22. Блаженная Синклитикия говорила: ежели живешь в общежительном монастыре, то не переменяй места; иначе это сделает тебе большой вред. Ибо если птица поднимается с яиц, они делаются болтунами и бесплодными: так и монах, преходящий с места на место, охладевает и умирает для веры. 23. Еще говорила: много у диавола острых орудий. Когда не победил он душу бедностью, - приносит богатство к обольшению. Не одолел ее обидами и поношениями, - расточает на нее похвалы и славу. Побежден здравием человека, - тело его поражает болезнями. Ибо, не могши обольстить его удовольствиями, покушается совратить душу невольными трудами, поражает человека тяжкими болезнями с тем, чтобы чрез сие в нерадивых помрачить любовь к Богу. Но всякий раз, когда поражается тело твое, или воспламеняется сильною горячкою, также томится несносною жаждою, - если ты грешник, - то переноси это, воспоминая о будущем наказании, о вечном огне и казни по суду, - и не пренебрегай настоящими наказаниями (Евр. 12, 5), но радуйся, что Бог посетил тебя, и повторяй сие прекрасное изречение: наказуя наказа мя Господи, смерти же не предаде мя (Пс. 117, 18). Ты железо, - и огонь очистит твою ржавчину. Если ты, будучи праведным, впал в болезнь, то чрез сие от меньшего преуспеваешь на большее. Ты золото, - и через огонь сделался чище. Дадеся аггель сатанин плоти твоей (2 Кор. 12, 7), - торжествуй, смотри, кому ты уподобился? ты удостоился части Павловой! Ты искушаешься горячкою? наказуешься простудою? Но Писание говорит: проидохом сквозь огнь и воду, - и за тем уготовано упокоение (Псал. 65, 12). Достиг ты первого, ожидай и второго. Успевая в добродетели, повторяй слова св. Давида, который сказал: нищ и убог и боляй есмь аз (Псал. 68, 30). Сия троякая скорбь соделает тебя совершенным. Ибо псалмопевец говорит: в скорби распространил мя еси (Псал. 4, 2). В сих особенно училищах будем образовывать свою душу подвигами: ибо враг у нас - пред глазами. 24. Еще говорила: когда болезнь тяготит нас, не надобно скорбеть нам о том, что по немощи и болезни тела не можем стоять на молитве и воспевать псалмы устами.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/16/f...

45-го псалма? Но это будет страшная ошибка, т. к. в указанном месте толковники видят, что прор. Давид обозначил здесь «горами уже не Св. Апостолов, а просто «бедствия» и «демонов» (Толк. Псалт. стр. 284–285). А в толковании на 103-й Псал. стр. 161-я, под «горами» – должно разуметь тоже не Апостолов, а «противные силы, которые будут сожжены огнем в день Суда Божия»! Под словом «псы», в 24-м ст. 67-го псалма, толковники разумеют Апостолов (Толков. Псалт. стр. 403), но скажут ли и сами сектанты, что везде в Писании, под этим словом должно непременно разуметь св. Апостолов, хотя бы в Фил. 3:2 ?!. Так доводят произвольные толкования! Само Писание и толкования на него часто лицам, вещам и предметам усвояют названия, выражающие их качества, действия и нравы, а иногда наоборот: действия и явления отмечают именами предметов, которые их олицетворяют. Но из этого не следует, что мы не должны нигде держаться буквального смысла и принимать лица и предметы одни з другие; напротив, сами толковники, придавая в своих писаниях иногда уподобительные наименования вещам и предметам, – не устраняют и буквального; но, под небесами, облаками, морем и т. п. разумеют именно бездушные стихии: под морем и реками так и разумеют именно море и реки, – водные пространства (Толк. Псалт. на 80-й пс. стр. 27); «море, которое как цепью оковано песком» (на 88 Псал. стр. 68-я); «океаны и реки, подобные Иордану» (на 71-й Пс. стр. 435); так же и под «горами», – разумеют земные высоты (на 71-й Пс. стр. 432, которые поят облака источающие дожди»); тоже и под «небом» разумеют не что иное, как «воздух, или эфир неба, который ниже тверди» (на 23-й Псалом, стр. 145)! Если мы на время согласимся с сектантским разумом и станем думать, что «небо» – есть апостолы и вообще люди, то выйдет, что они сотворены были еще раньше земли ( Быт. 1:7 – 8 ) и потом сотворены еще раз ( Быт. 1:26–27 ), – но это будет бред безумного! Согласно с Писанием, мы должны разуметь, что небом называется то воздушное огромное пространство, которое вверху над нами; под которым мы видим облака, сияющее солнце, луну и звезды; о котором говорит Исаия: «Господь распростер небеса как тонкую ткань, как шатер для жилья» ( Ис. 40:22 ); для того, чтобы взглянуть на небеса, необходимо поднять глаза на высоту ( Ис. 40:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/novo-izr...

67. Бывают у демонов передачи и преемства, когда кто из них изнеможет в брани, но успевши привесть в движение любимой своей страсти. Сделавши над этим наблюдение, я нашел следующее: когда какой-нибудь страсти помыслы долгое время редко приходят к нам, а потом она вдруг нечаянно придет в движение и начнет жечь, тогда как мы никакого не подавали к тому повода каким-либо нерадением, тогда ведайте, что за нас взялся злейший прежнего демон и, заняв место отбывшего, исполнил своим злом. Видя это, ум, да прибегает к Господу, и восприяв шлем спасения, облекшись в броню правды, извлекши меч духовный, подняв щит веры ( Еф. 6, 14 – 17 ) и воззревши на небо со слезами, да глаголет: Господи Иисусе Христе, «сила спасения моего» ( Псал. 139, 8 ). «Приклопни ко мне ухо Твое, ускори изъяти мя: буди ми в Бога Защитителя и в дом прибежища, еже спасти мя» ( Псал. 30, 3 ). Особенно же пощениями и бдениями пусть сделает блестящим меч свой. После этого хоть и постраждет он еще несколько времени, боримый и осыпаемый разжженными стрелами лукавого, всеже наконец и этот демон мало-помалу сделается таким же, каков был предшественник его, и стихнет, пока не прибудет еще иной злейший для замещения его. 68. Нечистые помыслы часто располагаются и простираются на многие вещи, переплывают великия моря и долгие пути совершать не отказываются, движимые пламенеющею страстью. Но когда они несколько очищены, тогда они бывают гораздо стесненнее этих (необуздываемых) и не могут широко распростираться на многие вещи по причине слабости страсти. Почему движутся наиболее в кругу того, что естественно, и по премудрому Соломону, время некое вне глумятся ( Притч. 7, 12 ), собирая тростие для беззаконного плинфоделания ( Исх. 5, 12. 7 ), не касаясь плевел. Итак, должно всяким хранением блюсти сердце, да спасется «аки серна от тенет, и яко птица от сети» ( Притч. 6, 5 ). Ибо легче нечистую очистить душу, нежели очистившуюся и опять покрывшуюся ранами, снова воззвать к здравию, по причине усиленных преград от демона печали, всегда вскакивающего в зеницы очей и во время молитвы выставляющего на вид идола греховной страсти.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Тогда воссияет в тебе бесстрастие сердца и ты узришь ум свой в молитве блестящим подобно звезде. У св. Нила Синайскаго идет выбор до 27-й главы. Приложим и их. В предыдущих 23-х главах содержатся его 24 главы. 24. Когда демон чревоугодия, после частых и сильных борений, не сможет растлить установившегося воздержания, тогда влагает в ум желание строжайшего подвижничества, ради чего выводит на среду известное о Данииле – ту скудную жизнь и семена (служившие ему единственной пищей) ( Дан. 1, 16 ), припоминает ему и других некоторых отшельников, которые всегда так жили или в новоначалии, и понуждает стать их подражателем, чтоб, погнавшись за неумеренным воздержанием, не успел он и в умеренном, когда тело по своей немощи окажется бессильным для того. Думаю, что им справедливо не верить таким внушениям и не лишать себя хлеба, елея и воды. Ибо братие опытом дознали, что такая диета есть самая лучшая, только всего этого принимать не досыта и однажды в день. И было бы дивно, если бы кто, досыта вкушая хлеба и воды, мог получить венец бесстрастия. Бесстрастием же я называю не удаление от дел греховных, ибо это называется воздержанием, но отсечение страстных в сердце помыслов, которое св. Павел назвал и духовным обрезанием сокровенного Иудея ( Рим. 2,29 ). Если кто падает духом, слыша такие слова, тот да приведет себе на память «сосуд избран» ( Деян. 9, 15 ), Апостола, который в голоде и жажде совершал свое течение. Этому демону подражал и дух уныния, сей противник истине внушает терпеливому мысль об удалении в глубочайшую пустыню, призывая его возревновать Иоанну Крестителю и начатку отшельников – Антонию, чтоб, не вынесши долговременного и вышечеловеческого уединенничества, бежал он со стыдом, оставя свое место, а этот, хвалясь после того, сказал: «укрепихся на него» ( Псал. 12, 5 ). 25. То же, что гл. 68 – Евагр. перв. 26. Демоны не знают наших сердец, как думают некоторые из людей. Ибо Сердцеведец один «сведый ум человеч» ( Иов. 7, 20 ) «и создавый наедине сердца их» ( Псал. 32, 15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

б)  Мы должны переносить их с охотой и радостью. Нашими страданиями по воле Божьей должны достигаться святые и благие цели Промысла, прославляться Его мудрость, благость и святость. Кто не почитает Бога в своих страданиях, тот малодушен, нетерпелив, не имеет упования. Кто не высказывает должного благоговения, послушания и упования в отношении к Богу, тот в постигающих его несчастьях ради добродетели колеблется и сомневается: следовать ли Божьим заповедям, или не лучше ли забыть Бога, чтобы сохранить благоволение людей, здоровье и богатство; — сомневается, вознаградит ли его Бог за страдания. Но мы будем почитать Бога в страданиях по Его воле, если до конца переносим их без ропота, с полным смирением и покорностью, и доказываем своими поступками, какое достоинство имеет вера в Бога и какая скрывается в ней сила, возвышающая человека над всеми страданиями жизни. в)  Мы должны предать наши души Богу, как верному Создателю (1 Пет. 4:19 ). Если мы твердо убеждены, что страдаем по Божьей воле, то какие бы ни постигали нас страдания, они не поколеблют нашей веры и уверенности, что всеблагой и всемогущий Бог может спасти нас от всякой опасности. Ему поэтому, как “ верному Создателю ,” мы должны предать наши души, вверить руководство нашей участью, заботу о нас и нашем благополучии, спасение от бедствий и страданий (Псал. 144:19 ). Он верен и непременно исполнит то, что обещает. Он не допустит страданий выше наших сил (1Кор. 10:13 ). Он дает утешение и успокоение каждой скорбящей душе; укрепляет дух немощного и помогает всем несчастным (Псал. 9:19 ). Он обращает всякое страдание в благодеяние и благословение для нас. г)  Мы не должны при таких страданиях ослабевать в добре. Страдания, без вины постигающие нас, не должны отторгать нас от Бога и добродетели. Апостолы, несмотря на гонения и преследования, продолжали возвещать “ глаголы вечной жизни. ” (Иоан.6:68 ) Так должны поступать и мы. Страдания по воле Божьей не должны ослаблять нашей ревности к добротетели, нашего благочестивого настроения по отношению к Богу и ближним, нашей твердости в исполнении обязанностей, хотя бы наши труды не вознаграждались на земле.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Пс.68:14 .  Аз же молитвою моею (обращался) к Тебе. Окончив повествование о том, что говорили против Христа, по крестной смерти Его, Давид обращается опять к тому, что происходило до страдания и смерти Его: Я, говорит, Отче, зная что имели говорить по смерти моей, молился (что надобно подразумевать отвне) Тебе моею молитвою (1). За сим излагает самые слова молитвы. (1) Слова Божественного Кирилла и таковые же Афанасия: Спаситель говорит к Отцу: хотя и ругались надо Мною и воздали Мне за добро злом, но Я непрестанно буду приносить за них молитву, и это видно из самых слов Евангелиста о том, что Он и на кресте молился о распинателях своих. Слова Феодорита: Симмах это перевел так: моя молитва к Тебе, Господи! После сих, говорит, поступков их Я обращаю взор к Тебе и ожидаю помощи от Тебя. Боже (теперь) время благоволения. Сии слова согласны с следующими евангельскими: Отче! пришел час ( Иоан. 17:1 ). Благоволением здесь называет крестную смерть; ибо, по словам божественного Кирилла и Феодорита, благоволение есть добрая воля: а добрая воля имела целью то, чтобы мы, которые умерщвлены грехом, были оживотворены крестом (1). (1) Слова Феодорита: Симмах это выразил так: Время примирения, Боже! Довольно, говорит, того наказания, которое наведено, пора Ему кончиться и явиться Твоему человеколюбию! Боже, во множестве милости твоея услыши мя Мы прежде сказали, что Господь молился по закону человеческой природы, желая освободиться от искушений, как о том повествует и Евангельская история: Отче, говорит, спаси Меня от часа сего ( Иоан.12:27 ), также: Отче! Да минует Меня чаша сия ( Матф.26:39 ); каковые слова имеют сходство с следующими: спаси Меня по милости Твоей ( Псал.6:5 ). Услыши мя (поспешив) во истине спасения Твоего. Пс.68:15 .  Спаси мя от брения (тины) да не углебну (чтобы мне не погрязнуть). Истинное, говорит, спасение зависит от Тебя, Отец мой! потому что человек не может спасти другого человека подобного себе. Итак, выражение: с истиною спасения Твоего, здесь значит то же что: с истинным спасением Твоим. И это есть свойство еврейского языка, что в нем употребляются существительные вместо прилагательных и первообразные вместо производных. А то, что выше назвал: ιλυν, (тиною) здесь назвал: πηλον (перстию), потому что те же подобия, которые употреблены выше, употребляют и здесь.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

«Пей и ты, и обнажи необрезанное свое,» говорит пророк сему народу, т. е. явись во всем посрамлении и безобразии; ибо для Евреев не было ничего постыднее, как обнажить необрезанное (сн. 1Цар. 17:36 .), и самое необрезание было постыдно, как признак язычества. Чтобы удостоверить Евреев, что Халдеи непременно испытают такое посрамление, пророк представляет Господа Бога как бы восседающим с чашею, полною вина, на некотором великом пире народов, и раздающим пить из нее всем по порядку. 68 Это чаша гнева Божия, чаша бесчестия, 69 , или (с Евр.) оплевания и срама, из которой испиют и Халдеи (Под. Псал. 74:9 ; Ис. 51:17 ; Иер. 25:15,26, 51:39 .). Чаша подносится десницею Господа, т. е. Его Бож. силою, а потому отвратить ее нельзя ( Иер. 25:28 .). Халдеи должны выпить чашу всю, даже самые одонки, дрожди ее ( Пс. 74:9 ). т. е. должны понесть самое тяжкое наказание (Бл. Феод.). – после сего будут находиться в крайнем посрамлении и позоре, в каком находятся пьяницы, упившиеся до бесчуствия. Если это разуметь только о Навуходоносоре, то пророчество на нем сбылось в то время, когда он находился в скотоподобном состоянии, – был изгнан из человеческого общества, жил между животными и, как вол, ел траву. Дан. 4:29,30 . Авв.2:17 . Занеже нечестие Ливаново покрыет тя, и страсть зверей престрашит тя, крове ради человечи и нечестия земли, и града, и всех живущих на ней. С Евр. «ибо обида, Ливану сделанная, покроет тебя, и гибель зверей, разогнанных страхом; за кровь человеческую, и разорение земли, города и всех живших там». Теперь св. пророк показывает, за что последует такое бесчестие Навуходоносору, именно за нечестие 70 или за обиду Ливанову. «Ливаном, говорит блаж. Феодорит, пророк назвал Иерусалим;» другие разумеют храм Иерусалимский, построеннный из Ливанских кедров ( 2Пар. 2:7,15 ), или – часть за целое – всю Иудейскую землю, которой Ливанские горы были пределом с Севера, и означали часть Иудеи (Иезек. 17:3; Втор. 3:25 ). Может быть, при нашествии Халдеев на Иудею пострадали и Ливанские горы, когда знаменитые кедры их были вырублены сими врагами, а звери, жившие в Ливанских лесах, были побиты и разогнаны.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Ст. 2. Блажен разумеваяй на нища и убога. Разумеваяй, или имеющий разумение означает того, кто мыслит по надлежащему, потому что разумение есть хорошее сведение о каждой вещи. Нищим и убогим часто безразлично называет Давид затруднявшегося в продовольствии себя. Древние нищим называли просителя подаяния, производя имя сие (πατωχος) от: κατεπτηχεναι — бояться, потому что проситель боится всех людей; а убогим называли снискивающего пищу трудами рук Итак, блажен сей, хорошо понимающий нищих и бедных и из сострадательности вспомоществующий им: таковой должником имеет самого Бога, говорящего чрез Соломона: взаем дает Богу, кто милует нищего (Притч. 19, 17), и собственными своими устами свидетельствующего в Евангелии: поелику вы сделали сие одному из сих братьев Моих меньших, то Мне сделали (Матф.25, 40). Так должно разуметь сии слова о простых нищих: но в них содержится глубочайший смысл, как изъясняют Кирилл, Феодор и Евсевий, о Христе, то есть, счастлив, кто хорошо понимает Христа,—что Он есть Бог, Который, ходя по земли в нищете, не имел для успокоения своего, где приклонить главу; а это он поймет и постигнет из слов, которыми Христос учил, и дел, которые Он произвел См. замечание на слова 39-го псалма: аз же нищь есмь и убог, также 68-й псал. Слова Златоуста : Б лажен, в ком есть разумение о нищем, т. е. кто знает, что такое нищий: кто понимает скорбь его: кто знает скорбь его, тот без сомнения будет милостив к нему. Григория Богосл.: Восхитим блаженство, заслужим наименование разумеющих. Когда увидишь бедного, не пробеги мимо его, но тотчас помысли: если бы ты был им, то чего бы ты не пожелал, чтобы тебе сделали все другие? Помысли, что он подобен тебе, также свободен и наравне с тобою благороден. Разумей, что для того и Христос, хотя Он и богат, сделался нищим, чтобы и мы были милостивы к нищим братьям Его, и какая польза от нищелюбия!.. Евсевия : Надобно знать, что о бедном ни в еврейском, ни у других толковников не упоминается. Но не просто называет блаженным дающего нищим, но того, кто делает это с разумением и различением. Например, некоторые из неимеющих нужного (для жизни) суть наши единоверцы, а некоторые нисколько не бедны и притом из числа неверных!). Итак, если ты понимаешь и различаешь, кому из них оказать щедрость прежде (разум. единоверцам) и кому после (т. е. неверным); то ты блажен. Если же ты, презирая алчущих и наготствующих из воспитанных в православии, даешь милостыню нечестивым и злонравно и развратно живущим, то ты ни сколько не оказываешься смыслящим о нищем и бедном, а посему и наименования блаженным не удостоиваешься (в изд. Своде). Почему некто из мудрых сказал: делая добро, знай, кому делаешь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2343...

Слова Оригена : Хочет, чтобы все были безгрешны, а в противном случае постыдились в злых своих делах, говорящие гордо: хорошо, хорошо! А Акила поставил еврейское восклицание говорящее—аа, aa! оно есть выражение скорби недавно побежденных (в изд. Своде). 17. Да возрадуются и возвеселятся о Тебе, вси ищущии Тебе, Господи. Это—да возрадуются—можешь, читатель, принимать, если угодно в значении одном и том же, а если не угодно, то различие в них найдешь во 2-м стихе 9-го псалма, то есть в словах: возвеселюсь и возрадуюсь о Тебе, где сказано, что радость есть высшая степень веселия. Сказал—о Тебе вместо—о вере в Тебя (да возвеселятся ищущие Тебя, Господи). И да рекут выну: да возвеличится Господь, любящии спасение Твое. Те, говорит, которые любят спасение от Тебя, пусть величают Тебя, Господи, всегда. Или спасением называет вочеловечение Христово, как сделавшееся спасительным для погибавших людей. Итак, сии то, говорит, удостоившиеся получить Твою помощь, пусть скажут: да возвеличится Господь, то есть, да будет Господь велик пред глазами 18. Аз же нищ есм и убог. Это сказывается от лица каждого христианина: каждый христианин нищ, потому что оставил все имения свои ради Христа, беден, потому что трудится и снискивает нужное ко спасению его; сверх того он нищ и потому, что лишен имения своего, а беден, поелику бедствует, то есть трудится и болезнует в заповедях Христовых и добродетелях Слова Великого Василия : Нищ тот, кто из богатства дошел до недостатка, как оказано о Господе, что Он, будучи богат, стал нищим для нас; а беден, кто был в недостатках и прежде и при таком обстоятельстве управлялся благоугодно Господу. Давид признает себя нищим и бедным, быть может говоря сие от лица Христа, как называющегося нищим, согласно с сими словами: будучи богат обнищал для нас, а—нищим, поскольку Он был, как думали, сын не богатого отца, по плоти, но плотника. Впрочем, быть может и о себе (говорит) потому что, по примеру Иова, он умел не собирать себе и не пристращаться к своему богатству, но распоряжаться во всем, по воле Божией. Кирилл : Древний Израиль называет себя нищим, и бедным и просит, чтобы не замедлило предсказанное о нем спасение. Евсевия : Нищим называет по причинен потери своего богатства, а бедным—по снисканию продовольствия с трудом (в замеч. Кордерия 34, псал. в издан. Своде). Смотри и замеч. на слова: Я нищ и болезнен, в 68-м псалме.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2343...

   Как показали позднейшия филологическия изследования, вставкой, которой переписчик желал пояснить текст и написал на полях основного текста, явилась лишь фраза: «То был Христос»; а в предложение «На третий день Он явился им живой...» тем же переписчиком пропущены слова: «как сообщают». — Ред.    Освящение воды состояло, в частности, в растворении в ней пепла целиком, особым образом сожжённой рыжей, без порока, и на которой не было ярма, телицы (Числ. 19:9). — Ред. Первая Пасха Изгнание торгующих из храма (Ин. 2:13-22)    Из Галилеи, где Иисус Христос являлся более как частное лицо, Он приходит в Иерусалим на праздник Пасхи. Здесь и в это именно время Он начинает Своё общественное служение. Первым делом Его служения Израилю было очищение храма Иерусалимскаго, или собственно двора языков, от допущенного — под благовидным предлогом законности — осквернения. Очищение двора храма состояло в изгнании продавцов волов, овец и голубей — необходимых для жертв — и в удалении пеняжников, то есть менял (κερματιστας от κ?λλυβος­малая монета, равная оволу и взимаемая менялами за промен). Изгнание было совершено решительно и строго, что видно из того, что для изгнания (?εχβ?λλειν ­­ изгонять с насилием: Мф. 22:13; Лк. 4:29; Ин. 9:34). В Греческом тексте здесь употреблено слово «бич» (φραγ?λλιον­flagellus) из вервий — конечно, не для ударов животным, в этом случае нисколько не виновным, но для угрозы продающим. Столы менял опрокидываются и деньги их разсыпаются — и в заключении повелевается принять клетки с голубями и произносится горький упрёк превратившим дом Отца Небесного в дом торговли.    Очищение храма с такою ревностью напомнило ученикам Иисуса Христа о ревности по дому Божию, которая снедала некогда праотца Его Давида (Псал. 68:10), а Иудеев побудило требовать от Иисуса знамения — то есть доказательства того, что Он имеет власть так поступать. На это требование Иисус Христос отвечает — по мнению Иудеев, хвастливым, а по недоверию учеников, загадочным — обещанием в три дня воздвигнуть разрушенный Иудеями храм — и слышит от них горделивое признание, что храм их строился 46 лет. А Он — по свидетельству Евангелиста — говорил о храме тела Своего, что впрочем ученики поняли только тогда, когда Он воскрес из мёртвых.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2801...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010