«Повинуяй люди моя под мя». Сие приличествует Зоровавелю, и Священнику Иисусу; потому что они были тогда вождями народа. Пс.143:3 .   Господи! что есть человек, что Ты знаешь о нем, и сын человеческий, что обращаешь на него внимание? «Господи что есть человек, яко познался еси ему, или сын человеч, яко вменяеши его?» Вместо: «познался еси», Симмах перевел: дал познать Себя. Весьма удивляюсь, говорит Пророк, безмерному Твоему человеколюбию, потому что Ты, Бог и Создатель всех, столько попечения прилагаешь о сем ничтожном живом существе. Потом показывает бренность естества. Пс.143:4 .   Человек подобен дуновению; дни его – как уклоняющаяся тень. «Человек суете уподобися: дние его яко сень преходят». Феодотион говорит: человек уподобился испарению, Симмах: – пару; потому что, подобно пару удобно образующемуся и разсевающемуся истлевает естество человеческое, и подобно тени проходит жизнь человеческая. А Ты столько заботился о бренных человеках! Пс.143:5 .   Господи! Приклони небеса Твои и сойди; коснись гор, и воздымятся. «Господи, преклони небеса, и сниди». Пророк выразился по человечески, зная, что естество Божие не ограничивается небом, но призывая помощника для наказания врагов. «Коснися горам, и воздымятся». Сие было на горе Синае. Ибо сказано: «гора дымяшеся» ( Исх. 19, 18 ). Пс.143:6 .   Блесни молниею и рассей их; пусти стрелы Твои и расстрой их. «Блесни молнию, и разженеши я: посли стрелы Твоя, и смятеши я». Пророк изрекает сие в виде желания. Предсказывает же будущее, что и предрек Бог устами Пророка Иезекииля ( Иез. 38, 22 ). Ибо так истребил всех врагов. Пс.143:7 .   Простри с высоты руку Твою, избавь меня и спаси меня от вод многих, от руки сынов иноплеменных. «Посли руку Твою с высоты», научая, что достаточно Твоего мановения, чтобы даровать спасение просящим. " Рукою» же Пророк назвал действенность, как говорили мы неоднократно. «Изми мя и избави мя от вод многих». «Многими водами» Пророк назвал множество врагов. Так и в псалме сто двадцать третьем сказал: «поток прейде душа наша: ...воду непостоянную» ( Псал. 123, 4–5 ). И показывая, что " водами» иносказательно назвал врагов, присовокупил:

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Посему нам, которым вверено служение слова, необходимо во всякое время быть усердными к исправлению душ и об ином засвидетельствовать всенародно пред всею Церковью, а о другом, касается ли это здравой веры, или истинного жития по евангелию Господа нашего Иисуса Христа, так как тем и другим надежно усовершается Божий человек, дозволить каждому из приходящих по произволению наедине спрашивать нас. А вам необходимо ничего не оставлять бесплодным и пренебреженным, но кроме того, чему учитесь всенародно, и наедине спрашивать о назидательном, и все свободное время жизни употреблять с пользою. Поэтому, если для сего собрал нас Бог и мы теперь в великом покое от внешних мятежей, то не другим каким делом займемся, и не сну предадим тело свое, но проведем остальную часть ночи в попечении о том и в исследовании того, что для нас необходимо, исполняя сказанное блаженным Давидом: «в законе» Господни «поучится день и нощь» (Псал.1, 2). Вопросы о правилах общежития Вопрос 2. Какого условия должны требовать друг от друга желающие жить вкупе по Богу? Ответ. Какое всякому приходящему предложено Господом, сказавшим: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лук. 9, 23). А какую силу имеет каждое из сих требований, сказано в особенном о сем вопросе. Вопрос 74. Желаем научиться от Писания: надобно ли отделять тех, которые оставляют братство и желают вести жизнь одинокую или с немногими стремиться к той же цели благочестия? Ответ. Поелику Господь неоднократно говорил: «Сын ничего не может творить Сам от Себя» (Иоан.5, 19), и: «ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца» (Иоан.6, 38); и Апостол свидетельствует, что «плоть желает противного духу, а дух–противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» (Гал.5, 17): то все избираемое по собственной своей воле чуждо богочестивых. Полнее же на сие отвечали мы в правилах, пространно изложенных. Вопрос 97. Если кто скажет: хочу несколько времени попользоваться от вас; то должно ли принимать его? Ответ.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

(Сам.) 7 гл. В этом откровении Господь сообщил ему, что сын его Соломон, царство которого в потомстве будет упрочено на век, построит дом имени Иеговы, а не он – Давид, выразивши было Нафану свое желание на то ( 2Сам. 7, 2 ). Иегова говорит ему на это чрез пророка: Ты ли построишь мне дом для Моего обитания? Я восставлю после тебя семя твое и упрочу царство его. Он построить дом имени Моему. Он устроит Тебе дом (ст. 5, 12, сн. 16, 13). Умиленный и вдохновенный этим обетованием, имевшим в виду не Соломона только, а и Того, Кто более Соломона ( Луки 11, 31 ), как первообраз последнего, – великого потомка Давидова по плоти Христа ( Рим. 1, 3 ), как именно толкуют это обетование апостолы ( Деян. 2, 30; 13, 23 , сн. Евр. 1 , 5b), Давид изливает свою душу в возвышеннейшей благодарности (ст. 18–29) и между прочим говорит: «Так как Ты Господи, Саваоф, Боже Израилев, открыл рабу Твоему, говоря: устрою тебе дом; то раб Твой уготовал сердце свое, чтобы молиться Тебе такою молитвою» (ст. 27) т. е. «ободрен» к столь возвышеннейшему благодарению 44 . Итак, именно это откровение прежде всего побудило Давида к благодарению, которым начинается псалом 39, и вершинным пунктом выражения которого можно считать следующие изречения, получающие свое объяснение только в той (т. е. 2Сам. 7, 18–29 ) благодарственной молитве: Иегова «вложил в уста мои новую песнь – хвалу Богу нашему ( Псал. 39, 4 ). Блажен человек, который на Господа возлагает надежду свою... Много Ты сделал, Господи Боже мой: о чудесах и помышлениях Твоих о нас – кто уподобится Тебе! (сн. 2Сам. 7, 22 ) – хотел бы я проповедывать и говорить; но они превышают число. Жертвы и приношения Ты не восхотел. Ты открыл мне уши» и пр. (ст. 5, 6–7). Теперь понятною становится благодарность певца и именно – хвала новая его; но еще пока не ясно, почему бы Иегове не желать принять от Давида жертв и приношений и пр. в знак благодарности. Разрешение этого нового недоумения мы находим, в связи с 2Цар. 7 гл., в упомянутом выше сродном псалме 50, где ход мыслей совершенно такой же, какой и в псалме 39 (сн.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Слова эти взяты из обетования Давиду о его потомстве ( 2Сам. 7:14 ) и ближе всего несомненно, как из контекста, так и из снесения параллельных мест (особенно 1 Парал. 22:7 и дал.) имеют в виду сына Давидова – Соломона, о котором, в знак особенного благоволения к Давиду, решившемуся исполнить и исполнявшему волю Иеговы ( 2Сам. 7:27 ; Пс. 39:7–8 срав. также Псал. 17:22–24 и др.), Иегова сказал: «от построит дом имени Моему, Я утвержду престол царства его на веки; Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном: и если он согрешит, я накажу его жезлом мужей и ударами сынов человеческих, но милости Моей не отниму от него, как я отнял от Саула, которого Я отверг пред лицом твоим» ( 2Сам. 7:13–15 ). «Он будет человек мирный; я дам ему покой от всех врагов ею кругом: посему имя его будет Соломон (– Schelomoh от Schalom –мир) 1Пар. 22:9  срав. 10 с 2Сам. 7:14  и Евр. 1:5  в). На этих богодарованных преимуществах Соломона и основывается преобразовательное его значение в отношении ко Христу. И Мелхиседек, – прообраз Христа, – был «царь мира» (Ев. 7:2 в объяснении Melekh Schalem Быт. 14:18 ), но более идеальный, чем действительный, каким был Соломон в своем царствовании над Израилем после покрытого военной славой отца своего. И поэтому-то «не Давид, муж войны, а только Соломон, муж мира прообраз Князя мира (Исаии 9, ст. 5, по русс. и сл. Биб. ст. 6), должен был построить храм» 376 И Мелхиседек, неисповедимостью рода своего по Писанию, был уподоблен как толкует св. ап. Павел, Сыну Божию ( Евр. 7:3 ); но это толкование у Св. Апостола было отрицательным выводом из Писания (без отца, без матери, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни), а теперь он как бы так говорит: «вы, по прежним своим воззрениям, могли бы, пожалуй, считать Христа воплотившегося ниже Ангелов – духов более или менее совершенных и бесплотных; но к ним ли сказано Богом»: «Я буду ему во Отца» и пр.? Нет, не к ним, а к человеку – Соломону. И это не отрицательный какой-либо вывод», как это можно сказать о Мелхиседеке на основании сведений о нем в Писании, а положительное свидетельство Самого Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Ст. 1. Приклони, Господи, ухо Твое, и услыши мя . Как Бог приклоняет уши, сказано в псалме 16м. Яко нищ и убог есмь аз . Так как не имею достаточных сил против видимых и невидимых врагов и не могу противостоять им. 2. Сохрани душу мою, яко преподобен есмь . Спаси меня, потому что я посвящен или принесен Тебе, как сказано и в 15м псалме. Или же называет преподобным самого себя, как благочестивого в сравнении с нечестивыми его врагами. Спаси раба Твоего, Боже мой, уповающаго на Тя . Спаси от угрожающей опасности единственно на Тебя только надеющегося. 3. Помилуй мя, Господи, яко к Тебе воззову весь день . Симмах перевел всегда , вместо весь день . 4. Возвесели душу раба Твоего, яко к Тебг взях (вознес) душу мою . Избави от одержащей меня скорби. О словах: взях душу мою , сказано в первом стихи псалма 24го. 5. Яко Ты, Господи, благ и кроток и многомилостив всем призывающим Тя . Вместо кроток Акила и Симмах перевели милостив . Призывающим же Тя не просто, но призывающим от всего сердца. Ибо и в псалме 144м, сказавши: близ Господь всем призывающим Его , присовокупил: всем призывающим Его в истине> т. е. всею душею. 6. Внуши, Господи, молитву мою, и вонми гласу моления моего . Эти слова изъяснены в начале псалма 16го. 7. В день скорби моея воззвах к Тебе, яко услышал мя еси . Днем скорби назвал предстоявший день. О словах же: яко услышал мя еси сказано в том же 16м псалме 8. Несть подобен Тебе, в бозех, Господи, и несть по делом Твоим . Ибо вси , говорит, бози язычников бесове, Господь же небеса сотвори (Псал. 95, 5). Ты истинный Бог, а они ложны. Этот стих кажется заимствован из слов Моисея: кто подобен Тебе в бозех, Господи, кто подобен Тебе? Прославлен во святых, дивен в славе, творяй чудеса? (Исх. 15, 11). Дела же Христа, не только творение и промышление о видимой и невидимой твари, но преобразование самой твари и разрушение тирана и умерщвление смерти смертно и уловление всего мира немногими бедными рыбарями; к этому можешь присоединить еще силу чудес. Ибо если другие и производили такие чудеса, но никто не мог собственною силою делать то, что делал Христос, и они совершали призыванием божественного имени.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2343...

Стихи 4–5–6 главы 20-й Апокалипсиса говорят о тысячелетнем царствии Иисуса Христа. Это тысячелетнее царство Христа существует: оно началось после Воскресения Христа и прекратится пред кончиною мира – после Страшного Суда настанет новое вечное Царство Его, царство славы и благодати, которому не будет конца. «Царство Мое не от мира сего», – говорит Христос. «Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» ( Лk. XVII, 20–21 ). «Царство Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» ( Puм. XIV, 17 ). «Тысячелетие, в течение которого связан в своих губительных действиях сатана и непрерывно будет продолжаться царство Христово, означает то же, что у псалмопевца «тысяча родов» ( Псал. 104, 8 ), т.е. неопределенный, но весьма продолжительный период времени – «до скончания века» ( Mф. XXVIII, 20 ); малое время, на которое по истечении тысячелетия будет попущена дьяволу свобода в его обольстительных на земле действиях, означает собою непродолжительное владычество, пред кончиной мира, антихриста, после чего последует Воскресение мертвых и последний суд», – пишет по поводу 20-й главы Откровения епископ Сильвестр в своем «Опыте Догматического Богословия». Характерной для адвентистов, как и для всего сектантства, является манера пользоваться Священным Писанием. Ссылаясь на главу 2-ю, стих 8-й второго послания Апостола Павла к Фессалоникийцам, они пишут: «Нечестивые мертвые в пришествие Христа останутся бестревожно в гробах своих. Когда придет Христос, воскреснут только праведные. Нечестивые живые... будут убиты духом уст и сиянием славы пришествия Иисуса Христа» («Тысячелетие», с. 5). 8-й стих 2-й главы указанного послания Апостола Павла дословно гласит следующее: «И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего». Слово Апостола – «беззаконник» – адвентисты заменили словами «нечестивые живые». Но кто тот беззаконник? В том же II послании к Фессалоникийцам Апостол Павел называет его «человеком греха, сыном погибели» (II, 3), который превознесется «выше всего... в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога», и будет его «пришествие по действию сатаны» (4 и 9). Это тот, которого бедные иудеи примут за своего Мессию, о чем ясно было сказано и Самим Спасителем: «Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете» ( Uh. V, 43 ). Не является ли характерным, что слова, относящиеся в Священном Писании прямо и непосредственно к антихристу («беззаконник», «человек греха, сын погибели»), адвентисты относят к «нечестивым живым», о которых в послании Апостола Павла к Фессалоникийцам нет ни звука?

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

118:1), кои не мудрствуют превратно о Христе, но вера их чиста и незапятнана скверною еретиков. Тоже самое [здесь] число комнат, выступов и притворов, окон, и света их и та же мера в длину и ширину, то есть пятьдесят и двадцать пять локтей, сохраняющая таинственное значение (sacramenta), и притвор тех ворот или внутреннего двора, который в еврейском [тексте] называется внешним, чтобы все было объемлемо восточным светом, согласно с написанным: несть, иже укрыется теплоты Его (Псал. 18:7). Если же мы примем и внешний и внутренний двор, то это так следует понимать, что все окружается и проникается Богом, который говорит чрез пророка: кто держит небо пядию и землю горстию (Исаии 40, 12), чтобы все представлялось, как объемлемое им. И еще: небо престол Мой, земля же подножие ног Моих (Исаии 60, 1), чтобы мы признавали Его находящимся во всем, соответственно оным Виргилиевым [стихам]:    Небо, равно как и землю, а также равнины водные,    И блестящий шар луны, и Титановы зведы    Дух питает внутри; и душа, разливаясь по членам,    Целой громадою движет, смешавшись с телом великим.    И когда чрез оружие правды справа и слева, в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах (2 Кор. гл. 6), мы достигаем победы над этим миром, то нам даются пальмы с обеих сторон, как таким, коих ни радость не изменила, ни скорбь, ни счастие, ни несчастие не преодолели, и кои не чрез семь ступеней, как говорится о северной стороне, и не чрез семь и восемь, как — о южной, а только чрез восемь ступеней достигаем высоты, потому что для нас должно быть достаточным осьмеричное число, то есть евангельское таинство, чтобы мы могли сказать с апостолом: аще же и разумехом по плоти Христа, по ныне ктому не разумеем (2 Кор. 5:16), подразумевается: по плоти.    Ст. 35—43. И привел меня к воротам, обращенным к северу, и измерил тою же мерою комнату их, выступ их, притвор их и окна их кругом, длиною в пятьдесят локтей и шириною в двадцать пять локтей. Притвор у них был обращен лицом во внешний двор, и изваяние пальм на выступе их с той и другой стороны, и подъем к ним в восемь ступеней.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

14) Сектант: Довольно для веры и спасения тех законов, уставов и заповедей, которые записаны в Писании: «О если бы направлять пути мои к соблюдению уставов Твоих, тогда я не постыдился бы, взирая на все заповеди Твои... Укажи мне, Господи, путь уставов Твоих, и я буду держаться его до конца... Вымыслы человеческие ненавижу, а закон Твой люблю“ ( Псал. 118: 5–6, 33–35, 113 ). Объяснения православного: Нужно сектантам помнить, что уставы, заповеди и законы даны были людям гораздо раньше Писания, и путям Господним научились люди еще до Моисея чрез св. Предание; так,. напр., Сам Господь говорит об Аврааме: «Я избрал его, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд» ( Быт. 18; 19 ). «Благословятся в семени твоем, говорит Господь Исааку, все народы земные за то, что Авраам. (отец твой) послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои“ ( Быт. 26: 4–5 ). И так в 118 псалме не отрицается, а утверждается необходимость св. Предания, бывшего руководством в вере еще раньше появления св. Писания. 15) Сектант: Не нужно Предания, ибо в Писании возвещена вся воля Божия, о чем и говорит Апост. Павел пресвитерам эфесским: «Я не упускал возвещать вам всю волю Божию... Я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас» ( Деян. 20: 27–31 ). Объяснения православного: Последнее возражение сектантов ясно говорит в пользу Предания, а не против него, ибо, во-первых, «три года“ и «непрестанно“, «днем и ночью“ учил Апостол ефесян устно, так как послания к Эфесянам, которое заключало бы в себе трехлетнюю его проповедь, нет; во-вторых, ап. Павел учил ефесян, «три года день и ночь“, а написал им послание всего в три листа; возвещал им «всю волю Божию», а не упомянул в послании о причащении, о рукоположении и о многом другом, чему, очевидно,. ефесяне научены были Апостолом устно и хранили это устное учение его так же, как и писанное. 16) Сектант: О том, что в Писании все записано, что необходимо для спасения, говорит и евангелист Лука: «Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил“ ( Деян. 1: 1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

1Ин. 5:3 ). Богопочитание без любви есть страх перед Богом, но страх рабский; истинный же страх Божий, как начало премудрости ( Прит. 1:7 ), есть собственно благоговение перед Единым и Высочайшим, а таково и есть истинное Богопочитание, растворенное любовью. И такое Богопочитание вполне утверждает и новозаветное учение, повторяя ветхозаветное: Господь Бог наш есть Господь Единый; и возлюби Господа Бога твоего» и пр. (Map. 12:29 и дал. срав. Мф. 4:10 и Луки 4:8  из Втор. 6:13 , также 22:21); сн. еще выше цитованное место 1 Посл. к Коринф., срав. также 1Петр. 2:17  с Прит. 24:21 , Рим. 13:2  и др. срав. «Простр. Кат.» 7:3 (о любви) «о первой заповеди» св. Антоний великий , на вопрос братии: «чем может человек уводить Богу?» отвечал: «исполнение закона и дела любви суть предметы самые Богоугодные. Исполняет же Закон тот, кто непрестанно славословит Бога в чистых помыслах, возбуждающих воспоминание о Боге (срав. Мар. 12:29 ) и тех благах, который Он обещал нам (ср. Евр. 11:6 ), и даровал уж на самом деле, а также приводящих на память и величие оных благ. Ибо из сего воспоминания рождается в душе человека постоянная любовь к Богу (срав. Мар. 12:29–30 ), по заповеди Писания: возлюби Господа Бога Твоего от всего сердца твоего, и от всей души твоей, и всей силой твоей ( Втор. 6:5 ). В Писании сказано еще: как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! ( Псал. 41:2  ст.). Итак, мы непременно должны совершать, исполнять сей закон в отношении к Богу, дабы и над нами оправдалось оное изречение Апостола: кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?» ( Рим. 8:35 ) 433 . А из заповеди о любви к Богу необходимо вытекает и 2) Заповедь о любви к ближним (срав. цит. выше место из бл. Феофилакта на Мар. 12:29  и дал.) «что мы любим детей Божиих, узнаем из того, когда любим Бога, и соблюдаем заповеди Его, ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его ( 1Иоан. 5:2,3 ) срав. Лехлера стр. 803.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

38:13). И в другом месте: вселихся с селении Кидарскими, много пришелствова душа моя (Псал. 119:5-6). Ст. 8—9. И за границею Иуды от восточной стороны моря будет начаток, который вы отделите, шириною в двадцать пять тысяч [тростей], а длиною наравне с каждым из уделов с восточной стороны до стороны моря и среди его будет святилище. Начаток, который вы отделите для Господа, длиною будет в двадцать пять тысяч, а шириною в десять тысяч [тростей].    Излишне было бы разъяснять объясненное и снова заниматься тем, чем выше мы занимались, как будто бы не было у нас речи об этом. После границ семи колен описывается с востока до запада начаток, который в ширину имеет двадцать пять тысяч тростей, а в длину наравне с каждым из колен с востока до моря, размер длины которых неизвестен. Ибо и при описании каждого колена размер ее не указан. Но если он в ширину имеет двадцать пять тысяч тростей, то можно предполагать, что размер длины был гораздо более, потому что она всегда бывает более ширины. В средине же стоит святилище подле начатка, отделенного для Господа, длиною в двадцать пять тысяч тростей и шириною в десять тысяч. Читая это, я ничего другого не могу сказать, кроме сказанного апостолом: о глубина богатства премудрости и разума Божия! Яко неиспытани судове Его и неисследовани путие Его (Рим. 11:33)! И в другом месте: да возможете разумети со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота; разумети же преспевающую разум любовь Христову, да исполнится во всякого исполнение Божие (Ефес. 3, 18—19). Что число двадцать пять относится к чувствам, о которых написано: „будете обладать божественным чувством», а десять тысяч к полной и совершенной добродетели, достигающей чрез десятословие ветхого-завета до евангельского таинства, об этом мы и прежде вкратце говорили и здесь отчасти напомним. Ибо если путем приложения дойдешь от единицы до числа четыре; то получишь полное число десять, и таким образом происходит то, что Ветхий Завет сокращается (consrmingamur) чрез Новый, а Новый расширяется чрез Ветхий. Ст. 10—12. И этот будет начаток священного места (primitiae sanctuarii) для священников: к северу в длину двадцать пять тысяч и к морю в ширину десять тысяч, также к востоку в ширину десять тысяч и к полудню в длину двадцать пять тысяч [тростей], и среди его будет святилище Господне. Священное место будет для священников из сынов Садока, которые исполняли службы Мои и не блуждали во время: блуждания сынов Израилевых, как блуждали левиты. И будет принадлежат им начаток из начатков земли, святыня из святынь, подле предела левитов.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010