27 и 28) Преподобные Авраамий и Коприй, основатели бывшего Преображенскего Печенгского монастыря около 1492 года. Мощи их под спудом в приходской Печенгской цервви. 29) Преподобный Арсений, игумен Комельский, основатель Арсениева монастыря на реке Леже. Преставился 1550 года, Августа 24. Мощи его под спудом в сем монастыре. Память Августа 24. В Кадииковском уезде: 30) Преподобный Дионисий, игумен Глушицкий, основатель Покровского и Сосновецкого Глушицких монастырей, преставился 1412 года, июня 1. Мощи его под спудом в Сосновецком Глушицком монастыре. Память июня 1. 36) Преподобный Амфилохий, игумен Глушицкий, ученик Дионисиев, преставился 1422 г. Октября 14. Мощи его под спудом в Сосновецком Глушицком монастыре. Память Октября 14. 32) Преподобный Макарий, игумен Глушицкий, ученик, духовник и келейник Дионисия Глушицкого. Преставился Мая 13. Мощи его под спудом в Покровском Глушицком монастыре под церковью. Память мая 13. 33) Преподобный Тарасий, игумен Пермский, жившей десять лет на смирении прп. Дионисия Глушицком в Сосновецком его монастыре, а по кончине его вскоре преставившийся там же. Мощи его под спудом в Сосновецком монастыре. 34) Преподобный Феодосий, с Глушицком монастыре при Дионисии подвизавшийся. Мощи его в Сосновецком монастыре под спудом. 35) Преподобный Григорий, Пельшемский, игумен и основатель Лопотова монастыря. Преставился 1442 г. Сентября 30. Мощи его под спудом в Лопотове монастыре. Память Сентября 30. 36) Преподобный Александр Куштский, основатель бывшего монастыря на реке Куште над Кубенским озером, преставился 1439 г. июня 9. Мощи его под спудом в тамошней церкви. Память июня 9. 37) Преподобный Евфимий, основатель бывшего Спасоевфимиева монастыря на р. Сянжеме. Преставился около половины XV столетия. Мощи под спудом в приходской тамошней церкви. 38) Преподобный Харитон, преемник преп. Евфимию в Сянжемском монастыре, преставился 1509 г. Апреля 11. Мощи его под спудом в той же церкви. Память Апреля 11. 39) Преподобный Марко, пустынник, на острову Богоявленского Белавинского озера подвизавшийся. Мощи его там под спудом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Юноша Матфей, Ростовский уроженец, с 12 летнего возраста поступил в обитель преп. Дионисия. Постриженный там в иночество с именем Макария и посвященный в иерейский сан Ростовским епископом Дионисием (прежде бывшим игуменом Спасокаменским), Макарий жил в келье блаженного аввы до самой его кончины, отличаясь чистотою и простотою души. Он был игуменом Глушицким после Амфилохия. 70 Игумен одной из Пермских обителей, основанных святителем Стефаном, блаж. Тарасий добровольно оставил начальство, чтобы подвизаться в послушании. Когда сказали Дионисию о прибытии его в Глушицкую лавру, он вышел на встречу к Тарасию. «Издавна желал я видеть лице твое, честный отче, и много молил о том Господа», – сказал Тарасий при встрече с Дионисием. «Благословен Бог , пославший к нам недостойным мужа опытного и благоговейного», – отвечал Дионисий. «Тебя прославил Господь по делам твоим, – сказал Тарасий; – позволь же моему смирению подражать тебе и исполнять твою волю.» Дионисий говорил ему: «Не ты ли был сам пастырем и целителем людей, блуждавших во мраке язычества в земле Пермской»? Поселившись в Глушицах, преп. Тарасий проводил суровую пустынную жизнь в Глушицкой обители, сохранял строгий пост и приобрел благодатные слезы умиления, которые часто текли из очей его. Он преставился в 1440 году. 71 Преп. Григорий Пельшемский из рода Галицких дворян Лопотовых, постриженный в ранней юности, был игуменом Спасской обители, что на Песках, в Ростове, 72 но тяготясь настоятельством и чувствуя неодолимое влечение к безмолвной жизни, он удалился в дебри Вологодские. В келье Сосновецкой пустыни он нашел себе желаемый покой и стал продолжать свои подвиги, пользуясь опытными наставлениями преп. Дионисия Глушицкого. Приятна была Григорию тишина уединенной жизни, но он почувствовал нужду потрудиться для спасения других. С крестом на плечах пустился отшельник искать удобного места для иноческого пребывания и на берегу р. Пельшемы водрузил крест в основание обители. Скоро стали собираться к нему любители пустынной жизни и построен первый деревянный храм, для которого преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобные Амфилохий и Тарасий Глушицкие (XV в.) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память их празднуется 12 окт. в день преставления прп. Амфилохия Однажды пришел в Глушицу к прп. Дионисию (память его 1 июня) иеромонах Амфилохий из Великого Устюга и сказал ему: «Отче, спаси меня!» — «Брат мой, зачем ты подъял столь великий труд, чтобы прийти сюда?» — спросил его прп. Дионисий. Амфилохий отвечал: «Я пришел прежде всего помолиться Пречистой Богородице, а потом припасть к твоим стопам и живущей с тобой братии, дабы вы за меня молились!» Преподобный пригласил его в келью, и после молитвы они сели. Тогда настоятель послал за иноком Макарием и сказал ему: «Пришел к нам в монастырь Богом вразумляемый инок Амфилохий и хочет с нами приносить Богу молитвы!» Макарий отвечал: «Прости меня, невежду, честный отче, не знаю, что говорить!» — «Говори, послушник, что тебе Бог положит в разум», — повелел настоятель. И Макарий сказал: «Благословен Бог, „Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины " » (1 Тим. 2, 4). Тогда Амфилохий понял, что здесь живут истинные рабы Божий, и, упав к ногам преподобного, со слезами сказал: «Ныне узнал я, отче, пути твои и как ищешь ты славы только Единого Бога!» Преподобный же поднял его, говоря: «Благословен Бог, направивший к нам стопы твои, ибо Он один может спасти тебя и меня!» Амфилохий в слезах продолжал: «Поелику всеведущий Бог привел меня в святые твои руки, с помощью Божией буду исполнять все, что ты велишь!» Тогда прп. Дионисий преподал ему устав своей пустыни. И Амфилохий сказал: «Апостол велит повиноваться наставникам, которые бодрствуют о душах наших (см. Евр. 13, 17). Поверь мне, честный отче, что я приял заповедь сию, как от Самого Бога!» Тогда они сотворили завет между собой не разлучаться никогда в этой жизни. Прп. Амфилохий стал сподвижником и помощником прп. Дионисия. А кротость его и смирение просияли повсюду. Пред кончиной прп. Дионисия прп. Амфилохий сказал ему со слезами: «Помолись обо мне, отче, да и меня возьмешь с собой из сей жизни». Но прп. Дионисий отвечал ему, что он много молился об этом, но что Господу угодно, чтобы он еще потрудился в этой жизни. Ему он поручил пред кончиной стадо свое.

http://sedmitza.ru/lib/text/437777/

Вскоре, прослышав об его пустыннической святой жизни, к нему стали стекаться благочестивые люди и принимали от него пострижение. С увеличением числа братии, церковь была подновлена и возникла обитель. В своей жизни Лукиан претерпел много бедствий и страданий от своих недоброжелателей. Кроме строгого подвижничества, он отличался умилительным даром слова и даром прозорливости. За два года он предсказал о моровом губительном поветрии, предупреждая о необходимости покаяния. Достигнув преклонных лет и чувствуя предсмертное изнеможение, Лукиан велел внести себя в церковь, где долго молился пред чудотворною иконою Богоматери, вручая Ей защиту обители от врагов видимых и невидимых; затем вынесли его из храма и, согласно его желанию, положили на траву; братия подходила к нему и принимала от него его предсмертное благословение. Он скончался в 1655 г. 8 сент. и погребен в обители. Над местом упокоения его устроена часовня. 65 Макарий, родом из Ростова, с 12 лет подвизавшийся в Глушицкой обители († ок. 1478 г.), был преемником пр. Амфилохия (см. 12 окт.). – Тарасий был игуменом одной из обителей, устроенных святителем Стефаном (см. 26 апр.), и одним из ревностных сподвижников его в распространении и утверждении православной веры между зырянами. Пришедши добровольно на послушание к пр. Дионисию, он подвизался в Глушицкой обители 10 лет, проводя жизнь самую суровую и строгую, постом и бдением умерщвляя свое тело. Слезы умиления постоянно орошали его ланиты, свидетельствуя об его глубоком смирении и сокрушении сердца, так что все дивились его терпению и смотрели на него, как на одного из древних великих подвижников. Достигши глубокой старости, он скончался в 1440 г. 66 Киприан был землевладельцем в Устюжской волости, но, приняв иночество, устроил в 1212 г., по просьбе жителей г. Великого Устюга, обитель во имя Введения Божией Матери и архистратига Михаила, отдав этой обители все свое имущество. Принявши на себя управление обителью, Киприан непрестанно заботился о назидании и успокоении братии, для которой часто лишал самого себя покоя.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Стефан Савваит , прп., творец канонов (28 октября/10 ноября) Стефан Сербский , Бранкович, прав. (9/22 октября) Стефан Сербский , Щилянович, князь (4/17 октября) Стефан Сурожский , архиеп., исповедник (15/28 декабря) Стефан Урош V , царь Сербский (2/15 декабря; 30 июня/13 июля) Тавифа Иоппийская , прав. (25 октября/7 ноября; в Неделю о расслабленном) Тамара Грузинская , блгв. царица (1/14 мая; в Неделю св. жен-мироносиц) Тамбовских святых собор (28 июля/10 августа) Тарасий Глушицкий , чудотворец, прп. (13/26 мая) Тарасий Константинопольский , архиеп. (25 февраля/10 марта) Тарах Тарсийский , мч. (12/25 октября) Татиана Римская , дева, диакониса, мц. (12/25 января) Терентий Петрийский (Африканский), Карфагенский, мч. (13/26 марта; 10/23 апреля) Терентий , мч. (28 октября/10 ноября) Тертий (Терентий), ап. от 70-ти, еп. Иконийский, сщмч., ученик ап. Павла (4/17 января ап.]; 21 июня/4 июля; 30 октября/12 ноября; 10/23 ноября) Тимолай (Тимофей) Кесарийский (Палестинский), мч. (15/28 марта) Тимон , ап. от 70-ти, из 7 диаконов, еп. Бострийский, сщмч. (4/17 января ап.]; 28 июля/10 августа; 30 декабря/12 января) Тимофей Олимпийский (в Симв!олех), пустынник, прп. (21 февраля/6 марта) Тимофей Фиваидский , чтец, мч. (3/16 мая) Тимофей , ап. от 70-ти, еп. Ефесский, сщмч., ученик ап. Павла (4/17 января ап.]; 22 января/4 февраля) Тит , ап. от 70-ти, еп. Критский, ученик ап. Павла (4/17 января ап.]; 25 августа/7 сентября) Тит , иеромонах, чудотворец (2/15 апреля) Тит Печерский , бывший воин, в Дальних (Феодосиевых) пещерах, прп. (27 февраля/12 марта; 28 августа/10 сентября [Печер.]) Тит Печерский , пресвитер, в Ближних (Антониевых) пещерах (27 февраля/12 марта; 28 сентября/11 октября [Печер.]) Тихон Амафунтский , еп. (16/29 июня) Тихон Воронежский , Задонский, еп., чудотворец (13/26 августа) Тихон Луховской , Костромской, прп., чудотворец (16/29 июня; 26 июня/9 июля) Тихон Медынский , Калужский, прп. (16/29 июня) Тихон Московский и всея Руси, патр. (25 марта/7 апреля; 26 сентября/9 октября; в воскресенье после 25 января/7 февраля [новомуч.])

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Стефан пр. Комельский (озерский) Тарасий пр. Глушицкий Тимофей пр. на Кубенском озере Тихон пр. Крестогорский Филипп пр. Рабангский Филипп пр. Яиковский Харитон пр. Сямженский Христофор пр. Коряжемский Феодор Всеволодович пр. князь Феодосий пр. Глушицкий Феодосий пр. Тотемский Фома Христа ради юродивый Сольвычегодский 236 В древней рукописной книге, принадлежащей Заоникиевскому монастырю и заключающей в себе сказание о явлении иконы Богородицы, о бывших от нее исцелениях, о жизни и чудесах от гроба пр. Иосифа, службы и слова на дни празднования им – путешествие Илариона со св. Космою описано так. И поидоша из церкви со святым и ядоша до деревни Дмитрикова тое же веси и постояв мало под древом липою и рече ему св. Косма: сие место не угодно есть, но идем на иное место, есть место угодное Божией Матери и от того места отидоша. И дошедше в деревню Обухово и в той деревне сташа под древом березою. В то время вышла из дому своего некая жена, именем Варвара, яже бе ему сродница. И рече ему жена: Иларионе, пел ли ты молебное пение Василию великому ? Святый же рече: Иларионе, помолчи мало, он же умолча. И нача та жена поносити Илариона неистово. И рече святый жено: жено, во истину от бе зумных еси безумная. Жена же глас слышавши, а святого невидящи, от страха побеже в дом свой. И святый рече ей: да простит тебе Господь Бог, и поидоша в путь свой до уреченного места, не дошед деревни Лусниково мало, бе бо в том месте малая поляна, мокротою исполнена и мелким лесом поросла и на том месте сташа под древом, древо же то зовомо ель. 237 В описании чудес преподобного на 97 листе написано: 1742 года Заоникиевской…. Без всякого сомнения это описание какого-либо чуда, начатое, но почему-то неконченное, что показывает и место, оставленное для его вписания. Следующее затем чудо записано уже на другом листе. 239 В рук. сборнике москов. дух. академии 1657 года под 217 (святцы 1 исчислены ученики блаженного Иринарха, затворника ростовского Борисоглебского монастыря, подвизашиеся подобно ему в затворах: 1) Иоаким в Николаевском Шартомском монастыре, 2) Дионисий в Переяславль Залесском в Никольском монастыре, 3) схимонах Корнилий в Переяславском Борисоглебском монастыре и 4) Галактион в Вологде.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

274. Преподобный Феодосий Глушицкий Преподобный Тарасий был прежде игуменом одного из монастырей, устроенных св. Стефаном Пермским и участвовал в апостольских трудах его. В 1427 г. уже при втором преемнике Стефана, святителе Герасиме, Тарасий добровольно оставил игуменство и пришедши к преп. Дионисию Глушицкому на послушание, находился при нем 10 лет; преставился в 1440 году при игумене Амфилохии, вскоре после смерти наставника своего Дионисия. О блаж. Феодосии известно только, что он был учеником преп. Дионисия. Мощи их почивают в Глушицком монастыре. Память 12 октября. (Филарет, Рус. Св. под 12 июня. Ист. Росс. Uep. III, 701 и 702 и Верюжский, стр. 211). 275. Преподобный Кассиан игумен Каменский По свидетельству блаж. Паисия Ярославова (Сказание о Спасо-Каменском монастыре, написанное в 1481 году), блаж. Кассиан был постриженником Спасо-Каменским, потом жил в Кирилло-Белозерской обители, при жизни еще самого преп. Кирилла, и был с 1445 г. игуменом Белоезерским. В. кн. Василий Васильевич и св. митрополит Иона дважды посылали его в Царьград к патриарху по церковным делам. После сих поручений великий князь щедро наградил Кассиана и отпустил по желанию его, в Спасо-Каменский монастырь на игуенство, упраздненное со смертию игумена Евфимия. Кассиан скончался там, как в летописце монастыря Каменского сказано, вскоре после преставления блаженного князя Иоасафа (которого Кассиан был наставником) около 1460 г., и погребен на полуденной стороне Спасо-Преображенского собора. (Верюжский, стр. 303 и 304 Прав. Собес. 1861, N 2, стр. 210). Не канонизирован. 276. Преподобныя отцы Антоний и Иоанникий пустынницы бывшии за лесом Близ Вологды в давнее время был дремучий лес. В нем имела притон шайка разбойника Анаки; знаменитый разбойник оставил свое имя лесу, где при дороге и ныне показывают могилу его. В этом лесу, в 12 верстах от Вологды, 23 июня 1588 г. явилась подвижнику Иосифу Владимирская икона Божией Матери. Преп. Иосиф основал на месте явления св. иконы храм и обитель; ум. около 1602 года. Иоанникий и Антоний, преподобные Заоникиевские, жили в XVII веке. Мощи их почивают в Заоникиевской пустыни под спудом. В списке святых Вологодской епархии митрополита Евгения, преподобные Антоний и Иоанникий названы преемниками преподобного Иосифа, были изображаемы на иконах вместе с ним и издавна местно почитаются в обители. В старинных святцах они записаны под 23 июня. (Верюжский, стр. 608–609). 277. Преподобнии отцы Спиридоний и Фауст пустынницы

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

На все сии строения подавал ему пособие и Бохтюгский удельный Князь Юрий. За семь дней до кончины своей сам он ископал себе могилу в Сосновецкой Предтечевской церкви и, завещав погрести себя в оной, скончался лета 6945/1437, Июня 1, будучи от рождения 74 лет и 6 месяцев. Мощи его доныне там почивают под спудом. Кроме постнических подвигов Преподобный Дионисий упражнялся в иконописании и резьбе и снабжал иконами все строенные им монастыри и церкви, а притом был искусный книгописец, ковач и одеждоделатель. Обитель его прославилась многими угодниками Божьими, каковы были: преподобный Амфилохий, ученик и преемник его в Игуменстве, пришедший к нему в 6925 или в 1417 году из Великого Устюга Иеромонахом, и второй ученик и преемник же его Игумен Макарий, родом Ростовец, также преподобный Тарасий, Игумен Пермский, пришедший из Перми к Дионисию на послушание и в Глушицкой Лавре десять лет при нём в великих подвигах живший, а по кончине его вскоре и сам скончавшийся при Игумене Амфилохии. Ещё Преподобный Феодосий и многие другие, коих мощи почивают в Глушицких обителях. Память Преподобного Дионисия совершается Июня 1, а Амфилохия – Октября 12. Но служба им сочинена общая, и отправляется по древней письменной монастырской книге: особо же Дионисию по печатной Минее. Со времени кончины основателя обеих сих обителей настоятельство над оными всегда было Игуменское, а по временам и Строительское. Но настоятели с большей частью братии пребывание своё имели в Покровском монастыре или Лавре. А когда в 1680 году подселилось к сему монастырю целое село жителей, то в 1681 году Симон, Архиепископ Вологодский и Великопермский, указал настоятелю с братией переселиться, для лучшего безмолвия, в малый Сосновецкий монастырь, где с тех пор доныне всё братство и обитает. Однако же и в Покровский посылаются некоторые из братии для совершения служения. Ныне в Покровском монастыре остаются ещё деревянные ЦЕРКВИ: 1) большая во имя Покрова Богородицы; 2) во имя Преподобных Дионисия и Амфилохия; 3) тёплая во имя Святителя Николая;

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В старейший островной монастырь Русского Севера возвратили мощи святого Иоасафа Каменского 25 сентября, 2018. Новостная служба Преподобный спустя 124 года во второй раз возвратился в свою обитель для постоянного там пребывания 25 сентября. ПРАВМИР. В вологодский островной Спасо-Каменный мужской монастырь на Кубенском озере перенесли мощи преподобного Иоасафа Каменского. Мощи доставили в древнейшую обитель Вологодской епархии по воде в день памяти преподобного, сообщает сайт епархии. Ковчег с мощами в сопровождении клириков, монашествующих и верующих со всей Вологодской области из поселка Устье на катере привезли глава Вологодской митрополии митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий и правящие архиереи епархий Вологодской митрополии – епископ Череповецкий и Белозерский Флавиан и епископ Великоустюжский и Тотемский Тарасий. На острове ковчег со святыней священнослужители принесли на руках в Успенский храм в восстановленной колокольне, где прошла служба. Глава вологодской митрополии назвал второе за 124 года возвращение мощей «историческим событием». Спасо-Каменный Преображенский мужской монастырь был основан b XIII веке. Он является  древнейшей островной обителью Русского Севера. Монастырь на островке, полностью окруженном водой и непроходимыми лесами, появился на 137 лет раньше Кирилло-Белозерского монастыря. В советское время монастырь закрыли и разорили. Его возрождение  началось в 1991 году. Святой князь Иоасаф – не единственный святой, подвизавшийся в островном монастыре посередине Кубенского озера. Со Спасо-Каменной обителью связаны жития 11 русских святых, в том числе таких известных, как основатель монастыря благоверный князь Глеб Василькович, святитель Дионисий Ростовский Святогорец, преподобные Александр Куштский, Дионисий Глушицкий, Евфимий Сямженский, родители преподобного Иоасафа благоверные князья Димитрий и Мария и другие. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/v-stareyshiy-ostrovnoy...

84–88. Алфановы братья. В Новгородском Антониевом монастыре почивают под спудом мощи пяти родных братьев: Никиты, Кирилла, Никифора, Климента и Исаакия, по фамилии Алфановых, которые в 1775-м году перенесены в Антониев монастырь из построенного братьями и в сейчас указанном году сгоревшего девичьего монастыря Сокольницкого. О жизни братьев достоверного ничего неизвестно, но с некоторою вероятностью можно относить ее к концу XIV – началу XV века 304 . О начале местного празднования 305 им (4-го Мая) ничего не может быть сказано.  XV века: 89 и 90. Феодор и Павел Ростовские, основатели находящегося в 15-ти верстах от Ростова Борисо-Глебского Устьинского монастыря, из которых первый скончался в 1409-м году, а второй неизвестно когда вскоре после первого. О начале местного празднования (22-го Октября) в Борисоглебском монастыре ничего не может быть сказано. 91 . Сергий Нуромский, основатель упраздненного Спасо-Преображенского Нуромского монастыря, который находился в Грязовецком уезде Вологодской губернии, скончавшийся 7-го Октября 1412-го года. В грамоте царя Федора Ивановича от 1585-го года преп. Сергий называется новоявленным чудотворцем и можно думать, что ему было установлено местное празднование до сего года, во всяком же случае в 1678-м году был в его монастыре престол, посвященный его имени 306 . 92 . Александр Куштский, основатель Александрова (по его имени) Успенского Куштского монастыря, который находится в Кадниковском уезде Вологодской губернии, в 40 верстах к северу от Вологды, при впадении речки Кушты в Кубенское озеро, скончавшийся 9-го Июня 1439-го года. Местное празднование ему как будто установлено во второй половине XVI века, во всяком случае с неизвестного времени существует в его монастыре престол, посвященный его имени 307 . 93 . Тарасий Глушицкий, подвижник Дионисиева Глушицкого монастыря (в домакарьевских святых 66), скончавшийся в 1440-ы году. О начале местного празднования в Глушицком монастыре (12-го Октября) ничего не может быть сказано 308 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010