Если же есть в человеке или демоне (ибо просто в природе мы не знаем зла) какое-нибудь зло, т.е. грех , противный воле Божией, то это зло происходит или от человека, или от диавола. Ибо то совершенно истинно и не подлежит никакому сомнению, что Бог не может быть виновником зла, и что посему совершенная справедливость требует не приписывать оного Богу» (Посл. восточ. патриарх. о прав. вере, член 4). Священное Писание действительно и подтверждает – а) с одной стороны, что все, созданное от Бога, создано совершенным. Так священный Бытописатель, повествуя о днях творения, неоднократно делает замечание: И увидел Бог, что он (то, что Им сотворено) хорош ( Быт. 1:4; 10:12,18,21,25 ), а в заключение всего говорит: и увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма (31). Последующие писатели повторяют туже мысль в разных выражениях; например, Псалмопевец: как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро ( Псал. 103:24 ); Екклезиаст: все соделал Он прекрасным в свое время ( Еккл. 3:11 ; срав. Прем. 11:25 ); премудрый сын Сирахов: все дела Господа весьма благотворны ( Сирах. 39:21 ); святой апостол Павел: всякое творение Божие хорошо ( 1Тим. 4:4 ). б) с другой – что если есть зло в некоторых разумных созданиях, именно: в демоне и человеке, то это зло не от Бога, а от них самих. Он был человекоубийца от начала, сказал Спаситель о диаволе, не устоял в истине: ибо нет в нем истины: когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи (Иоанн. 8:44). Одним человеком грех вошел в мир, говорит так же Апостол, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили ( Рим. 5:12 ); или: кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил ( 1Иоан. 3:8 ). В следствие того и заповедуется нам: уклоняйся от зла и делай добро ( Пс. 33:15 ); омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло ( Ис. 1:15 ) и т.п. Святые Отцы и учители Церкви раскрывали все эти мысли о со­вершенстве творения и начале зла в мире особенно в двух случаях: во-первых, когда опровергали лжеучение гностиков, маркионитов, манихеев и других еретиков, будто мир не совершенен и исполнен зла, и будто виновник этого зла есть сам Бог, или особое, злое начало, противоположное доброму; а во-вторых, когда писали толкования на Шестоднев.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Если мы надеемся на “князей,” то скоро испытаем, что в них “несть спасения.” Если ты полагаешься на свою собственную силу, мудрость, славу. то когда-нибудь непременно сознаешься с премудрым, что и это — суета (Еккл. 1:14 ). Скажешь ли: “ я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды? ” Но в другое время ты узнаешь, что ты “ жалок, и нищ, и слеп, и наг ” (Апок. 3:17) и т. д. б) Один Бог , от Которого исходит всякое благо (Иак. 1:17 ), может помочь нам в нужде . Он может и хочет помочь. Ему мы должны молиться и в Нем искать прибежища, — и Он избавит нас от всякой скорби и нужды (Псал. 54:18; 45:2; 21:6; 109:1; 120:8 ). 4. Четвертое, что должно побуждать нас к молитве, это — сила молитвы, дающая покой и надежду нашему сердцу. Кто не знает этой силы, тот никогда усердно не молился. а) Когда среди трудов и забот земных наши взоры обращаются к небу ; когда в минуты нужд, скорбей, опасностей, искушений наше сердце вопиет к Богу о помощи и утешении — не изливается ли тогда мало по малу высшее успокоение в наши души? б) Почему мы так мало находим утешения в скорбях , помощи в нуждах, спасения в опасностях, надежды в трудах? Потому что не молимся, как следует? Истинный Божий молитвенник никогда не остается без божественного утешения и помощи. “ Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам ” (Иак. 4:8). Христианское наставление о молитве “ Взошел на гору помолиться ” (ст.23). 1. Молись. а) Научись знать высокую важность и значение молитвы. Один разум говорит уже тебе, что ты совершенно зависишь от Бога, Виновника твоего бытия, что у тебя нет ничего истинно доброго, чего не дал бы тебе твой Творец. То же самое говорит тебе еще яснее слово Божие (Иак. 1:17 ). Но это слово Божье говорит тебе также и о том, что Всеблагой (Добрейший) Отец Небесный, Который охотно хочет дать тебе все истинно доброе, желает, чтобы ты молился Ему об этом. (Мф.7:7 ). Познай отсюда высокую важность и значение молитвы! Бог хочет дать тебе всевозможное благо временное и вечное, но условием с твоей стороны должна быть молитва .

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Иисус Христос начал делать с того времени, как Он, Сын Божий, воспринял наше человеческое естество со всеми его немощами, кроме греха. Его Божественное вочеловечение есть величайшее дело Божеской благости к роду человеческому; Его обрезание, принесение в храм Иерусалимский, для представления пред Господа (Лук.2:22); Его бегство в Египет и возвращение в Назарет, возрастание в повиновении родителям (Матф.2:13, 23), путешествие с ними в Иерусалим на праздник Пасхи (Лук.2:42, 52): крещение от Иоанна на Иордане, сорокадневный пост в пустыне (Матф.4:1, 2); все это — дела Божеского человеколюбия, которые Господь Спаситель совершил прежде, нежели начал учить о царстве Божием. Когда же Иисус Христос стал проповедовать Евангелие, Он явил в Себе совершеннейший образец праведника, так что никто не мог обличить Его в каком-нибудь грехе (Иоан.8:46). Иисус Христос есть совершеннейший образец истинных пастырей и учителей: каждый пастырь и учитель прежде должен делать, потом учить; «ибо нет ничего, — говорит Златоустый, — бесполезнее учителя, который любомудрствует только — это свойственно не учителю, а лицемеру. Посему Апостолы прежде учили жизнию, а потом словами».    2. Даже до дне, в онь же заповеда Апостолом Духом Святым, ихже избра, вознесеся.    Здесь св. Лука показывает предел, которым ограничиваются дела Господа Иисуса, описанные им в первой книге его, т.е. в Евангелии. Это — вознесение Господа на небо. То есть, Евангелие от Луки говорит о всем, что Иисус Христос делал и чему учил, от начала, или от явления Его на земле, «до того дня, в который Он вознесся на небо, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал».    Дух Святой преисполнял человеческое естество Господа Иисуса, как об этом было предсказано Пророком: Помаза Тя, Боже, Бог твой елеем радости паче причастник Твоих (Псал.44:8); или, как Сам Господь, через Пророка, говорил о Себе: Дух Господень на Мне, Его же помаза Мя, благовестити нищим посла Мя (Ис.61:1; Лук.4:18); Дух Господень действовал в восприятии Сыном Божиим нашего человечества (Лук.1:31).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Но хотя и это Он соделал для вразумления грешников и для исправления заблуждающих, однако и тогда они не обратились к Нему, говорит Господь. Он не только в то время [посылал], но и ежедневно посылает смерть на пути египетском, чтобы тот, кто ходил стезею египетскою, услышал при своей смерти наставление апостола: „если я умер, то умер для греха, и если живу, то живу для Бога (Гал. гл. 2)“. И в другом месте: «аще умрохом со Христом, и живи будем с Ним» (Рим. 6:8). И снова: «всегда мертвость Иисуса в теле» моем ношу (2 Кор. 4:10). И еще: «живу же не к тому аз, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20). Этою смертию Господь хочет оживотворить нас, чтобы мы, умирая для греха, жили для Бога. Умираем же мы для греха, когда умерщвляем члены наши на земле, блуд, нечистоту, сладострастие, идолослужение и прочее. Мы читаем у Исаии, но только по переводу LXX толковников (в еврейском тексте читается иначе): «смерть» послал Я «на Иакова, и прииде на Исраиля» (Ис. 9:8). Иаков есть имя, [полученное] при телесном рождении, а Израиль — имя благословения. Ибо так как он целую ночь боролся, и одержал победу в состязании (Быт. гл. 32) и при появлении зари мог сказать с апостолом: «нощь прейде, день приближися» (Рим. 13:12), то получил имя Израиля, видящего Бога. Таким образом смерть посылается сначала на Иакова, чтобы мы умерщвляли члены наши на земле и чрез умерщвление телесных членов достигли смерти Израиля, вследствие чего в вас должны умереть все страстные вожделения. Бог поражает все то, что сильно в зле и что имеет опору в превратной юности, чтобы оно не достигало старости, и отдает коней в плен, чтобы они не низвергались стремительно в ад, и делает то, что зловоние от стана поднимается в ноздри их, чтобы они познали свои грехи, почувствовали смрад их и сказали с Давидом: «воссмерддеша и согниша раны моя от лица безумия моего» (Псал. 37:6). Это он сделал в видах исцеления их; но и при всем том они не обратились к Нему, говорит Господь. Ам.4:11. Производил Я среди вас истребления, подобно тому как Бог истребил Содому и Гоморру, и вы стали, как головня, выхваченная из огня, но не обратились ко Мне, говорит Господь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Стихи 4–5–6 главы 20-й Апокалипсиса говорят о тысячелетнем царствии Иисуса Христа. Это тысячелетнее царство Христа существует: оно началось после Воскресения Христа и прекратится пред кончиною мира – после Страшного Суда настанет новое вечное Царство Его, царство славы и благодати, которому не будет конца. «Царство Мое не от мира сего», – говорит Христос. «Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» ( Лk. XVII, 20–21 ). «Царство Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» ( Puм. XIV, 17 ). «Тысячелетие, в течение которого связан в своих губительных действиях сатана и непрерывно будет продолжаться царство Христово, означает то же, что у псалмопевца «тысяча родов» ( Псал. 104, 8 ), т.е. неопределенный, но весьма продолжительный период времени – «до скончания века» ( Mф. XXVIII, 20 ); малое время, на которое по истечении тысячелетия будет попущена дьяволу свобода в его обольстительных на земле действиях, означает собою непродолжительное владычество, пред кончиной мира, антихриста, после чего последует Воскресение мертвых и последний суд», – пишет по поводу 20-й главы Откровения епископ Сильвестр в своем «Опыте Догматического Богословия». Характерной для адвентистов, как и для всего сектантства, является манера пользоваться Священным Писанием. Ссылаясь на главу 2-ю, стих 8-й второго послания Апостола Павла к Фессалоникийцам, они пишут: «Нечестивые мертвые в пришествие Христа останутся бестревожно в гробах своих. Когда придет Христос, воскреснут только праведные. Нечестивые живые... будут убиты духом уст и сиянием славы пришествия Иисуса Христа» («Тысячелетие», с. 5). 8-й стих 2-й главы указанного послания Апостола Павла дословно гласит следующее: «И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего». Слово Апостола – «беззаконник» – адвентисты заменили словами «нечестивые живые». Но кто тот беззаконник? В том же II послании к Фессалоникийцам Апостол Павел называет его «человеком греха, сыном погибели» (II, 3), который превознесется «выше всего... в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога», и будет его «пришествие по действию сатаны» (4 и 9). Это тот, которого бедные иудеи примут за своего Мессию, о чем ясно было сказано и Самим Спасителем: «Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете» ( Uh. V, 43 ). Не является ли характерным, что слова, относящиеся в Священном Писании прямо и непосредственно к антихристу («беззаконник», «человек греха, сын погибели»), адвентисты относят к «нечестивым живым», о которых в послании Апостола Павла к Фессалоникийцам нет ни звука?

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Эти измерения, то есть двадцать пять и пять, мы относим к тем же чувствам, то есть к зрению, слуху, вкусу, обонянию и осязанию, которые мы в пять раз умножаем, восходя выше, и из телесных делаем духовными, подобно оному: возведите очи ваши, и видите нивы, яко плавы суть к жатве (Иоанн. 4, 35), и: имеяй уши слышати, да слышит (Лук. 8:8), и: вкусите и видите, яко сладостен Господь (Псал. 33:9), и: Христово благоухание есмы Богови в верующих в Него (2 Кор. 2:15). И в послании Иоанна говорится: еже видехом, и слышахом и руки наша осязаша о Словеси животнем (1 Иоан. 1:1). Но в конце недостаточно только семи ступеней, как на северной стороне; но после семи полагается осмиричное число, чтобы мы переходили от синагоги в Церкви, от ветхого завета к новому, от земного к небесному. Глава XL Ueз.XL. Ст.1—4. В двадцать пятом году по переселении (или пленении) нашем, в начале года (или в первом месяце), в десятый [день] месяца, в четырнадцатом году по разрушении (или взятии) города, в этом (или в тот) самый день была на мне рука Господа, и повела меня туда. В видениях Божиих (или в видении Божием) привела она меня в землю Израилеву и поставила (или отпустила) меня на весьма высокой горе, на которой было как бы строение города, обращенного (или прямо) к югу, и ввела она меня туда. И вот муж, которого вид как бы вид меди (или блестящей меди), и вервь льняная (или каменщиков) в руке его, и трость измерения в руке его; стоял же он у ворот. И сказал мне этот муж: сын человеческий! смотри очами своими и слушай ушами своими, и приложи сердце свое ко всему (или приложи к сердцу своему все), что я покажу тебе; ибо ты для того приведен (или пришел) сюда, чтобы было показано [это] тебе, и все, что ты видишь, возвести дому Израилеву.    Если в пятом году по пленении или переселении царя Иоахима, в четвертом месяце, в пятый [день] месяца отверзлись небеса пророку Иезекиилю при реке Ховаре, и он увидел видения Божии, теперь же говорится, что в двадцать пятом году по переселении того же Иехония, в начале года, в десятый [день] месяца была на сем рука Господня, и был он приведен в землю Израилеву и поставлен на весьма высокой горе, чтобы видеть строение города, обращенного к югу; то нет никакого сомнения в том, что все его пророчество последовало по истечении девятнадцати лет и девяти месяцев и пяти дней двадцатого года.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Это же самое и Екклезиаст выражает следующими словами: " время плакать " о грехе, и " время смеяться " о спасении (Екклес.3:4). Смейся, но не насмехайся: нужно различать смех безрассудный и смех полезный. А что я не лгу, утверждая это, я могу сослаться на само Божественное Писание. Послушай, что говорит мудрость о том, кто смеется безрассудно: " смехом безумный творит злое " ; " Для глупого преступное деяние как бы забава " (Притч.10:23); о смеющемся же разумно и с пользой вот что говорит Иов: " Он еще наполнит смехом уста твои и губы твои радостным восклицанием " (Иов.8:21). Значит, хорошо сказал Екклезиаст: " время плакать и время смеяться " . Время плача о грехе, и время радости о правде, потому что " Господь праведен, любит правду " (Псал.10:7). Время прекращения вражды, и время служения любви, во исполнение слов блаженного Павла: " солнце да не зайдет во гневе вашем " (Ефес.4:26). Время искоренения нечестия и время насаждения благочестия. Так именно и Господь наш, в откровении пророку Иеремии о поросшей тернием стране иудейской, говорил ему: " поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтобы искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать " (Иерем. 1:10), – т. е., чтобы он искоренял многобожие и насаждал почитание единого Бога; " разорял и созидал " : разорял языческие требища и воздвигал молитвенные дома мучеников. А что сказано: " поставил тебя в сей день " , то не какой-либо определенный день тут нужно ра­зуметь, но всякое вообще время, как говорит блаженный Павел: " когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота " (Евр.3:8), т. е., когда бы вы ни услышали Го­спода, проповедующего: " покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное " (Мф.3:2), не ожесточите сердец ваших подобно так называемым кафарам (чистым). Но это имело силу не только в подзаконное время и до крещения, но и после крещения – под благодатью. Это самое Владыка Христос преподал Своим ученикам иными сло­вами: " Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе " (Мф.18:18).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1100...

3) В чем состоит иконопочитание? 3) Иконопочитание, как учит седьмой Вселенский Собор, состоит в том, что мы считаем икону не богом, а только изображением (портретом) и, почитая икону, мы кланяемся, т. е. воздаем честь, не дереву или краскам, а тому, кто изображен на ней: Богу, св. Ангелам. Пресвятой Богородице и св. угодникам, друзьям Божьим ( Лук. 12:4 ), подобно тому, как снимая фуражку в присутствии портрета царского, мы отдаем этим честь не самому портрету, а тому, кто изображен на нем, т. е. самому Царю. 4) В чем состояло идолопоклонство? 4) Идолопоклонство состояло в том, что люди: а) идолов считали за Бога: «Скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им: сделали себе литого тельца и поклонились ему, и принесли ему жертвы, и сказали: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!» ( Исх. 32:8–3 ; Цар. 12:28–30; Иса. 44:17; Иер. 2:27 ). б) приносили идолам человеческие жертвы, сожигая или закалая перед ними людей. «Они (Самария и Иерусалим) закалали детей своих для идолов своих и в тот же день приходили в святилище Мое, чтобы осквернить его: вот как поступали они в доме Моем» ( Иез. 23:39 ). «Смешались (Израильтяне) с язычниками и научились делам их; служили истуканам их, которые были для них сетью и приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам; проливали кровь невинную, кровь сыновей своих и дочерей своих, которых приносили в жертву идолам Ханаанским, – и осквернилась земля кровью» ( Псал. 105:35–38 ; Иер. 7:31 ; Иез. 16:20–22; 20:31 ; Вт. 12:31). в) совершали перед идолами гнусное прелюбодеяние и распутничали: «ибо они (Самария и Иерусалим) прелюбодействовали, и кровь на руках их, и с идолами своими прелюбодействовали» ( Иез. 23:37 ). Вот в чем состояло идолопоклонство. Итак, разница между иконопочитанием и идолопоклонством опять такая же, как между светом и тьмой. Как слепой человек не различает света от тьмы, и для него все – темнота, так человек неразумный не различает иконы от идола, для него всякое изображение – идол, в то время, когда само слово Божье велит нам «отличать священное от несвященного и нечистое от чистого» ( Лев. 10:10 ; Иер. 44:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Еще некоторые говорили, что так как Бог от века есть Господь и Владыка, то от вечности надлежало существовать и миру, над которым Он владычествует; или умствовали, что если Бог от века обладает всемогуществом, то Ему необходимо было от вечности создать и мир. На первое мнение, высказанное первоначально еще Гермогеном, отвечал Тертуллиан, — что названия — Господь и Владыка (Dominus) выражают в Боге не существо Его и не какое либо внутреннее Его свойство, а только внешнее отношение к миру, потому что Господом и Владыкой Он со делался только во времени, с тех пор, как явился мир. Необоснованность же второго умствования, принадлежащего Оригену, ясно показал святой Мефодий, заметив, что этим умствованием предполагается, будто Бог не был бы всемогущим, если бы не создал вселенной, и следовательно, будто Он всемогущ и вообще всесовершен не сам по себе, не по своей природе, а в зависимости от вещей, Им сотворенных. § 57. Участие всех Лиц Пресвятой Троицы в деле творения Исповедуя, что Бог сотворил мир, православная Церковь приписывает это великое дело не единому какому либо Лицу Пресвятой Троицы, но всем вместе. Так в самом Символе Веры она называет Бога Отца Творцем , говорит о Сыне: Имже вся быша , и называет Святого Духа животворящим . Еще яснее выражается это в послании восточных патриархов о православной вере: «веруем, что Триипостасный Бог, Отец, Сын и Святой Дух, есть Творец всего видимого и невидимого» (чл. 4) В Священном Писании находим ясные основания для такого учения. Ибо, кроме многих мест, где творение усвояется Богу вообще (Быт. 1:1; Ис. 45:7; Иер. 10:12; Псал. 113:23; 133:3; Деян. 14:15; 17:24; 1 Кор. 11:12; Евр. 3:4), есть и такие, где усвояется оно в частности: а) Богу Отцу. Например: один Бог Отец, из Которого все (1 Кор. 8:6; Евр. 2:10). И слова молитвы апостольской: Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и всё, что в них , — обращены собственно к первому Лицу пресвятые Троицы; потому что далее читаем: Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное? Восстали цари земные, и князи собрались вместе на Господа и на Христа Его. Ибо поистине собрались в городе сем на Святаго Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским, чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой (Деян. 4:24—28).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

И вот, укрепляемые этой сверхъестественной силой, апостолы, при всей немощи, могли благодушно переносить всякие скорби, находились в отчаянных обстоятельствах, но не отчаивались, были гонимы, но неоставлены, угнетаемы, но не погибали (ст.8–9), даже более того — всегда носили в теле память смерти Господа Иисуса Христа (ср. 1Кор. 15:3 ), живые предавались непрестанно на смерть ради Иисуса, и однако не умирали, а напротив, тем сильнее открывалась в их теле жизнь Иисусова (ст.10–12 ср. 2 Кор. 4:9; 12, 10 ). Все это вместе, будучи очевидным доказательством премножества силы Божьей, явленной в немощной плоти апостолов, указывает также с другой стороны на несомненность вечной жизни, ибо только уверенность в будущей славе и блаженстве могла дать апостолам дух переносить всевозможные страдания; поэтому святой Павел далее и прибавляет: “ имея тот же дух веры, как написано: Я веровал, и потому говорил ” (Псал. 115:1), “ и мы веруем, потому и говорим, зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собою с вами ” (ст.13–14). Сравнение света солнца со светом Евангелия “ Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа ” (ст.6). Богоглаголивый апостол сопоставляет здесь свет созданный со светом несозданным, воссиявшим в лице Иисуса Христа. “Бог, Который при создании мира рек, да воссияет из тьмы, покрывающей землю, чувственный свет к просвещению творений: Сей Бог, “ когда пришла полнота времени ” (Гал. 4:4 ), послал другой свет, Господа нашего Иисуса Христа, Который просветил сердца наши, да познаем истинную славу Божию” (см. Тол. Никиф. in. h. 1). Такое сопоставление света вещественного со светом духовным, предлагаемое апостолом, побуждает нас сравнить солнце с Евангелием. Сравнение света солнца со светом Евангелия. Оба они доставляют: 1. Бодрость и надежду. С рассветом дня больной опять ободряется и оживает надеждой. С восходом солнца возникает новый дух и надежда в груди бедняка и оставленного.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010