21:9. В углу на кровле. Изречения, начинающиеся со слова «лучше», предлагают выбор – отдать предпочтение злу или ущемить себя в чем-то. Угол на кровле или горницу на чердаке под крышей (см.: 3Цар. 17:19 ) вряд ли можно назвать уютным местом, но его неудобства или недоступность могут предостеречь страдальца от гораздо более неприятного контакта со сварливой женой (см.: Прит. 21:19; 25:24 ). В учении Аменемопе тоже встречаются высказывания такого типа: «Лучше одна буханка хлеба и счастливое сердце, чем все богатства мира и беды». 22:16–24:34 Слова мудрости 22:20. Тридцать изречений. Часть Книги Притчей (22– 24:22) воспроизводит, по крайней мере частично, литературную структуру египетских «Наставлений Аменемопе». В обоих произведениях имеется общее вступление, за которым следует тридцать глав или изречений с очень сходными советами по поводу надлежащего поведения. Среди исследователей нет единого мнения по поводу идентификации всех тридцати отрывков в библейском тексте, поскольку в этих разделах есть перерывы, которые содержат включения иного рода (см. варианты с обращением «сын мой» в 23:15,19 и 26). Необходимо отметить и тот факт, что каждый из тридцати разделов в Книге Притчей состоит всего из нескольких стихов (от четырех до шести строк), тогда как в «Наставлениях Аменемопе» соответствующие разделы содержат от двенадцати до шестнадцати строк. Близкое сходство между указанными текстами завершается в 23:11, а последующие притчи обнаруживают тесные связи с другими произведениями этого жанра, в том числе с «Поучениями Ахикара». Возможно, это указывает на то, что библейский автор (или школа, к которой он принадлежал) был хорошо знаком с трудом Аменемопе и другими произведениями литературы премудростей, что не помешало ему проявить известную творческую самостоятельность. 22:26. Ручательство. См. коммент. к 6:1. 22:28. Межи. Границы земельных наделов на Ближнем Востоке в древности отмечались пограничными камнями, установленными по углам. В Месопотамии на таких камнях (kudurru) высекались надписи, грозившие проклятиями тем, кто осмелится преступить или сместить пограничные знаки. Кроме того, землевладельцы обычно ставили на этих камнях знак своего бога-покровителя. В некоторых произведениях литературы премудростей и в юридических источниках содержатся предостережения против подделки пограничных камней, в том числе в «Книге мертвых», «Наставлениях Аменемопе» и во Втор. 19 (см. коммент. к Прит. 15:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

    2:6—11. Ост. 6 ср.: Пс. 61и Прит. 24:12. В построении этого отрывка просматривается хиазм (т. е. обратный параллелизм — стилистический прием, свойственный древней литературе): поскольку у Бога нет лицеприятия (ст. 6, 11), делающие добро (ст. 7а, 106) получат в будущем награду (ст. 76,10а), а делающие злое (ст. 8а, 96) — наказание (ст. 86, 9а).    Значение справедливого суда признавали все, а беспристрастность Бога была одной из наиболее важных доктрин иудаизма (хотя предпочтительное отношение к Израилю в день суда также объяснялось Божьей справедливостью). Иудаизм также признавал, что мудрый человек совершает добрые дела ради будущей награды (2:7; ср.: Прит. 21:21; 22:4).     2:12—16 Более строгий суд    Павел говорит о том, что каждый должен знать о последствиях греха, но те, кто имеет доступ к истине, будут судиться более строго, чем те, кто не знает ее. Горе тем, кто считает себя праведниками по сравнению с другими! Иудаизм справедливо обвинял язычников в совершении злых дел; но иудеи знали Божьи предписания лучше, чем язычники, и тем не менее совершали зло. Эта мысль подкрепляет утверждение Павла об одинаково незавидной судьбе, ожидающей иудеев и язычников за грехи.     2:12. Павел здесь придерживается более строгой позиции, чем большинство иудеев, которые полагали, что язычники могут быть спасены просто через соблюдение «Ноевых заповедей» (см. коммент. к 1.19,20),поскольку они не знали всего закона. Павел же утверждает, что, независимо от знания закона, те, кто согрешил, будут строго осуждены (если не признают искупления греха во Христе, о чем он говорит в 3:24—26).     2:13. Еврейские учителя соглашались с тем, что одного слушания закона недостаточно, необходимо закон исполнять. Мало кто мог бы возразить против этого аргумента Павла.     2:14—16. Павел обыгрывает здесь греко-римское философское представление о законе природы, который вписан в сердца людей; согласно этой концепции, всем людям в той или иной мере присуща внутренняя способность различать добро и зло, хотя это и не выражено столь ясно, как в писаном законе. (Греческие моралисты, и особенно стоики, подчеркивали чрезвычайную важность познания собственных «страстей».) Тот факт, что они могли знать достаточно, чтобы поступать правильно, не оправдывает их злых деяний. Только тогда, когда Божий закон во Христе будет записан в сердцах людей (8:2; Иер. 31:33), они смогут жить в соответствии с Божьей праведностью.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

5:39 . Удар в правую щеку считался самым большим оскорблением в Древнем мире (помимо тяжких телесных повреждений) и во многих культурах приравнивался к преступлениям, караемым законами воздаяния; как еврейское, так и римское право допускало судебное преследование за это оскорбление. Подобному унижению подвергались и пророки ( 3Цар. 22:24 ; Ис. 50:6 ). 5:40. Самые бедные люди в Римской империи (напр., большинство крестьян в Египте) имели только нижнюю и верхнюю одежду, а потому кража рубашки могла служить причиной судебного разбирательства. Хотя условия жизни в Палестине I в. были вполне терпимыми, этот стих может указывать на то, что лучше лишиться всего имущества, даже (в гиперболическом смысле) одежды, чем заводить тяжбу в суде. Иисус дает этот совет, несмотря на то что, по еврейскому закону, возвратить одежду было совсем несложно; кредитор не имел права брать в залог ни верхнюю одежду, которая могла служить ночью единственным покрывалом, ни рубашку ( Исх. 22:26,27 ). 5:41. Римские воины на законном основании могли использовать труд, рабочий скот или имущество местных жителей (ср.: Мк. 15:21 ). Хотя подобное принуждение редко имело место в Галилее, в других местах оно было широко распространено, поэтому пример непротивления и преданного служения угнетателям не мог не вызвать у слушателей Иисуса величайшего удивления. Еврейскую религиозную верхушку устраивали существующие отношения с Римом, но революционно настроенные умы хотели поднять мятеж против римлян. В этот период все палестинские евреи мечтали о национальной независимости, но не все были революционерами. Однако в 66 г еврейская Палестина была вовлечена в войну, и в 70 г благоразумие позиции Иисуса стало очевидным: Рим одержал победу, а еврейский народ, приведенный мятежниками к поражению, был сокрушен. 5:42. Нищих было очень много. Библия подчеркивает необходимость помощи нуждающимся ( Втор. 15:11 ; Пс. 111:5,9 ; Прит.21:13 ). Бог восполнит нужды тех, кто помогает бедным ( Втор. 15:10 ; Прит. 19:17; 22:9; 28:8 ).Библейские законы против ростовщичества, и особенно о даче взаймы накануне «года прощения» ( Втор. 15:9 ; каждый седьмой год долги должны были прощаться; ср.: Лев. 25 ), согласуются с предписаниями Иисуса, но Он идет дальше, призывая к бескорыстному даянию (особенно Лк. 6:35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

4:23. Сердце как источник жизни. Сердце в традициях древнего Ближнего Востока было синонимом интеллекта, разума (см.: Прит. 14:33 ) и источником стабильности для того, кто привержен справедливой и мудрой жизни (см. просьбу Соломона в 3Цар. 3:5–9 ). В религиозном сознании египтян сердце (ib) отличалось от души (Ьа) и рассматривалось как сама сущность человеческого бытия. Именно сердце взвешивалось на весах истины, когда человек после смерти испытывался богами Анубисом и Тотом. В «Книге мертвых» приводятся заклинания, которые помогают защитить и укрепить сердце при подготовке к этому испытанию. 5:3. Отношение к супружеской измене на Ближнем Востоке. Связь с замужней женщиной каралась смертной казнью, как по библейским установлениям, так и по древним ближневосточным законам. В египетской «Сказке о двух братьях» супружеская измена названа «великим преступлением», о котором честные мужчины и женщины не смеют и думать. Это было посягательством на право мужчины производить потомство и угрозой законной передаче владений его наследникам (см. коммент. к Исх. 20:14 ). Этот поступок осквернял обоих участников ( Лев. 18:20 ). Прелюбодеяние не только угрожало святости домашнего очага, но и было источником общего осквернения, побудившего Бога прогнать народы с этой земли ( Лев. 18:24,25 ). В египетском «Наставлении Ани» (середина 2-го тыс. до н. э.) есть параграф, в котором дается совет избегать чужой жены, которая удаляется от своего мужа и стремится уловить человека в свои сети. 6:1. Ручательство за ближнего. Эта мысль перекликается с высказанной в 11:15 и 17и касается распространенной практики поручительства за деловых партнеров, в том числе за его займы и долги. В законах Эшнунны и в кодексе Хаммурапи детально описываются правила проведения этих деловых операций и последствия их нарушения. Пагубность необдуманного ручательства ярко демонстрирует высказывание ассирийского мудреца Ахикара: «Я перевозил песок и тащил на себе соль, но нет ничего тяжелее долга». Притчи, таким образом, призывают платить свои собственные долги и не обременять себя чужими долгами, дабы не превратиться в кредитора, который может потерять все, необдуманно поручившись за партнера (см.: Прит. 22:26,27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

23:41. Великолепное ложе. Иерусалим изображается в образе блудницы, как в Прит. 7:10–23 . Соблазнительница завлекает своих любовников на ложе, используя благовонные курения и сладкие речи. До эллинистической эпохи все упоминания о ложе связывались со спальней (см.: 2Цар. 4:7 ; Пс. 6:7 ), а не с банкетным залом. 23:41. Благовонные курения и елей на столе. Блудница-Иерусалим использовала благовонные курения для окуривания своей спальни (см.: Песн. 1:3; 4:10 ) и умащала тело и волосы благовонными маслами ( Есф. 2:12 ). Аналогичные картины знакомы нам по египетской любовной лирике, образцы которой найдены археологами в Луксоре, в храме Карнак. 23:42. Пришедшие из пустыни. Возможно, речь идет об арабском племени, которое в ряде переводов названо «савеями» (см.: Иов. 1:14,15 : Иоил. 3:8 ), либо просто о пьяных вождях небольших кочевых племен, что подчеркивает пренебрежительное отношение к блуднице, которая опустилась до связи с разбойниками и чужеземцами. 24:1–27 Притча о кипящем котле 24:1. Хронология. Если исходить из того, что Седекия вступил на престол в 596 г. до н. э., то начало осады Иерусалима войсками Навуходоносора приходится на 5 января 587 г. до н. э. (десятый день десятого месяца [тебеф] девятого года; по другому счислению – 15 января 588 г. до н. э.). 24:3. Кипящий котел. Котел обычно представлял собой глиняный сосуд с широким горлом, хотя иногда он был медным (ст. 11). В храме же использовались лишь серебряные или золотые сосуды. Котлы были разных размеров, их могли ставить на открытый огонь или на плиту, иногда на подставку из «трех камней», как в 4Цар. 4 (•£ в русской Библии это выражение отсутствует). Об использовании посуды для приготовления пищи как составляющей пророческого предвидения см. Иер. 1:13 . 24:6. Накипь в котле. Накипь, вероятно, образовалась в процессе варки мяса. Жребий обычно бросали, чтобы определить, какие куски оставить для храма. Но в данной метафоре испорченными и негодными для священных целей признаны даже отборные куски мяса. 24:7. Пролитая кровь. Поскольку в крови жизнь, израильтянам запрещалось употреблять ее в пищу. См. коммент. к Втор. 12и Лев. 17:11,12 . Однако здесь речь идет не об этом, а о том, что кровь осталась на голой скале. Когда проливалась кровь животного, она должна была покрываться землей ( Лев. 17:13 ). Оставшаяся на поверхности кровь «взывала» к отмщению ( Быт. 37:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

—31— знает нравственный закон, но и частные действия человека поставляет в надлежащее к нему отношение; или: b) ложная, заблуждающаяся, когда она неверно понимает нравственный закон и не верно прилагает его к частным действиям и таким образом ложное считает истинным и наоборот. Есть путь, говорит премудрый, иже мнится человеком прав быти, последняя же его приходят во дно ада ( Прит.14:12 ). Приидет час, говорит Иисус Христос ученикам своим, да всяк, иже убиет вы, возмнится службу приносити Богу ( Ин.16:2 ; 1Тим.4:2–4 ; 1Пет.2:12 ) и т.п. В том и другом случае заблуждение не извинительно, когда оно произошло от нашей вины, напр., от невнимания закону (примеры: Ирод Мф.14:9; фарисей Мф.15:3–6). в) По свойству суда, который произносит совесть о поступках наших, она бывает б) ясная, несомненная, когда твердо и решительно говорит, что известное действие хорошо или худо. Не можем, говорили Апостолы, убежденные в истине своего благовествования, не можем, яже видехом и слышахом, не глаголати ( Деян.4:20 ); повиноватися подобает Богови паче, нежели человеком (5:29; Рим.14:22 ; 2Мак.7:20–28 ) б) вероятная, когда только с вероятностью судить о достоинстве поступка; с) сомневающаяся, когда колеблется в своих суждениях о том или другом действии ( Гал.2:11–14 ; 1Кор.8:10 ). По степени своей силы в самой деятельности человека совесть называется нежною, живою, бдящею. Тем же, аще брашно соблазняет брата моего, не имам ясти мяса во веки, да не соблазню брата моего ( 1Кор.8:13 ; Рим.14:26 ; Мф.26:15; 27:24 ); или, напротив, грубою, дремлющею ( Деян.24:25 ), оскверненною ( Тит.1:15 ), лукавою ( Евр.10:22 ) и сожженною ( 1Тим.4:2 ; ср. Мф.23:25 ). У иных людей она всегда и касательно всех действий обнаруживает свою чувствительность ( Евр.13:18 ), а у других бывает не чувствительна и к самым важным проступкам, так что, иногда кажется, будто они вовсе не имеют совести. —32— г) Совесть по отношению ко времени, в которое совершается нравственное действие, бывает: а) предыдущая, которая еще до совершения поступка говорит, что его должно исполнить, или нет; b) сопутствующая, которая подает свой голос во время самого исполнения или нарушения закона, сопровождает наше действие ясным сознанием его справедливости, или, напротив, сопровождает скорбью, беспокойством, страхом; с) последующая, которая пробуждается в душе человека после совершения какого-либо нравственного действия ( Мф.26:4:5; 27:3 и т.д.).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

    3:8. «Покаяние означает отвращение от греха. Известно, что сами фарисеи подвергали сомнению акт покаяния, если человек, предположительно совершивший покаяние, продолжал грешить. Ветхозаветные пророки описывали послушание Богу и будущее благословение Богом Своего народа как плод покаяния (метафора, понятная жителям аграрной страны; ср.: Ис. 5:2; 27:6; Ос. 10:1, 12,13; 14:7,8; Прит. 11:30,31).     3:9. Евреи были убеждены, что они уже спасены как народ, ведущий свое происхождение от Авраама. Вероятно, образ Бога, воздвигающего Себе народ из камней, представлялся еврейским слушателям ИоаннаКрестителя чем-то вроде языческого мифа (у греков есть подобные легенды), далекого от реальности, но эти слова подчеркивали, что Бог не нуждается в Израиле для осуществления Своего замысла (как и в Ам. 9:7; ср.:Быт. 1:24; 2:9). Некоторые исследователи видят здесь игру слов: «дети» и «камни» созвучны в арамейском языке.     3:10. В еврейской литературе деревья иногда символизируют Израиль; в Ветхом Завете деревья используются в притчах о суде над народами (Ис. 10:33,34; Иез. 31:2—18; Ам. 2:9) или Израилем (Ис. 10:18,19; Иер. 11:16;Иез. 15:6). Древесина крупных деревьев (напр., ливанского кедра) использовалась в строительстве, а древесина тонкоствольных фруктовых деревьев Палестины шла либо на изготовление мелких предметов, либо, как здесь, на топливо.     3:11. Рабы высокопоставленных лиц нередко имели более высокий статус, чем свободные. Раб (в отличие от ученика, который также служил учителю) носил за хозяином обувь; Иоанн утверждает, что недостоин быть даже рабом Христа.    Пророки предсказывали, что Дух Божий изольется на праведных, когда Бог утвердит Свое Царство в Израиле (Ис. 44:3; Иез. 39:29; Иоил. 2:28). А нечестивцам они угрожали огнем (Ис. 26:11; 65:15; 66:24; Иер. 4:4; 15и др.). В Мф. 3нечестивцы крестятся, или погружаются, в огонь (3:10,12), а праведные — вСвятой Дух.     3:12. Поскольку одно и то же греческое слово может означать и «дух», и «ветер», здесь получают развитие образы ветра и огня, намеченные в 3:11. Процесс веяния был хорошо знаком палестинским евреям, особенно земледельцам: они провеивали собранную пшеницу на открытом гумне, и ветер отделял более тяжелое зерно от легкой мякины. Бесполезная мякина обычно сжигалась. Другие библейские авторы также описывают день суда как жатву (4 Езд. 4:30—32; ср.: Иер. 51:33; Иоил. 3:12—14), а нечестивцев сравнивают с мякиной (Ис. 17:13; Иер. 13:24; 15:7). То, что огонь «неугасим», указывает помимо мгновенно сгорающей соломы на нечто гораздо более страшное (Ис. 66:24), хотя в иудаистской традиции не было единства мнений о продолжительности существования ада (см. геена в Словаре).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Я знаю, что мудрые мира сего склонны презирать тех, кто считает их безумцами, — но это истинно так: более мудрые этого мира являются и более безумными в Божьих очах, и чем более они упорствуют на своем пути, тем более они безрассудны. Когда Соломон стал вероотступником, он сказал впоследствии, что предал свое сердце безумию и глупости (Еккл.1:17; 2:12). И когда он обратился к тому, чтобы изучить, что же есть человек падший, он стал исследовать, что такое безумие, невежество и глупость (Еккл.7:25–29). Разве не сказано в Писании, что когда иудеи рассердились на Иисуса за то, что Он сделал доброе дело в субботу, их гнев проистекал от того, что они пришли в бешенство, (в английском оригинале — «безумие» — прим. ред.) (Лук.6:11)? Не говорит ли нам очень ясно также и апостол Павел о том времени в его жизни, когда он противился Христу, Евангелию и святым, что делал он это в состоянии наивысшей степени безумия? «…в чрезмерной против них ярости (в английском переводе — „безумии“ — от ред.), преследовал даже и в других городах» (Деян.26:11). Если эту ярость называть безумием, тогда как много людей в наши дни необходимо назвать такими же безумными, хотя они и считают себя трезвыми людьми? Они восстали против самих себя, положившись на свой собственный ум; они восстали против своего собственного счастья; они пригрели и вскормили василиска или ехидну на своей собственной груди. Они избрали для себя пути, на которых большими буквами начертано, что они ведут к смерти и проклятию, ибо «конец их путь к смерти» (Прит. 16:25). Они раздражаются, когда кто-то предпринимает усилия, чтобы вытащить их из греховного рва, и скорее предпочтут лежать и умирать там, чем идти к Богу через Христа ради того, чтобы спастись от грядущего на них гнева Божия. Да, они так безумны, что самого трезвого и здравомыслящего, самого богобоязненного, самого святого Человека называли бесноватым и безумным (Иоан. 10:20); более искреннего, чем они, и стремящегося к обретению вечной жизни, более духовного и более стремящегося привести к спасению других — они почитали безумствующим (Деян. 26:24). Не является ли все это признаком безумия, совершенного безумия? И, тем не менее, такими безумцами являются многие.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Comm. in Hiezechielem XI, xxxvi, 1/15: " et nuper Severus noster in dialogo cui " Gallo " nomen imposuit (CCSL 75, p. 500). 4  Ср.: Прит. 10:19: " При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои - разумен " . Никто из современников не называл Сульпиция " пресвитером " , но это вовсе не означает, что сообщение Геннадия неверно. Веронский кодекс работ Сульпиция, составленный в 517 г., именует Сульпиция " монахом из Марселя " (CSEL I, p. 137). Сам Геннадий также был священником из этого города и, возможно, поэтому именует Сульпиция именно так. 5 Augustine, Confessiones I, xvi (р. 26), ср: I, xvii (р. 27). 6 А. H. M. Jones. The later Roman Empire (3 vols. Oxford, 1964), I, рр. 511-512; III, 147 n. 97. 7 Paulinus, ep. 5,5; Sulpicius, ep. 3,2. 8 Paulinus, ep. 5,5. 9 Это подразумевается из сообщения Паулина о факте обращения Сульпиция к аскетической жизни, которое состоялось вопреки его " холостой юности и свободе ко греху после супружества " (ep. 5,5). Ж. Фонтэн (Sulpice Se vere. Vie de Saint Martin. Ed. et comm. J. Fontaine. Vol. I, Paris, 1967, р. 22, (SC 133-135; 3 vols., Paris, 1967-1969), наверное, правильно понимает выражение " свобода ко греху " , как состояние, при котором молодой мужчина, чей брак завершился столь трагично, добровольно избирает безбрачие. Последующие близкие отношения между Сульпицием и его тещей свидетельствуют о том, что его брак прекратил свое существование отнюдь не вследствие какой-либо ссоры или развода, но именно по причине смерти жены. 10 Paulinus, ep. 5,5.; J. Fontaine. Vie..., Vol. I, рр. 26-28. 11 P. Fabre. Saint Paulin..., рр. 25-38; J.T. Lienhard. Paulinus of Nola and early western monasticism. Cologne-Bonn, 1977, pp. 24-51. 12 Vita Martini 19,3 (далее - V. M.). Со своей стороны, у Паулина мы находим упоминание о том, что он однажды был вместе с Мартином во Вьенне (Ep. 18,9). 13 Ср.: ер. 11, 5-6 (397 г.) с ер. 1,1 (начало 395 г.): Сульпиций сообщил Паулину о своем решении " сознательно и намеренно " продать все имущество. Вне всякого сомнения Сульпиций был получателем писем сравнимых с теми, которые Паулин посылал другим потенциальным сторонникам аскетизма: см. ер. 25 и адресованные Кристиниану. 14

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

   Большинство иудеев верили, что весь еврейский народ избран для спасения; они рассматривали предопределение в корпоративном, этническом смысле. Павел здесь обсуждает предопределение только в контексте спасения Израиля (9:1—13) и язычников (9:23—29); таким образом, он имеет в виду лишь то, что определяется исторической ситуацией и культурой: Бог может по Своей воле выбрать, кого Он пожелает, инеобязательно по принципу происхождения от Авраама. Суверенность Бога означает, что Он свободен выбирать, не опираясь исключительно на Свой завет с Израилем как народом (3:1—8); Он может выбрать на основании (предузнанной им) веры в Христа (4:11—13; 8:29,30).    Некоторые исследователи Нового Завета, например Рудольф Бультман, считали, что Рим. 9—11 не имеет ничего общего с главной темой послания, но они просто неверно истолковывали его основную мысль. В своем послании Павел доказывает, что в отношении к спасению евреи и язычники находятся в равных условиях (см. введение), и в Рим. 9—11 этот тезис фактически находит свою кульминацию.     9:22,23. Здесь Павел говорит не о приближающемся конце света, но о том, что Бог терпит тех, кто пребывает во зле, ради тех, кто будет спасен (ср.: 2 Пет. 3:9; ср.: Прит. 16:4).     9:24—26. В контексте Ос. 2:23, на который опирается здесь Павел, речь идет о восстановлении Израиля, временно покинутом Богом (1:9). Если Бог мог покинуть, но затем восстановить Израиль, Он может также «привить» язычников к Израилю, если будет на то Его воля.     9:27,28. Здесь Павел цитирует Ис. 10:22,23: пророк предрекает, что только остаток сможет сохраниться и вернуться в свою землю после суда. Если в Ветхом Завете Бог спас только остаток и обещал, что только остаток переживет суд, то почему, спрашивает Павел, его современники-иудеи пребывают в уверенности, что они будут спасены благодаря своему еврейству?     9:29. Теперь Павел приводит текст из Ис. 1:9, который обращается к той же теме, что и Ис. 10:22,23 (процитированный выше текст). В контексте пророчества Исайи Израиль действовал, как Содом, олицетворение греха (1:10); тем, кому удалось спастись, повезло (1:7—9), поскольку Бог требует праведности (1:16,17), а не просто жертв (1— 15).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010