4:5. Это язычники, а не христиане (3:15), должны будут дать отчет на последнем суде. Со времен Ветхого Завета последний день суда часто представлялся в юридических терминах.     4:6. Хотя некоторые комментаторы считают, что речь здесь идет о душах умерших, это, по-видимому, относится к христианам, которые, подвергшись земному суду , с вынесением приговора, никогда не бу дут воскрешены Духом (см.: 3:18. Ср.: Прем. 3:1—6).     4:7. Во многих иудейских преданиях и традициях (в том числе в Дан. 12:1,2) говорится, что концу земной истории должен предшествовать период скорби; неизбежность такого «конца» поэтому призывает к стойкости и постоянной молитве.     4:8. (Ср.: Прит. 10:12; Иак. 5:20.) Смысл здесь может заключаться в том, что люб ви свойственно закрывать глаза на ошибки и грехи других, хотя некоторые исследователи предлагают другое толкование: те, кто любит, найдут благоволение в день суда(1 Пет. 4:5,6).     4:9. Гостеприимство предполагает принятие на постой странников, особенно собратьев по вере, которые нуждаются в этом. Согласно древним обычаям и этическим нормам, нужно было безоговорочно предоставлять путешественникам кров и пищу.     4:10,11. Как и Павел (Рим. 12:4—8), Петр подчеркивает многообразие даров в «Церк-ви и считает, что они будут до конца времен. Говорящий слова Божьи, несомненно, обладает даром «пророчества или, по крайнеймере, духовным озарением, способностью говорить для Бога. О пророчестве и служении см. в коммент. к Рим. 12:6—8 и 16:1.     4:12—19 Суд начинается с христиан    Согласно «Ветхому Завету (Дан. 12.1:2) и многочисленным иудейским преданиям, народ Божий ожидает «бедственное» время непосредственно перед концом света; затем будут судиться нечестивые. В иудейскойтрадиции часто подчеркивается, что праведные испытывают страдания в этом веке, а нечестивые будут испытывать их на протяжении всей вечности. Такие преследования, как отмеченные здесь, продолжались в течение более чем двухсот лет в Римской империи и периодически имели место в разные времена и в разных местах на протяжении всей истории; верующие в каждом поколении имели возможность почувствовать приближение конца времен.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

По ученно откровения, Бог желая спасения человеческого, спасает человека неиначе, как под условием, изволения на то человеческого ( Лук. 10:25–28 , Езек. 18:23, Мар. 16:16 , Мат. 23:37). Этому и должно быть потому самому, что свобода человека есть дело Божие, которого Бог, без противоречия Себе Самому, не захочет разрушить. Потому-то Бог не препятствует человеку делать зло. Благоволение Его к добру выражается и здесь в том, что горькие последствия зла остаются не в воле человека, а в воле Божией, желающей исправить зло горьким врачевством ( Быт. 45:5–8, 50:20 . Мат. 7:7, 27:22. Езек. 33:13–20). В последствиях действий свободы сотворенной, как и в природе физической, воля Божия проявляется безусловно, ничего не предоставляя произволу твари. Весь, совет мой станет и вся, елика совещах, сотворю ( Иер. 27:5 , Ис. 46:10 , Пс. 113:3 , Апок. 4:11 ). Такое различие хотений воли Божией делали и отцыцеркви 142 . В последствии пытливость простиралась слишком далеко и выставила ряды то безплодных, то дерзких, делений воли Божией 143 . Воля Божия, обнаруживаясь в действиях, является свободною, всемогущею, святою, всеблагою и правосудною. Таковы качества воли Божией! § 32. Свобода воли Божией Свобода воли Божией означает то свойство её, по которому она определяется в избрании чего либо только силою своих разумных советов и ни чем посторонним». Иначе это может быть названо самоизволением Божиим ( αυτεξουσια). В откровении уже само откровение говорит о свободном произволении Божием», так как оно есть дело одной благой воли Божией. Откровение же дает видеть всесовершенную свободу Божию: а) в творении мирä вся, елика восхоть Господь, сотвори на небеса и на земли, в морях и во всех безднах ( Псал. 34:6 . Тоже Апок. 4:11 . Псал. 113:11 ). б) в промышлении о мире: и по воле своей творит в силе небесной и в селении земным и несть, аже воспротивится руце Его и речет ему: что сотворил сей? ( Дан. 1:32 . Тоже Иер. 27:5, 6 . Иов. 23:13 , Прит. 21:1 ). в) в деле спасения людей грешных. Апостол, в опровержение самолюбивого мнения иудеев, будто Бог избрал их в народ свой по их заслугам, указывает ( Рим. 9:10, 11 ) например Исаака и Иакова, которых участь, вместе с участью потомков их, решена была прежде рождения, να το Θεο Προθεσις κατ κλογην μενη.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

27:17. Значение межевых камней. См. коммент. к 19:4. 27:19. Справедливость по отношению к незащищенным членам общества. Важный аспект израильской правовой традиции составляет забота о группах населения, называемых уязвимыми, или бедными: вдовах, сиротах и пришельцах (см.: Исх. 22:22 ; Втор. 10:18,19; 24:17–21 ). В месопотамских сводах законов забота о бедных проявляется уже с середины 3-го тыс. до н. э. и касается главным образом защиты их прав и обеспечения справедливости в судебных делах. 27:20–23. Кровосмешение и содомия. Кровосмешение считалось неприемлемым во многих древних обществах (см., напр., запреты в хеттских законах). Исключение составлял Египет, где кровосмешение было обычным явлением в царском роду (но почти не встречалось за его пределами) и считалось средством укрепления власти и ее сосредоточения в руках царствующей династии. Подобные представления разделяли цари государства Элам. Содомия практиковалась на древнем Ближнем Востоке в ритуальных или магических целях. Примеры содомии встречаются в мифологии Угарита (и, вероятно, воспроизводились жрецами в ритуалах). В правовых материалах эта практика запрещалась (в частности, в хеттских законах). 27:25. Подкуп за убийство невинного. Не совсем ясно, кому адресовано это проклятие, – наемному убийце (в каковом случае перед нами вариант предшествующего стиха), судье или свидетелям, получающим подкуп за обвинение невинного человека в совершении тяжкого преступления и тем самым обрекающим его на смертную казнь (ср.: 3Цар. 21:8–14 ). Искушение принимать взятки подстерегало судей и государственных чиновников во все времена (см.: Прит. 6:35 ; Мих. 7:3 ). В «бюрократических» ситуациях, связанных с попытками конкурирующих сторон перехитрить друг друга, взяточничество превратилось чуть ли не в официально признанное явление (см.: Мих. 3:11 ; Езд. 4:4,5 ). Впрочем, на теоретическом уровне взяточничество осуждалось, и эту проблему пытались решить или, по меньшей мере, сгладить. Так, кодекс Хаммурапи (закон 5) предусматривает суровое наказание (большой штраф и отстранение от должности) судье, изменившему свое решение после получения взятки. Исх. 23запрещает принимать дары и рассматривает искажение истины как преступление против Бога, против слабых и невинных и против всего общества (см.: Ис. 5:23 ; Ам. 5:12 ). 28:1–14 Благословения завета

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Тогда, то есть только после того как грешники покаются (18, 19), попросят защиты и охраны у Господа (20), их религиозные обряды будут благоугодны Господу, а их жертвы станут жертвами правды. Псалом 51. Дерево без корней и цветущее дерево Доик идумеянин ( 1Цар. 21 – 22 ) после своего подлого предательства, совершив, по сути, злодейский поступок, имеет наглость еще хвалиться этим. Обличая коварство и злодейство Доика, Давид утверждает, что никакие злодеяния против него не смогут отрешить от него милость Божью. В псалме как бы перекликаются эти темы: злодейству (3) противостоит благо (11); непреходящей «милости Божьей» (3б) – Его милость во веки веков (10). Главная весть псалма состоит в том, что милость Божья противостоит даже воинствующей наглости, она не подвластна давлению «злодейства» (3) и вовеки неизменна (10). А 1 (3) Два типа безопасности Б 1 (4–6) Язык погибели В (7) Вмешательство Бога Б 2 (8–9) Язык победы А 2 (10–11) Истинная безопасность 3 (А 1 ) Два типа безопасности: человеческая сила и милость Божья. Хвалишься – подразумевается самоуверенность и самонадеянность. 4–6 (Б 1 ) Язык погибели. Язык – речь человека всегда отражает его характер, говорит о его нравственных ценностях и критериях. 6 Гибельные (ср.: ст. 4) – намеренно вводящие в заблуждение. Доик сказал правду только для того, чтобы совершить большое зло. 7 (В) Вмешательство Бога. За то… вконец, то есть Божье возмездие коснется конкретного человека (тебя), его домашнего очага (жилище) и всего его земного существования (земля живых). 8–9 (Б 2 ) Язык победы. Посмеются – речь не о злорадстве ( Иов. 31:29 ; Прит. 24:17 ), но о ликовании при торжестве Божественной справедливости (8, убоятся) и очевидности того, что только Бог предоставляет надежную защиту для человека (крепость, 9). 10–11 (А 2 ) Истинная безопасность. В отличие от дерева, вырванного с корнем (7, «исторгнет»), цветущее дерево («зеленеющая маслина») растет в присутствии Божьем, под Его благодатью и милостью (10); оно призвано прославить Бога (11, ср.: ст. 3,4), постоянно уповая на Него (имя Твое), принося свидетельство о Нем пред святыми Его, которых Господь любит и которые отвечают Ему взаимностью. Псалом 52. Пусть развеются страхи Хотя этот псалом практически идентичен Пс. 13 , но в ст. 6 здесь несколько иной акцент. В Пс. 13:5 подчеркивается страх, который охватывает врагов народа Божьего, когда они осознают, что Господь в роде праведных ( Пс. 13:5 ). А в ст. 6 данного псалма заключен призыв к народу Божьему не бояться врагов, которые ополчаются против него, поскольку Бог рассыплет кости их. Таким образом, два псалма отражают разные стороны одной и той же ситуации: когда народу Божьему угрожает опасность, страшиться должны его враги, а Его народу нечего бояться. Более детальные объяснения см. в коммент. к Пс. 13 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Усильно обуздывай органы чувств твоих: зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания, и преуспеешь благодатию Христовою. Без мучений (никто) не бывает мучеником, как и Господь сказал: в терпении вашем стяжите души ваши ( Лук.21:19 ), и Апостол говорит: в терпении мнозе, в скорбех ( 2Кор.6:4 ) и проч. Смотри, не показывай Халдеям сокровищ дома твоего ( 4Цар.20:12-18 ), иначе возьмут они тебя в плен и уведут к Навуходоносору, Царю Вавилонскому ( 4Цар.24:13-16 ). Вразумляясь всегда ответом моим, попирай страсти, чтобы оне не попрали тебя и насильственно не сделали тебе зла. Убегай от них, как серна от тенет ( Прит.6:5 ), чтобы оне не закололи тебя, как ягненка. Не бойся их, оне не имеют силы: Господь наш Иисус Христос разслабил их и сделал безсильными. Не предавайся сну, хотя оне и полумертвы, но не спят; не будь нерадив, ибо оне не нерадят. Хотя немного простри и ты руку Отцам твоим, желающим извлечь тебя из зловонной тины. Вспоминай, что много может молитва праведнаго поспешествуема ( Иак.5:16 ). Не суди, не уничижай и не соблазняй никого. Не приписывай никому того, чего не знаешь о нем достоверно, ибо это погибель душевная. Себе внимай и ожидай приближающейся смерти. Говори себе слово блаженнаго Арсения: «Арсений, зачем ты вышел (из мира)? Научайся тому, чего пришел ты здесь искать. Теки к Иисусу, чтобы войти и тебе в добрую дружину Святых Старцев. Если хочешь преуспеть – трудись. Пожелай быть прославленным со Святыми в неизреченной славе, а не быть с постыдными демонами в неизреченном мучении. Возжелай быть в царствии небесном, а не в геенне огненной. Возжелай услышать: приидите, благословенныи Отца Моего ( Мф.25:34 ), и: добре, рабе благий и верный (ст.23) и проч., а не услышать: иди от Мене, прокляте (ст.41), рабе лукавый и ленивый (ст.26). Господу слава во веки, аминь. Вопрос 254, того же к тому же Великому Старцу: Имея много грехов, я хочу покаяться, но, по немощи телесной, не могу подвизаться подобно Отцам; прошу тебя, скажи мне: как мне положить начало? Назначь мне что-либо и объясни, что значит сказанное тобою в предыдущем ответе: «не показывай Вавилонянам сокровищ дома твоего, иначе они возьмут тебя в плен и уведут в Вавилон».

http://azbyka.ru/svyatye_otcy_o_celomudr...

Примечание. 19 Посланный, вероятно, лучше переводить «тот, который со Мной в мире» (RV; ср.: Пс. 7:5 ). Страдательный залог здесь предполагает следующее прочтение: «тот, который был примирен [с которым установились дружеские отношения]». 43:1–21 Щедрая милость. Слова Ныне же (1) характерны для всех этих глав, поскольку любовь Бога, постоянно отвергаемая, также постоянно возвращается по Его собственной воле. Аналогичное еврейское выражение можно найти в 44:1; 49:5; 52:5; 64:8 (7 в еврейской Библии). 1–7 В этих стихах Израилю дается такое же красноречивое обещание, какое дал Христос Своей церкви, – что врата ада не одолеют ее вовек. Воды и огонь, неприятель и расстояния не причинят вреда Израилю, безопасность гарантирована каждому (7; ср.: 40:26), кто называется именем Моим (1). Перечисляются некоторые из бесчисленных связей между Богом и людьми, такие, как сотворение мира, искупление, призвание (1), любовь (4), усыновление (6) и слава Его имени (7). Уникальность отношений подчеркнута колоссальной ценой человеческого искупления (3–4; ср.: ст. 14), то есть великие народы потерпели поражение и впредь будут сокрушаемы, чтобы расчистить дорогу Израилю. Прит. 21:18 говорит примерно о том же; другая сторона дела заключается в том, что благодаря Израилю народы приобретут гораздо больше, чем потеряют (ср.: 42:1–9), а для его личного искупления потребуется совсем другая жертва (ср.: 53:5–6). 8–13 Здесь Израиль вновь сталкивается с противопоставлением своего греха свету (8; ср.: 42:18–20); однако его все еще удерживают на высоком уровне призвания раба и избранного (10), как для его собственного блага (чтобы вы знали и верили… и разумели), так и ради всего мира. Его собственная история свидетельствует о Яхве (10–12); однажды титул свидетели Мои полностью оправдается (ср.: Деян. 1:8 ), однако для нынешнего Израиля он остается потенциальным. Обвинение остается то же, что и в 4:1–4,21–23; исследуется вопрос о том, что не существует иного Бога, кроме Яхве, Который пребывал прежде, есть ныне и пребудет вовек (10б, 11, 13).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Ст. 12. Приимите наказание и пр. Приимите наказание, в подлиннике () лобжите, целуйте сына. 4 Лобзание бывает знаком 1) искренней любви, так как Исаак лобызал Иакова ( Быт.27:27 ); 2) уважения и повиновения, так как Самуил лобызал новопоставленного царя Саула (Цар.10:1) и заблудший Израиль идолов ( 3Цар.19:18 Евр.); 3) примирения, так Исав целует Иакова ( Быт.23:4 ), отец блудного сына ( Лк.15:20 ). След., можно думать, что псалмопевец говорит ко враждующим: примиритесь с Сыном Божиим, повинитесь Ему, как вечному Царю, и возлюбите Его от всея души своея. Да не когда прогневается Господь. Последнего слова в подлиннике нет, почему первые должно относить к сыну, коему весь суд дан от Отца. И погибнете от пути праведнаго. С Еврейского: и да погибнете на пути, т.е. дабы не поразил Он вас язвами окончательными и вечными, среди ваших предприятий, в то время, когда вооружаетесь и не видите конца, предположенного вами. Еда, – в подлиннике поскольку. Вскоре возгорится ярость Его. Псалмопевец, предотвращая гнев духовного Царя, могущего погубить врагов своих, среди успехов их, возвещает, что ярость Его возгорится вскоре, прежде нежели кто-либо из нераскаянных воображать может; и хотя вооружения против Христа несколько веков продолжаются, но если рассматривать историю каждого противника отдельно: то откроется столько неожиданно ярость Божия постигает их на пути нечестия. Она возгорается как огнь в чащах дубравных, скоро поядающий тростник Ис.9:18 ; возгорается так, что видят, а многие, ужасаются, и погасити не могут, поскольку ярость его поражая видимо, разнообразными способами, поражает невидимо вечною смертью . Блажени вси надеющийся нань. Сколько бедственна участь не покоряющихся Сыну Божию, столь блаженна повинующихся и надеющихся на Него. Блажени; потому что сам Господь защищает их. Прит.30:5 . Они возвеселятся и вовеки петь будут Имя Его Пс.5:12 ; победят врагов своих, так как псалмопевец говорит о себе, что он был чудо многим, по причине твердого упования и крепкой помощи от Господа Пс.70:8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Семена же, посеянные «в дух», мадианитяне погубить не могут. Ибо не способны противные силы взойти на духовную ниву и осквернить духовные поля тех, кто распахивает «себе новые нивы» и не сеет «между тернами» (ср. Иер.4:3 ). Нужно вот что еще добавить, ибо хочу предупредить вас, а равно и себя, о необходимости охранять посевы и заботиться о плодах духа (ср. Гал.5:22 ). Часто бывает так, что кто-либо, усердствуя в духовных трудах, приносит много плодов и наполняет свои амбары плодами праведности и много добрых дел складывает в сокровищницу своей совести, но если впоследствии он станет нерадив и после всех трудов обратится к удовольствиям и роскоши, все ростки добрых дел и плоды священной работы будут погублены господствующей в нем жаждой наслаждений. Ибо когда грех входит в человека и завладевает его разумом, так что он более не помышляет о заповедях Божьих, не хочет идти по трудному пути добродетелей, то все, что он прежде скопил в сокровищнице своей совести, гибнет. Вот почему должно нам внимать предостережению Священного Писания : «Больше всего хранимого храни сердце твое» ( Прит.4:23 ). Таким образом, необходимо хранить сердце от всякого греха, особенно во времена гонений. Ибо если так случится, что кто-то в иное время собирает плоды праведности, ищет совершать дела добродетели и украшается всеми весьма похвальными достоинствами, но во времена гонений отрекается от веры, теряет все накопленное и внезапно становится лишенным всего своего богатства, поскольку все плоды его трудов, которые в течении долгого времени он собирал в поте лица, оказались утрачены, как говорит пророк, «не припомнятся ему праведные дела его, какие делал он» ( Иез.3:20 ). Так станем же, братья, молить Господа, признаваясь Ему в своей немощи, дабы не предал Он нас «в руки Мадианитян», дабы не предал «зверям душу, признающуюся Ему» (ср. Пс.73:19 ), дабы не предал Он нас во власть тех, кто говорит: «Когда придет время, когда нам дана будет сила против христиан, когда предадутся нам в руки те, которые говорят, что имут и ведают Бога?» А что если вдруг мы будем преданы им и они возьмут у нас нашу силу? Так помолимся же, чтобы принять нам от Бога стойкость, чтобы могли мы все выдержать, чтобы во времена тягот и лишений вера наша стала еще ясней, чтобы наше терпение преодолело их бесстыдство, и, как сказал Господь: «Терпением вашим спасайте души ваши» ( Лк.21:19 ), ибо «от скорби происходит терпение, от терпения опытность 18 , от опытности надежда» ( Рим.5:3–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

О судах и судьях Рим.2:1 . Здесь апостол запрещает судить человеку (пересуждать, сплетничать), который сам виновен в том же, в чем осуждаемый; в гражданских же судах судят люди невиновные в тех преступлениях, в которых обвиняются подсудимые. Если кто скажет: каждый человек в чем либо виновен, на это ответим вопросом: как же по слову апост. святые будут судить мир: 1Кор.6:2 ; а ведь, конечно, и они в чем либо виновны пред Богом: 1Ин.1:10 ? Да и ап. Петр сам говорил Христу, что он грешен: Лк.5:8 ; а между тем и ему завещано судить двенадцать колен Израилевых: Лк.22:30 . О молитве за умерших О церковном учительстве О возрождении О вере и делах О разделениях О законе христианском Об искуплении Об оправдании О вере и добрых делах Об оправдании О вере и добрых делах Рим.4:3 . Вера Авраама выразилась в самоотверженном деле возложения на жертвенник Исаака, сына своего: Иак.2:21 ; конечно, блажен человек, которому Бог вменяет праведность не зависимо от дел (ст. 6–7), но это не значит, чтобы добрые дела в деле спасения не нужны были; напротив, делами вера достигает совершенства: Иак.2:22 . О законе христианском Об обетованиях Божиих Рим.4:16 . Иудеи ближе нас были к Аврааму по потомству и прямо говорили, что «отец наш есть Ав раам»: Ин.8:39 ; но как дел Авраамовых не делали, то получили строгий и заслуженный ими приговор: «и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам»: Мф.3:9–10 ; при том из следующего 17 ст. видно, что Авраам поставлен Богом отцом многих народов: «как много звезд на небе», – это те, которые умерли в вере... и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле: Евр.11:12–13 . Тоже и о пытливости Рим.4:20–21 . Праведный Авраам, приемля обетование из рук Божиих, не на плоть свою умерщвленную и не на мертвенность Саррину смотрел, а на неложное слово всемогущего Бога: Лк.1:37 , и как он при сем смотрел только на единого Бога, могущего из камней воздвигнуть чад: Мф.3:9 , то не изнемог верою, он сразу поверил, как только услышал слово обетования (ст.20). Чем же укреплен Авраам? Тем, что все предоставил вере, а не разуму: ст.18. Отсюда св. Златоуст выводит: «итак, не быть пытливым – значит славить Бога; а быть пытливым – значит грешить против Бога»; Прит.3:5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/k...

Следует ли понимать глагол προγινσκω ст. 29 в обычном смысле «знать наперёд» или же в библейском смысле избрания Богом (хотя само слово редкое и встречается в греч. Библии ещё только в Прем.6:13; 8:8; 18:6 ; Деян.26:5 ; Рим.11:2 ; 1Пет.1:20 ; 2Пет.3:17 , но за ним стоит евр. )? Патриотическая экзегеза (начиная с Оригена и, в частности, Пелагий), стремясь избежать вывода о независимом от воли человека предопределении и в согласии с вышерассмотренным отнесением πρϑεσις к человеку, а не Богу, полагала προγινσκω в первом смысле: Бог знает наперёд выбор человека, но не предопределяет, не навязывает ему этот выбор. Такое значение глагола находится в согласии с его употреблением в Деян.26:5 и 2Пет.3:17 . Современные исследователи, однако, единодушны в том, что Бог «предузнал» означает: избрал прежде создания мира (см. «предзнание», «познание» в Быт.18:19 , Исх.33:17 , 1Цар.2:12 , Пс.17:43 , Прит.9:10 , Иер.1:5 , Ос.13:4–5 , Ам.3:2 , кумранские псалмы 1 QH 9:29– 30, Вознесение Моисея 1.14 и др.; «избрание» в 4Цар.19:25 , Ис. 22:11 и др.; ср. Еф.1:4 , 2Тим.1:9 ) 620 . Джон Мюрри так раскрывает библейское значение выражения ος προγνω: «на кого Он положил взгляд (whom he set regard upon)», «кого Он знал от вечности с особой любовью и радостью (whom he knew from eternity with distinguishing affection and delight)»; фактически оно эквивалентно: «кого Он предвозлюбил (whom he foreloved)» 621 . Как на решающий аргумент Шрейнер указывает на контекстуально ближайшее место Рим.11:2 : οκ πσατο ϑες τν λαν ατο ν προγνω «Не отверг Бог народа Своего, который Он предузнал» (КП), где προγνω «предузнал» выступает антонимом πσατο «отверг» 622 . Библейские и позднеиудейские понятия познания и избрания должны были быть хорошо известны адресатам Апостола из евреев, а христианам из язычников, как полагают исследователи, – в частности, из крещальных поучений. Также употребление редкого прилагательного σμμορφος «сообразный» во фразе συμμρφους τς εκνος το υο ατο «сообразных подобию Сына Своего» указывает на преображение, начинающееся в Крещении, где умирает ветхий человек и рождается новый для жизни во Христе, Который Сам есть образ Бога невидимого 623 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/poslan...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010