Так напр. вышесказанное время названо часом: «последняя година (час, ρα) есть» (1 Иоан. 2:18), — днем: «се ныне день спасения» (2 Кор. 6, 2 ср. Ис. 49:8), — и годом, как напр. у Исаии: «нарещи (praedicare, проповедати) лето Господне приятно» (Ис. 61, 2 ср. Лук. 4:19). Потому что не то только лето было приятно, в которое проповедывал Господь, но и то, которому Он проповедывал, по сказанному: «во время приятно послушах тебе» (Ис. 49:8), и так поясненному апостолом: «се ныне время благоприятно» (2 Кор. 6:2). Присоединил, напоследок, и конец этого лета, т. е. суда, говоря: «нарещи (проповедати) лето Господне приятно, и день воздаяния» (Ис. 61:2). И Давид: «благослови, — говорит, — венец лета благости Твоея» (Псал. 64:12). Иногда час, день и месяц суть год, как напр. в Апокалипсисе: «уготованы на час и день и месяц и лето» (Апок. 9:15), то есть на три года с половиною. Там же, месяцы вместо годов: «дано бысть им, да не убиют их, но да муку приимут пять месяцей» (Апок. 9:5). Иногда дни в десятеричном числе означают, каждый, 100 дней. Как напр. в Апокалипсисе: «дний тысящу двесте и шестьдесят» (Апок. 11:3); ибо тысяча двести шестьдесят раз сто составляет сто двадцать шесть тысяч дней, то есть триста пятьдесят лет, полагая в месяце тридцать дней. Там же, один месяц в десятеричном числе означает 100 месяцев, напр. «град святый поперут четыредесять и два месяцы» (Апок. 11:2). Ибо сорок два — на сто, будет 4200 месяцев, то есть триста пятьдесят лет. «Время» есть или год или сто лет: яко... «время, и... времена, и... пол времене» (Дан. 12:7. ср. 7, 25), то есть, или три года с половиною или 350 лет. Точно также один день означает иногда сто лет. Так напр. о Церкви написано: (лежать во граде, jacere in ciuitate), «идеже и Господь наш (его) распят бысть... и по трех днех и пол» (Апок. 11:8, 11). Или: надлежит сыну человеческому идти в Иерусалим, и многое потерпеть от старейшин и архиереев и книжников, и быть умерщвленным, и после трех дней воскреснуть (Матф. 20:18—19; Мк. 10:33—34; Лук.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4028...

Итак если Ты Управитель и Господь вселенной, то необходимо, чтобы Ты делал так, чтобы без Тебя ничего не могло происходить. Но все это говорится не потому. что сам пророк думает так, как выше он ясно высказался; но потому, что он в своем лице выражает нетерпение человеческое: это подобно тому, как и Апостола мы часто видим усвояющим себе различные человеческие суждения; и, например, вот он говорит: Я же «вижу другой закон в членах своих, восстающий против закона ума моего и пленяющий меня чрез закон греха, который есть в членах моих» (Римл. 7:23). И как бы начинающий он говорит: «Братие, я не думаю, что я постиг» (Флп. 3:13), «ибо мы отчасти познаем и отчасти пророчествуем» (1 Кор. 13:9); но затем он является как бы совершенным: «Итак насколько мы совершенны, мы постигнем это» (1 Кор. 13:10), Но, конечно, говорить, что он познает только отчасти, и в тоже время есть совершенный, не должно быть свойством одного и того же человека. Также и его собственные слова в послании в Коринфянам: «Братие, это же я взял в пример в самом себе и Аполлосе ради вас, что бы вы от нас научились» (1 Кор. 4:6), ты не должен случайно принимать как бы обычные у Апостола, а только как свойственные человеческому способу доказательства. В противном случае, каким образом Бог может обходиться с людьми, как бы с рыбами морскими, и как бы с пресмыкающимися, которые не имеют вождя, когда ангелы каждого в отдельности человека всегда (quotidie) видят лице Отца, Который есть на небесах (Мф. 18:10), и когда «Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их» (Псал. 33:8). Следовательно, как в отношении к людям Промысл Божий касается каждого отдельно, так и в отношении к прочим животным мы должны признавать общее распределение, порядок и течение дел. Так, например: Каким образом рождается множество рыб и живет в водах, каким образом пресмыкающиеся и четвероногие происходят на земле и какою питаются пищею? Впрочем, неразумно сводить величество Божие к тому, что Он будто бы в каждый отдельный момент знает, сколько родилось комаров, или столько их погибло, или каково количество клопов, блох и мошек на земле, сколько рыб рождается в воде, и которые из меньших рыб должны стать добычею рыб больших.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3154...

Кто страждет со Христом, тот с Ним и прославится.    СТАВРОФИЛА. Какое великое утверждение — надежда, какая помощь в скорби! Не так велика скорбь от креста, как велика радость от ожидания вечного спасения. Господи! Молитвенно воззвала она к Богу, «Ты владычествуешь над яростью моря: когда воздымаются волны его, Ты укрощаешь их» (Псал.88:10). Управь же меня на море сем, чтобы я не погибла в волнах его. Орудием креста извлеки меня из сего моря к Тебе, единому утешению моему. Очами, исполненными слез, издали, как к солнцу правды, взираю я к Тебе, ожидающему меня в пристани небесного отечества моего. «Услышь меня, Боже, Спаситель наш, упование всех концов земли и находящихся в море далеко» (Пс.64:6) (Бл. Августин, Бесед. с самим собой). Глава 5. Крест источает питие духовное («В мире будете иметь скорбь» (Ин.16:33))    Было время осеннее. Везде поселяне собирали виноград, и выжимали из него вино в точилах. Заметив, что Ставрофила часто обращала на это внимание, Ангел Господень, желая воспользовать ее, и показать ей некоторый плод креста, начал говорить так: «Поверь, Ставрофила, никакое подобье так ясно не изображает, какой плод приносят человеку скорби креста, как видимый тобою виноград, сдавливаемый в точилах. Рассмотри это внимательнее, чтобы тебе не изнемогать под тяжестью креста».    СТАВРОФИЛА. Сладостно услышать мне обе этом, тем более, что не без утешения будет слово твое о вине, «веселящем Бога и человеки» (Суд. 9:13).    АНГЕЛ. В слове моем будет смешана горечь и сладость; ибо вино означает утешение, а точило тесноту и скорбь.    СТАВРОФИЛА. Каково бы ни было слово твое, но мне приятно будет слышать о предмете столь спасительном; а потому усердно желаю внимать сему    АНГЕЛ. Рассмотри сначала, что делается в видимых точилах, и ты сама увидишь, что тоже самое духовно совершается и в людях. Виноград и маслины, для которых обыкновенно устраиваются точила, пока висят на ветвях своих, свободно пользуются воздухом; но пока не будут положены в точило и изгнетены, маслина еще не елей, и виноград еще не вино.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3305...

3 . И рече Господь: за три несчастия Дамаска, и за четыри не отвращуся его, понеже растроша пилами железными имущия во утробе сущих в Галааде. С Еврейского: „так говорит Иегова: за три преступления Дамаска и за четвертое не отменю сего, за то, что они Галаад давили железными молотилами“. „Словами: за три и за четыри, гов. бл. Феодорит. пророк означает множество“, по св. Ефрему Сирину „Амос определенное число трех и четырех нечестий употребляет здесь вместо числа неопределенного.“ Так понимают и другие толковники. 33 Мы уже видели, 34 что жители Дамаска или вообще Сириане были постоянными и злыми врагами Еврейского народа, и причинили им многие бедствия. Слово: не отвращуся значит „не буду более долготерпеливым и не отвращу лица Моего от грехов ваших, но возрю и на то, на что прежде по долготерпению не обращал, по видимому, взора;... не отвращусь от того, чтобы видеть несказанные их беззакония, особливо же те, на которые отважились они, поступив жестоко и зверски с жителями Галаада, так что пилили и имеющих во чреве женщин.“ Бл. Феодорит. О таком зверстве, в свое время, говорил и св, прор. Елисей Азаилу, со слезами помазывая его на Сирийское царство. „Я знаю, гов. св. Елисей, какое наделаешь ты сынам Израилевым зло, крепости их предашь огню, и юношей их мечем умертвишь, и грудных детей их побьешь, и беременных (женщин) у них разрубишь.“ 35 4Цар. 8:12 . У св. Ефрема несколько иначе сказано о жестокости Сириан. „Господь грозит им за то, что жители Дамаска топтали Галаад, который в колене Ефремовом, железными гвоздями на своей обуви“. 4 . И послю огнь в дом Азаиль и пояст основание сына Адерова. С Еврейского „пошлю огонь на дом Газаила и пожрет чертоги Бен-Адада (или Венадада. Слово: огонь в св. писании берется для означения великого гнева Божия, великих казней, бедствий, а здесь оно означает войну (Под. Псал. 77:68 ), которая сопровождается пожарами и истреблением. Азаил сын Адеров 36 т. е. Венадад III сын Азаила ( 4Цар. 13:3–24 ) – оба были цари Дамаска или Сирийские, воевали с Иоахазом, Иоасом ( 4Цар. 13:3–22,25 ), Иеровоамом 2 ( 4Цар. 14:28 ). Разрушителем Сирийского царства св. Ефрем Сирин считает Саргона, полководца, а после царя Ассирийского. „Т. е. на потомство Азаилово пошлю царя Ассирийского Саргона, и он разрушит царство.“ В четвертой книге царств разрушитель Сирийского царства называется Феглафелассором ( 4Цар. 16:9 ). Слова пояст основания по бл. Феод., значат: „с корнем исторгну царство Дамаское, а Еврейский текст и Вульгата 37 дают разуметь об истреблении дворцов и крепостей Венададовых.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Пс.20:8 .  Яко царь уповает на Господа; и милостию Вышняго не подвижится Царь, говорит, не уповает ни на войско, ни на богатство, ни на другие пустые вещи, но на одного Тебя – милостивого помощника Бога; почему он и не поколеблется от врагов 46 Пс.20:9 .  Да обрящется рука твоя всем врагом Твоим, десница твоя да обрящет вся ненавидящыя Тебе! Рука Божия есть сила Его, о которой молится Давид, чтобы все хулившие Бога пали от нее. Или сила Твоя, Господи, да окажется, т.е. пошлет наказание всем врагам Твоим; и десница твоя пусть найдет, т.е. постигнет и вразумит всех ненавидящих Тебя. Пс.20:10 .  Яко положиши их яко пещь огненную, во время лица Твоего Всех, говорит, врагов твоих Ты, Господи, сожжешь огнем гнева Твоего: печью называет хлебную печь. Словами «во время лица Твоего» он выразил: во время Твоего судебного посещения. – Когда будешь смотреть на них не радостотворным взором, но строгим и суровым лицем: ибо «лице Господа, как говорит в другом месте Давид, на творящих злое, чтоб истребить с земли память их» ( Псал.33:17 ) 47 Господь гневом своим смятет я, и снест их огнь Пс.20:11 .  Плод их от земли погубиши, и семя их от сынов человеческих Сими словами предсказывает Давид имевшую постигнуть врагов Божиих погибель и исчисляет виды наказаний, которым они имели подвергнуться. Когда, говорит, они испытают Божий гнев, тогда смутятся со ВСЕХ сторон от недоумения и сгорят. Плоды на полях их истлеют; и семя их, то есть, дети их исчезнут с земли и из среды людей. 48 Пс.20:12 .  Яко уклониша на Тя злая Все вышесказанные бедствия понесут, говорит, враги Твои, Господи, потому что они устремились на зло против Тебя, злословя славное Твое имя и злоухищряясь и злодействуя против твоих рабов. Помыслиша советы, их же не возмогут составити Хотя, говорит, враги и замыслили много зла против Тебя и твоих рабов, Господи, однакоже они не могут оставаться в своих замыслах и постановлениях, ибо советы их будут разрушены. Пс.20:13 .  Яко положиши я хребет Когда человек убегает, то обращается к гонителям своим тылом или плечами; так что другая какая-либо часть тела их, кроме спины, не заметна. Итак врагов твоих, говорит, Господи, ты обратишь от страха их в бегство и они не устоят пред Тобою.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Евстафия, в 342 году уже не было в живых. Я не вижу оснований сомневаться в том, что выражение «exitus enim illorum» означает смерть этих двух епископов. За это говорит не только обычный смысл слова exitus=ξοδος [ср. и у нас: «Канон на исход души " ], но и контраст с тем, что сказано о Павлине (думаю, аданском), что он usque in hodiernum diem in apostasia permanens cum concubinis publice et meretricibus fornicetur. Восточные отцы сердикского собора ставят в вину Осию кордубскому общение: 1) с живым еще низложенным епископом Павлином, и 2) с умершими уже: Евстафием и Киматием. Как о живом еще, о Павлине, они говорят довольно подробно: упоминают и о том, что он низложен был за волшебство, говорят и об его зазорной жизни. Но об Евстафии и Киматии, как умерших, они уже не находят нужным распространяться: сама смерть их показала, что это были за люди. Очевидно, но смерти этих епископов их врагами – евсевианами пущены были в ход росказни о каких-нибудь особенно мучительных и ужасных болезнях, предшествовавших их смерти, доказавших во очию, что были люди недостойные, грешные. Смерть грешников люта ( Псал.33:22 ) ; а что люди IV века не скупы были на комментарии к этим словам псалмопевца, доказывает хотя бы факт, что Лактанций написал даже особую книгу: «О смертях гонителей», De mortibus persecutorum. [Правды, вероятно, не много было и в обвинениях против Павлина. Обвинение в прелюбодеянии было любимым у евсевиан маневром для устранения неугодных им лиц; а как это делалось, показывает дошедший до нас в двух независимых одна от другой, редакциях (Athan. hist, arian. ad mon., n. 20 и Theodoret. h. e. II, 9–10) разсказ о проделке Стефана антиохийского с депутатами сердикского собора. Неудача Стефана, стоившая ему кафедры, как будто положила конец этим грязным клеветам на епископов: на константинопольском соборе 360 года (у Sozom. IV, 24–25) мы уже с такими обвинениями не встречаемся]. – Раз Павлин в 342 году был еще жив, а Евстафий и Киматий уже умерли, то становится понятным и то, почему евсевиане [или теперь уже «стефаниане», ο περ Στφανον тν ντιοχεας] ставят загадочного Павлина раньше Евстафия антиохийского и Киматия, и говорят о первом отдельно, а о последних двух вместе.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebed...

31) Все тела по естеству неподвижны; движутся же душею, одне разумною, другия не разумною, а иныя безчувственною. 32) Из душевных сил иная питательная и растительная, иная воображательная и побуждательная, иная наконец разумная и мыслительная. Одной первой причастны растения; второй вместе с первою безсловесныя животныя; третьей же вместе с двумя первыми люди. Первыя две силы тленны, а третия усматривается нетленною и безсмертною. 33) Святыя силы, передавая между собою друг другу просвещение, передают и человеческой природе и сущую в них добродетель и сущее в них ведение: добродетель, то есть, Богоподражательную благость, по которой благодетельствуют и сами себе и между собою друг другу, и низшим их существам соделывая их Боговидными; — ведение, как–то, или о Боге нечто высшее; ибо, Ты, говорит Пророк, вышний во век Господи (Псал. 91, 9); или о существах телесных нечто глубочайшее, или о безтелесных точнейшее, или о провидении яснейшее, или о суде определеннейшее. 34) Нечистота ума состоит во первых, в ложном знании; во вторых, в неведении чего–либо всеобщаго; говорю сие относително к человеческому уму, ибо Ангелу несвойственно не знать даже что нибудь и из частнаго; в третьих, в страстных помыслах; в четвертых, в соизволении на грех. 35) Нечистота души состоит в том, что она не действует по естеству; ибо от сего раждаются в уме страстные помыслы. Действует же душа по естеству тогда, когда страстныя силы ея, то есть, раздражительная и вожделевательная, во время воздействия на них вещей и помышлений по поводу их, остаются безстрастными. 36) Нечистота тела есть грех делом содеянный. 37) Тот любит безмолвие, кто непристрастен к мирскому; тот любит всех человеков, кто не любит ничего человеческаго; и тот имеет ведение о Боге и о Божественном, кто не соблазняется никем, ни по причине падений его, ни по причине подозрением порождаемых помыслов на счет его. 38) Великое дело не быть пристрастну к вещам, но гораздо еще большее пребывать безстрастным при помышлениях о них. 39) Любовь и воздержание сохраняют ум безстрастным и к вещам и помышлепиям о них.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Кто говорит: это не осуществлено, тот уничтожает самостоятельность и бытие сущности. Неосуществленное и несостоявшееся означаете такую природу, которая не получила бытия и вовсе не существует. Но кто говорит: это осуществлено и состоялось, тот означает сущность, пришедшую в бытие. А кто говорит, что Бог нерожден, или употребляет слово «нерожденный» с членом, предпоставив имя «Бог», или тоже имя присовокупив после слова «нерожденный», тот не отрицает ни сущности Божией, ни бытия Божия, а говорит, что сущность сия нерожденна; не выражает же и того, что сущность Божия несозданна. Напротив того, не отрицая бытия Божия, не показывает еще чрез это, что такое сущность Божия. Не говорю о качестве или о количестве, что в своем суесловен обещаются они показать; нанменованием слова: нерожденный, показывается ли и то, какой образ бытия имеет сущность Божия? А какой образ бытия имеет что либо, и то самое, что в бытие и, каково, и что такое есть,-сие тем паче неизвестно, как неисследимое для всякой тварной природы. Ибо, если «судьбы Его бездна много», как говорит пророк (Псал.35:7), «и путие Его неизследовани», а потому и вовсе «неиспытани» (Римл. 11:33), по апостольскому слову: то кольми паче неисследим Тот, Чьи суды и пути таковы! И не удивительно, если таков Сам Бог, когда таково и Божие. Ибо, если, по Писанию, «яже уготова Бог любящим Его, око не виде, ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша» (1Кор. 2:9); то не тем ли паче всякий, благочестно и без пытливости верующий в Бога, скажет, что еще неизреченнее естество самого все сие уготовавшего Бога?    Многое также именуется и словом; но одно есть вечное Слово Божие, о Котором проповедано в Евангелии, что Оно-Бог, и что «вся Тем быша» (Иоан.1:1.3) Многие называются в Писании сынами Божиими, по сказанному: «сыны родих и возвысих» (Иса.1:2); и еще: «Сын Мой первенец Израил»ь (Исх.4:22.); впрочем, чрез присвоение и чрез какой либо отличительный знак сыноположенные истинным Богом суть сыны присвоенные, а не истинные. Ибо всякая вещь берется с природы и действительности.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4079...

После тропарей, в дни предпразднства и попразднства, в какие бы дни недели они ни случились, а равно в двунадесятые Господские и Богородичные праздники и в их отдания (см. также в Уст. 1 янв., 1 окт., нед. ап. Фомы и Мироносиц, 1, 13, 33, 38, 42 хр. гл.) богородичен не поётся; в прочие дни богородичен всегда поётся только однажды – или на «Слава» и «И ныне», или на «И ныне», и притом того гласа, какого гласа непосредственно предшествующий богородичну тропарь (и, следовательно, если два или три тропаря, то гласа последнего тропаря); кроме того, только в указанные седмичные дни поётся богородичен «от менших», во всех же остальных случаях поётся отпустительный воскресный богородичен и притом или гласа «настоящего» (т.е., рядового), или «гласа тропаря святого»; а так как глас тропаря особый от рядового гласа Октоиха, то воскресные богородичны всех гласов и печатаются особо в 53 гл. Уст., в 24 гл. След. Псал., в 35 гл. Общей и в конце каждой Месяч. Минеи, хотя их можно найти и в Октоихе, в конце последования воскресных великих вечерен. – В Вел. пост, а равно в дни других постов, когда полагается «Аллилуиа» (сн. выше, 11 прим.), поются, «со умилением, велегласно и косно», «Троичны гласа» рядового, т.е., того гласа, из которого поются вообще песнопения Октоиха (Уст., 58 гл., Часосл., Ирмол., в конце Триоди Пост. и Окт.), с особым на каждый день седмицы в конце 1-го троична стихом (см. там же). 13) Когда, сколько и какие читаются кафизмы, – см. об этом на 699 стр. печатного оригинала. – Перед чтением каждой кафизмы лик поёт: «Господи помилуй» 3-ды и «Слава», после чего читается: «И ныне», а затем кафизма (Уст., 2 и 9 гл.); между антифонами каждой кафизмы читается и поётся так же, как и на вечерне (см. 843 стр., 15 прим.). По прочтении каждой кафизмы читается: «Слава, и ныне», «Аллилуиа» 3-ды (подр. см. там же) и – «Господи помилуй» 3-ды, после чего следуют назначенные в службе седальны; если же после кафизм положены малые ектеньи, то чтение: «Господи помилуй» 3-ды, опускается.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Зло мира не полагает нарекания на промысл Божий. Нет сомнения, что значительное число зол – дело недальновидности и малодушия людей. Сколько же верно и то, что зло – не «одно отрицание добра. Если творение восстанет против Творца, нарушает порядок, не подчиняется воле Верховного: тут не отрицание добра, а зло положительное, как противоположение себя Богу. Если бы зло было только отрицанием добра: то а) не было бы различия между грехами, князь тьмы был бы только ничтожеством; тогда созревший в грехе не творил бы грехов более тяжких, чем неискусившийся во зле и князь тьмы был бы равен человеку; б) пусть уверяют голодного, будто не голоден он: голодный считает это увещание несовестливою глупостию. Так зло не есть одно отрицание добра. И однако оно не унижает собою Промыслителя. Физическое зло есть следствие злоупотребления свободы: суете тварь повинуся неволею, но за повинувшего ю ( Рим. 8:20 ). И в отношении к нему деятельность Промыслителя является в поразительным величии. Тогда, как разрушительные силы природы грозят уничтожить не только порядок, но самое существование вещественного мира, не зримая сила направляет грозные перевороты к лучшему существованию. Какая мощная сила, какая необъятная мудрость нужны для того, чтобы постоянную борьбу стихий обращать в пользу лучшего порядка! По распоряжениям Промыслителя Физическое зло является лекарством для нравственных существ. Им Он призывает грешника к покаянию (2 Парал. 33:12, 13; 3Цар. 9:9 ), очищает грехи ( Прит. 17:3 ) и усовершает в добродетели ( Рим. 3:3 , 2Сол. 1:4 , Иак. 1:2–4 ). «Провидением Божиим управляется все и что считалось за наказание, оказывается врачевством», писал блажен. Иероним 377 . Нравственное зло – дело свободы созданной. Промыслитель попускает это зло, так как возможность греха но отделима от свободы созданной и не исключает распоряжений Промышлителя. Бог не желает греха, но свобода его не стесняется им в ее планах 378 . С другой стороны Промыслитель употребляет все, чтобы удержать созданную свободу от греха: воспрещает грех законом, обуздывает наказаниями и умеряет последствия зла. Революции, потрясающие быт народов, сопровождаемые смертями, грабежами, истреблением властей, по последствиям оказываются полезными для народов. Тоже видно и в других случаях злоупотребления свободы. Вы совещаете на мя злая. Бог же совеща о мне во благая, говорил Иосиф братьям ( Быт. 50:20 , Тоже Исаии 10:3–7, Деян. 3:11–18; 12:16 ; Мф. 2:13 ). Иегова говорит царю ассирийскому: «поскольку дерзость твоя против Меня и гордость твоя дошли до ушей Моих: то вот Я вложу кольцо Мое в ноздри твои и удиля Мои в рот твой и возвращу тебя по той же дороге, по которой ты и пришел» ( Пс. 37:29 ). Давид опытом дознал участь грешных: «на скользком месте поставил ты их и низвергаешь их в пропасть» ( Псал. 72:18 ). Особенно же воплощением Сына Божия исцелено нравственное бедствие в его источнике и последствиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010