Скачать epub pdf 19. 15 неделя по Пятидесятнице. О беседе Христа с законником. О любви к Богу и ближнему (Мф. 22:35–46) «Возлюби Господа Бога твоего... и ближнего твоего, как самого себя» ( Мф. 22:37–39 ). Основной заповедью Евангелия является, благочестивые слушатели, заповедь о любви к Богу и ближнему. В Евангелии от Матфея мы читаем: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим... и ближнего твоего, как самого себя ( Мф. 22:37–39 ). Почему мы призываемся прежде всего и больше всего возлюбить Бога? Потому, что Он прежде возлюбил нас ( 1Ин. 4:19 ). Из-за этой любви Он сотворил нас, даровал жизнь, а когда пришло время нашего искупления, то послал на землю Сына Своего Единородного, дабы Его жертвенной любовью спасти и спасать нас. С тех пор Он открывается нам как любовь ( 1Ин. 4:8 ), как Отец ( Мф. 6:9 ), любящий нас неизмеримо больше, чем мы любим Его. С тех пор Его любовь окружает нас, мы ею живём и движемся и существуем ( Деян. 17:28 ). Слово Божие говорит, что Господь стоит у двери нашего сердца) и стучит ( Откр. 3:20 ). Стучит и просит: Сын мой! Отдай сердце твоё Мне ( Прит. 23:26 ). Нам трудно любить того, кто не любит нас, кто отвращается от нас и не хочет иметь никакого общения с нами. Неизмеримо легче и приятнее любить того, кто сам любит нас и награждает нас дарами своей любви. Но что это за дары, которых жаждет и любит наша душа? Этими дарами является свет, добро, любовь, истина, красота, мир, радость, свобода духовная и другие. Все эти дары может даровать нам Бог, ибо Сам Он и есть свет ( Ин. 1:5 ), есть любовь ( 1Ин. 4:16 ), есть Истина и Жизнь ( Ин. 14:6 ), есть мир ( Ин. 14:27 ), святость ( 1Пет. 1:16 ), есть добро и милосердие ( Лк. 6:36 ). Выходит, что если мы хоть сколько-нибудь любим свет, добро, истину, любовь, мир и радость, то тем самым любим Господа, хотя, быть может, не всегда осознаём это. Но, однако, такая любовь – неполная, несовершенная любовь. Здесь мы больше любим дары Божии (добро, истину, мир и прочие), чем Самого Бога из-за слабой любви нашего сердца, души, разума и воли.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Сколь многие теперь подстерегают на дорогах, сколь многие подкапывают стены, сколь многие разрывают могилы умерших, сколь многие злоумышляли против чужих браков, сколь многие погубили многих при посредстве губительных ядов? Разве за это мы обвиняем судью? Никоим образом. Если бы он, захватив их для произнесения приговора, отпустил, — и человека, потерпевшего зло, наказал, а нанесшего почтил и, увенчав его, освободил, — то он поистине был бы достоин обвинения и самых крайних упреков; когда же они еще не преданы и не настало время приговора, и он еще не требует судебных разысканий, то зачем ты преждевременно осуждаешь? Но надлежало бы, скажешь, уже здесь воздать наказание за грехи. Поразмысли, человек, о той жизни, которую ты провел сам, войди в свою совесть, и ты переменишь мнение; не будешь хвалить этого приговора, но прославишь человеколюбивого Бога за долготерпение, Если бы каждого надлежало привлекать в суд для наказания за погрешности одновременно с совершением самых грехов, то род наш, давно исторгнутый, не дожил бы до настоящего времени. « Кто может сказать: «я очистил мое сердце, я чист от греха моего? » (Прит. 20:9). Но, когда скорбишь из–за долготерпения Божия, то с тщательностью исчисляй допущенные тобой грехи, и будешь благодарен за то терпение, придя в изумление пред Его незлобием. Ты смущаешься и сетуешь и все наполняешь унынием, потому что такой–то обогащается не по заслугам и пользуется услугами со стороны большинства; потом ты не слышишь, что говорит псалмопевец: « не бойся, когда богатеет человек, когда слава дома его умножается: ибо умирая не возьмет ничего; не пойдет за ним слава его » (Пс. 48:17–18)? Разве ты не слышишь, что пророк великим гласом взывает: « всякая плоть — трава, и вся красота ее — как цвет полевой » (Ис. 40:6)? Разве не видишь, что сама истина дел свидетельствует согласно с изречениями пророков? Разве не видишь, что опыт и конец жизни подтверждают собой сказанное: « умирая не возьмет ничего »? Послушай Иова, говорящего то же самое: « наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь » (Иов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Следовательно, не от силы царствования зависит покорность войска, но от помощи Божией; от ней — как победы над врагами, так и подчинение своих. « Господи! Что такое человек, что Ты открылся ему? Или сын человеческий, что Ты помышляешь о нем?» (ст. 3)? Другой переводчик (Акила) говорит: что есть человек, и ты знаешь его (και γνση). Третий (Симмах): что ты обращаешь внимание на него (γνωρζεις). Следовательно, велик должен быть тот, кто познает Бога, или — лучше — будет Познан от Него; и не только этот, но и тот, кому Бог откроет Себя. Поэтому весьма хорошо сказали семьдесят толковников: познался еси ему , — выражая, что не мы открыли Его, но Он Сам открыл Себя нам; не сказал пророк: что есть человек, познавший Тебя , но: « что такое человек, что Ты открылся ему »? 2. И Павел непрестанно выражает ту же мысль, — напр., когда говорит: « а тогда познаю, подобно как я познан » (1 Кор. 13:12). И Сам Христос: « не вы Меня избрали, а Я вас избрал » (Ин. 16:16). И еще в другом месте Павел: « но кто любит Бога, тому дано знание от Него » (1 Кор. 8:3). Потому же он непрестанно называет себя званным, показывая, что не сам он прибег, но наперед был призван. Так и в другом месте он говорить: « говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я » (Филп 3:12). Не сказал: я постиг, но: « говорю так не потому, чтобы я уже достиг ». Как же пророк говорит: « что такое человек »? Между тем другой говорит: « многие хвалят человека за милосердие, но правдивого человека кто находит » (Прит. 20:6). И еще иной: « по образу Божию сотворил его » (Быт. 1: 27). И действительно, он поставлен господином над всеми тварями. Есть и такие люди, которых « те, которых весь мир не был достоин » (Евр. 11:38). Но все это сказано о добродетели, когда люди исполняют ее; а в словах: « что такое человек » говорится о человеческой природе. Правда, велика и природа человеческая; велика, но если иметь в виду познание, какого она удостоилась, то в сравнении с ним она весьма несовершенна.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Следовательно, не от силы царствования зависит покорность войска, но от помощи Божией; от ней  – как победы над врагами, так и подчинение своих. " Господи! Что такое человек, что Ты открылся ему? Или сын человеческий, что Ты помышляешь о нем? " (ст. 3)? Другой переводчик (Акила) говорит: что есть человек, и ты знаешь его (και γνση). Третий (Симмах): что ты обращаешь внимание на него (γνωρζεις). Следо­вательно, велик должен быть тот, кто познает Бога, или  – лучше  – будет Познан от Него; и не только этот, но и тот, кому Бог откроет Себя. Поэтому весьма хорошо сказали семь­десят толковников: познался еси ему ,  – выражая, что не мы открыли Его, но Он Сам открыл Себя нам; не сказал про­рок: что есть человек, познавший Тебя , но: " что такое человек, что Ты открылся ему " ? 2. И Павел непрестанно выражает ту же мысль,  – напр., когда говорит: " а тогда познаю, подобно как я познан " (1Кор. 13:12). И Сам Христос: " не вы Меня избрали, а Я вас избрал " (Ин.16:16). И еще в другом месте Павел: " но кто любит Бога, тому дано знание от Него " (1Кор.8:3). Потому же он непрестанно называет себя званным, показывая, что не сам он прибег, но наперед был призван. Так и в дру­гом месте он говорить: " говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я " (Филп3:12). Не сказал: я постиг, но: " говорю так не потому, чтобы я уже достиг " . Как же пророк говорит: " что такое человек " ? Между тем другой говорит: " многие хвалят человека за милосердие, но правдивого человека кто находит " (Прит.20:6). И еще иной: " по образу Божию сотворил его " (Быт.1: 27). И действительно, он поставлен господином над всеми тварями. Есть и такие люди, которых " те, которых весь мир не был достоин " (Евр.11:38). Но все это сказано о добродетели, когда люди исполняют ее; а в словах: " что такое человек " го­ворится о человеческой природе. Правда, велика и природа че­ловеческая; велика, но если иметь в виду познание, какого она удостоилась, то в сравнении с ним она весьма несовершенна.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1071...

Так и в пророчестве сказано: грешнику же говорит Бог: что ты проповедуешь уставы Мои, а сам ненавидишь наставление Мое? Уста твои открываешь на злословие; сидишь и говоришь на брата твоего ( Пс.49:20 ). Итак, не извинителен ты, всякий человек, судящий другого: ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя; потому что, судя другого, делаешь то же. Вот ты разумеешь лучше, научаясь из закона, и уверен о себе, что ты наставник невежд: как же, уча других, ты не учишь себя? Не напрасно говорит нам апостол Иаков: не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению ( Иак.2:1 ), – когда способны не вразумлять, а более осуждать других. Господь в откровении показал Петру, что не должно никого почитать нечистым (Ср. Деян.10:15 ); потому не будем никого считать недостойным милости Божией, тогда и осуждать не станем. О молчании Разумный человек молчит ( Прит.11:12 ). О, окаянный аз! – взывал пророк Исаия, – яко человек нечисты устне имый, посреди людей нечистыя устне имущих аз живу ( Ис.6:5 ). И пророк Давид вопиял: спаси мя, Господи! яко умалишася истина от сынов человеческих: суетная глагола кийждо ко искреннему своему ( Пс.11:2, 3 ). Еще он же говорит: образумьтесь, бессмысленные люди! Когда вы будете умны, невежды? ( Пс.93:8 ). Познайте, что истребит Господь всех, кто имеет уста льстивые и язык велеречивый ( Пс.11:4 ). Все те погибнут, которых помыслы бродят и язык их расхаживает по земле ( Пс.72:7, 9 ). Но и о таких пророк молит Бога: восстань, Господи, наведи страх на них; пусть они знают, что во всякое время пути их гибельны, – в сердцах их нет страха Божия – начала премудрости, нет и помышления о Боге. А о таких, которые не думают и не говорят о Боге, как только об одном суетном и земном, уже сказано: снизойдут во ад все забывающие Бога ( Пс.9:18 ); Господь во гневе своем погубит их, и пожрет их огонь. Из сего видно, в каком опасном положении находимся все мы, которые любим говорить о земном и суетном, занимаемся лишь пустыми разговорами во всякое время! Тогда как только благий человек от благого сокровища (сердца своего) износит благое ( Мф.12:35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

   В-третьих, нет христиан, которые вообще не обладают дарами (1 Кор 12:7, Еф 4:7). Поэтому каждый несет ответственность за то, чтобы обнаруживать, развивать и полностью использовать способности, которые Бог дал ему для служения. Христианская семья     Семья является древнейшим и важнейшим установлением человеческого общества. И еврейская ветхозаветная традиция, и эллинистическая культура новозаветного периода под семьей понимают не только родителей и детей, но также родственников, принадлежащих к другим поколениям, слуг и даже друзей, экономически зависимых от главы семьи. Библия подчеркивает значение семьи как духовной общности и базиса, на котором происходит воспитание и становление характера человека.    Библия дает четкую структуру семьи с ясным распределением власти: муж является руководителем по отношению к жене, а родители руководителями по отношению к детям. Однако всякое руководство в семье это одна из форм служения, но никак не тирания, и потому все функции, относящиеся к служению домашнего руководителя, должны осуществляться с любовью (Еф 5:22—6:4, Кол 3:18—21, 1 Пет 3:1—7). Четвертая заповедь требует, чтобы Глава дома руководил всей семьей в соблюдении субботы; пятая заповедь чтобы дети уважали своих родителей и повиновались им (Исх 20:8—12, Еф 6:1—3). Пример исполнения пятой заповеди подал Сам Иисус (Лк 2:51). Позднее Он непримиримо выступал против такого поведения, которое, имея вид благочестия, на деле являлось уклонением от обязанностей по отношению к родителям (Мк 7:6—13). Последнее, что сделал Иисус перед смертью, проявил заботу о своей матери (Ин 19:25—27).    Семья должна быть сообществом, дающим знания о Боге и научающим благочестию. Детей необходимо наставлять (Быт 18:18—19, Втор 4:9, Втор 6:6—8, Втор 11:18—21, Прит 22:6, Еф 6:4) и побуждать к тому, чтобы они серьезно относились к учебе как к основе жизни (Прит 1:8, Прит 6:20). Дисциплина должна быть стержнем воспитания, в процессе которого дети научаются самоконтролю и приобретают жизненный опыт (Прит 13:24, Прит 19:18, Прит 22:15, Прит 23:13—14, Прит 29:15—17). В семье должна быть такая же целенаправленная, с нежностью поддерживаемая дисциплина, какая существует в семье Божьей (Прит 3:11—12, Евр 12:5—11).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Но есть и человеческая некая мудрость; это - опытность в делах житейских, по которой называем премудрыми сведущих в одном каком-нибудь из полезных искусств. Поэтому у писателя сего приглашением к премудрости и занята не малая часть книги. Премудрость во исходех поется, в стогнах же дерзновение водит, на краех же стен проповедуется (Прит.1,20-21). Видя ревность людей, видя, что все мы естественным образом любим знаменитость премудрости, Соломон похвалами премудрости возбуждает души стремиться к ней без укоснения и нерадения. Говорит, что везде много о ней речей, на путях, на торжищах, на городских стенах. Для того именует врата, стогны, стены, чтобы наименованием исходов и стогн показать знаменитость премудрости, а наименованием ее стен - ее пользу и достаточность для всякой безопасности в жизни. И желая освоить нас с нею, говорит: нарцы премудрость сестру тебе быти; и еще: возжелей ея, и соблюдет тя (Прит.7,4; 4,6). Потом, показывая общеполезность ее, и что польза от нее простирается равно на всех, говорит: закла своя жертвенная, то есть уготовала твердую пищу для обучивших душевные чувствия долгим учением; раствори в чаши своей вино, веселящее сердце человека; а под чашею разумеет он общее и всенародное причащение благ, где всем дозволено с одинаковым правом почерпать сколько кто может, и сколько кому потребно; и уготова свою трапезу (Прит.9,2). Все говорит в высшем знаменовании, под образом телесного давая нам разуметь духовное. Ибо словесную пищу души называет трапезою, к которой созывает с высоким проповеданием, то есть учениями, не заключающими в себе ничего низкого и презренного. Иже есть безумен, да уклонится ко мне (Прит.9,4). Ибо как больные требуют врачевания, так безумные имеют нужду в мудрости. И: лучше бо сию куповати, нежели злата и сребра сокровища (Прит.3,14). И: честнейша же есть камений многоценных всяко честное недостойно ея есть (Прит.3,15). И: сыне, аще премудр будеши, себе премудр будеши и искренним твоим (Прит.9,12). И: сыну же мудру благопоспешна будут дела (Прит.13,14). И вообще, в истине сего слова можешь ты увериться, собрав на досуге все, что сказано о премудрости у Соломона.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/70/f...

Итак, этими словами и подобными им дает отрочати юну здравое чувство слуха. Когда же говорит: не внимай злей жене; и еще: ниже утверди ока своего к ней; и: очи твои право да зрят, тогда, очевидно, дает отрочати как бы душевное зрение (Прит.5,3; 9,18; 4,25). И когда увещевает: яждь мед, сыне да насладится гортань твой (Прит.24,13), медом в переносном смысле называя Божественное учение; ибо сказано: коль сладка гортани моему словеса Твоя, паче меда устом моим (Пс.118,103), тогда увещанием сим образует в душе духовный вкус, о котором говорится: вкусите и видите, яко благ Господь (Пс.33,9). А есть и осязание душевное, чрез которое прикасается к душе премудрость, как бы объемлющая своего любителя. Ибо сказано: возжелей ея, да тя объимет (Прит.4,6,8). И еще Екклесиаст говорит: время обымати и время удалятися от обымания (Еккл.3,5). Тела нечистыми объятиями оскверняются, а душа, объятием премудрости вся и всецело с нею соединившись, исполняется святыни и чистоты. Так дает чувство отрочати юну. А как сообщает смысл? Когда говорит: не упользуют имения в день зол (Прит.11,4). Ибо сим в сердце твое влагает помышление о том дне, в который множество имений не поможет тебе и не избавит тебя от вечного наказания. И когда говорит: незлобивии наследуют землю (Прит.2,20), ту землю, которой наследники и кроткие, как по словам псалмопевца: кротцыи же наследят землю (Пс.36,11), так и по ублажению Господню, ибо сказано: блажени кротцыи, яко тии наследят землю (Мф.5,5); и еще, когда говорит: славу премудрии наследят (Прит.3,35), тогда возбуждает душу к вожделению обетованных благ. Сей-то смысл дает отрочати юну, то есть боязнь того, что угрожает грешным и вожделение того, что уготовано праведным. Сих бо послушав, мудрый премудрее будет (Прит.1,5). Писание свидетельствует о великой силе притчей, а именно, что они превосходят мудрость мудрых и что преподанное в сей книге важнее уроков, какие найдешь у мудрых. Почему ученики у других учителей люди неискусные, а слушатели сей книги мудрые. Поелику же слово " мудрый " , имеет не одно значение, и мудрыми называются как мудрецы века сего, так приявшие истинную мудрость - Господа нашего Иисуса Христа чрез веру в Него, то людям, которые вне нашего учения, когда приступят к здравому учению притчей, Писание обещает, что сделаются они премудрейшими, презрев знание суетного и обратившись с удивлением к истине.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/70/f...

Счастливее всего человек, который ни богат, ни беден, а имеет необходимое для жизни, Прит.30:8 . В особенности пророки должны были иначе обсуждать социальный контраст, так как внимание к своим идеям они встречали большей частью среди бедных и терпящих нужду, ср. Ис.14:30–32 . Поэтому уже у пр. Исайи понятие евион, бедный, делалось религиозным понятием совершенно сходным со сродным понятием «ани» в псалмах. Но, не смотря на это, благосостояние повсюду рассматривается, как действительное благо и как благословение, на которое благочестивый с уверенностью может рассчитывать: «Блажен боящийся Иеговы: плодами трудов своих он будет наслаждаться», Пс.127:1 и 9. Божественная премудрость дарует своим последователям богатство и почести, Прит.3:16; 15:6 . Поэтому и в повествовавших богатство мужей благочестивых выставляется с чувством удовлетворения, ср. Быт.13:2; 26:13 ; Иов.1,4–42 . И мудрые приточники знают, что богатство – замок крепкий, между тем как беднякам нет опоры, Прит.10:15; 18:1 . Бедный – в тягость даже другу, а богатый – любим всюду, Прит.14:20 . Богатый господствует над бедным, а должник – раб своего заимодавца, Прит.22:7 . Вследствие этого, основного воззрения, а еще более в силу присущей ей глубокой гуманности ветхозаветная религия должна была рассматривать смягчение социальных крайностей, как неустранимый долг. Пророки не довольствуются тем, что порицают всем известные жестокости и несправедливости сильных, они также неутомимо убеждают к сострадательной деятельности в отношении к нуждающимся соотечественникам и живущим среды израильтян иноземцам. Истинно праведный дает хлеб алчущему и одевает нагого Иез.18:7–16 . Кто делает это, тот правильно совершает пост, Ис.58:6 и д. Тому же поучает литература о премудрости во многих и прекрасных увещеваниях, Прит.3:27; 14:21; 22:19 . В своем обозрении своей прежней жизни – одном из прекраснейших ветхозаветных отделов – Иов говорит: «я спасал страдальца, вопиющего о помощи, и сироту беспомощного; несчастным я был благословляем, и сердце вдовы я наполнял радостью, я был отцом для бедных, я заботливо разбирал тяжбу неизвестного мне.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

См., например, Премудрость Соломона 7:22, «Премудрость, сформировавшая все вещи»; 8:5-6, «Премудрость, действующая причина всего (...), сформировавшая все существующее». Однако многие часто цитируемые ссылки на самом деле не столь ясны, но говорят об ассоциации Премудрости с Богом в творении довольно расплывчатым и неопределенным образом. Это касается Бен-Сиры 24 и даже Прит. 8, Хагерманн преувеличивает аргументы в пользу широко распространенной доктрины действия Премудрости в творении в эллинистическом иудаизме (Hagermann 1961). См. Burney 1926, 170-73; Simonetti 1965, 9-87; van Parys 1970, 363-79; Del- Cogliano 2008, 183-190. См., в частности, Афанасий, Послание о постановлениях Никейского собора 3.13-14, где он говорит, что Ариане «вставляли в каждое место этот отрывок (Прит. 8:22), и говорили, что Сын был одним из творений, и считали Его одной из вещей, имеющих начало». Василий в Против Евномия 2.20-25 делает то же самое, сравнивая Прит. 8:22 с военной базой, с которой Ариане запускают нападение на веру. Также см. Athanasius, Orat. Contr. Arianos 2.1, 44; Hilary, de Synodis 16, 17; de Trinitate 1.35; 12.1, 35; Epiphanius, Pan. 2.69.25, 2.83.20; Athenagoras, Supplic. 10.2, 3; Tertullian, Contr. Hermog. 18; Didymus, Frag, in Prov.; Gregory of Nazianzus, Orat. 30.2; Augustine, de Trinitate 1.12 (24); Eusebius, Eccl. Theol. 3.1.1-3.2.8 (a rich discussion which refers to the Hebrew); Gregory of Nyssa, Contr. Eunomium 1; Jerome, Comm. Eph. 2.10; Comm. Micah 4.8, 9; Comm. Isa. 26.13; Epistle 140 ad Cyprianum. Ср. Ambrose, Hexaemeron 1.4.15; Augustine, de Genesi ad litteram 1.2; Epiphanius, Pan. 2.73.7. Тема «воплощения» имплицитно присутствует уже в Прит. 8. Творческая, космическая Премудрость «восхищается человечеством» (Прит. 8:30), и ее роль в мире является искупительной­: если человечество слушает ее, то оно получает «жизнь и благосклонность от Господа» (Прит. 8:35). Эта тема разработана в Бен-Сира 24: существовавшая до сотворения мира Премудрость-Тора ищет место в мире и, наконец, находит свой дом в Израиле (Бен-Сира 24:7-13), которому она приносит благословение.

http://bogoslov.ru/article/6168474

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010