протоиерей Олег 22 января 2016г. 00:31 Уважаемый Николай! В этом списке 14 местночтимых святых. Вероятно, на Соборе готовится их общецерковное прославление, для этого и собираются свидетельства об их почитании. Здесь будет очень важно сообщить обо всех случаях почитания - называют ли в честь этих святых храмы, пишут ли их иконы, служат ли им молебны, дают ли их имена в крещении. Говорить о почитании без этой конкретики будет неправильно. Наличие чудес в случае общецерковного прославления местночтимого святого так же необходимо, на Соборе они должны быть представлены, как это было, например, при прославлении преподобного Далмата Исетского в 2013 году. Другие 16 подвижников из этого списка никогда не были канонизированы. Вот их имена: воин схимник Александр Пересвет, воин схимник Андрей Ослябя, преподобная Васса Псково-Печерская, архиепископ Геннадий Новгородский, митрополит Московский и всея Руси Геронтий, преподобный Елисей Лавришевский, иеромонах Иона Псково-Печерский, преподобный Корнилий Переяславский, иеромонах Леонид Устьнедумский, преподобный Марк Псково-Печерский, преподобный Мартин Туровский, епископ Мина Полоцкий, благоверный великий князь Ростислав - Михаил, епископ Тверской Симеон Полоцкий, игумен Симон Сойгинский, княжна София Слуцкая. Для их прославления, во-первых, необходимо подготовить жития. А далее, как уже было сказано в рекомендациях, утвержденных Священным Синодом: «для рассмотрения вопроса о канонизации подвижника, необходимо собрать документы, убедительно свидетельствующие о почитании праведника в наше время, о чудесах и молитвенной помощи по его предстательству; при этом необходимо обратить внимание на то, что все случаи исцелений, по молитвам представляемого к канонизации лица, должны быть убедительным образом документированы». Полагаю, что опрос епархий, который сейчас проводится, имеет целью собрать предварительные материалы об их почитании. Николай Казаков 25 января 2016г. 00:28 Досточтимый о. Олег, благодарю Вас за подробный ответ. Но возникают новые вопросы.

http://bogoslov.ru/article/4814630

ГЛЕДЕНСКИЙ, муж. 3 класса, в двух верстах от уездного города Великого Устюга, на высокой горе, называемой Гледень, между реками Сухоною и Югом, которые здесь соединясь, текут под именем северной Двины; состоит под управлением Игумена. – Основан в XII веке. Около этой обители был в древности (с XI до начала XIII в.) Город Великий Устюг, до перенесения на нынешнее место. – Здесь три церкви: 1) Соб. Живоначальной Троицы, 2) Тихвинской Божией Матери, теплая, и 3) вне монастыря, св. Иоанна Устюжского, построенная на месте рождения этого святого, и принадлежавшая прежде к отдельному монастырю (см. Ивановская пуст.). ВВЕДЕНСКИЙ, муж. 3 класса, в уездном городе Сольвычегодске; находится под управлением игумена. Основан в 1563 году. Здесь соб. церковь Введения Божией Матери, с двумя приделами, которой нынешнее здание начато строиться в 1680, кончено в 1689 году; вообще храм этот великолепно украшен иждивением Г. Григория Дмитриевича Строгонова. Внизу под папертью собора устроена еще церковь Богоявления Господня. – Между погребенными в этой обители, есть гробница Юродивого Фомы, которого память почитается окрестными жителями. – В этом монастыре помещено Духовное Правление и находится дом для приезда Архиереев. Ризница здешняя, Обогащенная драгоценнейшими вкладами Г. г. Строгоновых, есть одна из замечательных по всей губернии. КОРЯЖЕМСКИЙ, муж. 3 класса, в 16 верстах от уездного города Сольвычегодска, на реке Вычегде, при впадении в нее речки Коряжемки; находится под управлением игумена. Монастырь этот основан в 1535 году Преподобными Логгином и Симоном, последователями св. Стефана, первого епископа Пермского: они первоначально построили здесь, в пустынном месте, часовню и келью, а потом деревянную церковь Николая Чудотворца и собрали братство. Преподоб. Симон, вскоре после основания Коряжемской обители, удалился за 60 верст оттуда, в пустыню, где впоследствии устроил Сойгинский монастырь; а св. Логгин оставшись настоятелем обители, по кончине своей, был здесь погребен, вне церкви; но чрез 16 лет, по некоторому видению Устюжскому воеводе, мощи его перенесены в самую церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Тем же убо толик имуще облежащ нас облак свидетелей веры и благочестия в приснопамятных предках наших, святых угодниках Вологодских, терпением да течем и мы на предлежащий нам подвиг спасения, взирающе на скончание жительства и подражающе вере их. Алфавитный указатель святых Авксентий преподобный Перцевский Аврамий пр. Печенский Агапит пр. Маркушевский Александр пр. Куштский Амфилохий пр. Глушицкий Андрей праведный Тотемский Антоний епископ Вологодский Антоний пр. Заоникиевский Арсений пр. Комельский Василий Христа ради юродивый Каменьский Василий Христа ради юродивый Сольвычегодский Вассиан пр. Тиксненский Галактион преподобно-мученик Вологодский Герасим пр. Вологодский Герасим епископ Великопермский Григорий пр. Пельшемский Григорий пр. Авнежский Димитрий князь Углйчский Димитрий пр. Прилуцкий Димитрий пр. Цылибинский Дионисий пр. Глушицкий Евфимий пр Сямженский Игнатий пр. Прилуцкий (князь Иоанн) Иннокентий пр. Комельский Иродион Христа ради юродивый Сольвычегодский, Иоанникий пр. Заоникиевский Иоанн Христа ради юродивой Устюжский Иоанн Христа ради юродивый Сольвычегодский Иоанн праведный Устюжский Иона епископ Великопермский Иоасаф пр. Каменский Иосиф пр. Заоникиевский Кассиан игумен Комельский Кассиан пр. Авнежский Кассиан пр. Каменский (в житии Иоасафа) Киприан пр. Устюжский Кирилл праведный Вельский (Важеский) Кирилл пр. пустынник Коприй пр. Печенгский Корнилий пр. Комельский Лаврентий пр. игумен Комельский Леонид пр. Устьнедумский Логгин пр. Коряжемский Макарий пр. Глушицкий Максим праведный Тотемский Марко пр. Белавинский Мария праведная Устюжская Михаил Христа ради юродивый Сольвычегодский Нифонт пр. Телеговсккий Онуфрий пр. Катромский Онуфрий пр. Перцевский Павел пр. Обнорский Пахомий пр. иже на езерЬ Петр чудотворец Каменский (в житии Иоасафа) Петр иерей Черевковский Питирим епископ Великопермский Прокопий Христа ради юродивый Устюжский Прокопий праведный Устьянский Сергий пр. Нуромский Сергий пр. Малопинежский Симон пр. Воломский Симон пр. Сойгинский Стефан епископ Великопермский

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Житие Корнилия Комельского Подготовка текста и комментарии А. Г. Сергеева, перевод А. А. Романовой Житие св. Корнилия Комельского – памятник вологодской житийной литературы второй половины XVI в., посвященный св. Корнилию (ок. 1456–1538 гг.), основателю Введенского Комельского монастыря на юге Вологодского края, недалеко от современного г. Грязовец. Монастырь быстро превратился в крупный духовный центр; согласно сохранившимся известиям среди учеников св. Корнилия было 8 основателей севернорусских монастырей – общерусских или местночтимых святых (святые Кирилл Новоезерский, Геннадий Костромской, Адриан Пошехонский, Филипп Ирапский, Иродион Илоезерский, Даниил Шушгорский, Симон Сойгинский, Зосима Ворбозомский). Житие известно в нескольких редакциях XVI–XIX вв.: Ранней, Основной, редакции с чудом 1651 г., Сийской, Архивской, Сокращенной, Особой, трех проложных редакциях. Ранняя редакция Жития возникла, по-видимому, на основе уже существовавших записей о поучениях и чудесах святого в 60–70-е гг. XVI в. В 1589 г. Житие было дополнено иноком Корнилиева монастыря Нафанаилом, создавшим таким образом Основную редакцию. Текст Жития издается по старейшему из известных списков, содержащему текст Ранней редакции: РНБ, Кирилло-Белозерское собр., 28/1267, последняя четверть XVI в., л. 1–73 об. МЕСЯЦА МАЯ В 19 ДЕНЬ. ЖИТИЕ И ПОДВИГИ ПРЕПОДОБНОГО ОТЦА НАШЕГО КОРНИЛИЯ, ОСНОВАВШЕГО НА КОМЕЛЬСКОМ ЛЕСУ ПРЕСЛАВНЫЙ МОНАСТЫРЬ ВВЕДЕНИЯ ПРЕЧИСТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И В НЕМ ОБЩЕЕ ЖИТИЕ СОЗДАВШЕГО Подобает православным христианам на пользу исследовать жития святых мужей, и из тех словес извлекать пользу, по сказанному: духовное к духовному прилагается и помня, чему те учат, стараться понемногу подражать земной их жизни, возводя душу, насколько возможно, к ревности . Здесь в монастыре пребывая, мы слышим, что многие помышляют и говорят: «как за малое время эта святая обитель столь процвела и устроилась»; особенно же , видя порядок, благоустроение и великое благочиние. И каждый из них просит: дайте нам написанное житие святого старца нашего, господина нашего Корнилия, так как слышим от многих, живущих вокруг, о знамениях, бывающих от гроба святого старца Корнилия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– Не достойна я, Господи, быть Твоею невестою, но удостой меня быть Твоею рабою! – со смирением и в чудном восторге воскликнула Екатерина и с этой минуты, проснувшись, навсегда пребыла под впечатлением чудного видения. Сердце ее преисполнилось любовию ко Христу; она отрешилась от всяких земных помышлений и вскоре мученическою кончиною засвидетельствовала веру свою в истинного Бога. Явясь на языческое жертвоприношение, при котором присутствовал прибывший в то время в Александрию император, Екатерина стала обличать мерзость идолослужения, стала убеждать царя в существовании единого истинного Бога, безначального и бесконечного, Которым цари царствуют и стоит мир, Который сошел на землю и сделался человеком ради спасения людей, Который не требует жертвоприношений, но призывает к исполнению заповедей, которые Он возвестил миру. Не убедили царя, но возбудили в нем гнев слова мужественной исповедницы. Он велел продолжать жертвоприношения и уже после празднества приказал привести к нему смелую защитницу преследуемого им учения Христова. На все его убеждения и угрозы она отвечала непоколебимым исповеданием веры во Христа. Пленясь ее разумом и красотой, император-язычник тем более не хотел видеть в ней христианку. Он призвал ученых, надеясь, что они ее победят в состязании о вере, но, с изумлением выслушав красноречивые и разумные доводы высокообразованной христианки, языческие ученые отказались возражать ей в защиту язычества. После новых напрасных убеждений, обещаний и угроз Екатерина была предана жесточайшим истязаниям; мучители, обнажив ее, беспощадно били воловьими жилами; кровь лилась из растерзанного тела ее. В таком положении она брошена была в темницу, где ее томили голодом в ожидании новых истязаний. После того истомленную мученицу – связанную положили между четырех колес – с острыми зубцами, чтобы, обращая колеса – два в правую и два в левую сторону, раздробить тело ее по частям. Но невидимою рукою были сокрушены орудия пытки и мученица встала невредимою. Тогда отсекли ей голову мечем.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

24-е Святой великомученицы Екатерины Екатерина, Александрианка, происходила из владетельного рода Консты и, достигнув 17-летнего возраста, отличалась красотою и редким образованием, но еще не была просвещена христианскою верою, так как в то время, в начале IV столетия, свирепствовало гонение на христиан и мать ее, хотя сама была христианка, но скрывала свою веру даже от дочери, опасаясь, вероятию, подвергнуть ее смертельной опасности. Но Божественной любви, превышающей земную, пристрастную, угодно было спасти прекрасную душу Екатерины и соделать ее орудием спасения для многих. Поводом к просвещению царственной язычницы послужило следующее обстоятельство. Когда пришло время вступить Екатерине в супружество и многие князья просили ее руки, то она отвергала все предложения; на просьбы же и советы матери и родных избрать себе жениха, высказалась однажды, что, если бы она согласилась выйти замуж, то не иначе, как за того, кто был бы равен ей по образованию, и по богатству, и по красоте... Но такого юноши не находилось, так как Екатерина обладала редкою в то время ученостию. Желая, однако же, склонить дочь свою к супружеству, мать Екатерины обратилась к одному мудрому и святому старцу, своему духовному отцу, прося его содействия. Пораженный умом молодой девушки, когда беседовал с нею, старец уразумел, что ей доступно высшее просвещение, и решился открыть ее душе познание Христа. – «Ты ищешь юношу равного тебе, – сказал он, – знаю я одного Отрока, превосходящего тебя во всем: красота Его светлее солнечного сияния... Мудрость Его управляет всем созданием... богатство Его разливается по всему миру, но это не уменьшает Его, а умножает... высота рода Его – неизреченна»... – «Чей же Он сын?» – спросила в изумлении Екатерина. – «Он не имеет отца на земле, но родился вне законов человеческого естества от честнейшей родом Пресвятой и Пречистой Девы Марии, Которая, ради великой Своей святости, удостоилась быть Материю Такого Сына... Она пребывает без смертною душою и телом и вознесена на небо, где ангелы поклоняются Ей, как Царице»...

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

    Сергий шухтовский, 19 мая.     Силуамской иконы Божией Матери, 1 авг.     Силуан, схимник печерский, 28 авг.     Силвестр обнорский, 25 апр.     Силвестр печерский, 2 янв.     Симеон верхотурский, праведный, 12 сент.     Симеон, новгородский архиепископ, 10 февр.     Симеон, переяславский епископ, 28 авг.     Симеон, тверский епископ, 3 февр.     Симон, владимирский епископ, 10 мая.     Симон, воломский преподобный, 12 июля.     Симон сойгинский, 24 нояб.     Симон юрьевский, 4 нояб.     Сисой, печерский подвижник, 21 сент.     Сисой, другой печерский подвижник, 28 авг.     Сицилийской иконы Божией Матери, 5 февр.     Словенской иконы Божией Матери, сент. 23.     Слово плоть бысть — иконы Божией Матери, 9 марта.     Смоленской иконы Божией Матери, 12 окт.     Сокольской иконы Божией Матери, 23 февр.     Сосновской иконы Богоматери. Прилож. I, стр. 7.     Софии освящение, 4 нояб.     София-Соломонида, великая княгиня, 16 дек.     Софроний, затворник печерский, 28 авг.     Софроний мучен., 28 мая.     Сохомской Богородичн. Прилож. I, стр. 7.     Спасительницы утопающих иконы Богоматери. Прилож. I, стр. 7.     Спиридон, патр. сербский, 20 авг.     Споручницы грешных — иконы Богоматери. Прил. I, стр. 7.     Старорусской иконы Божией Матери, 4 мая.     Стефан, краль сербский, 24 сент, и 30 окт.     Стефан грузин, 4 нояб.     Стефан дечанский, краль сербс., 11 нояб.     Стефан Бранкович, серб., 10 дек.     Стефан Щилянович, 4 окт.     Стефан, казанский мученик, 24 мар.     Стефан, комельский преп., 12 июня.     Стефан хирский, груз., 7 мая.     Страстной иконы Божией Матери, 13 авг.     Сухий, мученик грузинский, 15 апр.     Тамара, царица грузинская, † 1201. Память в неделю мироносиц.     Т амбовской иконы Божией Матери, 16 апр.     Тарасий, преподобный глушицкий, 12 окт.     Таричан грузин, 18 мая.     Т еребинской иконы Божией Матери, 14 мая.     Тимофей, игумен. печерский, 23 авг.     Тимофей святогорский, псковский юродивый.     Тит, печерский воин, 28 авг.     Тихон, медынский преподобный, 16 июня.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Память К. помещалась в святцы с 3-й четв. XVI в. (РНБ. Мих. Q.6, 60-е гг. XVI в.), однако не систематически (встречается под 9 янв., 19 июня, 9 июля, 9 дек.). Память К., тропарь и кондак святому находятся в 1-м офиц. издании месяцеслова - в святцах 1646 г. ( Карбасова Т. Б. Святцы 1646 г.: Памяти рус. святых//Рус. агиография: Исслед., мат-лы, публикации. СПб., 2011. С. 288-289). К. упоминается в Стихираре месячном певческого нотированного сборника кон. 80-х - нач. 90-х гг. XVI в. (РНБ. Кир.-Бел. 586/843; см.: Рамазанова. 2004. С. 47, 284, 315). Поскольку в месяцесловах служебников и уставов ( Голубинский. Канонизация святых. С. 236, 238), а также в Служебных Минеях память К. отсутствует, некоторые исследователи считают, что до кон. XVII в. преподобный общерусским святым не считался ( Лебедь. 2011. С. 200). Память К. под 19 мая включена в Палинодию Захарии Копыстенского (РИБ. Т. 4. Стб. 853). Об особом почитании К. и его мон-ря во 2-й пол. XVI - нач. XVII в. свидетельствует именование обители лаврой (напр., в Житии св. Адриана Пошехонского). К ученикам преподобного причислены святые Кирилл Новоезерский, Геннадий Костромской, Адриан Пошехонский, Филипп Ирапский, Иродион Илоезерский, Даниил Шужгорский, Симон Сойгинский, Зосима Ворбозомский (единственное известие о Зосиме, содержащееся в грамоте кн. Михаила Андреевича, ставит под сомнение ученичество Зосимы). Имя К. использовалось и для создания поздних агиографических легенд, напр. в Житии Кирилла Челмогорского (XVII в.). Мощи К. находились в арке сев. стены под спудом в церкви его имени, возведенной в 1856 г. на месте древней ц. во имя Феодора Стратилата, к-рая была пристроена в кон. XVI в. к юж. стене Введенского собора (согласно описи 1657 г., в храме Феодора Стратилата существовал придел во имя К.). На месте погребения святого находилась деревянная рака, украшенная в 1821 г. серебряной чеканной ризой с позолоченным венцом. В XIX - нач. XX в. в Воскресенской ц. обители находился чудотворный образ преподобного; с этой иконой жители г. Грязовца (бывш. монастырского с. Грязивицы) проводили крестные ходы во времена неурожаев, эпидемий. В ризнице хранились фелонь из белой камки и часть власяницы, по преданию принадлежавшие К. ( Зверинский. Т. 2. 884). В монастырских описях 2-й пол. XVII в. упоминались «судки чудотворца Корнилия деревянные».

http://pravenc.ru/text/2458683.html

Спасо-Преображенская Сойгинская, Соинская, или Соежская пустынь, ныне погост Сойгинский-Преображенский, Вологодской губернии, Сольвычегодского уезда, Рябовской волости, в восьмидесяти двух верстах к северо-востоку от Сольвычегодска, на высоком, гористом берегу речки Сойги, при впадении ее в реку Вычегду, с правой ее стороны. В 1764 году она оставлена на своем иждивении, но в 1791 г. упразднена и обращена в приход. В церкви во имя святой великомученицы Екатерины почивают под спудом мощи преподобного Симона. 28-й день. Святой Феодор, архиепископ Ростовский Боярин при Радонежском князе Андрее, Стефан, родной брат преподобного Сергия, имел двух сыновей, Климента и Феодора, называвшегося в миру Иоанном. По смерти своей супруги Анны Стефан принял монашество в Покровском Хотькове монастыре, жил некоторое время в пустынном уединении с братом своим, а потом – в Московском Богоявленском монастыре. Желая дать духовное воспитание своему младшему сыну Иоанну, он не нашел ничего лучше, как поручить его духовному попечению дяди, к которому и привел его в дремучие леса Радонежские. Юный Иоанн был любимцем и учеником дяди своего, преподобного Сергия, и пострижен им на четырнадцатом году от рождения. Под надзором и руководством угодника Божия юный инок возрастал в чистоте и святости, недоступный для дуновений грешного мира. В его чистой душе не было ничего сокровенного для его отца и наставника; он всегда готов был, и днем и ночью, идти к святому дяде, чтоб раскрыть пред ним все, что могло тревожить его сердце. Так он прожил в тихой обители Сергиевой более двадцати двух лет и между прочим обучился иконописному искусству. Удостоенный сана священного, он возымел желание основать свой общежительный монастырь и открыл свою мысль богомудрому дяде-наставнику. Преподобный Сергий сказал ему, что он желал было иметь его своим преемником в обители Пресвятой Троицы, но, считая твердый помысл его делом Божиим, благословляет его избрать место для новой обители. Тогда Феодор с несколькими другими, коих отпустил с ним Сергий, нашел место на берегу реки Москвы, называвшееся Симоновым; оно показалось ему удобным для обители. Преподобный Сергий сам пришел на это место и благословил жить тут. Это было около 1370 года. Слава о святой жизни Феодора скоро собрала около него много братии; построен храм Рождества Богоматери, и заведено общежитие. Феодор сиял, по выражению летописи, добродетелями, премудростию и даром рассуждения. Он привлекал к себе и наружностью: был высокого роста и прекрасен лицом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Существует виршевая «История о святом игумене Логгине...», к-рая известна в 2 списках нач. XIX в.: НМРК. 4117; ГАВО. ВУФ. 3647. Поскольку в тексте сказано, что «История...» создана «усердием графов Строгановых господ», можно предположить, что она была написана после 1761 г. (в этом году А. С. Строганов возведен в графское достоинство, с 1722 Строгановы имели титулы баронов). Установлено текстуальное сходство «Истории» и виршевой редакции Жития Никодима Кожеезерского ( Рыжова. 2005. С. 228-230). Создание текста приурочено к празднованию дня Св. Троицы и, возможно, было произнесено в форме «речи» или «слова» Устюжским еп. Лаврентием (Горкой) по случаю его прибытия в Коряжемский мон-рь ( Власов. 2011. С. 24-25; опубл.: Рыжова. 2005. С. 234-235; «История о святом игумене Логгине...». 2013. С. 483-484). Биография и почитание «Сказание...» сообщает, что Л. «прииде из Верховьских градов» на р. Коряжемку с иконой Животворящего Креста (ВОКМ. 2151. Л. 21-22). Согласно описаниям, на нижнем поле иконы находилась надпись: «Лета 7043 (1535)», а на оборотной стороне - «Крест Христов Павловы пустыни» ( Верюжский. Вологодские святые. С. 476). Исходя из текста надписи, исследователи предполагают, что Л. нек-рое время подвизался в Павловом Обнорском мон-ре и пришел на р. Коряжемку в 1535-1540 гг. ( Власов. 1995. С. 39). Поскольку свой мон-рь святой создавал вместе с прп. Симоном Сойгинским, выходцем из Усолья (ныне Сольвычегодск) ( Верюжский. Вологодские святые. С. 487-488), более обоснованным представляется отнести основание обители к периоду с 1537 г. (известно, что Симон покинул Комельский мон-рь после преставления прп. Корнилия Комельского 19 мая 1538) по 16 сент. 1539 г. (дата основания Сойгинской Преображенской пуст.) (Там же. С. 478, 488-489). Л. с Симоном построили часовню и келью, а затем деревянную ц. во имя свт. Николая Чудотворца. Согласно Сказанию о Христофоровой пуст., написанному еп. Вятским Александром (РНБ. Q.XVII. 142. Л. 86, XVII-XVIII вв.; опубл.: Власов. 2011. С. 76-129), в Коряжемском мон-ре жил еще 1 ученик Л.- прп. Христофор († 25 июля 1572), основавший в 1543-1551 гг. пустынь в честь иконы Божией Матери «Одигитрия» ( Власов. 2011. С. 74-75), к-рая в кон. XVI в. была приписана к Коряжемскому мон-рю.

http://pravenc.ru/text/2110689.html

   001    002    003    004    005   006     007    008