25) Пленен ты чуждыми помыслами, и почувствовал, что отводят тебя в рабство, и пришел в себя? перестань наконец, и остановившись в грехе своем, на чем застиг ты сам себя, сядь, плачь, и как сделали некогда израильтяне, так и ты повторяй написанное в псалме 136. Если же, искушения признавая для себя испытанием, желаешь после искушений возблагодарить; то у тебя есть псалом 138. Снова окружили тебя враги и хочешь избавиться от них? читай сказанное в псалме 139. Желаешь ли вознести прошение и молиться? пой псалмы 5 и 142. Восстал на народ враг мучитель? не ужасайся, как Давид не убоялся Голиафа, но веруй и ты подобно Давиду, воспевая сказанное в псалме 143; а потом, дивясь Божиим благодеяниям и содержа в памяти Божию благость, явленную на тебе и на всех, если желаешь благословить за это Бога, говори словами Давида, какие изрек он в псалме 144. Желаешь ли петь Господу? имеешь, что изречь – псалмы 92 и 97. Если ты мал, но для какой-нибудь потребности предпочтен братиям твоим; то не превозносись пред ними, но, воздав славу избравшему тебя Господу, воспой и ты псалом 151, собственно принадлежащий Давиду. Но желаешь ты петь vnakou, надписанные: аллилуия? имеешь псалмы: 104, 105, 106, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 134, 135, 145, 146, 147, 148, 149, 150. 26) Когда желаешь воспевать, что в особенности сказано о Спасителе: тогда и в каждом псалме найдешь нечто такое; преимущественно же имеешь для сего псалмы 44 и 109, в которых изображены Его преискреннее рождение от Отца и пришествие во плоти; псалмы 21 и 68, в которых предсказаны божественный крест, и то, каким подвергся козням, и что претерпел Он за нас; псалмы 2 и 108, в которых обнаружены злоумышление и лукавство иудеев, также предательство Иуды Искариотского; псалмы 20, 49 и 71, в которых изображены Его царство, власть как судии, и второе пришествие к нам во плоти и призвание язычников; псалом же 15 показывает Его воскресение во плоти; а псалмы 23 и 46 возвешают восшествие Его на небеса. Также, читая псалмы 92, 95, 97 и 98, можешь усмотреть благодеяния Спасителя, оказанные нам Его страданиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Isihij_Ierusal...

Эти псалмы по своей тематике вполне можно было бы включить в сборник Хвалебных песен паломников ( Пс. 119– 133 ). Можно ли найти что–либо более подходящее для странников, прибывших к цели своего паломничества, чем эта песнь хвалы, в которой по принципу мозаики собраны отдельные фрагменты, отражающие последовательную поступь великого паломничества из Египта в Ханаан, и которая прославляет блага, дарованные народу, избранному Господом ( Пс. 134:4 )? Или другая песнь ( Пс. 135 ), в которой та же тема звучит как великий антифон и в которой также воздается хвала великому и всемогущему Господу и прославляются блага, дарованные Им Своему народу, и вечная милость Его? Псалом 134. Выбор Израиля: значение его для народа Псалом имеет следующую структуру: А 1 (1–4) Слава Господу, Который избирает Б 1 (5–7) Великий Господь: Творец и Владыка (семь аспектов Его величия) В (8–14) Деяния Господа В 1 (8–9) Избавление В 2 (10–12) Дары В 3 (13–14) Защита и победа Б 2 (15–18) Мертвые идолы (семь аспектов бессилия идолов) А 2 (19–21) Слава Господу, Который пребывает среди народа Своего. 1–4 Выражения рабы… стоящие и благ… сладостно вызывают ассоциации с Пс. 132:1; 133:2 . Настойчивый призыв к прославлению и многократное упоминание имени Господа – это благодарный ответ на Божественное избрание Иакова, Израиля в собственность Свою ( Исх. 19:5 ; Втор. 7:6; 14:2; 26:18 ; Мал. 3:17 ; ср.: 1Пар. 29:3 ). 5–7 Общая хвала только тогда имеет смысл, когда в ней принимает участие каждый. Паломники молятся сообща, но вклад каждого очень важен: «я познал» (т. е.: я лично знаю). В сознании язычников вся вселенная наполнена множеством богов, особенно на морях и в безднах (6). Вся же Псалтирь пронизана мыслью, что Бог – Творец всего сущего (6) и что Он контролирует даже конкретные детали изменения погодных условий (7). Превыше всех богов – не потому, что они существуют на самом деле, но потому, что им поклоняются и они заполонили умы людей ( Ис. 44:6–20 ). (См.: Пс. 94:3 .) Ст. 8–14 охватывают весь период исхода – от момента выхода из Египта (8), разгрома враждебных народов под водительством Моисея (11; Чис. 21:21 и дал.; Втор. 2:20 и дал.; 3:1 и дал.), завоевания обетованной земли под водительством Иисуса Навина (12) и, поскольку обетования Господа неизменны (13), до необозначенного точной датой грядущего, в котором Он всегда будет присутствовать среди Своего народа, верша Свой суд и милость: будет судить… и… умилосердится, т. е. в суде Своем проявит милость к Своему народу.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

5) И, наконец, слово Божье определяет нормы практического поведения в повседневной жизни. Это заповеди (евр. miswah, ст. 6, 10, 15, 19, 21, 32, 35, 47, 48, 60, 66, 73, 86, 96, 98, 115, 127, 131, 143, 151, 166, 172, 176). Различие между этим и двумя другими словами этой группы состоит в том, что заповедь означает простое наставление о том, что вы должны выполнять определенные требования, тогда как слово повеления (евр. piqqud, ст. 4, 27, 40, 45, 56, 63, 69, 78, 87, 93, 94, 100, 104, ПО, 128, 134, 141, 159, 168, 173) предполагает практическое и скрупулезное воплощение слова Божьего в повседневной жизни, а пути (евр. derek, ст. 3, 15, 37) скорее может означать образ жизни. В псалме особо подчеркивается любовь к слову Божьему (ст. 16, 31, 54, 70, 127, 140, 159, 167), повиновение ему (17, 34, 60, 100, 106, 129), обращение к нему в стесненных обстоятельствах (51, 61, 83, 87, 95, 109, ПО, 143, 157, 161). Доверие к слову Божьему лежит в основе молитвенных обращений о сострадании (77) и избавлении от бедствий (153); Господь всегда благ, как и Его слово (41, 59, 65, 76, 116, 154, 170). Этот псалом – неисчерпаемая сокровищница, он содержит целое собрание молитв и прошений к Господу, исходящих из глубины человеческого сердца, страждущего и слабого. Однако, сколь ни велико наше стремление к повиновению, к соблюдению заповедей Божьих в своих мыслях и практической жизни, каждый из нас в конечном итоге заблудился, как овца потерянная, которая нуждается в непрестанной заботе Пастыря (ст. 176). Хотя в псалме есть два триплета (ст. 48, 176), каждой букве еврейского алфавита посвящено восемь куплетов. Но, как и всегда в еврейской поэзии, форма здесь подчинена содержанию, и каждая алфавитная строфа представляет четко выраженную мысль. 1–8 Алеф. Великое условие: если только, то… Характерно, что псалом открывается строфой, в которой утверждается, что повиновение слову Божьему – ключ к жизни. Восклицание в ст. 5 – стержневой стих этого раздела. Двойное благословение получают живущие по слову Господа, проявляющие постоянство и преданность (1–3), ибо Он заповедал проявлять послушание Слову Своему (4). «О, если бы направлялись пути мои» (5) – тогда бы не было разочарований и несбывшихся надежд (6), но только славословие и хвала (7). С помощью Бога я смогу повиноваться Его слову (8). Ст. 1–4 отражают объективную ситуацию: блаженны (1–2), т. е. счастливы исполняющие законы Господни; они не делают беззакония, в своей жизни они полностью руководствуются Его повелениями и во внешнем проявлении (ходят), и в сердце своем. Ты (4), усилительное – Ты Сам. Ст. 5–8 отражают субъективную ситуацию: личные устремления, чаяния и решимость. Направлялись – неуклонно следовали по пути правды. Не постыдился – не было бы горьких сожалений о своих отступлениях. Уставы Твои (8) подчеркивает местоимение Ты в ст. 4.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

1061]. Пс.134:19-21 Доме Израилев, благословите Господа: доме Ааронь, благословите Господа: доме Левиин, благословите Господа: боящийся Господа, благословите Господа. Благословен Господь от Сиона, живый во Иерусалиме.     Как в начале псалма, так и здесь, при окончании его, пророк опять призывает всех к благословению и славословию Господа, с тою разницею, что там приглашал всех вообще рабов Господних хвалить Господа, а здесь тех же рабов разделяет на части и каждую часть в отдельности призывает благословить Господа, говоря (пер. с евр.): «Дом Израилев! благословите Господа. Дом Ааронов, благословите Господа. Дом Левиин! благословите Господа. Боящиеся Господа! благословите Господа». При этом он разумеет под домом Израилевым, конечно, весь народ Божий; под домом Аароновым весь род священников, происходящий от первосвященника Аарона; под домом Левииным — весь дом Левия, от которого происходили левиты, служившие при скинии; а под именем боящихся Господа разумеет всех вообще верующих, чтущих Бога и боящихся Его (Деян. 10:35). В заключение пророк сам благословляет, т.е. славит, Господа и просит, чтобы благословение Господне, исходящее от Сиона, где скиния и дом Божий, распространилось на всех верующих, и чтобы все верующие взаимно и непрестанно благословляли Господа, как великого Царя, утвердившего престол Свой в Иерусалиме. По словам блж. Феодорита, «Бог, будучи благословляем, благословит, но бывает благословляем словом, а благословит самым делом, и прославляющие Его приносят слова, а Он воздает благословение и благодать делами. А сказал, что Он обитает в Иерусалиме — не потому, чтобы ограничивал Его природу, но потому, что знал о божественном Его явлении там» с. 1062]. Кафизма XX 143, 144 – 145, 146, 147 – 148, 149, 150, 151    Таково надписание сего псалма у нас в славянской Псалтири. В русской Псалтири, переведенной с еврейского, сие надписание читается просто: «псалом Давида». В сей Псалтири слова «против Голиафа» поставлены в скобках. Эти слова в древних еврейском и халдейском кодексах считались отсутствующими. Даже в экзаплах Оригена и в безукоризненных списках LXX толковников, по свидетельству блж. Феодорита, этих слов не было с. 667] Незначительное само по себе прибавление сих слов к надписанию, как думают некоторые, сделано, должно быть, LXX толковниками, просвещенными божественным светом и принявшими во внимание слова 10-го стиха, где упоминается об избавлении Давида от меча люта. Посему и будем рассматривать сей псалом как благодарственную песнь Богу за одержанную Давидом победу над врагами, с молитвою о благоденствии его народа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3141...

Далее опять следует чтение псалмов, и потому опять предлагаются разные молитвенные мысли и чувства к Богу, большей частью возбуждающие нас к молению о прощении наших грехов. В настоящем случае читаются многие и различные псалмы. Это чтение псалмов находится в связи с чтением псалмов на Вечерни, а потому, так как под Воскресенье за Вечернею читаются и поются псалмы первой кафизмы ( Пс.1 – Пс.8 ), то теперь читаются псалмы 2 и 3 кафизмы, с Пс.9 по Пс.23 , из которых самым важнейшим можно считать 21 псалом ( Пс.21 ), содержащий пророчества о страданиях Иисуса Христа 162 . Так как псалмы содержат моления, часто выражающие крепкую надежду на Бога, то очень уместно среди их пение «Слава Отцу» … «Аллилуйя» и «Господи помилуй» с малыми ектеньями между ними и после их. Эти чтения псалмов называются кафизмами (сидениями) потому, что за чтением их, во время поучений, сидели; потому же и песни, полагающиеся здесь, называются седальными. 163 Далее в праздничные и воскресные дни поются некоторые псаломские стихи, возвещающие о великой милости (о «полис елеос» по-гречески) и потому называющиеся полиелейными, или полиелеем. Эти стихи взяты из Пс.134:1,21 и Пс.135:1,26 . Оба эти псалма – хвалебные песни Богу, прославляющие Его в особенности за попечение об евреях. Они надписываются «Аллилуйя», а потому и у нас пение каждого стиха сопровождается троекратным пением «Аллилуйя», – таким образом: Хвал ите им гдне, хвалите раб гда, (Трижды). Прославляйте имя Господне, прославляйте рабы Господни. Аллилуйя. Б лгословенъ гдь живый во Исповдайтес гдеви, к блгъ: к въ вкъ млть Славьте Господа, потому что Он добр, потому что милость Его вечна. Аллилуйя. Исповдайтес бг небесном, к въ вкъ милость Необходимость восхвалять Господа за Его великую милость к нам напоминают нам и следующие за сим церковные песни, или тропари, в воскресные дни – прославляющие Воскресение Христа, а в праздники – величания в честь разных святых, и еще больше Евангельские чтения. Все тропари Воскресные предваряются словами 118 псалма ( Пс.118:12 ) «Благословен еси, Господи, научи меня оправданием Твоим» (уставам). Тропари воскресные

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

В две последние категории вошли следующие псалмы: псалмы мудрости (1, 31, 36, 48, 72, 111, 118, 126, 127:132) 666 и царственные псалмы (2, 17, 19, 20, 44, 71, 88, 100, 109, 131:143). Он также разделил псалмы плача на две подкатегории: индивидуальные плачи (3, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 12, 15, 16, 21, 24, 25, 26, 27, 30, 34, 35, 37, 38, 39, 4142, 50, 51, 53, 54, 55, 56, 58, 60, 61, 62, 63, 68, 69, 70, 76, 85, 87, 93, 101, 108, 119, 129, 139, 140, 141:142) и групповые плачи (11, 13, 43, 52, 57, 59, 73, 78, 79, 82, 84, 89, 105, 107, 122, 125:136). Первый жанр – хвалебные псалмы – также можно разделить на подкатегории: гимны общего содержания (28, 32, 67, 99, 102, 104, 110, 112, 113, 114, 116, 133, 134, 138, 144, 145, 146, 149:150), псалмы сотворения (8. 18, 64, 103:148), псалмы восшествия на престол (46, 92, 94, 95, 96, 97:99), псалмы Сиона (45, 47, 75, 83, 86:121), вводные литургии (14:23), гимны с пророческими предупреждениями (49, 80:81), псалмы доверия (22, 90, 120, 124:130) и псалмы благодарения, среди которых есть как индивидуальные (29, 33, 40, 65, 91, 115, 117:137) так и групповые (66, 74, 106, 123, 128:135). Хвалебные псалмы (гимны) были песнями, посвященными Яхве, в которых признавались Его могущество, Его сила и Его благость. Другими словами, это были песни, которые славили Бога за то, что Он – Бог . Эта форма в основном отражает трехстороннюю схему развития. 667 В эту категорию входит много различных псалмов (см. список Берлингера, приведенный выше). Индивидуальные и групповые псалмы-плачи имеют много общего. Различия чаще всего являются результатом различных обстоятельств, при которых эти псалмы были сочинены, и целей, для которых они были предназначены. Групповые плачи были вызваны какими-либо большими потрясениями в жизни народа. Такие псалмы использовались на общих собраниях, пелись хором, возможно в специально выделенные дни молитвы и поста. Индивидуальный псалом, напротив, является стенанием отдельного человека, души, переполненной трудностями и неудачами, человека, который раскрывает свое сердце перед Господом, Который Один и может его спасти. Трудность плачей, как групповых, так и индивидуальных в определении личности «врага». Возможно, как предлагает Лонгман: «Псалмы целенаправленно избегают упоминания исторических событий, чтобы они могли использоваться в разных обстоятельствах». 668 Плачи часто завершаются хвалой, гимном или благословением – либо за полученный ответ на молитву, либо за грядущий ответ (напр., Пс.21:2332 ). Более трети всех псалмов подпадают под категорию плачей, из них 48 имеют индивидуальный характер, а 17 – групповой.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Ст. 30. Постоянное возобновление жизни – в руках Божиих. Ст. 31–35. Заключительное славословие Богу.   Псалом 104 Аллилуия – букв. «хвалите Бога». Собрание псалмов с таким заголовком (песни хваления) входило в чин ветхозаветного богослужения, в Псалтирь вошли группы таких псалмов (пс. 104–106; 110–118; 134–135; 145–150). Пс. 104–106 вместе с пс. 103, в конце которого в евр. тексте стоит «Аллилуия», образуют тетралогию, то есть содержат четырехчастное описание библейских событий: пс. 103 воспевает творение мира, пс. 104 – раннюю историю еврейского народа, пс. 105 – выход из Египта, пс. 106 – возвращение в Палестину. Ст. 1–15. Эти стихи почти дословно совпадают с псалмом Давида (см.: 1Пар. 16:8–22 ). Ст. 5. Речь идет о чудесных событиях, сопровождавших исход древних евреев из Египта; ...приговоры уст Его – то, что Бог говорил Моисею (см.: Исх. 6:6–8; 7:1–5; 12:1–20 ). Ст. 8. ...завет Свой – здесь и в последующих стихах речь идет об обещании Господа дать потомкам Авраама во владение землю Ханаанскую (Палестину) (см.: Быт. 15:18–21; 17:1–21 ). Ст. 9. ...клятву давал Исааку – см.: Быт. 26:2–5 . Ст. 11. ...землю Ханаанскую – первоначальное обозначение Финикии, а затем и всей Палестины. Ст. 12–13. Авраам и его ближайшие потомки были полукочевниками. Ст. 14. Никому не давал Он их в обиду – ср., например, эпизод с Авраамом в Египте (см.: Быт. 12:10–20 ). Ст. 16–22. Вспоминается судьба Иосифа (см.: Быт. 37:28–41, 44 ). Ст. 16. См.: Быт. 41:54 ; ...хлебный злак – букв. «опору хлеба». Ст. 17. Послал перед ними человека – Иосифа, которого задолго до этого братья продали в рабство (см.: Быт. 45:5–7 ). Ст. 18. Вспоминается пребывание Иосифа в египетской тюрьме (см.: Быт. 39:20 ). Сдавили оковы – букв. «унизили ноги в его оковах, душа прошла сквозь железо». Ст. 19. Речь идет о снах, которые сумел разгадать Иосиф (см.: Быт. 40:5–23 ). Ст. 20. Узнав о способности Иосифа толковать сны, фараон освободил его из тюрьмы (см.: Быт. 41:14 ). Ст. 23–45. Вспоминается переселение семейства Иакова (Израиля) в Египет и исход древних евреев из Египта (см.: Быт. 46 – Исх. 1–14 ). Землей Хамовой называли Египет.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Введение в Ветхий Завет Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 8, 1996 23 марта, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 8, 1996 Псалтирь, Притчи Соломона, книга Екклесисаста, или Проповедника, Песнь песней Соломона, книги Премудрости Соломона и Иисуса, сына Сирахова Псалмы В Израиле, как и в соседствующих культурах Египта, Месопотамии и Ханаана, изначально существовали многочисленные формы песенного поэтического творчества. Некоторые из этих произведений включались в текст исторических книг (начиная с “морской песни” Моисея в Исх 15, “песни источника” в Числ 21:17–18, победной песни Деборы в Суд 5, плача Давида о Сауле и Ионафане в 2 Цар 1 и т. д. и вплоть до похвалы Иуде и Симону Маккавеям в 1 Мак 3:3–9 и 14:4–15); то же самое наблюдается и в Новом Завете, — вспомним Песнь Богородицы, Благословен грядый… и Ныне отпущаеши. Многие тексты пророческих книг также относятся к различным литературным формам песен. Существовали древние собрания песен, от которых сохранились только названия и некоторые фрагменты: “книга браней Господних” (Числ 21:14) и “книга Праведного” (Нав 10:13; 2 Цар 1:18). Но всю полноту шедевров религиозной лирики Израиля сохранила для нас Псалтирь. Названия Псалтирь ( от греч. yalt»rion — название струнного музыкального инструмента, на котором аккомпанировали песням-псалмам) — это сборник из ста пятидесяти псалмов (в русской Библии — из 151 псалма. — Пер. ). В еврейской Библии нумерация псалмов с 10 по 148 на единицу опережает греческий и латинский переводы, в которых объединены Пс 9 и Пс 10, а также Пс 114 и Пс 115, а Пс 116 и Пс 147 каждый разделены на два 1 . По-еврейски Псалтирь называется tehillim, что означает ‘хвалы’, ‘гимны’; однако это название, строго говоря, подходит только к первой части псалмов. В названиях, которыми снабжено большинство псалмов, это определение встречается только в Пс 145/146. Чаще всего в этих названиях встречается слово mismor, которое подразумевает аккомпанемент и самым точным образом переводится словом псалом. Многие из этих “псалмов” обозначаются также как [ir ‘песня’, и с этого же обозначения начинается без всяких дополнений каждая из “песней восхождения” (Пс 119/120–133/134). Другие названия встречаются реже, и подчас их трудно объяснить. Литературные жанры

http://pravmir.ru/vvedenie-v-vetxij-zave...

Об остальных псалмах, ненадписанных в еврейском тексте, хотя иногда имеющих разные надписания у 70 и в других переводах, исследователи затрудняются сказать что-либо определенное, касательно личности псалмопевцев, определяя лишь, и то не бесспорно, время их происхождения. Так, к эпохе Езекии, по окончании ассирийского нашествия, относят 65, 66 и 91 псалмы 208 . К следующей за Езекиею эпохой Манасии и Иосии относят псалмы 92, 96–99, очень сходные с книгой пророка Исаии и отражающие на себе разные «печальные катастрофы» в судьбе иудейского царства, которыми так обильно было это время – пленение и возвращение Манасии, сражение и погибель Иосии и т.п. 209 . К периоду вавилонского плена относят происхождение 101, 104 и 105 псалмов, ясно упоминающих о страданиях евреев в плену (101:21) и содержащих молитву об освобождении из плена: собери ны, Госпди, от язык (105:47) 210 . Несомненно, к послепленной эпохе нужно отнести 136 псалом, в коем уже вспоминается об эпохе плена вавилонского, как о бывших временах и лицах. К тому же времени относят 106,110–120,122,124–125,127–129,133–135,145–150 псалмы. Они также содержат «воспоминания» об эпохе плена и освобождения из него (119:5–6; 125:1–4;106:4–7); а также о рабстве (122:3–4;124:3;135:23–24) и освобождении из него (128:4;106:10–16). В некоторых из сих псалмов находятся довольно ясные указания даже на некоторые частные события из обширной послепленной эпохи; например, освящение второго храма (пс.117, а также 114–116,134–135). Эпоху Ездры и Неемии напоминает содержание 110–111 и 118 псалмов, их «учение» и «поучение» в законе Господнем себя и всех Иудеев, возвратившихся из плена (ср. 1Ездр.7 –9гл.; Неем.8–9 ,13гл. 211 ). Восстановление Иерусалима, его «верей», стен и ворот, т.е. эпоха Неемии, ясно упоминаются в 146 и 147 псалмах (146:2;147:1–2). Вообще последние хвалебные псалмы (145–150) отражают настроение Евреев по возвращении из плена, по восстановлении храма и Иерусалима, а потому всеми учеными ортодоксального направления справедливо относятся к эпохе Ездры и Неемии 212 . К этой же эпохе относится введение трмина «песни восхождения» или по слав. «степеней» (119–133 псалмы), приложенного к псалмам, которые воспевались во время путешествий Иудеев на праздники ко второму храму, хотя многие из псалмов, имеющих такое надписание, произощли гораздо ранее, напр. от Давида (121,123,130,132), от Соломона (126 и 131 213 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

   Об остальных псалмах, не надписанных в еврейском тексте, хотя иногда имеющих разные надписания у LXX и в других переводах, исследователи затрудняются сказать что-либо определенное, касательно личности псалмопевцев, определяя лишь, и то не бесспорно, время их происхождения. Так, к эпохе Езекии, по окончании ассирийского нашествия, относят 65, 66 и 91 псалмы. К следующей за Езекией эпохе Манассии и Иосии относят псалмы 92, и 96—99, очень сходные с книгой пророка Исайи и отражающие на себе разные «печальные катастрофы» в судьбе иудейского царства, которыми так обильно было это время пленения, и возвращение Манассии, сражение и погибель Иосии, и т. п. К периоду вавилонского плена относят происхождение 101, 104 и 105 псалмов, ясно упоминающих о страданиях евреев в плену (Пс.101:21) и содержащих молитву об освобождении из плена: собери ны, Господи от язык (105:47). Несомненно к послепленной эпохе нужно отнести 136 псалом, в коем уже вспоминается об эпохе плена вавилонского, как о бывших временах и лицах. К тому же времени относят 106-й, 110—120, 122, 124—125, 127—129,133—135, 145—150 псалмы. Они также содержат «воспоминания» об эпохе плена и освобождении из него (119:5—6; 125:1—4; 106:4—7); а также о рабстве (122:3—4; 124:3; 135:23—24) и освобождении из него (128:4; 106:10—16). В некоторых из сих псалмов находятся довольно ясные указания даже на некоторые частные события из обширной послепленной эпохи; например, освящение второго храма (Пс.117, а также 114—116:134—135). Эпоху Ездры и Неемии напоминает содержание 110—111 и 118 псалмов, их «учение» и «поучение» в законе Господнем себя и всех иудеев, возвратившихся из плена (ср. 1Езд.7—9 глл.; Неем.8—9:13 глл.). Восстановление Иерусалима, его «верей,» стен и ворот, т. е. эпоха Неемии, ясно упоминаются в 146 и 147 псалмах (146:2; 147:1—2). Вообще последние хвалебные псалмы (145—150) отражают настроение евреев по возвращении из плена, по восстановлении храма и Иерусалима, а потому всеми учеными ортодоксального направления справедливо относятся к эпохе Ездры и Неемии. К этой же эпохе относится введение термина «песни восхождения» или по-славянски «степеней» (119—133 псалмы), приложенного к псалмам, которые воспевались во время путешествий иудеев на праздники ко второму храму, хотя многие из псалмов, имеющих такое надписание, произошли гораздо ранее, например от Давида (121; 123; 130; 132), от Соломона (126 и 131).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010