51 и 52 ) Праведные Иоанн и супруга его Мария Устюжские угодники, жившие в XII столетии. Мощи их под спудом в Вознесенской церкви на посаде. 53) Праведный Прокопий Юродивый, Устюжский чудотворец. Преставился в 1303 году, 8 июля. Мощи его под спудом в Устюжском Прокошевском соборе. Память 8 июля. 54) Блаженный Иоанн, Юродивый, Устюжский чудотворец, родом Устюжанин. Преставился 1494 г. Мая 29. Мощи его под спудом в Устюжском Иоанновском соборе. Память Мая 29. 55) Преподобный Киприан, строитель Архангельского Устюжского монастыря, живший в начале XIII века. Мощи его под спудом в сем монастыре. 56) Преподобный Филипп, пустынник на Сухоне реке, основатель Филипповского монастыря на Яицкой горе, жил около половины XVII века. Мощи его под спудом в сем монастырь. 57) Преподобный Симон, основатель Воломского бывшего монастыря, на верховье реки Киченьги в Устюжском уезде, убит 1641 г июля 12. Мощи его под спудом в приходской Воломской церкви. Память июля 12. 58) Преподобный Леонид, основатель Устьнедумского бывшего монастыря в Устюжском уезде, на р. Недуме, скончался 1654 г. июля 13. Мощи его под спудом в приходской Богородицкой церкви. В г. Сольвычегодске и его уезде: 59) Блаженный Фома, Юродивый, в Введенском монастыре. 60) Блаженный Иродион. 61) Блаж, Михаил. 62) Блаж. Иоанн и 63.) Блаженный Василий Юродивые. Все были в г. Сольвычегодске, но о времени кончины и мощах их неизвестно. 64) Преподобный Сергий, Малопинежский, бывший при Малопинежской приходской церкви священником, а при кончине постригся в монашество. Мощи его там в часовне под спудом. Память 16 Ноября. 65) Преподобный Петр Черевковский, священник, бывший при Черевковской приходской церкви. Мощи его там под спудом. Почитание началось с 1661 года. 66) Преподобный Логгин, основатель Коряжемского монастыря в Сольвычегодском уезде, на Вычегде реке, скончался 1540 г. Февраля 10. Мощи его под спудом в сем монастыре. Память Февраля 10. 67) Преподобный Симон, сотрудник пр. Логгииа, основатель бывшей Преображенской Сойгинской пустыии на речке Сойге, в Сольвычегодском уезде. Преставился в 1562 году, Ноября 24. Мощи его под спудом в тамошней приходской церкви. Память Ноября 24.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Через 5 месяцев брачной жизни Арсений скрылся из своего дома и, поселившись в Новгороде, стал заниматься выделкой кож, чем занимался отец его, и в то же время упражнялся в посте и молитве. Через 5 лет он известил о себе мать и жену и утешал обещанием блаженства от Христа тем, которые ради Господа оставляют родителей, жену, детей и имущество. Узнав св. Арсения, строитель храмов и обителей, благочестивый Сырков, предложил ему средства для построения новой обители. В 1562 г. Арсений построил обитель с храмом Рождества Пресвятой Богородицы на Ярославовом дворище, на правом берегу Волхова, и здесь начал строго подвижническую жизнь. Последние дни своей жизни он провел в затворе. В 1570 г. когда царь Грозный, предав смерти не одну тысячу новгородцев, узнал о затворнике Арсении, то пришел к нему с дарами. Арсений не принял даров и сказал: «Царь, много невинных ты препроводил в Царство Небесное». Грозный смолчал. Затем, собираясь в Псков, царь опять пришел к св. затворнику за благословением. «Завтра, государь, и я пойду в путь», и на следующее утро, причастившись св. таин, скончался. В последствии времени обретены были его св. мощи, источавшие чудеса. В 1785 году мощи перенесены в храм Кириллова монастыря. Преподобный Симон Воломский в 1620 г. устроил обитель в 8 верстах от г. Устюга, на реке Кичменге, в лесу Воломском. Происходил он из крестьянской семьи, жившей в вотчине, принадлежавшей Волоколамскому монастырю. Жил некоторое время в Москве, занимаясь ремеслом портного. Для спасения души сначала поступил в Соловецкий монастырь. Затем, ища уединения, поселился сначала в монастыре на Черной горе, а потом в лесу Воломском. Через 5 лет уединенной жизни здесь стали приходить к нему искатели особенных подвигов. И вот тогда преподобный основал обитель в честь Воздвижения креста Господня. Ростовский митрополит поставил его настоятелем обители. И Симон служил для братии примером трудолюбия, поста, молитвы и сердечной простоты. Однажды крестьяне жестоко избили его, требуя, чтобы он отдал им царскую грамоту на землю, подаренную обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Как строгий подвижник, Симон служил для других примером трудолюбия, простоты сердечной, поста и молитв. Окрестные поселяне, опасаясь отнятия у них земель в пользу монастыря, сожгли церковь ; но Симон, по благословению ростовского архиепископа, построил вторую в честь Воздвижения креста Господня. Тогда некоторые из поселян решились убить старца. Однажды преподобный рубил лес, к нему подошли три крестьянина и стали требовать, чтобы он отдал им царскую грамоту на землю обители; они навалили на него колоду и грозили смертью; преподобный едва упросил отпустить его в обитель за грамотою. Монастырские люди бросились искать злодеев, но те скрылись. Когда приблизился праздник блаженного Прокопия Устюжского, народ пошел на поклонение святому, и большая часть братии Симоновой пустыни отправилась также в Устюг. Злодеи, узнав о том, воспользовались благоприятным для них временем. Ночью, найдя преподобного одного в пустыне, стали терзать его пытками, требуя царской грамоты; потом послали его в церковь искать ее. Преподобный со слезами молился Богоматери, причастился св. таин и затем сказал: «теперь делайте со мною, что хотите». Злодеи осыпали его ругательствами и побоями, потом отсекли ему голову и бросили тело близ кельи. Это злодейство произошло 12 июля 1641 года. Тело преподобного похоронено было с честью по левую сторону созданного им храма. В 1646 году, после чудес, совершившихся над мощами его, началось почитание его и сочинена служба ему, с описанием жития и чудес. Ныне мощи преподобного почивают под спудом в Крестовоздвиженском храме упраздненной Воломской обители. Над мощами устроена благолепная рака с изображением преподобно-мученика на верхней доске. (Русск. свв. Филарета, Арх. Черниг. Истор. Росс. иер. ч. 3, стр. 507–508. Жит. свв. Муравьева). Об иконе Божией Матери Троеручицы см. 28 июня. 13-е число Собор архангела Гавриила. Пр. Стефана Савваита. Св. муч. Серапиона. Св. муч. Маркиана. Св. Иулиана, еп. Кеноманийского (Пр. Сарры) Собор архангела Гавриила Праздник этот служит воспоминанием всех чудесных явлений архангела Гавриила, который, по преимуществу, является вестником тайн Божиих.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

христианскую веру в земле Русской. Преставление пр. Apcehiя Новгородского. В мире Амвросий, родом из г. Ржева, Арсений в молодости занимался выделкой кож. Против воли вступивши в брак, он чрез 5 месяцев оставил жену и удалился в Новгород, где и стал в посте и молитве служить Господу. В 1562 г., с помошью Феодора Сыркова, пр. Арсений основал около Новгорода монастырь Рождества Богородицы (упраздненный в 1732 г.), в котором, и принял иночество. Жизнь его в обители была самая строгая; он носил постоянно ветхую одежду, угнетал свое тело веригами и пребывал в постоянной слезной молитве. Последние годы жизни он провел в затворе и скончался в 1570 г. Мощи его в 1785 г. перенесены из основанного им монастыря в Кириллов монастырь (см. Новгор. еп.), где они и ныне покоятся. – Преставление пр. Симона Воломского. Пр. Симон в юности своей занимался портняжным ремеслом, но затем, движимый благочестием, принял иночество в Пинегской Макарьевской обители и проводил самую строгую иноческую жизнь, в короткое время снискав уважение всей братии. Избегая: славы человеческой, любитель безмолвия удалился отсюда на реку Кичменьгу, в Воломский лес (в Устюжском уезде, Вологод. губ.), где и основал обитель Креста Господня (в 75 вер. от Устюга). Поставленный настоятелем, пр. Симон служил для братии примером трудолюбия, простоты сердечной, поста и молитв. Скончался он мученически, будучи злодейски умерщвлен разбойниками в 1641 г. Мощи его, прославившиеся чудесами, почивают в Воломской обители, в 1764 г. обращенной в приход. Грузин. – Препп. отцов и Святогорцев. Пр. Иоанн, знатный вельможа и родственник Грузинского царя (см. 13 мая), оставив все мирское, удалился в один из Имеретинских монастырей и там принял схиму. Через некоторое время, он отправился на Олимп, и здесь 5 лет пас монастырских ослов. Удалившись отсюда, он прославил себя основанием знаменитой приморской Иверской лавры. Новая обитель скоро населилась грузинами, и пр. Иоанн был избран ее игуменом. В молитвах, посте и трудах нас преподобный свою паству и, достигши иноческого совершенства, мирно скончался 14 янв.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Когда же он, уже по смерти родителей занявшись торговлею не исполнил их завета и не сходил поклониться гробу своего повровителя, то вскоре его постигла болезнь столь тяжкая, что едва от нее не умер. Находясь при смерти, начал он каяться и просить прощения у преподобного в своем прегрешениии против него, обещаясь впредь всегда свято исполнять завещание родителей. По молитвам святого он скоро выздоровел и когда у него родидся сын, он дал ему имя Симон в честь угодника Божия и своего покровителя. После того, как Воломская пустыня была закрыта и Крестовоздвиженская церковь обращена в приходскую, был при ней священник Антипа. Ему пришло на мысль посмотреть тайно мощи преподобномученика, для этого он призвал к себе пономаря Феодора Попова и двух земледельцев Тимофея Сырникова и Ивана Красикова и уговорился с ними, как удобнее это сделать. Они положили целую неделю поститься, молиться Богу и просить св. преподобномученика, чтобы он сподобил их видеть св. его мощи. По прошествии недели вечером, по захождении солнца, они тайно собрались в церковь и снявши сень и гробницу, стали лопатами копать землю. Не успели они докопаться еще и до половины глубины могилы, как вдруг что-то зашумело и показалась вода, которая начала кипеть как в котле и подниматься к верху. Видя это любопытствующие едва пришли в себя от страха и тотчас же начали засыпать могилу святого землею, гробницу и сень поставили на прежнее место и разошлись по домам, не смея сказать никому о случившемся. Уже спустя много лет пономарь Феодор поведал о том списателю чудес преподобного, приводя Бога в свидетели истины. По преданию, сохранившемуся доныне, убийцами преподобного Симона были крестьяне Толстиковы из ближайшей к монастырю деревни Овсяникова, находящейся на берегу реки Кичменги. Св. Праведный Максим-юродивый Тотемский Чудотворец Странным и непонятным для мира кажется образ жизни юродивых. Многие не только не видят в нем ничего хорошего, но находят еще много неприличного, бесполезного и даже вредного. Тем не менее юродство есть высокий и самый трудный подвиг жизни духовной и юродивые Христа ради являлись в православной церкви во все времена как в Греции, так и у нас в России, подавая собою пример веры и терпения и своим буйством посрамляя мирское мудрование.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

свящ. Иоанн Верюжский Век XVII. Преподобные: Иосиф Заоникиевский, Антоний и Иоанникий Заоникиевские, преподобно-мученик Галактион Вологодский, иерей Петр Черевковский, преподобный Вассиан Тиксненский, преподобный Симон Воломский, праведный Максим Тотемский, преподобный Леонид Устьнедумский, праведный Андрей Тотемский, преподобные Тихон Крестогорский, Филипп Яиковский и Марко Блавинский Преподобный Иосиф Заоникиевский Не хощет Бог смерти грешника, но как Отец сердобольный всем желает спасения и блаженства, всех призывает к Себе, хотя не всех одинаково. Одни слышат это призывание Его еще в юности, другие в летах зрелых и старости, иных Он возбуждает от духовного сна необычайными мерами, других обыкновенными способами, этим является в знамениях и чудесах, в громах, вихрях и молниях, потрясая землю и сокрушая горы, тем – во гласе хлада тонка, в каком-либо обыкновенном событии жизни. Это дело премудрости Божией, которая знает, кого как позвать к себе, кому достаточно сказать: гряди по мне – и пойдет, кого необходимо прежде ослепить, чтобы он мог узреть истину. И блажен, кто, услышав глас отца небесного, тотчас же отзовется на него и неизменно последует ему до конца своей жизни. Таков именно и был преподобпый Иосиф Заоникиевский. Когда телесная слепота отверзла мысленные очи его сердца, и в постигшей его болезни он услышал призывающий к себе глас Отца Небесного, – то принял на себя благое иго Христово, и шествуя путем скорбей и лишений, не изнемог под бременем и не уклонился с крестного пути до самого гроба ни на десно, ни на шуее. Крестьянин Иларион – деревни Обухова Вологодского уезда, Кубенской волости – тихо и спокойно проводил жизнь свою в трудах земледелия. Не нажив большего богатства, но не испытав и бедности или других каких-либо несчастий, он счастливо прожил полвека, как вдруг его поразила болезнь самая чувствительная и тяжелая и разрушила все его благосостояние. Без всякой видимой причины заболели у него глаза и вскоре болезнь усилилась до того, что он не только не мог уже по прежнему работать, но даже и по знакомой дороге с трудом стал ходить без вожатая.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Чем же питались русские подвижники? Из древних патериков известно, что египетские отшельники съедали лишь горсть фиников на закате солнца. Русский путешественник Василий Григорович–Барский, побывавший на Афоне в 1725–1726 и 1744 годах, подробно описал условия жизни святогорских иноков, в том числе и отшельников, живших одиноко в горах. На Афоне, писал он, круглый год растут съедобные каштаны, из которых даже можно выпекать хлеб. На Руси, где более полугода длится зима, нет афонских каштанов и египетских фиников. Русские монахи корчевали лес и возделывали небольшие огороды под овощи. Какие? В Житии Никодима Хозъюгского сказано, что он сеял репу и еще ловил рыбу «малой удицей» (небольшой удочкой). Однако прежде чем есть рыбу, преподобный всегда сначала выдерживал ее, пока она не покрывалась червями, чтобы не впасть в грех чревообъядения. Показательно упоминание репы в Житии Хозъюгского пустынника. В разные времена для крестьян северных губерний (Олонецкой, Архангельской) репа неизменно оставалась основным после хлеба и рыбы продуктом питания. Капуста здесь не росла, она практически не свертывалась в кочни, а горох вызревал очень мелкий. Даже репу сеяли обязательно на «палах» – выжженных участках леса. Только там эта неприхотливая культура давала хороший урожай (Иванов. С. 128). Репу можно было варить, парить, печь, кроме того, из нее готовили репный квас, а листья и квасная репная опара шли на корм скоту. В житиях есть свидетельства, что некоторые святые там, где позволяли природные условия, сами выращивали хлеб. Преподобный Александр Куштский, копая мотыгой землю, сеял яровой хлеб. А преподобный Симон Воломский, живший на реке Кичменге в устюжских лесах, в первый год своего поселения на Волмах ходил по окрестным селениям и просил семян на посевы овощей и зерна. Отшельником он прожил пять лет, питаясь скудными урожаями со своего поля и огорода (РГБ. Волог. 75. Л. 42). На Русском Севере также обязательно выращивали лук и чеснок как главное средство в борьбе с цингой. Даже в XIX веке эта смертоносная болезнь представляла собой реальную угрозу для иноков. Так, в конце 90–х годов XIX века восемь монахов из Артемиева Веркольского монастыря на реке Пинеге в Архангельской области попытались освоить новое место к северу от обители и создать там скит, но семеро из них умерли от цинги. Некоторым подспорьем для подвижников были, конечно, грибы и ягоды, которыми изобилуют северные леса. Но хлеба всегда не хватало или не было вовсе. Поэтому подвижники часто голодали. Соловецкий остров славился как «добрый и благоугодный» для жизни монахов. На острове росли разнообразные ягоды, грибы, в озерах водилось множество рыбы. Но когда преподобный Зосима остался здесь зимовать без муки и масла, которые преподобный Герман не успел привезти с материка, он пережил сильный голод и чудом остался жив.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Впоследствии в монастыре поставили большую одностолпную палату, в верхнем этаже которой разместили другую швальню, в которой шили «порты». Именно в этой швальне проходил послушание будущий преподобный Симон Воломский, который еще в юности, оставшись без родителей, выучился портняжному делу. В 1619 году в обители появилась каменная казенная палата. В ней, по монастырскому обычаю, хранили воск, свечи, ладан, медную и оловянную посуду и монашеское платье – однорядки (свитки). В 1621 году к монастырской стене пристроили поварню – «поваренный пристенок». В его расположении и устройстве проявилась редкая смекалка соловецких иноков. Здесь «примечателен по своей древности и удобности даже в зимнее и осадное время колодез, в который вода из Святого озера проведена подземною трубою под крепостную стену, и дабы не замерзала помпа, то для сего устроена печь. Сей колодез обнесен деревянным крытым строением, из коего по желобам пропускается вода и для квасоварения» (Досифей. Т. 1. С. 239). Над поварней было устроено сушило для хранения небольшого количества круп и сушеной рыбы. Рядом с поварней находились погреба для чистки рыбы, а над ними были устроены кельи для поваров. В западной стороне монастыря в конце XVII века были устроены больничные кельи, а напротив них – больничная церковь во имя святителя Филиппа. Здесь же находились кельи для вдовых богомольцев и трудников. Особенностью соловецкой планировки, в отличие от Кирилловой обители, стало размещение большинства хозяйственных служб на территории монастыря. Видимо, это было вызвано пограничным местоположением обители. Монастырь должен был, по замыслу своих строителей, представлять совершенно автономную хозяйственную систему, способную выдерживать длительные осады. Еще во времена игумена Филиппа на территории обители поставили мельницу. В XVII веке рядом с мельницей находилась каменная солодежня, в нижнем этаже которой растили солод. Верхний этаж служил сушилом, где в зимнее время года сушили белье. У Белой башни находилось сушило, где хранили приготовленную к молотьбе рожь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Павел Обнорский(10 января 1429) – преподобный (память 10 января), в 1414 г. по благословению митрополита Фотия основал Павло–Обнорский во имя Святой Троицы монастырь (ныне Грязовецкий район Вологодской области). Монастырь был закрыт в 1924 г. В 1999 г. освящен трапезный Успенский храм обители, в котором возобновлено богослужение. Мощи святого почивают под спудом на месте разрушенного Троицкого собора. Вблизи монастыря находится камень, на котором, по преданию, молился преподобный, и колодец, который он выкопал. В храме Богоявления Господня села Раменье хранятся дупло преподобного Павла и покров с его мощей. Пафнутий Боровский (в миру Парфений, в крещении Мартин; 1 мая 1477) – преподобный (память 1 мая), основал в 1444 г. монастырь на берегу реки Протвы. Обитель была сожжена дважды: в 1610 г., во время Смуты, и в 1812 г. во время французского нашествия. По штатам 1764 г. монастырь отнесен к первому классу. В 1923 г. закрыт, на его территории размещалась исправительная колония. Русской Православной Церкви передан в 1991 г. Симон Воломский (в миру Симеон; 12 июля 1641) – преподобномученик, основатель Симоно–Воломского в честь Воздвижения Креста Господня монастыря на реке Кичменге (Устюжский район Вологодской области). В 1764 г. обитель упразднена, соборный храм обращен в приходскую церковь Воломского погоста, мощи святого находятся под спудом Воздвиженского храма. Трифон Печенгский (в миру Митрофан; 15 декабря 1583) – преподобный (память 15 декабря), основатель самого северного русского монастыря (ныне поселок Печенга Мурманской области). В 1590 г. после разорения шведами обитель перенесли к г. Кола. В 1764 г. монастырь был закрыт, но в 1896 г. вновь открыт. Его перенесли на прежнее место, где от руки шведов погибли 116 мучеников. В 1997 г. началось возрождение монастыря, над могилой 116 мучеников поставлена деревянная Рождественская церковь . Святыни обители ныне находятся в Музее Православия г. Куопио (Финляндия). Словарь устаревших и церковных терминов, используемых в книге

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Преподобный Иов Ущельский погиб 5 августа 1628 г. в своем монастыре на реке Мезень Архангельской области, его участь разделил преподобный Агапит Маркушевский, основатель обители на реке Маркуше в Вологодском крае. Убийцами были местные жители. Преподобный Симон Воломский принял 12 июля 1641 г. мученический венец за свою обитель от рук опять же местных крестьян, которые, издеваясь, вначале рассекли его тело ножами, а потом отрубили голову. И таких эпизодов в «Житиях» встречается великое множество . В целом, полностью солидаризируясь с нашим церковным строем, русские монастыри были далеки от практики «умного делания». Как для наших архиереев, так и для самих иноков, монашество и монастыри являлись, пожалуй, лишь специфическими субъектами общего социального служения Церкви. Что ж удивляться тому, что архиепископ Антоний (Храповицкий), как истинный наследник иосифлян пекущийся об «общем благе», пестующий идеал гуманистического «общественного служения» Церкви, «идеал деятельного альтруизма», стал первым врагом «имяславцев»?! . V . Так формировался наш внутренний церковный строй, где епископат не имел органической, живой связи с монашеством, был далек от исихастской практики «Иисусовой молитвы», «живоначальной» для восточной монашеской традиции, а монашество стремительно вырождалось в орган социального призрения Московского государства. Под стать себе и свое мировоззрение русский епископат определял и наиважнейшие задачи, среди которых культура, образование, просвещение занимали далеко не приоритетное место. Откровенно опасливое отношение к культуре демонстрировал, в частности, все тот же архиепископ Никон (Рождественский). В другой, не менее знаковой статье «Гипноз всеобщего обучения», он отливал в металл изобретенную им же «вечную формулу»: «Для жизни не столько нужно обучение, сколько воспитание» . Принимая даже во внимание его вполне резонные слова о том, что обучение без воспитания нередко приводит ко злу, нельзя не заметить, что знания, как таковые, он не ценил. Вообще, читая его статьи, невольно ловишь себя на мысли о том, что Рождественский, безусловно, любил своего читателя, русского человека, христианина (но только его!). Однако главный вопрос - как любил? Как Христос, Который назвал Своих апостолов «друзьями» (Ин. 15:15)? Нет, конечно, как малых детей: увещевая и воспитывая, отдавая при этом себе отчет в собственном превосходстве. Если те слушаются – их можно похвалить, нет – следует наказать. В любом случае, ни о каком равенстве между ним и прихожанами речи быть не может, он рядом, конечно, со своей паствой, но не близок ей. Здесь есть воспитание – наверное, но совсем нет любви к человеку, которую заменяет страсть к идеалу общественной жизни, который Рождественский выстроил в своем сознании и стремился реализовать на практике.

http://ruskline.ru/analitika/2023/10/17/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010