И отворотился [Езекия] лицем своим к стене и молился Господу, говоря: «О, Господи! вспомни, что я ходил пред лицем Твоим верно и с преданным Тебе сердцем, и делал угодное в очах Твоих». И заплакал Езекия сильно. Исаия еще не вышел из города, как было к нему слово Господне: возвратись и скажи Езекии, владыке народа Моего: так говорит Господь Бог Давида, отца твоего: Я услышал молитву твою, увидел слезы твои. Вот, Я исцелю тебя; в третий день пойдешь в дом Господень; ” 4 Цар. 20:1–5 . Из приведённой цитаты можно сделать вывод, что будущее изменяемо Богом по молитвам людей. С уважением, Здравствуйте. Это достаточно сложная тема, поскольку касается вопросов о Промысле Божием. Кратко говоря, Бог находится над временем и для Него уже все события случились, тогда как для нас, события будущего неизвестны, но произойдет то, что произойдет. То есть что-то одно. Что касается покаяния, как условия, то опять же, это условие и разные варианты существуют только для нас. Для Бога не существует неожиданностей и Он действует исходя из Своих желаний и зная обо всем сразу. Для Него уже известно покаяние или нераскаянность людей и соответствующий результат. В Библии сказано: Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом ( Прит.19:21 ). При этом, я допускаю, в качестве теории, что могут быть несколько вариантов равно возможных вариантов с различным исходом, но произойдет что-то одно. Человек может, в некоторых ситуациях, уехать из зоны военных действий или эпидемии, а может остаться. И это будут два различных сценария жизни. Но все это каким-то образом включено в непостижимый Промысл Божий. Нету ветвей, нету плохого и хорошего будущего. Есть время. И люди своими поступками влияют на настоящее и будущее. Вот вам народная мудрость — что посеешь, то и пожнёшь. Бог по определению должен быть существом совершенным, в том числе всемогущим и всеведущим. Поэтому если Бог не знает будущего, то Он не всеведущ и Его нельзя было бы назвать Богом. Однако Вы поставили вопрос о свободе человека: влияет ли она на будущее и на знание Бога об этом будущем? Ответ таков: наша свобода реальна, мы действительно можем выбирать, как нам поступать, и этот выбор происходит во времени. Но Бог, Который выше времени, от века помыслил весь мир и знает все события в нем от момента сотворения и до Второго пришествия. Не так, чтобы заставлять нас поступать каким-то определенным образом, но так, что Он знает, как мы поступим.

http://azbyka.ru/vopros/skolko-u-nas-var...

И сказал мне Господь: брось их в Церковное хранилище, высокая цена, в какую они оценили Меня! И взял я (– слова пророка) тридцать серебренников, и бросил их в дом Господень для горшечника (– 11, 12–12, сн. Мф. 27:9–10 и срав. предшествующие стихи, начиная с 3-го; также 26:14–15). «В событии предания Иисуса Христа исполнилось то, что прообразовало это пророческое действие: Господь Иисус явился как Мессия – Пастырь добрый; иудеи оценили Его жизнь в тридцать сребренников, – цена раба, и на эти тридцать сребренников купили поле у горшечника» 659 . Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды Новый Завет… Я прощу беззакония их, и грехов их уже не воспомяну более (Иерем. 31:31,34. сн. Евр. 8:8,12; 10:17 ) 660 . Уже после соглашения Иуды с первосвященниками и книжниками касательно предания им Иисуса за 30 сребренников, устанавливая таинство тела и крови Своей, спасительных для всего мира, Господь произносит прямо: Сие есть Тело Мое, которое за вас предается, и: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается в оставление грехов (сн. Луки 22:19,20 с Мф. 26:28) 661 . И вот еще в В. 3. Сама же вечная Премудрость – Христос говорил через Соломона о Себе это же самое: Премудрость построила Себе дом, вытесала семь столбов его, заколола жертву, растворила вино Свое и приготовила у Себя трапезу, провозглашая: идите, ешьте хлеб Мой, и пейте вино, Мною растворенное, и живите ( Прит. 9:1,2,5,6 сн. Иоан. 6 ) 662 . О меч! Поднимись на Пастыря Моего и на ближнего Моего, говорит Господь Саваоф, начиная Евангелие Самого предания Богочеловека на смерть за грехи рода человеческого, порази Пастыря, и рассеются овцы ( Зах. 13:7 , сн. Мф. 26:31; Мар. 14:27 ) 663 . И вот, вопреки прежде выраженному намерению самих же учеников Господа, когда Он и в Новом Завете, как в Ветхом, предсказывал им об этом рассеянии их по поражении Его – Пастыря (Мф. 26:31,33), они все, оставив Его, бежали (Мф. 26:56) по действительном взятии Его посланными от синедриона по навету Иуды.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

иеромонах Иов (Гумеров) Есть древнее правило: не обсуждать своего духовного состояния ни с кем, кроме наставника. Если духовник давал советы общего характера, тогда можно поделиться с близкими по вере людьми, не касаясь личных моментов. Действительно ли материнская молитва обладает особой силой? иеромонах Иов (Гумеров) Отношения между родителями и детьми строятся по образу наших отношений с Богом, нашим Небесным Родителем. Поэтому Господь дал родителям особую власть над детьми: Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу ( Кол. 3:20 ). Заповедь о почитании родителей является не только предписанием, не соблюдение которого является грехом. С исполнением ее Господь связал наше долголетие на земле: Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе ( Исх. 20:12 ). Святой апостол Павел говорит, что это первая заповедь с обетованием ( Еф. 6:2 ). Сына или дочь, обижающих родителей, открыто пренебрегающих их авторитетом и властью, ожидает печальная участь. Глаз, насмехающийся над отцом и пренебрегающий покорностью к матери, выклюют вороны дольные, и сожрут птенцы орлиные! ( Прит. 30: 17 ). С той властью, которую Господь Бог дал матери над детьми, связана особая сила материнской молитвы. Одним из самых назидательных примеров великой материнской любви и молитвы за духовно погибавшего сына является молитвенный подвиг Моники, матери блаженного Августина , который был десять лет в плену гибельного лжеучения секты манихеев. Вымоленный ею сын не только избежал ада, но и стал святым. В своей «Исповеди» блаженный Августин посветил матери самые трогательные слова: «Ты простер руку Твою с высоты и «извлек душу мою» из этого глубокого мрака, когда мать моя, верная Твоя служанка, оплакивала меня перед Тобою больше, чем оплакивают матери умерших детей. Она видела мою смерть в силу своей веры и того духа, которым обладала от Тебя, – и Ты услышал ее, Господи; Ты услышал ее и не презрел слез, потоками орошавших землю в каждом месте, где она молилась; Ты услышал ее» (Исповедь. Книга III. 11.19).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Относительно природы богодухновенности существовало и существует несколько точек зрения, однако православная герменевтика говорит о неразрывном взаимодействии воли Божественной и человеческой 57 . Это взаимодействие подобно действию благодати Божией в симфонии с человеческой волей в деле спасения человека 58 . Ключевой библейский отрывок, поясняющий взаимосвязь Божественного с личными особенностями изложения библейских авторов в Писании, находится во 2Пет. 1:19–21 : «И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших, зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым». Из этой цитаты становится ясно, что Писание не было продиктовано непосредственно с Небес. Бог использовал людей, но не ограничивал их свободу, и не подавлял их уникальную авторскую индивидуальность, и тем более не уничтожал ее. Святой Дух наполнял мысли людей Божественной истиной и помогал им в написании, в силу чего они подбирали наиболее подходящие слова для адекватной передачи открытой им Божественной истины ( 1Кор. 2:10–13 ) 59 . Св. ап. Павел говорит о том, что «духи пророческие послушны пророкам» ( 1Кор. 14:32 ). Свт.  Иоанн Златоуст , толкуя этот отрывок, обращал внимание на каждый оттенок мысли: «самое дарование повинуется: духом здесь он называет действие» (Беседа XXXVI. 4. На 1Кор. 14:20 ) 60 . Подробнее говорил о свободных взаимоотношениях между Богом и человеком свт.  Василий Великий : Некоторые говорят, что они [священные писатели] пророчествовали в исступлении, так что человеческий ум затмеваем был Духом. Но противно обетованию Божия наития – богодухновенного делать изумленным, так чтобы он, когда исполняется божественных наставлений, выходил из свойственного ему разума и, когда приносит пользу другим, сам не получал никакой пользы от собственных своих слов. И вообще, сообразно ли сколько-нибудь с разумом, чтобы Дух премудрости делал человека подобным лишенному ума и Дух ведения уничтожал в нем разумность? Но свет не производит слепоты, а напротив того, возбуждает данную от природы силу зрения. И Дух не производит в душах омрачения, а напротив того, возбуждает ум, очищенный от греховных скверн, к созерцанию мысленного. Посему нет невероятного, что лукавая сила, злоумышляющая против человеческой природы, приводит разум в слитность; но нечестиво говорить, что то же самое действие производит присутствие Божия Духа. Притом, если святые мудры, то как им было не постигнуть того, о чем пророчествовали? Ибо сказано: «сердце премудрого уразумеет, яже от своих ему уст, во устнах же носит разум» ( Прит. 16:23 ) (Беседы на пророка Исайю. Предисловие) 61 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Прит.22:20,18 ), попытаемся прибавить что-то к тому, что уже по нашим силам было сказано, чтобы показать, как в образах будущего (ср. 1Кор.10:11 ; Евр.10:1 ) один козел приносится в жертву Господу, а другой живым отсылается «в пустыню». Послушай, что говорит в Евангелии Пилат, обращаясь к священникам и народу иудейскому: «Кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом?» ( Мф.27:17 ). Тогда все возопили, чтобы отпустил им Варавву, а Иисуса предал смерти (ср. Мф.27:21 и далее). Вот это и есть козел, которого живым отпускают в пустыню, чтобы он понес на себе беззакония тех, кто кричал: «Распни, распни Его!» ( Лк.23:21 ). Таким образом, первый есть козел, отпускаемый живым в пустыню, а второй – тот, которого приносят в жертву Богу как искупление за грехи, и Он воистину искупает грехи верующих в Него. И если ты спросишь, кто есть тот, кто отводит этого козла «в пустыню», дабы удостовериться в том, что и он омылся и стал чист, то за этого «подготовленного человека» можно принять самого Пилата (ср. Лев.16:21 ). Ведь он был судьей народа, пославшего его по его же приговору «в пустыню». Но послушай, как он был омыт и стал чист (ср. Лев.16:24 ). Когда он сказал народу: «Хотите ли, отпущу вам Иисуса, называемого Христом?» (ср. Мк.15:9 ; Мф.27:17 ) и весь народ кричал: «Если отпустишь Его, ты не друг кесарю» ( Ин.19:12 ), тогда, как сказано, «Пилат взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы» ( Мф.27:24 ). Таким образом, умыв руки, он, по-видимому, стал чист. Поэтому для нас, то есть тех, кто служит не «образу и тени» (ср. Евр.8:5 ), но истине, день умилостивления, в который нам даруется прощение грехов, наступил, когда «Пасха наша, Христос, [был] заклан за нас» ( 1Кор.5:7 ). И, «получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им? Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы» ( Гал.4:9–10 ). Послушай также, как пророк отвергает подобный пост, говоря: «Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который смиряет 62 человек душу свою» ( Ис.58:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Священное Писание, Св. Отцы и документы Церкви об управлении государством А вот свидетельство Соломона (Прит. 1: 19): « Таковы пути всякого, кто алчет чужого добра: оно отнимает жизнь у завладевшего им». Далее Исайя с горечью говорит о притеснении со стороны богатых людей, которые увеличивают свое имущество за счет других (Ис. 5: 8): «Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места, как будто вы одни поселены на земле...». Как толкует Иоанн Златоуст : « Если в самом деле ты ожидаешь воскресения и воздаяния, то для чего так заботишься о житейской славе? Для чего, скажи мне, мучишь себя каждый день, собирая денег больше, чем песку, покупая села, и дома, и бани, часто приобретая это даже грабежом и лихоимством… Не это ли видим мы каждый день? Один говорит: «Дом такого-то отнимает у меня свет», и выдумывает тысячу предлогов, чтобы отнять его; а другой, взяв поле у бедного, присоединяет к своему». Далее пророк Исайя затрагивает тему правды (Ис. 5: 20): «Горе тем, которые зло называют добром, и добро – злом, тьму почитают светом, и свет – тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое – горьким! Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою!..». Как толкует свт. Кесарий Арелатский : « Есть некоторые люди, которые берут взятки и намеренно искажают справедливый ход дела. Пророк говорит о них: Тьму почитают светом, а свет – тьмою, горькое почитают сладким, а сладкое – горьким. Они выслушивают показания и судят несправедливо. Они получают дары земные, а теряют дары нетленные. Они наживают деньги, а теряют жизнь вечную. О несчастный! Сделал ты это, делаешь или намереваешься сделать – ты разумеешь, что обретаешь, но не разумеешь, что теряешь. Золото обретаешь, а перед Богом грешишь. Сундук у тебя наполняется, а совесть повергается. Но минет немного дней или лет, и душа твоя покинет тело, золото останется в сундуке, а несчастная душа сойдет в геенну. Если же ты рассудишь справедливо, если откажешься служить алчности или роскоши, тогда твоя душа, исполнившись Богом, поднимется в Царство Небесное, а сундук без золота останется в этом мире».

http://ruskline.ru/news_rl/2021/12/30/sv...

Так обыкновенно поступают пророки: не только сжатостью сказанного, но и видом последовательности они прикрывают пророчество. Потому он и не оканчивает речи совершенно, но, как бы простирая одну какую-нибудь цепь, опять переходит к вразумлению иудеев и говорит: О, дом Иакова! Придите, и будем ходить во свете Господнем, т.е. по заповедям Его, по закону Его. " Заповедь есть светильник , " говорит премудрый, " и наставление – свет, и назидательные поучения – путь к жизни " ( зане светильник,…, заповедь закона, и свет, и жизни, и обличение, и наказание) (Прит. 6:23). Также Давид говорит: " заповедь Господа светла, просвещает очи " (Пс. 18:9); и еще: " слово Твое -- светильник ноге моей и свет стезе моей " (Пс. 118:105). И везде, как всякий может видеть, закон так называется. Так и Павел говорит: " и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме, наставник невежд " ( уповая же себе вожда быть слепым, света сущным во тьме, наказателя безумным) (Рим. 2:19–20). Подлинно, не так лучи солнца руководят наши очи телесные, как заповеди закон просвещают зрение душевное. 6. Таким образом пророк, желая показать, что еще прежде воздаяния и наград заповеди  доставляют нам вознаграждение при самом их исполнении, назвал их светом. Как глаз при самом освещении светом получает пользу, так и душа при самом повиновении закону получает величайшие плоды, очищается, освобождается от порока и восходит к самой добродетели; напротив того, преступающие закон, еще прежде наказания, получают наказание в самом преступлении, находясь в положении более жалком, нежели сидя во тьме, испытывая страх, терпеть и угрызения совести, и в самый полдень боясь и страшась всех знающих и ничего не знающих. Но Ты отринул народ Твой, дом Иакова (Остави бо люди своя, дом Иаковль), т.е. устранился, отступил,  презрел, лишил своего промышления. Внушив страх, пророк потом приводит и причину, чтобы они исправили совершившиеся. Какая же это причина? Зане наполнися страна их волхвований, якоже иноплеменников.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Трудовая жизнь бедных людей и обеспеченное состояние богатых в руках Провидения не случайные явления. На то и другое есть изволение Божие, выдвигающее одних перед другими: «Господь делает нищих и обогащает, унижает и возвышает» ( 1Цар. 2:7 . Ср. Прит. 30:8 ; Еккл. 5:18 ; Сир. 11:21  и др.). «Бедность и богатство – от Господа», по вере ветхозаветного человека ( Сир. 11:14 ). Очевидно, со времени грехопадения наших прародителей Богу угодно было взять все дары природы в Свое особое распоряжение, чтобы их оскудением обращать грешника к покаянию и призыванию высшей помощи, а их изобилием утвердить его в вере в Бога Промыслителя и в послушании Его святой воле и закону 763 . Христианство, поставившее своей задачей преобразовать мир, через возвышение человеческого права до идеала, предназначенного Творцом для невинного первозданного человека, не отвергло в то же время и исторически сложившегося среди греховных людей права частной собственности. Иисус Христос, будучи идеалом для людей, по Его собственным словам, «не имел, где преклонить главу» ( Мф. 8:19–20 ; Лк. 9:57–58 ), но Он никогда не учил, чтобы личное обладание считали преступным Его последователи. Напротив, в его глазах собственность была явлением законным. Христос приходил «не нарушать ветхозаветный закон, а исполнить ( πληρσαι)» ( Мф. 5:17 ), т.е. еще более как бы усилить его обязанность для людей. Но каково было отношение к праву частной собственности того закона, который Он приходил исполнить? «Не кради. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего» ( Исх. 20:14–17 ). В виду этих заповедей ветхозаветного закона, столь ограждавших право личного обладания, мог ли Спаситель, приходивший исполнить закон, ви- деть это исполнение в отрицании частной собственности? Однажды Господь сказал Своим ученикам: «Из сердца человеческого исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство» ( Мк. 7:21–22 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

   В-третьих, нет христиан, которые вообще не обладают дарами (1 Кор 12:7, Еф 4:7). Поэтому каждый несет ответственность за то, чтобы обнаруживать, развивать и полностью использовать способности, которые Бог дал ему для служения. Христианская семья     Семья является древнейшим и важнейшим установлением человеческого общества. И еврейская ветхозаветная традиция, и эллинистическая культура новозаветного периода под семьей понимают не только родителей и детей, но также родственников, принадлежащих к другим поколениям, слуг и даже друзей, экономически зависимых от главы семьи. Библия подчеркивает значение семьи как духовной общности и базиса, на котором происходит воспитание и становление характера человека.    Библия дает четкую структуру семьи с ясным распределением власти: муж является руководителем по отношению к жене, а родители руководителями по отношению к детям. Однако всякое руководство в семье это одна из форм служения, но никак не тирания, и потому все функции, относящиеся к служению домашнего руководителя, должны осуществляться с любовью (Еф 5:22—6:4, Кол 3:18—21, 1 Пет 3:1—7). Четвертая заповедь требует, чтобы Глава дома руководил всей семьей в соблюдении субботы; пятая заповедь чтобы дети уважали своих родителей и повиновались им (Исх 20:8—12, Еф 6:1—3). Пример исполнения пятой заповеди подал Сам Иисус (Лк 2:51). Позднее Он непримиримо выступал против такого поведения, которое, имея вид благочестия, на деле являлось уклонением от обязанностей по отношению к родителям (Мк 7:6—13). Последнее, что сделал Иисус перед смертью, проявил заботу о своей матери (Ин 19:25—27).    Семья должна быть сообществом, дающим знания о Боге и научающим благочестию. Детей необходимо наставлять (Быт 18:18—19, Втор 4:9, Втор 6:6—8, Втор 11:18—21, Прит 22:6, Еф 6:4) и побуждать к тому, чтобы они серьезно относились к учебе как к основе жизни (Прит 1:8, Прит 6:20). Дисциплина должна быть стержнем воспитания, в процессе которого дети научаются самоконтролю и приобретают жизненный опыт (Прит 13:24, Прит 19:18, Прит 22:15, Прит 23:13—14, Прит 29:15—17). В семье должна быть такая же целенаправленная, с нежностью поддерживаемая дисциплина, какая существует в семье Божьей (Прит 3:11—12, Евр 12:5—11).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   Так Соломон начинает описывать сыну Премудрость, в разных чертах и видах объясняя благообразие несказанной красоты, чтобы к причастию благ возбудить, не страхом каким и необходимостью, но вожделением и любовию; потому что описание красоты привлекает как-то пожелание юных к указуемому, возбуждая стремление к общению с благообразным.    Посему, чтобы паче и паче возрастало в нем вожделение, из вещественного пристрастия превратившись в невещественный союз, красоту Премудрости украшает похвалами. И не красоту только ее благообразия представляет в словах, но перечисляет и богатство, господином которого соделается, конечно, сожительствующий с нею. Богатство же сие рассматривается пока в убранствах Премудрости, потому что украшение правой ее руки — целые веки; так говорит Писание: «долгота жития и лета жизни в деснице ее» (Прит.3:16) А в левой руке положено многоценное богатство добродетелей, блистающее сиянием славы; ибо говорит: «в шуйце ее богатство и слава» (Прит.3:16). Потом описывает дыхание уст ее, благоухающее прекрасным ароматом правды, говоря: «от уст ее исходит правда» (Прит.3:16). А на губах ее, по слову его, вместо естественного алого цвета цветут «закон и милост» (Прит. 3:16). И чтобы красота у таковой невесты оказалась ни в чем не имеющею недостатка, восхваляется и ее хождение; ибо сказал: «в путех правды ходит» (Прит. 8:20). Без похвал красоте не остается и величина; потому что рост ее увеличивается подобно какому-то величавому растению. Растение же то, которому уподобляется ее высота, как сказано, «есть» самое «древо живота», которое служит пищею «всем держащимся, а восклоняющимся твердым» и незыблемым столпом, под тем же и другим разумею Господа, потому что Он есть жизнь и опора, и буквально читается так: «древо живота есть всем держащимся ея, и воскланяющимся на ню, яко на Господа, тверда» (Прит. 3:18). Но с прочими похвалами берется вместе и ее могущество, чтобы похвала красоте Премудрости исполнена была всех добрых качеств; ибо сказано: «Бог премудростию основа землю, уготова же небеса разумом» (Прит. 3:19), и каждое из видимых в творении явлений приписывает слово силе Премудрости, украшая ее различными именами. Ибо называет ее и премудростию, и разумом, и чувством, и ведением, и разумением, и тому подобным.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3088...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010