Златоуст при изъяснении сего говорит: уста наши при нас: слова неистовых и безумных! Посему-то Павел, внушая им противное, говорит: вы не свои, ибо вы куплены ценою; и советует даже жить не себе. Не твои уста, но Господа, ибо Он сотворил их... Как ты можешь говорить: уста наши при нас, когда ты порабощаешь их греху, любодейству, нечистоте? Кто над нами Господь? О диавольское слово! Ты видишь, что вся тварь проповедует силу, премудрость, попечение и промысл Владыки твоего; и ты говоришь: кто Господь над нами? и Феодорит: имея уста незаключенными, они с презрением к долготерпению Божию, и с мнением что они даже не находятся под владычеством Божиим, говорят свободно, что хотят. Таков был Фараон говоривший: не знаю Господа, таков был Рапсак, дерзнувши сказать: пусть не обманывает тебя Бог твой, на которого ты надеешься, что Он освободит Иерусалим от руки моей; таков был Навуходоносор, который, устрашая мужественных оных юношей, не убоялся сказать: кто Бог, который бы мог избавить вас от рук моих? 6. Страсти ради нищих и воздыхания убогих, ныне воскресну, глаголет Господь. Ныне должно понимать за тогда в приличное время. А мысль в сем слове следующая: тогда, говорит Христос, Я восстану от гроба ради бедствия порабощенных заблуждении, по неведению, каковое бедствие было в них вместо стенания, как таковым было и то, что изъяснено при словах: Он не забыл вопля бедных (Псал.9, 10); ибо бедствие бедных служит им вместо вопля к Богу. Некоторые говорят, как-то Василий великий, что бедным называется бывший прежде богатым, а потом лишившийся богатства, согласно с следующим: богатии обнищаша (Псал.33,10). Нищим называется снискивающий себе необходимую пищу трудами рук своих. Таковые нищие и бедные были имевшие уверовать во Христа; потому что они лишились своего богатства, и работами и трудами рук своих приобретали нужное для тела своего. Имена нищего и бедного принимаются безразлично—одно вместо другого. Можно понимать это иначе, так Бог говорит: теперь, то есть, скоро Я восстану для произведения мщения за страдания и стенания оскорбляемых. Слово востану и произведу мщение, хотя Давид поставил оное как прилично говорить человеку, должно понимать, как прилично Богу

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2343...

Стало быть для достижения и сохранения этой свободы и времени, надобно постараться, если не об освобождении от всех земных забот, то, по крайней мере, об уменьшении их. Совсем освободиться от них нельзя, а уменьшить их можно. Что нужно для сего? Нужно отрешиться от пристрастия к обилию земных благ, нужно желать иметь их столько, сколько требуется для удовлетворения насущных потребностей, а отнюдь не прихотей. Прихоть не одно и тоже, что потребность. Потребность имеет право на удовлетворение, а прихоть требует того, что превышает потребность, без чего можно обойтись. Вот почему Иисус Христос заповедал нам просить у Отца небесного только «насущного хлеба» (Мф.6:11), т.е. просить у Него пищи не в излишестве, но в таком размере, сколько нужно для поддержания существования, сколько нужно для того, чтобы не умереть с голоду. Пища потребна только для этой цели, просить большего у Бога свойственно только чревоугодникам. Чревоугодие есть прихоть, а не потребность, следовательно, есть грех. Желать и просить Бога об удовлетворении прихоти значит просить Его о том, чтобы дал Он нам средства для греха. Такая просьба есть оскорбление Бога, есть кощунство. Правда, непредосудительно иногда молить Бога о даровании многих земных благ, но отнюдь не по прихоти, а по желанию употреблять во славу Божию и на пользу ближнему. В этом нет греха и побуждением к этому служит не прихоть, а любовь к Богу и ближним. Кто одушевлен сею любовью, тот мало заботится об угождении себе, тот лично для себя требует немногого, довольствуется удовлетворением только насущных потребностей, а в этом Господь никому не отказывает и особенно ведущим жизнь праведную и благочестивую. Еще в ветхом завете один из опытных наблюдателей путей Провидения сказал: «юнейший бых и состарехся, и не видех праведника оставлена, ниже семене его просяща хлебы» (Псал. 36:25). Тот же смысл имеют слова Христовы: «ищите царствия Божия и правды Его, и сия вся, т.е. земные блага, приложатся вам» (Матф. 6:33), т.е. даны будут вам в награду за искание царствия Божия.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

9. (см. у Lequ.). 10. (см. у Lequ., как видим и у самого св. Дионисия Ареопагита в соотв. месте). 11.Это отрывок из первой главы названного в тексте творения св. Дионисия Ареопагита. Св. И.Дамаскин берет только один первый член периода. Второй ( см. сочин. Дионисия Ареопагита: de diuinis nominibus, cap.1) начинается так: " тогда же, когда станем нетленными и безсмертными , постоянно будем с Господом " (в соответствие приводимой св. И.Дамаскиным первой половине периода, начинающейся словами: " между тем как теперь " Ср. текст даннаго места и латинский перевод его в издании творений св. Дионисия Ареопагита, сделанном (1644г.), с текстом и латинским переводом его в издании Греческий текст этого места вообще имеет запутанное построение (обратить внимание на знаки препинания и разстановку слов в подлиннике! ); латинский перевод (особенно напечатанный у служит прекрасным его разъяснением. 12.Глава I. 13.Св. И.Дамаскин здесь говорит, конечно, иронически. 14.В некоторых изданиях (например Hopperi) прибавлено " словом " . 15.Basil.homil.in init. 1 Psal. (см. у Lequ.). 16.Basil.in.S.Gordium (см. у Lequ.). 17.см. у Lequ.: лат.перевод: ср.и примеч. 18.Филипп. II, 7. 19. (ср. латинский перевод у Lequ. И Hopperi) 20. (см. у в подстроч.замеч.). 21.Быт. XLVII, 31. 10; XXXIII, 3 22.См выше прим 20 23.См выше прим 20 24.Это более подробно излагается в act. 4 syn. 7 (см. у Lequ.). 25.Быт. XLVII, 10. 26.Псал. XCVIII, 9. 5. У св. И.Дамаскина буквально читаем: яко свят есть (т.е. Господь Бог) слав.: яко свято есть. 27.Исаия LXVI, 1. 28.Как, например, Исаию (по церковному преданию). Ср. Евр. XI, 37. 29.Как, например, Иеремию (см. его книгу: XXXVIII, 6 и пр.). 30.Быт. L, 13. 25 31.4 Цар. XIII, 21. 32.4 Цар. IV, 29. 33.Исх. VII, VII, XIV, XV, XVII. 34.Прем. Солом. XIV, 7. 35.4 Цар. VI, 6. 36.Быт. II, 9. 37.Быфт. XXII, 13 (Ср. прим. у Lequ.). 38.Числ. XXI, 9. 39.Числ. XVII. 40.3 Цар. VI. 41.Иезек. XL. 42.Исх. III; " куст горевший и не сгаравший , как-бы облитый какой-то росою " (см. у. Lequ.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/933/...

3:3), как от тернов преслушания, как от репия неправды и от негодных дерев. «Аще узриши разумна, утреннюй к нему, и степени дверей его да трет нога твоя» (Сир. 6:36), чтобы научиться у него сеннописаниям Закона и дарам благодати. Не слово велемудрое, не наружность прикрашенная вводят в царствие небесное, но совершенная и непытливая вера с похвальною и ясною предусмотрительностью. Мф.11:29. Возмите иго Мое на себе, и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим. Мф.11:30. Иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть.    Воспользовавшись этим, Божественный Апостол назвал грех обременительным «и удобь обстоятельным» (Евр. 12:1). Ибо что тягостнее и вреднее греха? А равно и с противной стороны, что легче и полезнее добродетели? Грех, как сказано в Притчах, «многих уязвивши, низверже своею тяжестью» (Притч. 7:26). Пленицами же своих грехов кийждо затязается (Притч. 5:22). А добродетель держащихся ея оживляет и возносит на высоту, по слову Приточника: «древо живота есть... держащимся ея» (Притч. 3:18), и по слову Псалмопевца: «Приемляй кроткие Господь» (Псал. 146:6). Посему-то грех символически представляется в виде «таланта оловяна вземлющегося» (Зах. 5:7); потому что держащихся греха погружает в ад. И у кого есть плотские бремена и плотские похоти, кого обдержит грех, тем не свободно возводить око к небу. Посему и «иго» Спасителево «благо», и «бремя легко». Но скажут: почему же легко, когда говорит: «аще... не возненавидит ... отца... и матерь» (Лук. 14:26), «и иже не приимет креста своего, и в след мене грядет, несть мене достоин» (Матф. 10:38), «и иже не отречется всего своего имения, не может быти мой ученик» (Лук. 14:33), когда повелевает отдать и самую душу? — Да научит тебя Павел, который говорит: «Еже бо ныне легкое печали по преумножению в преспеяние тяготу вечные славы соделовает» (2 Кор. 4:17); и еще: «не достойны страсти нынешняго времене к хотящей славе явитися в нас» (Рим. 8:18). Мф.12:31. Сего ради глаголю вам: всяк грех и хула отпустится человеком: а яже на Духа хула не отпустится им.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Вот как совершается вечерня: По возгласе, Приидите поклонимся: псалом 103. Ектения и кафизма. Господи воззвах: псалмы 140, 141, 129, 116. Одна стихира из октоиха, одна из минеи, если служба общая. Если служба святому особая, то октоих оставляется и две из минеи. Если служба святому «на 6», то все шесть и читаются. Затем догматик, Свете тихий, прокимен дня. Чтение из ветхого завета. Сподоби Господи. Исполним вечернюю. Псалом 122. Ныне отпущаеши. По Отче наш . Богородице Дево, пс. 33. Благословение Господне и шестопсалмие утрени, или отпуст, и по отпусте сейчас же, приидите поклонимся, псал. 69, Слава в вышних и символ веры . Канон октоиха, Достойно, трисвятое, по Отче наш тропари дня, Иже на всякое время, Честнейшую и молитвы: Нескверная, неблазная, И даждь нам Владыко… Преславная Приснодева, Упование мое Отец. И отпуст повечерия, и тотчас же Приидите, поклонимся и полунощницу Непорочны. В понедельник: до Постави. Во вторник: от Постави до Руце. В среду: Руце. В четверг: Твой есмь Аз. В пяток: Призри. На субботу: Да воскреснет. Затем трисвятое, тропари, Честнейшую, молитва, псалмы: Возведох и Се ныне, трисвятое, за усопших тропари и молитва . Псалмы 19 и 20, трисвятое, тропари к ряду, ектения и Слава Святей. Утреня: шестопсалмие, малая ектения, Бог Господь, тропарь, две кафизмы, (о них будет сказано особо). 50 псалом, канон октоиха (по 1 тропарю) и минеи (по 1 из каждого канона), Величит. Светилен. Хвалитны. По одной стихире из октоиха и из минеи. Славословие, сугубая ектения и отпуст. Если утреня совершается утром, то «Исполним утреннюю». Если служба полиелейная, то вместо кафизм поется полиелей и читается Евангелие, октоих оставляется и служат по одной минеи. Если на вечерни полагается вход, то и на вечерни кафизма заменяется пением: Блажен муж. Стихословие Псалтыря Псалтырь, по уставу стихословится только в монастырях. В приходских же церквах стихословие совершается следующим образом: Одна «кафизма» читается на вечерни, две на утрени. Но это не целые кафизмы, а по три псалма из них, между которыми Слава и ныне, так, чтобы в известный срок была прочитана вся Псалтырь.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/vseros...

Несчастные народы, которые обольщаются царем, диаволом, и его князьями или которые от князя ереси и его вождей приняли другия празднества, по удалении из Церкви и по попрании истинной веры, обыкновенно восклицают и говорят: это день нашего царя, например Валентина, Маркиона, Ария и Евномия. Слыша это, те, которые стоят во главе их, не [просто] упояются вином, что можно было бы считать не тяжким грехом, но неистовствуют от вина, о чем Моисей написал в песни Второзакония: ярость змиев вино их и ярость аспидов неисцелена (Второз. 32:33), ибо они едят хлебы нечестия и упояются вином беззакония. Об этом говорит и апостол: не упивайтеся вином, в немже ест блуд (Ефес. 5:18), и в Притчах мы читаем: силнии (principes) вина да не пиют, да не забудут мудрости и право судити не возмогут (Притч. 31:4—5). Поэтому князь протягивает руку свою обольщенным им народам и вождям или льстецам и губителям, каковы были сыновья Илия и те, о которых в псалме первом (ст. 1) мы читаем: на седалищи губителей не седе и [в Притчах] говорится: изжени от сонмища губителя, и изыдет с ним прение (Притч. 22:11). Сердца их были распалены, чтобы губить (allidanm) обольщаемых ими. Ибо это означают у LXX сатагстае, которые не поднимают вверх, а сталкивают вниз (allidunm deorsum). Слова же: всю ночь Ефрем насыщался сном показывают, что еретики, предаваясь сну, не видят Солнца правды. Ибо кои спят, те спят ночью, потому что чувствительность их приостанавливается (oppressus est). О них и в Псалмах читаем: уснуша сном своим, и ничтоже обретоша (Псал. 75:6), Сердца их распаляются различными страстями: гневом, любовию, корыстолюбием, и они пожирают судей своих, то есть: или добродетели, если какие-либо из них еще остаются в их душе, или способность различения добра от зла. Или же это нужно так понимать, что вожди еретиков пожираются своими народами в том смысле, что и они сами делаются добычею тех своих сообщников, домы которых они поедают из постыдной корысти. Все князья еретиков пали; если бы даже кто-либо и взывал к Господу, нет никого, кто призывал бы имя Его; всяк бо, иже аще призовет имя Господне, спасется (Римл.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3160...

   Ст. 6. Затем видел я, и вот другой (зверь) как барс, и он имел четыре птичьих крыла на себе, и четыре головы были у зверя, и власть была дана ему.    Третье царство — македонское, о котором в (видении) истукана мы читали: чрево и бедра его из меди (гл. 2, ст. 32), сравнивается с барсом, быстрейшим зверем и δρμητικ , который быстро устремляется, чтобы проливать кровь (in sanguinem), и с прыжками бросается, чтобы умерщвлять (in mortem). И он имел четыре крыла. Ибо ничего не было быстрее победы Александра, который от Иллирии и Адриатического моря до Индийского океана и реки Ганга быстро прошел не столько среди войн, сколько среди побед, и в шесть лет подчинил себе часть Европы и всю Азию. Четырьмя головами называет тех же вождей, которые впоследствии были преемниками его царской власти, — Птоломея, Селевка, Филиппа, Антигона. Добавление же: и власть была дана ему показывает, что это было следствием не мужества Александра, а воли Господа.    Ст. 7. После сего видел я в ночном видении, и вот зверь четвертый, страшный и необыкновенный (mirabilis) и чрезвычайно сильный; от имел большие железные зубы, пожирая и сокрушая, а остатки попирая ногами своими. Четвертое царство, обладающее теперь всею землею, есть римское, о котором под образом истукана говорится: голени его железные; ноги его частию железные, частию глиняные (гл. 2, ст. 33); однако он и теперь упоминает отчасти о железе, свидетельствуя, что зубы его были железные и большие. Меня не мало удивляет то, что выше сопоставив три царства с львицею, медведем и барсом, римское царство он не сравнил ни с каким зверем. Не потому ли он умолчал об имени [зверя], чтобы представить зверя страшным и чтобы мы относили к римлянам все то, что наиболее лютого представляем себе в зверях? То, что здесь умолчано, сказано, как полагают евреи, в Псалмах: озоба ее вепрь от дубравы и удиненый дивий пояде ее (Псал. 79:14), вместо чего в еврейском стоит: все звери полевые терзали ее. Ибо мы знаем, что в одном римском государстве объединились все царства, которые прежде были разъединены. Следующие же затем слова: пожирая и сокрушая, а остатки попирая ногами своими, означают то, что все народы были или истреблены ими , или обложены податью и порабощены.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

А что орел в известное время обыкновенно лишается своих перьев, об этом пишется и в Псалтири: «Обновится старость твоя, как орла» (Псал. 102:5.); и комический писатель в комедии „Наказывающий сам себя“ (Heaumonmimorumenos) говорит: „Верно то, что обыкновенно говорят о старости орла“ (Теренц. назв. комед. действ, III, сцен. 2). Если же мы пожелаем тоже самое принять и относительно настоящего времени иудейского бедствия, то мы увидим, что от них совершенно удалилась вся благодать, которою некогда блистали они у Бога. В самом деле: где пророк? где учитель закона? где предстательство ангелов? где неожиданные (или: ожиданные) победы, одержанные малым числом людей над гораздо большим? Иерусалим, потерявший совершенно венец своей прежней славы, лишился своих волос (Ис.:33, 18; 1 Кор. I:20), и сыновья его, вопившие против Господа: «распни, распни Его» (Ин. 19:6), отведены в плен. Я прочитал в толкованиях некоего писателя, что слова: «сбрось волосы твои и обрей голову твою» в скорби о детях, твоем утешении, могут быть принимаемы и в отношении к состоянию человека, так что здесь Бог как бы говорит, обращаясь в Адаму или небесному Иерусалиму: О дух человеческий! о город, бывший некогда материю святых, бывший некогда в раю и наслаждавшийся прелестию различных дерев, и имевший драгоценнейшее украшение, теперь низверженный с высоты своей, отведенный в Вавилон и достигший места пленения, и потерявший волосы свои, обрейся и облекись во одежды покаяния; прежде витавший, как орел в вышине, оплакивай сынов своих, потомство свое, которое отведено от тебя в плен! Глава II Мих.2:1—5. Горе вам, замышляющим бесполезное и на ложах своих творящим беззаконие: при утреннем свете совершают они его, потому что рука их против Бога; и пожелали они полей — и силою отняли их, и разграбили дома, и клеветали на мужа и на дом его, на мужа и наследие его. Посему и говорит Господь так: Вот замышляю я на этот род... бедствие, от которого вы не унесете хребтов ваших и не будете выступать гордецами: ибо это время злейшее.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

На Страшном Суде мы отвечать будем не только за то, что дурного сделали, но и за то доброе, чего не сделали. Грех - он двух видов: делание зла и неделание добра (Псал. 33, 15). " " Если я не защищаю Отечество, не борюсь за русский народ, то я погибну. Одно может сделать член правительства, другое - зубной врач. Мера ответственности - разная. Разные участки фронта, разное оружие. Если ты использовал все свои возможности, то получишь награду за то, что талант свой, от Бога тебе данный, не зарыл в землю, а пустил в оборот. И, конечно, надо знать меру этих своих сил, трезво оценивать состояние своего здоровья, не брать непосильных подвигов. " Вифлеемский глас " , 3(5), март 2009 г., с. 5-6 . Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

32. Плоть похотствует на духа, а дух на плоть (Гал. 6, 17), ходящие же духом — похоти плоти не совершают. 33. Молитва не совершенна без мысленнаго взывания. Неразсеянно вопиющий ум слышит Господь. 34. Неразсеянно молящийся ум сокрушает сердце. Сердце же сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Псал. 50, 19). 35. И молитва называется добродетелию, хотя она есть мать добродетелей; ибо пораждает их чрез сочетание со Христом. 36. Что ни сделаем без молитвы и благой надежды, то после окажется вредным и (по крайней мере) несовершенным. 37. Когда услышишь, что будут последнии первии, и первии — последнии (Матф. 19, 30); то разумей сие об имеющих добродетели, и имеющих любовь. Ибо любовь хотя по порядку последняя есть из добродетелей, но по достоинству она первая из них всех, и позади себя оставляет все прежде ея родившияся. 38. Когда возьмет уныние, во время ли молитв или от многообразных стужений врага, приводи на память исход и лютыя мучения. Лучше впрочем прилепляться к Богу молитвою и упованием, чем воспоминать о внешнем, хотя бы оно было и полезное, 39. Никакая добродетель одна сама по себе не отверзает естественной нашей двери (Слич. 224 и 225 гл.), если все оне не будут последовательно зависеть одна от другой. 40. Тот невоздержник, кто питается помыслами, ибо хотя бы они были и полезны, но полезнее надежды быть не могут. 41. Всякий грех есть к смерти, коль скоро не очищен он покаянием. О нем, если и святый помолится за другаго, — услышан не будет. 42. Правильно кающийся не защитывает труда своего за прежние грехи; но умилостивляет им Бога. 43. Всякое добро, к какому способно естество наше, мы должны были делать ежедневно. Что же воздадим мы Богу за прежде наделанное зло? 44. Сколько бы мы сегодня ни приумножали добродетели, это есть лишь обличение нашего прежняго нерадения, а не воздаяние (Богу за то). 45. Сокрушающийся душевно (кто скорбит о грехах), а телесно упокоевающийся (кто тело во всем удовлетворяет), подобен телесно себя озлобляющему (кто отказывает во всем телу), а умом разсеявающемуся.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010