В В. м. помимо мощей прп. Макария, почивавших под спудом в Успенском храме, почитались частица Животворящего Креста Господня, камень от Живоносного Гроба и икона Воскресения Христова, присланная в обитель в 1900 г. Иерусалимским Патриархом Дамианом . Святыни, а также активная миссионерская деятельность братии привлекали паломников из соседних губерний и С.-Петербурга. Накануне праздника Успения Божией Матери мон-рь принимал многолюдный крестный ход из Петропавловского храма Любани. Крестные ходы на островок прп. Макария совершались в субботу Сырной недели, в Недели Православия, Крестопоклонную, о самарянине, в день Св. Духа, а также 8 мая и 29 июня. В апр. 1920 г. постановлением межведомственной комиссии по ликвидации мон-рей в Новгородском у. здание странноприимного дома В. м. передали отделу народного образования для размещения в нем ремесленной школы и интерната. В 1922 г. часть территории обители была передана совхозу, но богослужения в храмах продолжали совершаться, в корпусах жили 30-40 насельников. 4 апр. 1923 г. настоятель В. м. игум. Кирилл был тайно хиротонисан во епископа Любанского, викария Новгородской епархии, хиротонию возглавил архиеп. Андрей (Ухтомский) . Арестованный в 1924 г. по обвинению в сокрытии монастырских ценностей, еп. Кирилл отбывал срок в ИТЛ в Вологодской губ. и после освобождения в 1927 г. вернулся в обитель. В июле 1928 г. в Александро-Невской лавре он был пострижен иосифлянским (см. ст. Иосиф (Петровых) ) еп. Стефаном (Бехом) в схиму с именем Макарий, ушел на покой и жил в В. м. 17 февр. 1932 г. по обвинению в контрреволюционной деятельности вся братия мон-ря (ок. 40 чел.) была арестована. Коллегия ОГПУ 22 марта 1932 г. приговорила иноков к различным срокам лишения свободы, в т. ч. схиеп. Макария, его келейника иеродиак. Вукола (Николаева) и ризничего иером. Афиногена (Агапова; 24 июня 1979) к 3 годам ссылки. С февр. 1932 г. в храмах мон-ря и Крестовоздвиженской ц. на подворье в Любани службы не совершались. 21 февр. собравшиеся на общегородской митинг жители Любани постановили ликвидировать монастырское подворье и передать помещения под «культурное учреждение». Решением Леноблисполкома от 10 мая 1932 г. храмы В. м. были закрыты, корпуса обители переданы под отд-ние Свирьского лагеря. В 1935 г. освободившаяся из заключения часть братии поселилась недалеко от В. м., схиеп. Макарий нелегально жил в районе Чудово и Любани, совершал тайные постриги и священнические хиротонии. После оккупации Новгорода нем. войсками в 1941 г. схиепископ вместе с келейником перебрался в Псково-Печерский мон-рь . В ночь на 1 апр. 1944 г. при бомбардировке Петсери (ныне Печоры) советской авиацией он был убит в своей келье. Ок. 1944 г. еще 5 бывш. насельников В. м. поселились в Псково-Печерской обители, в т. ч. иером. Афиноген (Агапов), служивший с 1945 г. ризничим и казначеем, с 1960 г. братским духовником, с 1968 г. в сане архимандрита.

http://pravenc.ru/text/155316.html

1876. Стб. 844), т. е. в клеймах были представлены 12 фигур с нимбами (помимо 8 изображений святителя, еще 4 фигуры), в отличие от иконы из Ипатиевского мон-ря, на которой в клеймах представлены 10 фигур с нимбами (помимо свт. Николая, в сцене «Приведение во учение» - отец отрока Николая, в сцене «Успение» - один из святителей). Это означает, что повторение чудотворного оригинала сочеталось с использованием различных иконографических программ, в согласии с ними варьировался житийный цикл свт. Николая. Другие списки Освящение ц. свт. Николая Чудотворца (Гостунского) в Москве Симоном, митр. Москов-ским и всея Руси. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.232. Л. 668 об.) Освящение ц. свт. Николая Чудотворца (Гостунского) в Москве Симоном, митр. Москов-ским и всея Руси. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.232. Л. 668 об.) Число повторений Великорецкого образа чрезвычайно велико, а география их распространения демонстрирует широту почитания этого образа. В короткое время местночтимая святыня стала «общим достоянием» для Москвы, районов Северо-Восточной (Вологодские земли) и Северной Руси (Архангельск, Холмогоры, Карелия), для ближайших с Вяткой епархий - городов В. и Ср. Волги (Кострома, Казань). Появление святыни в этих городах иногда приводило к созданию особых живописных редакций житийной иконы-списка, напр. вологодской, в свою очередь распространенной от Архангельского края на севере до окрестностей Вологды и Кириллова Белозерского мон-ря ( Маханько. 2011). Видимо, после прославления иконы в столице ее списки раздавали в мон-ри. Согласно текстам описей и др. письменных документов, такие иконы были во мн. мон-рях на севере, северо-востоке и в вост. областях Московской Руси. Великорецкие иконы могли находиться в разных по функции храмах обители - в надвратных (в мон-рях Псково-Печерском и хлыновском Трифоновом Успенском) или в соборных, над игуменским местом (в Соловецком мон-ре) или у гробницы основателя (в Кирилловом Белозерском мон-ре), либо встречая и приветствуя входящих в обитель, либо обозначая место настоятеля или погребения святого покровителя и основателя.

http://pravenc.ru/text/2566196.html

Л. Л. Полушкина, И. Л. Хохлова Рубрики: Ключевые слова: ИОНА († 1474-1480), прп. Псково-Печерский (пам. 29 марта, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, в 4-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе преподобных отцов Псково-Печерских, 18 нояб.- в Соборе святых земли Эстонской) АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых ) ГЕРАСИМ (Григорий Михайлович; 1488/89-1554), прп. Болдинский (пам. 1 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) ИГНАТИЙ Ломский, Сарский, Ярославский, Вологодский († кон. XVI в.), прп. (пам. 28 дек. и 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ЛЕОНИД († 1549), прп., Пошехонский, Ярославский, основатель пустыни в честь Успения Пресв. Богородицы (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых) АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.) АНТОНИЙ (Путилов; 1795-1865), прп. Оптинский (пам. 7 авг., в Соборе преподобных Оптинских старцев и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АНТОНИЙ ЛЕОХНОВСКИЙ (2-я пол. XVIb. - ок. 1613.), основатель Антониева Леохновского мон-ря, прп. (пам. 17 окт., в Соборе Новгородских святых, в Соборе Тверских святых и во 2-ю пятницу после 29 июня - перенесения мощей) АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVb. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря)

http://pravenc.ru/text/180249.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗИНОН Спас Нерукотворный Икона. 1983 г. (ц. св. Отцов семи Вселенских Соборов Данилова мон-ря) Спас Нерукотворный Икона. 1983 г. (ц. св. Отцов семи Вселенских Соборов Данилова мон-ря) (Теодор Владимир Михайлович; род. 12.10.1953, Первомайск Николаевской обл., Украина), архим., иконописец, чье творчество во многом определяет пути развития совр. церковного искусства. С детства был приобщен к церкви. Решив стать художником, в 15 лет поступил в Одесское художественное уч-ще (1969-1973); на 2-м курсе начал копировать иконы. Задуманный им дипломный проект (триптих «Андрей Рублёв») не нашел поддержки у руководителя, потребовавшего сменить тему. После службы в армии (1973-1975) выполнял художественные работы в Успенском соборе Одессы (кафедральный в 1936-2002). 5 сент. 1976 г. стал послушником в Псково-Печерском в честь Успения Пресвятой Богородицы мужском монастыре , где в том же году 30 сент. принял монашеский постриг, через 3 дня был рукоположен во диакона, 8 нояб.- во иерея. В 1978 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Пимена, высоко ценившего З. как иконописца, был принят в братию ТСЛ, где создал иконостас крипты Успенского собора, расписал закомары, выполнил надвратный образ преподобных Сергия и Никона Радонежских, а также множество небольших икон. В этот период он познакомился с руководителем реставрационно-иконописной мастерской ТСЛ мон. Иулианией (Соколовой ; 1981), к-рая с большим уважением отнеслась к творчеству молодого мастера. Несмотря на прошение З. о возвращении его в братию Псково-Печерского мон-ря, в 1983 г. в силу востребованности иконописца в столице его перевели в переданный РПЦ Данилов мон-рь . Там он создал иконостасы нижних приделов ц. св. Отцов семи Вселенских Соборов (совм. со свящ. Вячеславом Савиных), подготовил проект росписи Троицкого собора, ориентированный на визант. образцы (не осуществлен). Иконостас придела прп. Серафима Саровского в Троицком соборе Пскова. 1988 г. Фотография. Сер. 90-х гг. XX в.

http://pravenc.ru/text/199877.html

Л. Ф. Зуров. Фотография. 30-е гг. XX в. (ГПИБ) Л. Ф. Зуров. Фотография. 30-е гг. XX в. (ГПИБ) Первыми выступлениями З. в печати стали рассказ «Вечерний звон» и стихотворение «Цветы на могилу» в рижской газ. «Маяк» (1922. 7). В 1925-1929 гг. в рижской газ. «Слово», ж. «Перезвоны» и др. изданиях опубликовал 38 очерков и рассказов, в т. ч. материалы о жизни крестьян Латгалии (В крестьянском доме: Из записной книжки//Слово. 1927. 445; Ярмарка в Пыталове//Там же. 501; Режицкий базар//Там же. 563), о рижских старообрядцах (В Жоготах и у старообрядцев//Там же. 396; Гребенщиковский молитвенный дом//Там же. 524), о псковских древностях (Старинная икона с рисунком Псково-Печерской обители//Там же. 1928. 1007; Печерские легенды//Там же. 1009), об истории Добровольческого движения (Даниловы//Белое дело. 1927. Вып. 2. С. 158-196). Напечатанные в газ. «Слово» 7 ранних рассказов З. и повесть «Кадет», собранные автором в одноименную книгу, вызвали одобрительные отклики Ю. И. Айхенвальда, И. А. Бунина , А. И. Куприна, И. С. Шмелёва , П. М. Пильского. В 1928 г. издателями альбома «Псково-Печерский монастырь: Общий культурно-исторический очерк» З. был командирован в г. Петсери (Печоры) с целью составления описи древностей б-ки и ризницы Псково-Печерского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря . В том же году опубликовал в Риге повесть «Отчина», посвященную истории обители и Псковского края во времена Иоанна Грозного. Книга стала результатом работы в архивах Псково-Печерского мон-ря и вышла в художественном оформлении автора, использовавшего изображения древних киноварных букв XVI в., филиграней бумаги и тиснений переплетов, а также собственные зарисовки монастырских построек - ц. свт. Николая Чудотворца (Николы Вратаря) и главной звонницы. В дек. 1928 - нояб. 1929 г. З. переписывался с Буниным, к-рый пригласил его приехать в гости в Грас. При содействии К. И. Зайцева (впосл. архим. Константин ) и В. Ф. Зеелера получил въездную визу во Францию, а от Бунина - деньги на дорогу. 23 нояб. 1929 г. прибыл в Грас, где вопреки первоначальным намерениям остался надолго. З. стал секретарем Бунина и фактически членом его семьи, познакомился с Г. Н. Кузнецовой, М. А. Степун и Н. Я. Рощиным. Печатался в парижских изданиях «Последние новости», «Иллюстрированная Россия», «Современные записки», в альманахе «Круг»; в эстонских ж. «Старое и новое», в сб. «Новь», в газ. «День русского просвещения». В 1930-1944 гг. в рижских газетах «Сегодня», «Для Вас», «Наша газета» вышло 13 его работ. Участвовал в подготовке рижского старообрядческого ж. «Родная старина» . С 1932 г. лечился от туберкулеза.

http://pravenc.ru/text/200115.html

XX в. называть икону Тихвинской. Как «Нарвская», с историей обретенных из пепла ругодивских образов, основанной на обобщенных летописных сведениях и сказании кн. Курбского, икона впервые появилась в публикации С. И. Снессоревой (Земная жизнь Пресв. Богородицы. 1891, 18982. С. 269-270, без ил.). Это название и вариант сказания впосл. получили широкую известность (в т. ч. опубликованы в расширенном своде чудотворных икон, к-рый подготовил рус. духовный писатель Е. Н. Поселянин (Погожев) - см.: Поселянин Е. Богоматерь. С. 625-626, без ил.). Считающийся той самой чудотворной иконой Божией Матери, Тихвинский образ пребывал в ц. Успения Пресв. Богородицы в Ивангородской крепости до 1940 г. После закрытия церкви икону перенесли в храм Иверской монашеской общины близ Ивангорода (до революции 1917 ц. Иверской иконы Божией Матери Ивангородского подворья Николаевского Илецкого мон-ря Оренбургской епархии). В 1944 г. она была отправлена в Пюхтицкий мон-рь, ныне ее местонахождение неизвестно. В Воскресенском соборе Нарвы почитается список Н. и. В наст. время празднование Н. и. совершается 11(24) мая - в память чудесного обретения и 14(27) авг.- в память принесения образа в первопрестольный град Москву (несмотря на сохранившуюся в летописи дату 9 авг. 1558). 17 мая 2003 г. в Нарве на ул. Раквере был освящен престол верхнего храма в честь Н. и. (заложен в 1999, нижний храм освящен в 2001 во имя прав. Иоанна Кронштадтского; проект архит. П. В. Григорьева, архит.-строитель А. П. Прокопович). 24 мая 2006 г. впервые в Нарве состоялся торжественный крестный ход из Воскресенского собора в храм в честь Н. и. с соборными иконами - списком Н. и. и чудотворной иконой свт. Николая Чудотворца. 17 мая 2008 г. в Нарве прошли юбилейные торжества, посвященные 450-летию обретения икон; приходу храма в честь Н. и. были подарены список Тихвинской (Нарвской) иконы Божией Матери и икона прмч. Корнилия Псково-Печерского, написанные в иконописной мастерской Псково-Печерского мон-ря. Ист.: Hansen H. J. Geschichte der Stadt Narva. Dorpat, 1858; Erganzende Nachrichten zur Geschichte der Stadt Narva vom Jahre 1558: Mitt. von Augenzeugen und Zeitgenossen. Narva, 1864 [Припл. к кн.: Hansen H. J. Geschichte der Stadt Narva. Dorpat, 1858]; Сказания кн. Курбского/Ред.: Н. Г. Устрялов. СПб., 18683. Лит.: Ист.-стат. сведения о С.-Петербургской епархии. СПб., 1885. Т. 10. С. 298-303; Петров А. В. Город Нарва: Его прошлое и достопримечательности: 1223-1900. СПб., 1901; Коченовский О. Нарва: Градостроительное развитие и архитектура. Таллин, 1991; Федорычева Е. А. Церковь Николы Надеина в Ярославле. М., 2003; Маханько М. А. Почитание и собирание древних икон в истории и культуре Московской Руси XVI в. М., 2015. С. 72-75. Э. В. Шевченко Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2564680.html

подвижничества. Он оставил жену и сыновей в доме у Ивана Дементьева, а сам начал сооружать в горе, западнее пещеры, церковь. Вскоре умерла его супруга, незадолго до кончины принявшая монашеский постриг с именем Васса (Василисса). Иоанн положил ее в могилу, выкопанную в пещере, но наутро гроб прп. Вассы обрели поверх земли. После 2-й неудачной попытки похоронить жену в земле Иоанн сделал нишу в стене пещеры и поставил гроб «наверху земли». После смерти супруги Иоанн принял монашество. В горе была устроена небольшая церковь, И. поставил рядом с пещерой 2 кельи «на столбцах». Затем он отправился в Псков просить священников Троицкого собора освятить пещерную церковь, но те не решились «ради необычнаго места» храма. Успенская ц. была освящена по благословению Новгородского и Псковского архиеп. Феофила 15 авг. 1473 г. При освящении произошло чудо: от иконы Успения Пресв. Богородицы прозрела слепая женщина. Суровая подвижническая жизнь И. «в трудах и молитвах» стала известна после его кончины. Во всех редакциях «Повести...» рассказывается, что после смерти на теле И. нашли «пансырь кольчатый», такой тесный, что «тело его все яко изваяно сквозе кольца те». Панцирь был помещен над гробом преподобного, но уже в нач. XVI в., после разорения мон-ря немцами, он исчез. Точная дата кончины И. неизвестна. Согласно «Повести...», он преставился вскоре после освящения Успенской ц. и был погребен в «Богом зданной пещере», с левой стороны. Митр. Евгений (Болховитинов) предполагал, что И. умер ок. 1474 г. ( Евгений (Болховитинов). 2009. С. 262). В трудах митр. Филарета (Гумилевского) и архиеп. Сергия (Спасского) преставление И. отмечено ок. 1480 г. Н. И. Серебрянский предполагал, что И. скончался вскоре после 1473 г. ( Серебрянский. 1908. С. 333-334). По мнению Ю. Г. Малкова, датировать преставление И. можно 1474-1480 гг. (Летопись Псково-Печерского мон-ря. 1993. С. 93-94). В 1600 г. по благословению Псковского еп. Геннадия , данному в ответ на просьбу братии и игум. Псково-Печерского мон-ря Иоакима, мощи преподобных И., Марка и Вассы переложили в новые раки вместе со старыми гробами, к-рые так обветшали, что сквозь них были видны кости.

http://pravenc.ru/text/578260.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАССИАН (Муромцев; † 20 февр. 1570, Псков), прмч. (пам. 20 февр., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, в Неделю 4-ю по Пятидесятнице - в Соборе преподобных отцов Псково-Печерских), инок Псково-Печерского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря . В. был учеником и помощником игум. мон-ря прмч. Корнилия , автора «Повести о Псково-Печерском монастыре». Возможно, В. участвовал в создании 3-й Псковской летописи, одним из редакторов-составителей к-рой был игум. Корнилий, и помогал игумену в составлении печерского синодика - «Кормовой книги» (начата в 1558). В. состоял в переписке с кн. А. М. Курбским (известны 2 письма Курбского, адресованные В.), к-рый пользовался духовными советами печерского инока. Впосл. Курбский обиделся на старца за то, что тот не поддержал князя в его противостоянии с царем Иоанном IV Васильевичем . Особо доверительные отношения В. с игум. Корнилием стали наиболее вероятной причиной мученической кончины печерского инока. 13 февр. 1570 г. Иоанн Грозный после расправы с Новгородом отправился в Псков, у городского Троицкого собора царя встретило местное духовенство (в т. ч. и печерский игумен). Согласно монастырскому преданию, 20 февр. прмч. Корнилий по ложному доносу был собственноручно казнен царем у ворот Печерской обители, где государя, по обычаю, встречала братия (дата смерти игум. Корнилия указана в «Повести»: «В лето 7078-ое (1570), февраля в 20-й день»; такая же дата приведена и в монастырской «Кормовой книге», хотя В. под 20 февр. в ней не упомянут). Др. версию кончины иноков сообщает в «Истории о великом князе Московском» кн. Курбский, он пишет, что оба печерских мученика скончались от пыток во время царских допросов: «Тогда вкупе убиен с ним [прмч. Корнилием.- Г. М.] другой мних, ученик того Корнилия, Вассиан именем, по наречению Муромцев: муж был ученый и искусный и во Священных Писаниях последователь. И глаголют их вкупе, во един день орудием некаким раздавленных: вкупе и телеса их преподобно-мученическия погребены». (Курбский относит гибель иноков к сер. 70-х гг. XVI в., но его хронологические указания не всегда точны.)

http://pravenc.ru/text/149861.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Церковь в период автокефалии; Учреждение патриаршества (1431 - 1700) ГРИГОРИЕВ ПЕЛЬШЕМСКИЙ ЛОПОТОВ В ЧЕСТЬ СОБОРА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в Кадниковском у. Вологодской губ., на р. Пельшме, в 7 верстах к северо-востоку от г. Кадникова ГРИГОРИЙ Пельшемский, Вологодский, прп. (пам. 30 сент., в Соборе Вологодский святых и в Соборе Костромских святых) ГРИГОРИЙ Цамблак (ок. 1364-1365 - зима 1419/20), митр. Киевский Западнорусской митрополии, дипломат, болг., серб., молдав. и рус. писатель (проповедник, агиограф, гимнограф), представитель тырновской книжной школы ГРИГОРИЙ ТОПИНСКИЙ [в иночестве (схиме?) Геннадий] († 1613), «диак» (причетник?) в Псково-Печерском в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре ГУРИЙ (Руготин Григорий Григорьевич; ок. 1495 - 1563), архиеп. Казанский и Свияжский, свт. (пам. 5 дек., 20 июня, 4 окт.- в Соборе Казанских святых, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ГУРИЙ (Тушин Григорий Иванович; 50-е гг. XV в.- 1526)), мон. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря, ученик прп. Нила Сорского, книгописец ДАНИИЛ (Димитрий Константинович; ок. 1460-1540), прп. (пам. 7 апр., 30 дек., 28 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ДАНИИЛ († 1609), сщмч. (пам. 1 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Грехозаруцкий, Угличский, игум. угличского Грехозаруцкого (Грехозаручного) мон-ря во имя свт. Николая Чудотворца ДАНИИЛ (XVI - нач. XVII в.), архим. мон-ря «града Корсуня в Белой России», совершивший в 1592 г. хождение в Св. землю и написавший об этом «Книгу Беседы о пути Иерусалимском» ДАНКОВСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился на правом берегу р. Вязовни, напротив крепости г. Данкова Рязанской губ. (ныне Липецкая обл.) ДИМИТРИЙ (Савич (Туптало) Даниил Саввич; 1651 - 1709), митр. Ростовский и Ярославский, свт. (пам. 21 сент., 28 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/121748_6.html

Ф. 135. Отд. III. Прил. 28. Л. 1-9). При К., особенно в годы Ливонской войны (1558-1583), активизировалась миссионерская деятельность мон-ря. К. активно содействовал освоению и христианизации завоеванных в ходе Ливонской войны земель. В Повести 80-х гг. говорится, что в крепости Нейгаузен К. крестил чудь и «церкви постави: на Агиреве - Святую и Животворящую Троицу, а на Тапин - иже по плоти Христово Рожество, и прозвитеры и клирики устрои» (БЛДР. Т. 13. С. 486). В новые храмы из мон-ря прислали церковную утварь, книги, иконы, некоторые из них были написаны К. В монастырской описи 1586 г. перечислены иконы, принесенные из ц. Рождества Христова в Топине (после окончания Ливонской войны этот населенный пункт отошел Польше): «...святители Василий Великий, Иван Златоуст взят из Топинского погоста Новаго городка Ливонскаго, а писал тот образ в Топино Печерской игумен Корнилей» (Псковский Печерский мон-рь в 1586 г. 1904. С. 6; Малков. 1988. С. 198-224). С миссионерской деятельностью К. связывают появление т. н. полуверцев - эстов, обращенных в христианскую веру, но сохранивших в обрядовой жизни черты язычества. Иоанн Грозный неоднократно бывал в обители, делал крупные вклады (Псково-Печерский мон-рь в 1586 г. 1904. С. 261-263; Аполлос (Беляев). 1893. С. 102, 105, 106, 107). В Писцовой книге мон-ря за 1639 г. перечислены царские жалованные грамоты 1547, 1549, 1562, 1563 гг. игум. К. (ГА Псковской обл. Ф. 499. Оп. 1. Д. 112; то же: РНБ. Погод. 1912; см.: Каштанов С. М. Хронологический перечень иммунитетных грамот XV в.//АЕ за 1957 год. 1958. С. 353, 369. 394, 537; Там же, за 1960 г. 1962. С. 131-132. 599). Лаконичность и противоречивость источников дают основания для разных интерпретаций мученической кончины святого. В статье 7077 (1570) г. Псковской 1-й летописи (список Оболенского) рассказывается о разгроме Новгорода и приезде Иоанна Грозного в Псков, который царь «восхот разорити»; К. во главе псковского духовенства встречал царя и служил молебен в Троицком соборе (Псковские летописи.

http://pravenc.ru/text/2458689.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010