение К. и его нескрываемая симпатия к идеям Реформации. В отсутствие К. на дат. и норвеж. престол был избран его дядя герц. Фредерик, а на шведский - Густав I Ваза, а все его реформы были отменены. Однако политическая ситуация в Дании и Швеции была нестабильна: там оставалось немало сторонников короля, поэтому возможность реставрации сохранялась еще неск. лет. К. не смог оказать к.-л. значительную помощь ни сохранившим ему верность жителям Копенгагена и Мальмё, сопротивлявшимся вплоть до 1524 г., ни своему стороннику адмиралу Сёрену Норбю, который удерживал позиции в Скандинавии до 1526 г. В сент. 1523 г. он попытался собрать армию наемников, но она быстро разбежалась из-за недостатка средств на выплату жалованья. Тем не менее в надежде на изменение ситуации К. отверг соглашение, по к-рому его сын Ханс становился преемником Фредерика I, а ему и королеве назначалась ежегодная пенсия. К. нашел утешение в учении М. Лютера . После роспуска армии он спрятался от кредиторов в мон-ре Швайниц в Саксонии, где принимал Лютера и Ф. Меланхтона . Вскоре К. отправился в Виттенберг и поселился в доме худож. Лукаса Кранаха Старшего. Здесь он распорядился перевести на дат. язык НЗ и сам сделал перевод части ВЗ, скорее всего с нем. языка. В 1524 г. в Дании был распространен дат. перевод НЗ с предисловием Х. Миккельсена, в к-ром он пропагандировал реставрацию правления К. В кон. июля 1524 г. К. вернулся в Нидерланды, где он с нек-рыми перерывами находился до 1531 г. За это время он снарядил неск. каперских кораблей, которые грабили дат. и ганзейские торговые суда в Северном м. Отношения К. и его небольшого двора, находившегося в г. Лире, с императором и правительством Нидерландов были натянутыми, в т.

http://pravenc.ru/text/2461997.html

составил прощальные письма своим сторонникам и противникам (см.: Ibid. Bd. 2. S. 335-345. N 98-101), а также предпринял последнюю попытку объяснить свою позицию в письме курфюрсту Фридриху (см.: Ibid. S. 330-335. N 97). Он отмечал, что является проповедником истинной христ. веры, которая «одинакова в сердцах всех избранных по всей земле», однако не совпадает с ложной верой Лютера. К этому времени М. уже ознакомился с «Письмом к князьям...» Лютера; он просил у курфюрста разрешения издать сочинение с ответами на все обвинения и доказательствами неправоты Лютера. М. заявлял, что он готов излагать свое учение перед истинными христианами, однако не собирается отвечать перед судом «книжников». Он также предупреждал курфюрста, что «простой народ» давно недоволен правителями, к-рые являются христианами только на словах. М. уже не рассчитывал на благоприятный ответ курфюрста; он осознавал серьезность выдвинутых против него обвинений и решающий вес для властей Саксонии авторитетного мнения Лютера. Понимая, что его сторонники в Альштедте не смогут противостоять городской и княжеской власти в случае обострения ситуации и издания офиц. распоряжения о его аресте, в ночь с 7 на 8 авг. 1524 г. М. тайно покинул город (см.: Br ä uer, Vogler. 2016. S. 248-251). М. в Мюльхаузене, Нюрнберге и Южной Германии (1524) В сер. авг. 1524 г. М. прибыл в Мюльхаузен. Неизвестно, по каким причинам М. направился из Альштедта именно туда, однако Мюльхаузен обладал сразу неск. выгодными преимуществами в качестве места пребывания: он находился недалеко от границ курфюршества Саксония, однако имел статус свободного имперского города, поэтому М. мог чувствовать себя в безопасности и поддерживать связь со своими последователями в Саксонии; городской совет проводил независимую политику, не вступая в альянсы с католич. и протестант. князьями; в городе успешно действовали неск. проповедников, ориентировавшихся на реформационные принципы Лютера, однако не входивших в его окружение. Т. о., в Мюльхаузене М. мог получить и политическую, и идейную поддержку.

http://pravenc.ru/text/2564548.html

Правило это и по уничтожении отказного обряда оставлено в Своде законов гражданских (1523–1525 ст.); но на практике оно всегда возбуждало недоразумения и никогда не имело безусловного значения. Хотя выражение 1524 ст. представляется в безусловном виде (буде в течение 2 лет: никто не явится для спора – то впредь всякий спор о купчей не должен иметь места), однако, с другой стороны, невозможно в таком случае не признать противоречия между этим правилом и общим безусловным правилом земской давности, в силу коего иск о собственности погашается только истечением 10-летнего срока. В самом деле представляется много случаев, в коих безусловное применение сего правила о двухлетнем сроке явно противоречило бы справедливости. Так, например, законный наследник, имея общее право искать наследства в течение 10 лет со времени публикации об открытии оного, лишился бы сего права и в отсутствии публикаций, от того только, что другой, незаконно получив наследственное имение, успел тотчас продать его третьему лицу, и прошло 2 года со времени оглашения купчей. Здесь в сущности переход имения, незаконно приобретенного, в другие и в третьи руки нисколько не нарушает целости коренного, исконного права собственности. Вот почему и практика наша никогда не могла помириться с мыслью о том, что безусловное право иска о собственности может быть во всяком случае погашено истечением краткого срока, связанного с формальным обрядом оглашения купчей, тем более что этот обряд, как всем известно, соблюдался большею частью только на бумаге, и оглашение перехода в сущности не достигало целей публичности. Понятно, что практика всячески искала выхода из этих затруднений, и усиленно искала в законодательстве нашем общего начала, в котором можно было бы объяснить и согласить означенное противоречие; но к сожалению, надобно признаться, что такого начала сыскать невозможно, и что закон 1524 статьи, если когда-либо имел какое-либо практическое значение, вовсе утратил его с тех пор, как отменен отказный обряд, с которым это правило было связано. Хотелось бы думать, что правило это имеет силу только в спорах о купчей между лицами, участвовавшими в совершении купчей, не простираясь на права сторонних лиц; – но и такого толкования не на чем утвердить, разве на отвлеченном понятии, которое не находит основы в положительном законе, и не ладится с выражениями текста учреждения о губерниях и 1523–1525 статей 1 ч. Х т. Вот почему практика выказывала до сих пор стремление обходить этот закон в безусловном смысле, и приходится, без помощи законодательства, отказаться от бесплодного желания истолковать 1524 статью в связи с общим понятием о безусловном праве собственности и проистекающем из него иске. (О значении сего правила см. рассуждение г. Пестржецкого, в статьях его о владении и о 2-летнем сроке, в Ж. Мин. Юст. 1860 года. Ср. Касс. реш. 1871 г., N 894.)

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

В Касс. реш. 1869 г., N 510 изъяснено, что двухгодичным сроком, по смыслу 1524 и 1525 ст. Зак. Гр., устраняются все споры против купчей крепости как акта укрепления, но не устраняются споры о праве собственности на проданное имение (в данном случае дети продавщицы спорили, что дом был не ее, а отца их собственностью, и потому продажа его, учиненная от своего имени, недействительна): споры сего рода пресекаются лишь 10-летнею давностью. Статья толкуется лишь, по-видимому, в таком смысле, что 2-летний срок простирается на споры между покупщиком и продавцом, о действительности соглашения их о продаже, и состоявшегося по оному продажного перехода. В сем решении сделана ссылка на Мн. Гос. Сов. 24 Апр. 1861 г. по д. Тишина с Жеребцовым и на решения Сен. по д. Хорощо и Цилосони в Ж. М. Ю. 1860 и 1863 г. Ср. Касс. реш. 1872 г., N 884; 1873 г., N 1231; 1874 г., N 877; 1880 г., N 47; в последнем сказано, что срок сей относится и к данным. 2-летний срок для оспаривания купчей, по смыслу 756 ст. Зак. Гражд. (соответств. ст. 35 прил. I к 708 ст. Зак. Гражд., изд. 1887 г.) относится не к одним купчим, но и ко всем актам укрепления. Касс. реш. 1881 г., N 49. 1872 г., N 1136. Установленный 1524 и 1525 ст. 1 ч. Х т. двухгодичный срок определен для предъявления спора против акта укрепления, для исков же о праве собственности, не соединенных со спором против купчей, остается в силе общая десятилетняя давность. По делу Кондатовичевых (Касс. реш. 1872 г., N 241) имение было продано от имени всех сонаследников, без участия двух, которые, по истечении 2 лет от совершения купчей, просили признать ее недействительною. Покупщик возражал, между прочим, ссылкою на 2-годичный срок, установленный 1524 ст. Гр. Зак. Сенат подтвердил рассуждение палаты, что срок этот установлен лишь для предъявления спора против купчих крепостей как актов укрепления, т.е. в отношении правильности нотариального совершения оных, и что пропуск этого срока не служит препятствием к предъявлению спора о праве собственности на проданное имение в течение 10-летней давности. § 42. Правило римского и новейших законодательств об уничтожении покупной сделки вследствие несоразмерности в обмене ценностей

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Примечания Мартин Лютер. О рабстве воли …с некоторым опозданием…— книга Эразма вышла из печати в начале сентября 1524 г., Лютер стал писать ответ через год. …поющих… пэан.— В античности пэан — победная песня. В письме к герцогу Георгу Саксонскому от 24 дек. 1524 г. Эразм писал: «От многих людей приходят письма, поздравляющие меня с этой моей работой. Есть такие, которые говорят, что, прочитав эту книжечку, они изменили прежнее мнение». Маккавей.— Семь братьев Маккавеев умерли мученической смертью во время религиозных гонений в Иудее, когда она была под властью Сирийского царя Антиоха IV Епифана (185-164 гг. до н. э.). Жреческий род Маккавеев возглавил восстание евреев против сирийского владычества (См.: 2 Мак., 10, 1). Софисты.— Лютер так называет средневековых и современных ему схоластов в соответствии с тем, как характеризовал софистику не любимый Лютером Аристотель: «Ведь софистика -это мнимая мудрость, а не действительная, и софист - это тот, кто ищет корысти от мнимой, а не действительной мудрости» (Аристотель. Соч.: В 4-х т. М., 1978, т. 2, с. 536). …я… столько раз опровергал.- Учение Лютера о несвободе воли излагалось им еще в Гейдельбергских тезисах (1518), в «Утверждении всех пунктов, осужденных буллой Льва» (1520); в комментариях к псалмам (1519-1521) и других произведениях. …книжечка Филиппа Меланхтона.— Меланхтон (1497—1560) — немецкий теолог и педагог; его называли «praeceptor Germaniae» — «наставник Германии», по происхождению он сын кузнеца-оружейника, внучатый племянник и ученик Иоганна Рейхлина. Как и другие гуманисты того времени, Меланхтон грецизировал свою фамилию - настоящая его фамилия Шварцэрд, что значит «черная земля», «чернозем». (С XIII в. существовала мода переделывать немецкие имена на латинский лад, а с XV - на греческий.) Меланхтон - основатель протестантской догматики. Теологические места - Loci theologici, или «loci communes rerum theologicarum, seu hypotyposes theologicae» (1-е изд. вышло в Виттенберге в 1521 г.). «Общие места» - очень распространенный жанр средневековой теологической литературы, основывающейся на Аристотелевой топике — учении об общих местах, общих положениях, общих исходных пунктах, необходимых для изложения темы.

http://sedmitza.ru/lib/text/441016/

Торжественный въезд имп. Карла V с франц. кор. Франциском I и кард. Алессандро Фарнезе в Париж в 1540 г. Фрагмент росписи. 1557–1566 гг. Худож. Т. Дзуккари (Вилла Фарнезе, Капрарола) К 1519 г. относится открытое соперничество монархов - К. и Франциск I были претендентами на титул императора. Избрание К. императором и объединение под его властью огромной державы изменили характер борьбы в Италии: крупные военные конфликты теперь порождали не противоречия между итал. гос-вами, а противостояние франц. монарха и императора; европ. правителям, пытавшимся решить в ходе Итальянских войн свои проблемы, приходилось выбирать между ними. В нач. 20-х гг. XVI в. союзниками К. были англ. кор. Генрих VIII и папа Римский Лев X, удовлетворенный тем, что император возглавил в Германии борьбу с Реформацией. 4-я из Итальянских войн, или 1-я франко-габсбургская война (1521-1526), шла гл. обр. за обладание Миланом, но боевые действия велись и на территории Сев. Франции, и на франко-испан. границе, когда французы, воспользовавшись восстанием Комунерос, вторглись в испан. Наварру. В нояб. 1521 г. армия К. вступила в Ломбардию и захватила Милан. Франц. войска были разбиты при Бикокке (27 апр. 1522). Папа Римский занял Парму и Пьяченцу, испан. армия оккупировала Геную. В июле 1522 г. англичане из остававшегося под их властью Кале атаковали французские Бретань и Пикардию, а К. вторгся в Юж. Францию через Пиренеи. В сент. 1523 г. английская армия под командованием Чарлза Брандона, герц. Саффолка, из Кале дошла почти до Парижа, но, не дождавшись действий имп. войска, отступила. В февр. 1524 г. К. отбил у французов г. Фуэнтеррабия. Франциску I удалось собрать новую армию, и в окт. 1524 г. она перешла через Альпы и двинулась к Милану. 24 февр. 1525 г. французы были разбиты К. в битве при Павии и король попал в плен. В плену, в Мадриде, Франциску I пришлось подписать мирный договор (янв. 1526): франц. король отказывался от претензий на итал. владения и от прав на Бургундию, а также обещал оказывать императору помощь в борьбе с протестантами (Мадридский договор не был ратифицирован во Франции).

http://pravenc.ru/text/1681065.html

Одной из наиболее заметных фигур в архитектуре этого времени был Хуан де Алава. В 1524 г. он получил заказ на перестройку мон-ря Сан-Эстебан (1524-1610): в частности, им был выполнен проект церкви. Ее внутреннее пространство мало отличалось от внутреннего пространства готических церквей. Главные новшества были привнесены в композицию зап. фасада (30-е гг. XVI в.). Его углы скошены, и в них сделаны ниши с раковинами в конхах. Центральная часть фасада прорезана глубокой аркой, внутри к-рой помещена скульптурная композиция типа «ретабло». Ее структура намечена с помощью пилястр, антаблементов и арок, пространство между к-рыми заполнено скульптурами под балдахинами. Др. выдающимся мастером саламанкской школы был Родриго Хиль де Онтаньон. Он работал не только в Саламанке, но и в др. испан. городах и был связан с мастерами др. школ платереско, такими как Педро де Ибарра и Алонсо де Коваррубиас. Для построек Хиля де Онтаньона характерны сохранение стрельчатой структуры перекрытий и уменьшение объема скульптурного декора по сравнению с произведениями де Алавы. Все «украшения» в его постройках сосредоточивались вокруг главного входа, окон и верхней части здания. Часто для оформления главного портала он использовал композиции, напоминающие по схеме триумфальные арки, помещая, однако, пилястры на консоли, подобно мастерам, сохранявшим готическую манеру (фасад мон-ря Лас-Дуэньяс в Саламанке, ок. 1533). В то же время для фасадов строившихся им зданий было характерно увлечение декором в ущерб классической тектонике, что особенно заметно во дворце герцогов Монтеррей в Саламанке (1539-1566) и фасаде (1537-1553) коллегиума Сан-Ильдефонсо в Алькала-де-Энарес (пров. Мадрид). Здесь композиция построена на противопоставлении гладких стен нижних этажей без украшений утяжеленному скульптурным декором верхнему ярусу. Дворец герцогов Монтеррей в Саламанке. 1539–1566 гг. Дворец герцогов Монтеррей в Саламанке. 1539–1566 гг. В Андалусии особенности местной школы платереско определялись, с одной стороны, активным воздействием араб.

http://pravenc.ru/text/2007788.html

В таинстве Е. Кальвин выделял также «значение», «материю» (или субстанцию) и «действие». «Значение» заключается в обетовании спасения, «материя» таинства - это крестная смерть и воскресение Иисуса Христа, «действие» - искупление, оправдание, освящение, вечная жизнь. На Вечере под знаками хлеба и вина истинно дан Сам Иисус Христос, но Он не связан с материей хлеба. Не следует низводить Христа к тленным элементам и представлять Его в бесконечном теле, пребывающем во множестве мест одновременно (как это делал Лютер), поскольку это противоречит истинности Его человеческого естества. Лютеран. формула «в хлебе, вместе с хлебом, под видом хлеба» - недопустима. Е. приносит утешение и укрепляет веру. Она - залог, к-рый удостоверяет нас в любви Божией к нам. Е. является приобщением к полноте жизни и необходима для поддержания той жизни, к-рую Бог породил в нас Своим Словом. Е.- это пища для души. На практике Кальвин считал возможным использование любого хлеба - как квасного, так и пресного, а также любого вина ( Elwood Chr. The Body Broken: The Calvinist Doctrine of the Eucharist and the Symbolization of Power in 16th-Cent. France. N. Y., 1999). Протестантские мессы Первый реформированный чин мессы был составлен в 1521-1522 гг. в Виттенберге Карлштадтом. Затем в 1522 г. в Нёрдлингене вышла «Евангелическая месса» К. Канца, к-рую в 1524 г. переиздали в Вормсе с нек-рыми изменениями. В том же году в Страсбурге Теобальд Шварц издал «Немецкую мессу». В 1525 г. в Нюрнберге напечатал свой чин мессы Андреас Дебер. Лютер составил 2 чина - в 1523 г. «Формулу мессы» и в 1526 г. «Немецкую мессу». После этого в лютеран. евангелической традиции появились десятки реформированных чинопоследований (их принято делить на 4 семьи: Бугенхагенские чины, Мекленбургский чин, Нюрнбергские, Страсбургские чины). Особые чинопоследования были составлены Т. Мюнцером в 1524 г. и Цвингли в 1525 г. В реформатской традиции чинопоследования Вечери Господней были изданы в 1526 г. в Базеле (Эколампадием), в Вюртемберге в 1536 и 1553 гг., в Женеве в 1542 г.

http://pravenc.ru/text/351651.html

Ю.М.Каган. «О рабстве воли» Мартина Лютера Мартин Лютер. О рабстве воли В споре Эразма Роттердамского с Мартином Лютером столкнулись два совершенно разных человеческих типа. Разным был возраст (Лютер на 17 лет моложе Эразма), разным был темперамент (Эразм - ученый, сторонник умеренной реформы, сдержанный интеллигент, «человек сам по себе»; Лютер—вдохновенный пророк, бунтарь, человек действия); разным было и отношение к христианству: задолго до начала спора о свободе воли Лютер считал гуманистов полупелагианами, «отравленными Иеронимом», «предателями Августина». 1 марта 1517 г. он писал И. Лангу: «Читаю я нашего Эразма и день ото дня уменьшается моя любовь к нему (...); человеческое заботит его гораздо больше, нежели божественное». Понимая, что у Эразма речь идет главным образом о делах земных, о поведении человека, о необходимости милосердия, а не о вере, 9 мая 1521 г. в письме к Г. Спалатину Лютер со свойственной ему резкостью выразился решительнее и назвал главу христианских гуминистов... бегемотом. 28 мая 1522 г., как бы уже предполагая возможность полемики с Эразмом, он писал одному из своих корреспондентов: «Истина сильнее красноречия, вдохновение важнее ума, вера выше просвещенности». Спор с Лютером начал Эразм. Что последовало за изданием его Диатрибы-трактата «О свободной воле», можно себе представить по многочисленным письмам, относящимся к этому событию. Вскоре после появления книги (в начале сентября 1524 г.) Эразм писал Генриху VIII и другу Томаса Мора епископу Кутберту Тунсталлу: «Жребий брошен! Вышла в свет книжечка о свободной воле!» «Жребий брошен!», «Рубикон перейден!» - ясно, что сам Эразм ожидал от своего оппонента ответа или каких-либо иных действий. Но некоторое время ничего такого не происходило. В сентябре 1524 г. друг и сподвижник Лютера Ф. Меланхтон извещал Спалатина: «...я почти рад, что Эразм начал бой», но Эразму он ни о чем подобном не сообщал — известно его письмо Эразму, написанное тогда же: «Что касается диатрибы о свободной воле, то здесь ее приняли в высшей степени равнодушно. Очень понравилась твоя сдержанность, несмотря на то что кое где ты и подсыпал черной соли. Однако Лютер не столь гневлив, чтобы он не смог этого проглотить. Он обещает ответить тебе с такой же сдержанностью». Заканчивалось письмо словами: «Лютер почтительно тебя приветствует».

http://sedmitza.ru/lib/text/441019/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010