Великолепие Атона Твой восход прекрасен на горизонте, О живой Атон, зачинатель жизни! Когда ты поднимаешься на восточном горизонте, Ты наполняешь каждую страну своею красотою. Ибо ты прекрасен, велик, блестящ, высоко над землею Твои лучи объемлют все страны, которые ты сотворил, Ты Ра, и ты полонил их все; Ты связываешь их своей любовью. Хотя ты и далеко, но твои лучи на земле; Хотя ты и высоко, но следы ног твоих – день. Ночь Когда ты заходишь на западном горизонте неба. Мир во тьме, подобно мертвецу. Они спят в своих жилищах. Их головы закутаны, Их ноздри замкнуты, и один не видит другого. Украдены все вещи, которые у них под головой, И не знают они этого. Львы выходят из своих берлог. Змеи жалят. Царствует тьма (?), Мир в безмолвии. Тот, кто создал их, почил за горизонтом. Ты простираешь тьму и бывает ночь: Во время неё бродят все лесные звери; Львы рыкают о добыче И просят у Бога пищу себе. ( Псал. 103: 20–21 ). День и человек Светла земля. Когда ты поднимаешься на горизонте, Когда ты сияешь днём, как Атон. Тьма изгнана, Когда ты посылаешь свои лучи; Обе Страны (Египет) справляют ежедневно праздник, Бодрствуя и стоя на ногах, Ибо ты поднял их. Омыв члены, они надевают одежды, Их руки воздеты, поклоняясь твоему восходу. Затем во всём мире они делают работу. Восходит солнце, (И) они собираются и ложатся в свои логовища. Выходит человек на дело своё И на работу свою до вечера. ( Псал. 103: 22–23 ). День, животные и растения Скот наслаждается на пастбище, Деревья и травы цветут. Птицы порхают в болотах С поднятыми крыльями, в знак поклонения тебе. Овцы прыгают на своих ногах, Крылатые твари летают: Они живут, когда ты осветил их. День и воды Барки плывут вверх и вниз по течению. Пути открыты, когда ты взошёл. Рыба в реке прыгает перед тобой, И твои лучи посреди великого моря. Это – море великое и пространное: Там пресмыкающиеся, которым нет числа. Животные малые и большие; Там плавают корабли, Там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нём. ( Псал. 103:25– 26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Вместо нее они наделили его ранами, то есть, грехами: блудом, прелюбодеянием, идолослужением, волшебством, убийством, завистью, враждой, гневом и всякими прочими видами порока. Этими делами они изъязвляют человека, производят в нем разложение и порчу. Что все это так, подтверждает Давид, изображая в своем лице то, что потерпел Адам, и, говоря об этих ранах: " смердят, гноятся раны мои от безумия моего " (Псал.37:6). А всякий грех причиняет такие раны и язвы. Итак, изранен он был благодаря преслушанию, потерпел удары из-за беззаконий, как говорит пророк: " сердце мое поражено, и иссохло, как трава, так что я забываю есть хлеб мой " (Псал.101:5), т. е. соблюдать заповедь Божью. Полумертвым, рассказывается (далее в притче), оставили разбойники того человека, – не потому, конечно, чтобы не хотели его убить, а потому, что не допустил этого Бог. " Не хочу " , – говорит Он, – " смерти грешника " , но его покаяния. И где они оставили его? На пути, то есть, в этой жизни: путем ведь называется этот век, потому что все люди проходят через него. Нашел, говорится, его на пути иерей, посмотрев на него, прошел мимо. Под и ереем разумеется блаженный Моисей и Аарон, что подтверждается следующими словами Давида: а " Моисей и Аарон между священниками и Самуил между призывающими имя Его " (Псал.98:6). Так вот этот дивный и славный Моисей, поразивший египтян десятью казнями, рассекший и осушивший Чермное море и проведший через него народ свой, усладивший воду в Мерре, беседовавший с Богом через облако, сотворивший множество чудес, проходя путем этой жизни и увидев человека лежащего израненным, прошел мимо его и не оказал ему помощи. " Также и левит " , то есть, лик пророков. И они, преемствуя Моисею и следуя тем же самым жизненным путем, найдя человека Адама израненным, не помогли ему. Ни Моисей данным через него законом, ни пророки своими чудесами не уврачевали раны Адама. Никто из них не поднял его, никто не даровал ему жизни, никто не освободил его от смерти, никто не перевязал его греховных ран: ведь и сами они были во власти греха.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1100...

Вопрос 167. Какою должна быть душа, удостоившаяся участвовать в деле Божием? Ответ. Какою была та, которая говорит: «кто я, Господи, Господи, и что такое дом мой, что Ты меня так возвеличил» (2 Цар. 7, 18)? и исполняет написанное: «благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего» (Колос. 1, 12—13). Вопрос 174. Как может человек с внутренним расположением и с вожделением исполнять Господни заповеди? Ответ. Изведание приятного и полезного и самое ожидание сему подобного естественным образом производит в душе расположение к этому и вожделение. Посему, если кто (может сказать) «Ненавижу ложь и гнушаюсь ею» (Псал.118, 163.), очистит себя от всякого греха, от которого душа впадает в леность и нерадение об оправданиях Божиих, подобно тому, как тело от болезни страждет неимением позыва на пищу и отвращением от оной, и если несомненно уверится, что «заповедь» Божия «есть жизнь вечная» (Иоанна 12, 50), и все обетования соблюдающим ее истинны; то в нем образуется расположение сказавшего: «Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны; они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота; и раб Твой охраняется ими, в соблюдении их великая награда» (Псал. 18, 10—12.). Вопрос 191. Кто есть кроткий (Матф.5, 5)? Ответ. Кто не изменяется в суждениях о том, что требуется для благоугождения Богу. Вопрос 192. Что значит: «печаль по Бозе», и «печаль мира сего» (2 Кор.7, 10)? Ответ. «По Бозе», когда огорчен кто тем, что пренебрежена заповедь Божья, по написанному: «Ужас (слав. пер.: печаль) овладевает мною при виде нечестивых, оставляющих закон Твой» (Псал.118, 53); а «сего мира», когда огорчающее есть что–нибудь человеческое и достойное мира. Вопрос 193. Какая «радость — о Господе» (Флп.3, 1)? и что сделав, должны мы радоваться? Ответ. Радование о совершившемся по заповеди Господней во славу Божью есть радость о Господе. Посему, когда исполняем заповеди Господни, или терпим что либо за имя Господне, тогда должны мы радоваться и сорадоваться друг другу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

гл. 5 и 10), — не всю, но во главе, то есть в начале. Ибо не может быть, чтобы человеческая природа поглотила все сокровища этой книги. И развертывает ее пред пророком, чтобы дать прочесть и познать ее, которая у Исаии (гл. 29) называется запечатанною для неверующего народа. Ибо до сего дня покрывало лежит на Ветхом завете для иудеев. Она была исписана спереди и сзади, — относительно будущего и прошедшего, или может быть совне — относительно буквально исторического понимания, и изнутри, относительно духовного разумения, о котором и Псалмопевец говорит: вся сята дщере цареви внутрь (Псал. 44:14). И написаны были в ней как внутри, так и снаружи: плач, — относительно тех, которые призываются к покаянию, подобно тому как Самуил и апостол Павел плакали и сетовали о Сауле и Коринфянах, которых желали спасти; песнь, — относительно тех, которые достойны божественного свидетельства и которым псалмопевец заповедал: воспойте Господеви песнь нову (Псал. 95:1; 97, 1); далее — горе, относительно тех, которые приходят в полное отчаяние и, опустившись во глубину грехов, презирают. Глава III Ueз.IIÏ1. Съешь свиток этот и иди, говори сынам Израилевым.    Не съев предварительно раскрытый сверток, мы не можем учить сыновей Израилевых. Поэтому и Давид, достигнув помилования, говорит: научу беззаконные путем Твоим и нечестивии к Тебе обратятся (Псал. 50:15).    Ст. 2. И открыл я уста мои, и Он дал мне съесть свиток этот. И сказал мне: сын человеческий!    Я, говорит, открыл уста свои, потому что мне было сказано: открой уста твои и съешь. И, по открытии уст, Господь даровал пищу, так что начало хотения принадлежит нам, а совершенное блаженство мы получаем от Господа. Ибо это зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего (Рим. 9:16). Однако и желать и подвизаться зависит от нашей воли. Вместо открыл я Семьдесят перевели открыл Он, подразумевая Бога, ибо Сам Он и открыл уста пророка и напитал его.    Ст. 3. Чрево твое съест и наполнятся внутренности твои свитком этим, который Я даю тебе.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Для точнейшего определения чуда приведем главнейшие наименования, которыми оно обозначается в Св. Писании. Чудеса называются в Св. Писании иногда силами «d)unameiq» для означения несомненного обнаружения в них высших божественных сил, божественного могущества ( Псал. 144, 4 ): «Род роду будет восхвалять дела (d)unameiq) Твои и возвещать о могуществе Твоем» (ср. Mф. XIV, 2 . Mk. V, 30 : «Иисус разуме в себе силу изшедшую от Него» – при исцелении кровоточивой жены); иногда – дивными делами «T)erata yaum)asia», как явления поразительные, чрезвычайные, невольно возбуждающие наше удивление и изумление ( Псал. 138, 14 : «Дивна дела Твоя Господи», ср. Псал. 117, 23 : «Это от Господа, и есть дивно в очах наших»); – иногда, наконец, – знамениями «shme…a», как факты многовыразительные, полные значения для уразумения сверхъестественной божественной силы и помощи, являемой в них. Этот троякий способ наименования чуда, употребляемый в разных местах Св. Писания для означения разных сторон чуда, совмещается в некоторых местах Св. Писания (например Дeяh. II, 22 ; 2Kop. XIV, 2 и Ebp. II, 3, 4 : «Как мы избежим [наказания], вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него, при засвидетельствовании от Бога знамениями, и чудесами, и различными силами»). Из этих различных названий чуда видно, что оно может быть рассматриваемо с трех сторон: со стороны онтологической, психологической и телеологической. Как явление онтологическое, оно есть видимое обнаружение сверхъестественной силы божественного всемогущества в фактах, доступных для наблюдения; как явление, производящее на нас известное психическое впечатление, оно есть явление поразительное, приводящее нас в изумление своей чрезвычайностью и необычайностью; наконец, как явление телеологическое, имеющее известную цель, оно принадлежит к нравственно-телеологическим феноменам, имеющим нравственную цель – служить для людей знамением божественного могущества и утверждать их веру в Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozhde...

Есть раввинское учение о «Мемре» – вере в силу имени Бога. Мемра, воплощаясь в имени «Шем», является освещением всякой молитвы, благословляет и творит чудеса. Все чудеса Ветхого Завета творил «Шем». Ап. Павел, как раввинский ученик, был знаком с этим учением. Поэтому он и называет Христа Силою Божьей. Об имени Иисуса он говорит: «Бог дал Ему имя выше всякого имени, дабы перед именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних» (Филип, 2,9–10). В Евангелии от Матвея повторяются слова пророка Исайи об имени Иисуса: «И на имя Его будут уповать народы» (1,21). В «Деяниях апостолов» говорится: «И нет иного имени под небесами, о нем же подобает спастися нам» (4,1). В Ветхом Завете говорится об имени Иисуса: «Будет Имя Его благословенно во век; доколе пребывает солнце, будет передаваться имя Его... и благословенно имя Славы Его во век» (Псал., 71, 19). ( Псал. 71,19 ). «Все народы окружили меня, но именем Господним я низложил их» ( Псал. 17,10–12 ). Диадох говорит: «Сие данное имя, будучи с напряженной заботливостью содержимо мыслью, очень ощутительно попаляет всякую скверну, появляющуюся в душе. Ибо Бог наш есть огонь, поедающий всякое зло». Исихий говорит: «Святое и досточтимое имя Господа Иисуса, непрестанно сидя в уме, порождает бесчисленное множество солнцеподобных размышлений» (Добр. 2,222). Иоанн Златоуст говорит о действии имени Иисуса на сердечного змея: «Имя Иисуса, сходя вглубь сердца, да смирит держащего тамошние изжити змея... Не отлучайте сердца своего от Бога, пока имя Господа вкоренится внутрь сердца и оно ни о чем другом помышлять не станет» (по Каллисту и Игнатию, Patr. M., 1, 147). Призывание имени Иисуса пробуждает скрытую силу благодати Духа Св. «Как найти энергию духа? Она дается при крещении. Есть два способа найти ее: 1 исполнением Заповедей и 2) частым призыванием имени Иисуса. Первый способ – длительный, второй – короче» (Григорий Синайский, Patr. M. T.15O, §3, р. 1309). Призывание имени Иисуса вызывает любовь к Нему, а любовь, по Марку Подвижнику , есть «внутреннее открытие сердца, куда предтечей вошел Иисус» (Patr. M, t. 68,1009).

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Pozov/l...

«И ныне начни и благослови дом раба Твоего, чтобы он был вечно пред лицем Твоим; ибо Ты, Господи, возвестил это и благословением Твоим сделался дом раба Твоего благословенным во веки»: вот заключительные слова (ст. 29) благодарственной молитвы Давида за сообщенное ему откровение Божие об его потомстве ( 2Сам. 7 ). А в псал. 50 читаем его же молитву: «облагодетельствуй, Господи, по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима». Мы выше указали на оба эти места как на параллельные. Поясним теперь это. Не забудем прежде всего здесь, что обетование, данное Давиду при упомянутом откровении касательно его потомства, не только по новозаветному толкованию ( Деян. 2, 30; 13, 23 ; Евр. 1 , 5b), но и по самому же ветхозаветному учению ( Псал. 88, 4–5 ; ст. 20–38; сн. Иезек. 34, 23 и Деян. 13, 23 ; Исаии 55, 3 сн. Деян. 13, 34 ), как и по иудейскому воззрению (см. напр. Мф. 9, 27 и под. 22, 42 и пар.), относится к Мессии – Сыну Давидову по плоти ( Рим. 1, 3 и др.), хотя этим не только не отрицается, а напротив тем же откровением и утверждается ближайше значение его в отношении к Соломону ( 3Цар. 8, 17–20 ; 1Пар. 22, 7 и дальн.) и к его преемникам на царстве из потомства его ( Псал. 88, 39 и дал.). Далее, как объясняет сам же Давид по повествованию 1Пар. 22, 7 и дал., главная причина отказа Иеговы Давиду в построении храма (дома Иегове) заключалась в том, что он «пролил много крови на землю пред лицем Иеговы» ( 1Пар. 22, 8 ) 49 , между тем как имевший, по обетованию, вместо него, построить этот храм сын его имел быть «человеком мирным» (ст. 9). Самое же существо причины в том, что «храм, как отобраз царства Божия, должен соответствовать и природе этого царства, отражать мир царства Божия. На этом то глубочайшем основании не Давид, муж брани, а только Соломон, – муж мира, прообраз Князя мира (Исаии 9, 5), должен был строить храм» 50 . Вот настоящая причина того, почему Давид должен был покориться воле Божией – не строить храма. Но из усмотрения этой же причины очевидно и то, что заключительные слова той благодарственной молитвы ( 2Цар. 7, 18–29 ) имеют более широкий смысл – моление о благословении не только дома Давидова в частности (-фамилии, династии его), но и врученного ему Богом царства Израилева, в котором царь есть лишь наместник Бога на земле (теократия).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

И так как он вообще назвал добровольное всесожжение или доброхотные мирные жертвы и не присоединил вола, или тельца, и овна или овцу и козла за грех, то сообщает, в чем состояло это всесожжение, говоря: он будет приносить агнца однолетнего без порока во всесожжение и не в определенные дни, а ежедневно, и не во всякое время, а утром, утром будет приносить его, то есть каждое утро, когда, по восхождении солнца, бывает начало света. Об этом утре Давид говорит в псалме: заутра услыши глас мой заутра предстану Ти и узрю (Псал. 5:4). И в другом месте: вечер водворится плач и заутра радость (Псал. 29:6). И еще: Боже, Боже мой, к Тебе утренюю (Псал. 62:2). А кто этот агнец безпорочный или совершенный и однолетний, это подробнее сообщает Исаия: яко овча на заколение ведеся и яко агнец пред стригущим его безгласен и не отверзает уст своих (Ис. 53, 7). И Иеремия: аз же яко агня незлобивое, ведомое на заколение, не разумех (Иерем. 11:19). И Иоанн Креститель: се агнец Божий, вземляй грехи мира (Иоанн. 1, 29). Это тот агнец, который заколался в Египте и кровию которого ограждались двери веры (или верных) и удалялся губитель (Исх. гл. 12). Однолетний же потому, что он проповедовал лето Господне благоприятное и день воздаяния (Исаии 61, 2). И пусть не удивляется читатель, что один и тот же называется и князем, и священников, и тельцом, и овном и агнцем, потому что в Священном Писании при различных обстоятельствах мы читаем о нем, как о Господе, и Боге, и человеке, и пророке, и жезле, и корне, и цвете, и князе, и судье, и царе, праведнике и правде, апостоле и епископе, мышце, рабе, помазании, пастыре, сыне и отроке, единородном и первородном, двери, пути, ангеле, стреле и премудрости и многое другое, и если бы я захотел представить свидетельства о всем этом, то потребовалась бы особая книга. Итак при всесожжении этого агнца беспорочного и однолетнего, приносимого каждое утро, сам князь будет совершать приношение или манаа и (приносить) муку или дар утром, утром шестую часть ефы, подразумевается — муки.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Израиль «веселится пред Господом», взяв в руки «ветви красивых дерев, ветви пальмовые и ветви дерев широколиственных и верб речных» ( Лев. 23:40 ). И Моисей с божественным умилением говорит: о вожделенных дарах неба, о росе, о дарах бездны, лежащей внизу, о вожделенных плодах от солнца и произведениях луны... о крепости первородного тельца и рогах буйвола, о силе и быстроте льва!.. (Второз. 33). Вот почему Псалмопевец призывает к прославлению Бога: и ангелов, и солнце, и луну, и все звезды света, и небеса небес, и воды превыше небес, и рыб, и все бездны, и огонь, и град, и снег, и туман, и бурный ветер... и дерева плодоносные, и все кедры, и зверей, и всех животных, и пресмыкающихся, и птиц крылатых, и царей земных, и князей и судей, и всех людей ( Псал. 148 )!.. И действительно, во «святом»Иерусалимском храме, где«возседал на херувимах Бог Израиля» ( Исх. 25:22 ; Псал. 17:11 ; Дан. 3:54 ), собрались «небо и земля со всем воинством своим», и там совокупно прославляли Творца ( Псал. 28:9 ). Там были в резных изображениях: и херувимы, и львы, и волы, и распускающиеся цветы, и пальмовые дерева, и гранатовые яблоки, и огурцы, и литое из меди море, и цветообразные светильники, и для курений фимиам и для возжений елей, и миро для священного помазания и т. д. ( Исх. 25–30 ). И что особенно замечательно, так это соединение в изображениях херувимов человека, зверя и птицы: «и у каждого херувима – два лица; с одной стороны к пальме обращено лицо человеческое, а с другой стороны к пальме лицо львиное» (Иезек. 41:18, 19), и по два распростертых вверх крыла ( Исх. 25:20 ; 3Цар. 6:24 )!.. И в этот храм для поклонения Богу Израиля, и притом с надеждой быть услышанными и получить просимое, имели право входить и все иноплеменники из земли далекой ( 3Цар. 8:41–43 ). Гдеже, спросим г. Мережковского и других «новопутейцев», и когда Израиль почитал только «чистого духа», только «все отвлеченно–духовное, бескровное и бесплотное?!.» Где и когда он смотрел на свое тело и на всю плоть мира, – от человека до скота и зверей, и птиц, и рыб, и растений и светил небесных, – как на «порождение диавола», как «на неискупимо-грешное, проклятое, бесовское!.» Где и когда он признавал «весь мир», как отрицание Бога», и «Бога, как отрицание всего мира»?!.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/r...

Изъяснение псалма 145-го. «Аллилуия». В иных списках приложено: «Аггея и Захарии». Но сего не нашел я ни в еврейском тексте, ни у других переводчиков, ни у Седмидесяти в екзаплах. Повелевает же и сей псалом песнословить Бога всяческих; сие дает видеть и надписание; потому что «Аллилуия», как говорили мы неоднократно, толкуется: хвалите Бога. Пс.145:1 .   Хвали, душа моя, Господа. «Хвали душе моя Господа». Благодать Духа всем нам повелевает возбуждать себя самих к славословию Божию. Пс.145:2 .   Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь. «Восхвалю Господа в животе моем, пою Богу моему Дóндеже есмь». В псалме шестом сказал Пророк: «яко несть в смерти поминаяй Тебе, во аде же кто исповестся Тебе» ( Псал. 6, 6 )? Посему научаемся песнословить Бога во время жизни, пока не приимем конца жизни настоящей. Пс.145:3 .   Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. «Не надейтеся на князи». Добрый совет; потому что князи не всегда господствуют, но власть их временна, и не все князи чтут справедливость. А если бы и то и другое было; то надобно иметь в виду бренность естества. Ибо Пророк и присовокупляет следующее: «На сыны человеческия, в нихже несть спасения». Смотри на природу, и не полагайся на власть; потому что «человек суете уподобися» ( Псал. 143, 4 ); и: «человек яко трава дние его» ( Псал. 102, 15 ). Пс.145:4 .   Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают [все] помышления его. «Изыдет дух его и возвратится в землю его». Духом Пророк называет здесь душу. Когда отходит душа, тело возвращается к тому, что сродно ему, по Божественному определению: «яко земля еси, и в землю отыдеши» ( Быт. 3, 19 ). «В той день погибнут вся помышления его». По разлучении души с телом, и по разрешении тела в прах, суетным оказывается мечтание помыслов. Сему Господь научил нас и притчею. Ибо представив, что богатый, у котораго «угобзися нива», замышляет разорить житницы и построить большия, присовокупил: «безумне, в сию нощь душу твою истяжут от Тебе: а яже уготовал еси, кому будут» ( Лук. 12:16, 20 )? И прочие люди, одни мечтают о начальствовании и властвовании, другие о приобретении полей и постройке домов, иные представляют в уме победы на войне, другие устрояют гибель врагам. Но внезапно приходит смерть, и мечтание помыслов остается неисполненным. Так Пророк, показав суетность надежды на людей, доказывает пользу упования на Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010