Вопрос 126. Как можно достигнуть того, чтобы не преодолевало сластолюбие в снедях?    Ответ. Решившись предпочтение полезного иметь всегда вождем и учителем в том, что приемлется для употребления, будет ли это приятное, или неприятное.    Вопрос 128. Кто хочет воздерживаться сверх силы, так что сие может препятствовать к исполнению положенной заповеди; тому должно ли дозволить сие?    Ответ. Вопрос, кажется мне, сделан не верно. Ибо воздержание состоит не в удалении от яств, ничего по себе не значащих, следствием которого бывает осуждаемое Апостолом «небрежении о насыщении плоти» ( Кол. 2, 23 ), но в совершенном отречении от собственных своих желаний. А сколь опасно отпадать от заповеди Господней ради собственного своего желания, сие ясно видно из слов Апостола, сказавшего: «исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева» ( Еф.2, 3 ).    Вопрос 129. Много постящийся, и делающийся чрез это неспособным при вкушении пищи переносить общие снеди, что должен лучше избрать, то ли, чтобы с братьями поститься и с ними есть, или, чтобы в следствие неумеренного поста, при вкушении пищи иметь нужду в иных снедях? Ответ. Время поста определяет не воля каждого, но потребность того, что относится к богочестию, как повествуют нам Апостольские Деяния ( Деян.10,30, 13:2–3, 14:23 ), и как научает нас избранный Давид ( Псал.34, 13 ). Посему, если кто на таком основании постится; то, конечно, удостоится и того, чтобы перенести пост. Ибо «верен Обещавший» ( Евр. 10, 23 ).    Вопрос 130. Когда бывает нужда в посте для чего-нибудь требуемого благочестием; как надобно поститься, принужденно ли, или с охотою? Ответ. Поскольку Господь говорит: «Блаженны алчущие и жаждущие правды» ( Матф.5, 6 ); то опасно без вожделения и усердия делать все, что клонится к благочестию. А потому как постящемуся неохотно делать сие не безопасно, так и поститься во время подобной нужды необходимо, потому что Апостол в числе других своих подвигов в научение наше упомянул и сей: «часто в посте» ( 2Кор.11, 27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Иерусалиме» (Ис. 52:2). И кто таков, что, после своего отрясения, удостоивается перейти к стрелам Божиим и направляется Господом против врагов, о том поется: «яко стрелы в руце силного, тако сынове оттрясеных». (Псал. 126:4). Когда ноги его, как ходящего по земле, запылятся, то он услышит от Спасителя следующие слова: «оттрясите прах ног ваших, во свидетельство им» (Матф. 10:14; Мк. 6:11), где, без сомнения, говорится о тех, кои не захотели принять проповедников. Но кто принадлежит к Ниневии, отягченной всеми вожделенными сосудами своими, тот не один раз, но часто отрясается. И когда он снова будет отрясен и поверхность его будет очищена (чтобы никакой грязи не осталось внутри), то у него появляется сыпь (ebullimio), которая в греческом тексте выразительнее называется χβρασμς, потому что χβρασμς употребляется собственно в таких случаях, когда то, что скрывалось внутри, выступает наружу. Поэтому также те прыщики, которые после болезни появляются на губах, называются χβρασματα, и считается признаком здоровья, если болезнь выходит наружу. Но не только это средство врачевания чрез частое отрясение и чрез вынуждение болезни, скрывающейся во внутренностях, выйти наружу применяется к Ниневии, но также предвозвещается сокрушение сердца и расслабление колен или чресл чтобы, подобно тому, как было сокрушено жестокое и каменное сердце фараона, имея которое он не отпускал народ Божий, так и сердце Ниневии, вследствие сокрушения, смягчилось и превратилось в плотяное и оцепеневшие колена, не сгибавшияся прежде для Бога, расслабели и преклонились пред Богом, «от которого именуется всякое отечество на небе и на земле» (Ефес. 3:15) и «преклоняется пред именем Иисуса всякое колено небесных, земных и преисподних» (Флп. 2:10), чтобы познать Творца своего и после того услышать: «укрепитеся руце ослабленыя, и колена расслабленая» утвердитесь (Ис. 35:3). «И боли», — говорит, — «во всех чреслах». Мы уже выше говорили, что чресла означают плотское соединение и что название чресл указывает на все то, что относится к смешению.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3156...

126. Если ни для обижающаго (обижать) не избыток, ни для обижаемаго (терпеть) не лишение; убо образом ходит человек, обаче всуе мятется (Псал. 38, 7). 127. Если увидишь, что кто–либо по поводу бозчестий крайне болезнует сердцем, то знай, что он наполнен помыслами тщеславия, и теперь пожинает с неудовольствием рукояти семян, которыя сам посеял в сердце. 128. Кто паче должнаго насладился телесными удовольствиями, тот отплатит за этот излишек сторичными болезнованиями. 129. Настоятель обязан говорить послушнику должное; когда же его не послушают, возвещать об имеющих постигнуть за это бедах. 130. Обиженный кем–либо и не домогающийся обижающему должнаго (возмездия), этою частию верует Христу, и сторицею приимет в веке сем и живот вечный наследует. 131. Память о Боге сопровождается болезнованием сердца о благочестии; всякий же забывающий о Боге бывает самоугодлив и безчувствен. 132. Не говори, что безстрастный не может скорбеть; ибо если не о себе, то о ближнем должен он сие делать. 133. Когда враг соберет много записей о грехах совершенных в забвении; тогда понуждает должника и не в забвении делать те же грехи, благословно злоупотребляя законом греха. 134. Если хочешь непрестанно памятовать о Боге, то не отвергай злоключений, будто неправедных, но переноси их, как праведно тебя постигающия. Ибо терпение (в таком духе) каждым случаем пробуждает память (о Боге), а отречение (отказ так терпеть) умаляет мысленное мудрование сердца (к Богу устремление пресекает, обращая к земле) и чрез отраду (что сбросил тяжесть) производит забвение. 135. Если хочешь, чтоб Господом были покрыты грехи твои, то не высказывай пред людьми, если имеешь какую добродетель. Ибо как мы поступаем с нашими добродетелями, так Бог делает с нашими грехами. 136. Скрыв добродетель, не возносись умом, как хорошо поступивший. Правда требует не только скрывать доброе, но и не думать ни о чем из запрещеннаго. 137. Не радуйся, когда сделаешь кому добро, но когда без злопамятства перенесешь последующее за тем сопротивление (от облагодетельствованнаго). Ибо как ночи следуют за днями, так и зло за добром.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

32), и так как он видел Бога, то перестал наносить обиды. Итак, как Израиль, то есть душа или человек, видящий Бога и всегда помышляющий о Боге, не может наносить обиды, так вся заносчивость и оскорбление были отвращены от Иакова, то есть от зачинателя, — от того, который, находясь еще среди борьбы, ставит преткновения врагам, Каким образом оскорбление понимается в худом смысле, это можно видеть из свидетельства Соломона, который говорит: «Око (или очи) досадителя язык неправедный» (Притч. 6:17). А каким образом в том и другом смысле оскорбление, отвращенное сначала от Израиля, было отвращено и от Иакова, это видно из следующих слов: «потому что отрясающие отрясли их, и ветви их обломали» или «истребили». Ангелы каждого, говорит, ежедневно видящие лице Отца (Матф. 18), отрясли всю пыль, приставшую к Иакову и Израилю. Поэтому и у Петра омываются ноги (Иоан. гл. 13). И чрез пророка говорится: «истряси прах и востани... Иерусалим» (Иса. 52:2). Также Спаситель повелевает ученикам: «оттрясите прах ног ваших» (Матф. 10:14). И в Псалмах написано: «яко стрелы в руце силного, тако сынове оттрясенных» (Псал. 126:4). Таким образом наклонность к оскорблению отвращена была от истинного Иакова и истинного Израиля; потому что все, что было в них земного, и вся грязь были отрясены и очищены при помощи ангелов или учителей и руководителей, отрясших не только их, но также пороки, которые привлекают чувства своею приятностию лишь в настоящее время, и рассеявших их подобно отраслям и ветвям, покрытым листьями, но не имеющим плода, согласно с словами Господа: „всякую ветвь, пребывающую во Мне и приносящую плод, Отец Мой очищает, чтобы более принесла плода, а не пребывающую во Мне и не приносящую плода Отец Мой отсечет и бросит в огонь“ (Ин. 15). Наум.2:3—7. Щит сильных его блестит, как огонь; воины... в одеждах багряных; огнем сверкают возжи колесницы в день приготовления его; а возницы погружены в сон; они смешались на дорогах; колесницы столкнулись на площадях; вид их как от светильников, как сверкающих молнии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3156...

52 Твое преподобство тогда провещал еси с негодованием ко мне, судимому от тебе и соборне испытуему. Рекл бо еси тогда: достигоше тебе, окаянне, грехи твоя, о нем же отрекся превестими священную книгу блаженнаго Феодорита. (Там же). 53 См. Истин. др. и Ист. правосл. хр. церкви, част. II, стр. 43–47. – Чит. бесед. о крестн. знамении преосв. Анатолия, арх. Могилевского в Воскр. чтении, год X, стр. 340, 341. 54 Афанасиево: боящиеся Господа и веровавшие в Онь, знамение прияша, и напечатлеюще лице свое, вне всякаго казнительнаго стужения бывают. 55 Старообрядцы под сими двумя перстами, не известно на каком основании, разумеют указательный и великостредний, хотя об этом сам Петр Дамаскин ничего не говорит. Вот все, что помещено у мит. Даниила: «Начертанием честнаго и животворящего креста отгоними суть беси и различнии недузи: вещь у всех без цены убо и без труда, и похвалу убо его кто может изчести, рече св. Ефрем. Виждь сего святаго начертания святии отцы предаша нам, насупротив глаголания к неверным еретиком. Яко два перста убо и едина рука являют распятаго Господа нашего Иисуса Христа, во двою естеству и едином составе познаваема. Десница же неизреченную силу, и одесную Отца седение возвещает, и свыше наченше, иже от небеснаго Егова к нам схождения являет. И паки от десныя страны на левую отгонати враги, являет же, яко непобедимою силою своею победи диавола Господь шуя суща, не крепка убо и мрачна». (Слич. греч. текст и перевод у преосв. Никиф. Феоток. в его ответ. стр. 126–129. Там же и сомнение о подлинности сочинений Петра Дамаскина ). 56 Феодоритовы толкования 212 и 213) писаны на пергамене, и по письму принадлежат – первый список к X, а второй к XIII в. 57 Точно так читается текст толкования 4 ст.22 псал. и в печатном издании Сирмонда (в 4 том. Париж. 1642 г.), по которому сделан русский перевод сочитнений блаж. Феодорита при Москов. духов. академии; только слово δινοιαν заменено εϑεαν δòν. 60 О подлинности свидетельства Петра Дамаскина мы говорим условно потому, что в древней греч. рукописи (XV в.) сочинений сего писатели нет ничего о крестном знамении; ибо слово его: «напоминание к своей душе» оканчивается исчислением страстей, отводящих от Бога. (См. Синод, библ. 339 лист. 172 и об). Но в русских рукописях, содержащих перевод сего слова, оно продолжается, и имеет вышеприведенный отрывок, как свидетельство о двух перстах. Замечательно, однакоже, что на Стоглавом соборе, когда был особый вопрос о крестном знамении (гл. 31:32), свидетельство Петра Дамаскина не было принято во внимание.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vinograd...

123. голос народа – голос божий. (лат.) 124. См. разбор «Денницы» в «Сыне отечества». 125. где хорошо, там и родина. (лат.) 126. «Гений есть терпение в высочайшей степени», – сказал известный Бюфон. 127. Важное сознание! прошу прислушать! 128. Историческая истина! 129. «Сын отечества», стр. 60. 130. До мизинцев ли мне? – Изд. 131. Я кончил. (лат.) 132. жеманниц. (фр.) 133. пересек. (фр.) 134. исполненный. (фр.) 135. Монтень, Вольтер, Монтескье. (фр.) 136. «Сен-Мар». (фр.) 137. «Осенние листья». (фр.) 138. Ад. (Итал.) 139. Была некогда Троя, были мы троянцы. (лат.) 140. стары как улицы. (фр.) 141. Обозрений. (англ.) 142. Книги имеют свою судьбу. (лат.) 143. См. его письмо к графу Шувалову. 144. его светлости, герцогу и т. д. (англ.) 145. г-жа Сталь. (фр.) 146. (В России несколько дворян занялись литературой). (фр.) 147. комфорт. (англ.) 148. «L’on voit certains animaux farouches, des mâles et des femelles, répandus par la campagne, noirs, livides et tout brûlés du soleil attachés à la terre qu’ils fouillent et qu’ils remuent avec une opiniâtreté invincible; ils ont comme une voix articulée, et quand ils se lèvent sur leurs pieds, ils montrent une face humaine, et en effet il sont des hommes, ils se retirent la nuit dans des tannières où ils vivent de pain noir, d’eau et de racines; ils épargnent aux autres hommes la peine de semer, de labourer et de recueillir pour vivre, et méritent ainsi de ne pas manquer de ce pain qu’ils ont somé». Les Caractères. 149. ротозей. (фр.) 150. и т. д. и т. д. 151. ополчение. (нем.) 152. и т. д. 153. А не Польшею, как еще недавно утверждали европейские журналы; но Европа в отношении к России всегда была столь же невежественна, как и неблагодарна. 154. см. перевод к стр. 26. 155. (фр.) 156. Кармартен. 157. Гордон. 158. Матф. 27, 29. 159. Евр. 6, 8. 160. Матф. 6, 6. 161. Быт. 22, 5. 162. Быт. 47; 6, 11. 163. Матф. 10; 16, 17. 164. Псал. 5, 2. 165. Матф. 18, 7. 166. На днях будет представлена на здешнем Театре его комедия «Ревизор». 167. «Век Людовика XIV». (фр.)

http://predanie.ru/book/221015-kritika-i...

Л. 126 об. Тг же слово, в. Нач. Видим же бо же прьво въ апл начахомъ глати. Сначала до слов на л. 136. аще не нкый съ небсе съше хла. мылить но на се включительно, Греческий текст сохраняется в выписках у св. Епифания р. 581–590. Но продолжение сего слова на Греческом известно только по сокращённому изложению у Фотия, где приводятся иногда и подлинные отрывки, более или менее краткие. Таковы статьи л. 152. апльскаго словеси, аще и земна намъ храмина тла разоритс, и проча (на Греч. у Комбефиза р. 320); л. 160. стин илософ (р. 324); л. 164 об. въсходщимъ въ лмн гн (р. 325). Л. 173. Начинаетс, слв г. Нач. бо велми. и к с и самъ препираю. Сие слово в переводе также читается вполне, тогда как на Греческом сохранились только отрывки его. Именно л. 177. мнение Оригена о воскресении, из толкования на Псал. 1 . (Орр. ed. Lomatzeh. Т 11. р. 387), – из опровержения этого мнения отрывки л. 178–181 об. 185 об. и 197. в выписках Фотия, у Комбефиза р. 328–336. Л. 206 об. Тог, ди; и юници. мнимй в левтиц. е пепелмъ кропхс. Нач. Б бо послно сими намъ довъловатн словесы. После продолжительного рассуждения о неизбежности и нравственной польз страданий в настоящей жизни, обращённого к некоей страждущей Килоние (л. 211. тм же бо любимаа и врнаа гн клониа. к тев бо ми е сюд слово; л. 213. об. истиною бо любимаа бога т ство аще тече т ни прилагай срца и пр.), сочинитель (л. 214 об.) занимается рассмотрением вопроса о законе Числ. 19:14–21 . касательно очищения прикасающихся к мертвецу. При этом объясняет значение и других Ветхозаветных законов, в особенности о пище. На Греческом сие слово или послание св. Мефодия вовсе неизвестно. Но подлинность его не подлежит сомнению. В нём, с самого начала, писатель указывает на свои прежние сочинения, которые несомненно принадлежат св. Мефодию. Л. 207. вси бо френопи, к подвизавшис с нами и причстившис трдом. млтвами и алчбами; колико ти ми събыс въ коемъж словеси колико л сотона по двичьства дл словеси (разумеется: «Пир десяти дев»), болти ми сътвори. колик ми пакы пакостьстввааше. не дады кончати словесе. въстави влъны ко и непрохны горы. печали рек, възвал ко и не надтис. Потом чрез несколько строк: обаче аще и толико м т печалны брь, не ставлю .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Тщание . «Христе даруй душе моей» ... «Даруй, чтоб с тщанием всегда Свой долг я исполнять старался» (С. Д. С. 114. Г. В. 40). Тщатися . «Прииди друг к Иисусу» ... «Возьми крест свой и следуй В путь узкий за Христом. Идя за Ним, не сетуй, Но тщись идти с крестом» (С. Д. С. 172. Г. В. 67, . 85). См. С. Д. С. 240. Г. В. 12, 14. Пр. Хр. 71. Упование . «Жив Христос Спаситель мой Свет души и упованье»! (Гус. 211; нов. 415. С. Д. С. 87. Г. В. 177. Пр. Хр. 46. Д. П. 30. Г. 58. См. Гус. 11, 26, 159, 171, 331. С. Д. С. 89, 96, 6, 141, 149, 246, 378. Г. В. 51, 95, 179. С. С. 24, 72, 89. Пр. Хр. 9, 34, 82. Д. П. 28, 31. Г. 22, 27, 35, 21, 26, 28. Уповать . « Bc е к труду»! ... Бодрствуй и молись! Уповай, трудись, Доколе наш Господь придет»! (Гус. 335; нов. 332. С. Д. С. 76, 44). См. Гус. 284, 329, 469. С. Д/С. 23, 28, 116, 126, 233, 261, 265, 367, 369. Г. В.2, 18,42, 51. С. С. 53. Пр. Хр. 9. Д. П. 37. Г. 5, 36, 37, псал. 90. Узы . «Когда я слышу о Христе» ... «О как несчастлив был бы я, Когда б не Ты от уз Грех освободил меня, Спаситель мой Иисус»! (Гус. 109, нов. –195. С. Д. С. 50. Г. В. 202. С. С. 92. Д. П. 88). Хощу . «От сна я, вставши, пред Тобой» ... «Пошли мне Духа благодать Ходить в Твоей тропе А коль мне схощешь жизнь прервать, Прими мой дух к Себе»! (Г. В. 193. Д. П. 64). Чадо . «О если б тысячью устами» ... Кто с чудной благостью, с терпением Мой путь ко благу направлял? Кто все грехи покрыл прощеньем И чадом Божиим назвал»? (Гус. 80, нов. –148. С Д. С. 39, Г. В. 26. С. С. 7. П. С. 12. Пр. Хр. 90. Д. П. 22. Г. 60. 56). См. Гус. 112. 157, 178. С. Д. С. 53, 58, 70, 120, 148, 217, 241, 247, 260, 284, 312. Г. В. 45, 103, 141. Пр. Хр. 52, 79, Д. П. 42, 79, 90. Г. 3, 12, 13, 29, 35, 49. Чаю . «Что нам дает блаженство и покой» ? ... «Господь наш Бог, к Тебе идем с мольбою; Будь Ты один путь жизни и спасенья Чтоб человек не чаял избавленья Заслугой дел; за гордою мечтой Погибель, смерть (Гус. 255, нов. –96. С. Д. С. 199. Г. В. 11. Пр. Хр. 75). См. С. Д. С. 138, 325. Г. 39. 52.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Но постоянные занятия этими трудами оказались для блаженного препятствием к посещению учрежденных в церкви собраний, и случалось иногда, что он не поспевал к священному единению братий, сообща воспевающих божество; однако кто, прибывши прежде его в церковь, мог бы с Давидом сказать: «отворите мне врата правды» (Псал. 117:19); вошедши в них, исповедаюсь Господу и в церквах прославлю Тебя, Господи, «вечером и утром и в полдень поведаю и возвещу» (Псал. 54:18), чудеса Твои; «и семикратно в день прославляю Тебя» (Псал. 118:164), и «весь день я... простирал к Тебе руки мои» (Псал. 87:10). Ибо и он сам (Мелетий) выполнял определенное для каждого время и сверх того за все во всякое время благодарил Господа. Но какой список достойно исчислит особенные его труды, которые он переносил, уходя в клеть свою и запираясь от внешнего шума, и моляся к Отцу, видящему тайное, исчислит его бдения, псалмопения, неутомимые стояния, коленопреклонения, превышающие всякое число, биения в грудь, источники слез, продолжающиеся иногда целую ночь, и другое таинственное деяние добродетели? Ему приличествовало и сие Давидово возглашение: «в полночь вставал славословить Тебя за праведные суды Твои» (Псал. 118:62), и еще: «предваряю рассвет и взываю, на слово Твое уповаю, очи мои предваряют утреннюю стражу, чтобы мне углубляться в слово Твое» (Псал. 118:147—148); а еще приличнее мог бы он произнесть, говоря, что и целые ночи, на равне со днями, я провел во бдении; присоединив к тому следующее: «я изнемог от вопля, засохла гортань моя» (Псал. 68:4), «от голоса стенания моего кости мои прильнули к плоти моей, я уподобился пеликану в пустыне; не сплю и сижу, как одинокая птица на кровле, и я стал как филин на развалинах» (Псал. 101:6—8) и «душа моя повержена в прах» (Псал. 118:25) склоняясь в молитве вместе с телом и смиряясь под крепкую руку Господа... Другие же слова: «каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постелю мою» (Псал. 6:7), не знаю, как ему присвоить, разве только за постель и кровать прямо поверженную на земле циновку, на которую он склонялся после величайшего и уже более невыносимого труда, давая отдых утомленному телу, и кратким послаблением, как раскаленное железо водою, закаляя к новым опять трудам и поту.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

α) Вся жизнь Давида была одной великой борьбой с внешними и внутренними врагами, несмотря на его божественное избрание и помазание через славного уже в то время пророка Самуила ( 1Сам. 16:13  сн. Псал. 88:21 ; Деян. 13:22 ) и несмотря даже на могущество руки его, неопускавшейся перед львами и медведями и не трепетавшей от встречи с исполином Голиафом ( 1Сам. 17 ). Больше страданий, чем радости испытал тот, кто излил от глубины сердца своего все изречения Псалма 22 (русск. и слав. 21) вплоть до стиха 22, после которого уже начинают в сознании страждущего всплывать некоторые более отрадные для него представления о спасении, – и страждующий праведник даже переживает душой своей сам момент избавления от страданий, когда, сказав: «боящиеся Господа! Восхвалите Его. Все семя Иакова! прославь Его! Затем добавляет: «Ибо он не призрел и не пренебрег скорби страждущего, и не скрыл от него лица Своего, но услышал его, когда сей воззвал к Нему» (ст. 24, 25). Этот псалом, в котором нельзя не видеть отражения действительных отношений жизни Давида, есть в то же время дивное предуказание обстоятельств уничиженного состояния новозаветного «Праведника» (Выраж. Деян. 7:52  сн. 3:14) Это – α) праведник, оставленный всеми ( Псал. 21:12  сл. 68:21) даже до известной степени Самим Богом ( Псал. 21:2 , сл. Мф. 27:46 и пар. а между тем, у которого «ненавидевших его было больше, нежели волос на голове его» ( Псал. 68:5 ), и притом ненавидевших безвинно (сл. Псал. 68:5  и Ин. 15:25 ), но которые во вражде своей на него готовы были излить яд аспидов с губ своих ( Псал. 139:4  и сл. Рим. 3:13 ); β) Праведник, не только покинутый всеми сторонними, так что он ждал сострадания, но не было его, – утешителей, но не находил их» ( Псал. 68:21  сн. Псал. 21:12 ), но даже и со стороны друзей своих, от которых ему можно было бы ожидать сострадания и помощи, он не только не находил этого, а, напротив, и они на него же восстают: «человек мирный со мною», говорит Праведник, «на которого я полагался, который ел хлеб мой, поднял на меня пяту» ( Псал. 40:10  сл. Ин. 13:18 ) 352 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010