Господь сказал: им же судом судите, судят вам ( Мф.7: 2 ). Как же мы судим? Например, один сделал нечто хорошее, а другой говорит: «Какая глупость сделана!» Приятно ли такое суждение делателю? Но пусть еще так говорит брат о делах брата, а что было бы, если б раб о делах царя стал судить так? Разумеется, тогда под суд его, в тюрьму, в каторжную работу. Владыка же твари неужели не взыщет с того, кто поносит дело рук Его и притом, созданное по образу и по подобию Его? Не напрасно говорит Писание: ругаяйся человеку, раздражает сотворшаго его ( Прит.17:5 ). Не тебе уничижиша, но Мне ( 1Цар.8:7 ), – сказал Господь Самуилу, когда евреи не захотели, чтобы пророк Божий был над ними судьею, и просили себе царя. Не человека, а Бога унижает и тот из нас, кто презирает раба Божия. Истинно говорю вам, Господь скажет таким на суде, – поскольку вы сделали сие одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне ( Мф.25:40 ). Если таков суд Его – отыдите от Мене проклятии в огнь вечный ( Мф.25:41 ) – будет тем, кто не служит Ему в лице меньших братьев Его, то чего ожидать тому, кто не только не послужил, но и обесчестил, всячески обругал не одного, а многих братьев Христовых? Потому горе должно быть всякому из нас, кто сохраняет, как сказано в Писании, гнев в сердце и над человеком подобным себе не имеет милости ( Прит.28:4 ). Ты, Бог , не любящий беззакония, – взывал пред Господом пророк Давид, – у Тебя не водворится злой ( Пс.5:5 ). Хотя нечестивый ныне в дерзости своей пренебрегает словами Господа: не взыщет, – так судит он в сердце своем, – не поступит так, как определил в Своем законе; иже речет брату «безумный», подлежит геенне огненной; по множеству гнева своего не взыщет, и от того уста его, – говорит пророк Давид, – полны злословия ( Пс.9:25, 28 ). Однако ж не наугад же он сказал пред Господом: найдет рука Твоя всех врагов Твоих; найдет десница Твоя всех, ненавидящих Тебя; во время негодования Твоего, Ты сделаешь их как пещь огненную ( Пс.20:9, 10 ). Не должно сомневаться, что врагами Божьими здесь пророк называет не тех только, о которых Сам Господь сказал: и возненавидеша Мене и Отца Моего ( Ин.15:24 ), но равно и тех, к кому относится слово Господне: не любящий Меня слов Моих не соблюдает ( Ин.14:24 ). Ибо грядет, – сказано еще в Писании, – гнев Божий на всех сынов противления ( Кол.3:6 ); как изгарь отметает Господь от Себя всех, отступающих от уставов Его (Ср. Пс.118:119 ). Уразумейте же сие, – еще говорит нам Господь Спаситель наш, – иначе Я похищу, и никто не избавит ( Пс. 49:22 ). О, если бы мы могли хотя несколько уразуметь ныне то, что служит к нашему спасению! Но сие сокрыто от тех, кои не хотят смотреть на свет истины, отражающийся через откровения Господни.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Для пояснения истины приведем еще на память слова апостола Павла: будет время, егда люди здравого учения не послушают, и от истины слух отвратят ( 2Тим.4:3–4 ). Они никакой пользы не увидят в здравом учении, хотя оно и полезно, как сказано, к обличению и вразумлению ( 2Тим.3:16 ). Но обличение нечестивому есть раны ему ( Прит.9:7 ), как сказано, потому он и отвращает слух свой от истины и остается с помраченным смыслом. В этом мраке духовном кажется ему быть лучше, чем просвещаться учением Господним. И вот сидят все разумные в стране и сени смертной ( Мф.4:16 ), – ибо приготовлен им мрак вечной тьмы, в котором и соблюдаются они на день суда и погибели! И что еще печальнее всего? – Не просвещай помраченным, – говорит Писание, – не обличай нечестивым, да не возненавидят тебя ( Прит.9:8 ). Пусть так они и остаются во тьме! При таком откровении, как не возблагодарить призвавшего нас из тьмы в чудный Свой свет! Послушаем еще, что говорят возлюбившие более тьму, нежели свет. Слышен их говор: «что хорошего читать книги? и без того можно жить; а кто и читает, не лучше делает других». Или еще: «что пользы в том, если и читаешь, да не исполняешь?» Что на это сказать? тем более, что Господь говорит: раб, ведый волю господина своего и не сотворивый, биен будет много ( Лк.12:47 ). Это так; но из этого не следует заключить, что если кто не хочет и знать воли Господней, тот не будет бит много. Кто не хочет даже и знать воли Божией, то это служит признаком или высшего неразумия, или высшего ожесточения против Бога; а потому и большего осуждения он будет достоин, нежели тот, кто знает, но по немощи или иной причине не исполняет ее. Только те законопреступники достойны будут некоторого облегчения, которые, если бы могли услышать вразумление, то во вретище и пепле покаялись бы ( Мф.11:21 ), как Господь свидетельствовал о содомлянах. Какая же, – скажешь, – быть может, польза от того, что слушать учение будешь, а исполнять не можешь? Немалая польза и может быть от одного слушания слов Господних, или того Писания, которое боговдохновенно и полезно есть, как сказано, для научения и наставления в праведности ( 2Тим.3:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Закрыть Царский путь Приветственное слово почетного Председателя Собора православной интеллигенции участникам конференции «Идея монархии в православно-русской цивилизации. Прошлое и настоящее» (Санкт-Петербург, 30 марта 2013) 31.03.2013 456 Время на чтение 3 минуты Дорогие братья и сестры! В 2013 году весь мир отмечает 400-летие со дня коронования «первого» царя из Дома Романовых, юного боярина Михаила Федоровича, родоначальника той царственной династии, которая принесла столько славы и блага нашему Отечеству. В связи с этим юбилеем внимание многих современных русских и зарубежных историков, политологов, искусствоведов, писателей обращено не только к знаменитому роду, но и ко всей истории России, которая, конечно же, не умещается ни в совокупность частных мнений, ни в рамки западноевропейских мифов, ни в марксистско-ленинскую доктрину. Да и мнения о династии имеют сегодня разброс диаметрально противоположный. Одни считают всех русских царей святыми, другие видят в истории царствования только отрицательные стороны. Понятно, что историческое исследование, как любая наука, должно иметь свой инструментарий, критерии оценок, свою терминологию. Исследование истории любого Царствования следует начинать с осмысления понятия «власть», точнее с происхождения понятия «царская власть». А происхождение это является, бесспорно, божественным. Много сказано о царской власти в Священном Писании: « Всякая душа да будет покорна властям, ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены » (Рим. 13:1), « Мною цари царствуют, и повелители узаконивают правду » (Прит. Сол. 8: 15), « Слушайте цари и разумейте... От Господа дана вам держава и сила от Вышнего » (Прит. Сол. 6: 1, 3), « Отдавайте Кесарево Кесарю, а Божие Богу » (Мк. 12:17), « Бога бойтесь, Царя чтите » (1 Петр. 2:17). Русский народ всегда благоговел перед своими царями, относился к ним с почтением, приветствовал наследников, потому что видел в царской власти залог своего благоденствия, своего счастья, так как знал, что она осенена Божией волей, Божиим Промыслом. Русский народ веровал в то, что ничего не бывает без Промысла Божия. Как говорит преподобный авва Дорофей, «а в чем Божий Промысел, то вполне хорошо и служит к пользе души, ибо все, что делает с нами Бог, делает Он для нашей пользы, любя и милуя нас». Промыслом Божиим объясняется и принцип избранности. Избранничество, выражающееся в особой близости Божией, налагает на человека и особую ответственность за сохранение этой близости. Избранничество выражается в первую очередь в стяжании добродетелей. А «добродетели суть середина, тот царский путь, о котором один святой сказал: ходите путем царским и считайте поприща».

http://ruskline.ru/analitika/2013/04/01/...

Имеешь ли ты дочерей, соблюди чистоту их тела, и не показывай им лица веселого (7:26). Если у тебя сыновья, старайся воспитать их хорошо, и из детства преклоняй выю их (7:25). Любящий сына своего, часто наказывает его, дабы он выросши мог быть ему в радость (30:1). Неукрощенный конь бывает свиреп; а сын самовольный дерзок будет (8). Не смейся с ним, дабы после не плакать от него (10). Наклоняй выю его, пока он молод; нагибай спину его, пока он мал, дабы он не сделался жестким и непокорным (12). Сын мой, не обязывайся множеством дел; ибо приняв на себя многое, не будешь без вины. Если погонишься за всем, не успеешь всего обнять; если и побежишь вперед, не выбьешься (11:10). Имя доброе лучше, нежели богатство великое; и благоприятство лучше серебра и золота ( Прит.22:1 ). Приглашай к столу своему людей честных. Много имей приятелей, живущих с тобою в мире: но советника одного выбирай из тысяч. ( Сир.9:22, 6:6 ). Если ты хочешь иметь друга, испытай его прежде, и не тотчас вверяйся ему; ибо есть друзья, которые только во время для них нужное будут обращаться с тобою, а во время скорби оставят тебя. Есть друзья, переменяющиеся во врагов, которые, поссорившись с тобою, из ненависти, откроют такие вещи, кои не принесут тебе чести. Есть друзья, которые любят только стол твой, а во время скорби твоей не останутся с тобою (7–10). Друг верный – кров крепок; кто нашел его, нашел сокровище. Другу верному цены нет; и доброта его верности перетянет золото и серебро (14:15). Не оставляй друга старого; ибо новой друг не сравняется с ним (9:12). Не говори другу: поди теперь и приходи после, завтра я дам тебе нужное, ежели можешь дать сейчас ( Прит.3:28 ). Охотно теряй серебро твое для брата и друга, и не дай оному заржаветь под камнем тебе на погибель ( Сир.29:13 ). Не покидай друга за то, что он медлит отдавать тебе деньги, и не презирай любезного брата ради золота (7:20) (По Вульгате). Не разглашай худого ни о друге, ни о враге твоем; и не открывай оного, ежели не будет в том греха.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

«Кто же это, – говорили между собою ученики, – что и ветер и море повинуются Ему?» Кто же это мог быть, как не Сам Господь? . Васан и Кармил (4), наряду с Ливаном, – это были районы Палестины, наиболее богатые лесами. Ливан славился своими громадными вековыми кедрами. Но перед Господом блекнет цвет на Ливане. Неподвижные древние горы трясутся пред Ним (5). Это означает, что горы дрожат не только от подземных колебаний, но и от страха (ср.: Иез. 12:18 ). Земля колеблется перед Ним, и вселенная и все живущие в ней. Вероятно, Наум имел в виду последствия бурь и наводнений, которые он видел своими глазами и о которых слышал. 7–8 Здесь перед нами, как и в ст. За, уравновешивающее замечание о доброте Бога и – стремительное возвращение к основной теме. Благ Господь – убежище в день скорби – и знает надеющихся на Него. В Ветхом Завете довольно часто глагол «знать» означает не просто осведомленность, а заинтересованность и заботу (напр.: Исх. 33:12 ; Пс. 102:13–14 ). В NIVb ст. 8 вставлено слово Ниневия (а также в 1:11,14; 2:1). Сам пророк не упоминал название города вплоть до 2:8, вероятно, для того чтобы создать напряжение и вызвать вопросы у своих слушателей, а также для большего эффекта в момент произнесения этого названия. 1:9–15 Весть о наказании Ассирии и спасении Иудеи 1:9–11 Наказание злоумышленников 9 Здесь перед нами как бы новое начало. Подробно остановившись на преимуществах согласия с Богом и опасностях противостояния Ему, Наум обращается к врагам: «Что умышляете вы против Господа? Он совершит истребление, и бедствие уже не повторится». Заметьте, что тем, кто слышал это впервые, было нелегко сообразить, к кому обращается Наум. Ниневия еще не упоминалась (до 2:8), а непосредственное обращение к Иудее появится только в ст. 15. 10 Этот стих очень труден для перевода. Перед нами три различных образа бедствия: сплетшиеся… как терновник и неспособные пошевелиться; упившиеся как пьяницы и неспособные контролировать и защищать себя (ср.: Пс. 106:27 ; Прит. 23:29–35 ; Ис. 29:9 ); они пожраны будут [сгорят]… как сухая солома. Возможен другой перевод: «Хотя они и уподобятся сплетшемуся терновнику и промокнут от вина, они пожраны будут совершенно, как сухая солома». Другими словами, несмотря на то что они кажутся мокрыми и несгораемыми, они непременно вспыхнут от пламени Господа. 11 Считается, что здесь идет речь о Синахерибе, ассирийском царе, который восстал против Господа, разрушив 46 городов Иудеи и устроив осаду Иерусалима в 701 г. до н. э. 1:12–14 Противопоставление будущего Иудеи и Ассирии

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

1 . После перехода через Красное море и сокровенной великой тайны, после плясок и тимпанов, гимнов ликования сыны Израилевы приходят в Мерру. Но вода Мерры оказалась горькой, и люди не могли ее пить. Так почему же после стольких великих чудес народ Божий пришел к горьким водам и стал испытывать жажду? Сказано: «Пришли [израильтяне] в Мерру – и не могли пить воды в Мерре, ибо она была горька, почему и наречено тому месту имя: Мерра 7 » ( Исх.15:23 ). Но что написано дальше? «Моисей возопил к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою. Там Бог дал народу предписания и суды» ( Исх.15:25 ) 8 . Там, где была горечь, где была жажда и, что еще хуже, жажда при избытке воды, там «Бог дал народу предписания и суды» ( Исх.15:25 ). Разве не было другого, лучшего, более подходящего, более плодородного места, чем это место горечи? Кроме того, утверждение «Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою» очень странное. Зачем Бог показывает Моисею дерево, которое тот должен бросить в воду, чтобы она сделалась сладкой? Как будто Он не мог сделать воду сладкой без этого дерева. Или Моисей ничего не знал об этом дереве, и Богу пришлось показать его ему? Однако мы должны увидеть красоту скрытого смысла, содержащегося в этих словах. Я думаю, что закон, если исполнять его буквально, горек и сам есть Мерра. Разве не горько для мальчика получить рану обрезания на восьмой день и испытать на своей нежной плоти холод металла? Чаша такого закона очень горька, и до такой даже степени, что люди Божии – не те, которые «крестились в Моисея в облаке и в море» ( 1Кор.10:2 ), но те, кто крестился в воде и в Духе (ср. Ин.3:5 ) – не могут ее пить, ибо воистину не могут терпеть горечь обрезания и не способны выносить горечь жертвоприношений или соблюдения субботы. Но Бог показывает дерево, которое надлежит бросить в эту горечь, чтобы вода закона сделалась сладкой и они могли ее пить. Соломон научает нас, что это за дерево, на которое указал Господь, когда говорит, что премудрость – «древо жизни для тех, которые приобретают ее» ( Прит.3:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

    «Плотские помышления суть вражда против Бога» (Рим. 8:7).     «Грех Иуды написан железным резцом, алмазным острием начертан на скрижали сердца их и на рогах жертвенников их» (Иер. 17:1).     «Облечется проклятием, как ризою, войдет оно, как вода, во внутренность его и, как слей, в кости его» (Пс.108:18).     «Да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его. Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью» (Рим. 6:12, 14).     «Тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» (Рим. 8:20—21).     «Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы» (1Кор.15:33). Малая закваска заквашивает все тесто» (Гал.5:9). Часть IV. Возрасты естественного человека...    Человек естественный, или внешний, по причине непрерывно действующей в нем плотской силы и бессилия духовного, нисходит во глубину зол (Прит.18:3) по степеням, или возрастам. Это явствует из постепенного его преуспеяния во зле, по слову апостола (2Тим.3:13); из постепенности наказаний, ему предназначаемых; из преемственности и постепенности всех вещей. Ибо все в мире, как удостоверяет опыт, растет; одни вещи видимым образом продолжают, а другие оканчивают свое бытие; посему и зло, в вещах и существах заключающееся, не может оставаться в одной и той же степени. Объяснение возрастов естественного человека    Объяснение возрастов, или степеней плотской силы мы встречаем в разных местах Св. Писания, как например: нечестивый «зачинает неправду, носит в себе болезнь и рождает беззаконие» (Пс.7:15), «беззаконие замышляет на ложе своем, становится на недобрый путь, не гнушается злом» (Пс.35:5), «ходит на совет нечестивых, останавливается на пути грешных и сидит в собрании развратителей» (Пс.1:1), как должно заключить по свойству противоположности состояний нечестивого и благочестивого человека. Сила плоти непрестанно растет, если нет к тому препятствий, а потому имеет почти бесчисленные возрасты. Но мы, чтобы сказать о сем предмете определеннее, рассмотрим здесь прежде всего три ее возраста, а именно: младенческий, юношеский, мужеский.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Не напрасно же Господь назвал ведения Божией истины сокровищем, скрытым в поле, о котором когда узнает человек, то от радости о нем, идет и продает все, что имеет, и покупает поле то ( Мф.13:44 ). Такой человек говорит: все почитаю тщетным ради превосходства познания Христа Иисуса Господа моего. Для Него я от всего отказался и все почитаю за сор, чтобы приобресть Христа ( Фил.3:8 ). Блажен тот человек которого просвещает свет Христов: он познает Господа Иисуса как истинного Бога Спасителя своего и, – чуждый всех земных печалей, – радуется о Нем радостию неизглаголанною и преславною ( 1Пет.1:8 ). Люди более возлюбили тьму, нежели свет ( Ин.3:19 ). Знаешь Священные писания, – писал апостол Павел Тимофею, – которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно; ибо, так поступая, и сам спасешься, и послушающии тебя ( 2Тим.3:15 ; 1Тим.4:16 ). Так и пророк Давид поступал: зри, как я люблю повеления Твои ( Пс.118:159 ), – взывал он пред Богом – очи мои предваряют утреннюю стражу, чтобы мне углубляться в слово Твое ( Пс.118:148 ). Так поступать надлежит всякому, кто хочет прийти в разум истины и спастись. «Но я человек темный, – говорит тот, кто еще не в разуме, – читать я не умею». И тебе подает совет Писание богодухновенное, оно говорит: аще узриши разумна, утренюй к нему и ступени дверей его да трет нога твоя. Аще возлюбиши слушати, приимеши ведение и премудр будеши а иже ходит с премудростию, спасется ( Сир.6:34, 35 ; Прит.28:26 ). Но так как премудрость, по слову истины, не многим есть явна ( Сир.6:23 ); ибо она в злохудожную душу не входит, (в душу, помышляющую о земном), – то потому и говорит еще Писание: советницы же твои да будут един от тысящ ( Сир.6:6 ). Чтобы не сбылось над тобою слово: слепец слепца ведет, – оба в яму падут, чтобы этого не случилось и с тобою, нужно быть весьма осторожным в выборе руководителя ко спасению. Василий Великий говорит, чтобы «в собственных делах имел он свидетельство любви к Богу, был сведущ в Божественном Писании, не сребролюбив, не озабочен многим, безмолвен, силен в назидании сближающихся с ним». А таковым быть может разве только тот, кто любит закон Господень; ибо только один – бойся Бога, как сказано, и держайся закона Его, постигнет премудрость ( Сир.15:1 ). Таков и был Давид, который пред Богом говорил: трепещет от страха Твоего плоть моя; судов Твоих я боюсь ( Пс.118:120 ). Мудр ли кто и разумен из вас, – говорит апостол Иаков, – докажи это на самом деле добрым поведением, с мудрою кротостью ( Иак.3:13 ). По его замечанию, такой должен быть чист жизнью, мирен со всеми, скромен, покорен всякому человеку, исполнен милосердия ко всем людям, беспристрастен ко всему земному (Ср. Иак.3:17 ). А таких мало, особенно в наше время.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Не питаешь ли подозрительности к ближним, считая их недостойными твоей любви и " предполагая в них способность вредить тебе? «В братолюбии изнемогаешь ты от того, что принимаешь помыслы подозрения на ближнего и веришь своему сердцу. Это случается с тобой и потому, что не хочешь ничего потерпеть против твоей воли. Итак, прежде всего должен ты, с помощью Божией, отнюдь не веровать своим мнениям. Исцели, Господи, душу нашу от всякого недуга, да будет способна к служению Тебе и здесь и там!» 174 170. Беседа о пророке Илии. 171 . Слово о любви к бедным. 172. Из писем свт. Феофана Затворника. Душеполезное чтение. 1894. Т. I. 173 . Святой праведный Иоанн Кронштадский. Моя жизнь во Христе. Т. I. 174. Авва Дорофей.  Шестая заповедь блаженства Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5, 8). держал ли в сердце своем ненависти к кому-нибудь? Не завидовал ли богатству, красоте, успехам ближних? Не услаждался ли в сердце какими-либо нечистыми пожеланиями? Не останавливался ли мыслью на каких-либо постыдных предметах? Заботился ли о чистоте твоего сердца? Помни, что худые желания и помышления делают душу нечистой пред Богом, Который, как Всеведущий знает все. Мерзость пред Господом — помышления злых (Прит. 15, 26). Господь Иисус Христос сказал: Царствие Божие внутри вас (Лк. 17, 21). И для спасения нашего недостаточно исправления одного внешнего поведения, а необходимо очищение сердца. Только чистые сердцем Бога узрят (Мф. 5, 8), и в небесный Иерусалим не войдет ничего нечистого (Апок. 21, 27). Итак,— говорит апостол,— имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием (2 Кор. 7, 1). Худые помышления и желания запрещаются потому, что от них, как от семени, рождаются дела греховные. Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления (Мф. 15, 19). Поэтому бойся греха похотей, и если возникают, то тотчас, в самом начале, подавляй их. Вот главные средства к обретению чистоты сердца:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2327...

Помощник Поликарпа, солдат Авдей, был противоположного характера. Он был горяч, вспыльчив и страстно предан штунде, которой научился в бытность свою на юге России, в Николаеве. Разумностью Авдей не отличался. За то он мог с силой выкрикивать разные возражения против Православной Церкви, – чем и покорял сердца своих неразборчивых «братьев». Подойдя к столу, сектанты поклонились нам и стали вынимать из карманов маленькие евангельца. Народ притих. О. Герасим пригласили всех пропеть «Царю небесный». Пели и сектанты. Потом он объявил, что беседа будет о крещении младенцев. Просили православных слушать внимательней, а сектантов умоляли быть кроткими, терпеливыми и беспристрастными , – без чего нельзя рассуждать о предметах веры ( 1Петр.3:15 ; ср.: 2Тим. 2:24–25 ). Беседу начал я речью о всеобщей греховности людей пред Богом. Дорогие братья! – сказал я. Бывают минуты, когда страсти плотские утихают в нас и голос совести раздается особенно громко в душах наших. Что мы тогда чувствуем? Не поражает ли сердце наше скорбь о своей нечистоте и греховности пред Богом? Не готовы ли мы бываем в такие святые минуты воскликнуть вместе с блудным сыном: «Отче! согрешили мы против неба и пред тобою, и уже недостойны называться сынами твоими...» ( Лк. 15:18–19 ). И если нас христиан, порою, зазирает так совесть, – что сказать о древних, необлагодатствованных людях? Они, бедные, погибали во грехах своих. По свидетельству кн. Бытия, уже в допотопном Мире «велико было развращение человеков... все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» ( Быт.6:5 ). От этой греховности не омыли людей и волны всемирного потопа. После жертвоприношения Ноя, Сам Господь сказал: «не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышления сердца человеческого – зло от юности его» ( Быт.8:21 ). В позднейшее время, св. царь Давид исповедал, что пред очами Всевидящего Бога люди все «равно непотребны; нет делающего добро, нет ни одного» ( Пс.13:2–3 ; ср.: Пс.142:2 и др.). Тоже слышим из уст Премудрого Соломона: «нет человека на земле, который не грешил бы» ( 3Цар.8:46 ), или по другому его выражению: «нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы» ( Еккл.7:20 ; ср.: Прит.20:9 ; Сир.31:11 ). Эту истину признает и страдалец Иов. Он восклицает: «нечист и растлен человек, пьющий беззаконие, как воду» ( Иов.15:16 ). А пр. Иеремия так описывает развращенность своих современников: «каждый обманывает своего друга, и правды не говорят: приучили язык свой говорить ложь, лукавствуют до усталости» ( Иер.9:5 ). Отсюда он заключает: «лукаво сердце человеческое и крайне испорчено; кто узнает его?» ( Иер.17:9 ; ср.: Дан.9:5,20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010