Госпоже, искусила мя еси и познала мя еси; Ты познала еси падения и преступления моя, но умножишася на мне, грешнем, матерния милости Твоя и разширися на мя благостыня Твоя; аз взираю, яко блудный сын, на небо, но Твоим предстательством аз сокрушаюсь, но Твоим вдохновением аз упокоеваюся, но воззрением на святое изображение кроткаго лица Твоего аз спасаюсь, но верою и надеждою на Спасителя моего, Егоже Ты держиши на руках Своих и показуеши мне, грешному, в утешение, аз уповаю получити блаженство во веки веков. Псалом 139 Изми мя, Госпоже, от человека лукаваго, и от врага адскаго соблюди мя: напряже лук свой противу мене враг и лестию своею уловляет душу мою; сокруши, Владычице, силы его лукавыя и запни пронырству его, обрати беззакония его на выю его и в пропасть, юже содела, да впадет вскоре; аз же возрадуюся о Тебе и возвеселюся о спасении Твоем. Песнь вместо славы Радуйся, Пресвятая Богородице, Херувимов честнейшая и Серафимов к Богу ближайшая; Твою славу, достоинство, светлость Твою, щедроты и вся милости Твоя, утешения и благословения кто достойно воспети может? Ты еси океан неисчерпаемых чудес. Псалом 140 Госпоже, всесмиренно взываю к Тебе: услыши мя, вонми молению и прошению моему; да исправится молитва моя, яко кадило пред лицем Твоим, в вечер, утро и полудне, и на всякое время, да не помрачит злоба мира сего разум мой; сотвори мя, Владычице, всегда разумети благоугодное Тебе и утверди сердце мое во истинней любви к Тебе. Псалом 141 Гласом моим к Госпоже воззвах и усердно к Ней помолихся, пролиях пред Нею слезы моя и сердечную болезнь Ей предложих, яко адский злый враг блюдет пяту мою и повсюду простирает противу мене сети своя; помози мне, Владычице, да не поткнутся стопы моя пред ним, но да сам сокрушится под ногами моими, трепещет бо имени и силы Твоея. Псалом 142 Госпоже, услыши молитву мою, внуши моление мое, яко погна враг душу мою, силится препяти мя на пути к вечному спасению, отяготи сердце мое мраком своим и уны зело дух мой; не отврати, Владычице, лица Твоего от мене, да не впаду с нисходящими в адский ров, но посли свет Твой и благодать Твою, и исчезнет предо мною мрак его и соблюдется живот и разум мой. Песнь вместо славы

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Говорят: нет указаний,— следовательно, надпись сделана кем-нибудь другим, а не пророком Давидом; а может быть, и псалом не им писан. Следует же говорить совсем противное, именно: по тому самому, что нет осязательных указаний, должно полагать, что надпись и, следовательно, самый псалом принадлежат святому Давиду. Стороннему лицу как могло прийти на мысль сделать такую надпись? Только сам Песнопевец ведал,— к чему относится песнь, и выразил то в надписании песни. Ко времени гонения Давида Саулом относятся, кроме настоящего, еще 7 псалмов (по хронологии — 7,58,55,51,56,141,53). Но не во всех их есть определенные указания на самые события, хотя в подлинности их не сомневаются.    То замечание, что стороннее лицо могло взять фразу для надписи из книги Царств и приложить ее к сему псалму, по каким-либо соображениям, можно не считать стоящим уважения; потому что тон сей фразы: измени лице свое — подходит более к поэтической речи, чем к простой — исторической. И потому скорее положить должно, что исторические книги Царств взяли ее из надписи псалма, а не наоборот.    Таков случай, подавший повод к написанию псалма. Не следует, однако ж, думать, чтоб псалом сей составлен был тотчас по избежании Давидом означенной опасности. Против этого — более спокойный тон речи псалма, тогда как псалмы, писанные под свежими впечатлениями, полны сильных и стремительных оборотов; против этого — господствующее в псалме желание Пророка — из собственного опыта извлечь утешение и наставление для всех богобоязненных, смиренных обстоятельствами жизни; против этого — алфавитный порядок стихов, который неуместен при изложении в песни живых чувств, производимых действием текущих событий. Псалом не без движения, но в целом он носит характер произведения, в котором, обсудив спокойно бывшее, хотя не без чувства воспоминают о нем, имеют, однако ж, в мысли — более извлечь из события уроки себе и другим, чем только петь. Потому вернее будет положить, что псалом сей составлен после указанного в надписи случая, по миновании, может быть, многих и других скорбей, при счастливой уже обстановке внешней. Вспомнив о сей решительной в жизни своей минуте и дивном спасении от крайности, в которой находился тогда, святой Пророк полагает то в основание особой песни хвалебной и вместе учительной, начиная ее словами, которые в самом деле, может быть, исторглись из благодарного сердца в ту минуту, когда отпущенный Анхусом и отдалившись от Гефы, почувствовал он себя вне всякой опасности. Этим объясняется и то, почему в псалме воздается благодарность об избавлении от всех бед и скорбей, когда надпись указывает только на один случай. Этот случай был началом бед для Давида. Благодарно воспевая избавление от сей начальной беды, Певец не мог не зреть в уме и всей последующей цепи бед и скорбей, от коих давно избавляла его, всегда покрывавшая его, десница Вышнего.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2925...

Псалом 138    Госпоже, искусила мя еси и познала мя еси; Ты познала еси падения и преступления моя, но умножишася на мне, грешнем, матерния милости Твоя и разширися на мя благостыня Твоя; аз взираю, яко блудный сын, на небо, но Твоим предстательством аз сокрушаюсь, но Твоим вдохновением аз упокоеваюся, но воззрением на святое изображение кроткаго лица Твоего аз спасаюс, но верою и надеждою на Спасителя моего, Егоже ты держиши на руках Своих и показуеши мне, грешному, в утешение, аз уповаю получити блаженство во веки веков. Псалом 139    Изми мя, Госпоже, от человека лукаваго, и от врага адскаго соблюди мя: напряже лук свой противу мене врагь и лестию своею уловляет душу мою; сокруши, Владычице, силы его лукавыя и запни пронырству его, обрати беззакония его на выю его и в пропаст, юже содела, да впадет вскоре; аз же возрадуюся о Тебе и возвеселюся о спасении Твоем. Песнь вместо славы    Радуйся, Пресвятая Богородице, Херувимов честнейшая и Серафимов к Богу ближайшая; Твою славу, достоинство, светлость Твою, щедроты и вся милости Твоя, утешения и благословения кто достойно воспети может? Ты еси океан неисчерпаемых чудес. Псалом 140    Госпоже, всесмиренно взываю к Тебе: услыши мя, вонми молению и прошению моему; да исправится молитва моя, яко кадило пред лицем Твоим, в вечер, утро и полудне, и на всякое время, да не помрачит злоба мира сего разум мой; сотвори мя, Владычице, всегда разумети благоугодное Тебе и утверди сердце мое во истинней любви к Тебе. Псалом 141    Гласом моим к Госпоже воззвах и усердно к Ней помолихся, пролиях пред Нею слезы моя и сердечную болезнь Ей предложих, яко адский злый враг блюдет пяту мою и повсюду простирает противу мене сети своя; помози мне, Владычице, да не поткнутся стопы моя пред ним, но да сам сокрушится под ногами моими, трепещет бо имени и силы Твоея. Псалом 142    Госпоже, услыши молитву мою, внуши моление мое, яко погна враг душу мою, силится препяти мя на пути к вечному спасению, отяготи сердце мое мраком своим и уны зело дух мой; не отврати, Владычице, лица Твоего от мене, да не впаду с нисходящими в адский ров, но посли свет Твой и благодать Твою, и исчезнет предо мною мрак его и соблюдется живот и разум мой.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Псалом 138 Госпоже, искусила мя еси и познала мя еси; Ты познала еси падения и преступления моя, но умножишася на мне, грешнем, матерния милости Твоя и разширися на мя благостыня Твоя; аз взираю, яко блудный сын, на небо, но Твоим предстательством аз сокрушаюсь, но Твоим вдохновением аз упокоеваюся, но воззрением на святое изображение кроткаго лица Твоего аз спасаюс, но верою и надеждою на Спасителя моего, Егоже ты держиши на руках Своих и показуеши мне, грешному, в утешение, аз уповаю получити блаженство во веки веков. Псалом 139 Изми мя, Госпоже, от человека лукаваго, и от врага адскаго соблюди мя: напряже лук свой противу мене врагь и лестию своею уловляет душу мою; сокруши, Владычице, силы его лукавыя и запни пронырству его, обрати беззакония его на выю его и в пропаст, юже содела, да впадет вскоре; аз же возрадуюся о Тебе и возвеселюся о спасении Твоем. Песнь вместо славы Радуйся, Пресвятая Богородице, Херувимов честнейшая и Серафимов к Богу ближайшая; Твою славу, достоинство, светлость Твою, щедроты и вся милости Твоя, утешения и благословения кто достойно воспети может? Ты еси океан неисчерпаемых чудес. Псалом 140 Госпоже, всесмиренно взываю к Тебе: услыши мя, вонми молению и прошению моему; да исправится молитва моя, яко кадило пред лицем Твоим, в вечер, утро и полудне, и на всякое время, да не помрачит злоба мира сего разум мой; сотвори мя, Владычице, всегда разумети благоугодное Тебе и утверди сердце мое во истинней любви к Тебе. Псалом 141 Гласом моим к Госпоже воззвах и усердно к Ней помолихся, пролиях пред Нею слезы моя и сердечную болезнь Ей предложих, яко адский злый враг блюдет пяту мою и повсюду простирает противу мене сети своя; помози мне, Владычице, да не поткнутся стопы моя пред ним, но да сам сокрушится под ногами моими, трепещет бо имени и силы Твоея. Псалом 142 Госпоже, услыши молитву мою, внуши моление мое, яко погна враг душу мою, силится препяти мя на пути к вечному спасению, отяготи сердце мое мраком своим и уны зело дух мой; не отврати, Владычице, лица Твоего от мене, да не впаду с нисходящими в адский ров, но посли свет Твой и благодать Твою, и исчезнет предо мною мрак его и соблюдется живот и разум мой.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2820...

Псалом 141 Пс.141:1 . Разума Давиду, внегда быти ему в вертепе молящемуся. Гласом моим ко Господу воззвах, гласом моим ко Господу помолихся. Пс.141:2 . Пролию пред ним моление мое, печаль мою пред ним возвещу. НАДПИСАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ В Еврейском тексте: Песнь Давидова вразумляющая, внегда бысть в вертепе моляйся. Сия надпись показывает время, место, случай и содержание псалма. Время, когда бежал Давид от Саула к царю Анхусу, а от сего в пещеру Одолламскую, где, будучи один, подвержен был опасности жизни, как читаем в 1Цар. 22 . Место, самая пещера Одолламская, а не Енгаддова, как некоторые неосновательно мнят: ибо в сей пещере более Саул находился в опасности жизни, нежели Давид ( 4Цар. 24:4 ). Случаем было гонение Саула и опасность от царя Анхуса. Что касается до содержания, – оно есть молитва к Богу, коею Давид просит избавления от предстоящия опасности. Первыя слова означают, что Давид не чужим гласом молился, как делают те, кои или не разумеют, или не внемлют, что говорят, но молился гласом своим, который он в сердце слагал, и посредством языка или гортани произносил. Глагол: воззвах – означает сильный внутренний вопль. Глагол: помолихся – положен вместо изъяснения вопля: ибо вопиют к Богу и те, кои хулят и злословят Его, но не молятся; сей же, моляся и призывая, вопиял. Оныя слова: пролию пред Ним моление мое – означают зело прилежную молитву: тогда бо проливается молитва, когда первее из сердца аки из некоего сосуда изливается помалу, а потом вдруг и с сильным порывом аки поток стремится. Следующия за сим слова: печаль мою пред Ним возвещу – означают, что молитва оная принесена была в таком месте, где един токмо Бог видел молящагося в пещере, яко в клети, каким образом и Господь после учил молиться ( Мф. 6:6 ). Пс.141:3 . Внегда изчезати от Мене духу моему, и ты познал еси стези моя: на пути сем, по немуже хождах, скрыша сеть мне. Давид чистосердечно признается здесь, что он будучи в опасности потеряния жизни и почти в самых челюстях смерти, сильно смущался духом, однако не потерял постоянства веры своея. Ибо когда говорит: Ты познал еси стези моя, – то сим означает, что хотя не имел он никакой спасения надежды, однако не сумневался, что Богу всегда известны были такие способы, коими мог Он спасти его. Отсюду видим, какому правилу последовал Давид, когда будучи окружен мраком смерти, закрывал очи, и препоручал себя отеческому промыслу Бога. Оныя слова: на пути сем, по немуже хождах, скрыша сеть мне, – означают, что гонение на Давида первее начало возимело от тайных наветов вражеских, потом от явныя силы: ибо Саул часто помышлял хитростию и коварством умертвить Давида, посылая его на брани в том чаянии, что он убит будет: но когда сие не удавалось, то явною силою нападал на него.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Погибе бегство от мене, и несть взыскаяй душу мою.   Ибо не было возможности спастись бегством из пещеры, когда вход в нее занять был Саулом. Никто, говорит Давид, не ищет спасения души моей. Пс.141:6. Воззвах к Тебе, Господи.    Ибо в Нем одном полагает надежду спасения. Пс.141:8. Изведи из темницы душу мою.    Говорит это, как бы имея в виду пещеру. Симмах переводит: «извлеки из заключения душу мою». Исповедатися имени Твоему.   Поскольку освободил Ты меня от этой скорби и из этой темницы, то возглашу благодарственные песнопения. Мене ждут праведницы, дондеже воздаси мне.   Если изведешь меня отсюда, вознаградив за добрые мои дела; то и прочие праведники, во мне имея пред очами пример, и из того, что было со мною, заключая о том, что будет с ними, притекут к Тебе и вознесут Тебе моления. Псалом 142 Псалом песни Давиду, егда гоняше его Авессалом сын его.   И этот псалом имеет подобное с предыдущим содержанием. Пророк молится об освобождении от гонителей, как говорит Апостол: прообразовательно «сия... прилучахуся древним, писана же бышa[v] в научение наше» (1 Кор. 10:11). Поэтому научаемся — в напастях прибегать к единому Богу. Но должно знать, что молитва эта относится к лицу человечества, гонимого и притесняемого преобладающим сатаною, и от него-то пророк умоляет освободить пришествием Единородного. Пс.142:1. Господи, услыши молитву мою.    Прошу, говорит Псалмопевец, чтобы услышан я был Твоею истиною. Это подобно тому, как если бы сказать: исполни прошение мое, послав единородного Твоего, Который есть истина и правда. Пс.142:3. Посадил мя есть в темных, яко мертвыя века.    Темнотою означает неведение, в каком некогда пребывал; ничем тогда, говорит, не различался я от мертвого.     Мертвыми века именует древле бывших идолослужителей. Пс.142:7. Скоро услыши мя Господи, исчезе дух мой.    Прилично произносить это в крайних обстоятельствах, когда бедствует у кого душа. Но не в человеческих делах следует этим пользоваться. Пс.142:8. Слышану сотвори мне заутра милость Твою.    Разумеет утром бывшее воскресение Господа; или, может быть, молится, чтобы наступило утреннее воскресение Христово, которым мы помилованы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2599...

Пс.140:7. Яко толща земли проседеся на земли, расточишася кости их при аде.    Как «толща земли» разрывается плугом, раздробляется и рассыпается на разные глыбы и части, так и «кости» грешников рассыпаются во гробе. Ибо словом «при аде» назвал гробы (Феодорит). Пс.140:8. Яко к Тебе, Господи, Господи, очи мои: на Тя уповах, не отыми душу мою.    Хотя бы постигли меня и безчисленные бедствия, не отступлю от надежды на Твою помощь. Не извлеки из души того «упования», какое имею на Тебя (Златоуст, Афанасий). Пс.140:9. Сохрани мя от сети, юже составиша ми, и от соблазн делающих беззаконие.    Говорит о кознях тайных и скрытых, которых трудно остеречься и заметить, против которых особенно нужна высшая помощь. Поэтому и заключает псалом молитвою (Златоуст). Пс.140:10. Падут во мрежу свою грешницы: един есмь аз, дондеже прейду.     «Падут во мрежу свою грешницы», зная это, смотри, чтобы самому не подвергнуться тому, что умышляешь другому. Праведных бедствия постигают для их исправления и возбуждения их любомудрия; а грешных, как неисцелимо больных для наказания и мучения. «Един», т.е. уединен и сосредоточен, чужд общества нечестивых и как бы проводящий жизнь один, что и составляет величайший вид добродетели. Не пустыня делает «уединенным», но мудрая воля (Ефрем, Златоуст). Разума Давиду, внегда быти ему в вертепе молящемуся, 141    Великого «разума» исполнен этот Богом вдохновенный Давиду псалом, научающий, как находясь в опасности можно избежать зла. Под «вертепом» разумеет он ту пещеру, в которой скрывался от Саула. Ибо когда Давид находился внутри пещеры, Саул, не зная этого, остановился также у входа в пещеру; в это время Давид, видя себя окруженным врагами и как бы запертым, произнес эту молитву к Богу (Афанасий, Феодорит). Пс.141:2. Гласом моим ко Господу воззвах, гласом моим ко Господу помолихся.     «Глас» — означает не силу дыхания, а напряженное внимание (Златоуст). Пс.141:3. Пролию пред Ним моление мое, печаль мою пред Ним возвещу.    Молитва «проливается» тогда, когда бывает со слезами (Псалтирь с толкованием).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Псалом 33. Благодарение Господу за Его милость и наставление страху Божию Псалом 33 есть благодарственно-поучительная песнь, в которой псалмопевец, исполненный благодарных чувствований за дарованное ему избавление от грозившей опасности, высказывает намерение всю жизнь свою прославлять Господа и приглашает к тому с собою и всех других верующих, причем желая, чтобы все люди, подобно ему, удостоились милости и помощи Божией, он с отеческою любовию поучает их страху Божию, удерживанию себя от грехов, не только делом, но и словом, и смиренному упованию на Господа, стараясь убедить их в том, что люди благочестивые всегда пользуются особенным благоволением Божиим, между тем как нечестивых ожидает строгое наказание Божие. По форме изложения – псалом принадлежит к числу так называемых алфавитных псалмов, так что число стихов его, кроме надписания, соответствует числу 22 букв еврейского алфавита и каждый стих его в евр. т. начинается с новой по порядку буквы 141 ; но вследствие такой искусственной формы он, подобно другим алфавитных псалмам (ер. Пс.24 ), не отличается строгою последовательностью и состоит большею частью из отдельных, как бы приточных изречете, повторяя в разных выражениях одни и те же главные мысли. Написан он по свидетельству надписания (ст. 1) Давидом, когда он притворился безумным пред Авимелехом, и был изгнан от него и удалился. Словами: когда притворился безумным, без сомнения, указывается случай в жизни Давида из времени Саулова гонения, описанный в 21 гл. 1 кн. Царств (ст. 10–15). Именно: спасаясь от преследования Саула, Давид, запастись в Номве хлебом и оружием, убежал в Геф к филистимскому царю Анхусу, в надежде, что тот окажет покровительство храброму военачальнику враждебного ему царя. Но придворные Анхуса, не могшие простить Давиду еще недавно нанесенных им филистимскому народу поражений и особенно его победы над Голиафом, указывая на эту последнюю своему царю, стали выставлять пред ним Давида, как опасного своего врага. При таких наговорах положение Давида в среде филистимлян сделалось очень опасным: ему не только не обещали защиты, но и задерживали его в Гефе, не позволяя убежать оттуда (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

По Трисвятом тропарь, глас 2: Тропарь, глас 2 Благообразный Иосиф,/с Древа снем Пречистое Тело Твое,/плащаницею чистою обвив, и благоуханьми,/во гробе нове, закрыв, положи,/но тридневен воскресл еси, Господи,/подаяй мирови велию милость. Благородный Иосиф,/с древа сняв пречистое тело Твое,/чистым полотном обвив и помазав благовониями,/в гробнице новой положил./Но в третий день воскрес Ты, Господи,/даруя миру великую милость. И отпуст. Затем ектения сугубая и отпуст. В СУББОТУ НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ. В СУББОТУ НА ВЕЛИКОЙ ВЕЧЕРНЕ Христос воскресе:  яко обычно. Таже псалом предначинательный: Благослови душе моя Господа:  И кафисма 1 Псалтира. После благословения предстоятеля, Христос воскрес:  (3). Затем поем предначинательный псалом: Благослови, душа моя, Господа:  И по исполнении его, читаем: Блажен муж:  и всю первую кафизму. На Господи воззвах:  поставим стихов 10, и поем: Господи воззвах:  поем на глас второй, стихиры на 10. Стихиры воскресны, 3, глас 2: Стихиры воскресные на 3, глас 2 Стих:  Изведи из темницы душу мою,/исповедатися Имене Твоему. Стих:  Выведи из темницы душу мою,/чтобы мне прославить имя Твоё.     Пс 141:8А Прежде век от Отца рождшемуся Божию Слову,/воплощшемуся от Девы Марии,/приидите поклонимся:/Крест бо претерпев,/погребению предадеся, яко Сам восхоте:/и воскрес из мертвых,/спасе мя заблуждающаго человека. Прежде веков родившемуся от Отца Богу Слову,/воплотившемуся от Девы Марии,/давайте поклонимся, ибо Он, Крест претерпев,/погребению Себя предал, как Сам восхотел,/и воскреснув из мертвых,/спас меня –заблуждающегося человека. Стих:  Мене ждут праведницы,/дондеже воздаси мне. Стих:  Меня будут ждать праведные,/доколе Ты не воздашь мне.     Пс 141:8Б Христос Спас наш,/еже на ны рукописание пригвоздив на Кресте заглади,/и смертную державу упраздни:/покланяемся Его тридневному Воскресению. Христос, Спаситель наш,/рукописание против нас, пригвоздив ко Кресту, изгладил/и могущество смерти упразднил./Поклоняемся Его воскресению на третий день. Стих:  Из глубины воззвах к Тебе, Господи,/Господи, услыши глас мой.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-3...

Правильный и основательный перевод надписания, maschil может быть только словами: «благочестивое или священное стихотворение». Вот доказательства точности такого перевода: а) Прежде всего этимологическое; глагол hischil (гисхил, sachal – сахал в 4 форме «гифил») первоначально значит: «иметь прозорливость, быть благоразумным, рассудительным», но, по отпечатлевающемуся в языке Евреев взгляду их на взаимное теснейшее единение и проникновение теоретического и практического в жизни, выходит другое значение этого слова, именно: «быть благочестивым, быть религиозным.» (См. напр. об этом взгляде в учительных книгах Соломоновых). Так в псалмах 13-м и почти буквально сходным с 13-м в 52-м (в евр. Библии 14 и 53), – в псалмах надписанных так же как и 44-й, читаем: рече безумен naval (навал) в сердце своем: несть Бог; растлеша и омерзишася в начинаниях (в беззакониях – 52 пс.: несть творяй благостыню (благое – 52 пс.). Господь (Бог-52 пс.) с небесе приниче на сыны человеческия, видети, аще есть разумеваяй, или взыскаяй Бога haiesch maskil dovesch et – Elohim – «есть ли разумевающий, (или) ищущий Бога» 57 . Здесь очевидно слово maskil «разумеваяй» прямо противополагается слову nawal – «безумец в нравственном смысле или безбожник» и сопоставляется в одном значении со словами dovesch et Elohim – «ищущий Бога или благочестивый»; так что эти последние слова составляют прямое и точное толкование слова masch chil 58 . б) Содержание всех псалмов надписанных словом maschil 59 непосредственно относится к Богу; во всех этих псалмах заключается или благодарение и хвала Богу за благодеяния его, или молитва к Богу о помощи Его. Теперь понятно и значение выражения 46-го псалма: пойте (Богу) разумно т.е. благочестивую, благоговейную священную песнь 60 . с) В псалме 141-м (в Евр. Библ. 142), в надписании, слово maschil истолковано как общее название песней Богу молитвенных, благодарственных и хвалебных – прилагаемое к этому псалму в частном значении «молитвы»: псалом 141-й называется и maschil в разум 61 или «учение» 62 и tephilah (тэфилах) – «молитва» 63 : «учение» Давидово; – молитва , когда он был в пещере» 64 .– И так, если 44-й псалом надписывается словами, несомненно указывающими содержание и назначение его: «благочестивая, религиозная песнь»; то кто же может быть предметом этого псалма, кроме Бога, и мыслимое ли дело – прилагать его, после сего, к какому-либо человеку, хотя бы и великому и славному 65 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010