3 . Рассмотрим то место, где, как сказано, пребывает пророчество и где, как написано, находится его обиталище. Сказано: «[Девора] жила под пальмою, между Рамою и Вефилем» ( Суд.4:5 ). Пророчество обитает «под пальмою», потому что, как говорит Давид, «Праведник цветет, как пальма» ( Пс.91:13 ), ибо это пророчество ведет наученного ею к пальме «вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (ср. Фил.3:14 ). Еще сказано, что она живет «между Рамою и Вефилем». «Рама» переводится как «высоты», а «Вефиль» – «дом Бога». Обратите внимание, где живет пророчество – между высотами и домом Бога. Ибо в отношении обиталища пророчества невозможно ничего низменного, ничего ничтожного, ничего недостойного; как и Соломон, описывая жилище премудрости, говорит, что она обитает «при входах в городские ворота», на крепостных стенах и «возвышает голос свой» на высоких башнях (ср. Прит.1:20–21 ). Потому и сказано, что пророчество, представленное теперь в Деворе, обитает между домом Бога и высотами. Ибо оно учит нас искать не земного, но «горнего, где Христос сидит одесную Бога» (ср. Кол.3:1–2 ); сюда пророчество призывает нас взойти, сюда хочет возвести учеников своих. 4 . Итак, прежде всего женщина эта, как сказано, «послала и призвала Варака» ( Суд.4:6 ). «Варак» означает «вспышка». Конечно, вспышка есть свет, но свет непостоянный, ибо он светит ярко, но малое время и гаснет. Поэтому Варак, как мне видится, являет собой образ первого народа, который прежде всего был призван пророчеством слушать слово Божье и принимать дары Божественного закона, и он краткое время ярко горел и светился в сиянии закона, но не мог поддерживать этот свет долгое время и сохранять постоянную его яркость. И потому Девора сказала Вараку, то есть пророчество – первому народу: «Повелевает тебе Господь Бог Израилев: пойди, взойди на гору Фавор и возьми с собою десять тысяч человек» ( Суд.4:6 ), и прочее, что написано; посмотрим, что ответил пророчеству Варак, олицетворяющий народ: «Если ты пойдешь со мною, пойду; а если не пойдешь со мною, не пойду» ( Суд.4:8 ). Ты видишь, как пророчество донесло первому народу сказанное Богом, что дано ему повеление взойти на гору; но он извиняется и говорит: «Если не пойдешь со мною, не пойду».

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

82:19). Велик у нас сонм еретический, говорящий: «Видишь, как Он боится и робеет; видишь, как молится Отцу словами: « Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия »! Теперь Евномий радуется, теперь Арий веселится, как нашедшие хульные слова, шипящие против истины. Но не веселитесь вы, иноплеменники! Сокрушено ярмо нашего мучителя. С нами Бог (Числ. 14:9)! Знайте, язычники, и покоряйтесь; если опять усилитесь, опять будете побеждены; и если совет совещаете, разорит Господь; уста Господни сказали это — « Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия ». О, чаша, исполненная жизни и бессмертия! Из нее, осквернив своим зловерием, Евномий и Арий напояют ближнего коварной гибелью, считая горечью ее сладкое смешение мыслей, и не боясь голоса Писания, говорящего: « Горе тебе, который подаешь ближнему твоему питье с примесью злобы твоей ( горе напаяющему подруга своего развращением мутным ) (Авв. 2:15); горе говорящим горькое сладкое, и сладкое горькое; полагающим свет тьмой, и тьму светом; Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою » ( горе иже мудри в себе самих, и пред собою разумни ) (Ис. 5:20, 21). Мы же, возлюбленные, взяв чашу Господа нашего, с любовью почерпнем преисполняющего ее учения. « Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия »! Не по твоему, Арий — будто робеет Господь наш, или боится смерти; почему Он боялся бы, когда имел власть умереть и не умереть: « Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее » ( область имам положити душу мою, и область имам паки прияти ю ) (Ин. 10:18)? Если бы Он принуждался кем–нибудь, то ты верно бы сказал, что Он робеет; а теперь Он сам говорит: « Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее », т. е., «Я никем не принуждаюсь. Но как Я сам Себя истощил, приняв образ раба, без принуждения кем–либо, и Себе самом устроил тело для жительства: « Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его » ( премудрость созда себе дом ) (Прит. 9:1), — таким же образом могу и разрушенное смертью Свое тело воскресить для жизни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

В наше время путь блаж. Феодора – путь, заросший травой. Но пусть этот путь, путь полного отречения от земного, слишком высок. Пусть купец остается купцом, чиновник чиновником, земледелец земледельцем, только бы жили, не забывая Господа, не оскорбляя святых заповедей Его. Чем занят век наш? О том только хлопочут, как отыскать новые средства к жизни, и, находя, расточают их безумно; люди как в угаре от жадности к удобствам земной жизни. – «В поте лица твоего будешь есть хлеб твой», таково определение Божье о грешном человеке. Но надобно, чтобы труд твой для земли не был потерянным или во вред для вечности твоей. Ужели для тебя, как и для язычника, и боги и жизнь только на земле? Трудись, работай, но – всегда пред очами Бога, Судии всеведущего и строгого в правде. Не отнимай работой для земли ни времени, ни души твоей у дел служения Господу. Занимайся нуждами земными, но не иначе, как во славу Божью. Иначе, что ждет тебя, если ты пренебрегаешь Владыкою неба и земли? «Господи! кто может пребывать в скинии твоей? кто может обитать на святой горе Твоей? Тот, кто поступает непорочно, творить правду и говорит истину от сердца; – кто не клевещет языком своим, не делает другому зла; – кто клянется ближнему и не изменяет; кто сребра своего не отдает в рост и не принимает даров против невинного» ( Псал.14:1–5 ). «Бесполезно богатство в день гнева, а правда спасает от смерти» ( Прит.11:4 ). «Явилась благодать Божья, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, трезвенно, праведно и благочестиво жили в настоящем веке» ( Тит.2:11, 12 ). 21 ч. Воспоминание о преподобном МАСИМ греке Преподобный Максим, родом грек, по своим великим подвигам, вполне принадлежит св. русской церкви, для которой он остается светильником по своим сочинениям. 107 Получив начальное образование в отчизне в г. Арте, где отец был знатным сановником, Максим, по любви к наукам, путешествовал по Европе: в Париже у знаменитого грека Иоанна Ласкаря, потом во Флоренции и Венеции изучал словесные науки, историю, философию, богословие; основательно узнал языки латинский и древне греческий, познакомился с языками французским и итальянским. По возвращении в отечество, поступил на Афон и здесь в Ватопедской обители принял иночество.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Впрочем, если и земное, чувственное, дольнее будет в нас находиться в своих пределах, и под строгим управлением здравого ума и чистого сердца, будет послушно исполнять свое работное дело и служебное назначение: тогда все будет иметь свою потребность, свое достоинство, совершенство. Так при первоначальном сотворении и было в человеке плотское с духовным, дольнее с горним, земное с небесным в совершенном единстве, также, как и во всех делах творения преблагого и премудрого Творца было все совершенно: зело добро. На вечерне 59 вторника 2-я паремья. Прит. гл. 1:20–33 Премудрость призывает к учению своему, обещая великое благо послушным, и угрожая тяжкими бедствиями непослушным. «20. Премудрость возглашает на улицах, возвышает глас свой на площадях. 21. В начале многолюдных собраний проповедует и у ворот, при входе в город, такую вещает речь: 22. Доколе, невежды, вы будете любить невежество? Доколе буйным будет нравится буйство? И глупые доколе будут ненавидеть ведение? 23. Обратитесь к учению, вот я в обилии излию вам дух мой, предложу вам наставления мои. 24. Если же вы, когда Я взываю, не послушаетесь, когда простираю руку мою, никто не будет внимать, 25. презрите все увещание мое, и наставлений моих не примите: 26. то и Я посмеюсь вашей напасти, порадуюсь, когда придет на вас ужас; 27. когда придет на вас, как буря, ужас и беда принесется на вас, как вихрь, когда постигнет вас теснота и скорбь: 28. 60 тогда они будут звать Меня, и Я не отзовусь; 29. будут прилежно искать меня и не найдут, – за то, что они возненавидели ведение и не хотели благоговеть пред Господом. 30. Не приняли наставления моего, презрели всякое учение мое. 31. Пусть же снедают плоды дел своих, и восприемлют мзду начинаний. 32. Ибо порочность нечестивых убьет их, и беспечность невежд погубит их. 33. А слушающий меня безопасен и спокоен, не страшась зла». Общее содержание паремии то, что Мудрость, Мудрость небесная призывает людей учиться у нее и принимать наставления ее. Почему представляется в олицетворении, что она, избрав для проповедания учения своего места открытые, собрания общественных совещаний, многолюдные народные стечения, призывает всех слушать наставления Ее, для приобретения правого ведения истины и добродетели.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Вы не должны отделяться от других, как будто вы были оправданы; но собираясь в одно место, исследывайте, что прилично и полезно всем возлюбленным вообще. Ибо Писание говорить: " горе тем, которые мудры в себе самих и пред самими собою разумны " (Ис. 5:21). Соделаемся духовными, будем храмом совершенным Богу; сколько может зависеть от нас, будем размышлять о страхе Божием и подвизаться в соблюдении заповедей Господа, [так чтобы могли находить для себя радость в Его оправданиях]. Господь нелицеприятно судит мир; каждый получит мзду по своим делам: если он быль добр, то благость его предходит ему; если нечестив, то возмездие за нечестие последует за ним (Рим. 2:5-8). Смотрите, чтобы нам уже призванным не предаться покою и не уснуть в грехах своих, чтобы противник, восстав на нас, не покорил своей власти и не лишил нас царства Господня. Подумайте и о том, что вы видели столько знамений и дивных явлений среди народа иудейского, и Господь так оставил его. Итак, будем внимательны, чтобы не оказаться, как написано, многими званными, но немногими избранными (Мф. 22:14). Глава 5 Для того Господь предал тело Свое на смерть, чтобы мы получили отпущение грехов и освятились, - именно чрез окропление кровию Его. О нем написано иное для народа иудейского, а иное для нас. Относительно нас Писание так говорить: " Он язвлен был за беззакония наши и мучен был за грехи наши: кровию Его мы исцелели. Как овца, Он приведен на заклание, и как агнец пред стригущим его, не отверзал уст Своих " (Ис. 53:5-7). Итак, мы должны весьма много благодарить Бога, что Он и предуказал нам сбывшееся ныне и тем сделал нас мудрыми, - и не оставил нас в неизвестности о будущем. А на счет иудеев Он говорит: " не напрасно простираются сети пернатым " (Прит. 1:17). Говорит же это потому, что праведно погибнет человек, имеющий путь истины - знание, но не уклоняющейся с пути темного. И далее, Господь восхотел пострадать за нашу душу, хотя Он есть Господь всей вселенной которому прежде устроения века Отец говорил: " сотворим человека по образу и по подобно Нашему " (Быт. 1:26).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/66/f...

" Глупые, – говорит Премудрый, – умирают от недостатка разума» ( Прит. 10:21 ). В притче удовольствия мира уподобляются рожкам: рожок отличается большой жесткостью, но малой приятностью; так точно то, что в мире блестяще и заманчиво, сопряжено со многими трудами, а наслаждение доставляет малое. И вообще в нашей жизни больше трудов, чем удовольствий. Ведь и «дней лет наших – семьдесят лет, ...и самая лучшая пора их – труд и болезнь» ( Пс. 89:10 ). Наконец, бедствия вразумили его, и лишения обратили. «Накажет тебя нечестие твое, и отступничество твое обличит тебя» ( Иер.2:19 ). «Придя же в себя» ( Лк. 15:17 ). Хорошо сказано: «в себя». Когда мы грешим, мы вне себя, безумствуем, сбиваемся со своих мыслей; когда же начинаем вести себя по правде, возвращаемся в себя. «Придя же в себя, сказал». Здесь заметь тщательно, как оправдывается давно сказанное слово, что врачи употребляют лекарства чуждые и странные, а между тем мы в самих себе носим запас целебных средств. «Придя же в себя». Не постороннее какое-либо лекарство подействовало на него, но его собственная природа заявила свои требования и толкнула его на путь спасения. «Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода» ( Лк.15:17 ). Сыновьями называет божественное Писание тех, кто совершенно предан праведности и благочестию, наемниками же тех, кто не имеет всецелой преданности добродетели и не руководствуется в устроении своей жизни волей Божией, – кто хотя и разумеет благо, любит учение, но не отдается ему всецело сердцем. Таким-то людям, не имеющим всецелой любви, но вообще расположенным к благочестию, Бог дает плату, сообразно с их расположением. Поэтому вполне справедливо сказал он: «сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода». Возвращусь к Отцу моему, возвращусь к Тому, Кто сказал: «возвратись, душа моя, в покой твой» ( Пс.114:7 ). «И скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих» ( Лк.15:18–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Еще иной: может ли Ефиоплянин переменить кожу свою и барс — пятна свои , то и народ этот будет в состоянии творить суд, научившись злу (Иер.13:23). Еще иной: не стало милосердых на земле, нет правдивых между людьми; все строят ковы, чтобы проливать кровь; каждый ставит брату своему сеть (Мих.7:2). Также Бог говорит: ненавижу, отвергаю праздники ваши и не обоняю жертв во время торжественных собраний ваших (Амос.5:21). И Илия: сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее (3Цар.19:10). И еще Бог: Я оставил дом Мой; покинул удел Мой; самое любезное для души Моей отдал в руки врагов его (Иер.12:7). И еще Давид: приносили в жертву сыновей своих и дочерей своих бесам. И проливали кровь невинную, кровь сыновей и дочерей своих (Пс.105:37-38). 4. Видишь ли господство зла? Они стали псами и конями, безумнее ослов, бесчувственнее волов, и неистовствовали про­тив самой природы. Но по воплощении Христа — что говорит Писание? Отче наш, сущий на небесах (Мф.6:9). И прежде этого Писание говорило: пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым (Прит.6:9). А после того мы удостоились и усыновления Богу, и вписаны на небе, и ликуем вместе с ангелами, и принимаем участие в их песнопениях, и соревнуем бесплотным силам. Холмы уничтожены, капища разрушены, камень оказался камнем, дерево — деревом, растения — растениями, источники — источниками, потому что воссияло Солнце правды, и открыло природу вещей, которую прежде закрывала ночь заблуждения и глубокая тьма невежества, помрачавшая зрение обольщенных. Когда же густое облако заблуждения было рассеяно лучом Солнца правды, тогда везде стал свет и день, блистательный и постоянный полдень. Теперь и персы, женившиеся на матерях, соблюдают девство; и не знавшие своих сыновей и убивавшие их сделались сми­реннее и кротче всех; волки сделались смирны, как овцы, или лучше сказать, те, которые были хуже и волков, потому что волк не погрешает против природы, он узнает свое детище, а люди были свирепее и их.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Замечательно описание Иисуса сына Сирахова, как он всю жизнь стремился к мудрости (LI, 18–38; см. также VI, 18–37). «Только тот, кто посвящает свою душу размышлению о законе Всевышнего, будет искать мудрости всех древних и упражняться в пророчествах; он будет замечать сказания мужей именитых и углубляться в тонкие обороты притчей» (XXXIX, 1–2)… Мудрость передается не только через чтение, но и в живом предании, из поколения в поколение, через наставления, беседы и обличения мудрых (См., например, Прит. IV и Прем. Сир., IX, 19–20). Предание соединяет в себе знание и опыт праведников всех времен, как и всего избранного народа. Значение личного опыта приводит к тому, что для Ветхого Завета старость есть часто синоним мудрости. «Вспомни дни древние, помысли о летах прежних родов; спроси отца твоего и он возвестит тебе, старцов твоих и они скажут тебе» (Втор., XXXI, 7). «В старцах мудрость и в долголетних — разум!» (Иов, XII, 12). Однако, в той же книге Иова Елиуй возражает на это: «дух в человеке и Дыхание Вседержителя дает ему разумение. Не многолетние мудры и не старики разумеют правду» (XXXII, 8–9). Нравственный путь. Бог есть Источник нравственности и нравственного закона (напр., Ис., XLV, 23–24, XLVIII, 17). Поэтому богопознание невозможно без нравственной жизни (Ис., ШН, Прем. I, 4). Праведность есть признак богоприсутствия (Иис. Нав., XXII, 31); знать Бога значит быть нравственным (Uep.,XXII 16). Напротив, не знать Бога и быть безнравственным — одно и то же (напр., I Цар., II, 12, Иов, XVIII, 21, XXI, 14, 15, Ос. V, 4). Падение Адама и Евы сразу отвратило их от Бога. Бог, как Праведный, пребывает с праведниками (Пс. XXXVI). Праведник как бы водворяется в правде и милосердии Божием (Пс. LXX). Вообще мудрость по преимуществу дается праведным (Пс. СХ) в опыте нравственной жизни и познания Провидения (Ис., XXIX, 13–24). Вера, Основа праведности — вера. В Ветхом Завете нет учения о вере, и слово «вера» не имеет в нем того точного смысла, который оно приобретает в Новом Завете.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=120...

Здесь указывается на Премудрость, как на «творение» Всевышнего, т. е. в духе арианизма. У приточника ( Прит. 8:23–30; 3:19 ) и Иова (28:12–28) иначе говорится о происхождении Ипостасной Премудрости. В 38:4 5 читаем: «Господь создал из земли врачевства и благоразумный не будет пренебрегать ими. Не от дерева ли вода сделалась сладкою, чтобы познана бала сила Его? Для того Он и дал людям знание»... Здесь, очевидно, вспоминается чудесное услаждение вод Мерры ( Исх.15:23–25 ), но изложено это событие так обоюдно, что как будто не Божественное чудо, а «целебная сила» дерева произвела перемену во вкусе воды, хотя, с другой стороны, отсюда еще далеко до вывода Ейхгорна, 326 будто Сирах старается «рационалистически» излагать библейские события и удалять чудеса. Напротив, в 44 49 главах Сирах точно воспроизводит древние библейские повествования о чудесах (напр. 46:5–7,21,23; 48:2–11,24). Встречаются и моральные воззрения отличные от канонических писаний. Так, в 12:1–7 читаем: «давай доброму и благочестивому и не давай грешнику». Слишком практично! В 25:9–10: «девять помышлений похвалил я в сердце моем: это человек при жизни видящий падение врагов». Не так учили богодухновенные писатели (ср. Иов.31:29 ; Пр.25:22–23). В 30:6: «благоразумный отец утешается при смерти мыслию о том, что в мудром своем сыне оставил мстителя врагам своим». 30:17: «лучше смерть, нежели горестная жизнь». 31:24: «если ты обременил себя яствами, то встань из-за стола и отдохни». Не таковы советы Приточника Соломона. В 31:32 «что за жизнь без вина»?.. Еще: «горький да будет плач (над умершим)... по достоинству его, день или два для избежания осуждения, и тогда утешься от печали» (38:17). На показ печаль! Опять и опять видны идеалы жизни иные, чем у канонических писателей. Слишком мелочные советы: «если что выдаешь (прислуге или жене), выдавай весом и по записи» (42:6–7)... Отцы Церкви очень часто пользовались писанием Сираха в своих творениях. Так, Апостол Варнава цитует ее изречение: «да не будет рука твоя простерта к принятию и сжата к даянию» ( Сир.4:35 =Посл.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

И если мы так понимаем написанное, то, возможно, этот отрывок покажется достойным пера Святого Духа. Ибо какая мне в том польза, если я узнаю, что Гайский царь был повешен на двойном дереве? Но если я узнаю о двойной силе креста, на котором и Христос был распят во плоти, и были побеждены дьявол и воинство его, то душа моя будет научена пониманием тайны. А чтобы нам еще более возвысить величие этой тайны, скажем, что, возможно, под этим деревом, на котором распяты и добрый Христос, и злой дьявол – злой, чтобы погибнуть, а добрый – чтобы жить «силою», – понимается и «дерево познания добра и зла» ( Быт.2:9 ), как и Апостол говорит о Христе: «Хотя Он и распят в немощи, но жив силою Божиею» ( 2Кор.13:4 ). И не только жив, но и оживляет, ибо как «последний Адам, [Он] есть дух животворящий» ( 1Кор.15:45 ). Однако все это можно понимать как сказанное образно, ибо Сам Христос назван «древом жизни» (ср. Прит.3:18 ). А в других местах Он явлен и как священник, и как жертва, и как жертвенник, причем одно понимание не мешает другому, и каждое из них относится к Нему образно; также ныне то, что в образах таинств в одном видится многое, не станет для нас препятствием. 7 . Посмотрим, однако, что написано дальше. Сказано: «Так поражали их острием меча, что не оставили ни одного из них, уцелевшего или убежавшего» ( Нав.8:22–24 ). Когда иудеи читают эти строки, то становятся жестокими и жаждут человеческой крови, считая, что даже святые так поражали живущих в Гае, «что не оставили ни одного из них, уцелевшего или убежавшего». Они не понимают, что в этих словах, словно в тени, сокрыты тайны, и сказанное, скорее, указывает нам на то, что нам не должно оставлять в себе ни одного из этих демонов, чье обиталище – хаос и кто правит бездной, но всех их поражаем. Мы убиваем демонов, но не уничтожаем их сущность; ибо они стремятся склонить людей ко греху, и если мы грешим, они обретают жизнь, а если мы не грешим, то они гибнут. Таким образом, все святые убивают жителей Гая; они и уничтожают каждого и никому не позволяют убежать; это, без сомнения, те, кто ревностно хранит свое сердце, так что из него не «исходят злые помыслы» ( Мк.7:21 ), и бережет уста свои, чтобы с них не слетало «никакое гнилое слово» ( Еф.4:29 ); и не оставлять ни одного означает не позволять никакому худому слову исходить из уст.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010