Был родом из Смоленска. Он принял постриг в Киево-Печерской Лавре от игумена Иоанна. Преподобный был назван также Лебедником, потому что питался лебедой и делал из нее хлеб. Преподобный прославился чудесной добычей соли, так что когда в Киеве сделался ее недостаток, бедные жители приходили в монастырь, и Прохор безвозмездно снабжал их солью. Соляные откупщики жаловались князю Святополку Изяславичу, что Прохор скупил соль, чем подорвал их торговлю. При обыске у него нашли вместо запасов соли кучу золы. С того времени Святополк возымел особенное уважение к преподобному и при всяком предприятии ходил к нему за благословением. 10. Преподобный Симон Радонежский Был настоятелем монастыря в Смоленске, но оставил почет и уважение, которыми пользовался там, покинул родную сторону и с посохом простого странника в 1357 году пришел к Преподобному Сергию и просил принять его послушником. Он был первый, принятый сверх числа двенадцати учеников. На пожертвование преподобного Симона архимандрита построили более обширный храм Живоначальной Троицы. Преподобный Симон жил в келии рядом с игуменом. Когда Преподобный Сергий удостоился откровения о будущей судьбе его учеников, он именно святого Симона позвал быть участником дивного видения птиц, летавших по всей обители и вокруг нее. Читайте также: Князь Андрей Боголюбский: 10 редких фактов Святые земли Российской — неожиданные судьбы Святые Британской земли: никакой теплохладности Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 29 мая, 2023 22 мая, 2023 6 июня, 2022 1 июня, 2022 6 мая, 2022 27 марта, 2022 1 января, 2021 18 декабря, 2021 7 декабря, 2021 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/sobor-smolenskix-svyat...

Основатели Печерской обители прославились как при своей жизни, так и после смерти многими чудесами, особенно дарами помощи в скорбях, исцелений, изгнания злых духов. Скончался преподобный Антоний в возрасте 90 лет от рождения, в 1073 году. Его святые мощи положены были в пещере под монастырем, где преподобный провел в непрестанной молитве последние 16 лет своей жизни и они, как говорится в житии, «подобно мощам Моисея»... сокрыты от зрения людей. 127 В 1074 году скончался преподобный Феодосий. Через восемнадцать лет, 14 августа 1092 года, его нетленные мощи были перенесены в великую Успенскую церковь Печерского монастыря. Среди иноков Печерского монастыря было немало святых подвижников, достигших высокого духовного совершенства и благодатных дарований. Преподобный игумен Феодосий принимал в число братии людей самого разного звания и происхождения. Среди них были киевляне, выходцы из Полоцка, Чернигова и других русских городов, варяги, угры (венгры), армяне, крещенные половцы и даже сирийцы; были выходцы из княжеских родов, бывшие бояре и дружинники, купцы и крестьяне. Киево-Печерский Патерик содержит жития многих святых иноков обители, живших в Киевский период. Никола-Святоша (Святослав), князь Черниговский, употребивший все свои богатства на строительство церквей и милостыню бедным, сам пребывал в обители в непрестанном труде и молитве. Преподобный Прохор Лободник совершал особый подвиг постничества – не ел ничего, кроме хлеба, приготовленного им самим из травы лебеды. Когда в Киеве настал голод, Прохор стал кормить своим хлебом многих нуждающихся, причем вкус этих лепешек из лебеды оказался приятен и сладок. Преподобный Агапит известен как «безмездный» (т.е. не берущий платы) врач, который исцелял больных молитвой и отваром из овощей, составлявших его пищу. Преподобный Григорий Чудотворец , один из любимых учеников преподобного Феодосия, отличался великим смирением и кротостью, и приобрел особый дар молитвы, благодаря чему изгонял бесов и наказывал грабителей, покушавшихся похитить церковные сосуды.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Однажды ночью ехал я на машине со знакомым, скорость — 90 км/ч, вдруг автомобиль вылетел на обочину, нас стало кружить, внезапно мы врезались в дерево. Машина вдребезги была разбита, восстановлению не подлежала, а я остался жив, только от ремня безопасности остался отек через все туловище. Приехала милиция, меня в попутную машину посадили. Водитель, конечно, спросил, что случилось, я об аварии рассказываю… А пассажир, ехавший в этом же автомобиле, вдруг открыл Евангелие и стал читать мне какой-то отрывок, а потом сказал, что всё, что со мной произошло, — это знак Божий, и я должен изменить свою жизнь. Это было неожиданно! Мне вообще казалось, что вся эта история не со мной происходит, просто фильм какой-то…» О детях, ищущих маму с папой — в рубрике «У Вас будет ребенок» . А также в рубрике «Семейный совет» директор ГОУ «Волжский детский дом» Нина Усикова рассказывает о Ресурсном центре для приемных родителей и детей в Костроме, руководителем которого является: «...К сожалению, дети, воспитанные в детских учреждениях, с трудом строят свои семьи: перед ними не было примера нормальных родительских отношений, они не знакомы с семейной иерархией, правилами поведения в семье. Мы понимаем, что никакие теоретические занятия не помогут ребенку так, как поможет даже кратковременное пребывание в семье. Поэтому наши сотрудники берут детей на время к себе домой. Ребенок собственными глазами видит, как строятся отношения между отцом и матерью, бабушками, дедушкам, детьми. У меня самой постоянно живет кто-нибудь из воспитанников. Например, девочка, которая поступила к нам в детдом с сильной задержкой психического развития. Она смогла поступить в первый класс лишь в девять лет. Благодаря специалистам Центра и программе, которая разрабатывается для каждого ребенка индивидуально, из ее истории был снят гриф «коррекция». Она успешно окончила общеобразовательную школу, учится в вузе». Иеродиакон Прохор (Андрейчук) решил стать монахом в совсем юном возрасте — ему не было и 16 лет, судьба привела его в Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, единственную обитель, которая не закрывалась в советские годы, где никогда не угасала молитвенная лампада и из века вКвек сохраняется традиция старчества. В этих записках отец Прохор рассказывает о своем призвании, о тайне монашеского пострига, о жизни в монастыре, об удивительном человеке, с которым ему довелось общаться, — известном старце архимандрите Иоанне (Крестьянкине) .

http://foma.ru/mayskiy-nomer-zhurnala-fo...

И уже сам Святополк возвратился из похода в Киев, прогнав Давида к ляхам и посадив в его городе Владимире сына своего Мстислава, но не одолел Володаря и Василька и послал на них с уграми другого сына своего, Ярослава. В это время, при великом нестроении и беззаконных грабежах, не пропускали к Киеву купцов от Галича и Перемышля, и не было соли на всей Русской земле – и тогда народ был в великой печали. Блаженный же Прохор, видя эту скудность, собрал в келию свою множество пепла со всех келий и, помолясь Господу, начал раздавать всем нуждающимся в соли тот пепел, из которого для всех молитвами блаженного образовывалась чистая соль. И чем больше он ее раздавал, тем больше она умножалась, так что было достаточно не только для монастыря, но и мирские люди, приходя к нему, разбирали во множестве для нужд своих домашних. Ничего не брал за то святой, но раздавал даром всем, кто требовал. И можно было видеть, как базар пустеет, а монастырь полон людьми, приходящими для получения соли. Тогда воздвиг враг великую зависть в купцах, продававших соль на торгу, лишенных вдруг ожидаемых барышей. Ибо они рассчитывали в те дни приобрести за соль богатство всего мира, но сильно в этом ошиблись, потому что прежде продавали слишком дорого, а теперь уж никто не покупал и дешево. Собравшись вместе, все торговцы солью пришли к князю Святополку с жалобой на блаженного: «Прохор, черноризец Печерского монастыря, отнял у нас большие деньги: всех неотступно привлек он к себе за солью, а мы, платящие тебе подати, не можем сбыть своей соли и через него разорились». Князь же, выслушав их, замыслил две вещи – и прекратить их жалобы, и себе нажить денег. И решил он с советниками своими поднять цену соли, и, отняв ее у Прохора, самому быть ее продавцом через своих людей. И обещался он тем крамольникам: «Ради вас ограблю монаха». Мысль же о наживе своей он скрывал, желая угодить им, главным же образом готовясь из зависти ввести их в еще большие убытки – потому что зависть не может мириться с тем, что полезно для других.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Медленно и постепенно в отшельнике созревала сила, которая вела его по лествице христианского аскетизма ступень за ступенью, все выше и выше. Как Симеон Столпник, провел он три года, более тысячи дней и ночей, в молитве, коленопреклоненно, на большом камне. С простертыми кверху руками он сердцем и устами неустанно повторял: «Господи, помилуй меня, грешнаго!» Это был иеромонах отец Серафим, новый Божий подвижник, «собеседник Ангелов», «сила Церкви и радость верующих», как именует его Церковь». И до сих пор остается отец Серафим совершеннейшим в ряду русских святых, прекраснейшей жемчужиной на богато украшенной одежде Восточной Церкви. Прп. Серафим родился 19 июля 1759 г. в Курске. Его мирское имя было Прохор. С младенческих лет он находился под защитой Божьего Провидения. В семилетнем возрасте он упал с высокой колокольни, но остался ненре–дим. Спустя три года отрок тяжело заболел. Тогда но сне яиилась ему Божий Матерь и обещала выздоровление. Он не любил, подобно другим мальчикам его возраста, участвовать и детских играх; больше искал одиночества, усердно читая Смящеипое Писание и жития святых. Особенно его приплекало богослужение. Как сын купца, I Ipoxop должен был наследовать отцовское дело, но очень противился этому. I 1онже, став старцем, в беседах с учениками он часто приводил различные примеры из купеческой жизни для того, чтобы сделать более понятными трудные места в Священном 11исании. Но душа его была устремлена к совершенно иному миру. Восемнадцати лет, простившись навсегда со своей матерью, он предпринял паломничество в Киев, в знаменитый Печерский монастырь, куда ежегодно устремлялись тысячи верующих. Здесь в тесной пещере жил старец Досифей, обладавший даром прозорливости. На коленях испросил у него Прохор благословения на монашество. «Гряди, чадо Божие, в Саровскую обитель и пребуди тамо, место сие будет тебе во спасение; с помощью Божией скончаешь там земное свое странствие; только старайся стяжать непрестанную память о Боге в постоянном призывании имени Божия, и вселится в тебя Дух Святый и управит жизнь твою во святыни».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=802...

http://ppmon.ru/ Псково-Печерский монастырь: открытая крепость Псково-Печерский монастырь — единственный в России никогда не закрывался. Во время последней угрозы его закрытия монахи-фронтовики были готовы отстаивать монастырь от безбожников, как Сталинград от фашистов. И случилось чудо. 1 июля, 2012 Псково-Печерский монастырь — единственный в России никогда не закрывался. Во время последней угрозы его закрытия монахи-фронтовики были готовы отстаивать монастырь от безбожников, как Сталинград от фашистов. И случилось чудо. http://ppmon.ru/ Псково-Печерский монастырь – единственный на территории России, который никогда не закрывался. Псково-Печерский монастырь Мало кто знает, что во время последней угрозы его закрытия в хрущевские времена монахи-фронтовики были готовы отстаивать монастырь от безбожников, как Сталинград от фашистов. Их решимость не была посрамлена. Случилось чудо. Псково-Печерский монастырь Архимандрит Алипий: солдат Великой Отечественной, воин Христов Когда в монастырь приехал уполномоченный по делам религии с приказом о закрытии, наместник монастыря, участник Великой Отечественной войны архимандрит Алипий (Воронов) (1914-1975), открыто отказался подчиниться безбожной власти. Иеродиакон Прохор (Андрейчук) пересказал мне эту историю со слов архимандрита Нафанаила (Поспелова) (1920-2002), бывшего в 1960-х годах казначеем. Уполномоченный вручил наместнику указ о закрытии, арх. Алипий стал читать его по слогам, дожидаясь, пока нагреется электрокамин (камин о. Нафанаил купил по просьбе наместника несколькими днями раньше, когда о. Алипий узнал о цели предстоящего визита). Как только камин разогрелся, он бросил в него указ и сказал: «Я лучше приму мученическую смерть, но монастырь не закрою. Если захотите силой, знайте, что у меня шестьдесят монахов, из них две трети – участники войны. Они будут сражаться до последнего человека. А я откопаю петровские пушки, и мы устроим вторую оборону Сталинграда. Вам останется только бомбить нас с самолета, но вы этого не сделаете, потому что рядом Европа – узнает мировая общественность».

http://pravmir.ru/otkrytaya-krepost/

Блаженный Прохор тогда имел уже келью свою; и собрал он к себе изо всех келий множество пепла, но так, что никто не знал, и раздавал его приходящим к нему, и для всех, по молитве его, делался он чистой солью. И чем больше он раздавал, тем больше у него становилось. И ничего не брал за это, а всем даром давал, сколько кому нужно, и не только монастырю было довольно, но и мирские люди приходили к нему и обильно бра­ли, сколько кому требовалось для дома своего. Торжище опус­тело, а монастырь был полон приходящими за солью. И пробу­дило это зависть у продавцов соли, потому что не получили они, чего желали. Они думали приобрести в это время большой ба­рыш от соли, и впали они в великую печаль: то, что они прежде продавали по дорогой цене, за куну—две меры, теперь же, за ту же цену, и десяти мер никто не брал. И собрались все, продававшие соль, пришли к Святопол-ку и стали наущать его против инока, говоря: «Прохор, чернец Печерского монастыря, отнял у нас богатства много: дает соль всем приходящим к нему безотказно, и мы от того обнищали». Князь, же, хотя им угодить, и о другом про себя подумал: меж­ду ними прекратить ропот, а себе богатство приобрести. Обду­мав это, решил он со своими советниками, что цена на соль будет высокая и, отнявши у инока, сам будет продавать ее. Кра­мольников этих он успокоил, сказав: «Ради вас пограблю чер­неца», а сам таил мысль о приобретении богатства себе. Он хотел хотя бы немного угодить им и только больше вреда сде­лал: ибо зависть никакой пользы принести не может. Послал князь всю соль у инока отнять. Когда привезли соль, князь с теми крамольниками, которые наущивали его про­тив блаженного, пошел посмотреть ее, и увидели все перед глазами своими, что это пепел. Сильно удивились все, гово­ря — что бы это значило?—и недоумевали. Желая узнать до­подлинно, в чем дело, князь велел хранить ее три дня. И пове­лел он одному человеку отведать, и оказался пепел в устах у того. Как обычно, множество народа продолжало приходить к блаженному, желая получить соль, и узнав, что старец ог­раблен, возвращались с пустыми руками, проклиная сделав­шего это. Блаженный же им сказал: «Когда выбросят ее, тогда идите и заберите себе». Князь продержал ее три дня, потом велел ночью выбросить ее. Высыпали пепел, и он сразу же превратился в соль. Горожане же, узнавши об этом, пришли и разобрали соль.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=29&iid=986

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 5 дней О Прохоре Черноризце   О Прохоре Черноризце   Из Киево-Печерского патерика   Такова воля человеколюбца-Бога о Своем творении: во все времена и лета заботится Он о роде человеческом и дарует ему полезное. Ожидая нашего покаяния, наводит Он на нас иногда голод, иногда рати за межусобные распри вла­стелина. Этим Владыка наш направляет человеческое нера­дение к добродетели, напоминая суть неподобных дел, ибо делающие злые и неподобные дела преданы будут злым и немилостивым властелинам за грехи свои, но и те не избегут суда: суд бывает без милости тому, кто сам не творит милос­ти. Произошло это во дни княжения Святополка в Киеве. Много насилий делал людям Святополк, без вины искоренил до основания семьи многих знатных людей и имение у них от­нял. И за то попустил Господь взять поганым силу над ним: и много тогда было войн с половцами. К тому же были в те вре­мена усобицы и голод сильный, и во всем была скудость вели­кая в Русской земле. В те дни пришел некий человек из Смоленска к игумену Иоанну, желая стать иноком; игумен постриг его и назвал Про­хором. Став черноризцем, Прохор предал себя на послушание и такое безмерное воздержание, что отказался даже от хлеба. Он собирал лебеду, растирая ее своими руками, делал из нее хлеб и этим питался. И заготовлял он себе ее на год, а на следу­ющее лето собирал новую, и так довольствовался он лебедой вместо хлеба всю жизнь свою. И Господь, видя терпение его и великое воздержание, превратил ему горечь ту в сладость, и была ему радость после печали, по сказанному: «Вечером водворяется плач, а наутро радость». И ради этого прозвали его Лебедником, потому что, как сказано выше, никогда он не вкушал ни хлеба, кроме про­сфоры, ни овощей никаких, ни напитков, но только лебеду и воду. И не роптал он никогда, но всегда служил Господу с радо­стью. И не страшился он никогда никаких бед, потому что жил, как птица: не приобретал ни сел, ни амбаров, где бы хранить добро свое.   Он не говорил, как тот Богач: «Душа! много добра лежит у тебя на многие годы: ешь, ней, веселись!» Не имел он ничего, кроме лебеды, да и ту приготовлял только на один год, говоря себе: «Человече! В эту ночь возьмут от тебя душу твою ангелы, так кому же останется приготовленная тобой лебеда?» Он на деле исполнил слово Господа, который сказал: «Взгляни­те на птиц небесных: они не сеют, не жнут, не собирают в житницы, и Отец ваш Небесный питает их». Подражая им, препо­добный Прохор легко проходил путь до того места, где росла лебеда, и оттуда на своих плечах, как на крыльях, приносил ее в монастырь и приготовлял себе в пищу: на непаханой земле несеяный хлеб был ему.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=29&iid=986

19 Если это так, то известие Густынской летописи о смерти Прохора в 1107 году могло попасть в нее именно из Печерской летописи. Откуда митрополит Евгений приводит известие о смерти Прохора 10-го февраля 1103 года так же неясно, как источник сообщения Сильвестра Косова о том, что Прохор… (которым руководился Евгений) смешало дни смерти Пимена многострадального (умер по преданию 7-го августа, «в кое и служба ему поется с полиелеем») и Прохора Лебедника (умер по преданию 10-го февраля). Пимен, как видно из слов Поликарпа, умер во время явления чудесных столпов над Печерской церковью, то есть, согласно Повести временных лет (столп явился 11-го февраля в 1 час ночи), 10-го февраля 1110 года; Прохор умер за несколько дней до победы 12-го августа 1107 г., то есть именно 7-го августа. Если предложенные сообщения верны, то связь летописных рассказов о явлении столпов и о посещении монастыря Святополком с данными о житиях печерских подвижников Пимена и Прохора окажется очевидною: ясно вместе с тем, что связь эта была дана в каком-нибудь памятнике, а таким памятником могла быть только Печерская летопись. 20 Нельзя не заметить, что сказания Поликарпа расположены в известной хронологической последоватедьности. Никита, в сказании о котором упоминается событие 1078 года, стоит на первом месте, Пимен, умерший в 1110 годуЮ на последнем. Нельзя не заключить отсюда, что сказания о более ранних святых, о Иоанне и Моисее, 21 Исследователи указывали и на другие вставки в Житии Феодосия по Кассиановским редакциям. Некоторые из них не имеют для нас существенного значения (например, вставка о росе и суше при наименовании места для церкви); а другие, как это видно из сопоставления с Арсениевской редакцией, древнее редакций 1460–1462 г. Сюда относятся: название Феодосия архимандритом всея Руси, указание что он родился в Василеве, эпизод о посещении умирающего Феодосия Святославом (Ср. Известия Отд. русск. яз. и слов. II). 22 Объяснять 6540 (1032) год так, что он извлечен из Сказания, что ради прозвася Печерский монастырь, причем в основании положена дата смерти Антония 1072 год (ее легко вывести из Симонова Слова о Создании церкви) и от него отсчитано 40 лет уединенного подвижничества Антония – нельзя. Кассиан впал бы при таком соображении в явное противоречие как со Сказанием, относившим начало подвижнической жизни Антония ко времени, следующему за поставлением Илариона Митрополитом (1051), так и с Житием Феодосия, из которого ясно, что Феодосий пришел к Антонию при Изяславе Володимировиче; для согласовании цифры 40 (числа лет уединенного подвижничества Антония) с данными самого Сказани и Жития Феодосия, Кассиан разумеется предпочел бы изменить ее на другую (как это сделали например составители Печатного Патерика, где находим цифру 16), чем сочинять 1032-й год и в связи с этим выдумывать рассказ о двух путешествиях Антония в Святую Гору.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

    Петр преп. коришский, 5 июня.     Петр печерский подвижник, 28 авг. и 21 сент. другой.     Петр спасокаменский вологодский.     Пименовской иконы Божией Матери, 6 июня.     Пимен постник, 28 авг.     Питирим епископ пермский, 29 янв.     Пирр бретский груз., 7 мая.     Пиор, затворник печерский, 28 авг.     Поликарп преподобный брянский, 23 февр.     Почаевской иконы Божией Матери, 8 сент.     Прежде рождества Дева — иконы Божией Матери, 17 окт.     Призри на смирение — иконы Божией Матери, 16 сент.     Прокопий вятский юродивый, 21 дек.     Прокопий сазавский, 16 сент.     Прохор пшинский, 15 янв.     Псково-печерской иконы Божией Матери, 15 авг. и 7 окт.     Псково-покровской иконы Божией Матери, 1 окт.     Пуллий муч., мар. 26.     Путивльвской иконы Божией Матери, мая 2.     Ражден, грузинск. святой, 3 авг.     Римской иконы Божией Матери, мар. 12.     Ржевской иконы Божией Матери, нояб. 28.     Роман киржачский, июля 29.     Роман, угличский князь, февр. 3.     Роман болгар, февр. 17.     Ростислав, великий князь киевский, мар. 14.     Руденской иконы Божией Матери, окт. 12.     РуФ печерский, 28 авг.     Репицкой иконы Богоматери. Прилож. I, стр. 7.     Савва македонянин, 27 июля.     Савва, архиеп. сербский, 30 авг. и 8 февр.     Савва печерский, 24 апр.     Савва тверский, 2 мар.     Савва андрониковский, 13 июня.     Савватий тверский, 2 марта.     Сармеан муч., 21 авг.     Свенской брянской иконы Божией Матери, 17 авг.     Свенекой печерской иконы Божией Матери, 4 мая.     Святогорской иконы Божией Матери, 17 июля.     Свято-Ильинской иконы Божией Матери, 10 марта.     Себежской иконы Богоматери. Прилож. I, стр. 7.     Севастиан, преп. пошехонский, 18 дек.     Семигорской иконы Божией Матери, 15 авг.     Семиезерской иконы Божией Матери, 27 июня и 13 окт.     Серапион, епис. владимирский, 12 июля.     Серапион кожеозерский, 27 июня.     Серапион псковский, 15 мая.     Серапион печерский, 21 сен.     Сергий малопинежский, 16 нояб.     Сергий, печерский, 7 окт.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010