Пасхальным утром монах Дионисий, следивший за монастырскими пещерами, вошел в одну из наиболее отдаленных. Здесь были погребены скончавшиеся насельники монастыря, от того и место то называли — Община. Фото Владимира Ештокина — Отцы и братья, Христос воскрес! Сегодня Великий день, — громко произнес Дионисий. — Воистину воскрес Христос! — неожиданно раздался дружный хор громовых голосов, шедший из могил. Так кто же сказал, что монахи — все мрачные и угрюмые люди? Вот, даже и в смерти своей они умеют радоваться жизни. И таких примеров в древней книге, посвященной киевским монахам, — Киево-Печерском патерике — немало. Ведь жить в уединении и носить бедную одежду вовсе не означает обрекать себя на непрерывную скорбь… Фото Владимира Ештокина Вот преподобный Прохор получил от братьев монастыря прозвище Лебедник, потому что не ел ничего, кроме лепешек из лебеды, которые готовил себе сам. Братья удивлялись: лебеду невозможно есть! Она горькая! Но отец Прохор сам собирал ее, сам толок в муку, сам готовил себе лепешки. Как он страдает ради веры и поста, восхищались братья. Но через несколько лет начался голод, пшеничной муки стало не хватать на всех, и отец Прохор принялся угощать своими лепешками других. Тут-то и оказалось, что они… сладкие и очень даже вкусные! Как так? В чем секрет Несколько ушлых братьев незаметно взяли часть лепешек, считай, украли. Надеялись узнать получше их состав, но ничего у них не вышло. Краденые лепешки, как и положено лебеде, оказались горькими как полынь. Фото Владимира Ештокина Чудо? А может, опять совпадение? Одно братья поняли — вся эта история не случайна. Покаялись перед отцом Прохором, он простил незадачливых воришек и угостил их этими же лепешками, которые они принесли ему обратно. И опять они вкусными показались, как никогда. Без горького привкуса плохого поступка. Вся правда об Илье Муромце Монаху не пристало выделяться из толпы и бахвалиться своими достижениями: для того и даны им простые одинаковые одежды. На монастырской службе все стоят рядом, как солдаты во время парада, в полумраке храма трудно отличить одного от другого. Лишь один выделяется из толпы, но уж тут ничего не поделаешь. На голову выше всех остальных, огромный и крепкий, как былинные богатыри, да он и есть бывший богатырь, ушедший с воинской службы и принявший монашество. Илья по прозвищу Чоботок. Поговаривают: как-то однажды враги застали его, когда он надевал сапоги-чоботы, так он даже одним сапогом смог защититься от их мечей. То ли он из далекого Мурома, то ли из Моровска, что под Черниговом, — это куда ближе от Киева... Точно не известно, но еще одно прозвище пристало к нему со временем крепко — Муромец.

http://foma.ru/kievo-pecherskaya-lavra-i...

В 1776 году Прохор совершает паломничество в Киево-Печерскую лавру, где получает благословение на монашеское делание. И вот молодой человек следует в указанный ему монастырь для послушания. Местом его подвига станет Саровская пустынь в Тамбовской губернии (ныне это город Саров, Нижегородской области). В 1780 году Прохор вновь тяжело заболевает, всё его тело распухло. Врачи снова не смогли определить причину болезни, которая продолжалась достаточно долго в течение долгих трёх лет. Половину из них Прохор провёл лежачим в постели. По свидетельству летописи Серафимо-Дивеевского монастыря, болезнь принесла ему много душевной пользы. И снова чудесное излечение. Это был уже третий случай чуда в жизни Прохора. Больше он не сомневался. В 1786 году он принимает монашество с новым именем Серафим. А вскоре его посвящают в иеродиаконы, и наконец, в 1793 году рукополагают в иеромонахи (священника). Так началось его новое служение Богу. Ему хотелось нести подвиг подобно его предшественникам Феодосию Печерскому или Сергию Радонежского и вот он решается на уединение в лесу. Строит себе землянку, разводит пчел, сажает огород и живет в отдалении от людей, занимаясь молитвой, чтением Священного Писания и трудом. Питался он скудно, в основном травой снытью, из которой даже научился печь хлеб. Но приходящим к нему людям никогда не отказывал в гостеприимстве и отдавал лучшее из своих запасов. Его доброта была понятна даже диким зверям, которые спокойно питались у него прямо с руки. Известен случай, что к нему постоянно ходил медведь, который практически стал ручным. Также у входа в свою келью он установил камень, на котором подолгу стоял в молитве. Его подвиг остался навек отпечатанным в камне в виде продольных бороздок, стертых его ногами от долгого стояния. И вот мы с вами приблизились к четвертому случаю чуда в жизни Серафима Саровского. Согласно жизнеописанию святого, какие-то разбойники, узнав, что к Серафиму часто приходят богатые посетители, решили ограбить его келью, думая, что смогут поживиться богатой добычей. Застав его в лесу во время ежедневной молитвы, они сильно избили его и обухом топора проломили ему голову, причём во время этого нападения святой даже не сопротивлялся. В его землянке, естественно, разбойники ничего для себя не нашли и удалились ни с чем. Преподобный чудом вернулся к жизни, однако после этого случая навсегда остался сильно сгорбленным, каким и дошел до нас на прижизненном портрете. Когда этих бандитов изловили и привели на освидетельствование к старцу Серафиму, то он при всех простил их и заставил отпустить без наказания. Догадываетесь, что творилось в душе этих людей?!

http://ruskline.ru/news_rl/2024/01/15/et...

Серафима мы увидим, что Божия Матерь избрала Себе в лице преподобного удивительно верного послушника, которому поручила нелегкое дело создания Дивеевской новой женской обители. Сам святой называл себя «служкой» Божией Матери, говоря, что без Ее указания он ничего не делает, а все делает Она. Слова Богородицы не смутили Прохора, отрешенного от всего земного столь продолжительной и тяжкой болезнью; в третий раз он был спасен от смерти, и Царица Небесная опять приняла прямое участие в его исцелении, указывая Своими словами не только на пройденный Прохором путь, но и на высоту его дальнейших подвигов: ему надлежало осуществить великое Мариино послушание, вынести особенно тяжелый крест, утвердиться в высшем девственном целомудрии. Так Божия Матерь готовила Себе, с самого начала его монашеского пути, великого по смирению сотрудника и мудрого исполнителя Своих велений. Когда Прохор вполне окреп, игумен Пахомий послал его собирать деньги на постройку в Саровском монастыре больничной церкви. Труд по сбору денег не считался легким, но благодарный послушник охотно исполнял его, обходя окружные города. Дойдя до Курска, Прохор узнал, что мать его уже умерла. Брат же его Алексей пожертвовал на постройку Саровской церкви немалую сумму. Когда сборщик вернулся в Саров, то, в знак благодарности за исцеление, сам приступил к сооружению прекрасного нового престола из кипарисового дерева, предназначенного для нижнего этажа больничного храма. Годы зрелости В 1786 году, 27-ми лет от роду, Прохор был пострижен в монашество с именем Серафима и в том же году посвящен во диакона. Служение его в этом сане продолжалось шесть лет, причем о. Серафим почти не выходил из церкви. Здесь надо отметить первое указание свыше о. Серафиму на великое дело, которое он имел завершить в последние годы своей жизни, и для этого предварительно кратко указать на путь и призвание некоей Агафии Семеновны, вдовы полковника Мельгунова, богатой дворянки-помещицы Ярославской области, имевшей до семисот душ крестьян. Рано овдовев, Агафия положила окончить жизнь в известном Флоровском Киевском монастыре, где и постриглась под именем Александры; но вследствие явлений ей Божией Матери, указавшей ей идти на север и быть основательницей великой в будущем обители, она, скрывая по совету Киево-Печерских старцев свое монашеское звание, после многих странствий осела неподалеку от села Дивеева.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

В Мордовском государственном архиве я нашел документы, связанные с именем преподобного уже в период его монашеской жизни, — когда он был послушником. В них он значится как «Прохор-столяр». Также была найдена грамота 1818 года, в которой отмечено, что преподобный был награжден наперсным крестом в честь победы над французами в Отечественной войне 1812 года. Эти документы также сразу получили статус особо ценных и охраняемых. Грамота старцу Серафиму. 1818 г. — А что удалось узнать о жизни преподобного до принятия пострига? — Довольно мало. Как я уже говорил, Прохор происходил из небогатой купеческой семьи. После смерти отца он с матерью и братом имел общее торговое дело и был записан как купец третьей гильдии. У них была своя лавка в доме. Сам дом, поначалу, имел очень выгодное расположение на центральной городской улице. Однако когда в Курске началась плановая перестройка, — что-то наподобие нынешней московской реновации, — то они попали под снос, и им дали дворовую усадьбу уже на периферии. Этот вынужденный переезд, конечно, нанес урон их финансовому положению. Образование будущий святой получил, по-видимому, в семье и при церкви, по богослужебным книгам. Известно, что к тому моменту, когда Прохор принял решение принять постриг, его семья расширилась — у брата и сестры появились свои дети. Возможно, это отчасти отразилось на нем самом, подтолкнув его к постригу: не исключено, что в такой ситуации будущий святой мог все больше чувствовать себя лишним в семье. Хотя тут мы можем только гадать. Скорее всего, свою роль в избрании монашеского пути сыграло и посещение им Киево-Печерской Лавры. «Серафим Саровский помог моей семье в трудную минуту» — Можно ли Серафима Саровского как подвижника отнести к какой-то определенной аскетической традиции? Или он и его подвиг нечто абсолютно новое и уникальное для христианского мира? — Аскетический подвиг преподобного Серафима Саровского, действительно, во многом уникален. В течение более полувековой жизни в монастыре, старец прошел через пустынножительство, столпничество, молчальничество, келейный затвор, старчество. Но самым трудным из них был именно подвиг старчества — духовного окормления монашествующих и мирян. Причем преподобный был одним из первых среди монахов, кто взял на себя тяжелую ношу духовного и материального окормления женщин. Несмотря на запреты и людскую молву, старец понимал значимость силы слова и личного монашеского примера для духовного становления сестер Дивеевской обители. И сегодня мы видим, что, порой нарушая монастырский устав, он совершил настоящий подвиг. Не говоря уже о том, сколько обителей было открыто по его благословению и при его попечении.

http://foma.ru/zhizn-i-chudesa-serafima-...

Так, купцы Иван Дружинин, Иван Безходарный, Алексей Меленин и еще двое выражали надежду идти вместе с ним в обитель. На семнадцатом году жизни намерение оставить мир и вступить на путь иноческой жизни окончательно созрело в Прохоре. И в сердце матери образовалась решимость отпустить его на служение Богу. Следуя церковно-гражданским установлениям духовного регламента, он взял себе увольнение от Курского городского общества (Монастырский архив, отд. XV, 13). Трогательно было его прощание с матерью. Собравшись совсем, они посидели немного, по русскому обычаю, потом Прохор встал, помолился Богу, поклонился матери в ноги и спросил ее родительского благословенья. Агафья дала ему приложиться к иконам Спасителя и Божией Матери, потом благословила его медным крестом. Взяв с собой этот крест, он до конца жизни носил его всегда открыто на груди своей. Немаловажный вопрос предстояло решить Прохору: куда и в какой монастырь идти ему. Слава подвижнической жизни иноков Саровской пустыни, где были уже многие из курских жителей и настоятельствовал о. Пахомий, курский уроженец, склоняла его идти к ним, но ему хотелось предварительно быть в Киеве, чтобы посмотреть на труды Киево-Печерских иноков, испросить наставление и советы от старцев, познать через них волю Божию, утвердиться в своих мыслях, получить благословение от какого-нибудь подвижника и, наконец, помолиться и благословиться у св. мощей прпп. Антония и Феодосия, первоначальников иночества. Прохор отправился пешком, с посохом в руке, и с ним шли еще пять человек курских купцов. В Киеве, обходя тамошних подвижников, он прослышал, что недалеко от св. лавры Печерской, в Китаевской обители, спасается затворник по имени Досифей, имеющий дар прозорливости. Придя к нему, Прохор упал к ногам его, целовал их, раскрыл перед ним всю свою душу и просил наставлений и благословения. Прозорливый Досифей, видя в нем благодать Божию, уразумев его намерения и провидя в нем доброго подвижника Христова, благословил его идти в Саровскую пустынь и сказал в заключение (Краткое жизнеописание старца Серафима, изд.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Уже в то время пробуждается в нем любовь к церковной службе, уединению и богомыслию и укрепляется в душе решение посвятить всю жизнь возлюбленному им от юности Христу. На восемнадцатом году жизни решение это окончательно созрело в душе юного Прохора. Однако прежде вступления в монастырь он посетил Киево-Печерскую лавру. Смирение, отличавшее подвижника с юных лет, побудило его перед вступлением на путь иночества обратиться за наставлением к опытному старцу. Близ Лавры, в Китаевской пустыне, жил в это время прозорливый затворник Досифей. Ему-то и открыл свою душу Прохор и получил от него благословение на прохождение иноческого пути в Саровской пустыне. В 1778 г., в канун праздника Введения Пресвятой Богородицы во храм, Прохор Мошнин прибыл в Саровскую обитель. II. Послушничество и иночество в Саровской пустыне Вступая в обитель, юный Прохор горел жаждой духовных подвигов, являющихся, по учению св. Отцов и позднейших подвижников благочестия, в частности, преосв. Феофана Затворника , безусловно необходимым условием «для действительного усвоенья оправдания Христова, для достижения богоуподобления, обеспечивающего человеку способность, восприимчивость к богообщению» 18 , т. е., по слову преподобного Серафима, для достижения истинной цели христианской жизни – стяжания Святого Духа Божия. Подвижничество, т. е. субъективный фактор содевания спасения, есть, по определению С. А. Зарина, основанному на высказывании преосв. Феофана, «напряженная деятельность сил человека, направленная к достижению богоподобия, устремленная к достижению теснейшего единения с Богом, раскрывающаяся в полном и совершенном согласии с внушениями и водительством благодати, во всем согласующаяся с нею 19 . Преподобный Серафим в своих духовных поучениях указывает на две стороны подвижнической жизни – деятельную и умозрительную. «Человек состоит из души и тела, а потому и путь жизни его должен состоять из действий телесных и душевных – из деяния и умосозерцания. Путь деятельной жизни составляют: пост, воздержание, бдение, коленопреклонение, молитва и прочие телесные подвиги, составляющие тесный путь и прискорбный, который, по слову Божию, вводит в живот вечный ( Мф. 7,14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Преподобный Прохор-лебедник, Печерский чудотворец, подобно многим истинным угодникам Божиим отличался с молодых лет воздержанием и нестяжательностью. Любовь к ближним так наполняла его сердце, что Господь сподобил его чудесных даров. Когда в Киевской земле открылся голод, преподобный принялся печь хлеб из лебеды, т. е. сорной травы, растущей во ржи. Он этот хлеб раздавал всем приходящим к нему голодающим, и он оказался настолько питательным, что по всей стране узнали о том и люди стали издалека приходить, выпрашивая себе чудесного хлеба. Вкусным этот хлеб был только для тех, кто получал его из рук преподобного, а случалось, что иные крали его у преподобного и тогда хлеб сразу делался горьким. Одновременно с недостатком хлеба, народ стал терпеть и от недостатка соли, вследствие постоянных междоусобиц, которые препятствовали свободному проходу судов и провозу товаров. Снова преподобный Прохор явился на помощь нуждающемуся населению. Он принялся раздавать золу и советовал употреблять её вместо соли. Торговцы рассердились, что народ избегает покупать дорогостоящую соль и берут золу у Прохора, они наклеветали на него великому князю Святополку Изъяславичу. Великий князь приказал отобрать у Прохора соль, но когда избранные на то посредники привезли с собою мешки из Лавры и стали раздавать, то в мешках оказалась простая зола. Не найдя в ней того, что он искал, Святополк, продержав три дня золу у себя, приказал её выкинуть. Народ, по совету Прохора, подобрал выкинутую золу, и она снова стала заменять ему соль. Это чудо так поразило гордого великого князя, что он решил примириться с игуменом Киево-Печерской лавры, которого раньше сослал в заточение и возвратил только по увещанию Владимира Мономаха . Теперь отношения Святополка изменились и он так полюбил преподобного Прохора, что даже заключил с ним договор, что тот из них, который умрёт раньше, должен положить другого во гроб. Когда наступило время кончины Прохора, великий князь, как раз сбирался на войну с половцами, но лишь только посол пришёл от Прохора, Святополк тотчас прибыл к нему в келию. Преподобный преподал ему подобающее наставление о милостыне, о Страшном Суде, о вечных муках и предсказал Святополку, что он одержит победу над врагами. Приняв последний вздох преподобного, князь своими руками перенёс тело его в пещеру и затем одержал блестящую победу над половцами. С тех пор у Святополка вошло в обычай ничего не предпринимать, не побывав предварительно в Лавре и не испросив там благословения Божией Матери и святых угодников Божиих и по молитвам святого друга своего Святополк во многом изменился к лучшему. Скончался преподобный Прохор в 1107 г.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/nastol...

Медленно и постепенно в отшельнике созревала сила, которая вела его по лествице христианского аскетизма ступень за ступенью, все выше и выше. Как Симеон Столпник, провел он три года, более тысячи дней и ночей, в молитве, коленопреклоненно, на большом камне. С простертыми кверху руками он сердцем и устами неустанно повторял: «Господи, помилуй меня, грешнаго!» Это был иеромонах отец Серафим, новый Божий подвижник, «собеседник Ангелов», «сила Церкви и радость верующих», как именует его Церковь . И до сих пор остается отец Серафим совершеннейшим в ряду русских святых, прекраснейшей жемчужиной на богато украшенной одежде Восточной Церкви. Прп. Серафим родился 19 июля 1759 г. в Курске. Его мирское имя было Прохор. С младенческих лет он находился под защитой Божьего Провидения. В семилетнем возрасте он упал с высокой колокольни, но остался невредим. Спустя три года отрок тяжело заболел. Тогда во сне явилась ему Божия Матерь и обещала выздоровление. Он не любил, подобно другим мальчикам его возраста, участвовать и детских играх; больше искал одиночества, усердно читая Священное Писание и жития святых. Особенно его привлекало богослужение. Как сын купца, Прохор должен был наследовать отцовское дело, но очень противился этому. Позже, став старцем, в беседах с учениками он часто приводил различные примеры из купеческой жизни для того, чтобы сделать более понятными трудные места в Священном Писании. Но душа его была устремлена к совершенно иному миру. Восемнадцати лет, простившись навсегда со своей матерью, он предпринял паломничество в Киев, в знаменитый Печерский монастырь, куда ежегодно устремлялись тысячи верующих. Здесь в тесной пещере жил старец Досифей, обладавший даром прозорливости. На коленях испросил у него Прохор благословения на монашество. «Гряди, чадо Божие, в Саровскую обитель и пребуди тамо, место сие будет тебе во спасение; с помощью Божией скончаешь там земное свое странствие; только старайся стяжать непрестанную память о Боге в постоянном призывании имени Божия, и вселится в тебя Дух Святый и управит жизнь твою во святыни».

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/z...

Когда мальчик стал подрастать, его стали приучать к торговле, но это занятие не нравилось ему; он хотел быть монахом. С такими мыслями он отправился в Киево-Печерский монастырь и там от благочестивого монаха Досифея получил благословение поселиться в Саровском монастыре (Тамбовской губернии). После сего Прохор на некоторое время опять зашел домой; затем, простившись со своей матерью, 19-летний Прохор отправился в Саровский монастырь. На прощание мать благословила Прохора небольшим медным крестом, который он принял, как дар Божий и, благоговейно надев на себя, носил на груди поверх одежды во всю свою жизнь до самой кончины. В монастыре Прохор сделался монахом с именем Серафима. Вскоре после сего Серафим был посвящен в диакона. Во время служения в должности диакона Серафим удостоился в храме во время богослужения видеть Господа Иисуса Христа, окруженного Ангелами и благословляющего молящихся. Через несколько времени Серафим был посвящен в священника. Он давно уже хотел жить в полном уединении; наконец, испросив благословение у начальника монастыря, он удалился в уединенное место в нескольких верстах от монастыря и стал жить в построенной им для себя маленькой келие. Большую часть времени Серафим проводил в молитве и размышлении о Боге; остальное же время он работал на своем огороде. Сюда в глухую чащу собирались к келии Серафима медведи, волки, лисицы, зайцы и другие звери, какие были в Саровском лесу; даже подползали ящерицы, ужи и змеи. Подвижник, не смущаясь испускаемыми ими разноголосыми звуками и не опасаясь проявления дикой злобы зверей и змей и не прерывая молитвы, выносил им корзинку с хлебом. Во время его молитв и подвигов злой дух старался всякими способами устрашить святого Серафима и заставить его покинуть свое уединение. Но преподобный Серафим молитвой и помощью Божиею побеждал эти искушения. Однажды напали на Святого Серафима три человека из соседних крестьян и потребовали от него денег. Серафим ответил, что у него денег нет, ибо он ни от кого ничего не берет. Не поверив ему, крестьяне избили его до полусмерти, бросились в его келию, перерыли там все и, не найдя денег, убежали. Очнувшись на другой день, Серафим с большим трудом пришел в монастырь, рассказал начальнику монастыря обо всем, и убедительно просил не разыскивать этих крестьян и не наказывать их.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Постоянная же память о Боге, то есть умная молитва, выше всех деланий и есть глава добродетелей, как и любовь Божия. Нелестный же учитель для христиан – Богодухновенное Писание, в котором сокрыта воля Божия. Преподобный Нил, совершенный инок, ревнитель и подражатель древних святых, заканчивая свои наставления и писания, говорит, что все написанное им он заимствовал от святых отцов и подтверждается свидетельствами Божественных Писаний. Житие и подвиги преподобного Серафима, Саровского чудотворца Преподобный Серафим родился в городе Курске – на родине преподобного Феодосия Печерского , в благочестивой купеческой семье Мошниных 19 июля 1759 г. При крещении младенца нарекли Прохором. Отец его, бравший подряды на строительство каменных зданий и храмов, под конец жизни начал постройку церкви во имя прп. Сергия Радонежского в г. Курске (впоследствии ставшую кафедральным собором). Он умер, когда Прохору было около трех лет, завещав супруге окончить строительство храма. Воспитанием Прохора всецело занималась благочестивая мать. Господь видимо хранил Своего избранника: семилетним мальчиком он упал с верха строящейся колокольни, но остался невредимым. В десятилетнем возрасте Прохор опасно заболел, так что домашние отчаялись в его выздоровлении. В сонном видении ему явилась Богоматерь, обещая исцелить его. Вскоре через двор Мошниных проходил крестный ход с чудотворной Коренной иконой Богородицы «Знамение». Мать вынесла Прохора приложиться к святыне, после чего он быстро поправился. Юношей Прохор решил идти в монастырь. Он подошел к матери, поклонился ей в ноги и просил ее благословения. Мать приложила его к иконам Спасителя и Богородицы, вручая им своего сына, и благословила его медным распятием. Прохор идет на поклонение в Киев и там получает указание прозорливого затворника Досифея отправиться в Саров: «Гряди, чадо Божие, и пребуди тамо – место сие будет тебе во спасение, с помощью Божией скончаешь там земное свое странствие, только старайся стяжать непрестанную память о Боге в постоянном призывании имени Божия, и вселится в тебя Дух Святый и управит жизнь твою во святыни. Там и настоятель о. Пахомий (из курских) богоугодной жизни, он последователь жития преподобных отец наших Антония и Феодосия».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010