Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНДРЕЙ И ПРОВ [Проб], мученики (пам. греч. 9, 12 и 13 июля). Из греч. синаксарей известно, что они погибли в огне. Память святых отмечена лишь в нек-рых визант. календарях - Типиконе Великой ц . X в. ( Mateos. Typicon. P. 338), Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 818) и ряде стишных синаксарей ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 208, 211, 212). Последование святых неизвестно. В греч. печатной Минее по 6-й песни канона утрени имеется упоминание святых без синаксаря (Μηναον. Ιολιος. Σ. 76). В рус. памятниках память мучеников (без жития) включена под 9 июля в состав стишного Пролога (РГБ. Троиц. 715, 1429 г.), под 9 и 12 июля - в ВМЧ ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 307, 309 (2-я паг.)), под 13 июля - в нестишной Пролог (ГИМ. Син. 240, 1400 г.- Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 212). Ист.: ActaSS. Iul. T. 2. P. 698; SynCP. Col. 810, 818. Лит.: Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 40; ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 671. О. В. Лосева, А. Ю. Никифорова Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/115276.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСИДОР, ЛЕВ И АКЕПСИМА [греч. Ισδωρος, Λων κα Ακεψιμς], мученики (пам. греч. 7 дек.; пам. визант. 4 окт.). Время и место мученической кончины неизвестны. Житие святых не сохранилось, память отмечена в календарях дважды. 4 окт. она встречается в Типиконе Великой ц., в Синаксаре К-польской ц. (с уточнением ν Ποταμος - дословно «в реках») и в нек-рых др. календарях и Минеях. Под 7 дек. память И., Л. и А. и посвященное им двустишие содержатся в греч. стишных Синаксарях (ГИМ. Син. греч. 390 (354), 1295 г.- Владимир (Филантропов). Описание. С. 529), в печатной греч. Минее (Венеция, 1595) и в «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца . В них говорится, что мученики приняли смерть в огне. Ист.: Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 11; SynCP. Col. 106, 284; Mateos. Typicon. T. 1. P. 60; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 2. Σ. 256; Петков Г. С. Стишният Пролог в старата българска, сръбска и руска литература, XIV-XV вв. Пловдив, 2000. С. 292. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 309, 378; Sisto C. Acepsima, Leone e Isidoro//BiblSS. 1961. Vol. 1. Col. 154; Ακεψιμς//ΘΗΕ. 1962. Τ. 1. Σ. 1200; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 225. Рубрики: Ключевые слова: КЛАВДИЙ, АСТЕРИЙ, НЕОН И ФЕОНИЛЛА († 285), мученики Эгийские (Эгейские) или Киликийские (пам. 29 окт.; пам. визант. 30 окт., 27 янв.; пам. греч. 30 окт.; пам. зап. 23 авг.) ЛУКИЙ († вскоре после 310), мч. (пам. визант. 20, 21, 22 авг.; пам. греч. 20 авг. и 28 нояб.- в Соборе Киринских святых)

http://pravenc.ru/text/674912.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕВ Прп. (пам. греч. 11 июля). Сведений о времени и месте жизни Л. не сохранилось. Память Л. и посвященное ему двустишие содержатся в визант. стишных Синаксарях, к-рые сообщают лишь то, что Л. подвизался в Мандре и скончался в мире («иже в ограде миром скончасе» - Петков Г., Спасова М. Търновската редакция на Стишният Пролог. Пловдив, 2013. Т. 11. С. 29-30). Иером. Макарий Симонопетрит считает, что речь идет о Мандре - мон-ре, возникшем рядом со столпом прп. Симеона Столпника (пам. 1 сент.), но впосл. этот термин стал использоваться в переносном значении и мог относиться к любому мон-рю как к «ограде духовного стада» (греч. μνδρα - загон, ограда). Из визант. Синаксарей сведения о Л. попали в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца, а также в слав. стишные Прологи и из них - в ВМЧ ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 309 (2-я паг.)). В совр. календарь РПЦ память Л. не включена. Ист.: SynCP. Col. 813-814; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 6. Σ. 55. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 210; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 275; Μακριος Σιμωνοπετρτης, ερομν. Νος Συναξαριστς τς Ορθοδξου Εκκλησας. Αθναι, 2008. Τ. 11: Ιολιος. Σ. 115. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2463227.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МУЧЕНИКИ ИЗ ЕГИПТА, 6 [Греч. Μρτυρες ξ, ο ξ Αγπτου], (пам. греч. 28 февр.). Сведения о святых содержатся в визант. стишных синаксарях (напр., в ГИМ. Син. греч. 390 (354), 1295 г.- Владимир (Филантропов). Описание. С. 539; Paris. gr. 1582, XIV в.- SynCP. Col. 495-496), где сообщается, что за исповедание Христа «святые 6 мучеников из Египта мечом скончались». Из стишных синаксарей память святых и посвященное им двустишие были внесены в греч. печатную Минею (Венеция, 1595) и в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца ( Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 3. Σ. 342), а также при переводе в XIV в.- в слав. стишные Прологи ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2011. Т. 6. С. 78), и впосл.- в ВМЧ свт. Макария ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 499). Однако в Четьих-Минеях свт. Димитрия Ростовского и в совр. календаре РПЦ память мучеников не указана. Архиеп. Сергий (Спасский) отождествил этих святых с 6 мучениками, которые были убиты в церкви вместе со свт. Протерием , патриархом Александрийским (451-457), чья память празднуется в тот же день. Это предположение поддерживает и совр. агиограф Макарий Симонопетрит. Митр. Софроний (Евстратиадис) считал, что мученики были из числа египтян, пострадавших вместе с мч. Уаром в нач. IV в. (пам. 19 окт.). Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 58; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 313; Μακρ. Σιμων. Νος Συναξ. 2006. Τ. 6. Σ. 309. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2564458.html

Далее в Деяниях Лука рассказывает о том, как Петр проповедует Евангелие – он излагает вкратце историю Иисуса в описанных нами параметрах, с отсылкой к свидетелям явлений после воскресения: : Он [Бог] послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир чрез Иисуса Христа; Сей есть Господь всех. Вы знаете происходившее по всей Иудее, начиная (arxamenos) от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном; как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним. И мы свидетели всего, что он сделал в стране Иудейской и в Иерусалиме и что наконец Его убили, повесив на древе. Сего Бог воскресил в третий день и дал Ему являться не всему народу, но свидетелям, предызбранным от Бога, нам, которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых. И Он повелел нам проповедовать людям и свидетельствовать, что Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых : ( Деян 10:36  42). И здесь снова возникает понятие «начала» (arxamenos), на этот раз применительно к проповеди Иисуса, которая началась в Галилее после крещения, проповеданного Иоанном (10:37). В других местах Лука использует тот же глагол (archein) для привлечения внимания к началу галилейского служения Иисуса ( Лк 3:23; 23:5 , Деян 1:1 ). Это представление об учениках Иисуса как о людях, способных достоверно изложить его историю, поскольку они сами участвовали в ней от начала до конца, свойственно не только Луке. Хотя до сих пор ученые практически не обращали на это внимания 309 , поразительную параллель к этому мы находим в Евангелии от Иоанна. В прощальной беседе после Тайной вечери Иисус говорит своим ученикам (на этот раз не только Двенадцати): : Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух Истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала (ар» arches) со Мною : ( Ин 15:26–27 ). Метафора суда характерна для Евангелия от Иоанна. Через все это Евангелие проходит мотив судебного разбирательства. Однако здесь понятие «свидетельства» у него вполне аналогично по смыслу тому же понятию у Луки. Лука и Иоанн согласны: для того, чтобы свидетельствовать об Иисусе, необходимо быть с ним «с начала» его служения. (Отметим в примечании, что в Евангелии от Иоанна к «свидетельству» призваны не все верующие христиане, как часто полагают; это специфическая задача непосредственных учеников Иисуса, бывших с ним «сначала». Это мы обсудим далее, в главе 15.) Ин 15:27 , возможно, перекликается с началом служения Иисуса, как оно описано у Иоанна. Рассказав о чуде в Кане, Иоанн замечает:

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iisu...

Так положил Иисус начало (archên) чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его : ( Ин 2:11 ). По всей видимости, та идея, с которой здесь согласны друг с другом Лука и Иоанн, не ограничивалась лишь этими двумя авторами, а была широко распространена в раннехристианском движении. По-видимому, здесь особое значение придавалось свидетельствам учеников, которые были очевидцами служения Иисуса с самого начала, с крещения Иоанна, и до явлений Иисуса по воскресении. Это считалось необходимым для Двенадцати; однако были и другие ученики, отвечавшие этому условию, чье свидетельство поэтому обладало особой ценностью. Попробуем найти в самих Евангелиях указания на то, что в них содержатся свидетельства учеников, удовлетворявших этому максимальному условию. Легче всего (по крайней мере, отчасти) найти такие свидетельства в Евангелии от Луки. Пролог Евангелия от Луки Евангелие от Луки – единственное из всех Евангелий – имеет пролог, где автор обращается к человеку, которому посвящает свою работу: : Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова (kathôs paredosan hêmin hoi ар» arches autoptai kai hupêretai genomenoi tou logou), то рассудилось и мне, по тщательном исследовании (parëkolouthêkoti) всего сначала (anôthen) 310 , по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен : ( Лк 1:1–4 ). Этот пролог уже многие годы является объектом пристального внимания и обширных дискуссий среди ученых-новозаветников. Мы здесь ограничимся вопросами, важными для нашего исследования – об очевидцах, чьи свидетельства служили источниками преданий Луки, и о нашем отношении к этим очевидцам. Стоит отметить, что греческое слово, используемое в 1в значении «очевидцы» (autoptai), не имеет судебно-криминалистического значения, характерного для этого слова в английском языке; поэтому не стоит воспринимать его как метафору суда. Autoptai – это просто люди, непосредственно наблюдавшие то или иное событие, знающие о нем из первых рук. (Лавдей Александер предлагает перевод: «те, кто имеет личный опыт в этой области; те, кто знает обсуждаемый предмет из первых рук» 311 .) Однако в словах «бывшие с самого начала очевидцами» ясно выражена та же мысль, что в Деян 1:21–22 и в Ин 15:27 ; даже выражение arches у Луки и Иоанна общее. Более того: появление этого выражения в прологе Луки позволяет нам разглядеть исторический бэкграунд его труда, который мы обсудим далее.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iisu...

Все это может быть отнесено и к Господу Иисусу Христу. Таким образом, Екклесиаст, наставляющий читателя правильно относиться к земной жизни, может считаться прообразом Христа. Помимо синодального перевода книги Екклесиаст существуют переводы: И. М. Дьяконова (в кн. «Поэзия и проза Древнего Востока». – М., 1973), Э. Г. Юнца «Вопросы философии». – 1991. – 8), и А. Э. Графова (в сб. «Притчи. Книга Екклезиаста. Книга Иова». – Российское Библейское общество, 2001). 5. Песнь Песней Соломона 5.1. Обзор содержания Книга Песнь Песней Соломона невелика по объему – всего лишь восемь глав (сто семнадцать стихов). Однако она резко выделяется из числа остальных библейских книг своим необычным содержанием. Песнь Песней – любовная поэма, отражающая состояние двух влюбленных при различных обстоятельствах. Влюбленные 71 – это царь Соломон и его возлюбленная Суламифь. Книга содержит выражения взаимной любви, заверения в верности, описание красоты и очарования каждого из влюбленных. Некоторые места текста представляют соблазнительные порой образы плотской любви. Для Песни Песней характерны внезапные переходы от третьего лица ко второму. Книгу Песнь Песней можно разделить на пролог, семь поэм и эпилог. 1 . Пролог. Пролог содержит выражение сильнейшей любви, которой проникнута вся книга. «Да лобзает он меня лобзанием уст своих! Ибо ласки твои лучше вина. От благовония мастей твоих – имя твое как разлитое миро 72 ; поэтому девицы любят тебя. Влеки меня, мы побежим за тобою – царь ввел меня в чертоги свои, – будем восхищаться и радоваться тобою, превозносить ласки твои больше, нежели вино; достойно любят тебя!» (1, 2 – 4). 2 . Первая поэма (1, 5 – 2, 7). Возлюбленная выражает сильное желание видеть своего Возлюбленного. Жители Иерусалима советуют ей идти к шатрам пастухов. Затем идет диалог между Возлюбленной и Возлюбленным, в котором они превозносят красоту друг друга. 3 . Вторая поэма (2, 8 – 3, 11). Вторая поэма начинается с монолога Возлюбленной. Она грезит о своем Возлюбленном и от преизбытка любви встает ночью с ложа и идет искать его.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: «кто из вас без греха, первый брось в нее камень». И опять, наклонившись низко, писал на земли. Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: «женщина! Где твои обвинители? Никто не осудил тебя?» Она отвечала: «никто, Господи!» Иисус сказал ей: «и Я не осуждаю тебя. Иди, и впредь не греши» ( Иоан. 8, 3–11 ). Итак, вот вам, желающие обращать грешников от заблуждения пути их, первый урок от Господа. И этот урок что же вам показывает? Показывает прежде всего то, что, если желаете, чтобы дело ваше стало полезным, необходимо обращаться вам с грешниками кротко, милосердо и ласково; не растравлять их раны греховные, а возливать на оные бальзам милосердия; не быть суровыми обличителями их греховных поступков, а смотреть на них, как на больных духовно, и стать поэтому, по отношению к ним, врачами сострадательными. Возьмем теперь урок и у Святых. Они про самих же себя говорят вот что: «Поистине никто не ненавидит греха, как Святые. Однако же при этом не ненавидят согрешающих, не отгоняют их от себя; но оказывают сострадание к ним и учат их и утешают. И как мудрый врач, чтобы удобнее исцелить болезнь, всячески старается прежде успокоить больного и как рыболов, чтобы не упустить зацепившуюся за его уду рыбу, притягивает ее к себе с величайшею осторожностью и Святые долготерпением и любовью стараются исправить согрешающего и, чтобы достигнуть его исправления, не отходят от него, не упрекают его, не гнушаются им, оказывают ему всевозможное заступление и покровительство. И для того, чтобы скорее привести его к любви Христовой, стараются, чтобы и от других скрыть его проступки и другим запрещают обличать его» (Пролог Сент. 9). Ну вот вам урок и от Святых, и, как видите, и этот делает вам те же указания, как и вышеприведенный урок Господа. Итак, повторяем, если хотите, чтобы дело обращения грешников на путь истины было и для них полезным, и для вас спасительным, то прежде всего сами постарайтесь изучить это дело. Изучение же, как из приведенных примеров вы могли убедиться, должно состоять в том, чтобы вы приучили себя обращаться к грешникам не с словом обличения сурового, а в духе кротости Евангельской; чтобы предварительно вооружились терпением; чтобы возгорели в душе своей дух любви и сострадания к заблудшим; чтобы помнили, что вы не судьи их, а врачи при них, и что, наконец, кротость, любовь, милосердие и терпение суть самые лучшие и едва ли даже и не единственные средства, могущие служить ко спасению грешников погибающих. Аминь. Читать далее Источник: Пролог в поучениях : на каждый день года/Сост. прот. Виктор Гурьев. - Почаев : Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2007. – 688 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

Соответствие Пролога и Эпилога подтверждается элементами нумерической композиции (вообще очень характерной для этого Евангелия 941 ). Пролог состоит из 496 слогов: возможно, это связано с тем, что 496 – число треугольника 942 , совершенное 943 , а кроме того, представляет собой числовое значение греческого слова monogenes («единородный» – слово, используемое в 1:17, 18) 944 . Нам эти соображения могут показаться странными; однако в новозаветные времена люди придавали огромное значение некоторым видам чисел, в особенности треугольным и совершенным числам 945 , а также привыкли к мысли, что любое слово имеет собственное числовое значение – легко вычисляемое, ибо все буквы греческого алфавита служили также и цифрами. Однако для наших нынешних целей число 496 важно тем, что оно связывает воедино Пролог и Эпилог Евангелия. В Прологе 496 слогов – в Эпилоге (намного более пространном) 496 слов. Такое соотношение слогов Пролога и слов Эпилога вполне оправданно: Пролог – поэтическая композиция, в которой естественно обращать внимание на количество слогов, Эпилог – прозаическое повествование. Дальнейшее подтверждение гипотезы о нумерической композиции можно найти в том, что обе части заключения (20:30–31 и 21:24–25), обрамляющие Эпилог, состоят из 43 слов 946 . Это указывает на то, что их следует рассматривать вместе, параллельно друг другу. Теперь проведем подробное сравнение этих двух частей заключения. Вот их тексты: Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его : (20:30–31). Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его. Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг : (21:24–25). Две части заключения параллельны, но не повторяют друг друга. В каждом случае, где они параллельны, вторая часть продвигается на шаг дальше первой.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iisu...

16. Ибо из полноты Его мы все приняли: и благодать на благодать; Этот стих содержит одно из самых важных положений Евангелия от Иоанна: то, что раньше принадлежало лишь Сыну Божию, теперь может перейти к людям. И самый главный дар – это жизнь, которую Сын принёс в избытке: «Я пришел, чтобы жизнь имели и в избытке имели» (10:10). Поэтому пролог говорит о благодати, которая переполняет тех, кто её получил («благодать на благодать»). 17. Потому что Закон дан был чрез Моисея, благодать и истина явились чрез Иисуса Христа. Здесь мы встречаем ещё одну антитезу, которая проходит через всё евангельское повествование: Моисей, который получил закон (7:19), противопоставлен Иисусу Христу и истине, которую Он принёс. Если упоминание благодати содержится лишь в прологе, то истина – это Одна из ключевых тем четвёртого Евангелия. Иисус – Сама истина, Он полностью отожествляет себя с ней: «...Я – путь и истина и жизнь» (14:6), она известна лишь Ему одному (8:45). Мы вправе говорить о конфликте: закон вступает в противостояние с истиной и становится основанием для её отторжения. Иисус объясняет Пилату, что Его приход в мир связан с откровением и распространением истины: «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине» (18:37), а первосвященники, добиваясь от Пилата согласия на распятие Иисуса, объявят, что их требование продиктовано законом: «Ответили ему иудеи: у нас есть закон, и по закону Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим» (19:7). Для них всё то, что он говорил о Себе, – явная ложь. Таким образом, борьба закона с истиной в конечном итоге послужила причиной осуждения Иисуса Христа на смерть. Содержание Евангелия от Иоанна отражено в словах, сказанных в заключение Прощальной беседы с учениками: «Я от Бога исшел. Исшел от Отца и пришел в мир и снова оставляю мир и иду к Отцу» (16:27). Итак, главная цель Евангелия – поведать о: • приходе Слова в мир 15 , • Его пребывании в мире 16 • и возвращении к Отцу 17 . Слово приносит в мир жизнь 18 . «Жизнь», или «жизнь вечная», – это жизнь Самого Бога, которая в полноте принадлежит Сыну 19 . В материальном мире жизнь человека зависит от света, воды и пищи, и это представление переносится на духовную реальность. Иисус говорит, что Он даст воду, пьющий которую не возжаждет (4:14), и хлеб, ядущий который не умрёт (6:58). Он свет, разгоняющий тьму (1:5), Пастырь, охраняющий овец (10:11), виноградная лоза, на которой ветви приносят свои плоды (15:1). Все эти самоопределения, которые Мы встретим в евангельских беседах, призваны подчеркнуть единую реальность: Сын Божий приносит жизнь людям 20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/lektsi...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010