28:19). Имя же Бога служить как бы одним локтем в вышину, который заключает три свойства и всегда принимает всесожжения наших приношений. На четырех этих столах для всесожжений, которые устроены из живых камней и которых длина, и ширина и вышина (выше) описана, полагаются сосуды, в которых закалается жертва всесожжения мучеников, о коих говорится: честна пред Господем смерть преподобных Его (Псал. 115:6), и жертвы тех, кои воздержанием и святостию тела закалают души свои Господу. Наименования этих столов, как полагаю, заключаются в апостолах Матфее, Марке, Луке и Иоанне, венец которых, обращенный сверху внутрь, окружал края со всех сторон, чтобы заключать жертвы всесожжения внутри и не дозволять им распространяться повсюду и чтобы удерживать мясо (carnes) приношений, или, как перевели LXX: и самые смолы были покрыты сверху для защиты от сильных дождей и от чрезмерного зноя летнего солнца, чтобы тела (carnes), находящится сверху, могли сказать с пророком: во дни солнце не ожжет нас, ниже луна нощию (Псал. 120:6). Из них одно сильными дождями и бурями рассеявает приношения, а другое чрезмерным жаром гонений иссушает все принесенное. Будь снисходителен, читатель, к [этим] трудным местам или, если можешь найти что-либо лучшее, научи: мы охотно учимся тому, чего не знаем.    Ст. 44—49. И вне внутренних ворот были сокровищницы (hazophylacia) певцов во внутреннем дворе, бывшем в боку ворот, обращенных к северу, и лицо их было обращено на юг; одна с боку восточных ворот, обращенных на север. И сказал он мне: эта сокровищница, которая обращена лицом па юг, для священников, бодрствующих на страже храма. Далее сокровищница, обращенная лицом на север, будет для священников, бодрствующих на служении алтарю. Это сыны Садока, которые [одни] из сынов Левия приближаются к Господу, чтобы служит Ему. И измерил он двор длиною в сто локтей и шириною в сто локтей, четыреугольный, и жертвенник [был] пред храмом. И ввел меня в притвор храма, и измерил притвор в пять локтей с одной стороны и в пять локтей с другой стороны, и ширину ворот в три локтя с одной стороны, и в три локтя с другой стороны, и длину притвора в двадцать локтей и ширину в одиннадцать локтей, и по осьми ступеням поднимались к ним, и были столбы у них на выступах, один с одной стороны, и другой с другой стороны.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

3: προσφρειν); б) черты превосходства характеризуются по этим подобным чертам настолько, на сколько новозаветный первосвященник есть посредник (μεστης) лучшего завета, утвержденного на лучших (помянутых) обетованиях. Частнейшие черты того и другого развиваются в толковании Апостола при разъяснении их применительно к правам и обязанностям левитского служения в отношении к служению Христа вообще и в частности применительно к особенностям служения ветхозаветного первосвященника, служившего, по Божественному изволению, особенно ясным прообразом Христа, для чего (сн. 5:1–4; 9:6–7 и др.) и почему, в толковании Апостола как бы даже сливаются общие черты прав и обязанностей служения левитского священства в одном образе высшего представителя и выразителя его – первосвященника. Итак, – а) права левитского священника, завершение которых является в лице первосвященника, суть: аа) особое божественное призвание к служению: никто сам собой не приемлет сей чести, но призываемый Богом, как и Аарон. ( Евр. 5:4 ). «Так и Христос», развивает типическое соотношение Апостол, «не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя ( Псал. 2 , как и в другом случае говорит: Ты священник во век, по чину Мелхиседека» ( Псал. 109:4 ) (ст. 5–6). Срав. свят. Златоуста и бл. Феодорита на это место послания. Мы обратим более внимания на способ доказательства у Апостола, нежели на типические соотношения исторической действительности призвания левитского священства к своему служению по закону Божественному в отношении к частностям божественного призвания Христа к Его великому служению по Новому Завету, что можно находить в догматиках, а также в «Предызображении Господа нашего Иисуса Христа» стр. 160 и дал. Апостол начинает сравнением в сходстве («так и Христос»), а разрешает затем это сравнение чертами неизмеримого различия, ибо это заключается прикровенно в обоих приводимых им ветхозаветных изречениях. Он как бы так говорит: как представители левитского священства, что особенно было видно на Аароне (сн.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

67:32). И когда он будет служить Богу, то будет сказано о нем: пред «Ним припадут ефиопляне» (Псал. 71:9). Когда таковые падут пред Ним и с другой стороны рек ефиопских будут приносить жертвы Господу, то могут сказать: «черна есмь аз и добра, яко опали мя солнце» (Песн. 1:4—5). Ибо тела, делающиеся слабыми вследствие прохлады и бездействия, не могут переносить мирских искушений и треволнений, а те, которые приготовляются к борьбе и состязаниям и загорают от солнца, преодолевают все невзгоды в мире и получают благословение Святого Духа, говорящего к праведнику: «во дни солнце не ожжет тебе, ниже луна нощию» (Псал. 120:6). Таким образом ефиопляне превращаются в сынов Божиих, если приносят покаяние, и сыны Божии переходят в ефиоплян, если опускаются в бездну грехов. Ибо Сам Творец всего, Бог, превратил каппадокийцев в палестинян и соделал то, что те, которые жили в холоде по отношению к вере и подвергались самому суровому ветру, Аквилону, падают, когда пьют, и, оставив высокомерие, испытывают на себе правосудие Господа. Он также сириян, то есть высоких или возвышенных, называющихся «Арамом (Агат)», переселил из Кирены, слабой стены или из такой, которая примыкала к горькому морю и находилась близ Сиртов, а по LXX была во рву, и изменил их к лучшему, сделав высокими. Ибо очи Господни над всеми грешными царствами, которые диавол показал Господу (Матф. гл. 4) и о которых апостол говорит: «да не царствует грех в мертвеннем вашем теле, во еже послушати его в похотех его» (Рим. 6:12). Но когда Он жезлом посетит грешников и поразит и сокрушит тех, которые будут упорствовать во грехе, Он не допустить на веки погибнуть тем душам, которые называются домом Иакова, которые запинают грех, одерживают победу в борьбе и овладевают пятою кровавого брата. Ам.9:9—10. Ибо вот, Я повелю и потрясу дом Израилев среди всех народов, как трясут» (в вульг. прибавлено: «пшеницу») «в решете, и не упадет камешек на землю. От меча умрут все грешники из народа Моего, которые говорят: не приблизится и не придет на нас бедствие.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

6. Если же ты хочешь, то можешь видеть то же и из примера злого духа. Что ниже дьявола гордого, и что выше человека смиряющего себя? Тот пресмыкается по земле, находясь под нашей пятой ( " даю вам власть наступать " , говорится, " на змей и скорпионов " — Лук. 10:19; Псал. 90:13), а этот находится с ангелами на небесах. Если же ты хочешь знать то же из примера людей гордых, то представь себе того варвара, который имел великое войско и не знал даже того, что всем известно, как например: что камень есть камень и идолы — идолы, а потому был ниже этих самых вещей. Напротив благочестивые и верные возносятся выше солнца; а потому, что может быть выше их? Они перелетают самые своды небесные и, оставив за собой ангелов, предстоят самому престолу Царя. Наконец, чтобы тебе еще более увериться в низости гордых, я спрошу тебя: кто унижается, — тот ли, кому вспомоществует Бог, или тот, кому Он противится. Итак, слушай, что говорит Писание о том и другом: " Бог гордым противится, а смиренным дает благодать " (1 Петр. 5:5). Еще спрошу тебя о другом: кто выше, — священнодействующий ли и приносящий жертву перед Богом, или тот, кто не имеет дерзновения приступить к Нему? Но ты скажешь: какую жертву приносит смиренный? Послушай Давида, который говорит: " жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже " (Псал. 50:19). Видишь ли чистоту смиренного? Обрати же внимание и на нечистоту гордого. О нем говорит Писание: " нечист пред Богом всякий надменный сердцем " (Прем. Солом. 16:5). Притом в первом обитает сам Бог: " на кого Я призрю " , говорит Он, " на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего перед словом Моим " (Иса. 66:2), а последний мучится вместе с дьяволом, — надменный потерпит то же, что и дьявол. Потому и Павел говорит: " чтобы не возгордился и не подпал осуждению с дьяволом " (1 Тим. 3:6). Таким образом, с ним случится противное тому, чего он желает. Он хочет гордиться для того, чтобы его почитали; а между тем, если кто более всех подвергается презрению, то это он.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1904...

9. Зная по опыту, сколь тяжко и мучительно рабствование диаволу, который бежит от трезвящегося, и ограбляет спящего: не даждь сна очима твоима, ниже да воздремлеши твоима веждома: да спасешися аки серна от тенет, и яко птица от сети (Притч. 6,4-5); будем, говорю, избегать теперь тенет жизни сей и забот, и как отрекшиеся от мира, свергнем с себя все плотское. Ибо многочисленны козни диавола: Противник наш диавол, говорит Апостол, ходит, как рыкающий лев, ища не укусить кого нибудь, не растерзать, но поглотить (1Петр. 5,8). Избегай козней диавола и взывай к Господу: Тобою избавлюсь от искушения, и Богом моим прейду стену (Псал. 17,30). Не бегай труда, - чтобы получить венец. Купец не ослабевает, но с твердостию переносит бури (морские), чтобы обогатиться; подвижник мужественно переносит раны, взирая на венец; земледелец не обретает снопов, если прежде с собственным потом не посеет семян: так и те, которых взор обращен к небу, ни во что вменяются скорби, будучи укрепляемы надеждою благ. И так будем внимать всегда и наблюдать, когда жених возвратится от брака, чтобы, услышав голос Его, выйти готовыми в сретение Ему: ибо говорит Господь: И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего (Лук. 12,36). Такового, - трезвящегося, ублажает Сам Спаситель. Блажен раб тот, говорит Он, если господин его, пришедши найдет его бдящим (Лук. 12,37). Но как именует блаженным бдящего, так напротив называет несчастным нерадящего, говоря: Ежели же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой; и начнет бить товарищей своих, и есть и пить с пияницами: то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который он не думает; и разсечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами: там будет плачь и скрежет зубов (Матф. 24,48-51). Если же говорящий - не скоро придет господин мой, разсекается пополам по пришествии господина; то что понесет тот, кто совершенно не ожидает его? 10. И так должно нам быть исправными и готовыми к отшествию отсюда, и говорить: Готово сердце мое, Боже (Псал. 56,8). Ибо мы на войне - в мире; окрест ходят нечестивые; грешники натягивают лук; иной бросает стрелы в слух, чтобы он с удовольствием слушал клеветы; другой возбуждает к сладострастию глаз: иной - язык, чтобы злословил брата; иной возбуждает чрево к объядению; иной руку - к любостяжанию и грабительству; иной движет ноги к греху. По сей причине Павел, облекая нас оружиями духовными, пишет, чтобы мы взяли оружие веры и шлем спасения, которыми могли бы мы угасить все раскаленные стрелы лукавого (Ефес. 6,16-17). И так, верь гласу Пророка вещающему? Возвестися тебе, человече, что добро, или чесого ищет Господь от тебе, разве еже творити суд, и любити милость и готову быти, еже ходити с Господем Богом твоим (Мих. 5,8).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/6...

   1. Много волн и сильна буря; но мы не боимся потопления, потому что стоим на камне. Пусть бушует море, — разрушить камень оно не может. Пусть поднимаются волны, — потопить корабль Иисусов они не в силах. Чего, скажи мне, боятся нам? Смерти ли? «Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение» (Фил.1:21). Ссылки ли, скажи мне? «Господня земля и что наполняет ее» (Псал. 23:1). Отнятия ли имущества? «Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести» (1 Тим.6:7). И все страшное в мире для меня презренно, а благоприятное смешно. Я не боюсь бедности, не желаю богатства, не страшусь смерти, не желаю жить, разве для вашего преуспеяния. Поэтому я и нынешнее, вспоминая, и убеждаю вашу любовь сохранять мужество. Никто не может разлучить нас; что Бог сочетал, то человек разделить не может. Если жене и мужу сказано: «И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью: так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19:5—6); если ты не можешь расторгнуть брака, — то тем более можешь ли разрушить Церковь Божию? Ты восстанешь на нее, не имея возможности повредить Тому, против кого враждуешь. Войною против меня ты делаешь меня более славным, а собственную силу разрушаешь; «Трудно тебе идти против рожна» (Деян. 26:14). Острия ты не притупишь, а ноги обагришь кровью; так и волны не разрушают камня, а сами превращаются в пену. Нет ничего, человек, сильнее Церкви; прекрати войну, чтобы тебе не разрушить своей силы, не вноси войны в небо. Если ты воюешь с человеком, то и побеждаешь, или бываешь побежден; а когда воюешь с Церковью, то победить тебе невозможно, потому, что Бог сильнее всех. «Неужели мы [n] решимся раздражать Господа? Разве мы сильнее Его» (1 Кор.10:22)? Бог утвердил: кто осмелится поколебать? Ты не знаешь могущества Его. «Призирает на землю, и она трясется» (Псал.103:32); повелевает, и колеблющееся утверждается. Если Он утвердил колебавшийся город, то тем более может утвердить Церковь. Церковь сильнее неба: «небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Мф. 24:35). «И Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф.16:18).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3321...

Будем же молиться о них Господу Богу, чтобы Он отверз их уши к слушанию Божественных глаголов, возвещаемых чрез св. иконы, и пробудил бы их сердца к благоговейному чувству ко святым иконам. Обратимся теперь к текстам Св. Писания, которые нам покажут, что слово Божие также заповедует почитать св. иконы. Сам Господь повелел Моисею сделать «ковчег (ящик) завета» ( Исх. 25:10 ; Втор. 10:1–5 ). Этот «ковчег завета» евреи почитали за «лице Божие», т. е. доказательством присутствия Божественного среди них. Когда ковчег поднимали (для перенесения во время путешествия евреев по Аравийской пустыне), то Моисей говорил: «Восстань, Господи, и рассыплются враги Твои... от лица Твоего когда нужно было остановиться, то Тот же Моисей говорил: »возвратись, Господи» ( Числ. 10:35–36: 2 Парал. 6:41; Псал. 131:8 ). Выражение: «идти пред ковчегом» в понятии ветхозаветных евреев было равнозначно выражению «идти пред лицем Господним». Пред завоеванием Иерихона Иисус Навин сказал Священникам: «Несите ковчег завета, а семь священников пусть несут семь труб юбилейных пред ковчегом Господним» (Иис. Нав. 6:5 ). Во времена первосвященника Илия старейшины еврейские говорили: Возьмем себе из Силома ковчег завета Господня, и он пойдет среди нас, и спасет нас от руки врагов наших« ( 1Цар. 4:3 ). И эта вера еврейского народа основывалась на том, что чрез ковчег завета благодатная сила Божия помогает им в борьбе с врагами. Пророк Моисей, когда евреи вступали в бой с врагами, выносил ковчег Завета (сравн. Числ. 14:44–45 ). Цари еврейского народа (как Саул) тоже выносили ковчег завета, когда выступали против врагов ( 1Цар. 14:18 ). Ковчег Завета – это своего рода иконы Бога, Отца Небесного, которым проявляли внешнее почитание в форме поклонения. " Иисус (Навин) разодрал одежды свои, и пал лицем своим на землю пред ковчегом Господним» (Иис. Нав. 7:6 ). «Превозносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь подножию Его (подразумевается ковчег завета); свято оно!» ( Псал. 98:5 ). Такое же чувство благоговейного почитания евреи проявляли и ко всем другим святыням, которые были в скинии, построенной по повелению Божию. Сам Господь повелел Моисею сделать двух херувимов для скинии; они представляли из себя две статуи из золота и поставлены были на обоих концах крыши на ковчеге завета ( Исх. 25:18–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

И снова Исайя: «Всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему путем недобрым, по своим помышлениям» ( «прострох руце Мои весь день к людем непокаряющымся и противу глаголющым, иже не ходиша путем истинным, но вслед грехов своих») ( Ис. 65:2 ). А что крест Христов и его образ досточтим и достопокланяем, также и об этом учат пророки. Давид говорит: «Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины» ( «дал еси боящымся Тебе знамение, еже убежати от лица лука») ( Псал. 59:6 ). И опять: «покажи на мне знамение во благо, да видят ненавидящие меня и устыдятся» ( Псал. 85:17 ). А устами пророка Иезекииля Бог говорит: «На челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, ...сделай знак. И идите, ...и поражайте, ...и не щадите. Старика, юношу и девицу, и младенцев, питающихся материнским молоком, бейте до смерти, но не троньте ни одного человека, на котором знак» (Иезек. 9:4–6). И Соломон говорит: " Благословите древо, чрез которое бывает правда!» ( Прем.14:7 ). А Исайя говорит о том, откуда и какие были деревья, составлявшие крест: «Кипарисом и певгом и вместе кедром прославишь место святилища Моего» ( Ис. 60:13 ). Моисей же, бросив кусок дерева в Мерру, сделал горькие воды сладкими, прообразуя этим Христов Крест, усладивший мир, который был проникнут горечью демонов. И жезл Моисеев, разделивший скалу, прообразовал этим Крест Христов, разверзший человеческие сердца и вложивший в них благодать Святого Духа. 4 . И это поистине путь жизни, и все, остающиеся на нем, живут. Оставившие же его получат смерть и бесконечное наказание. Закон и пророки возвещают Святую Троицу. И поистине, возвещенный пророками и законом, грядущий во имя Господне – Господь Иисус Христос , Он не иной кто-либо, как только рожденный в Вифлееме иудейском от Девы и Богородицы Марии при кесаре Августе. Не принимающий Его и не верующий в Него – отступник от Бога, и да будет ему анафема. Поэтому Исайя, говоря о вас, впавших в заблуждение, восклицает: «Народ мой пойдет в плен за то, что на дела Господа они не взирают и о деяниях рук Его не помышляют» ( «пленни быша людие мои, за еже не ведети им Господа») ( Ис. 5:12–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

К таковому пророк говорит: всядеши на кони твоя, и яждение твое спасение (Аввак. 3:8). И Иову говорится в облаке и вихре: или ты обложил еси коня силою (Иов. 39:19)? Таковы были кони и всадники, множество которых Иоанн видел на небе (Апокал. гл. 6). Итак говорит к Гогу: Я выведу или соберу тебя и все войско или силу твою. Кто выводится и собирается из рассеяния, тот снова привлекается к спасению согласно с тем, что обещается в Законе: аще будет рассеяние твое от края небесе даже до края его, оттуду соберу тебя (Второз. 30:3). Также [соберу] коней и всадников, покрытых бронями, которые подражают всеоружию апостола и хвалятся, что они имеют броню праведности (Ефес. гл. 6). Их чрезвычайно много, и все они берут щит и меч против Церкви; это народы весьма жестокие и враждебные Израилю, персы, ефиопляне и ливийцы, войны которых против народа Божия описываются в Священных Писаниях. Также Гомер и дом Фогорма, приходящие с пределов севера, откуда дует самый холодный ветер, называющийся благоприятным (dexmer), и вся сила Магога и все подчиненные ему народы придут вместе с ним для войны. Иронически говорится ему: приготовляйся и снаряжайся и собери к себе все множество твое, повинующееся твоей власти, и знай, что после многих дней ты будешь посещен согласно с написанным: посещу жезлом беззакония их и ранами неправды их (Псал. 88:33). В последний из годов, говорит, ты придешь. Посему и Иоанн говорит: дети мои, последний час есть (1 Иоанн. 2, 18). И для работы в винограднике в одиннадцатом часу нанимается народ из язычников (Матф. гл. 20), на землю которых, то есть на землю вротких и землю святых, приносящую плоды в сто, в шестьдесят и в тридцать крат, приходит Гог, чтобы завоевать ее; но она была избавлена или отвращена от меча. Ибо она знает написанное: расточи, Господи, языки, хотящия бранем (Псал. 67:31). И осталась она в мире, и была собрана из многих народов и племен, чтобы, презрев заблуждения язычников, прийти на горы Израилевы, то есть к патриархам и пророкам, которые прежде постоянно были оставленными, без закона и заповедей Божиих, но ей впоследствии говорится: многа чада пустые паче, нежели имущия мужа (Исаии 54, 1).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Объясняется же первое из самой связи речи; ибо к словам: «но яко от чистоты» (искренно)_», Апостол присовокупляет: «как от Бога, пред Богом, во Христе»: а второе из слов: «не думайте (о себе) более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил» ( Рим. 12, 3 ), а равно и из того, что присовокуплено к сим словам.    Вопрос 265. Одним ли только иереям, или и всем сказано: «если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» ( Матф.5, 23–24 )? И как может всякий из нас приносить дар к алтарю? Ответ. Преимущественно и первообразно следовало бы принять сие за сказанное иереям. А поскольку написано: «вы будете называться священниками Господа, служителями Бога» все ( Ис 61, 6 ), и: 1 ( Псал.49 23), и еще: «жертва Богу дух сокрушен» ( Псал.50, 19 ); да и Апостол говорит: «представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, (для) разумного служения вашего» ( Рим. 12, 1 ); все же это для всех есть общее: то каждому из нас необходимо исполнять сказанное.    Вопрос 266. Что значит та соль, которую повелел иметь Господь, сказав: «Имейте в себе соль, и мир имейте между собою» ( Мк.9 50), и о которой Апостол говорит: «всегда с благодатию, приправлено солью» ( Кол. 4, 6 )? Ответ. И здесь мысль видна из того, что поставлено в связи с каждым из сих мест. Ибо из слов Господа научаемся не подавать никакого предлога к разрыву и раздору друг с другом, всегда же союзом мира соблюдать себя в единении духа; а из слов Апостола, кто помнит сказавшего: «Едят ли безвкусное без соли, и есть ли вкус в яичном белке?» ( Иов.6,6 ), тот научится распоряжаться словом «для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» ( Еф.4,29 ), пользуясь удобством времени и благообразием порядка, чтобы слушающие сделались более благопокорными. Ответ. Что в некоторых местах богодухновенного Писания сказано, по-видимому, обоюдно и прикровенно, то уясняется сказанным открыто в других местах.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010