Когда прошло уже три с половиной года засухи и голода, святой Илия явился из пустыни к царю с укором и обличением в идолопоклонстве и предложил ему собрать весь народ и жрецов идольских на одну гору и исследовать, кто истинный Бог. Когда собрался народ, то святой пророк Илия обратился к нему и сказал: «Ежели мой Бог, Которому я служу верой и правдой, есть истинный Бог, то веруйте Ему; ежели идол Ваал — бог, то идите за ним. Из жрецов Бааловых здесь целые сотни, а я только один. Соорудим жертвенники: вы — один и я — один. Возложим на них дрова, тельцов и польем водой, а огня подкладывать не будем. Потом призовите богов ваших, а я призову своего Бога, и Бог, Который, услышав молитву, пошлет огонь, да будет признан истинным Богом». Как предлагал святой пророк, так и сделали. Но сколько ни молились по-своему (кричали, скакали, кололи себя до крови) жрецы Вааловы своему истукану, не было от него ни голоса, ни ответа. А как только помолился святой Илия своему Богу, тотчас спал с неба огонь и попалил не только жертвы с дровами, но и воду, которой они были облиты. Тогда весь народ пал на землю и воскликнул: «Бог Илии есть истинный Бог, и обратимся к Нему». Из ревности своей к вере в Господа пророк Илия избил Бааловых жрецов и потом возвестил о скором дожде, что и исполнилось. Когда нечестивый Ахав по коварному плану злобной, хитрой и властной жены Иезавели предал смерти ни в чем не повинного бедного крестьянина Навуфея через побиение камнями и отобрал его виноградник, то пророк Илия, никого не боявшийся, явился во дворец по повелению Божию как грозный посланец неба, чтобы обличить царя. Ахав, увидев его, затрепетал и сказал: «Нашел ты меня, враг мой!» В страхе заговорила совесть Ахава, когда пророк возвестил ему грозные слова Божий: «Ты убил, и еще вступаешь в наследство?.. Так говорит Господь: на том месте, где псы лизали кровь Навуфея, псы будут лизать и твою кровь… Псы съедят Иезавель…» Итак, в стране нашелся только один человек — пророк Илия, оказавшийся сильнее и смелее всех тех, кто должен был бы не допустить осуждения на смерть невиновного Навуфея. Ведь царские начальники, советники, судьи и вообще вся знать прекрасно знали, что с Навуфеем поступают беззаконно, но они молчали, боялись заступиться за бедняка, навлечь на себя царский гнев и лишиться благ и привилегий.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. О чем говорили? " Об исходе " , - говорит Лука, который ему предстояло совершить в Иерусалиме, то есть о кресте. Для чего Моисей и Илия сделались видимыми? Чтобы показать, что Он есть Господь закона и пророков, живых и мертвых, ибо Илия был пророк, пророчество его жило еще, Моисей же - законодатель и умер. Кроме того, и для того, чтобы показать, что Иисус Христос не противник закона и не враг Божий. В противном случае Моисей не беседовал бы с ним, как не стал бы беседовать с тем, кто противодействует ему, и Илия, ревнитель, не перенес бы Его присутствия, если бы Он был врагом Божиим. Еще и для того, чтобы уничтожить подозрение тех, которые считали Его Илиею или одним из пророков. Откуда же ученики узнали, что это были Моисей и Илия? Не по изображениям, ибо делать изображения людей тогда считалось делом беззаконным. По-видимому, они их узнали по словам, которые они говорили. Моисей, может быть, говорил: Ты Тот, страдание которого я заранее изобразил, заклав агнца и совершив пасху; Илия же: Ты Тот, воскресение которого я заранее изобразил, воскресив сына вдовы, и так далее. Показывая же их ученикам, Господь научает их подражать им, то есть подобно Моисею быть кротким и доступным для всех и подобно Илии быть ревностными и непреклонными, когда нужно, и подобно им готовыми подвергаться опасностям за истину, При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну и Моисею одну, и одну Илии. Петр, по многой любви ко Христу, желая, чтобы Он не пострадал, говорит: " хорошо здесь быть " , не уходить и не быть убиту, ибо если бы кто и пришел сюда, мы имеем Моисея и Илию помощниками нам; Моисей победил египтян, Илия же огнь свел с неба; таковыми же они будут и тогда, когда придут сюда враги. Это он говорил от великого страха, по замечанию Луки, не зная, что говорит. Ибо необычайность поразила его или он действительно не знал, что говорит, желая, чтобы Иисус оставался на горе и не уходил, и не пострадал за нас. Но, боясь показаться своенравным, говорит: " если хочешь " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1867...

Наступило время, когда Илии надлежало уйти из этого мира. Писание описывает таинственные обстоятельства его исчезновения. Илия шел своим последним путем вместе с Елисеем, и по дороге его сопровождали удивительные знамения. Встретившие их пророки говорили Елисею: – Знаешь ли, что сегодня Господь вознесет господина твоего над головою твоею? Он отвечал: – Я также знаю, молчите. И когда Илия предлагал ему остаться, Елисей отвечал: – Жив Господь, и жива душа твоя! Не оставлю тебя! Они подошли к Иордану. Илия ударил по реке своим плащом (милотью), и воды разошлись, так что они перешли Иордан посуху. Тогда Илия спросил, что Елисей хотел бы получить от него перед его уходом. И тот попросил себе дар Святого Духа, почивавшего на Илии, но в два раза больше. Илья ответил, что если Елисей увидит его восхождение, то его просьба исполнится, а если не увидит, то нет. И когда они шли, вдруг явились колесница огненная и кони огненные, и разлучили их, и понесся Илия в вихре на небо. Согласно Преданию, он вошел в Рай, потерянный Адамом , и там пребывает во плоти, ожидая наступления последних времен. Как пишет Ефрем Сирин , «Енох и Илия прообразовали сию тайну, потому что восхищены и переселены в рай. Два победителя вошли туда, откуда двое же принуждены были выйти посрамленными. Два победителя вошли в рай, чтобы двоим обличить двоих же, побежденных в раю… Изгнан из рая тот, кто возгордился; вошел в рай тот, кто уничижал себя» . Тогда пророк вновь вернется на землю и вместе с древним праведником Енохом обличит Антихриста и обратит ко Господу Иисусу еврейский народ, а затем примет смерть от врага рода человеческого. Его вознесение предуказывало возвращение человека в Рай и вознесение Христа на Небо. Увидев огненное вознесение Илии, Елисей закричал: «Отец мой! отец мой! колесница Израиля и конница его!» ( 4Цар. 2, 12 ). Эти слова Елисея показывали, что один Илия мог заменить для Израиля все его войска. Больше он не видел Илию и от страшного горя разорвал на себе одежду. Во время вознесения на Елисея упала милоть Илии, пронизанная светом Богоявления, и вместе с ней сошла на него двойная благодать. Эта же нетварная сила сошла и на Иоанна Крестителя, вот почему Господь Иисус и назвал его Илией ( Мф. 11, 14 ). Чудеса пророка Елисея (4Цар. 2, 19–7, 20)

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Одинокий, окруженный с одной стороны жрецами, служителями кумиров, с другой – народом, тупым, равнодушным, колеблющимся и маловерным, Илия ощущает свою неразрывную связь с Богом, Живым и Чудотворящим, и отсюда в нем несокрушимая твердость и сознание непобедимого могущества. Он знает, что он, Илия Фесвитянин, из жителей Галаадских, нагой и безоружный, сильнее этого царя, окруженного полчищами рабов и воинов, этого множества жрецов, облаченных в великолепие и роскошь, этого народа, слепого, трепещущего перед лицом этих сил земных, этих тысяч. Илия готов бросить вызов Небу, потому что он знает, что Небо ему ответит. Там, где другие видят мертвый, безжизненный полог, ничего не ощущают, кроме действия слепых, беспомощных и жестоких стихий, там он, Илия, зрит Огнепалящий Лик Бога и Отца, Того, Кем живо его сердце, Того, с Кем непрестанно ведет он таинственную беседу в сокровенности своей души, Того, Кто вопрошает и дает ответ. Илия предлагает испытание чудом. " Я один, – сказал Илия народу, – я один остался пророк Господень, а пророков Вааловых четыреста пятьдесят человек (и четыреста пророков дубравных). Пусть дадут нам двух тельцов, и пусть они выберут себе одного тельца, и рассекут его, и положат на дрова, но огня пусть не подкладывают; а я приготовлю другого тельца, и положу на дрова, а огня не подложу. И призовите вы имя бога вашего, а я призову имя Господа, Бога моего. Тот Бог, Который даст ответ посредством огня, есть Бог . И отвечал весь народ и сказал: хорошо, пусть будет так» ( 3Цар. 18:22–24 ). На следующее утро настал день испытания. В жизни человечества есть роковые мгновения, роковые дни. В эти дни пламенная, твердая, не знающая колебаний вера одного противостоит холодной тупости и безразличию тысяч, вступает с ними в единоборство. И она, вера, побеждает, побеждает вопреки здравому смыслу и всем его исчислениям, побеждает вопреки ожиданиям и видимому неравенству сил. Так было там, на Кармиле. Приблизительно мы можем попытаться нарисовать себе картину тех событий. Достаточно вспомнить хотя бы Савонаролу, его эпоху, вызов, брошенный им современникам, папе и всей иерархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Zhura...

Он, подкрепившись пищей, снова уснул и снова был разбужен Ангелом, который предложил ему подкрепить пищей свои физические силы ввиду предстоящего дальнего пути. Сорок дней и сорок ночей прошел Илия дальше до горы Божией Хорива. Место это в истории народа израильского имело немаловажное значение. Здесь некогда Боговидец Моисей, пасший стада у своего тестя Иофора, сподобился слышать голос Божий из горящего, но не сгоравшего тернового куста ( Исх.3:1–2 ). У Хорива Илия нашел себе ночной приют в пещере. «Что ты здесь, Илия?» – спросил его Господь. Илия и высказал свои тяжелые думы: «Возревновал я о Господе Боге Саваофе, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее». Кратко, но полно раскрыл пред Господом свои душевные терзания Илия. «Кто же Ты, Господи, что допускаешь такие беззакония?» – как бы спрашивает у Господа Илия. Это событие в жизни Илии переносит нас в более ранние времена, когда другой Боговидец – Моисей, созерцавший, как Господь оказывал благодеяния народу еврейскому в пустыне, несмотря на его жестоковыйность и склонность к идолослужению, просил Господа: «Открой мне путь Твой, дабы я познал Тебя» ( Исх.33:13 ). Между настроениями Моисея и Илии можно усмотреть полное совпадение. Полное совпадение и в дальнейших событиях. Господь поставил Моисея в расселине скалы и покрыл его рукою Своею... И прошел Господь пред лицом его и провозгласил: «Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий правду и являющий милость в тысячи родов, прощающий вину, и преступление, и грех , но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях до третьего и четвертого рода» ( Исх.34:6–7 ). Эти слова Господни только несколько успокоили Моисея, но полный смысл и характер действий Промысла Божия Моисей не уразумел еще. Эту мысль слово Божие раскрывает в следующих словах Господа Моисею: «Лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых; ты увидишь Меня только сзади» ( Исх.33:20–23 ; Исх.34:6–7 ). Только отчасти уразумел Моисей существо Бога Живаго, Господа долготерпеливого, многомилостивого и истинного, но и правосудного.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/svjato...

После преображения Иисус Христос сказал своим ученикам: Илия должен прийти прежде и устроить всё ( Мф. 17:11 ). Слово: устроить, намекает на пророчество Малахии. Что в этих словах Илией назван не Иоанн Креститель, как это может показаться на оснований дальнейших слов, это объясняют Святой Иоанн Златоуст и Феофилакт Болгарский . Первый говорит следующее: „Писание возвещает два пришествия Христова: сие, уже бывшее, и будущее. Указывая их, Павел сказал: явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили ( Тит. 2:11–12 ). Вот одно пришествие. Теперь выслушай, что он далее объявляет и второе пришествие: Ожидая блаженного упования и пришествия великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа ( Тит. 2:13 ). Также и пророки упоминают о том и о другом пришествии и говорят, что предтечей второго пришествия будет Илия. А [предтечей] первого пришествия был Иоанн, которого Христос назвал Ильёй, – не потому, чтобы он был Илия, а потому, что он совершал служение его. Ибо как тот будет предтечей второго пришествия, так этот был (предтечей) первого... Итак, какое же Христос дал решение вопроса? То, что, несомненно, Илия придёт перед вторым Его пришествием, и теперь уже Илия пришёл, называя так Иоанна: этот Илия пришёл. А если ты спрашивает о Фесвитянине, то он придёт. Посему сказал: Илия придёт и устроит всё. Что же всё? То, что предсказал Малахия пророк: Пошлю вам Илию Фесвитянина, который устроит сердце отца к сыну, дабы, пришед, Я не поразил землю в конец. Видишь точность пророческого предсказания? Ибо, так как Христос назвал Илиею Иоанна по причине сходства служения, то, чтобы ты не подумал, что это теперь сказано о пророке, прибавил и об его отечестве, сказавши: Фесвитянин. Иоанн же не был Фесвитянином. Даже присовокупил и другой признак, когда сказал: дабы, пришед, Я не поразил землю в конец, возвещая второе Его страшное то пришествие; потому что при первом (пришествии) Он не пришёл поразить землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

При царе Ахаве, кланявшемуся по наущению своей жены Иезавели Ваалу и Астарте, Илия вышел на проповедь и провозгласил: «Жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою! в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову» ( 3Цар. 17, 1 ). Так и произошло. Наступила страшная засуха, ручьи пересыхали, сгорела вся трава, и настал голод, и идолопоклонники, решившие, будто бы дождь им дают идолы и бесы, увидели, что Творец жив. Между тем Илия жил в пустыне у ручья, и ворон утром и вечером приносил ему хлеб и мясо. Так Бог учил его милосердию на примере хищной птицы. Когда вода высохла, Илия по слову Бога ушел из Израиля в Сарепту Сидонскую. У ворот города он встретил вдову, у которой осталась только горсть муки и немного масла. Пророк попросил у нее хлеба и пообещал, что мука и масло не кончатся в ее доме до конца засухи. Вдова поверила ему, и чудо действительно произошло. В течение этих лет по слову Господа, изреченному через Его пророка, масло в ее доме не убывало и мука не истощалась. Спустя некоторое время у вдовы заболел и умер сын. Илия взял его к себе в комнату, воззвал ко Господу и сказал: – Господи Боже мой! Неужели Ты и вдове, у которой я пребываю, сделаешь зло, умертвив сына ее? И, простершись над отроком трижды, прообразуя этим тайну Святой Троицы, он воззвал ко Господу и сказал: «Господи Боже мой! да возвратится душа отрока сего в него!» ( 3Цар. 17, 21 ). И услышал Господь голос Илии, и возвратилась душа отрока в него, и он ожил. Так Илия показал, что Бог победит смерть, поэтому этот отрывок читается в Церкви накануне Пасхи. Прошло три с половиной года, и Илия, по слову Бога, пошел навстречу Ахаву, чтобы Господь послал дождь на измученную засухой землю. Он повелел царю собрать на горе Кармил весь народ и всех лжепророков Ваала и Астарты. Их оказалось 850 человек. Когда народ собрался, Илия сказал людям: «Долго ли вам хромать на оба колена? если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте» ( 3Цар. 18, 21 ). И не отвечал народ ему ни слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

…Уже много месяцев длилась засуха, уничтожая всю растительность, иссушая водоемы и обрекая на смерть скот и зверей. На третий год засухи Господь сказал Илие: – Пойди и покажись Ахаву, и Я дам дождь на землю. По пути к царю, Илия встретил благочестивого человека по имени Авдий, который служил во дворце у Ахава. Илия сказал ему: – Извести Ахава, что я здесь. Авдий долго не соглашался это сделать, боясь царского гнева. Но Илия успокоил его, и вскоре царь сам пришел к пророку. – Это ты смущаешь израильский народ? – сказал Ахав, подходя к Илие. – Не я его смущаю, а ты и весь дом отца твоего. Вы поклоняетесь идолам и забыли Бога Живого, – с мужеством ответил Илия. – Собери всех своих жрецов и приведи их на гору Кармил. Там я буду ждать вас. В назначенный день под горой собралось несколько тысяч человек. Отдельной группой стояло восемьсот пятьдесят языческих жрецов, которые служили главному идолу – Ваалу. Здесь же присутствовал и сам царь. – Долго ли вам хромать на оба колена? – сказал Илия, обращаясь к народу. – Если Господь есть Истинный Бог, то последуйте Ему, а если Ваал, то ему последуйте. – И, повернувшись в сторону жрецов, он грозно крикнул: – Вас много, а я один. Давайте принесем жертвы: Вы – Ваалу, я – Господу Богу. Но огня под жертвами разжигать не будем. Вы призывайте Ваала, а я буду призывать имя Господа Вседержителя. Тот бог, который даст свой ответ и низведет с неба огонь, тот и есть Владыка всего мира. Пусть все узнают, Кто есть Истинный Бог! Предложение Илии понравилось народу, и жрецам дали право первыми принести свою жертву Ваалу. Они сделали жертвенник, приготовили дрова, закололи тельца и стали молитвенно взывать к небу: «О, Ваал, услышь нас!». Но их молитвы были безрезультатны: небо молчало, а жертва продолжала лежать на дровах. До самого вечера жрецы кричали, кололи себя ножами, судорожно корчились в шаманском танце, но ответа с неба так и не последовало. – Хватит. Теперь отойдите, чтоб и я принес жертву Господу Богу, – сказал Илия жрецам. И, обратившись к простому народу, молвил:

http://foma.ru/prorok-iliya.html

Илия лег и заснул под деревом. Господь не оставил Своею милостью пламенного ревнителя Его славы и послал Илии утешение в лице Ангела своего. Коснувшись спящего пророка, Ангел сказал: «встань, ешь». Илия проснулся и увидал в головах у себя хлеб и кувшин с водою. Подкрепившись пищею, Илия снова заснул; в другой раз пробудил его Ангел Господень, предлагая пищу, и снова Илия встал, ел и пил. Эта небесная пища так подкрепила пророка, что он затем совершил сорокодневное путешествие до горы Божией, Хорива. Здесь пророк поселился в одной из пещер и проводил жизнь в молитве, посте и размышлении. Обдумывая положение израиля, пророк пришел к мысли, что ни обличения, ни чудесные знамения не могут вразумить заблуждающихся израильтян и прекратить в среде их нечестие, и что остается только поразить их гневом суда Божия, открывающегося или в бурях, или в землетрясении, или в пламени. Но вот пророк услыхал голос Иеговы: «зачем ты здесь, Илия?» «Я, ответил пророк, сильно возревновал по Господе Боге Вседержителе, когда увидел, что сыны израилевы оставили Твой завет, разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили мечем; я один остался, и уже моей души ищут, чтобы отнять ее». Божественный голос повелел пророку на следующий день стать на горе в ожидании откровения. Еще рано утром начались знамения явления Иеговы. Первоначально разразилась ужасная буря; ужасный ветер дробил скалы и разрушал горы; но Иеговы не было в этом ветре. Буря сменилась землетрясением, но Иеговы не было и в землетрясении. После землетрясения пронесся огонь; но Иегова не был и в огне. За огнем последовало веяние тихого и приятного ветерка, и «там был Иегова». Илия покрыл лице свое милотью. Божественный голос воззвал его, и пророк поведал ему прежние свои жалобы на нечестие Израиля. Тогда Господь сказал: «возвратись и поди к Дамаску; и когда придешь, помажь Азаила царем Сирии, также помажь Ииуя царем над Израилем; а Елисея, сына Сафатова, помажь вместо себя пророком. Тогда, если бы кто избавился от меча Азаилова, такого умертвит Ииуй; а кто спасется от меча Ииуя, такого накажет Елисей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Здесь ангел Господень говорит Захарии, отцу Иоанна Крестителя, о его сыне: «И многих из сыновей Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям» ( Лк. 1:16–17 ). То есть Иоанн Креститель и Илия-пророк – это разные люди, разные личности. Но Иоанн пришел в духе и силе Илии, а поэтому, если хотите принять, он есть Илия. Как Иоанн приготовил Господу путь в первом Его пришествии, так Илия должен будет приготовить Ему путь во втором пришествии. Почему же именно Илия-пророк должен приготовить ему путь, а не какой-либо другой пророк, например, Елисей, имевший его дух вдвойне? Ныне в мире царствует всеобщий закон смерти. «Человекам положено однажды умереть» ( Евр. 9:27 ). Илия же пророк не видел смерти, он «восхищен был огненным вихрем на колеснице с огненными конями» ( Сир. 48:9 ). «И понесся Илия в вихре на небо» ( 4Цар. 2:11 ). Но в кончину века и он должен будет покориться всеобщему закону смерти, должен будет явиться, пророчествовать и подвергнуться смерти. То же самое можно сказать и об ином пророке – Енохе. «И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его» ( Быт. 5:24 ). «Енох угодил Господу и был взят на небо... Не было на земле никого из сотворенных, подобного Еноху, – ибо он был восхищен от земли» ( Сир. 44:15; 49:16 ). «Верою Енох переселен был так, что не видел смерти, и не стало его, потому, что Бог переселил его» ( Евр. 11:5 ). Итак Писание определенно говорит о пришествии в мир перед кончиной века Илии-пророка. Под вторым же пророком святые отцы разумели Еноха как не претерпевшего, подобно Илье, смерти. Святой Ипполит Римский считал, что вместе с пророками Илией и Енохом явится апостол Иоанн Богослов ( Откр. 10:11 ). Об этом и слова Спасителя: «Если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того?» ( Ин. 21:22–23 ). Теперь обратимся к другому вопросу: какова цель пришествия пророков Илии и Еноха? В основном они придут для двух дел. Первое из них – обращение евреев ко Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010