СТАВРОФИЛА. Это высокая и Апостольского достоинства степень, о коей, думаю, возвещал св. Апостол Павел, говоря, «как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне» (1Кор.4:13). По мнению мирских Апостолы были таковы, что мир, избавившись от них, как будто избавился от непотребного сора, и они для него были столь излишни, и ни для какой человеческой пользы непотребны, как прах, всеми попираемый.    АНГЕЛ. Поистине так! И не одни Апостолы, но и все желающие служить Богу, бывают презираемы и ненавидимы миром. Издревле еще слышались воздыхания рабов Божиих: «помилуй нас, Господи, помилуй нас, — вопияли они, — ибо довольно мы насыщены презрением; довольно насыщена душа наша поношением от надменных и уничижением от гордых» (Псал.122:3, 4). Но чтобы всех верных рабов Своих укрепить и возвеселить, Господь Иисус Христос, отходя от мира к Отцу Своему, сказал им: «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин. 15:18—19).    СТАВРОФИЛА. О какое благо, возненавидеть совершенною ненавистью этот мир немирный, ненавидящий избранников Божиих! Как сладостно распять себе мир, и распяться миру. Умоляю тебя, открой мне высшее побуждение к сему распятию, дабы, возбужденная им, я совершеннее возжелала и возмогла достигнуть сего.    АНГЕЛ. Насколько ты духовно будешь разуметь Премудрость Божию, которою все сотворено, настолько будешь удаляться от похотей плотских, чтобы почитая мир для себя мертвым, и сама ты умерла миру; тогда можешь сказать: «Для меня мир распят, и я для мира». Ибо никто, уразумевающий Премудрость Божию не может жить для мира. Она есть образ, восхищающий к вожделению своему всякую разумную душу, которая настолько исполняется Божественным желанием, насколько она чиста; настолько достигает совершенной чистоты, насколько восходит к духовному, и настолько возрастает в духовном, насколько умирает всему плотскому (Бл. Августин, Слово 2 о Святой Троице). Сказанного мною довольно для утверждения тебя, чтобы не сообразоваться миру сему, и ничего в нем не искать.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3305...

117. Алчущему Христа–ради бывает она пищею, жаждущему — сладким питием, зябнущему одеждою, труждающемуся успокоением, молящемуся — извещением (что молитва услышана), плачущему — утешением. 118. Итак, когда услышишь слова Писания о Святом Духе, что Он седе на едином коемждо из Апостолов (Деян. 2, 3), или что Он взыде на Пророка (1 Цар. 10, 10), или что Он действует (1 Кор. 12, 11), бывает оскорбляем (Ефес. 4, 30), угашаем (1 Сол. 5, 19), раздражается (Деян. 17, 16); также, что одни имеют начаток Духа (Римл. 8, 23), другие же исполнены Духа Святаго (Деян. 2, 4): то не думай так о Духе, будто в Нем бывает какое раздробление, или преложение, или изменение; но веруй, как прежде сказали мы, что Он непреложен, неизменен и всемогущ. Посему и в воздействиях Своих, Он и пребывает одним и тем же, и всякому боголепно уделяет подобающее. Он подобно солнцу, всецело излился на крещенных, но каждый из нас просвещается по той мере, как возненавидев омрачающия его страсти, истребляет их в себе; а на сколько оказывается любящим их, на столько помрачается. 119. Кто ненавидит страсти, тот отсекает и причины их; а расположенный к сим причинам и нехотя борим бывает страстями. 120. Когда действуют в вас злые помыслы, будем обвинять в том самих себя, а не прародительский грех. 121. Корни помыслов суть явные грехи, которые каждый из нас совершает руками, ногами, устами. 122. Невозможно, чтобы тот собеседовал со страстию в уме, кто ненавидит причины ея. 123. Кто станет беседовать с тщеславием, если он презирает посрамление? Кто будет смущаться безчестием, если он любит уничижение? Кто согласится на угодие плоти, если он имеет сердце сокрушенное и смиренное? Кто станет заботиться о привременном, или вести из–за него войну, если он верует во Христа? 124. Отметаемый кем–либо, и ни словом, ни мыслию но вступающий в прю с отметающим, приобрел истинное ведение, и являет твердую веру Владыке. 125. Лживи сынове человечестии в мерилех, еже неправдовати (Псал. 61, 10), тогда как Бог для каждаго бережет то, чего он по правде достоин.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Тогда Марфа сказала: " о, воевода, смерть за Христа не есть смерть, а есть жизнь вечная! " Мария сказала то же; то же еще сказал и бывший там молодой инок Карион. Воевода тут уже разгневался и приказал повесить их на трех крестах. Повеление было исполнено. Так как в то время у мучителей был обычай, через некоторое время страдание казнимых на крестах, отсекать им головы, то Мария, видя приближение этого последнего страдания, сказала исполнителю казни: " потерпи немного на нас и дай нам возслать последние песнопения наши к Богу " . Исполнитель казни согласился. Тогда с крестов послышался голос: к Тебе возвели мы очи свои, живущий на небесах! Вот, как очи рабов обращены ни руку господ их, как очи рабы - на руку госпожи ее; так очи наши к Господу Богу нашему, доколе, Он помилует нас. Помилуй нас, Господи, помилуй нас (Псал. 122, 1-4). По окончании пения, Марфа сказала: " если кто из братьев наших хочет проститься с нами, пусть придет и простится, а то скоро мы будем в Иерусалиме небесном. " Собравшиеся христиане простились со страдальцами, затем, исполнитель казни отсек им главы и они, сказано, " предаша в руце Господеви души своя с веселием. " Смотрите же: значит, смерть вышеупомянутым святым была нестрашна, когда они сами искали ее: значит, смерть для них была вожделенна, когда они называли ее не смертно, а жизнью вечною. Значит, смерть для них была радостна, когда, как сказано, после ужасных страданий от пригвождения ко кресту, они предали души свои Господу с веселием. Да, подлинно смерть была для них нестрашна, ибо они исполнены были святости и, так сказать, дышали ею. И этот пример спокойного, радостного отношения к смерти у Святых не единственный. Послушайте, что еще говорит про себя святый апостол Павел: для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение... имею желание разрешиться и быть со Христом (Фил. 1, 21 и 23). Так вот как, братья, святые смотрели на смерть; так она для них была радостна! Будет и для нас она таковою же, если мы в жизни потецем вслед их. Будем подражать Святым, будем отставать от грехов, будем омывать их слезами покаяния, будем жить в Боге и для Бога и тогда и мы при смерти примем дерзновение и воскликнем вместе с Давидом: аще и пойду посреди сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси (Пс.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/121/...

119. Кто ненавидит страсти, тот отсекает и причины их; а кто пребывает с производящими их причинами, тот и нехотя бывает борим от страстей. 120. Когда мы подлежим действию злых помыслов, то должны обвинять самих себя, а не прародительский грех. 121. Корни помыслов суть явные пороки, которые мы руками, и ногами и устами защищаем всегда. 122. Невозможно, чтобы тот преклонялся к страсти в мысли, кто не любит причин ее. 123. Ибо кто, презирая посрамление, предается тщеславию? Или кто, любя уничижение, смущается безчестием? Кто же, имея сердце сокрушенное и смиренное, примет плотскую сласть? Или кто, веруя Христу, заботится о временном, или ссорится за оное? 124. Кто, будучи презираем кем-либо, ни словом, ни мыслию не ссорится с презирающим его; тот приобрел истинное ведение и являет твердую веру Владыке. 125. Лживи сынове человечестии в мерилех, еже неправдовати (Псал. 61,10); тогда как Бог каждому готовит то, что ему следует по правде. 126. Если ни обижающему нет приобретения, ни обижаемому - лишения; образом убо ходит человек, обаче всуе мятется (Псал. 38,7). 127. Если увидишь, что кто-либо, находясь в многоразличном безчестии, скорбит о сем; то знай, что он, насытившись помыслами тщеславия, с неприятностию пожинает снопы сердечных семян. 128. Насладившийся телесными удовольствиями более надлежащего, вознаградит избыток их сторичными скорбями. 129. Начальник обязан говорить послушнику должное; а когда он ослушается его, то предвозвещать ему скорби, которые за сие посылаются. 130. Обижаемый кем-либо, и не взыскивающий с обижающего его: этой частию верует Христу, и сторично получит за сие в сем веке и жизнь вечную наследует. 131. Память Божия есть болезнование сердца о благочестии; всякий же забывающий Бога бывает сластолюбив и безчувствен. 132. Не говори, что безстрастный не может скорбеть. Ибо ежели не осебе, то о ближнем он должен сие делать. 133. Когда враг соберет много записей о грехах, совершенных в забвении; тогда понуждает должника и не в забвении делать их, как бы уже по праву, пользуясь законом греховным.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/620/...

«Такое непрерывное, всегдашнее и повсеместное употребление в Церкви учения о мытарствах, особенно же между учителями четвертого века, непререкаемо свидетельствует, что оно передано им от учителей предшествовавших веков и основывается на предании апостольском 121 , что оно, иначе говоря, основывается на Священном Писании и вполне согласно с ним. Во-первых, по изложенному нами учению о мытарствах, к людям умирающим, при разлучении их души от тела, являются ангелы Божьи и духи истязатели. И Сам Спаситель в притче о богатом и Лазаре замечает: Умер нищий и отнесен был ангелами на лоно Авраамово (1 Лук. 16:22). А в притче о человеке, у которого был хороший урожай, и который рассчитывал пожить в довольстве и веселили, Бог говорит этому человеку: Безумный в сию ночь душу твою возьмут у тебя ( Лук. 12:20 ), – возьмут, истяжут (по славянскому тексту), как всего справедливее думать, духи недобрые. Св. Иоанн Златоуст рассуждает: «Лазаря отвели тогда ангелы. Напротив душу оного (богача) взяли страшные некие силы, может быть, посланные для этого, ибо душа не сама собою отходит к оной жизни, потому что это и невозможно. Если мы, переходя из города в город, имеем нужду в руководителе, то кольми паче нуждаться будет в путеводителях душа, исторгнутая из тела и представляемая к будущей жизни. Посему – то она отлетая от тела, часто то возникает, то ниспускается, и боится, и трепещет. Ибо сознание грехов и всегда мучит нас, но особенно в тот час, когда предстоить нам быть отведенными на тамошние истязания и страшное судилище» 122 . Кроме того Свящ. Писание учит, что ангелы вообще суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеет наследовать спасение ( Евр. 1:14 ), что они заботятся о нас продолжение всей нашей жизни ( Псал. 110: 10, 11 ), суть наши неотлучные пестуны, руководители, особенно ангел-хранитель, даваемый каждому при крещении ( Мф. 18:10 , Псал. 33:8 ). После этого очень естественно, что эти добрые духи не оставляют нас своею помощью и в тяжкие минуты смерти, что они не отказываются сопутствовать нашей душе, руководить и поддерживать ее и в продолжение страшного, вовсе неизвестного ей, перехода из настоящей жизни в пределы вечности. С другой стороны Свящ. Писание учит, что вся деятельность злых духов направлена постоянно к нашей погибели ( Ефес. 6:12 , 2Тим. 2:26 , 1Сол. 3:5 ), что противник наш дьявол, с своими клевретами, ходит как рыкающий лев, ища кого поглотить ( 1Петр. 5:8 ). Не следует ли ожидать, что он не упустит удобного случая сделать, если возможно, что-либо к погибели нашей души и в минуты разлучения ее с телом?

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

119. Кто ненавидит страсти, тот отсекает и причины их, а расположенный к сим причинам и нехотя борим бывает страстями. 120. Когда действуют в вас злые помыслы, будем обвинять в том самих себя, а не прародительский грех. 121. Корни помыслов суть явные грехи, которые каждый из нас совершает руками, ногами, устами. 122. Невозможно, чтобы тот собеседовал со страстью в уме, кто ненавидит причины ее. 123. Кто станет беседовать с тщеславием, если он презирает посрамление? Кто будет смущаться бесчестием, если он любит уничижение? Кто согласится на угодие плоти, если он имеет сердце сокрушенное и смиренное? Кто станет заботиться о привременном или вести из-за него войну, если он верует во Христа? 124. Отметаемый кем-либо, и ни словом, ни мыслью не вступающий в прю с отметающим, приобрел истинное ведение и являет твердую веру Владыке. 125. «Лживи сынове человечестии в мерилех, еже не правдовати» ( Псал. 61, 10 ), тогда как Бог для каждого бережет то, чего он по правде достоин. 126. Если ни для обижающего (обижать) не избыток, ни для обижаемого (терпеть) не лишение, «убо образом ходит человек, обаче всуе мятется» ( Псал. 38, 7 ). 127. Если увидишь, что кто-либо по поводу бесчестий крайне болезнует сердцем, то знай, что он наполнен помыслами тщеславия и теперь пожинает с неудовольствием рукояти семян, которые сам посеял в сердце. 128. Кто паче должного насладился телесными удовольствиями, тот отплатит за этот излишек сторичными болезнованиями. 129. Настоятель обязан говорить послушнику должное, когда же его не послушают, возвещать об имеющих постигнуть за это бедах. 130. Обиженные кем-либо и не домогающийся обижающему должного (возмездия), этой частью верует Христу и сторицею приимет в веке сем, и живот вечный наследует. 131. Память о Боге сопровождается болезнованием сердца о благочестии, всякий же забывающий о Боге бывает самоугодлив и бесчувствен. 132. Не говори, что бесстрастный не может скорбеть, ибо если не о себе, то о ближнем должен он сие делать. 133. Когда враг соберет много записей о грехах совершенных в забвении, тогда понуждает должника и не в забвении делать те же грехи, благословно злоупотребляя законом греха.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Вот как совершается вечерня: По возгласе, Приидите поклонимся: псалом 103. Ектения и кафизма. Господи воззвах: псалмы 140, 141, 129, 116. Одна стихира из октоиха, одна из минеи, если служба общая. Если служба святому особая, то октоих оставляется и две из минеи. Если служба святому «на 6», то все шесть и читаются. Затем догматик, Свете тихий, прокимен дня. Чтение из ветхого завета. Сподоби Господи. Исполним вечернюю. Псалом 122. Ныне отпущаеши. По Отче наш . Богородице Дево, пс. 33. Благословение Господне и шестопсалмие утрени, или отпуст, и по отпусте сейчас же, приидите поклонимся, псал. 69, Слава в вышних и символ веры . Канон октоиха, Достойно, трисвятое, по Отче наш тропари дня, Иже на всякое время, Честнейшую и молитвы: Нескверная, неблазная, И даждь нам Владыко… Преславная Приснодева, Упование мое Отец. И отпуст повечерия, и тотчас же Приидите, поклонимся и полунощницу Непорочны. В понедельник: до Постави. Во вторник: от Постави до Руце. В среду: Руце. В четверг: Твой есмь Аз. В пяток: Призри. На субботу: Да воскреснет. Затем трисвятое, тропари, Честнейшую, молитва, псалмы: Возведох и Се ныне, трисвятое, за усопших тропари и молитва . Псалмы 19 и 20, трисвятое, тропари к ряду, ектения и Слава Святей. Утреня: шестопсалмие, малая ектения, Бог Господь, тропарь, две кафизмы, (о них будет сказано особо). 50 псалом, канон октоиха (по 1 тропарю) и минеи (по 1 из каждого канона), Величит. Светилен. Хвалитны. По одной стихире из октоиха и из минеи. Славословие, сугубая ектения и отпуст. Если утреня совершается утром, то «Исполним утреннюю». Если служба полиелейная, то вместо кафизм поется полиелей и читается Евангелие, октоих оставляется и служат по одной минеи. Если на вечерни полагается вход, то и на вечерни кафизма заменяется пением: Блажен муж. Стихословие Псалтыря Псалтырь, по уставу стихословится только в монастырях. В приходских же церквах стихословие совершается следующим образом: Одна «кафизма» читается на вечерни, две на утрени. Но это не целые кафизмы, а по три псалма из них, между которыми Слава и ныне, так, чтобы в известный срок была прочитана вся Псалтырь.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/vseros...

И делая это, неужели, говорит, вы думаете, что удержите землю в наследии? Поэтому отвечай им, пророк, и выскажи Моими словами следующий приговор о них. Клянусь Самим Собою, что кои живут в опустелых местах и на развалинах, те падут от меча, а кои находятся на полях и на равнине, те будут съедены птицами; кои же находятся среди стен или в укреплениях и пещерах, те не могут избежать гнева Божия, но умрут от голода и моровой язвы. И обращу, говорит, землю иудейскую в пустыню и престанет гордая сила ее, — та, которая прежде была сплою. Гордым же Бог противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4:6). Горы и все опустеет и придет в такое запустение, что никто не будет проходить чрез них, и тогда те, кои остались в небольшом числе, не будут надеяться на многочисленность свою, но из великого запустения узнают, что Я Господь, обративший землю в пустыню за все мерзости, совершавшиеся ими. Это может быть сказано против тех, кои по взятии Иерусалима и опустошении всей страны иудейской жили в небольшом числе на развалинах и в опустевших городах и селениях. Теперь мы перейдем к иносказательному смыслу и по своему обыкновению скорее коснемся лишь, нежели подробно изложим обширное рассуждение. Всякий еретик живет в опустелых местах и развалинах, и считает себя обладателем земли Израилевой и говорит: если Авраам один верою своею достиг такого благословения, что умножился, как песок морской и как звезды небесные; то гораздо скорее мы, коих более, будем владеть землею Израиля, то есть видящих Бога, и Иудеею исповедания Господня. Им отвечает Господь: он получил землю во владение за веру, а вы за неверие или, скорее, за богохульство не можете обладать землею Израилевою, то есть Церковию. Ибо, во-первых, вы едите с кровию, проливая кровь тех, коих соблазняете. Во-вторых, вы поднимаете глаза ваши к сквернам или мерзостям вашим, которые измышлены вашим умом, тогда как вы должны были подражать церковному мужу и говорить: к Тебе возведох очи мои, живущему на небеси (Псал. 122:1). В-третьих, вы проливаете кровь, не оживотворяя тех, коих вы обольстили, а погубляя.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

См. Suicer’a Thesaurus Ecclesiasticus art. πιφνεια. 99 т. е. 25-го Декабря. 100 т. е. 27-го Декабря. 101 т. е. ради нашего спасения. 102 т. е. по времени мученичества, — как первомученик, предваривший своим подвигом своих наставников — апостолов. 103 στδιον — место для состязания; оно имело огороженныя две параллельныя стороны и полукруглую третью, а четвертая оставалась открытою, которою входили состязавшиеся; победители удостоивались венка по приговору суда. 104 λθοις, но в 1 Цар. 17, 19 по LXX: λαβεν λθον να — камень един, ср. евр. Но св. Астерий, для ораторскаго соответствия, берет термин в значении не отдельнаго камня, но вообще — вещества или орудия. 105 Это, как и предыдущее, разсуждение о первенстве Стефана должно понимать, судя по ходу речи, в условном и ограниченном смысле, т. е. только по времени и по частному виду подвига, а не вообще и по существу. 106 т. е. уверовавших. 107 Риккард неверно относит это не к диаволу, а к св. Стефану. 108 т. е. синагогу, которая состояла из лиц Александрийскаго происхождения. Ср. Деян. 6, 9. 109 παρξοντες — Риккард: pene mente captos vos designatis. Поправку же, предлагаемую латинским переводчиком у Миня: σπαρξοντες (velut dilaniaturi videmini), должно признать не только излишнею, но и безусловно неудачною. 110 Свободная перодача повествования книги Деяний. 6, 11-15. 111 σπερ κλεπτν. 112 У LXX: тельцы=μσχοι, а не κνες. 113 Слав.: Обыдоша мя телцы мнози, юнцы тучнии одержаша мя (Псал. 21, 13). 114 ντ τς νθρωπσεως σχματι, буквально: в образе вочеловечения. 115 Латин. за сие — eam ob rem: πρ τοτου. 116 буквально: зло злом лечат. 117 γηναν — термин неизвестнаго значения; может быть надо читать γωναν или γηνοραν. 118 κλαζε λοιπν πρς τν λθριον στσιν, — др. πρς τν ρθιον στσιν — из прямаго положения стало склоняться долу, — или как латин. перев. у Миня: так что не стояло прямо на ногах. 119 μ στσς — не сочти, не поставь. 120 Пророчество это некоторыми древне-церковными писателями (напр. еще Августином) применяется к Апостолу Павлу на том основании, что он был из колена Вениаминова. Рим. 11, 1; Флп. 3, 5. 121 т. е. значение и истинный смысл церковнаго учения о божественных ипостасях. 122 букв.: совершено было — τελσθη, лучше τελεσθ. 123 ναγνωσμτων — т. е. церковных зачал Св. Писания, читаемых при богослужении. 124 Русск. перевод: «которымъ» с малою к, след. относит не к третьему Лицу Св. Троицы. Поделиться ссылкой на выделенное Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

444 Form. Сопс. pars II, с. III, 9. В Conf. Helvetica (art. XXI) говорится: «мы не думаем, что спасаемся чрез добрые дела, что они так необходимы для спасения, что без них никто никогда не спасался. Мы спасаемся благодатью и даром единого Христа, дела же рождаются от веры необходимо»... 445 «Мы восхваляем и требуем добрых дел, говорится в «Апологии», и указываем много оснований, почему они должны быть совершаемы» (art. III, 80). В Conf. Helv, XVI сказано: «об истинно добрых делах, о настоящих обязанностях человека христианина мы учим усердно, и, насколько есть у нас старания и сил, всем внушаем, обличая беспечность и лицемерие тех, которые устами восхваляют и исповедуют евангелие, а жизнью гнусно позорят, – предлагая для этого ужасные угрозы Бога и Его великие обетования и щедрые награды для убеждения, для утешения и обличения». 447 «Дела должно совершать или ради повеления Божия, или для упражнения веры, или для исповедания и воздаяния благодарности (Apolog art. III, 68). Ср. Basil prior, conf. Disp. XXIV: «дела совершаются верными не для удовлетворения за грехи, но для одного того только, чтобы показать ими, что мы в некоторой степени благодарны Богу, Господу нашему, за великие благодеяния, оказанные нам во Христе”. Niem. 100. 448 По словам Лютера же (в объяснении на Псал. СХХХ), «где упраздняется этот член веры, там упраздняется Христос, и жизнь, и церковь ». В «Шмальк. членах» есть выражение: «id est, ut fide ипа justificemur» (сн. II pars, I art). 449 У Сократа, напр. δκαιος то же, что νμιμος. Эсхил говорит: праведен тот, кто желает не казаться, а быть добрым». У Гомера δικαιτατος – тот, кто выполняет свои обязанности к богам и людям. С. Kremer. Biblitheol. Worterb, S. 261–263. Сн. Мышцына: Уч. ап. Павла и пр. 111–113 стр. 450 Мышцына. Уч. ап. Павла о законе дел и пр. 111 стр. и след. См. также у проф. Глубоковского Н. Н. Благовестие ап. Павла 1 т. 432–433 стр. 451 Говорят, в Рим. 4:22–24 это вменение веры в праведность утверждается апостолом и по отношению к новозаветным верующим. Но оправдание христиан рассматривается здесь с ветхозаветной точки зрения, для которой оно едва ли могло бы быть чем-либо более простого вменения веры в праведность. См. у Мышцына. Уч. ап. Павла и пр. 121–122 стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010