2:5 . Любовь к Богу человек должен продемонстрировать путем соблюдения Его заповедей ( Втор. 6:5,6 ); эту концепцию разделяли повсюду в Древнем Израиле. 2:6 . В древних нравственных увещеваниях моралисты обычно призывали подражать Богу или знаменитым учителям. Иоанн здесь указывает на образец жертвенной любви Иисуса, вплоть до смерти ( Ин. 13:34,35 ). 2:7,8. В древности парадокс был ярким литературным приемом, который заставлял слушателей задуматься над значением слов; Иоанн использует здесь такой парадокс («древняя, не новая», но и «новая» одновременно). Заповедь о любви была старой, неотъемлемой составляющей слова Божьего (Втор. 6и Лев. 19 – тексты, которые цитировал Иисус – см.: Мк. 12:30,31 ), но и новой заповедью, которая зиждется на новом и совершенном примере ( Ин. 13:34 ). Многие иудейские предания, которые использовали образ «света – тьмы» для описания добра и зла, изображали современный век местом, в котором часто господствует зло, а век грядущий – с позиций победы света. 2:9–11. Сепаратисты, или отступники, изгнанные из христианской общины, к которой обращается Иоанн, разорвали отношения с истинными христианами, тем самым показав, что ими движет «ненависть», а не «любовь». «Ветхий Завет и иудаизм запрещали «ненависть к своим братьям и сестрам» ( Лев. 19:17 ); в контексте иудаизма этот термин относился к собратьям-иудеям (хотя ср. также: 19:34); в контексте христианства он относится к собратьям-христианам. 2:12–14 Наставления, обращенные к разным группам Выражение «пишу вам» вряд ли говорит о намеренном желании подчеркнуть отличие от фразы «я написал»; стилистические вариации были обычны в тексте и призваны разнообразить его, сделать более интересным. Можно было отметить в письме: «я написал», когда речь шла о процессе написания, об еще не оконченном послании; с точки зрения греческой грамматики, это называется «эпистолярным аористом». С одной стороны, обращения «отцы», «юноши» и «дети» (Иоанн не включает сюда женщин, поскольку в языке категорий, которые он здесь употребляет, для смешанных групп использовалась форма мужского рода) могут отражать разные этапы возрастания в христианской вере; см. коммент ко 2:1. С другой стороны, некоторые авторы обращались с разными нравственными наставлениями к разным возрастным группам, акцентируя внимание на конкретных моментах для каждой из них (см., напр., работы греческого «оратора IVb. Исократа; послание греческого философа Эпикура; ср.: Прит. 20:29 ; 2Тим. 2:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

1:1,2 . Эти два стиха являют собой образец высокохудожественной классической прозы на древнегреческом языке, здесь в оригинале используется особый литературный прием – аллитерация (пять греческих слов в ст. 1 начинаются с буквы р). Автор также имитирует здесь стиль пролога Книги Премудрости Иисуса, сынаСирахова, которая была весьма популярна в тот период и, несомненно, знакома его читателям (для современного читателя эта одна из апокрифических книг). Христос представлен здесь как вечное Слово Божье; древний иудаизм отождествлял Слово Божье с Его Премудростью. Тезис о том, что Бог сотворил все сущее через Премудрость, или Свое Слово, звучит и вВетхом Завете (напр.: Прит. 8:30 ; Пс. 32:6 , где содержится ссылка на Быт. 1 ), а впоследствии развивается и в иудаизме. Как полнота Слова Божьего Христос являет Собой подлинное, но частичное откровение Бога в законе. Выражение «в последние дни» взято из Ветхого Завета, это описание времени завершения земной истории ( Ис. 2:2 ; Иез. 38:16 ; Ос. 3:5 ; Мих. 4:1 ; ср.: Втор. 4:30,32; 8:16 ), ныне явленное во Христе. Термин «наследник» относится к лицу, которому по завещанию предназначена собственность; см. также коммент. к ст. 4. 1:3 . Еврейские авторы, писавшие по-гречески, часто говорили, что божественная Премудрость олицетворяет собой «образ» Божий, печать естества Его, которая была поставлена на всем остальном творении (как изображение на монетах). Сидеть по правую руку верховного правителя считалось великой честью, и здесь ссылка на Пс. 109:1 , который прямо цитируется в 1:13. «Очищение от грехов» было обязанностьюсвященников; упоминание об этом предваряет анализ этой темы далее в книге. 1:4. Некоторые еврейские писатели Диаспоры приписывали ангелам участие в творении, но ранние христианские авторы неустанно отрицали это ( Кол. 1:16 ), как и многие иудейские учителя. Здесь Иисус возвеличивается и получает титул, превозносящий Его над ангелами, – Сын (1:5). Некоторые иудейские учителя говорили, что Бог оказал честь Израилю, возвысив его над ангелами тем, что даровал ему закон, ноздесь имеется в виду несколько большее, чем сравнение с Израилем, поскольку Иисус Сам олицетворяет Собой божественное Слово (1:1–3) и имеет статус «сына», которого ангелы не имеют; этот титул применяется к ангелам в общем смысле, например в Иов. 1:6 , а Иисус выделяется как Сын в особом смысле (важно отметить, что здесь перед словом «Сын» стоит определенный артикль). Первые читатели, которыестремились совместить свои представления о божественной природе Христа и Его человеческой природе, рассматривая Его одновременно и как сверхчеловека, вероятно, хотели бы отождествить Его и с Ангелом, как некоторые христиане из иудеев во II в., но автор отвергает такой компромисс как несостоятельный (2:5–18).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

3.2.      Новые паремии. Некоторые из этих новых текстов весьма примечательны. Так, например, 2-я паремия в службе праведному Филарету Милостивому (1 декабря ), имея средний объем, включает как первый стих книги Иова, так и один из последних, и представляет собой, по сути дела, краткое изложение истории этого знаменитого библейского персонажа. Напротив, паремии в службе княгине Ольге (11 июля) производят странное впечатление: не заметно ни малейшей попытки «округлить» текст, придать первому стиху вид начала текста: первая паремия открывается союзом «и», во второй после первого слова видим частицу «же», третья — вероятно, вообще одна из самых коротких паремий: это первые четыре стиха (из 23 в церковнославянском тексте ) гимна доброй жене (Прит. 31:10—32). Однако при всех достоинствах и недостатках новых паремий их объединяет одно: все они скопированы из Елизаветинской Библии, и, таким образом, не являются образцами служебного текста. Это относится и к таким паремиям, которые включают в себя (полностью или частично) старые (например, 2-я и 3-я паремии в службе Царственным страстотерпцам, 4 июля): общая часть также воспроизводится по библейскому тексту. 3.3.      Старые паремии в новой редакции. Можно указать по меньшей мере три случая, когда в новых службах использованы старые паремии, однако их текст приведен в соответствие с Елизаветинской Библией; в старых же службах, унаследованных ЗМ от дореволюционных изданий Миней, эти же паремии сохраняются в служебной редакции. Первое из этих чтений — «Тако глаголет Господь: да возвеселится пустыня жаждущая... отбеже болезнь, печаль и воздыхание»  (Ис. 35:1–10). В КбМ она помещена в службе 1-го часа в навечериеБогоявления, а также входит в состав великого освящения воды, совершаемого в тот же день. В ЗМ это чтение (уже без специального инципита и с несколько отличным началом: «Радуйся, пустыня жаждущая... отбеже болезнь, печаль и воздыхание») входит, например, в состав служб праведному Симеону Верхотурскому (12 сентября), преподобному Михею Радонежскому (6 мая) и преподобному Нилу Сорскому (7 мая). Однако в службе крещенского сочельника (6 января) паремия дана в служебной редакции.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Большинство иудеев верили, что десять из двенадцати израильских племен затерялись на столетия и что они будут восстановлены только в конце времен. Но они, однако, должны были где-то существовать, поэтому вступительные слова Иакова могут звучать так: «Всем моим братьям и сестрам, рассеянным по всему миру». Евреи «диаспоры», или «рассеяния», проживали не только в Римской империи, но и в Парфии, и Иаков, возможно, познакомился с иудеями из многих мест, которые могли в качестве паломников посещать Иерусалим по праздникам. Некоторые комментаторы считают, что он имеет в виду символическое обозначение всех христиан как духовных израильтян – по аналогии с 1Пет. 1:1 , но, учитывая контекст послания, Иаков, вероятно, все же обращается конкретно к христианам из иудеев. 1:2 . В данном послании рассматривается вопрос, который особо его волнует: бедность и притеснения бедных богатыми (1:9–11; 5:1–6; ср.: 2:5,6). 1:3,4. В иудейской традиции постоянно подчеркивалась необходимость стойко переносить все испытания и особое радостное чувство приобщения к Богу в процессе испытаний через веру в верховенство Бога. (Философы-стоики также акцентировали внимание на умении довольствоваться имеющимся, даже в страданиях, считая, что каждый может владеть собой в бедственной ситуации, но не может контролировать богиню судьбы.) Такие обращения к своим читателям, как «друзья», «возлюбленные», «братья», были характерны для нравственных наставлений в древности; обращение «братья» использовалось как по отношению к землякам, соотечественникам, так и к собратьям по вере. Здесь применяется особый риторический прием, известный под названием «цепочка», «лестница» или «каскад», когда одно понятие следует за другим, образуя ряд из нескольких элементов (как здесь; см. также: 1:14,15; Рим. 5:3–5 ; 2Пет. 1:5–7 ). Перечень пороков и добродетелей тоже может быть своего рода литературным приемом. 1:5 . В иудейской литературе мудрости часто подчеркивалась необходимость стойко переносить испытания, а также давались практические советы по этому поводу. Первый ветхозаветный пример на эту тему – просить у Бога мудрости (ср.: 4:2,3) – встречается в 3Цар. 3и 9 (ср. также в апокри-фах, Прем. 8:21; 9:5 ; Сир. 51:13,14 ), а Бог считался вечным источником мудрости (напр.: Прит. 2:6 ). В иудейской традиции обвинения или обличения в обычных условиях считались грубостью, хотя обличения воспринимались с почтением.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Въ комъ есть Духъ тотъ творитъ волю Духа и согласуясь съ Духомъ умерщвляетъ плотская (Рим. 8, 13) и живетъ Богови, подчиняя и порабощая тело свое и умерщвляя его, чтобы, проповедуя инымъ, самому быть знаменемъ (signum) и прекраснымъ образцомъ для верующихъ (1 Кор. 9, 27). О такихъ рабахъ и сказано, что они достойны Духа Святаго, такъ какъ они не отвергаются, но будутъ избранными предъ Богомъ и человеки: ибо въ человеке нетъ ничего изъ плотскихъ особенно въ девственникахъ и девственницахъ, но все плоды ихъ суть плоды духа и жизни, и они по–истине суть градъ и домъ, и храмъ, въ которомъ вселяется и обитаетъ Богъ, и ходитъ между ними (2 Кор. 6, 16) въ обществе святомъ небесномъ. Ибо чрезъ плоды духовные вы являетеся, якоже светила въ слово животно придержаще (Флп. 2, 15–16), и такимъ образомъ будете по–истине похвала, и слава, и венецъ и радость рабовъ благихъ о Господе Христе. Ибо все васъ познаютъ, что вы — семя благословенное отъ Господа (Ис. 61, 9), семя, воистину славное и святое, царство священническое, народъ святый, народъ (1 Петр. 2, 9), которыя не нарушаются ни погибаютъ. Ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Богъ любящимъ Его и хранящимъ заповеди Его (1 Кор. 2, 9). Глава X. Уповаемъ же о васъ, что вы размыслите о томъ, что необходимо для вашего Такъ говоримъ мы о томъ, о чемъ говоримъ, по причине дурной молвы и слуха о безстыдныхъ людяхъ, которые живутъ съ девами подъ предлогомъ и подвергаютъ душу свою опасности, и ходятъ съ ними одни, въ дороге и пустыне, путемъ, полнымъ опасностей, соблазновъ, сетей и пропастей. Совершенно не подобаетъ такъ жить и боящимся Бога. Иные же едятъ и пьютъ съ девами и святыми въ (за столомъ), въ и непотребствахъ многихъ: это не прилично вернымъ, особенно темъ, которые избрали святость. собираются для смеха, чтобы говорить злое другъ о друге и охотиться словами одинъ противъ другаго, и пребываютъ праздны: съ таковыми заповедуемъ вамъ даже хлеба не есть. Иные обходятъ дома девственниковъ и девственницъ, подъ предлогомъ ихъ, или или ихъ, или ихъ, поелику суть праздны и нисколько не трудятся, изыскивая то, что не есть необходимо, и посредствомъ нежныхъ словъ барышничая именемъ Христовымъ. Такихъ отвращается божественный апостолъ (Рим. 16, 18) по множеству ихъ, какъ написано: прозябаетъ въ рукахъ праздныхъ, и пути праздныхъ исполнены (Прит. 15, 19). Глава XI.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=694...

1:12,13. В Ветхом Завете термин «святые», или «отделенные», относится к Израилю. «Наследие» Израиля прежде всего заключалось в даре Земли обетованной, но в иудейском предании указывалось на окончательное владение грядущим миром. Христиане стали наследниками этих обетовании во Христе. «Свет» и «тьма» символизировали собой добро и зло, соответственно (напр.: Пс. 26:1 ; Ис. 9:2; 42:6; 49:6; 58:8–10; 59:9; 60:1 ), и эти образы часто указывали на борьбу между силами добра и зла (в Свитках Мертвого моря и часто в древней литературе). (Многие люди на древнем Ближнем Востоке насильственно выселялись со своих земель могущественными правителями и вынуждены были жить на чужбине, и некоторые исследователи полагают, что здесь имеется в виду такое «переселение» из одною царства в другое. Но читателям Павла ближе и понятнее был образ провинциала, который обрел права римского гражданина, или язычника, принимающего иго Царства Божьего в иудаизме; см. также коммент. к 1:14.) 1:14–23 Верховенство Христа Некоторые колоссяне, которые придерживались чуждых христианству воззрений, стремились подчеркнуть особые формы духовности, свойственные их культуре (см. коммент. ко 2:16–23); Павел настаивает на том, что во Христе явлена вся полнота истины (ср: 2:6–15), и описывает Христа в терминах иудаизма, где обычно персонифицируется Премудрость. Этот язык для ранних христиан был понятен – как отражение образа Христа; в иудаизме Премудрость олицетворяла Бога, и корни этого образа в иудейской традиции восходят, по меньшей мере, к Прит. 8 . (Можно предположить также, что Павел в 1:15–20 цитирует два христианских гимна; цитаты подобного рода обычно приводились без ссылки на первоисточник. Но все сказанное не более чем предположение – несмотря на полное единодушие исследователей по этому вопросу, – поскольку нет убедительных свидетельств для подтверждения или опровержения этого тезиса.) 1:14. «Искупление» – выкуп раба на свободу; в Ветхом Завете Бог искупил Израиль из рабства в Египте посредством крови первородных и пасхального агнца. Это может соответствовать образу переселения плененного народа из одного царства в другое (1:13). Филон тоже верил, что Логос (Слово Божье) участвовал в искуплении; но этот образ становится более понятным, если его рассматривать как часть 1:15–17.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

2. Композиция и стиль псалма Псалом 120 имеет много общего с псалмами 125 и 127. Все три «песни восхождений» (Пс. 120, 125 и 127) состоят из двух частей, каждая из них имеет свою ключевую тему; пропорциональное соотношение между количеством строк первой и второй части во всех трех псалмах примерно одинаковое; между последним стихом первой части и первым стихом второй части существует смысловой разрыв. Некоторые исследователи считают, что подобные особенности композиции псалмов свидетельствуют об их попеременном исполнении двумя хорами . В текстах наблюдается высокая степень согласованности в лексике, в используемых образах и метафорах, в структуре ответа на поставленные вопросы. Три псалма в своей совокупности дают всесторонний ответ на общие для всех трех текстов проблемы диалога человека с Богом. Может возникнуть предположение, что данные псалмы задумывались как твердый ответ на часто задаваемые вопросы веры . Вопросо-ответная форма первых двух стихов псалма 120 типична для литературы мудрости (Прит. 5:15–23, 23:29-30; Иов. 11:7–12, 15:14–16). Если псалом 120 написан в виде диалога, то логично задать вопрос: кем являются собеседники? А. Вайзер считает, что собеседниками могли быть отец и сын или группа домочадцев, которые напутствуют паломника утешительными словами — не бояться священных гор (Цафон и Ямин, Фавор и Ермон; Пс. 88:13), мимо которых доведется идти в Иерусалим . К. Сейбольд также предположил, что изначально псалом был личным исповеданием веры человека, находящегося в беде, а путем последующего добавления стихов 4, 7–8 он адаптирован под «литургию благословения» . Р. Киттель полагал, что псалом был задуман как «внутренний диалог», разговор молящегося со своей собственной душой . При этом Киттель не может не согласиться, что псалом имеет литургическую форму, и словно уходит от проблемы, когда говорит, что в данном псалме паломник является «священником самому себе» . Среди прочих гипотез Э. Цэнгер и Ф.-Л. Хоссфельд указывают, что, по мнению некоторых ученых, псалом 120 мог быть формой диалога между паломниками по прибытии в Иерусалим или обменом репликами между паломниками и священником, встречающим их на пороге храма . По Г.-И. Краусу, это могла быть не «литургия входа», а «литургия прощания» исполняемая при вратах храма . В таком случае гимн — своего рода священническое благословение. Действительно, обозначенные в последних двух стихах пожелания «да сохранит тебя Господь...» (Пс. 120:7–8) напоминают благословение Аарона, которым напутствовали уходящих из храма паломников (Числ. 6:24–26) . Более того, как утверждал в свое время Ф. Бетген, между «я» и «Израилем» в стихах 4 и 5 есть определенное тождество, свидетельствующее о том, что голос паломника или священника мог быть представлен хором общины или левитов .

http://bogoslov.ru/article/6177544

2. На этот же предмет указывает и следующее изречение: кузнец, взяв кусок железа, наперед смотрит, что ему делать: косу, меч или топор. Так и мы наперед должны рассуждать, к какой нам приступить добродетели, чтобы не напрасно трудиться (Дост. ск. 35). Ближе бы всего, конечно, руководиться своим рассуждением, если бы его всегда на все и у всех доставало. Но как этого сказать нельзя, то более верное и безопасное руководство есть: б) Совет опытных. 3. В сем смысле говорит св. Антоний: я знаю монахов. которые после многих трудов пали и подверглись безумию, потому что понадеялись на свои дела и презрели заповедь Того, Кто сказал: «вопроси Отца твоего, и возвестит тебе» ( Втор. 32, 7 ). (Дост. ск. 37). 4. И еще: Св. Писание говорит: «имже несть управления, падают аки листвие» ( Прит. 11, 14 ), и заповедует ничего не делать без совета, так что не позволяет даже духовное питие, веселящее сердце человека, пить без совета, когда говорит: «без совета ничего не твори» ( Сир. 32, 21 ), и: с советом пей вино. – Человек, без совета делающий дела свои, походит на город неогражденный, в который, кто ни захочет, входит и расхищает его сокровища (Patr. Gr. t. 40, p. 1098). 5. Спрашивать других св. Антоний считал столь спасительным делом, что даже сам учитель всех обращался с вопросом к ученику своему, преуспевшему однако ж, и как тот сказал, так и поступал. Ибо повествуют, что когда авва Антоний получил от императора Констанция письменное приглашение прибыть в Константинополь, то обратился к Павлу препростому с вопросом: должно ли мне идти? И когда тот сказал: если пойдешь, будешь Антоний, а если не пойдешь, то будешь авва Антоний – чем не одобрялось такое путешествие, – то он спокойно остался на месте (Достоп. сказ. 32). 6. Так и всем другим советовал он поступать, говоря: монах, если можно, должен спрашивать старцев о всяком шаге, который делает в келье своей и о всякой капле воды, какую выпивает. Я знаю некоторых монахов, которые пали потому, что думали одни, сами по себе, угодить Богу (Patr. Gr. t. 40, p. 1082; Дост. ск. 38).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

4 . Когда люди видят, как я, согласно моим возможностям, творю милостыню, не знают они, делаю ли я это по заповеди Божией или ищу похвалы людской. Быть праведным «пред Богом» – дело непростое; это значит, что человек делает доброе не для иного чего, как только ради добра и лишь от Бога ищет воздаяний за свое доброделание. Об этом говорит и Апостол: «Ему и похвала не от людей, но от Бога» ( Рим.2:29 ). Блажен, кто праведен и достоин похвалы «пред Богом». Ибо хотя люди и, как кажется, имеют верное суждение, они не могут судить безошибочно. Иногда, конечно, случается, что они хвалят того, кто не достоин похвалы, и осуждают того, кто меньше всего заслужил упрека. И в похвале, и в порицании только Бог есть судья праведный. 5 . Поэтому к похвале Захарии и Елизаветы справедливо добавлено: «Оба они были праведны пред Богом». Соломон также подвигает нас к этому, когда в Книге Притч говорит: «И обретешь милость и благоволение в очах Бога и людей» ( Прит. 3:4 ). Далее Захарии и Елизавете выражается иная похвала: они поступали «по всем заповедям и уставам Господним беспорочно». Когда судим о ком-то хорошо и справедливо, мы поступаем «по уставам Господним». Когда делаем так, то поступаем «по всем заповедям Господним». Думаю, что святой Лука, говоря: «Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним», желает выразить им совершенную похвалу. 6 . Кто-то может сказать мне: «Если эта похвала совершенная, для чего тогда он говорит “беспорочно”? Достаточно было бы сказать: “Они поступали по всем заповедям и уставам Господним”, если бы не могло так случиться, чтобы некто, поступая по всем заповедям, вместе с тем поступал бы не “беспорочно”. Как же возможно, чтобы некто, поступающий “по всем заповедям и уставам”, оказался порочен?». На это я отвечу кратко. Если бы это было не так, мы бы не поняли, что значит сказанное в другом месте Писания: «Праведно праведное ищите» ( Втор.16:20 ). Ибо если праведный поступок невозможно было бы совершить неправедно, то от нас не требовалось бы исполнять повеление «праведно праведное ищите».

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

в) Твое дела плохо идут . Нехватает заказов и покупателей. Прежде всего ты должен подумать, не сам ли ты являешься виной этого, — и тогда обращайся к Богу. Но затем ты должен взяться за дело иначе, или несколько иначе. Не идет одно, так идет другое; не идет так, пойдет иначе. г) Твои родители были почтенны. Они имели неудачу и оставили тебя в нищете. Конечно, это допущено Богом. Молись о помощи! Но напрягай также все свои силы, отличайся честностью и добродетелями, и ты достигнешь бльшего почтения, чем каким когда-либо пользовалось твое семейство. Заключение. Таким образом, смотри сверху вниз, смотри вверх, смотри около себя! Тогда ты имеешь христианское упование, которое тебя не посрамит. В страданиях Бог поступает с нами, как наш лучший Отец “ Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает ” (ст.6). Несчастен был этот отрок, люте страдавший. Часто говорится в Евангелии о различных страждущих людях во времена Спасителя. Страданиями и ныне еще наполнен мир. Для чего Бог попускает страдания? Потому что они по воле Божией приводят нас: 1. К познанию надлежащего достоинства земных благ. а) Земные блага имеют очень важное значение , если смотрят на них не как на цель, но как на средство жизни: “Богатство и имущество полезны тому, кто умеет с ними обращаться.” Их достоинство узнают часто в нужде и лишениях, или когда теряют их вследствие неблагоразумия, расточительности и т. п. Тогда служат для других поучительным примером лучшего сбережения земных сокровищ. б) Земные блага непостоянны и скоропреходящи . Но эту важную истину узнают лишь тогда, когда лишаются их вследствие пожара, неурожая, судебных процессов, лукавых друзей. Тогда более не полагаются на прочность земных благ. в) Земные блага суетны и опасны для тех, которые привязываются к ним всем сердцем. Как глубоко падает человек, пристрастившийся к деньгам и имуществу?! Но когда имущество потеряно, тогда легко говорят с Соломоном и Екклезиастом: “ всё — суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем! ” (Еккл. 2:11. 17 ), “ нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом ” (Прит. 30:8 ).

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010