В древние времена Христианства Всенощное служение преимущественно было такою порой, когда производилось возглашение слова Божия и сказывание поучений. Читали не одни Паремии и Воскресные Евангелия, но так же Апостольские послания, Апокалипсис Иоанна Богослова и беседы из Отцов 35 . § 89. Содержанием поучений, заимствуемых из Всенощного Богослужения, может и должно быть, во-первых, это самое Богослужение. Проповедник обязан, хотя изредка, молящемуся и верующему народу раскрывать общий состав Всенощного Бдения в главный порядок оного. А составлено Всенощное Богослужение, равно как и другие виды наших Православных Служб, вообще из четырёх стихий: а) из Св. Писания, б) из песней Христианских песнотворцев, в) из молитв разного рода, г) из Священнодействий. § 90. Из Св. Писания заимствуются для Всенощной: а) Псалмы, б) Паремии, в) Утренние Евангелия. Касательно употребления Псалмов должно заметить следующее: 1) Богодухновенные песни Давида всюду являются в утреннем Богослужении, и проникают его собою то в виде кратких стихов, то в виде припевов, то как Прокимны. Во всех сих видах они могут служить темами для проповедей, смотря по обстоятельствам. 2) Входят целыми отделениями, содержащими по нескольку Псалмов. Таковые отделения суть: а) Шестопсалмие, о котором Церковный Устав (гл. 9) говорит: «Егда глаголется шестопсалмие, тогда подобает со вниманием слушанию прилежати, покаяния бо Псалмы исполнены суть и умиления. Глаголем же сия Псалмы со благоговением и страхом Божиим, яко самому Богу невидимо беседующе, и молящеся о гресех наших». Особенная важность, какую Церковь приписывает шести Псалмам, сама собою показывает, что сии Псалмы могут и должны составлять обильный материал для церковного собеседования. 3) б) Рядовые Кафизмы, источник для проповедей, в свою очередь, весьма обильный и разнообразный. При рядовых Кафизмах Церковный Устав полагает чтение бесед Отеческих и тем как бы обязывает проповедника говорить, по временам, свои поучения на Псалмы 36 . § 91. Кроме Псалмов на Всенощных Бдениях читаются и другие места из Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/c...

§ 53. Часы 3, 6, 9 . Во время совершения проскомидии на клиросе читаются часы 3, 6, а в дни Великого поста, перед вечерней, и девятый. В третий час Иисус Христос претерпел страдание на суде Пилата, и Апостолы получили Духа Святого в день Пятидесятницы. Сообразно с сими воспоминаниями на 3 часе читаются псалмы 16, 24, 50, в которых Давид изображает свою невинность и несправедливую злобу на него врагов, просит Господа призреть на его страдания и спасти его от рук ненавидящих его. В последнем (50) псалме Давид кается в своем грехе и просит Господа, чтобы Он помиловал его и не отнял бы от него Духа Своего Святого. В шестой час, когда был распят Господь на кресте, читаются псалмы 53, 54 и 90, в которых выражаются смертные ужасы, при виде нападения врагов, возводящих беззаконие на невинного, и скорбь от нахождения в среде их своего прежнего друга, и приносится мольба Богу о спасении с выражением крепкого упования на Него. В девятый час, час смерти Господней, читаются псалмы 83, 84 и 85, в которых прославляется блаженство живущих в дому Господнем и возвещается прощение беззаконий народа Божия, избавление душ праведных из ада преисподнего и поклонение Господу всех народов. 2. Литургия оглашенных § 54. Понятие о литургии оглашенных и её начало . Вторая часть литургии называется Литургией оглашенных. Это наименование она получила от того, что при совершении её дозволяется присутствовать оглашенным и кающимся, не допускаемым до причащения. Она, главным образом, состоит из ектений, песнопений и чтения Слова Божия. Литургия оглашенных начинается возгласом священника: «Благословенно царство Отца, и Сына, и Святаго Духа». Клир от лица Церкви подтверждает слова священника словом аминь (истинно или да будет). После этого возгласа произносится великая ектенья, а за нею следует пение псалмов изобразительных или антифонов. § 55. Псалмы изобразительные и антифоны . Псалмами изобразительными называются 102 и 145. Они так называются потому, что изображают благодеяния, явленные Богом человеческому роду, особенно чрез воплощение Сына Божия. Из них первый начинается словами: Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его... Второй же начинается словами: Хвали душе моя Господа; восхвалю Господа в животе моем; пою Богу моему, дóндеже есмь... Псалмы сии разделяются малой ектеньей. После второго псалма (также, как и после второго антифона), клир поет песнь, составленную греческим императором Юстинианом в честь Сына Божия: Единородный Сыне и Слове Божий, бессмертен сый, и изволивый спасения нашего ради воплотитися от Святыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся; распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый, един сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

Ближайшее отношение к этим его Беседам имеют Беседы на псалмы, в которых также в строгом порядке изъясняются слушателям слова Писания. Всех Бесед его на псалмы дошло до нас только тринадцать, именно на следующие псалмы: 1, 7, 14, 28, 29, 32, 33, 44, 45, 48, 59, 61 и 114. Нет сомнения, что св. Василием Великим произнесено их было гораздо больше. Если не можем мы сказать, что он объяснил все псалмы, то дошедшие до нас Беседы весьма ясно показывают, по крайней мере, что вышло их из уст славного проповедника больше, чем сколько дошло до нас. Так, «Беседа на первую часть первого псалма» представляется неоконченной. Здесь, представив предварительно прекрасную характеристику псалмов, он успел объяснить только два первых стиха и закончил свою Беседу изъяснением слов «и на седалищи губителей не седе». Беседа вышла все-таки настолько обширна и продолжительна, что св. Василий счел неудобным продолжать ее до конца, потому что, как сам он замечает, будь она продолжена дальше, и слушателям было бы нелегко соблюсти все в памяти, и ему самому было бы «трудно продолжать служение слову, потому что у него, по врожденной немощи, недостало бы голоса». Поэтому он решился отложить окончание Беседы до другого раза, обещался «при помощи Божией восполнить недостающее» 868 . Но окончание этой Беседы не дошло до нас. Затем, до нас дошла только Беседа на окончание четырнадцатого псалма, а Беседы на начало этого псалма мы не имеем, хотя и несомненно то, что она была произнесена. В этом убеждаемся мы самым началом дошедшей до нас Беседы на этот псалом: «Вчера беседовал я с вами, – так начинается эта Беседа, – о четырнадцатом псалме, но время не дозволило дойти до конца речи. Ныне являюсь, как признательный должник, чтобы отдать вам оставшийся долг» и т. д. 869 Очевидно, таким образом, что до нас дошли не все Беседы Василия Великого на псалмы. Беседам своим, как мы сказали, св. Василий предпосылает прекрасную характеристику псалмов. Здесь он рассматривает достоинство псалмов как самих по себе, так и в отношении нравственно-религиозного воспитания человека и животворного влияния их на его чувство.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Речь, произнесенная в торжественном годичном собрании Казанской духовной академии, 8 ноября 1894 года, экстраординарным профессором П. Юнгеровым Ваше Высокопреосвященство и Милостивые Государи! Из всех книг, подлежащих моему академическому изучению, несомненно наибольшей известностью и интересом среди христианского общества пользуется Псалтирь. Псалтирь, со времени своего появления, сделалась одной из драгоценнейших священных книг Мира. Она занимала первое место в богослужении иудейской церкви. Ею, более чем всякой другой ветхозаветной книгой, пользуются свят., новозаветные писатели. Пасхальные псалмы были воспеты Спасителем Мира после тайной вечери ( Мф. 26:30 ). Примечание. Главным источником, при составлении настоящей речи, служило собственное чтение и изучение Псалтири с общими толковательными на нее трудами, преимущественно святых отцов, вникавших в дух ее учения и его жизненное нравственное значение. Общих соображений в этом последнем отношении много высказано особенно св. Афанасием в послании к Маркеллину (цитировать его буду по русскому переводу. М. 1854 г. 4-й т. Твор. св. Афанасий), отчасти св. Григорием Нисским , в соч. «О надписании псалмов» (в рус. пер. Μ 1861 г. 2-я ч. Твор. св. Григория); затем свв. Василием Великим и Иоанном Златоустом в их толковании на псалмы. Под руководством этих толковников, делались мной выборы псаломских цитат и приводилось понимание их. На систематизацию выборов влияли общие системы православной догматики. В первые века христианства, псалмы на вечерях любви и вообще в богослужении служили обычными священными гимнами христиан. И до настоящего времени Псалтирь всегда была и есть непременнейшая часть богослужения всех христианских церквей и общин. И не только на священных собраниях, но и в обыденной жизни Псалтирь всегда была в чрезвычайном употреблении у христиан. О других книгах св. Писания, говорит бл. Феодорит, большинство людей почти не знают ничего. Но вы то и дело встретите, как псалмы повторяются и поются в частных домах, на рынках, на улицах, теми, которые заучили их наизусть и которые услаждают себя их божественной мелодией. Во время бл. Иеронима, псалмы распевались пахарями, виноградарями и жнецами Палестины при полевых работах. По свидетельству св. Григория Нисского и путешествующие, и плывущие морем, и занятые сидячими работами, и мужчины и женщины, здоровые и больные, почитают для себя утратой не иметь сего высокого псаломского учения. Даже пиры и свадебные торжества заимствуют себе здесь увеселение 1 . Псалтирь и ныне составляет обычную принадлежность, особенно праздничного, семейного чтения в набожных домах исповедников римской, англиканской, протестантской и иных западных церквей и общин. Наконец, в русской православной церкви Псалтирь есть самая употребительная книга во время богослужения и вместе с тем настольная книга всякого верующего христианина, и целые поколения русского народа приобретали и приобретают искусство чтения на псалмах.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

сост. Г. И. Катышев Избранные труды святителя Афанасия Величания и псалмы избранные на праздники Господские, Богородичные и святых, поемые идеже их храм или идеже празднование им с полиелеем Избранные псалмы – это особый вид церковной поэзии, когда текстами древнейших авторов характеризуются события и лица ближайших к нам времен, когда словами ветхозаветных библейских гимнов воспеваются новозаветные праздники, прославляются христианские подвижники, возносится хвала Господу за проявление милостей Его к Православной Церкви и к православным людям в новейшие времена. В богослужебном исполнении пение на праздничной утрени избранного псалма должно переплетаться с пением многократно повторяемого после каждого псаломского стиха так называемого «величания» или краткого хвалебного песнопения в честь воспоминаемого события или прославляемого угодника Божия. Величания и избранные псалмы обычно печатаются в конце Псалтири в Ирмологионе. В Минее месячной (за исключением некоторых новейших служб) о них нет упоминания. Их не знает наш Типикон, по которому отличие полиелейных праздников заключается только в пении полиелейных псалмов 134-го и 135-го со следующей непосредственно за ними ектенией и всем, что далее предшествует чтению Евангелия. Такое умолчание о величаниях и избранных псалмах объясняется тем, что они появились значительно позднее того, как в основном сложился наш церковный устав. Как нечто новое, необычное и особливо торжественное, первоначально величания предназначались лишь для великих праздников, для которых и было составлено семнадцать величаний и избранных псалмов (на праздники Господские Богородичные Архангелов, два Предтечевых и Первоверховных апостолов). На случай храмовых праздников, приравниваемых церковным уставом к великим, составлены общие величания и псалмы святителям, мученикам и преподобным и величание апостолам. В качестве общего псалма каждому из апостолов указан псалом на 29 июня. Новый вид праздничных похвал так пришелся по душе православным, что с течением времени величание стало необходимой частью не только великих праздников, но и всех средних.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Уже давно были известны и фрагменты “Толкования на Псалтирь” Диодора, сохранившиеся также в катенах. Однако подлинность многих из них оспаривалась, и надо сказать, на вполне законных основаниях. В начале XX в. известный католический учёный Ж. Лебретон обратил внимание на одну рукопись (Coislin 275), содержащую текст комментария на Псалтирь; заглавие рукописи глухо указывало на некоего Анастасия, митрополита Никейского. По мнению Ж. Лебретона, комментарий принадлежал, если исходить из его содержания, либо Феодору Мопсуестийскому, либо одному из его учеников. Этот тезис Ж. Лебретона откорректировал Л. Марье, в ряде своих работ доказывающий, что автором указанного сочинения является на самом деле Диодор. К сожалению, довести до логического конца свои изыскания и всесторонне обосновать свою гипотезу Л. Марье по каким-то причинам не удалось. Но преемником его стал Ж. М. Оливье, который издал критический текст первой части указанного “Толкования на Псалтирь” (в основу издания положено 5 манускриптов), в предисловии убедительно доказав авторство Диодора 30 . Произведение предваряет весьма обширный пролог, в котором автор формулирует ряд своих основных экзегетических принципов 31 . Исходя из слов святого апостола Павла в 2 Тим 3:16 (все Писание богодухновенно), Диодор прилагает их к Псалтири, говоря, что эта книга, с одной стороны, наставляет с кротостью и добротой в правде тех, которые желают научиться этой правде, а с другой стороны, изобличает людей строптивых и непокорных. По тематике толкователь разделяет все псалмы на две группы: на относящиеся к области нравоучения и к области вероучения. Первая группа псалмов в свою очередь подразделяется на три вида: 1) псалмы, которые исправляют нрав отдельного человека; 2) псалмы, исправляющие нравы только одного иудейского народа; 3) исправляющие нравы всех вообще людей. “Вероучительные псалмы” подразделяются всего на два вида: 1) псалмы, обращающиеся к тем людям, которые считают, будто все сущие вещи произошли сами собой (речь идёт об отрицающих Бога Творца), и 2) псалмы, обращённые к отрицающим Божий Промысел.

http://pravmir.ru/diodor-tarsskiy/

Крайний вред, когда несколько человек сразу читают в храме Хуждше еще того делают, которые в два голоса отправляют чтения свои, когда иные поют, а другие читают вместе, в одном собрании един тое, другий другое читает вслух вместе. От таковаго чтения и пения не иное что последует, как токмо шум, которым храмы и слухи слышащих наполняются, – ленивым угождение, добрым печаль сердечная и воздыхание, всем приходящим соблазн и вред. Что в таком шуме понять может пришедший в церковь человек? Что он будет слушать: пение или чтение? Того, или другаго чтеца? Хотя два уха имеем, но един слух, едину душу, которая слушает; един ум, который разсуждает; едино сердце, которое чтением должно пользоватися. Но на два голоса разделенный слух ни того, ни другаго добре слушать, понять и в сердце допустить не может, и тако стоит всяк празден, ничим от чтения таковаго не пользуется, как сие всяк может видеть (2:330). Петь ПСАЛМЫ при застолье есть диавольское дело Есть некоторым обычай из святых псалмов петь между бокалами и поздравлениями. Но коль неприлично, или паче богопротивно есть священную песнь к плотоугодию присовокуплять, сами они видеть могут. Псалмы святые суть дело Духа Святаго, и содержат высокие и великия тайны Божия, и преданы нам к душевной нашей пользе, которые должны петь трезвенным и целомудренным духом, сердцем и устами: пиянство же есть диавольское дело, и многих соблазнов виновно, которое от повторений бокалов и поздравлений бывает... Должно таковым опасаться, чтобы не быть подражателями Валтасару, царю вавилонскому... Тамо сосуды были Богу посвященные: зде псалмы суть органы духовные, которыми Пророк Божий, Духом Святым движимый, Божию хвалу воспел. Можно петь христианам и при столе, и кроме стола, и везде и на всяком месте псалмы и прочия песни Божии, и долг христианский того требует, чтобы везде и на всяком месте благость Божию хвалить и благодарить, – но с трезвостию и целомудрием. Псалмы бо святые, как и прочие Святое Писание, яко Божие слово требует высокаго почтения (2:330–331).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

92 «Господь воцарися» и 140 с «вазема» (стихирами). Псалмы разделяются ектениями; а затем очередной отдел Псалтири (она делится на 10 декад), вечерняя молитва священника, паремии из апост. Посланий, прокимен и Евангелие. Утренние молитвы священника, (стр. 337) молитва «Спаси Боже люди Твоя»; утренняя лития (ектенийные прошения); четырепсалмие: Пс. 62, 91, 5, 64; рядовой отдел Псалтири: Пс. 50; библейские песни с припевами из Ваземы — именно: молитва Манассии, песни прп. Аввакума, 3 и Захария; хвалитные псалмы с припевами; сенкесарь (синаксарь); Богородичны; Евангелие; чтение «знамений Марии» (чудес Ее); Песнь песней (в посту); импровизованные или из сборника припевы (маввадес) на воскр. день (славосл. великое на 1-м часе [ 27 ]. По другому пути пошло развитие западного богослужения, хотя иногда оно представляло значительное совпадение с восточным. На суточных службах здесь скоро исчезли постоянные, приспособленные к времени суток псалмы, и остались краткие отрывки из них в виде антифонов и респонсориев, которые благодаря торжественному способу их исполнения (сложным напевам и особому чередованию совершителей богослужения при их пении) заняли самое заметное место в богослужении; антифоны сопровождали пение псалмов, респонсории — чтения. Самые же псалмы, как и чтения на службах, подбирались не приспособительно к моменту (к часу службы, к воспоминаемому событию), а были чередные: Псалтирь на службах выпевалась вся по порядку, как и читаемые за богослужением книги читались к ряду; вследствие этого все дело при богослужении было в количестве псалмов и антифонов, чтений и респонсориев; этим количеством измерялась торжественность службы. Лишь для некоторых служб, именно для последней части утрени, 1-го часа и повечерия были постоянные и приспособленные к ним псалмы: и лишь одним каким-либо чтением выражалось отношение службы к празднуемому событию (например, в воскресенье одно из чтений было Евангелие о воскресении). Таким образом только антифоны и респонсории имели отношение к моменту службы. Но едва не самым главным отличием западного богослужения от восточного и в эту эпоху и последующую (как отчасти и в предшествующую) было чрезвычайно ограниченное употребление песен христианского составления, гимнов. Здесь по местам было даже течение в пользу совершенного исключения гимнов из состава богослужения. Собор Bracarensis (в Испании) 2-й 563 г. требует «чтобы кроме псалмов и канонических писаний Ветхого и Нового Завета никакое поэтическое произведение (nihil poetice compositum) не пелось в церкви, как и повелевают св. каноны» (пр. 12). Но Турский 2 Собор (в Италии) 567 г. Постановляет: «хотя в каноне мы имеет только Амвросиевы гимны, однако так как некоторые из остальных по форме достойны пения, то мы охотно соглашаемся и на принятие кроме них тех, имена авторов которых означены на полях» (пр. 23).

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

При всем при этом Псалтирь является не просто учительной, а молитвенно-учительной книгой, научающей всевозможным видам молитв: и покаянию во грехах, и прошению в различных нуждах, скорбях нашей жизни, и благодарению Бога за Его многочисленные благодеяния, и радостному славословию Господа как нашего Отца и Промыслителя… По этой причине псалмы включены практически во все церковные моления и молебны. Зачастую их содержание указывается в начале псалмов в виде надписания: например, “молитва” (просительный псалом), “хвала” (хвалебный псалом), “учение” (назидательный псалом). Ввиду полезности и душеспасительности своей Псалтирь почиталась подвижниками столько же необходимой для души, как свет солнечный для тела. В начале следованной Псалтири приводится такое свидетельство: Когда однажды у св. Иоанна Златоуста спросили: «Добро ли есть оставить Псалтирь»? Он ответил на это: «Уне (лучше) есть солнцу престати от течения своего, неже оставити Псалтирь». Псалтирь – собрание всех видов молитв В ветхозаветные времена ни одно богослужение не обходилось без псалмов, почему и называлась эта книга с древности – Книга Восхвалений. И в современном иудаизме псалмы тоже используются в обязательном порядке. Так иудеями ежедневно читаются псалмы 145—150. В праздничных богослужениях особое место занимают псалмы 112—117. Каждому дню недели соответствует определённый псалом: в воскресенье читается псалом 23, в понедельник — 47, во вторник — 81, в среду — 93, в четверг — 80, в пятницу — 92, в субботу — псалом 91. Эти псалмы исполнялись и в Храме во время принесения ежедневной жертвы. В некоторых иудейских общинах принят обычай прочитывать всю Псалтирь за неделю или за месяц, с определённой разбивкой по дням. Так, у хасидов Хабада книга читается каждое утро и прочитывается за месяц, кроме этого в последнюю субботу месяца утром она читается целиком. Псалтирь – общий сборник Эту священную как для иудеев, так и христиан книгу часто именуют книгой Давида, хотя она принадлежит не только ему. Да, большинство (ок. 80-ти) псалмов в Псалтири принадлежит Давиду, и кроме того, последующие писатели подражали ему как в содержании своих псалмов, так и во внешней форме изложения.

http://azbyka.ru/video/50-znachenie-psal...

П. в богослужении и в христианской литературе. Родившись как богослужебная книга, П. занимала центральное место в богослужении ВЗ, особенно в период, когда она была уже канонизирована. Нек–рые псалмы были приурочены к праздничному ритуалу (в частн., к Пасхе). Такое же важное место занимают псалмы в христ. богослужении. Значительная часть Всенощного бдения состоит из псалмов («Предначертательный псалом», «Блажен муж…», антифоны на «Господи воззвах», шестопсалмие, Полиелей, Часы); включены псалмы и в Литургию (Пс 102, 145). Еще в ветхозав. время псалмопевцы заимствовали отдельные тексты у своих предшественников (см. ст. Параллельные места в Библии). В духе псалмов составлялись тексты междузаветного времени (Псалмы Соломона, Кумранские гимны). В Богородицы и Захарии есть реминисценции из П. Существовало множество поэтич. из Пс (напр., Полоцкого, и др.; см.Литературно–художеств. интерпретация Библии). Александр Мень. Библиологический словарь Григорий Разумовский. Объяснение священной книги псалмов 1. Понятие о Псалтири как священной книге и о Священном Писании вообще.   Книга псалмов, называемая Псалтирью, принадлежит к составу книг Священного Писания Ветхого Завета. И потому говорить ли о Псалтири вообще, или в отдельности о том или другом псалме, о том или другом изречении псалмопевцев, нужно говорить как об изречении и писании священном и богодухновенном. Что же такое Священное Писание? — Священное Писание дано людям от Самого Бога; и святые мужи, которыми оно написано, руководимы были Духом Святым. Поэтому всем нам нужно быть уверенными, что оно писано для весьма важных целей, а именно:   1) для того, чтобы вразумить и наставить нас, в каких отношениях находимся и должны находиться мы к Богу и Его тварям,   2) для того, чтобы сообщить нам все, что необходимо знать и делать для прославления Бога, для возможного в Нем счастья на земле и вечного блаженства на небе. С этой целью Священное Писание говорит нам о сотворении мира всемогущим Словом Божиим, сообщает познание о святой, блаженной жизни первых прародителей в раю и ниспадении их с высоты счастья чрез преступление заповеди Божией.

http://predanie.ru/tema/psalmy/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010