Руководимый таким благочестивым сознанием, пр. Феодосий открывает общественное служение киевопечерского монастыря прежде всего делами благотворительности. Хлеб, остававшийся от братского стола, велено было раздавать нищим и бедным, во множестве стекавшимся к воротам монастырским. Для приюта этих нечастных, равно и для призрения больных, увечных и престарелых нищих близ монастыря устроена была обширная гостиница и больница; на содержание этих благотворительных заведетний назначалась десятая часть всех монастырских доходов. В голодные годы монастырь бесплатно снабжал бедное население хлебом и солью; помощь свою он оказывал и бедным приходским церквами, раздавая им вино на службу; кроме того, каждую субботу отправлялся из монастыря воз хлеба заключённым в темницах. Между самими иноками киевопечерскими вырабатываются такие знаменитые личности, которые глубоко проникаются уроками пр. Феодосия о благотворении и всю жизнь свою посвящают или безмездному служению больным, как например поступил Агапит, безмездный врач, или помощи голодающему окрестному населению, как поступил пр. Прохор лебедник, умевший приготовлять вкусные хлебы из лебеды, а соль добывать из пепла, собранного в братских кельях. Не в одних делах благотворения заключалось общественное служение и значение монастыря киевопечерского. Он имел великое просветительное влияние на общество; он был главным средоточием и рассадником христианского просвещения для древнерусского общества. Древняя Россия не отличалась вообще обилием в средствах христианского книжного образования; высшая церковная иерархия на Руси, состоявшая почти исключительно из чужеземцев греков, не заботилась об открытии школ в своих епархиях; школы открывались только на княжеские средства, держались не долгое время и мало имели общеобразовательного значения. Недостаток в этом образовании восполнялся монастырями древней России; монастыри располагали многими благоприятными к тому условиями. Монастыри более были обеспечены в средствах к существованию; иноки более отклонены от суеты и треволнений житейских, больше имели досуга для умственных и книжных занятий; между ними и больше всего могло быть лиц, интересовавшихся разъяснением умственных и нравственно-религиозных вопросов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Смоленские свв. - житие Прославленные святые Св. мчч. блгвв. кнн. Борис и Глеб (в крещении Давид и Ростислав, +1015) Прп. Ефрем Новоторжский (+1053), архим. и братья его мч. Георгий (+1015) и прп. Моисей Угрины Прп. Аркадий Вяземский (+1077), ученик прп. Ефрема Новоторжского Прп. Исаакий (Киевопечерский, +1090) Прп. Прохор Лебедник (Киевопечерский, +1107) Святой благоверный Мстислав Владимирович Великий (+1132) Св. блгв. Ростислав-Михаил Набожный, кн. Смоленский, Вел. кн. Киевский (+ 1167) Свт. Игнатий, епископ Смоленский чудотворец (+1210) Прп. Авраамий, архим. Смоленский (+ до 1224) Прп. Ефрем Смоленский, ученик прп. Авраамия (+ после 1238) Свмч. Меркурий Смоленский, Печерский, в ближних пещерах (+1239) Св. мч. Меркурий Смоленский, воин (+1239) Св. кн. Михаил Феодорович Ярославский (+1290) Св. кн. Феодор Смоленский (+ 1299) и чада его Давид и Константин Ярославские Св. кн. Андрей Смоленский, Переяславский чудотворец (+ после 1390) Прп. Симон Радонежский, Смоленский, архимандрит, ученик прп. Сергия Радонежского (+ 1392) Св. кн. Глеб Всеволодович (Святославич, + кон. 14 – нач. 15 в.) Свт. Михаил еп. Смоленский (+ 1402) Св. мчч. Иулиания, кн. Вяземская, Новоторжская и Симеон Мстиславич, кн. Вяземский (+ 1406) Св. Георгий (Юрий) Смоленский, Веневский (+ 1408) Прп. Герасим Болдинский (+ 1554) Прп. Аркадий Дорогобужский, ученик Герасима Болдинского (+ 16 в.) Свт. Антоний Вологодский, Великопермский еп. (26 октября/8 ноября + 1588) Священномученик Феоктист, архиепископ Тверской (+ ок.1610) Свт. Питирим, еп. Тамбовский (+ 1698) Преподобный Мартирий Зеленецкий (+ 1698) Свт. Симеон (Молюков), митрополит Смоленский (+ 1699) Прп. Зосима Верховский (+ 24 октября 1833) Прп. Макарий Алтайский (Глухарев), архим., миссионер (+ 1847) Св. равноап. Николай, архиеп. Японский (+ 1912) Сщмч. Макрий (Гневушев), еп. Вяземский, Орловский (+ осень 1918) Прп. Рахиль Бородинская (Короткова, + 1928) Священномученик протоиерей Владимир Хираско (+1933, г. Гжатск)

http://pravicon.com/info-3410

г) Говорилось о насилиях Святополка во время его княжения в Киеве и о частых нападениях Половцев, о голоде, постигшем Киевскую землю, о заточении Святополком игумена Иоаина в Туров, при чем вскоре, боясь Владимира, он отпустил его в Печерский монастырь; о прекращении подвоза соли из Галича во время войны Святополка с Володарем и Васильком из за ослепления Василька, совершенного по наущению Давыда Игоревича. Обо всем этом читается в сказании о Прохоре Лебеднике: в Повести временных лет не говорится ни о голоде, ни о прекращении подвоза соли, ни о заточении Иоанна. Но конец этого сказания находит соответствие и в Повести. У Поликарпа читаем, что св. Прохор разболелся, когда Святополк был на войне; он послал за ним, напоминая ему об обещании похоронит его и желая благословить его. Святополк тот же час пришел к преподобному, получил от умирающего благословение и похоронил его, положив во гроб своими руками. После того он отправился в поход и одержал блестящую победу над погаными. «И се бо бысть Богом дарованная победа в руской земли, по проречению преподобного, и оттоле оубо святополк, егда исхождаше или на рать или на ловы, и прихождаше в моиастырь, с благодарением, поклоняяся святея Богородици и гробу Феодосиеву и вхождаше в печероу к святому Антонию, и блаженному Прохороу. и всем преподобным отцем покланяася, и исхождаше в поуть свой, и тако добре строашася (строяшеся) Богом набдимое княжение его». Сравните Повесть временных лет под 1107 годом, где, после рассказа о блестящей победе над Половцами у Лубна, случившейся 12-го августа, читаем: «Святополк же приде в Печерский монастырь на заутреню на Успенье святыя Богородица, и братья целоваша и с радостью великою, глаголюще, яко врази наши побежени быша, молитвами святыя Богородица и святого отца нашего Феодосия; так бо обычай имяше Святополк: коли идяше на войну, или инамо 18 ), тоже поклонився у гроба Феодосиева в молитву взем у игумена, ту сущаго, таже идяше на путь свой». Связь обоих отрывков очевидна, при чем в общем источнике – Печерской летописи, может быть, действительно усердие Святополка было объяснено тем, что, отправляясь в этот поход против Половцев, он получил благословение в Печерской обители; представляется даже вероятным, что в этой летописи говорилось о благословении, данном именно преподобным Прохором, скончавшимся в это время 19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В завершение похвалы “чину” русских преподобных Сергий (Шелонин) прославляет двух знаменитых духовных писателей — преподобных Иосифа Волоцкого и Максима Грека 33 . Однако на этом Похвальное слово русским преподобным еще не заканчивается: Сергий (Шелонин) продолжает его похвалой русским святителям, соединившим аскетический подвиг с пастырским служением. Святительский лик представлен в Слове Сергия (Шелонина) именами трех митрополитов московских ( Петра, Алексея и Ионы ), трех новгородских святителей ( Никиты, Иоанна и Евфимия ), четырех древнерусских иерархов, упомянутых в Киево-Печерском патерике ( Исаии Ростовского , Иоанна Черниговского , Антония Юрьевского и Луки Белгородского ) 34 , трех епископов — “просве­тителей” языческих народов ( Леонтия Ростовского , Стефана Пермского и Гурия Казанского ), а также борца за чистоту православной веры Геннадия Новгородского . Заключают этот список имена митрополита Филиппа и патриарха Гермогена 35 , отдавших жизнь за свою паству. Вместе с ними в состав лика русских святителей оказались включены также и два греческих иерарха — Марк Ефесский и Григорий Солунский , которых автор Слова объединил в одном контексте с патриархом Гермогеном , создав тем самым триаду святых защитников Православия, отстоявших пред лицом латинского “нечестия” догматы Православной веры 36 . Итак, характеризуя содержание Похвального слова русским преподобным, мы должны отметить проявившуюся в нем тенденцию к расширению “чина” русских преподобных за счет включения в него других “чинов” святости 37 и к постепенному превращению его в “собор” всех русских святых. В заключение приведем полный список имен святых, названных в Похвальном слове Сергия (Шелонина). Его составляют: 1. “Собор” киево-печерских святых: Антоний и Феодосий Печерские, игумен Варлаам, Исаакий Затворник, Моисей Угрин, Евстратий Постник, Никон Сухой, священномученик Кукша, Афанасий Затворник, Марк Пещерник, Феофил Многослезный, Спиридон Просвирник, Алимпий Иконописец, Никола Святоша, Агапит Целитель, Григорий Чудотворец, Иоанн Затворник, Прохор Лебедник, Пимен Многострадальный, страстотерпцы Федор и Василий. (Кроме них упомянуты также: Матвей и Онисифор, Никон, Дамиан, Герасим, Ларион, Ефрем, Герман, Стефан, Нифонт, Марин, Мина, Никола, Феоктист, Лаврентий).

http://pravmir.ru/pohvalnoe-slovo-russki...

Дальше, когда говорится, что в шестнадцать лет она выходит замуж за богатого и добродетельного человека Георгия Осорьина, они переселяются в село Лазаревское в четырех верстах от Мурома. И с этим периодом связывается ее воцерковление, в этом селе есть храм, в этот храм Иулиания ходит, и в этом храме духовник наставляет ее в духовной жизни. Сравнение жития Иулиании Лазаревской с классическими житиями более раннего древнерусского периода обращает прежде всего внимание на то, что в нем подчеркиваются обиходно-повседневные, бытовые обстоятельства ее жизни. Говорится, что, как только она выходит замуж, свёкр и свекровь возлагают на нее все хозяйственные заботы, она с утра до вечера занята всякими хозяйственными делами, задает работу рабам и холопам, проверяет, как они выполняют эту работу. Она оказывается погруженной в хозяйственную жизнь, и это отличает этот текст от традиционных древнерусских житий. Кроме того, говорится о том, что очень большая часть ее деятельности связана с милостыней, благотворительностью, она кормит, одевает нищих, лечит больных, обмывает покойников. В связи с семейной темой рассказывается, что у них с мужем было много детей, но было не все благополучно, один сын ее погибает на государевой службе, второй был убит холопами. В этот момент она начинает задумываться о монашестве и даже просит мужа отпустить ее в монастырь, но муж обращает ее внимание на то, что не черными ризами, а добродетельными делами спасается человек. После этого жизнь Иулиании продолжается в миру и представляет собой классический вариант монастыря в миру. Муж освобождает ее от обязанностей супружества, она, постелив мужу, ложится на печи, подкладывает под себя черепки. Ходит, подкладывая в обувь скорлупу от орехов. Вот такие бытовые детали, когда формы аскезы связаны с сугубо повседневными бытовыми предметами. Есть такой, мною любимый, классический эпизод. В начале XVII века, при Борисе Годунове, наступает голод. Иулиания переселяется в свое поволжское имение и делает примерно то же самое, что в Киево-Печерском патерике делал святой Прохор по прозвищу Лебедник. Она собирает лебеду, из лебеды печет хлебы и эти хлебы не только сама ест, но и раздает многочисленным голодающим, которые собираются к ней. Как и в житии Прохора Лебедника, это чудесное обстоятельство осмысляется разными людьми, в частности соседями Иулиании, которые сначала ругают этих голодных, постоянно приходящих к ней, говорят: «Что вы к ней ходите, она сама давно уже не имеет, что есть», а голодные отвечают, что таких вкусных хлебов, как у Иулиании, они никогда не ели. Тогда соседи просят у нее этих хлебов на пробу, пробуют, убеждаются, что они очень вкусные, но делают выводы, типичные для этого текста и для переходного к новому времени периода: «Надо же, горазды рабы ее печь хлебы!» То есть этот чудесный вкус приписывается искусству рабов, которые обладают, видимо, кулинарными секретами и поэтому эти хлебы получаются очень вкусными.

http://pravmir.ru/zhenshhina-v-drevnerus...

Великие создатели обители: началоположник ее преподобный Антоний († 1073. 10 июля), непрестанный исповедник братской любви, и преподобный Феодосий (! 1074. 3 мая), «начальник общего жития монашеского в России», подвижник, устроитель, строгий обличитель иудеев... Преподобный Нестор летописец († 1114. 27 октября). Прочие святые угодники Печерские, преподобные: Исаакий († около 1090 г. 14 февраля), бывший богатый купец, в иночестве выдержавший жестокую брань с бесами, первый русский Христа ради юродивый; Иоанн Многострадальный († 1160 г. 18 июля), закапывавший себя в землю, имевший дар различать в совершенной тьме; Пимен Многоболезненный († 1110. 7 августа), никогда не роптавший, перед самою смертью освобожденный от страданий; Никита, впадавший сначала в прелесть гордыни, обольщенный диаволом, исцеленный молитвою иноков, смирившийся и ставший впоследствии чтимым епископом Новгородским († 1108. 31 января); Прохор Лебедник († 1007. 10 февраля), питавшийся просфорой и хлебом из лебеды; Дамиан Пресвитер († 1071. 5 октября), великий целитель; Агапит († 1095. 1 июня), безмездный врач; Дионисий Щепа, блюститель пещер, коему в Светлый Праздник на возглас «Христос воскресе» ответствовали почивавшие в пещерах угодники; Никола Святоша († 1143. 14 октября), правнук Ярослава Мудрого, первый инок из князей, великий подвижник, умиротворитель князей; святой инок князь Игорь Олегович (5 июня), убитый в 1147 г. киевлянами; Марк гробокопатель († в XII в. 29 декабря); Алипий († 1114. 17 августа), замечательный иконописец, «доброе извык хитрости иконней, иконы писать хитр бе зело», отличавшийся смирением, незлобием сердца, терпением, исцелявший помазанием краски; Евстратий Постник (28 марта), замученный в 1096 г. корсуньским жидом на кресте по образу Христа Спасителя. Спиридон и Никодим просфорники († XII в. 31 октября), кротостью и послушанием стяжавшие дар чудотворения; Арефа затворник († 1190. 24 октября), избавленный от греха любостяжания, и многие, многие, просиявшие в великой Лавре Киевской.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Изображение иконы Прохор Печерский, Лебедник, прп. #14702 Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Изображение иконы Прохор Печерский, Лебедник, прп. #14702 Эта страничка относится к разделу   Прохор Печерский, Лебедник, прп. Скачать или распечатать изображение 14702.jpg 1705x2166, 3.69 MPix, 356 Kb. 14.4x18.3cm @ 300DPI (21.7x27.5cm @ 200DPI) Максимальное качество Произвольное качество Рейтинг изображения: 7 (301) , (15) . в этом году (за прошлые годы с 2011-11-12) Происхождение изображения: Загружено 2011-11-12, анонимно. Описание: Святой Прохор Печерский, Лебедник, прп. Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Прохор Печерский, Лебедник, прп. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/image-14702

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Прохор Печерский, Лебедник, прп. Описания иконы Прохор Печерский, Лебедник, прп. - житие Преподобный Прохор Печерский, Лебедник (память 10 февраля, в Соборе Киево-Печерских преподобных - 28 сентября по старому стилю и во 2-ю Неделю Великого поста) Жил этот Божий угодник в княжение Святополка, который весьма притеснял киевлян. Господь попустил тогда половцам напасть на русскую землю. На Руси настал голод и оскудение. В это время (XI в.) к игумену Печерскому Иоанну пришел из Смоленска мирянин, возжелавший принять иночество. Желание его был исполнено, и он был наречен Прохором. Впоследствии его назвали «лебедником», так как он всегда вместо хлеба питался лебедой. Не пил он ничего, кроме воды, не вкушал даже овощей. Но Господь претворял для него горечь хлеба, приготовленного из лебеды, в приятное услаждение, и святой угодник Божий проводил свою жизнь не в печали, а в великой радости, непрестанно славословя Господа. И вот в то время, когда на Руси настал великий голод, Господь, желая прославить Своего угодника и подать людям спасение от бедствия, послал в этот год особенны[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Россия. 1814.] Русские святые (фрагмент). Рисунок (перевод с иконы). Россия. 1814 год. Лист 3. Музей СпбДА, табл. 58. Ретушировано. Файл 9586.jpg:   Размер: 611x1115, 0.68 MPix, 72 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (134) , (4) . Описание: [Москва. 1920-30.] Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Файл 9589.jpg:   Размер: 749x1183, 0.89 MPix, 151 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (146) , (5) .

http://pravicon.com/icon-2770

Таже, преподобному, глас 1: Стих: Восхвалятся преподобнии во славе/и возрадуются на ложах своих. Ангельски, людие, торжествуим/и принесем песнь Богу/в летней памяти Богоноснаго отца,/пресвятое Имя Его возносяще и серафимски зовуще:/Свят еси, Отче Безначальный,/Свят еси, Сыне Безлетный,/Свят еси, и Душе Соприсносущный. Слава, глас тойже: Лик честный составльше,/ликом Безплотных подобящеся, приидите, людие,/любезно ныне мысленныя дары принесем к святей пещере/и, приникше во гроб преблаженнаго отца,/восхвалим, зовуще:/радуйся, Прохоре, славноимените и молитвенниче о душах наших. И ныне, Богородичен или Крестобогородичен. Преподобный Прохор Печерский Преподобный Прохор Печерский, Лебедник, был родом из Смоленска. Он подвизался в Киево-Печерской обители в XI–XII веках, где и принял со временем иноческий чин от игумена Иоанна. В монастыре он предал себя воздержанию и не ел обыкновенного хлеба, а собирал лебеду, сам приготовлял из нее для себя «хлеб», которым питался до самой смерти. Преподобный никогда не скорбел, но всегда в веселии работал Господу. В голодный год Господь, желая прославить Своего угодника и спасти от смерти людей, благословил обильный урожай лебеды. Преподобный Прохор стал усерднее трудиться. Собирая траву, он перетирал руками ее семена, делал из муки хлебы и раздавал их нуждавшимся. Этот хлеб казался им вкуснее пшеничного. Однажды некий инок взял у преподобного его хлеб тайно, без благословения, но от горечи не мог его есть. Об этом стало известно в народе, и слава преподобного Прохора разнеслась по округе. В то же время в Киеве случился недостаток соли. Видя это бедствие, преподобный Прохор собрал множество золы из всех келлий, вознес молитвы Господу и стал безвозмездно раздавать нуждавшимся. Зола оказалась чистой солью. Диавол же ослепил ненавистью к святому Прохору торговцев солью, рассчитывавших нажиться в связи с случившейся бедой. Они пожаловались князю Святополку. Князь решил отобрать у преподобного соль и обогатиться на ее продаже.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В эти дни пришел из Смоленска в Печерский монастырь блаженный Прохор к игумену Иоанну и принял от него святой ангельский образ. Стал он подвизаться крепко в добродетелях и приучил себя к великому воздержанию, так что лишил себя и обычного хлеба, но собирал он траву лебеду и, перетирая ее своими руками, делал себе хлеб и им питался. В летнее время он заготовлял ее на весь год и, когда снова наступало лето, делал то же для будущего года, так что во всю жизнь он не нуждался в обычном хлебе, и прозван он был «лебедником», потому что кроме просфоры в церкви в келлии не ел никогда даже овощей, но только лебеду, и не пил ничего, кроме воды. Бог, видя терпение святого в таком воздержании, претворил для него ту горечь хлеба, сделанного из лебеды, в сладость. И была ему вместо печали радость. Никогда не скорбел этот блаженный, но в радости работал Богу. Не страшился он никогда набегов неприятелей, потому что жил, как птица, не имея ничего, кроме лебеды, так что не мог он сравниться с евангельским богачом, говорившим: «Душа, много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись!» ( Лк. 12, 19 ). Но и за траву ту, заготовленную на год, укорял себя, говоря: «Прохор, в эту ночь возьмут у тебя душу твою, а что приготовил ты – кому будет?» На деле исполнил этот блаженный слово Господне: «Взгляните на птиц небесных, они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и Отец ваш Небесный питает их» ( Мф. 6, 26 ). Подражая птицам, преподобный легко проходил туда, где росла лебеда, и оттуда приносил ее в монастырь на плечах, как на крыльях. И так питался он несеянной пищей с непаханной земли, как птица. Во время этих подвигов святого начался в Русской земле от постоянных войн великий голод, так что смерть угрожала людям. Бог же, желая прославить угодника Своего и помиловать людей Своих, умножил тогда произрастание лебеды более чем в другие годы; и потому блаженный Прохор все больше трудился, беспрестанно собирая эту траву, растирая ее руками и делая из нее хлебы, которые раздавал неимущим и погибающим от голода.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010