430 А побуждение, предполагаемое о. Верюжским, – стр. 553, который, как уроженец села Верюжского, в данном случае против епископа, вовсе не может быть принято, ибо епископ представляется не знающим того, что очень большего количества местных святых нет в святцах. 431 В Вельском уезде, а кажется – и во всей Вологодской губернии, Прокопий Устьянский пользуется большою известностью потому, что мощи его слывут за совершенно целое тело. Но это не совсем так. Мощи свидетельствованы были три раза: в 1696-м, 1739-м и 1818-м году (в первые два раза епископами Архангельскими, которым принадлежала тогда местность). По последнему свидетельству 1818-го года, произведенному епископом Вологодским и предъявленному им в св. Синод, оказалось: «1) росту Прокопий Усьянский 2 аршина и 2 вершка, 2) на голове волосов и на правом виске тела на вершок в длину и ширину нет; правого уха половинная часть имеется, а левое почти все цело, поверхности носа, то есть хряща не оказалось; в правом глазе к носу скважина и нижней половины губы нет: 3) в правой руке от плеча к локтю сзади тела нет, а прочее и пальцы целы, также и на левой руке от локтя к кисти, в длину три вершка и в ширину один, тела не оказалось до самой кости, в прочем все цело; 4) от плеча на всей спине тела не имеется и видны ребра и становая кость, а спереди грудь и весь живот целы, исключая пуп, вместо которого имеется небольшое отверстие; 5) на правой ноге ладвеи и от оной до самой пяты сзади, а спереди вершка на три к стопе, тела и первых составов у пальцев не имеется, а на левой ноге, на левой стороне колена, на вершок вокруг и на половине подошвы к пальцам, тела и первых у оной составов, как и у правой, не оказалось», – у Верюжск. стр. 558, а все вообще у него о Прокопии стр. 546–568. Автор говорит о пении молебнов при мощах Прокопия в настоящее время. – стр. 567 fin.: если самому Прокопию, так это есть злоупотребление, ибо молебен можно петь только совершенному святому, из числа каковых ясно исключает Прокопия св. Синод в приведенном нами выше определении своем от 16-го Декабря 1801-го года.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

4. Строго учитывая психологию населения уезда, соотношение сил и периодические групповые и единичные выступления доморощенных реакционеров, исполком в данном случае действия свои пересматривал с присутствием членов губревисполкома и губкомпартии 10 января и еще раз нашел вполне справедливым. 5. Вытегорский уездный исполком, стоя на страже завоеваний и углубления Октябрьской революции, еще раз заявляет всем противникам советской власти, что как бы они ни старались спровоцировать налаживающееся социалистическое строительство, им не удастся. Председатель исполкома                              Мехлец Тишин Резолюция: В Комиссариат юстиции и внутренних] дел с пояснением, что никто из представителей советской власти по Конституции не имеет права запрещать отправлении церковных служб. Набатный звон запрещен, кроме пожаров, и, конечно, за этот проступок надо виновных предавать суду. В таком же духе ответить в решительной форме в г. Вытегру с указанием § Конституции. В. Б[онч]-Б[руевич] 1255 . ГА РФ. Ф. Р-130. Оп. З.Д. 214. Л. 23а об., 236. Подлинник. VI.41. Справка эксперта VIII отдела М.В. Галкина заведующему VIII отделом НКЮ РСФСР П.А. Красикову о вскрытии мощей в 1918 г. 1919 г. На основании имеющихся в VIII отделе сведений в 1918 году в пределах Советской России было произведено 58 вскрытий мощей, которые везде были произведены по почину самих же трудящихся масс. Первыми по времени (в ноябре года) были вскрыты мощи так называемого Александра Свирского в пределах Олонецкой губ. Мощи оказались восковой куклой. В 43 случаях были найдены полусгнившие, растирающиеся от времени в порошок кости, обложенные громадным количеством ваты; в 12 случаях были обнаружены мумифицированные трупы (в Новгороде, в Ярославле, во Владимире, в Донском монастыре и в Вологодской губ. – Прокопия Устьянского); в 1 случае – серебряная кукла – футляр, в который были заключены кусочки костей, залитых воском, вместо головы оказался восковой слепок (мощи Питирима Тамбовского); в 1 случае было не найдено ничего, хотя была тщательно осмотрена не только самая гробница, но и разрыта под нею земля на глубину 5 арш[ин] (мощи Макария Жабынского).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Попытки верующих и духовенства оказать сопротивление при изъятиях окончились, как отмечает Д.В. Поспеловский, «лишь новыми арестами, судами и высылками тысяч людей в лагеря и под надзор» 651 . Это, видимо, и было одной из целей новой власти. Однако старания верующих спасти святыни не всегда заканчивались неудачами. Известно, что верующие, «противясь вскрытию мощей, порой уносили их из церквей и прятали от представителей власти» 652 . Одним из известных подобных случаев является сокрытие главы преподобного Сергия Радонежского священником Павлом Флоренским и Ю.А. Олсуфьевым. Эти люди по личному благословению Святейшего Патриарха Тихона (по материалам игумена Андроника (Трубачёва)) взяли главу от тела преподобного уже после вскрытия, состоявшегося 11 декабря 1919 г., примерно «около 30 марта 1920 г...» 653 . По материалам Легченкова, это произошло «в самый последний момент перед вскрытием раки» 654 . Глава святого была подменена на череп князя Голицына, который был взят из захоронения в родовом склепе князей Голицыных, находившемся на территории лавры. Эту честную главу священник сначала «прятал дома в подставке под цветочные горшки, потом в саду в земле. Когда опасность миновала (в 1946), святыня была положена на своё исконное место» 655 . В некоторых случаях получалось отстоять святыни. Так, при вскрытии мощей праведника Прокопия Устьянского 7 марта 1919 г. по инициативе уездных властей под серебряной крышкой раки с надписью: «Радуйся, Прокопий, Устьянский Чудотворец» – сняли покрова, присутствующие увидели прекрасно сохранившиеся «мумифицированные» останки чтимого святого. Три недели спустя Вельский исполком постановил увезти мощи Прокопия в Вологду. Однако, как докладывал отдел юстиции Вологодского губисполкома ликвидационному отделу Наркомюста, «при исполнении этого постановления населением было оказано сопротивление, выразившееся в избиении коммунистов, в самочинном выпуске арестованных и в разнообразных угрозах Волостному исполкому» 656 . В результате к бунтовавшим послали усмиривший их военный отряд, но мощи оставили на месте.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Блаженные Прокопий и Иоанн Устюжские. Роспись Благовещенского собора в Сольвычегодске. 1600 г. Блаженные Прокопий и Иоанн Устюжские. Роспись Благовещенского собора в Сольвычегодске. 1600 г. К подобным описаниям близки изображения И. в рубахе, к-рая скрывает почти всю фигуру, оставляя обнаженными лишь ноги ниже коленей; в основном они относятся ко 2-й пол. XVII-XIX в., что совпадает с общими тенденциями развития иконографии рус. юродивых (отказ от демонстрирования наготы). Однако подобные памятники, очевидно, создавались и в более раннее время (ср. образы блаженных Прокопия и И. в росписи Благовещенского собора в Сольвычегодске 1600 г., под поздней записью, и икону И. 2-й четв.- сер. XVII в. из ГИМ - Торжество Православия: Выставка в филиале ГИМ «Новодевичий монастырь», 15 мая - 31 дек. 2009 г. М., 2009. С. 16-17). В ряде произведений сер. XVII-XVIII в. при сохранении рубища, обнажающего плечо, оно уподобляется рубахе, скрывает почти всю фигуру святого или образует подобие складок, свисающих над поясом (ср.: Сорокатый. 2003. Ил. 37, 38, 40, 41). Такого рода детали наряду с преимущественно белым цветом одежд, чертами лика и короткими волосами сближают иконографию И. с оформившейся в XVII в. иконографией сев. святых близкой типологии - праведных Артемия Веркольского и Прокопия Устьянского, а также с отдельными поздними изображениями прп. Иакова Боровичского, к-рого в иконописных подлинниках обычно сравнивают с И. У В. Д. Фартусова И. описывается как юродивый «русского типа, молод, с пробивающеюся бородой и усами; волосы на голове длинны; одет в одно рубище, или худую, убогую, немытую рубаху; босой»; на свитке святого рекомендуется писать его слова, заимствованные из жития: «Писание глаголет: да никтоже хвалится в человецех, и [иже] без греха есть, токмо Един Бог. И паки: брашно и житие [питие] не поставит нас пред Богом. И паки: не питаем тела своего, да не сопостат нам будет» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 297). Отразившийся в этом тексте отличный от древней иконографической традиции образ И. помещен, напр., на обложке одного из поздних изданий Жития святого (Жизнь блж. Иоанна Христа ради юродивого, Устюжского чудотворца: (Составлено по Четьи-Минеи). М., 1903): И., который, возлежа на ложе, предсказывает слуге устюжского наместника кн. Федора Красного исцеление жены последнего кнг. Марии, представлен в виде средовека с длинными волосами и бородой. Между тем тип И.-юноши или даже отрока в белом одеянии, сходный с позднейшими изображениями прав. Прокопия Устьянского (см.: Кольцова. 2009. С. 148-149), существовал в иконописи до нач. XX в. (ср. икону 1900 г. в ц. свт. Стефана Пермского в Вел. Устюге).

http://pravenc.ru/text/469408.html

Блж. Кирилл Вельский. Роспись ц. Успения Богородицы в Архангельске. 2010 г. Иконописцы С. Егоров и И. Лапин Блж. Кирилл Вельский. Роспись ц. Успения Богородицы в Архангельске. 2010 г. Иконописцы С. Егоров и И. Лапин Три иконы К. кон. XIX - нач. ХХ в. пядничного размера схожи между собой. Более ранним можно считать образ, хранившийся в напольном киоте в сев. приделе преподобных Кирилла Белозерского и Симеона Столпника ц. Успения Богородицы в Вельске (1795). Икона была похищена из храма, но остались ее фотографии и описания (45×35 см; Архив АМИИ. Ф. 3-Н. Д. 410. Опись и альбом фотографий Успенской ц. г. Вельска. 1987 г.). Она была исполнена мастером из Поважья в масляной технике и покрыта серебряным позолоченным окладом-рамой, декорированным цветными эмалями, к-рый был изготовлен в одной из мастерских Центр. России. Святой написан юношей с разделенными на прямой пробор волосами; на нем штаны и белая рубаха с отложным воротником. К. в молении обращается к Иисусу Христу в облаках в левом верхнем углу средника. Пейзаж примечателен точными географическими мотивами: К. стоит на мысу при впадении р. Вель в Вагу, что является напоминанием об указанном в Житии месте захоронения; пологие берега соответствуют реальному пейзажу. Блаженный изображен скорее мальчиком, а не молодым человеком, как описано в Житии. Этот образ очень похож на иконы прав. Прокопия Устьянского, созданные на рубеже XIX и ХХ вв. Поскольку регионы почитания святых соседствуют (до 1929 оба входили в состав Вельского у.) и события обретения мощей прав. Прокопия и К. имеют много общего, то в крестьянском сознании могли объединиться традиции изображения этих святых. Местные иконописцы, работая над образом К. в кон. XIX - нач. ХХ в., ориентировались на иконографию прав. Прокопия, к-рая к тому времени была более устоявшейся и разнообразной. Вторая икона К. (нач. ХХ в.) описанного извода хранится в приделе во имя К. и прп. Кирилла Белозерского ц. Успения Пресв. Богородицы в Вельске (27×22 см). Еще один образ того же времени находится в собрании Вельского краеведческого музея (27×24,3 см). Не исключено, что какая-то из этих икон была написана Куклиным.

http://pravenc.ru/text/1840305.html

Архиеп. сщмч. Александр (Трапицын). Фотография. Кон. 20-х гг. ХХ в. Архиеп. сщмч. Александр (Трапицын). Фотография. Кон. 20-х гг. ХХ в. В 1919 г. развернулась кампания по вскрытию мощей , натолкнувшаяся на сопротивление верующих. В апр. при исполнении постановления Вельского исполкома увезти вскрытые 7 марта мощи прп. Прокопия Устьянского в Вологду «населением было оказано сопротивление, выразившееся в избиении коммунистов», св. мощи были оставлены на месте. 15 июня произошел конфликт верующих с властями в Новоезерском Воскресенском мон-ре. В мае 1920 г. собрание правосл. приходов добилось от властей разрешения поместить мощи прп. Феодосия Тотемского, вынесенные из Спасо-Суморина мон-ря, в одном из городских храмов. В 1921-1922 гг. вологодское духовенство активно включилось в сбор средств в пользу голодающих в Поволжье. В 1921 г. проходили сборы в храмах, в февр. 1922 г. состоялись 2 духовных концерта в пользу голодающих. Однако это не помешало властям провести в губернии массовое изъятие церковных ценностей . Из храмов Вологды с 17 марта по 1 июня 1922 г. было изъято 3 фунта 85 золотников 42 доли золота, 110 пудов 4 фунта 91 золотник 27 долей серебра, 2 фунта жемчуга россыпью, 1 пуд 2 золотника 10 долей жемчуга в шитье, 5269 драгоценных камней, из них 1165 бриллиантов, 586 алмазов, 363 рубина. Из храмов Вологодской губ. было изъято 4 фунта 42 золотника золота, 393 пуда 20 фунтов серебра, 5 фунтов 86 золотников серебра с жемчугом, 5003 драгоценных камня, 4 фунта 21 золотник жемчуга, 29 фунтов 10 золотников жемчуга в шитье. В 1922-1924 гг. в Вологде прошли неск. судов по обвинению клириков В. е. и мирян - членов приходских советов в сокрытии церковных ценностей: в апр. 1922 г. состоялся судебный процесс над настоятелем Никольской Глинковской ц. прот. Симеоном Видякиным и членами приходской общины; в мае того же года на особой сессии Вологодского совнарсуда слушалось дело по обвинению настоятеля кафедрального собора прот. Феодора Казанского и членов приходского совета в сокрытии книг по описи драгоценностей кафедрального собора; последний процесс подобного рода прошел 23 янв. 1924 г., когда на заседании судебной коллегии уголовного отдела Вологодского губ. суда рассматривалось дело по обвинению свящ. Богородской Нижнедольской ц. Александра Дмитриевского.

http://pravenc.ru/text/155162.html

372 Ркп. житие пр. Трифона, писанное вятчанином, в б. моск. дух. акад. и у Царского 136. Первая половина его, где вятчанин писал по слухам и рассказам, иногда легковерным, требует особенной осмотрительности и поверки. Повествователь не заметил странности, что у него Трифон в молодых летах, 20 лет и около того, то и дело творит чудеса, а Трифон старец подвижник не совершил почти ничего чудесного. Жизнь духовная – не так идет. 374 Пыскорский монастырь основался в 1558–1560 г. (Ист. иер. 2, 604. 605. Дополн. к ист. акт. 2, 110. Пермские губерн. ведом. 1857 г. 23. 24. Горохом Орлец или Орлов на Каме построен в 1564 г. Царская грамота о его построении в доп. к ист. ак. 1. 117. 379 Грамота п. Иова от 4 января 1599 г. о построении богоявленского монастыря в Слободском, изд. а э. 1. 11. Здесь Трифон называется архимандритом и настоятелем Вятского монастыря.» По этому видно, что Иона оставлен был блаж. Трифоном в виде казначея монастыря и что он после 1599 г. выхлопотал себе и звание настоятеля. 385 Нафанаила опис. Тотемского мон. стр 45. Μ. 1850 г. О пр. Вассиане см. 12 сент., о св. Максиме – 16 янв. В ркп. святцах: «св. праведный Прокопий устьянский, чудотворец, иже на Ваге, обретены быша мощи его в л. 7200 (1692)». По записке о вологодских святых мощи Прокопия открыто почивают а устьянской церкви вельского у., и были свидетельствованы в 1696 и 1739 г. холмогорскими преосвященными, – местная память его 8 июля. Вологод. епарх ведом. 1864 г. стр. 16. 17. 386 Опис. лавры стр. 110. 290. В ркп. святцах, «пр. отцы Феофан и Пимен постники». У Кальнофойского «св. отец Феофан постник». 390 Ист. иер. 3, 701. 702. – В синод. ркп. 17 в 610, кроме службы одному пр. Дионисию, общая служба Дионисию и Амфилохию. Буслаева словес. и искус. 2, 351. 391 Ркп. житие Дионисия; ист. иер 5. 38. По ркп. святцам Макарий преставился 13 мая. – В святцах устава 16 в. (Толстого 1, 100) под 13 мая «преп. Макарий глушицкий». 393 Карамз. 2. пр. 211. О жене и детях сам он у Симона: «си вся Христа ради оставих, и жену и дети, и дом и власть». Всеволод взял дочь его за себя в 1123 г. (Собр. л. 3:5) и след. после удаления его в монастырь. По синодикам супруга его – к. Анна.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Вельска к мощам праведного Прокопия, четырнадцатилетняя дочь дворянского заседателя Ивана Болтыненского Александра, по ее желанию и просьбе ее матери. Она была столько нездорова глазами, что «ниже зреть могла на свет, беспрестанное имела течение слез и ходила всегда с завязанными глазами, претерпевая несносную боль. В пути же к мощам почувствовала толикое облегчение, что хотела вовсе отложить завязку; но что она Тройницкая ей того не позволила в рассуждении зимнего времени. А по прибытии в Верюжскую Введенскую церковь и по отправлении молебствия, когда приложилась к мощам, то получила полное исцеление, и вышла из церкви совершенно здоровою». По свидетельству мощей 1818 года, 1 августа оказалось: 1) Гробница, в которой почивают мощи Прокопия Усьянского, деревянная, обита внутри трипом голубого цвета. 2) Росту Прокопий Устьянский 2 аршина и 2 вершка. 3) На голове волосов, а на правом виске тела на вершок в длину и ширину нет. Правого уха половинная часть имеется, а левое почти все цело, поверхности носа, то есть хряща, не оказалось. В правом глазе к носу скважина и нижней половины губы нет. 4) В правой руке от плеча к локтю сзади тела нет, а прочее и пальцы целы, также и на левой руке от локтя к кисти в длину три вершка, и в ширину один тела не оказалось, до самой кости, в прочем же вся цела. 5) От плеча на всей спине тела не имеется и видны ребра и становая кость, а спереди грудь и весь живот целы, исключая пуп, вместо которого имеется небольшое отверстие. 6) На правой ноге лядвеи, и от оной до самой пяты сзади, а спереди вершка на три к стопе тела и первых составов у пальцев не имеется, а на левой ноге, на левой стороне колена кожи в вершек вокруг и на половине подошвы к пальцам тела и первых у оной составов, как и у правой, не оказалось. 7) Рубашки холщевой, в коей мощи обретены, только верхняя, да сзади на шее малая часть к плечам, да и та местами подрана, а местами приметно стрижена, однако довольно крепка. Также и тело в некоторых местах весьма приметно, что отрезывано.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Несколько изб казаков и купеческих домов, несколько юрт якутов и небольшая церковь разбросаны в беспорядке по холму и почти до крыш занесены снегом. Только дымки, вьющиеся из труб избушек, да снопы искр, вылетающие из юрт, где топятся чувалы (камины), и облепленная снегом колокольня выдают зимой жилье человека, немаловажное для всего севера Приянского края, несмотря на свои малые размеры. К северу, востоку и западу расстилается бесконечная ровная тундра, зимой – белая равнина, покрытая застругами, то есть плоскими твердыми сугробами, созданными и уплотненными свирепыми пургами, разгуливающими на просторе. На юге чернеет полоса чахлого, редкого леса, а на горизонте в ясные дни видны округленные высоты хребта Кулар, которые как бы отрезают янское устье от остального мира. За две недели были закончены все приготовления. И в половине марта, когда день уже продолжался часов одиннадцать, экспедиция тронулась в путь. Путешественников с их тремя нартами до Новосибирских островов сопровождали еще пять нарт с каюрами (вожаками), которые везли запас корма для собак, провизии и всякого снаряжения для людей, назначенного для склада на островах и для прокормления всех по дороге туда. Путь шел на северо-восток по одному из рукавов янской дельты, мимо брошенного поселения Устьянск, оставленного людьми из-за частых наводнений. Теперь это селение исчезло бесследно. В два дня благодаря ровной дороге дошли до устья. Низменная равнина незаметно переходила в поверхность моря, такую же белую и ровную. Но вблизи и вдали над ней плоскими буграми поднимались острова, а справа – мысы выдвигавшегося далеко на север берега материка. В этом направлении держали путь, пересекая бухты и стараясь хоть через день ночевать у берега, чтобы иметь топливо из плавника – деревьев, принесенных Яной с юга и выброшенных морем. Так миновали остров Ярок, мыс Манико с одинокой юртой, широкий Селяхский залив, мыс Туруктак, Ванькин мыс, мыс Дарычан. Отсюда до мыса Чуркина шли вдоль берега, затем пересекли Абеляхский залив и остановились в Гороховом стане, на южной стороне длинного мыса Святой Нос, которым кончается материк.

http://azbyka.ru/fiction/zemlja-sannikov...

19) Переезд из Аяна в Америку может быть только в одно время года. именно с июля до половины сентября и не иначе, как только на судах Российско-Американской Компании, на особых условиях. 20) На трактах: Жиганском, Устьянском, Ожогинском, Момском и Оймеконском нет никаких станций, здесь даже и казенные бумаги пересылаются с частной оказией. А потому едущим в те места и обратно надобно прибегать к тем же средствам, какие употребляются на переезд в Колыму и обратно см. (17). 21) Как ни трудно переносить сорокаградусные морозы и как ни страшно проводить холодные ночи под открытом небом в странах полярных, но по уверению всех путешествовавших для переездов из Якутска в Колыму, Устьянск и Ожогинское и проч. зимний путь считается удобнейшим; потому что тогда не могут препятствовать реки, болота и озера, и провизия не может подвергаться порче, но за то для путешествия в зимнее время требуют лишние расходы на одежду и постель; а чтобы завести одежду и постель, самые простые, потребно на каждого человека не менее 25 руб. серебр. и для перевозки последней лишняя лошадь. 22) Все товары и припасы, коими снабжается Камчатская епархия идут или из Якутска, или из портов. И потому, выключая только Американских колоний, чем далее жители от Якутска или портов, тем вещи дороже, реже и скуднее, да и в самых портах так же, и в Якутске, вещи и припасы гораздо дороже, чем в Российских епархиях, ибо привозятся из далека, а. главное в Камчатской епархии хлеба родится очень мало, и то в немногих местах. б) Сведения, касающиеся собственно Якутской области 23) Округи, составляющие Якутскую область, по числу жителей весьма неравны. В Якутском округе находится 122 1 / 2 тысячи; в Вилюйском до 58000, в Олекминском до 12000 в Верхоянском до 14000, в Охотском до 5000, а в Колымском – самом отдаленнейшем не более 6500, считая тут и крещенных Чукоч, не вошедших в гражданские списки. 24) Народы, населяющие Якутскую область, суть, кроме Русских: Якуты, Тунгусы, Ламуты, Чуванцы, Юкагиры и Чукчи. Все сии народы, последних, давно уже просвещены святым крещением, да и из самых Чукоч в последнее время окрещено более 1000 человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010