746 «Беседа 2 на св. Пятидесятницу», там же, стр. 507. 747 «Беседа VI прот. Аномеев», гл. 2, стр. 539, т. 1, ч. 2, изд. 1895 года. 748 3» слово о священстве», гл. 5, стр. 417. 749 Беседы на 2 Корф., стр. 346, изд. 1893 года. 750 которых он в данном месте рассматриваеть и как пресвитеров Церкви, в силу неразграниченности в то время самых наименований: диакон и пресвитер. 751 «Беседа на Деяние 14», ч. 1, стр. 254 — 255, изд. 1856 года. 752 «Слово об Ап. Петре», гл. 1, т. 3, ч. 2, стр. 775; ср. 774, 779 и др., изд. 1896 года. 753 «3 слово о священстве», гл. 10, стр. 422. 754 Бес. 86, ч. 2, стр. 700 — 702, изд. 1855 года. 755 Nullo ostenditur causa, cur ille qui ipsum baptismum amittere, non potest, jus dandi potest amittere. Utrumquae епит sacramentum est; et qua- dam consecratione utrumque hominu datur, ullud cum baptizatur, istud cum ordinatur: ideoque in Catholica utrumque non licet iterari. Nam si quando ex ipsa parte venientes etiam praepositi pro bono pacis correcto schismatis errore suscepti sunt, et si visum est opus esse ut eadem officia gererent quae gerebant, non sunt rursum ordinati; sed sicut baptismus in eis, ито ordinatio mansit integrä quia in praecisione fuerat vitium, quod unitatis pace correctum est, non in sacramentis, quae ubicumque sunt, ipsa sunt (в другом изд. ipsa vera sunt) Et cum expedire hoc judicatur Ecclesiae, ut praepositi eorum venientes ad catholicam societatem honores suos ibi non administrent: non eis tamen ipsa ordinationis sacramenta detrahuntur, sed manent super eos. Ideoque non eus in populo manus imponitur, ne non homini, sed ipsi sacramento fiat injuria»... Collectio sellecta s. eccl. patrum t. 138, p. 174 — 5 «Contr. ep. Parmen», lib. 2, cap. 28. 756 «Разговор против Люцифериан», т. 4, стр. 72 р. п. 757 Напр., «Contr. lit. Petil». II. 37, 105 и др. 758 Толкование накн. Числ; вопр. 18, т. 1,стр. 206 — 207 русск. пер. 759 Напр. «о священстве кн. 13», т. 3, стр. 45 — 46, русского перев. 760 Напр., письмо 1, гл. 3, стр. 204, письмо I, гл. 1, стр. 220 — 221 и др. Творения т. 1, изд. 1700 года.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4062...

956 В других местах – в Александрии и в Константинополе каждый священник городской церкви имел право вместе с отправлением священнослужения проведывать слово Божие, как это видим из слов Епифания (de arian Haer. 6. 9.) и Афанасия (Apologia cont. Arian § 20.); а об Антиохии Златоуст говорит, что должность проповедника возлагалась там на образованнейших: «И теперь, необразованным из священ, поручаем мы должность крестить, а учительство (το διδασκαλιον) поручаем умнейшим (σωφοτεροις)». Нот. 3. ad. Corinth. F. 3. p. 7. О себе самом Златоуст говорит, что любовь антиохиян вызвала его на поприще учительства. Т. 1. р. 407. 965 Т. 6. Hom. Р. р. 106. Вслед за приведенным словами говорит: «Вы слышали недавно, когда мы удостоены звания беседовать (καταξθη μεν διαλεκθναι), с вашею любовью, читали мы псалом, отлучающий грешника от священной ограды, и псалом же увещал ангелов и высшие силы славить Бога всяческих. Сл. Т. 1. р. 438. 439. след. 2-я бес. по изд. Монфокона была 1-ю о серафимах, за тем Говорена 3-я (р. 111.), 5-я (р. 137), 6-я (137). Последняя из сих Говорена в воскресенье пред Великим постом; «вот приходит пост, который соделывает крылья души легкими» § 3. Пасха в том году была 5-го апреля. 966 Т. 4. р. 645. Первое слово о начале четыред. в 2 сл. р. 651; «не на свои силы надеясь, но поручая все молитвам предстоятелей и вашим вступили мы на поприще». В феврале говорено было похв. слово св. Мелетию († 381.): «пятый год прошел, как отошел он к Иисусу, которого столько любил». Т. 2. р. 518. 967 Две превосходные Беседы (Т. 6. р. 168), где говорит частью против манихеев, которых обличал и в словах на Бытие, частью против Аномеев, которых вскоре будет обличать в особых Словах. См. еще р. 1. 88. Против манихеев же говорено вслед за тем Слово: против утверждающих, что демоны правят миром. См. р. 247. 6. Т. 2. и оконч. 2-го слова о прор. 970 Весною сего года Златоуст был болен, после чего говорена беседа на слова Апостола: сие же весте. (Т. 6. р. 278.). О временя ее начало беседы (р. 278).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Πανοπλα δογματικ part. 1, tit. 21, Mg. 130, 1125 С). Четвертое производство допускает еще во 2 веке Феофил, еп. Антиохийский – от τεθεικναι (к Автолику, кн. 1, гл. 4; Mg. 11, 1029 А); a Василий Великий допускает как производство св. Феофила, так и производство св. Григория Нисского : «От того, что все утвердил (τθημι) или все видит (θεσμαι) именуется Бог (Θες)... Богом называется, Кто все утвердил или все видит» (Письмо 8, к Кесарийским монахам, Mg. 32, 265; Р. п. 1911 г. III, 24). Таким образом, допуская различные производства имени Θες, отцы церкви вполне согласны в том, что имя это образовано нами по поводу какой-либо деятельности Божией в отношении к миру. Наконец, какое-то другое производство допускает, по-видимому, св. Иустин Мученик, говоря: «наименование Бог не есть имя, но мысль, вложенная в человеческую природу о чем-то неизъяснимом» (τ Θες προσαγρευμα οκ νομα στιν λλ πργματος θυσεξηγτоι μφυτος τ φσει τν νθρπων δξα», Апология II 6, Mg. 6, 453; Ρ. п. изд. 1864 г. стр. 120). Ср. Иоанн Дамаскин: О Θες – оυκ νομα, λλ δξα περ Θεο». О муч. св. Вавилы. 195 Mg. 177 В; Р. п. 181. «Отличительное свойство вечной сущности, вообще Отцу, Сыну и Святому Духу, над всеми назирать, все видеть и знать, даже самое сокровенное. Отсюда заимствованное имя Бог, употребляемое в собственном смысле, означает оную сущность». 196 Mg. 177 B, P. п. IV, 180–181; поэтому совершенно неправильно замечание Мейера (W. Meyer, Die Gotteslehre des Gregor von Nyssa, Leipzig, 1894, S. 322) по этому поводу, что «две души жили в груди Григория» (Cp. Franz Diekamp, – Die Gotteslehre d. heiligen Gregor von Nyssa, Munster, 1896, S. 198). 201 Кн. 5, Mg. 736 А; P. п. 62–63: cp. кн. 7, Mg. 740; P. п. 67–69. Cp. Иоанн Златоуст: «Слова Господь и Христос относятся не к существу, но к достоинству. Первое означает власть, второе – помазание (Бес. на Ио. III, 4; Mg. 59, 41; Р. п. VIII, 27; Прот. Аномеев, 5; Mg. 48, 783; Р. п. 1, 536; 4, 3; Mg. 731 D; Р. п. 528). Св. Григорий Богослов: «Господь имя относительное, а не отрешенное» (Слово 30, Mg.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

    «Из глубины воззвах к тебе, Господи: Господи, услыши глас мой, да будут уши твои внемлюще гласу моления моего» (Пс. 129:1—2).     «Воздех к тебе руце мои: душа моя, яко земля безводная тебе» (Пс. 142:6).     «Очи мои я возвел к Тебе, живущему на небе. Вот, как очи рабов обращены на руки господ их, как очи рабыни обращены на руки госпожи ее, так очи наши — к Господу Богу нашему, доколе Он помилует нас. Помилуй нас, Господи, помилуй нас, ибо много насыщены мы уничижением, премного насыщена душа наша презрением от благоденствующих и уничижением от гордых» (Пс. 122:1—4). Святой Златоуст об этом    Молитва должна происходить от внутренности сердечной (Слово 5 о непостижимом Божественном естестве).    Сила молитвы силу огня угасила, львов свирепость укротила, брань усмирила, демонов прогнала, небо отверзла, и прочее (Слово 5 о непостижимом Божественном естестве).    Молитва многих большую силу имеет, чем молитва одного (Слово 3 о непостижимом Божественном естестве).    Нет ничего сильнее молитвы (Слово 8 против аномеев).    Ничто так входа к нам дьяволу не затворяет, как молитва и частое прошение (Слово 4 о непостижимом Божественном естестве).    Молитва — это пристанище обуреваемых, мятущимся якорь, колеблющимся жезл, убогим сокровище, богатым безопасность, болезней врачевство, здравия страж (Слово 8 против аномеев).    Трезвым и бодрственным умом надлежит молиться (Катех. 2).    Молитвой грехи очищаются (Беседа 3 о покаянии).    Невозможно тому быть, чтобы без молитвы жизнь добродетельная была (Слово 1 о молитве).    Должна быть молитва от благого сердца, а не от великого шума (Слово о прав. Аврааме).    Тот пред лицом Божиим молится, кто молится целым умом (Катех. 2). Рассуждение о молитве     Прежде молитвы требуется:    Первое. Ни на кого не гневаться, не злиться, но всякую обиду оставить, чтобы и нам самим Бог оставил грехи. «Остави нам долги наш и, якоже и мы оставляем должником нашим... если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:12, 15).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4025...

«Воздех к тебе руце мои: душа моя, яко земля безводная тебе» (Пс. 142:6). «Очи мои я возв ел к Тебе, живущему на небе. Вот, как очи рабов обращены на рук и господ их, как очи рабыни обращены на рук и госпожи ее, так очи наши — к Господу Богу нашему, доколе Он помилует нас. Помилуй нас, Господи, помилуй нас, ибо мног о насыщены мы уничижени ем, премного насыщена душа наша презрением от благоденствующих и уничижением от гордых» (Пс. 122:1—4). Святой Златоуст об этом Молитва должна происходить от внутренности сердечной (Слово 5 о непостижимом Божественном естестве). Сила молитвы силу огня угасила, львов свирепость укротила, брань усмирила, демонов прогнала, небо отверзла, и прочее (Слово 5 о непостижимом Божественном естестве). Молитва многих большую силу имеет, чем молитва одного (Слово 3 о непостижимом Божественном естестве). Нет ничего сильнее молитвы (Слово 8 против аномеев). Ничто так входа к нам дьяволу не затворяет, как молитва и частое прошение (Слово 4 о непостижимом Божественном естестве). Молитва — это пристанище обуреваемых, мятущимся якорь, колеблющимся жезл, убогим сокровище, богатым безопасность, болезней врачевство, здравия страж (Слово 8 против аномеев). Трезвым и бодрственным умом надлежит молиться (Катех. 2). Молитвой грехи очищаются (Беседа 3 о покаянии). Невозможно тому быть, чтобы без молитвы жизнь добродетельная была (Слово 1 о молитве). Должна быть молитва от благого сердца, а не от великого шума (Слово о прав. Аврааме). Тот пред лицом Божиим молится, кто молится целым умом (Катех. 2). Рассуждение о молитве Прежде молитвы требуется: Первое. Ни на кого не гневаться, не злиться, но всякую обиду оставить, чтобы и нам самим Бог оставил грехи. «Остави нам долги наш и , яко же и мы оставляем должником нашим... если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:12, 15). Второе. Примириться с тем, кого обидели словом или делом. «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5:23—24).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4025...

Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на Евангелие от св. Иоанна. Беседа LXIV. С. 424. «Где вы положили его? Вас, говорит, спрашиваю, которых хочу иметь свидетелями. Сами идите, и покажите гроб. Где вы положили его? Не от незнания вопрошает. Иначе как Он, будучи в дальнем расстоянии от места, могбы сказать: ‘Лазарь умер’?» (Андрей Критский, преподобный. Беседа на Четвертодневного Лазаря. Христианское чтение. 1826. XXII. С. 5). Ефрем Сирин, преподобный. О воскресении Лазаря. Цит. по: Барсов. М. Толкование//Сб. ст. по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия, с библиографическим указателем. СПб.: Синодальная типография. Т. 2. С. 293. Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на Евангелие от св. Иоанна. Беседа LXIV. С. 431. См.: Иоанн Златоуст, святитель. Против аномеев слово девятое. Святитель Иоанн Златоуст: «‘Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня’ (Ин. 11: 41). Что это? По виду своему разве это молитва, разве это прошение?‘Благодарю Тебя, что Ты услышал Меня: Я же, говорит, и знал, что Ты всегда услышишь Меня’ (ст. 42). Если же Ты, Господи, знаешь, что Отец всегда слушает Тебя, то для чего приступаешь к Нему с тем, что знаешь? ‘Я знаю, — говорит Он, — что Отец всегда слушает Меня, но для народа, здесь стоящего, сказал, чтобы поверили, что Ты послал Меня’ (ст. 42). Молился ли Он о покойнике? Просил ли, чтобы воскрес Лазарь? Сказал ли: ‘Отче, повели, чтобы смерть повиновалась?’ Сказал ли: ‘Отче, повели аду, чтобы он не заключал врат, но скоро возвратил мертвеца?’‘Но для народа, — говорит Он, —здесь стоящего, сказал, чтобы поверили, что Ты послал Меня’. Таким образом это действие было не для чуда, но для поучения присутствовавших» (см.: Иоанн Златоуст, святитель. Против аномеев слово девятое). Ту же мысль развивает преподобный Андрей Критский в своей «Беседе на Четверодневного Лазаря»: «Благодарит Отца, не потому, чтобы что-нибудь получил от Него. Ибо не просил. ‘Хвалу Тебе воздаю, — говорит, —что Ты услышал Меня’. Но совсем не просил, не умолял. Посему излишними кажутся слова:‘что Ты услышал Меня’. Впрочем, так Он говорит для иудеев, показывая, что Он пришел с неба, и что Он есть Сын Божий и Бог, и что все творит по намерению Отца, как имеющий с Ним одну волю и природу. И поелику был человек, то и говорит по-человечески, дабы не показалось несущественным вочеловечение». (Андрей Критский, преподобный. Беседа на Четвертодневного Лазаря. С. 5.)

http://pravoslavie.ru/30002.html

10.  Свт. Иоанн Златоуст. Слово 8. Против аномеев. БЕСЕДА 3. О Благотворности молитвы Молитва, войдя в сердце человека, ведет за собою и все добродетели, подобно царице, сопровождаемой свитой 11 . Если беседующие с мужами мудрыми от частого собеседования скоро сами становятся мудрыми, то что сказать о тех, которые в молитве своей беседуют с Богом? Какою добродетелью, познанием, мудростью, благодатным дарованием не исполнит их молитва? Поистине, тот не погрешит, кто признает молитву причиною всякой добродетели и правды в человеке и кто скажет, что без молитвы душа вообще не сможет сделаться благочестивою 12 . Первый благотворный плод молитвы — спасительный страх Божий, который проявляется в уклонении молящегося от всякого греха и в стремлении к богоугождению. По словам свт. Иоанна Златоуста, кто вознесся мысленно на небо и приблизил себя к Господу, тот отлагает всякое житейское попечение, окрыляется и становится выше страстей человеческих 13 . Самый же вожделенный плод молитвы, вся цель христианской жизни, по учению прп. Серафима Саровского,— это стяжание Духа Святаго (Лк. 11, 13). Утешитель Благой в скорбях и испытаниях сей жизни, Дух Святой просвещает, вразумляет, научает нас всему и соделывает наше спасение: побуждает к покаянию, очищает от грехов и освящает. Благодатные дары Святого Духа подаются нам в Таинствах Св. Церкви по молитвам священнослужителей, усердной молитвой и мы должны подготовить себя к принятию благодати. Так, в Таинстве Елеосвящения молитвой врачуются болезни душевные и телесные. Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведног о (Иак. 5, 14—16). Молитва не только врачует душу и тело, она благодатно изменяет все естество человеческое: злого делает добрым, гневливого кротким, блудного целомудренным, болтливого молчаливым, гордого смиренным, иными словами, грешника делает праведным. Привлекаемый в молитве Дух Святой прогоняет страсти и низводит в сердце благодатный мир, утешение и умиление, так что молящийся воспевает Бога вместе с Ангелами: Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение (Лк. 2, 14).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2323...

11:33). Конечно, достаточно бы и этих свидетельств для доказательства, но я не удовольствовался пророками, не остановился и на апостолах, но взошел на небо, показал вам хор ангелов, говорящий: « Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк. 2:14). Вы слышали также серафимов, со страхом и трепетом взывающих: « Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Ис. 6:3). Присовокупил я и херувимов, вопиющих: « Благословенна слава Господа от места своего!» (Иез. 3:12). Три свидетеля на земле  , и три на небе  , показывают неприступность славы Божией. Доказательство наконец стало несомненным; много было рукоплесканий, народ был воодушевлен, собрание воспламенялось. А я радовался не тому, что меня хвалили, но тому, что славили моего Владыку; ибо эти рукоплескания и похвалы доказывали любовь души вашей к Богу. Как любящие слуги, услышав, что кто–нибудь хвалит их господина, воспламеняются любовию к хвалящему, потому что любят господина; так поступили и вы тогда: громкими рукоплесканиями вы показали великую любовь к Господу. Хотел бы и я сегодня заняться теми же прениями: если уже враги истины не могут насытиться хулами на Благодетеля, тем более мы должны быть ненасытны в прославлениях Бога всяческих. Но что мне делать? Другая, еще более тяжкая, болезнь вызывает язык наш к её врачеванию, — болезнь, поразившая тело церкви. Её–то и должно прежде всего искоренить, а потом уж позаботиться и о внешних; должно прежде излечить своих, а потом заняться и чужими. Какая же это болезнь? У жалких и несчастных иудеев наступает непрерывный ряд праздников: трубы, кущи, посты; а многие из тех, которые считаются нашими и говорят о себе, будто веруют по нашему, одни ходят смотреть на эти праздники, а другие даже участвуют в праздниках и постах (иудейских). Этот–то злой обычай я и хочу теперь изгнать из церкви. Против аномеев можно поговорить и в другое время, и от замедления в этом не будет никакого вреда: но, если зараженных иудейством не уврачуем теперь, когда праздники иудеев близки и у дверей, то боюсь, чтобы некоторые (из христиан), по неудержимой привычке и великому невежеству, не приняли участия в этом нечестии; тогда напрасны уже были бы и наши слова об этом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

9 В русском переводе: «Если (как говорит Писание) «худые сообщества развращают добрые нравы», то беседа с женщинами, хотя и добра будет, сильна, впрочем, втайне растлить внутреннего человека скверными помыслами, и в то время как тело будет чисто, душа осквернится. Ибо что тверже камня? И что мягче воды? Но непрестанное усердие и природу побеждает: так что если естество (камня), едва поддающееся движению, движется (водою), и из-за нее, которую ни во что не ставит, разрушается и уменьшается, то как легко колеблемая человеческая воля не будет побеждена и изменена долговременной привычкой?» 12 Свт. Иоанн Златоуст . «Маргарит», слово 5. «О непостижимом, против аномеев». В русском переводе: «Молитва есть оружие великое, сокровище неоскудевающее, богатство неистощимое, пристань безмятежная, основание спокойствия; молитва – корень, источник и мать бесчисленных благ». 17 Буквально: «дверь для плачущих вне» (Чертога Небесного). Ср. «Я есмь дверь» ( Ин.10,9 ); «Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? Он же сказал им: подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут. Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы» ( Лк.13,23–25 ). 24 Мадианитяне – потомки Авраама, жившие на берегу Красного моря. См. Чис.25,16–18 : «И сказал Господь Моисею, говоря: с Мадианитянами и поражайте их, ибо они враждебно поступили с вами в коварстве 31 В русском переводе: «С раннего утра буду истреблять всех нечестивцев земли, дабы искоренить из града Господня всех делающих беззаконие.» 33 В русском переводе: «Видя богатство добродетелей Иова, хитростью думал похитить его враг праведности и, разрушив крепость тела, не украл сокровище духа, ибо нашел (встретил) вооруженную душу праведника.» 40 В русском переводе: «Воды Силоама, текущие тихо.» (Воды Силоама, бесшумной и медленной реки, считались священными и были предметом торговли. Содержащееся в Книге пророка Исайи упоминание этой реки можно истолковать как символическое изображение тихого, спокойного счастья пребывающих в Царстве Божием).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

В том, собственно, и состоит дело распорядителя, чтобы воздавать честь мужеству, а не давать наград напрасно и как случится. Так поступает и Христос: Он сказал так, не унижая Своего существа, но выражая то, что не от Него одного зависит давать награды, но и подвизающиеся должны достигать их. Если бы это зависело только от Него, то все люди спаслись бы и пришли бы «в разум истины», если бы это зависело только от Него, то не было бы разных почестей, потому что Он сам создал всех и обо всех одинаково печется. А что почести различны, это послушай, как объясняет Павел: «ина слава солнцу, – говорит он, – и ина слава луне, и ина слава звездам: звезда бо от звезды разнствует во славе» ( 1Кор.15:41 ). И еще: «аще ли кто назидает на основании сем, злато, сребро, камение честное» ( 1Кор.3:12 ). Павел сказал таким образом, чтобы показать разнообразие добродетелей, он выразил этими словами, что спящим и дремлющим невозможно войти в Царство Небесное, но что тамошних наград нужно достигать посредством многих скорбей. Сыновья Заведеевы, пользуясь великой любовью Христовой и близостью к Нему, думали получить предпочтение пред другими; поэтому, чтобы они, воображая это, не сделались беспечными, Он отклоняет их от таких мыслей и говорит: «несть Мое дати», но от вас зависит достигнуть этого, если вы захотите, если окажете большее усердие, большие труды, особенную ревность; Я назначаю венцы за дела, почести за труды, награды за усилия; самое лучшее ходатайство передо Мною – доказательство посредством дел. 6 . Видишь, я не без основания говорил, что это зависит не от Него и не от Отца, но от подвизающихся, трудящихся и страдающих? Поэтому и обращаясь к Иерусалиму, Он говорил: «колькраты восхотех собрати чада твоя, якоже собирает кокош птенцы своя, и не восхотесте; се оставляется дом ваш пуст» ( Мф.23:37,38 ). Видишь ли, что никто из нерадивых, беспечных и недеятельных никогда не может спастись? Отсюда мы узнаем и другую тайну, ту, что для получения высочайшей чести и первого места недостаточно даже мученичества.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010