Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАРНЕАД [греч. Καρνεδης; лат. Carneades] (ок. 214/3 г. до Р. Х., Кирена, совр. Ливия - 129/8 г. до Р. Х., Афины), древнегреч. философ, представитель античного скептицизма , руководитель и преподаватель Академии Платоновской ; основатель т. н. Новой, или Третьей, Академии. Жизнь Примерная дата рождения К. вычисляется на основании отнесения Аполлодором Афинским (II в. до Р. Х.) и вслед за ним Диогеном Лаэртским (кон. II - нач. III в.) даты смерти К. к «четвертому году 162-й олимпиады», т. е. к 129/8 г., а также на основании сообщения, что К. скончался «в возрасте 85 лет» ( Diog. Laert. IV 9. 65). Сообщение Марка Туллия Цицерона (I в. до Р. Х.), что К. прожил 90 лет ( Cicero. Acad. II 6. 16), впосл. часто повторявшееся в античной лат. лит-ре, признается совр. исследователями ошибочным ( Arnim. 1919. Sp. 1964; Wi niewski. 1970. S. 92-93; Mette. 1985. S. 121). Карнеад. Гравюра. 1685 г. Карнеад. Гравюра. 1685 г. О жизни К. в Кирене до прибытия в Афины и начала обучения в Платоновской Академии ничего не известно. Его отцом в большинстве источников называется Филоком, однако Диоген Лаэртский предлагает и др. возможное имя - Эпиком ( Diog. Laert. IV 9. 62; CFrM. T1a1; ср.: G ö rler. 1994. S. 851-852). В Афинах К. обучался у схоларха Платоновской Академии Гегесина Пергамского, продолжавшего скептическую философскую традицию основоположника Средней Академии Аркесилая (IV-III вв. до Р. Х.). Согласно Цицерону ( Cicero. Acad. II 30. 98), К. также значительное время обучался у философа Диогена Вавилонского (Селевкийского), представителя стоицизма , к-рый познакомил К. с учением известного стоика Хрисиппа (III в. до Р. Х.). Именно философская критика стоицизма стала делом всей жизни К.; по словам Диогена Лаэртского, К. нередко шутливо говорил: «Не будь Хрисиппа - и меня бы не было» ( Diog. Laert. IV 9. 62). Главным оппонентом К. среди совр. ему стоиков был руководитель афинской стоической школы Антипатр из Тарса, к-рый избегал вступать с К. в открытую устную дискуссию и отвечал на его критику стоицизма в многочисленных сочинениях ( G ö rler. 1994. S. 852).

http://pravenc.ru/text/1681111.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГУС [чеш. Hus] Ян (ок. 1370, Гусинец - 6.07.1415, Констанц), чеш. проповедник, идеолог религиозно-политического движения за реформу католич. Церкви в Чехии. Род. в бедной семье. Учился в начальной церковной школе, затем в школе г. Прахатице. В 1393 г. окончил Карлов ун-т в Праге со степенью бакалавра свободных искусств, в 1396 г. получил степень магистра свободных искусств. Во время учебы в ун-те Г. познакомился с идеями проповедников Яна Милича из Кромержижа и Матвея из Янова , выступавших за реформу «испорченного» христианства и нравов католич. духовенства, а в 1398 г.- с сочинениями Дж. Уиклифа , привезенными в Чехию Иеронимом Пражским . Ян Гус. Гравюра. XVI в. Ян Гус. Гравюра. XVI в. В 1400 г. Г. был рукоположен во пресвитера. В 1401-1402 гг. декан философского факультета, в 1402-1403 гг. ректор Карлова университета. 14 марта 1402 г. получил место проповедника в Вифлеемской часовне в Праге (основана учениками Милича). Проповеди Г. на чеш. языке стали популярны не только в народной среде, но и в кругах аристократии, он был избран духовником кор. Софии (супруги чеш. кор. Вацлава IV). В 1403 г. новый Пражский архиеп. Збынек назначил Г. синодальным проповедником с обязанностью надзирать за нравственностью духовенства Пражского архиеп-ства. Обличение пороков духовенства (симонии, роскоши, алчности, лицемерия, взимания платы за совершение таинств), а также требование причащать мирян под двумя видами вызвали недовольство клириков, и Г. был отстранен архиепископом от занимаемой должности. В 1403 г. Г. выступил в защиту осужденных ун-том как еретических «45 тезисов» Уиклифа, утверждая, что им придали ложный смысл. Тем не менее Г. не во всем был согласен с Уиклифом, напр., в том, что недостойный священник, пребывающий в смертном грехе, не пресуществляет в Евхаристии хлеб в Тело Христово. Поддержка положений вероучения Уиклифа и отказ от повиновения папе Римскому Григорию XII в условиях схизмы в католической Церкви (Григорию XII до 1409 противостоял антипапа Бенедикт XIII ) лишили Г. благорасположения Пражского архиепископа, последовал запрет Г. проповедовать (1408), подтвержденный Папским престолом.

http://pravenc.ru/text/168408.html

Король Речи Посполитой Сигизмунд III. Гравюра. 1594 г. (РГБ) Король Речи Посполитой Сигизмунд III. Гравюра. 1594 г. (РГБ) Весной 1595 г. намерения западнорус. епископов были преданы гласности и вызвали протесты со стороны православных, возмущенных изменой епископов своей вере из-за низменных, материальных побуждений, нарушением епископами клятвы верности своему верховному пастырю К-польскому Патриарху, а также тем, что столь важные решения были приняты на тайных совещаниях, без созыва Собора. Влиятельнейший правосл. вельможа кн. К. К. Острожский обратился к королю с просьбой о созыве Собора для обсуждения сложившегося положения, но король, не ожидая от такого шага желаемых результатов, просьбу отклонил, предложив православным повиноваться своим епископам. 25 июля 1595 г. кн. Острожский обратился к православным Речи Посполитой с окружным посланием, напечатанным в Острожской типографии, с призывом следовать вере отцов и не признавать епископов, согласившихся на унию с Римом, своими пастырями. Против унии выступили братства, значительная часть правосл. шляхты, мн. представители духовенства (особенно резко обличал организаторов унии Стефан Зизаний (см. Зизании )). Под влиянием развернувшегося движения Львовский еп. Гедеон (Балабан) и Перемышльский еп. Михаил (Копыстенский) отказались от участия в переговорах об унии и заявили о своей верности Православию. Находившийся в Яссах экзарх К-польского Патриарха Никифор 17 авг. 1595 г. обратился с посланием к епископам и православным Киевской митрополии. Епископов он призывал покаяться, если же этого не произойдет, Никифор предлагал православным не признавать архиереев-униатов своими пастырями и прислать к нему кандидатов для поставления на епископские кафедры. Западнорус. архиереи оказались в критическом положении: они могли теперь сохранить за собой свои кафедры лишь при поддержке королевской власти, а такая поддержка могла быть оказана лишь после заключения унии, поэтому они стали торопиться с отправкой в Рим послов для совершения торжественного акта «подчинения» Киевской митрополии папе.

http://pravenc.ru/text/Брестская ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИНОКЕФАЛИЯ Кинокефалы. Миниатюра из: Marco Polo. Livre des merveilles (BNF. Fr. 2810. Fol. 76v) Кинокефалы. Миниатюра из: Marco Polo. Livre des merveilles (BNF. Fr. 2810. Fol. 76v) [от греч. κυνοκφαλοι - собакоголовый], отраженное в античной и средневек. лит. и художественной традициях представление о существах с телом человека и собачьей головой (кинокефалах), повлиявшее на христ. иконографию. Упоминание о кинокефалах стало обязательным сюжетом географических и исторических описаний Земли греческими, а затем западноевроп. авторами (вплоть до XVIII в.). Они служили образом дикого, варварского народа и соответственно наделялись такими чертами, как неумение говорить или общение на смеси человеческих слов и собачьего лая, имели одежды из звериных шкур и т. п. Начало традиции положил Геродот, согласно к-рому кинокефалы обитали на северо-востоке Африки ( Herod. Hist. IV 191). Симмий Родосский (кон. IV - нач. III в. до Р. Х.) считал, что они живут на неких островах в мифологической Гиперборее ( Ioannis Tzetzae Historiarum variarum Chiliades. Lipsiae, 1826. P. 266). Соч. «Индика» Ктесия Книдского (кон. V - нач. IV в. до Р. Х.) содержит сведения об одном из народов Индии, представители к-рого имели собачьи головы ( Nichols A. The Complete Fragments of Ctesias of Cnidus: Transl. and Comment. with an Introd.: Diss. Gainesville (Florida), 2008. P. 113-114). В отличие от Ктесия, к-рый пользовался сведениями, полученными от персов, др. автор IV в. до Р. Х., Мегасфен, посетил Индию в качестве посла Селевка I Никатора в правление Чандрагупты Маурьи, поэтому современники и потомки считали, что он лично видел кинокефалов. Тексты обоих авторов сохранились только в цитатах, в частности у Гая Юлия Солина и Плиния Старшего, чьи произведения пользовались наибольшим авторитетом ( Plin. Sen. Natur. hist. VII 2. 23). Кинокефал. Гравюра (Schedel H. Liber chronicarum. 1493) (РГБ) Кинокефал. Гравюра (Schedel H. Liber chronicarum. 1493) (РГБ)

http://pravenc.ru/text/1684666.html

М. А. Корзо Иконография Архим. Иннокентий (Гизель). Гравюра мастера школы П. П. Бекетова. 1843 г. (РГБ) Архим. Иннокентий (Гизель). Гравюра мастера школы П. П. Бекетова. 1843 г. (РГБ) Сохранился живописный портрет И., предположительно 1-й пол. XVIII в. (после 1718), крупного размера (228 ´ 105 см, НХМУ - Украïнський портрет XVI-XVIII ст.: Кат.-альбом/Авт.-укл.: Г. Бeлikoba, Л. Членова. К., 2004. С. 171. 152), входивший в цикл полотен с изображениями настоятелей Киево-Печерской лавры. Эти портреты, выполненные в лаврской живописной мастерской, помещались в Успенской (Великой) ц., впосл. поступили в ризницу собора (Там же. С. 168; Лопухина Е. В. Портрет в барочном интерьере Успенского собора Киево-Печерской лавры//Филевские чт.: Тез. конф. 10-12 окт. 2006 г./ЦМиАР. М., 2006. С. 47-49). И. представлен в рост, вполоборота влево, в мантии лаврского архимандрита и черном клобуке, с наперсным крестом, в руках - жезл и четки. Облик И. сохраняет индивидуальные черты - нос с горбинкой, впалые щеки, небольшая, узкая на конце борода с проседью. Как и др. архимандриты, он показан в интерьере с драпировкой на фоне и с распятием Христовым на столе, слева вверху - герб, внизу написаны краткие биографические сведения. В 70-х гг. XIX в. др. портрет И. находился в конгрегационном зале КДА (Для посетителей портретной залы при КДА: [Кат.]. К., 1874. С. 6). Изображение И. сохранилось в серии портретов, награвированных по заказу П. П. Бекетова первоначально для издания «Портреты именитых людей Российской Церкви с приложением их краткого жизнеописания» (М., 1843; лист в собрании ЦАК МДА). Погрудный образ иерарха вполоборота влево, с округлой бородой средней величины, в клобуке, в мантии с херувимами на скрижалях и с наперсным крестом, заключен в овал (2-е изд. выполнено для кн.: Изображения людей знаменитых или чем-нибудь замечательных, принадлежащих по рождению или заслугам Малороссии. М., 1844). Близкое повторение этого портрета в круге имеется на гравюре пунктиром А. А. Осипова (6 изображений на листе), помещенной в кн.: Источники малороссийской истории, собранные Д. Н. Бантыш-Каменским и изданные О. М. Бодянским. М., 1858-1859. 2 ч.

http://pravenc.ru/text/389655.html

Голландская карта Ловека. Гравюра. XVII в. Голландская карта Ловека. Гравюра. XVII в. В Камбуджадеше было распространено натуральное хозяйство, которое базировалось на поливном рисоводстве. Существовала иерархическая система с господствующими классами в виде феодальной аристократии, шиваитского жречества и феодалов-чиновников. Основную массу населения составляли крестьяне-общинники и храмовые работники кхнюм. Король был земным воплощением бога Шивы (в отдельные периоды - Вишну или Будды), а культ Бога-короля (дэва-раджи) был принят в качестве гос. религии еще в IX в. Считалось, что процветание гос-ва и народа зависит от благополучия обожествленного правителя и его храма (линги), к-рый воздвигался в центре столицы на вершине горы. Храмы почитались как жилище бога и выражали в камне всю космогонию, воплощая во внешнем виде и внутренней архитектуре гармонию божественного порядка. Сооружение храмов являлось своеобразным жертвоприношением, сопровождавшимся определенными обрядами, и воспринималось как соглашение между богами и людьми. Власть Бога-короля была неограниченной, и ему, как полагали, принадлежали вся земля и ее обитатели. Высшие посты в гос-ве занимали члены королевской семьи, а также члены семей высших священнослужителей. Жрецами становились, как правило, брахманы, прибывавшие в К. из Индии. Культ Бога-короля, наличие крупного храмового землевладения, огромная роль шиваитского жречества в политической и экономической жизни дают основание говорить о теократическом характере империи Камбуджадеша. Частые войны и широкое храмовое строительство вызвали истощение материальных и людских сил Ангкорской К., и в XIII-XIV вв. возникло религиозно-реформаторское движение в виде буддизма хинаяны (малой колесницы), направленное против шиваитского культа Бога-короля. Новое движение не требовало строительства тысяч храмов и выполнения дорогостоящих обрядов, отвергала наличие многочисленных священнослужителей, провозглашала равенство всех людей в их стремлении к нирване. Ослабление центральной власти и сокращение храмового землевладения вели к тому, что шиваитское жречество теряло влияние. Ожесточенная борьба жрецов старого культа против сторонников буддийского учения завершилась победой буддизма хинаяны, превратившегося в 1-й пол. XIV в. в гос. религию. При этом культ Бога-короля нек-рое время еще сохранялся, а верховный правитель считался воплощением Будды.

http://pravenc.ru/text/1320197.html

1. Бесконечность. Из всех доступных постижению человека свойств Бога бесконечность является наиболее совершенным свойством ( Catania. 1993. P. 41). Согласно И. Д. С., если все свойства Бога отражаются в неких «естественных понятиях», в к-рых Бог постигается «как бы акцидентально», т. е. в некотором определенном аспекте Своего существования, то бесконечность есть «некое понятие, в котором Бог понимается в Себе Самом (per se) и в Своей чтойности» ( Ioan. D. Scot. Ordinatio. I 3. 1. 2//EdVat. Vol. 3. P. 16; чтойность здесь не тождественна сущности). Т. о., согласно И. Д. С., наиболее точным ответом на вопрос, что есть Бог, будет выражение «бесконечное сущее» или просто «бесконечное». При этом, понимая Бога как «бесконечное сущее», человек получает «собственное понятие» Бога, т. е. понятие, приложимое исключительно к Богу. Хотя это понятие является наиболее простым из доступных человеку применительно к Богу, согласно И. Д. С., оно все же является не безусловно простым, а сложным (поскольку формируется из 2 понятий: «сущесть» и «бесконечность»). Знание одновременно собственного и простого понятия Бога человеку недоступно, поскольку это означало бы знание Божественной сущности ( Catania. 1993. P. 44). Иоанн Дунс Скот. Гравюра из «Opera omnia». Lugduni, 1639 г. Иоанн Дунс Скот. Гравюра из «Opera omnia». Lugduni, 1639 г. Метафизический смысл понятия «бесконечность» разрабатывался И. Д. С. в полемике с Фомой Аквинским (см.: Cross. 1999. P. 39-41). Согласно Фоме, «конечность» и «бесконечность» - относительные свойства; некая вещь является конечной, если она имеет отношение к к.-л. другому сущему, ограничивающему ее; соответственно бесконечность есть отсутствие такого отношения к ограничивающему сущему. Бог, по учению Фомы, бесконечен, поскольку Он есть чистая форма, не ограниченная материей; т. о., бесконечность Бога есть логическое следствие Его простоты и совершенства ( Thom. Aquin. Sum. th. I 7. 1; ср.: Cross. 1999. P. 39-40). И. Д. С. отвергает такую интерпретацию бесконечности, заявляя: «Конечная форма прежде конечна сама по себе, и лишь потом ограничивается в зависимости от материи...

http://pravenc.ru/text/471161.html

Верховный комиссар Г. Вулзли принимает делегацию турок-киприотов. Гравюра из газ. «Illustrated London News». 1879 Верховный комиссар Г. Вулзли принимает делегацию турок-киприотов. Гравюра из газ. «Illustrated London News». 1879 8 и 9 июля англ. войска высадились в Ларнаке, 12 июля они вошли в Никосию, 22 июля на К. прибыл 1-й Верховный комиссар острова сэр Гарнет Вулзли, к-рый осуществлял исполнительную власть с группой высших адм. чиновников. Первоначально Верховный комиссар подчинялся МИД, а с дек. 1880 г.- Мин-ву колоний. Остров был разделен на 6 округов (Никосия, Фамагуста, Лимасол, Ларнака, Пафос, Кириния) во главе с англ. администраторами. Был упразднен суд кадиев, и введено англ. судопроизводство. В сент. 1878 г. было объявлено об учреждении Законодательного совета, к-рый состоял из лиц, назначаемых королевой (в т. ч. по рекомендации Верховного комиссара). Его решения носили консультативный характер и были недействительны без утверждения Верховного комиссара. Законодательный совет был преобразован после введения Конституции 1882 г.: он должен был состоять из 6 офиц. представителей англ. администрации и 12 избираемых киприотов от национально-религ. общин - 9 греков и 3 турок. Если офиц. лица выступали заодно с тур. членами совета, их голоса уравновешивали голоса представителей греч. общины, и в таком случае решение определялось мнением Верховного комиссара. Остров был разделен на 3 избирательных округа, каждый из к-рых выдвигал 4 депутатов (3 христиан и мусульманина). Избирательным правом обладали все мужчины, османские или брит. подданные, достигшие 21 года, платящие налоги и прожившие на К. не менее 5 лет. Выборы проходили каждые 3 года. Сначала выборы были открытыми, затем было введено тайное голосование. В компетенцию Законодательного совета входили экономические вопросы, в т. ч. утверждение бюджета и налогов. Исполнительный совет состоял только из англ. чиновников. В первые годы брит. правления османская система налогообложения не претерпела значительных изменений. Она включала 24 различных вида налогов и была весьма обременительной, поэтому англичане решили не устанавливать новые налоги (за исключением сборов на борьбу с саранчой, введенных в 1881). Постепенно десятина на нек-рые виды продуктов (напр., виноград, плоды рожкового дерева, грецкие орехи) была отменена, и пошлина взималась с них только в случае экспорта. С 1887 г. брит. власти начали внедрять практику сбора десятины не натуральными продуктами, а деньгами. Замена некоторых налогов пошлинами на экспорт и импорт привела к подъему цен. Кроме того, с каждого киприота, включая женщин и детей, собиралось по 0,5 ф. с. в счет компенсации, которую Великобритания обязалась выплачивать Турции за утрату К.

http://pravenc.ru/text/1684690.html

В древневизантийских образцах толпа народа пишется по-разному. Иногда в нее вводятся фигура царя и чернокожие люди, в рукописях же армяно-грузинских можно увидеть людей с песьими головами (эчмиадзинская рукопись XIII в.). Группа народа иногда имеет надпись «Племена, языцы». Позже на месте этих народов появилась фигура царя с убрусом (платом) в руках и двенадцатью свитками, Эта фигура получила надпись «Космос» – «весь мир». То же самое мы видим позднее в греческих и русских памятниках XV–XVIII веков. Несмотря на надпись, значение фигуры царя представляется неясным и вызывает различные толкования. Так, по одному предположению, здесь первоначально изображался пророк Иоиль, образ которого будто бы был с течением времени искажен позднейшими иконописцами, превратившими пророка в царя. В подтверждение этого мнения приводилась и само пророчество, помещенное в Деяниях: излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши: старцем вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения и также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего ( Иоиль 2, 28–29 ). Такое объяснение давалось некоторыми афонскими монахами, не доверявшими компетенции иконописцев и толковавшими этот образ по своим соображениям, несмотря на надпись «Космос». В венецианской гравюре 1818 года у головы фигуры царя сделана надпись «Пророк Иоиль». Но этот памятник относится к новейшей иконографии, когда вошло в силу свободное обращение с древними иконографическими формами и в их истолкование вошли субъективные понятия. Кроме того, эта западная гравюра была издана на турецком языке, сохранение старины в таком издании не было важным делом, поэтому гравюра и не может заслуживать доверия. Если гравер XIX века поставил над головой царя в короне надпись «Пророк Иоиль», то уже одно это разрушает веру в точность его иконографических познаний. Очевидно, он совсем не был знаком с одеждами, усвоенными пророкам Православием. Ссылка же на невежественность иконописцев, превративших древнюю фигуру пророка в царя, также не обоснована.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/trud-iko...

Климент IV, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) Климент IV, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) После смерти Раймунда VII (1249) Тулузское графство перешло мужу его дочери Альфонсу де Пуатье, младшему брату франц. кор. Людовика IX Святого . Поскольку в то время Альфонс вместе с королем участвовал в 7-м крестовом походе, во владение графством вступила его мать, вдовствующая кор. Бланка Кастильская. Фукуа стал одним из советников кор. Бланки, а затем и Альфонса, после его возвращения во Францию (осень 1250). Фукуа участвовал в переговорах Альфонса де Пуатье и его брата Карла Анжуйского с коммунами Арля и Авиньона (апр.-май 1251), входил в состав комиссии юристов, рассматривавших законность завещания гр. Раймунда VII (28 мая 1251). Как советник графа Фукуа, участвовал в работе над новой инструкцией для сенешалей, бальи и судей, призванной ограничить злоупотребления в судопроизводстве; был членом комиссии по реформированию управления Тулузским графством (с 1252). Служба у Альфонса де Пуатье позволила Фукуа приобрести связи при королевском дворе. В 1254-1257 гг. он был членом комиссии, созданной для изучения и защиты прав франц. монарха в южнофранц. сенешальствах Каркасон и Бокер. Участвовал в работе над ордонансом Людовика IX о реформе управления королевством (дек. 1254). В качестве юриста-консультанта сотрудничал с активно действовавшей на юге Франции инквизицией . Свои рекомендации обобщил в трактате «Quaestiones quindecim ad inquisitores» (Пятнадцать вопросов инквизиторам, ок. 1260), сохранявшем практическое значение до кон. XVII в. Овдовев, Фукуа обратился к церковному служению. В кон. 1254 или нач. 1255 г. он получил место клирика королевской капеллы, затем стал каноником собора в Ле-Пюи. Ок. 1256 г. рукоположен в сан пресвитера; вероятно, в том же году стал архидиаконом диоцеза. После смерти Армана де Полиньяка, еп. Ле-Пюи, Фукуа был избран на епископскую кафедру (11 июня 1257), подчиненную непосредственно Папскому престолу. По неизвестным причинам папа Римский Александр IV (1254-1261) сначала с неодобрением отнесся к кандидатуре Фукуа и лишь 19 окт. утвердил результат выборов. В янв. 1258 г. состоялась епископская хиротония Ги Фукуа. Тогда же он стал членом Парижского парламента и получил должность королевского советника. Фукуа проживал гл. обр. при королевском дворе; в июле 1259 г. он заключил с кор. Людовиком IX выгодное для своего еп-ства соглашение об имущественных и о фискальных правах короля в диоцезе, что обеспечило новому епископу поддержку местного духовенства. Был посредником на переговорах короля Арагона Хайме (Жауме) I с горожанами Монпелье (кон. 1258), представлял интересы франц. монарха в его тяжбе с архиепископом Арля (1259).

http://pravenc.ru/text/1841383.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010