8 Св. вмч. Прокопия – паримии мученика Св. Прокопия Устюжского, Христа ради юродивого – паримии те же, что и преподобного. Явление Казанской иконы Пресвятой Богородицы – паримии Богородицы 10 Положение ризы Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа – паримии те же, что и 14 сентября. Прп. Антония Печерского – паримии преподобного 15 Успение св. блгв. равноап. вел. кн. Владимира – паримии те же, что и 21 мая 16 Память святых отец шести Вселенских Соборов – паримии свв. отцов 19 Открытие мощей прп. Серафима Саровского – паримии преподобного 20 Св. пророка Илии I – 3 Цар. 17 , 1–23 II – 3 Цар. 18, 1, 17–41, 44, 42, 45–46; 19, 1–16 III – 3 Цар. 19, 19–21; 4 Цар. 2 , 1, 6–14 23 Почаевской иконы Пресвятой Богородицы I – Быт. 28 , 10–17 II – Исх. 3 , 1–8 III – Иез. 43, 27; 44, 1–4 24 Свв. мчч. князей Бориса и Глеба – паримии мученика 25 При. Макария Унженского – паримии преподобного 28 Явление Смоленской иконы Пресвятой Богородицы – паримии Богородицы 30 Св. Иоанна воина – паримии мученика Август 1 На службу в храме Всемилостивого Спаса I – Прит. 3 , 11–18 II – Ис. 60 , 11–16 III – Прит. 9 , 1–11 2 † Св. Василия Блаженного – паримии юродивого 3 Прп. Антония Римлянина – паримии преподобного 6 Преображение Господне I – Исх. 24, 12–18 II – Исх. 33, 11–23; 34, 4–6,8 III – 3 Цар. 19, 3–9, 11–13, 15–16 13 Свт. Тихона, еп. Воронежского – паримии святителей 15 Успение Пресвятой Богородицы – паримии Богородицы 16 Перенесение Нерукотворенного образа Господа нашего Иисуса Христа I – Втор. 4, 1, 6–7, 9–15 II – Втор. 5 , 1–7, 9–10, 23–26, 28; 6 , 1–5, 13, 18 III – 3 Цар. 8 , 22–23, 27–30 21 Прп. Аврамия Смоленского – паримии преподобного 24 Перенесение мощей свт. Петра, митр. Московского – паримии те же, что и 21 декабря 26 Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы – паримии Богородицы 28 Обретение мощей преподобного Иова, игумена Почаевского – паримии преподобного 29 Усекновение главы Иоанна Предтечи – паримии общие Предтечи 30 Перенесение мощей св. блгв. вел. кн. Александра Невского

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

д) В возрождении нас и освящении. Восхотев, породи нас словом истины, во еже быти нам начаток некий созданием Его ( Иак. 1:18 ); и комуждо из нас дается явление Духа на пользу: овому бо Духом дается слово премудрости, иному же слово разума, о томже Дусе... Вся же сея действует един и тойжде Дух, разделяя властию коемуждо якоже хощет ( 1Кор. 12 : 7 , 8 , 11 ). 2. Совершеннейшая святость. Называя Бога святым (γιος), мы исповедуем, что Он совершенно чист от всякого греха, даже не может согрешать, и во всех своих действиях совершенно верен нравственному закону, а потому ненавидит зло и любит одно только добро и во всех своих тварях. Св. Писание, действительно, и подтверждает, что Бог – а) Совершенно чист от всякого греха. Бог верен, и несть неправды в Нем ( Втор. 32:4 ); Бог свет есть, и тьмы в Нем несть ни единыя ( 1Ин.1 : 5 ); Он чист есть ( 1Ин. 3:3 ). б) Совершенно верен нравственному закону. Соответственно этому Св. Писание: аа) весьма часто называет Бога святым вообще – Свят Господь Бог наш ( Пс. 98:9 ; Ин. 17:11 ); бб) в частности выражается, что свято слово Его ( Пс. 104:42 ), свят закон Его ( Рим. 7:12 ), свята мышца Его ( Пс. 97:1 ), во святем путь Его ( Пс. 76:14 ); вв) свидетельствует, что Ангелы на небеси, окружая престол Его, непрестанно взывают друг ко другу – свят, свят, свят Господь Саваоф: исполнь вся земля славы Его ( Ис. 6 : 3 , снес. Ап. 4:8 ); гг) заповедует, чтобы и мы на земли святили имя Его, подражая Его совершеннейшей святости – по звавшему вы святому, и сами святи во всем житии будите. Зане писано есть: святи будите, яко Аз свят есмь ( 1Пет. 1 : 15, 16 ). в) Ненавидит в тварях зло и любит одно добро. – Мерзость Господеви путие развращенни: приятни же Ему вси непорочнии в путех своих ( Прит. 11 : 20 ): мерзость Господеви путие нечестивых: гонящыя же правду любит ( Прит. 15:9 ). Возненавидел еси вся делающыя беззаконие ( Пс. 5 : 6 ). 3. Бесконечная благость. Благость в Боге есть такое свойство, по которому Он всегда готов сообщать и действительно сообщает Своим тварям столько благ, сколько каждая из них может принять по своей природе и состоянию. Эта благость (γαθτης), по различию условий существ, на которые она действует, называется различно: называется благодатью (χρις), когда дарует блага тем, которые их не заслужили ( Рим. 11:5 ; Еф . 2:5 ), милосердием (λεος, οκτιρμς), когда является на помощь бедствующим и нуждающимся ( Лк. 1:72, 78 ; 2Кор. 1:3 ), долготерпением (μακροθυμα), когда снисходит к грешникам и, ожидая обращения их, медлит их наказывать ( Рим. 2:4; 3:26 ), милостию (χρησττης), когда уменьшает наказание за грехи ( Рим. 11:22 ), и т. под. В Св. Писании находится безчисленное множество мест, в которых изображается благость Божия:

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

34:2. 35:4. 21. 36:15. 41:2. при слове: по брег, замечено: ахи р; 46:27. на слова: дшъ – а во в. См. и 49:19. Исх. 13:6 . Лев. 14:4 . Чис. 4:7 . Суд. 14:11 . Руф. 4:14 . 1Цар. 9:22. 20:19 . на слово: при оргав, – столпъ каменный на пт пстый; 20. на слово: до – в примт; 2Цар. 6:1 . Евр: л. и вга: а (как было) нигд нсть; 3Цар. 15:13 . страшилище, 4Цар. 11:8 . полк, 15:8. 1Пар. 3:12 . 4:2. рада, 22. весь стих переведён, 11:22. лва, 15:6. 20. при словах: со гусльми таины поху, на поле замечено (вм. тайны) – надъ алемоомъ () 20:3. градмъ, 21:20. на слово: цр– аггла; 2Пар. 16:1. 28. 7. 29:32. 34:3 . 1Ездр. 2:58 . Неем. 7:70 . Иов 1:3. 2:12. 7:1. 7 . на слово: дхъ– втръ, 13:8. 14:23. 16:18. стне смертна; 20:15. на слово: агглъ– Бгъ, 21:15. 28:10. 15. 18. 26. Прит. 7:17 , мро. и аллое, 18:18. на слово: молчаливый– 30:1. словеса Агра, сына 28. на слово: щерица– пакъ, 31:1. словеса цр, Еккл. 9:9 . во вс дн живота юности– сеты. Иса. 3:17. срамот; 5:25. 6:5. к милихс– молчахъ, 9:8. смерть посла– слово, 11:4. жезломъ, 16:1. (весь стих), 25:8. пожерта бде смерть, 51:1. 63:11. мор, Иер. 2:2. 5:10. 17:6 . мнрика– мождевель, 19:2. 25:26. 31:22. к сода Гдь в ново, во обыдтъ члци новое на земл: жена быметъ мжа, Плач. 3:36 . Иез. 28:14 . ты с вчинихъ т– ты 38:9. падеши ты– бдеши; 42:20. межд людми. Ам. 4:4 . и прочтоша ивн законъ; и приваша пожрите кваснаго хлва 6:5. аки стоща мнша, а не к бжаща–кже избртоша сев органы, 8:3. стропове– псни, Ион. 3:4 . ещ тр дн, и превратитс, – четыредес дней, Авв. 3:3 . и горы присненны чащи– Фара к , Соф. 1:10 . вратъ избодающихъ– рыбны, Зах. 9:12. 12:10 . возртъ нань–на м, Мал. 2:11 . прейде к богмъ чюждимъ– по в жен дщерь бога Иногда исправители ссылаются на Полиглотту. Так Нав. 12:17 . они замечают: имена в полглот иначе лежа 3Цар. 15:8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Мф 6: 12. 410 Мф 5:23–24. 411 Мф 6: 12. 412 Мф 18:23–35. 413 1 Кор 12:31. 414 1 Кор 13:2–3. 415 1 Кор 13:4–8. 416 1 Кор 12:13. 417 1 Кор 13:2–3. 418 1 Кор 13:4–7. 419 Исх 32:31–32. 420 Чис 14:10. 421 1 Цар 24:4–8; 26:9–11. 422 1 Цар 27:6. 423 2 Цар 1:17. 424 Лк 6:35 425 Лк 6:37. 426 4 Цар 6:13–23. 427 Прит 25:21; Рим 12:20. 428 Иер 38:20. 429 Мф 5:44. 430 1 Кор 12:27. 431 Флп 2:7. 432 Мф 5:3. 433 Мф 5:9. 434 Мф 5:4. 435 Мф 5:5. 436 Мф 5:6. 437 Лк 6:21. 438 Мф 5:7. 439 Мф 5:8. 440 Мф 5:10. 441 Мф 5:11–12; Лк 6:22. 442 Мф 5:13. 443 Мф 5:14; Ин 12:35. 444 Мф 5:20, 5:43. 445 Лк 6:45. 446 Мф 8:13; Лк 7:10. 447 Мк 4:38; Лк 8:24. 448 Мк 5:9; Лк 8:30. 449 Лк 8:55. 450 Мф 9:18–26; Мк 5:21–42; Лк 8:40–56. 451 Мф 9:27–31. 452 Мф 10:8; Лк 9:1. 453 Мф 10:5. 454 Мф 10:17–20. 455 Лк 12:51. 456 Лк 7:47. 457 Лк 14:28. 458 Мф 12:43; Лк 8:2, 11:24. 459 Мф 13:23; Мк 4:20. 460 Мф 13:44. 461 Лк 4:28–30. 462 Мф 14:15–21; Мк 6:31–44; Лк 9:10–17; Ин 6:1–13. 463 Мф 15:21–28; Мк 7:24–30. 464 Мк 7:32–37. 465 Мф 9:25–31. 466 Мф 17:2. 467 Мф 17:14–18. 468 Мф 18:1–5. 469 Мф 18:10. 470 Ин 5:1–18. 471 Мф 16:26; Мк 8:36; Лк 9:25. 472 Лк 12:16. 473 Мф 19:16–22; Мк 10:17–22; Лк 18:18–23. 474 Лк 16:19–31. 475 Мф 20:1–16. 476 F. C. Burkitt. Early Christianity outside the Roman Empire. Cambridge, 1899. P. 50–52. 477 F. C. B urkitt. Early Eastern Christianity. London, 1904. P. 127. 478 R. H. Connolly. Aphraates and monasticism//Journal of Theological Studies 6 (1905). P. 522–539. 479 F. C. Burkitt. Aphraates and monasticism: a reply//Journal of Theological Studies 7 (1906). P. 10–15. 480 F. C. Burkitt. Aphraates and monasticism: a reply//Journal of Theological Studies 7 (1906). P. 17. 481 A. Voobus. Celibacy, a Requirement for Admission to Baptism in the Early Syrian Church. Stockholm, 1951 (Papers of the Estonian Theological Society in Exile 1). 482 «Диатессарон» (τ δια τεσσρων ευαγγελων) — гармония четырех канонических Евангелий, сведенных воедино. — Прим. ред. 483 Энкратизм — от греч. γκρατς (целомудренный). 484

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

123. 1 Петр. 3:14-15 ст. 124. Матф. 21:44; Лук. 20:18 и 2, 34 ст. 125. Ко вреду и погибели (Кирилл Алекс.). 126. Законоучители, сами не знавшие и народь не учившие Закону Божию. Ис. 29:10-15. 127. Смиренно-верующий блогочестивый иудей (Феодорит). 128. Евр. 2:17 ст. 129. В алекс. и син. ες σημεα слав. знамения соотв. ват. и text. recept. 130. Т. е. вызванных из земли (1 Цар. 28:12-22). 131. Так называемое чревоволшебство. 132. Противополагается откровенное слово Господне и Закон Божий, помогающий людям, обманчивому и лихоимному слову гадателей и волшебников. Срав. Втор. 18:10-20. 133. Τ πατρια — отечественное, т. е. обычаи и установления, строй жизни в отечестве. 134. Οκ πορηθσεται — не будет в безвыходном положении (ср. Ис. 5:30 πορ). Страдания не будут вечны, а кончатся в известное время. Срав. с Ис. 9:1-2. 135. Т. е. нижеописываемое блогодатное возрождение и просвещение получай и исполняй вь жизни. (Василий Вел. и Кирилл Алекс.). 136. Слав. видеша соотв. εδε в комп. изд.; в др. изд. δ и δετε — ват., text. recept., алекс. Есть чтения: δτω, εδτω — Златоуст, Ориген, Феодорит и др. В рус. синод. пер. увидит. По этим параллелям, контексту и новозав. цитате и мы перевели будущим. 137. Матф. 4:15-16 ст. 138. Т. е. поражения Мадианитян при Гедеоне. Суд. 7:22-25 ст. 139. Под Отроком разумеется Еммануил (Ис. 7:14-15), Иисус Христос. 140. В слав. смерть и в большинстве греч. списков LXX: θανατον, но в синайск. и у Василия Вел. λγον — слово, а также в 239, 304, 305, 306, 307, 308 и в евр. — слово. Василий Вел. относит 8 стих к посланию Слова воплотившогося. Кирилл Алекс. разумеет определение о наказании и смерти нечестивых. 141. Т. е. на опыте познают на себе исполнение смертоносного слова Господня. 142. См. Ис. 5:25 ст. 143. Еврейский народ. Срав. 19—20 ст. 144. В слав. Его оскоблено, потому что в ват. нет, но в алекс. и 36, 51, 62, 90, 106 есть, можно бы по слав. скобы и удалить, какь в параллельных местах 12 и 17 стт. и в Ис. 5:25; 10, 4. 145. Разумеется запись судебных постановлений в соответственные акты и книги (Прит. 8:15). В рус. синод. пер.: пишут жестокия решения.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Но есть и такие чтения, прибавления и опущения, которых не представляют сличённые у Голмеза Греч. списки, если только сии разности зависели от списков, а не от свободы переводчиков, или не произошли от повреждений текста. Прит. 3:22 . да поживе дша тво, и възрадешис о своей мысли (Ал. и Ват. κα χρις περ σ τραχλ); 20:1. не тржааис досадитель стжеть. вскъ же ненаказанъ с таковыми не съчетаваетс. вск же ход бе не бдеть премдръ (Ал. κλαστον ονος κα βριστικν μθη, πς δ συμμειγνμενος, οκ σται σοφς. πς δ φρων τοιοτοις συμπλκεται). Прибавлено: 1:11. причастис крови, да праведна. кровь же скрыемъ; 25:18. дрьколь и мечь, и стрла не стрена, (должно быть: наострена) не без грха. Опущено: 10:28. упование же нечестивых погибает; 13:14. (Греч. 13.) сыну лукавому ничтоже есть благо; 18:7. уста безумнаго сокрушение ему, и др. Еккл. 1:17 . и сердце мое вдахъ, еже ведети премудрость и разум; 3:2. время раждати, и время умирати; 4:17. понеже не ведят, яко творят зло 24 . Перевод книги Екклесиаста строже и ближе к подлиннику, нежели Притчей. В последней книге встречаются чаще недоразумения переводчика. Напр. 9:11. симъ бо коварствомъ. много поживеши лтъ ( τοτ τ τρπ); 10:28. приближаес праведныхъ ( γχρονζει δικαοις εφροσνη); 17:6. праведном все лпо е богаство. неврном же не достоить и пн ( το πιστο λος κσμος τν χρημτων το δ πστου οδ βολς); 26:12. же бо има паче безмны себе ( λπδα μντοι σχεν φρων μλλον ατο); 31:20. рц свои връзае бог. пло же простре нищ ( καρπν δε ξτεινε πτωχ: но καρπς здесь значит не плод, а длань). – Не совсем близко переведены и следующие места: 20:23. βδλυγμα κυρ δισσν στθμιον – мръзость гьн сгбо 25:28. хранити же подобаеть словеса многаа ( τιμν δ χρ λγους νδξους). В книге Екклесиаста переводчик удерживал даже частицу σν, неоднократно встречающуюся в сей книге без значения (в соответствие Евр. ), и принимая за предлог переводил с, вопреки подлинному смыслу. 2:17. и възненавидхъ с животнымъ ( κα μσησα σν τν ζων); 7:30. еже створи бъ с члкомъ правомъ ( ποησεν θες σν τν νθρωπον εθ); 8:15. с веселиемъ ( σν τν εφροσνην); 9:15. и члкъ не помновенъ с мжемъ нищимъ онемъ ( κα νθρωπος οκ μνσθη σν το νδρς το πνητος κενου).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Целомудрие. (стр. 237) а) заповедано: Не прелюбодействуй. Не желай жены ближняго твоего, ни рабыни его ( Исх.2:14,17 ). Как днем будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству ( Рим.13:13 ). Тело не для блуда, но для Господа, и Господь для тела. Бегайте блуда: всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственнаго тела ( 1Кор.6:13,18 ). Блуд и всякая нечистота не должны даже именоваться у вас, как прилично святым ( Еф.5:3 ). Умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть ( Кол.3:5 ). Храни себя чистым ( 1Тим.5:22 ). б) заповедуется и во взглядах: Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем ( Мф. 5:28 ); в) заповедуется в речах: сквернословие не прилично вам, а напротив, благодарение ( Еф.5:4 ). Отложите сквернословие уст ваших ( Кол.3:8 ); г) заповедуется сердцу: не пожелай красоты чужой женщины в сердце твоем ( Прит.6:25 ). Юношеских похотей убегай, а держись правды со всеми призывающими Господа от чистаго сердца ( 2Тим.2:22 ). Соблюдайте ваше тело в целомудрии: как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте: так ныне представьте члены ваши в рабы праведности, на дела святыя ( Рим.6:19 ). Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! ( 1Кор.6:15 ). Бог хранит верующих в целомудрии: добрый пред Богом спасется от женщины, а грешник уловлен будет ею ( Еккл.7:26 ). Мудрость соблюдает в целомудрии: когда мудрость войдет в сердце твое: тогда рассудительность будет оберегать тебя, дабы спасти тебя от жены другого, от чужой. Дом ея ведет к смерти ( Прит.2:10-11 ). Скажи мудрости: «Ты сестра моя!» и разум назови родным твоим, чтобы они охраняли тебя от жены другого, от чужой, которая умягчает слова свои (- 7,4,5). Пьянство вредит целомудрию: не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно; впоследствии как змей оно укусит и ужалит как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное ( Прит.23,31-33 ).

http://azbyka.ru/svyatye_otcy_o_celomudr...

Но очевидно, что человек продолжает платить за свое грехопадение и жизнь его на этой земле полна скорбей. Как писал Владимир Соловьев (« Оправдание добра »): «Задача права вовсе не в том, чтобы лежащий во зле мир обратился в Царство Божие, а только в том, чтобы он – до времени не превратился в ад», «…право есть принудительное требование реализации определенного минимального добра, или порядка, не допускающего известных проявлений зла». Теперь можно переходить к предмету исследования. ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ О ВЛАСТИ. Согласно книге митрополита Макария (Булгакова)  «Православно-догматическое Богословие» (Том I), Бог имеет особенное попечение о человеке, и оно выражается в том числе: « Бог промышляет о царствах и народах. Священное Писание излагает эту истину весьма раздельно, когда говорит: 1. Что Бог есть великий Царь над всею землею (Пс. 46: 3, 8; 94: 3), что Он воцарился над народами (Пс. 46: 9), Владыка над народами (Пс. 21: 29), очи Его зрят на народы (Пс. 65: 7), управляеть на земле племенами (Пс. 66: 5). 2. Что Он – а) Сам поставляет царей над народами: Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет (Дан. 4: 22, 29; срав. Сир. 10: 4); низлагает царей и поставляет царей (Дан. 2: 21) , каждому народу поставил Он вождя (Сир. 17: 14; срав. Прем. 6: 1-3); б) поставляет, как видимых наместников своих в каждом царстве: Я сказал: вы – боги, говорит Он им, и сыны Всевышнего – все вы (Пс. 81: 1-6; срав. Исх. 22: 28); в) и с этою целью дарует им от Себя державу и силу (Прем. 6: 3), славою и честью увенчал его (Пс. 8: 6), святым елеем своим помазует их (Пс. 88: 21; срав. 1 Цар. 12: 3-6; 16: 3; 19: 16; 24: 7; Ис. 41: 1), так что с того дня и после почивает на них Дух Господень (1 Цар. 16: 11-13); г) Сам же, наконец, и управляет через царей земными царствами: Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду (Прит. 8: 15). Сердце царя – в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его (Прит. 21: 1). 3. Что Он – а) поставляет через Помазанников своих, и все прочие, низшие власти: Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены (Рим. 13: 1); Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым (1Петр. 2: 13-14); б) и поставляет, как слуг своих, для устроения счастья человеческих обществ: начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые (Рим. 13: 3-6).

http://ruskline.ru/news_rl/2021/12/28/sv...

В частности, попечение Божие о человеке выражается в том, что Господь промышляет: 1) о целых царствах и народах; 2) о частных лицах, каждом порознь, и 3) преимущественно о праведниках. Бог промышляет о царствах и народах. Священное Писание излагает эту истину весьма раздельно, когда говорит: 1 . Что Бог есть великий Царь над всею землею ( Пс. 46:3,8; 94:3 ), что Он воцарился над народами, ( Пс. 46:9 ), Владыка над народами (21:29), очи Его зрят на народы (65:7), управляешь на земле племенами (66:5). 2 . Что Он – а) сам поставляет царей над народами: Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет ( Дан. 4:22,29 ; срав. Сир. 10:4 ); низлагает царей и поставляет царей ( Дан. 2:21 ) , каждому народу поставил Он вождя ( Сир. 17:14 ; срав. Прем. 6:1–3 ); 6) поставляет, как видимых наместников своих в каждом царстве: Я сказал: вы – боги, говорит Он им, и сыны Всевышнего – все вы ( Пс. 81:1–6 ; срав. Исх. 22:28 ); в) и с этою целью дарует им от себя державу и силу ( Прем. 6:3 ), славою и честью увенчал его ( Пс. 8:6 ), святым елеем своим помазует их ( Пс. 88:21 ; срав. 1Цар. 12:3–6; 16:3; 19:16; 24:7 ; Исаии 41:1), так что с того дня и после почивает на них Дух Господень ( 1Цар. 16:11–13 ); г) сам же, наконец, и управляет через царей земными царствами: Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду ( Прит. 8:15 ). Сердце царя – в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его ( Прит. 21:1 ). 3 . Что Он – а) поставляет через Помазанников своих, и все прочие, низшие власти: Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены ( Рим. 13:1 ); Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым ( 1Петр. 2:13–14 ); б) и поставляет, как слуг своих, для устроения счастья человеческих обществ: начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые ( Рим. 13:3–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Описывая уста, язык, и речь: уста, говорящие высокомерно ( Дан.7:8 ), уста льстивые, язык велеречивый, тех, которые говорят: «языком нашим пересилим, уста наши с нами; кто нам господин»? ( Пс. 11:4–5 ), уста лживые, которые против праведника говорят злое с гордостью и презреньем ( Пс. 30:19 ), злобно разглашают клевету, говорят свысока ( Пс. 72:8 ), слово языка их есть грех уст их, да уловятся они в гордости своей за клятву и ложь, которую произносят ( Пс. 58:13 ), слова уст его – неправда и лукавство; не хочет он вразумиться, чтобы делать добро ( Пс. 35:4 ); речи надменные, дерзкие слова ( 1Цар. 2:3 ), царь Давид писал «гордые скрыли силки для меня» «изощряют язык свой, как змея; яд аспида под устами их» ( Пс.139:4 ), они изрыгают дерзкие речи; величаются все делающие беззаконие ( Пс. 93:4 ), надменно говорят устами своими ( Пс. 16:10 ), скрежещет на него зубами своими ( Пс. 36:12 ). Говоря о сердце, Священное Писание отмечает: надменность сердца ( Притч 21:4 ), сердце, кующее злые замыслы ( Притч. 6:18 ), они злое мыслят в сердце, всякий день ополчаются на брань ( Пс. 139:3 ), огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их ( Ис. 6:10 , Матф. 13:15 , Деян. 28:27 ), и гордость Израиля унижена в глазах их и при всем том они не обратились к Господу Богу своему и не взыскали Его ( Ос. 7:10 ); говорят от сердца притворного ( Пс. 11:3 ), оставил их упорству сердца их, пусть ходят по своим помыслам ( Пс. 80:13 ), ходили каждый по мыслям злого сердца своего, служа иным богам, совершая злые дела пред очами Господа Бога нашего ( Вар. 1:22 ). Священное Писание также достаточно подробно описывает портрет гордого человека. Человек лукавый, человек нечестивый ходит со лживыми устами, мигает глазами своими, говорит ногами своими, дает знаки пальцами своими; коварство в сердце его: он умышляет зло во всякое время, сеет раздоры. ( Прит.6:12–14 ). Оттого гордость, как ожерелье, обложила их, и дерзость, как наряд, одевает их. Выкатились от тука очи их, и бродят помыслы в сердце их! ( Пс. 73:6–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010