и лат. оригиналам, поэтому от слав. отступаем. 119. Слав. ед. ч. мышцу соотв. по гр. мн. ч. τος βραχονας. 120. Пуская вредоносные стрелы языком своим. Псал. 139:3. 121. Гр. δι παιδευσαν — невоспитанность, слав. ненаказания. 122. Гр. ες κλπον — слав. в недре. 123. Слав. непроходима соотв. βατος в лук. и исих. спп., альд. изд., у Феод., а в алекс., ват. и др. нет. 124. Евреи будут преданы конечному запустению, обратится их царство в непроходимую землю, а враг, подобно орлу, налетит на дом Господень (Иез. 17:3). Феодорит. 125. По гр. ξθρν κατεδωξαν — слав. врага прогнаша. Но καταδιχω значит: следовать за кем-либо (Быт. 31:36). Здесь это значение уместно: следовали враждебным советам и делам. 126. νεμφθορα — безплодное невсхожее семя. 127. Ατ, т. е. νεμφθορα — посев; одинаково погибнут: и севцы — Израильтяне, и посев — идолопоклонство. 128. Гр. δραγμα — слав. рукоять, что берется рукою жнеца — сноп. 129. Так как колосья в нем пустые, без зерна. 130. «Я насадил Израиля, а он себе приписывает блогосостояние и процветание». Феодорит. 131. Не насытился благами, а желал большого. Феодорит. 132. «Во вражеской стране». Феодорит. 133. Во время плена будут лишены царя и князей. Срав. 3, 4. 134. Слав. мн. ч. грехи соотв. μαρτας — ват., text. rec., а в алекс. ед. ч. μαρταν. 135. Т. е. идольские. Феодорит. 136. Гр. καταγραψω — слав. впишу, но по дальнейшему глаг. λογσθησαν — нужно признать прош. временем. Так понимают толковники и евр. т. и вульгату, где тоже буд. вр. стоит. Knabenbauer, 1. c. 1, 114—115 pp. Keil, 1. с. 83 s. В рус. синод. написал. 137. Гр. πλθος κα τ νμιμα — букв. множество и законы. 138. Данные Богом законы об истинных жертвах и жертвенниках изменены в языческие любимые законы и для любимых жертвенников идольских. 139. Священныя, остатки от жертв. 140. Гр. τεμνη — слав. требища, рощи и кумирни, посвященные языческим богам. 141. Слав. Господа соотв. Κυρου в 22, 36, 42, 51, 62, 68, 86, 87, 97, 147, 310, у Феоф., а в алекс., ват. и др.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

45:2). И еще: «ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его и избавит их» (Пс. 33:8). И: «надеющиися на Господа, яко гора Сион, не подвижится в век живый во Иерусалиме» (Пс. 124:1). Итак, если мы имеем страх Божий, то не убоимся врагов наших. Но будем обращать внимание на то, что никто и никогда не может взять крепости, лишь бы только не оскудевали там хлеб и вода. Что же это значит но отношению к нам? Означает слезы и слово Божие, которыми питается и спасается душа; если же в них будет оскудение, то и душа растлевается и делается пленницею. Итак, «Слово Христово, — как написано, — да вселяется в вас богатно» (Кол. 3:16), и слезы да не оскудевают у вас. Но бывает предательство, как говорят, и извнутри. И это опять на что нам указывает? Не на другое что, как только на живущие в нас страсти, т. е., на волю плоти и худые помыслы, которые, подобно злым предателям, выходят из сердца, отверзают дверь и дают вход супостатам и убийцам бесам. Эти помыслы должно отгонять, и со всякою тщательностию блюстись, дабы не был пленен град наш, т. е., душа наша. И не будем увлекаться грехом и порабощаться злыми страстями, но пребудем в добродетели, для которой и созданы мы, во славу создавшего нас Бога, и в похвалу мне грешному в день Христов. Так как я вчера прогневался на вас за пение, то ныне прошу и умоляю вас петь чинно и правильно, а не просто и как случится, бесчинно. Это оскорбляет не меня только грешного, но и Духа Святого, ибо Он повелевает петь разумно и чинно. Певцы на клиросах должны соблюдать то, чтобы один клирос не начинал стиха пока не совершится и не окончится тропарь, который поется на другом клиросе, и чтобы петь ни громко, ни тихо, не слишком протяжно и не скоро. А так как приключается леность и немощь, а часто и уныние, то пусть один другому помогает, но чин пусть строго соблюдается. Если и в других делах благочиние похвально, тем более беседа с Богом должна быть не с бесчинием, а со вниманием, хранением и сладостию; ибо сказано: «коль сладка гортани моему словеса Твоя: паче медом устом моим» (Псал.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2871...

Псал.124 , [ст.1–2]. Надеющийся на Господа, как гора Сион… Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек. Какое прекрасное сопоставление: около жителей Иерусалима горы и Господь около них. [Ст.3]. Ибо не оставит [Господь] жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простерли рук своих к беззаконию (о Промысле). Жезл – символ власти; значит, не подчинит надолго праведников власти грешников, чтобы праведники, смотря на худой пример их, сами не сделались беззаконниками. 125 псал. О радости после пленения сынов Израилевых. 126 псал., [ст.1]. Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж. Над всем Господня власть и помощь. 3 ст. Вот наследие от Господа: дети [слав.: достояние Господне сынове]; награда от Него – плод чрева. Дети – собственность Божия, а не наша. Псал. 127 . Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его! Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе! Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей: так благословится человек, боящийся Господа! Благословит тебя Господь с Сиона, и увидишь благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей; увидишь сыновей у сыновей твоих. Мир на Израиля! Как это хорошо можно приложить к некоторым благочестивым семействам у нас! Псал.128 , [ст. 3–4]. На хребте моем орали оратаи, проводили длинные борозды свои. Но Господь праведен: Он рассек узы нечестивых [слав.: на хребте моем делаша грешницы, продолжиша беззаконие свое. Господь праведен ссече выя грешников]. Как негодные дерева, Господь часто посекает нечестивых в раннюю пору их жизни. Псал. 129 , [ст. 1–2]. Из глубины воззвах к Тебе, Господи: Господи, услыши глас мой. Да будут уши твои внемлюще гласу моления моего (то же, что и в первом стихе). И ты молись непременно из глубины души, если хочешь, чтобы Господь слышал тебя, а не поверхностно, с рассеянием. Псал. 130 , [ст. 1–2]. Господи! не надмевалось сердце мое и не возносились очи мои… Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди [слав.: аще не смиреномудрствовах, но вознесох душу мою, яко отдоеное на матерь свою, тако воздаси на душу мою (как плод, исчадие души моей, воздай мне на мучение мне гордость мою)]. 3 ст. Да уповает Израиль (христианин) на Господа отныне и вовек. Никто не колеблись в надежде: надейся до конца.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

119. Кто ненавидит страсти, тот отсекает и причины их; а кто пребывает с производящими их причинами, тот и нехотя бывает борим от страстей. 120. Когда мы подлежим действию злых помыслов, то должны обвинять самих себя, а не прародительский грех. 121. Корни помыслов суть явные пороки, которые мы руками, и ногами и устами защищаем всегда. 122. Невозможно, чтобы тот преклонялся к страсти в мысли, кто не любит причин ее. 123. Ибо кто, презирая посрамление, предается тщеславию? Или кто, любя уничижение, смущается безчестием? Кто же, имея сердце сокрушенное и смиренное, примет плотскую сласть? Или кто, веруя Христу, заботится о временном, или ссорится за оное? 124. Кто, будучи презираем кем-либо, ни словом, ни мыслию не ссорится с презирающим его; тот приобрел истинное ведение и являет твердую веру Владыке. 125. Лживи сынове человечестии в мерилех, еже неправдовати (Псал. 61,10); тогда как Бог каждому готовит то, что ему следует по правде. 126. Если ни обижающему нет приобретения, ни обижаемому - лишения; образом убо ходит человек, обаче всуе мятется (Псал. 38,7). 127. Если увидишь, что кто-либо, находясь в многоразличном безчестии, скорбит о сем; то знай, что он, насытившись помыслами тщеславия, с неприятностию пожинает снопы сердечных семян. 128. Насладившийся телесными удовольствиями более надлежащего, вознаградит избыток их сторичными скорбями. 129. Начальник обязан говорить послушнику должное; а когда он ослушается его, то предвозвещать ему скорби, которые за сие посылаются. 130. Обижаемый кем-либо, и не взыскивающий с обижающего его: этой частию верует Христу, и сторично получит за сие в сем веке и жизнь вечную наследует. 131. Память Божия есть болезнование сердца о благочестии; всякий же забывающий Бога бывает сластолюбив и безчувствен. 132. Не говори, что безстрастный не может скорбеть. Ибо ежели не осебе, то о ближнем он должен сие делать. 133. Когда враг соберет много записей о грехах, совершенных в забвении; тогда понуждает должника и не в забвении делать их, как бы уже по праву, пользуясь законом греховным.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/620/...

124. Кто, будучи презираем кем–либо, ни словом, ни мыслию не ссорится с презирающим его; тот приобрел истинное ведение и являет твердую веру Владыке. 125. «Лживи сынове человечестии в мерилех, еже неправдовати» (Псал.61,10); тогда как Бог каждому готовит то, что ему следует по правде. 126. Если ни обижающему нет приобретения, ни обижаемому — лишения; «образом убо ходит человек, обаче всуе мятется» (Псал.38,7). 127. Если увидишь, что кто–либо, находясь в многоразличном бесчестии, скорбит о сем; то знай, что он, насытившись помыслами тщеславия, с неприятностью пожинает снопы сердечных семян. 128. Насладившийся телесными удовольствиями более надлежащего, вознаградит избыток их сторичными скорбями. 129. Начальник обязан говорить послушнику должное; а когда он ослушается его, то предвозвещать ему скорби, которые за сие посылаются. 130. Обижаемый кем–либо, и не взыскивающий с обижающего его: этой частью верует Христу, и сторично получит за сие в сем веке и жизнь вечную наследует. 131. Память Божия есть болезнование сердца о благочестии; всякий же забывающий Бога бывает сластолюбив и бесчувствен. 132. Не говори, что бесстрастный не может скорбеть. Ибо ежели не о себе, то о ближнем он должен сие делать. 133. Когда враг соберет много записей о грехах, совершенных в забвении; тогда понуждает должника и не в забвении делать их, как бы уже по праву, пользуясь законом греховным. 134. Если хочешь непрестанно памятовать о Боге, то не отвергай злоключений, как несправедливо находящих; но переноси оные, как справедливо (тебя) постигающие. Ибо терпение оных при каждом случае пробуждает память, а отвержение их (злоключений) ослабляет умственное рассуждение, и чрез послабление (телу) производит забвение. 135. Если хочешь, чтобы Господь покрыл грехи твои, то не выказывай людям добродетель, если какую имеешь. Ибо как мы поступаем в отношении наших добродетелей, так Бог делает с нашими грехами. 136. Скрыв добродетель, не возносись, как бы совершающий правду. Ибо правда не в том только состоит, чтобы скрывать добрые дела, но и в том, чтобы не мыслить ни о чем запрещенном.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

119. Кто ненавидит страсти, тот отсекает и причины их, а расположенный к сим причинам и нехотя борим бывает страстями. 120. Когда действуют в вас злые помыслы, будем обвинять в том самих себя, а не прародительский грех. 121. Корни помыслов суть явные грехи, которые каждый из нас совершает руками, ногами, устами. 122. Невозможно, чтобы тот собеседовал со страстью в уме, кто ненавидит причины ее. 123. Кто станет беседовать с тщеславием, если он презирает посрамление? Кто будет смущаться бесчестием, если он любит уничижение? Кто согласится на угодие плоти, если он имеет сердце сокрушенное и смиренное? Кто станет заботиться о привременном или вести из-за него войну, если он верует во Христа? 124. Отметаемый кем-либо, и ни словом, ни мыслью не вступающий в прю с отметающим, приобрел истинное ведение и являет твердую веру Владыке. 125. «Лживи сынове человечестии в мерилех, еже не правдовати» ( Псал. 61, 10 ), тогда как Бог для каждого бережет то, чего он по правде достоин. 126. Если ни для обижающего (обижать) не избыток, ни для обижаемого (терпеть) не лишение, «убо образом ходит человек, обаче всуе мятется» ( Псал. 38, 7 ). 127. Если увидишь, что кто-либо по поводу бесчестий крайне болезнует сердцем, то знай, что он наполнен помыслами тщеславия и теперь пожинает с неудовольствием рукояти семян, которые сам посеял в сердце. 128. Кто паче должного насладился телесными удовольствиями, тот отплатит за этот излишек сторичными болезнованиями. 129. Настоятель обязан говорить послушнику должное, когда же его не послушают, возвещать об имеющих постигнуть за это бедах. 130. Обиженные кем-либо и не домогающийся обижающему должного (возмездия), этой частью верует Христу и сторицею приимет в веке сем, и живот вечный наследует. 131. Память о Боге сопровождается болезнованием сердца о благочестии, всякий же забывающий о Боге бывает самоугодлив и бесчувствен. 132. Не говори, что бесстрастный не может скорбеть, ибо если не о себе, то о ближнем должен он сие делать. 133. Когда враг соберет много записей о грехах совершенных в забвении, тогда понуждает должника и не в забвении делать те же грехи, благословно злоупотребляя законом греха.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Начнём с внешней стороны рукописи. Она писана на пергаменте, уставом в четверть, тетрадями по восемь листов в каждой, но теперь несколько тетрадей в начале утрачено, да и не каждая из оставшихся сохранилась в полном числе листов. Каждую тетрадь писец перемечал цифрой, которая показывала порядок и число их. Судя по тому, что теперь на первом листе стоит буква « и» (8) можно догадываться, что утрачено семь предшествующих тетрадей или 56 листов. Всех тетрадей теперь 17 и ещё один лист. При полном числе листов в каждой, рукопись должна была бы состоять из 137 листов, но против этого счёта недостаёт 10 листов, утерянных в разных местах, так что некоторые тетради состоят только из 6 и 7 листов. В дополнение внешней физиономии рукописи нужно прибавить, что пергамент в некоторых местах, бывших чаще в употреблении, обветшал, чернила на некоторых листах вылиняли от времени или вытерты, а в других подновлены по старому тексту. Единство почерка выдержано везде и обличает руку одного писца, который на обороте 124 листа оставил своё имя в разобранной Срезневским глаголической записи: «Михаил псал, Микоуле», а на 44 листе записал: «Микоулины книгы». Этому же неизвестному труженику принадлежат несколько заметок на полях рукописи, проскользавших по местам во время занятий списывания. Так в одном месте он пишет: «Господи помилуй», в другом сопровождает припев: «судье праведный» припиской на поле: «того бо ся и бой о душе». Писец типографского устава, как видно, обладал не одними каллиграфическими способностями, но был в то же время рисовальщиком, и его перу принадлежат несколько миниатюр, помещённых на полях рукописи. Эти рисунки, при всей бедности технического исполнения, сделанные пером от руки, ценны уже по тому одному, что принадлежат к числу немногих древнейших образчиков нашей миниатюры и могут соперничать, конечно, по времени, но не по исполнению, с известными миниатюрами Святославова изборника. Некоторые из них имеют отношение к тексту рукописи и составляют его художественную иллюстрацию, другие же, а таких гораздо больше, – по-видимому, стоят вне связи с содержанием текста и имеют одно декоративное значение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Но повиноваться начальству должно не только потому, что оно установлено Богом и что не повинующиеся власти грех приемлют ( Puм. XIII, 22 ) и навлекают на себя гнев начальника, который не напрасно меч носит, но и по совести и по сознанию долга. В самом деле, правители народные – величайшие благодетели для подчиненных им людей, как потому, что ведут последних к вечному спасению, так и потому, что устрояют общественный порядок и благосостояние, удовлетворяют всем потребностям народным. Всем и каждому известно, что с ослаблением правительственной власти все приходит в расстройство; «при недостатке попечения падает народ» ( Npumч. XI, 14 ); «ни город, ни село, ни дом, ни торжище, ни другое что устоит, – рассуждает св. Златоуст, – но все будет уничтожено сильнейшим, немощнейших пожирающим». Итак мы уже для того должны повиноваться своим начальникам и беспрекословно исполнять возлагаемые ими на нас обязанности, чтобы собственная совесть наша не укоряла нас в гнусной неблагодарности своим благодетелям; покорности от нас требует простое чувство честности и справедливости. Правительство ограждает нас от внешних и внутренних врагов, оберегает нашу личность, охраняет собственность, устрояет наше личное благосостояние. Поэтому и мы с своей стороны обязаны платить хотя малою долею того, что оно дает нам: заботиться о целости, крепости и благосостоянии государства; верно выполнять обязанности, возлагаемые на нас теми званиями и служениями, в которые мы поставлены Промыслом Божиим, и воздавать, по слову апостола, «всем должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь» ( Puмл. XIII, 7 ). «Безчисленные блага, – замечает святитель Златоуст, – бывают от властей земных, поэтому, если бы и гнев какой последовал от начальника на преступающего закон, и в таком случае должно оказывать повиновение, дабы не оказаться бессовестным и неблагодарным пред благодетелем» (Беседа 23-я на Римл.). б) Истинные христиане издревле были непоколебимо верны всякому царю, «как второму по Боге и высшему над всеми и меньшему единого истинного Бога» (Терт. к Скапулу гл. 2); безусловно покорялись и всем поставленным от царя начальникам. «В чем мы, христиане, не повиновались земным властям? – спрашивал св. Иустин мученик от лица всех христиан у своих властелинов гонителей. – Мы первые из всех стараемся платить подати, как нам заповедано Иисусом Христом. Мы покланяемся единому Богу, а вам с радостию служим и вместе молимся за царей» (Аполог.). И подлинно, помимо одной религии, в которой совесть первенствующих христиан никогда не позволяла им соединиться с злочестивыми язычниками, во всем остальном они беспрекословно повиновались своим повелителям. Когда, наприм., богоотступник Юлиан повелевал «принести жертву идолам», христиане отказывались; а когда говорил: «ступайте – сражайтесь», они немедленно исполняли приказание царя (Август. на псал. 124).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Теперь истолкуем каждое из имен, следуя таинственному смыслу, и при помощи Господа изъясним в частности то, что считаем нужным. Ефалон означает колыбель скорби, Садада — бок (latus) его, — разумей а latere (от слова бок), а не а latitudine (от слова широкий); Емаф — ярость, которая по-гречески называется χο’λος; Берота — колодези; Саварим — обход гор, Дамаск — кровь вретища и целования или чаши. Дом же или двор Тикон Симмах переводит двор средний, который простирается до границ Аврана, следовательно Тикон означает средину; Авран, который LXX на греческий язык перевели чрез Аврантиду, — гнев. Асер же Енон, соотавляющий границу с Дамаском, на нашем языке называется двор источника. Таким образом северная сторона начинается от моря великого чрез Ефалон, означающий колыбель скорби, и чрез покаяние достигает Садады, где происходит уклонение сбоку [то есть в стороны]. Ибо мы понимаем грозящий нам Емаф, то есть гнев Божий, или, когда мы познаем Емаф, как истину, то открываются для нас колодези Берота, ископанные праотцами (principes), Авраамом, Исааком и Иаковом, и чрез долгий обход достигаем гор Саварим, находящихся между Дамаском, то есть кровию власяницы, и границею Емафа, [то есть], как выше мы сказали, истины. Ибо как чрез скорбь мы отвращаем грозящие нам бедствия и уклоняемся в сторону; так после крови и власяницы кровавой жизни, прежде чем достигнуть границ Емафа, мы делаем обход и достигаем гор, о которых написано: горы окрест его и Господь окрест людей Своих (Псал. 124:2). Это место называется двор Тикон, то есть двор средний, как перевел Симмах, на границах Аврана, что означает гнев, и вместе с пророком мы можем сказать: гнев Господень стерплю, яко согреших Ему (Мих. 7:9). И от моря до границ Дамаска, в котором и апостол Павел после иудейской ярости и пролития церковной крови узрел при слепоте свете и, приняв власяницу старого преследования, проповедал евангелие, чтобы прибыть во двор вечного источника и, быв прежде на севере, достигнуть области истины. Ст. 18. Далее восточная сторона между Авраном, и между Дамаском, и между Галаадом и между землею Израильскою; Иордан разграничивает [ее]; до моря восточного измерьте восточную сторону.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Во-вторых, в учении о мытарствах говорится, что, по разлучении от тела, душа человека, совершая свой путь в высший мир чрез воздушные пространства, постоянно встречает здесь падших духов. И слово Божье свидетельствует, что воздух как бы наполнен духами злобы поднебесной ( Ефес. 6:12 ), – наполнен, разумеется, не телесно, или вещественно, а духовно 123 , что князь их есть князь власти воздушной ( Ефес. 2:2 ) и что следовательно душа человеческая, едва только исходит из тела, неизбежно вступает в их область. В-третьих, учение о мытарствах говорит, что эти темные духи, как мытари – истязатели, останавливают душу во время пути ее к небу на разных мытарствах, припоминают ей постепенно разные виды ее грехов и всячески стараются осудить ее, между тем как добрые ангелы, сопутствующие душе, в тоже время припоминают противоположные грехам добрые дела ее и заботятся об оправдании ее. Такая деятельность духов злобы очень естественна: они не могут не знать и не помнить всех наших грехов, не могут не употреблять, при представляющемся случае, всех усилий, чтобы осудить нас, когда, по учению Свящ. Писания, они суть постоянные наши искусители и соучастники во всех наших беззакониях ( 1Сол. 3:5 , 1Ин. 3:8 ) и стремятся к одной пели – лишить нас вечного спасения ( Лук. 8:2 , 1Петр. 5:8 ). Столько же естественна и благотворная для нас деятельность добрых ангелов, которые, будучи нашими наставниками во всяком добре и руководителями к вечному спасению ( Евр. 1:14 ), без сомнения, и знают наши добрые дела, и, по любви своей, не могут не содействовать нашему оправданию. Наконец, в четвертых, в учении о мытарствах представляется, что Бог не Сам непосредственно творит суд частный над душою человека, по разлучении ее с телом, а попускает истязать ее духам злобы, как бы орудиям Своего грозного правосудия, и вместе с тем употребляет в орудия Своей благости ангелов добрых. Но если и при кончине мира, когда Господь явится во всей славе Своей, чтобы судить живых и мертвых, Он не Сам непосредственно будет совершать все, относящееся к суду, а пошлет ангелов Своих, которые соберут из царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную ( Мф. 13:41, 42 ; см. 24:31), – что удивительного, если и суд частный Он совершает не непосредственно, а чрез духов Ему служебных, разумеется, присутствуя при этом невидимо и Сам, как вездесущий. Равным образом, если известно, что до всеобщего суда, когда и падшие духи получат окончательно мзду свою ( Иуд. 6 ), Бог попускает им вообще действовать против человека ( Иов. 1:12 , 1Петр. 5:9 ) и иногда употребляет их еще на земле в орудия Своего праведного гнева против грешников, как ангелов лютых Псал. (77:49, 1Кор. 5:5 ), – что удивительного, если Он попускает им быть такими же орудиями правды Его и во время частного суда над душами человеческими, употребляя в тоже время орудиями благости Своей ангелов добрых 124 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010