Видишь ли, какой голод одолевает грешников? Видишь ли, какой голод усиливается в земле? Ибо те, кто от земли и «мыслят о земном» ( Фил.3:19 ) и не могут принять «того, что от Духа Божия» ( 1Кор.2:14 ), испытывают голод «слышания слов Господних», не слышат повелений закона; они не знают пророческих осуждений; им неведомы апостольские утешения; они не чувствуют евангельскую целебную силу. И по этой причине о них справедливо говорится: «Голод усилился на земле» ( Быт.43:1 ). Но для праведных, размышляющих о законе Господа «день и ночь» ( Пс.1:2 ), «Премудрость… заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу, послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских» ( Прит.9:1–3 ). Иными словами, если есть те, кто смирен сердцем, кто научился у Христа быть кротким и смиренным сердцем (ср. Мф.11:29 ), которые в другом месте Писания названы «нищие духом» ( Мф.5:3 ), но богатые верой, они собираются на трапезу Премудрости и, вкусив на ее пиршестве, изгоняют голод, который «усилился на земле». Смотри, как бы и тебе не оказаться египтянином и голод не одолел тебя; как бы, поглощенному мирскими делами или связанному узами жадности или ослабленному сумасбродством роскоши, не лишиться тебе пищи Премудрости, которую всегда подают в церквях Божьих. Ибо если отвернешься ты от этих слов, которые либо читаются, либо обсуждаются в церкви, то, несомненно, будешь страдать от голода «слышания слов Господних». Но если ты происходишь от рода Авраама и сохраняешь благородство племени Израильского, закон всегда напитает тебя, и пророки накормят тебя, и апостолы предложат тебе обильную трапезу. Евангелие пригласит тебя возлечь на лоно Авраама, Исаака и Иакова «в Царстве Небесном» ( Мф.8:11 ), чтобы там вкушать тебе «от древа жизни» ( Откр.2:7 ) и пить от истинной виноградной лозы (ср. Ин.15:1 ) «новое вино в Царстве Отца Моего» ( Мф.26:29 ). Ибо не могут «сыны чертога брачного» воздерживаться от этой пищи или страдать от голода, «пока с ними жених» ( Мф.9:15 ; ср. Лк.5:34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

( Дан. 2:21-22 ). Он исчисляет количество звезд, называя их по именам ( Пс. 146:4 ; срав. Сирах. 1:2 ). Пред Ним открыты все пути человека, и Он измеряет все стези его ( Прит. 5:21 ). Он испытывает все сердца и знает все движения мыслей (1 Парал. 28:9; срав. 20:27), все человеческие помыслы открыты Ему ( Пс. 138:2 ). Он – Бог Сердцеведец, знаток человеческого сердца: «Ты один знаешь сердце сынов человеческих (2 Парал. 6:30; срав. Пс. 7:10 ; Сир. 42:18 ); Ты, Господи, Сердцеведец всех ( Деян. 1:24 ; срав. 15:8)». «Кто познал Ум Господень? Или кто был советником Ему? ( 1Кор. 2:16 ), – спрашивает Писание и отвечает. – Ведомы Богу от вечности все дела Его ( Деян. 15:18 ). Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне. Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось ( Ис. 46:9-10 ). О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! ( Рим. 11:33 )». Божественный Разум обладает всеми свойствами несотворенной Божественной сущности (природы, естества). Божественный Разум всесовершенен, ведь Бог Сам в Себе «пресовершен и преславлен» 1 . Он обладает всеми совершенствами вне всякой степени и без всякой меры, превосходя Своим совершенством все сотворенные существа. Для человека Он есть Ум непомыслимый, поскольку бесконечно превышает ограниченное человеческое разумение и смысл. И не только для человека, но и для бесплотного ангельского бытия Он есть непостижимый Ум, ибо Он творит все умопостигаемые и разумные сущности ангелов и естества человеческих душ. Божественный Разум свободен от всякого ограничения (предела) и недостатка, Он беспределен и неограничен. Божественный Разум самобытен и независим, ибо не обязан Своим бытием никакому иному существу. Божественный Разум вечен, не имеет ни начала, ни конца, свободен от всех условий времени. Божественный Разум неизмерим и вездесущ, не подвластен пространству и месту, присутствует всюду. Божественный Разум неизменяем, Он пребывает Одним и Тем же в Своих безмерных совершенствах.

http://azbyka.ru/uchenie-o-svyatoj-troic...

   2. Итак, не разделяй нераздельной природы, не рассекай неделимой сущности; лучше тщательно познавай могущество. Един есть называемый и Отцом, и Сыном, и Святым Духом. Сын говорит о Своём Отце: «отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы» (Мф.26:64), — и, назвав силою, Он поставил (этим) славу Его, чтобы ты дивился этой мысли. Поэтому, назы­вая Бога Отца силою, Он сказал, говоря к Каиафе: «отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы». Итак, Отец — сила; также Сын — сила, как говорит Павел: «а мы проповедуем Христа… Божию силу и Божию премудрость» (1 Кор. 1:23—24); также Дух Святой — сила, почему Спа­ситель говорит ученикам: оставайтесь в Иерусалиме, «доколе не облечетесь силою свыше» (Лук. 24:49). Итак, зная, возлюблен­ный, что эта сила одинакова в Отце, Сыне и Святом Духе, содержи веру непоколебимо; не разделяй необъятной славы, но признавай свои обязательства, принятые при просвещении; взи­рай на сынов благодати, процветших через великого перво­священника, — взирай на детей света, прибегших к проповедникам света, — потому что возрождённым через просвещение должно прибегать к возродившим вселенную. Скажем и мы с пророком и апостолами: «Возведи очи твои и посмотри вокруг: все они собираются, идут к тебе; сыновья твои» (Ис. 60:4); и опять: «Живу Я! говорит Господь, — всеми ими ты облечешься, как убранством, и нарядишься ими, как невеста». (Ис. 49:18). Итак, сегодня Исаия предстоит, говоря множеству просвещённых, рожденных от Святого Духа, вместе и обновлённых, измененных в одно мгновение, претворённых из земного состояния в небесный образ, — изумляется Исаия, говоря: «Кто слыхал таковое? кто видал подобное этому? возникала ли страна в один день? рождался ли народ в один раз, как Сион, едва начал родами мучиться, родил сынов своих» (Ис. 66:8)? Быстро возрождение от Духа; не ждёт оно времени, не служит рабом для сроков и поколений, но вместе желает, вместе и рождает возрождаемого. При­лично было сынам света проходить всю площадь с пышностью, прославлять и возглашать о Нём, сошедшем из-за них на землю, чтобы возвести к Себе на небо всю вселенную. Христос сошёл с небес; сошёл, не удалясь от небес, взошёл, не удалясь от земли, — потому что ни сошедши, Он не оставил пустыми небеса, ни взошедши, не оставил землю без Своего господства. Прилично было сынам света носить всюду на пло­щади светильник слова; таинство не оскорблялось, не безчестился знак истины на новопросвещённых. Также прилично было им на улицах петь, — потому что «Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой, в главных местах собраний проповедует, при входах в городские ворота говорит» (Прит. 1:20—21).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2826...

б) Он презирает своих братий (Прит. 14:21). 2. Как он опасен! Гордый грешник обнаруживает самое грубое невежество (Рим. 3:23; Гал. 6:3 ). Он делается более и более неспособным к действиям благодати Божьей (Лук. 1:53; Исаии 3:9 ). Гордятся своими добродетелями лишь духовно слепые « Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди» и т. д. (ст.11). Фарисей гордился своей праведностью и благочестием. Он не находил в себе никакого греха, хвалился тем, что он не таков, как прочие люди, и относился с презрением к мытарю. Не много ли и между нами таких людей, которые тщеславятся своими добродетелями и перечисляют перед Богом и людьми свои заслуги и преимущества? Но эти люди «слепы.» 1. Они не видят своих слабостей и недостатков. Все мы грешники. Между нашей жизнью и истинной добродетелью — громадное расстояние. Много есть еще таких добродетелей, которых мы не достигли. 2. Они не видят, откуда исходит всякое благо. Оно происходит иногда от доброго воспитания, от отсутствия искушений и поводов ко греху, но всегда — от Бога. « Благодатию Божиею есмь то, что есмь » (1Кор. 15:10). « Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению » (Фил. 2:13). « Когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать » (Лук. 17:10). 8. Они не видят надлежащего пути к спасению. Мы можем достигать неба только через покаяние и крестные заслуги Иисуса Христа. Но кто превозносится своими добродетелями, тот неспособен к покаянию (почему)? и не ищет своего спасения в другом, в лице Иисуса Христа, — почему? Молитва мытаря должна быть постоянной молитвой кающегося грешника «Боже! будь милостив ко мне, грешнику! » (ст.13). Если он подумает: 1. Сколько я сделал зла! Фарисей не спрашивал себя так. Зато мытарь размышляет о себе: какой ты грешник уже от природы (Быт. 6:5) ?! Затем грехи, совершенные словом и делом (Пс.129:3). Тайное воровство, неправда, прелюбодеяние и многие грехи неведения, о которых ты сам не знаешь (Пс.18:13). Как много грехов совершено тобой в продолжении всей жизни (Иов. 9:3)?

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

3 . Рассмотрим то место, где, как сказано, пребывает пророчество и где, как написано, находится его обиталище. Сказано: «[Девора] жила под пальмою, между Рамою и Вефилем» ( Суд.4:5 ). Пророчество обитает «под пальмою», потому что, как говорит Давид, «Праведник цветет, как пальма» ( Пс.91:13 ), ибо это пророчество ведет наученного ею к пальме «вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (ср. Фил.3:14 ). Еще сказано, что она живет «между Рамою и Вефилем». «Рама» переводится как «высоты», а «Вефиль» – «дом Бога». Обратите внимание, где живет пророчество – между высотами и домом Бога. Ибо в отношении обиталища пророчества невозможно ничего низменного, ничего ничтожного, ничего недостойного; как и Соломон, описывая жилище премудрости, говорит, что она обитает «при входах в городские ворота», на крепостных стенах и «возвышает голос свой» на высоких башнях (ср. Прит.1:20–21 ). Потому и сказано, что пророчество, представленное теперь в Деворе, обитает между домом Бога и высотами. Ибо оно учит нас искать не земного, но «горнего, где Христос сидит одесную Бога» (ср. Кол.3:1–2 ); сюда пророчество призывает нас взойти, сюда хочет возвести учеников своих. 4 . Итак, прежде всего женщина эта, как сказано, «послала и призвала Варака» ( Суд.4:6 ). «Варак» означает «вспышка». Конечно, вспышка есть свет, но свет непостоянный, ибо он светит ярко, но малое время и гаснет. Поэтому Варак, как мне видится, являет собой образ первого народа, который прежде всего был призван пророчеством слушать слово Божье и принимать дары Божественного закона, и он краткое время ярко горел и светился в сиянии закона, но не мог поддерживать этот свет долгое время и сохранять постоянную его яркость. И потому Девора сказала Вараку, то есть пророчество – первому народу: «Повелевает тебе Господь Бог Израилев: пойди, взойди на гору Фавор и возьми с собою десять тысяч человек» ( Суд.4:6 ), и прочее, что написано; посмотрим, что ответил пророчеству Варак, олицетворяющий народ: «Если ты пойдешь со мною, пойду; а если не пойдешь со мною, не пойду» ( Суд.4:8 ). Ты видишь, как пророчество донесло первому народу сказанное Богом, что дано ему повеление взойти на гору; но он извиняется и говорит: «Если не пойдешь со мною, не пойду».

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

“ Всё это сохранил я от юности моей ” (ст.20). Евангельский юноша во многих отношениях был благовоспитанный юноша. Он вежливо обращался с вопросом к Иисусу Христу, называя его добрым учителем, он отчетливо знал закон Божий и исполнял его. Видно, он был хорошо воспитан своими родителями. Это дает нам случай беседовать — о средствах воспитания. Каковы они? 1. Наказание. Хотя наказание не единственное и не лучшее средство воспитания, однако ж оно спасительно и весьма часто неизбежно. “К своему величайшему несчастью сын почувствует слабость своего отца, потому что он испытывает затем наказание Божье.” Но как родители должны наказывать? Наказание должно быть: а) С ранних пор . В малых уже детях замечаются плохие наклонности. Блаженный Августин подтверждает это, говоря о зависти и самолюбии малых детей. Если родители не бывают измала учителями детей, то дети бывают учителями родителей и т. д. б) Строгое . “ Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его (Прит. 13:25). Кто любит своего сына, тот пусть чаще наказывает его, чтобы впоследствии утешаться им… Необъезженный конь бывает упрям, а сын, оставленный на свою волю, делается дерзким ” (Сир. 30:1,8). в) В надлежащей мере . Наказание должно быть строгое, но не слишком: “ отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем ” (Ефес. 6:4). Надобно быть строже к конкретным согрешениям, чем к неспособностям. Примеры! “Раны промывают вином, излечивают маслом. Так и в воспитании: снисходительность должно смешивать со строгостью.” г) Разумное . То наказывают тотчас, то откладывают наказание. Часто достаточно одного слова, выговора, но зачастую нужно прибегнуть и к розге. д) Исправительное . Бог хочет Своим наказанием не только побудить к исполнению закона, но и к исправлению. Так и родители должны иметь в виду при наказании, главным образом, исправление! Родители столько любят своих детей, и желают им счастья. Что значит тут одно только гневное слово? 2) Учение.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Апостол сказал это коринфянам и еще добавил: «Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы?» ( 1Кор.3:3 ). Павел не «сделал им пиршество», но когда был с ними и нуждался, то не был никому в тягость и ни у кого не ел хлеб даром, но занимался «трудом и работою ночь и день» ( 2Фес.3:8 ) и зарабатывал своими руками на жизнь и себе, и тем, кто был с ним. Коринфяне были так далеки от того, чтобы пировать, что проповедник слова Божьего не мог ни в малейшей мере, ни хоть сколько-нибудь иметь с ними пир. Однако великий пир ожидает тех, кто достиг совершенства в умении внимать, кто приучил чувства навыком (ср. Евр.5:14 ) к слушанию слова Божьего. Исаак ест с ними, и не просто ест, но встает «рано утром» с клятвой и обещает им мир в будущем (ср. Быт.26:31 ). Так давайте же и мы будем молиться, чтобы слышать нам слово Бога таким умом, с такой верой, чтобы Он счел нас достойными и сделал нам пиршество. Ибо «премудрость… заколола жертву, растворила вино свое… и послала слуг своих» ( Прит.9:1–3 ), чтобы они созвали на этот пир столько людей, сколько смогут найти. Это – великий пир, и, придя на него, не наденем одеяний глупости, не облечемся в одежду неверия или запятнанную грехом, но в чистоте и простоте сердца примем слово Божье и будем служить Премудрости, которая есть Христос Иисус Господь наш, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия XV. О том, что сказано: «И пошли они из Египта, и пришли в землю Ханаанскую к Иакову, отцу своему, и известили его, сказав: Иосиф жив, и теперь владычествует над всею землею Египетскою» (Быт. 45:25–26) 1 . Читая Священное Писание, следует отмечать, как в каждом конкретном отрывке используются слова «взойти» и «сойти». И если мы посмотрим внимательнее, то увидим, что крайне редко о ком-то говорится, что он сошел в какое-то священное место или взошел в место скверное. Эти наблюдения показывают, что Божественное Писание не написано грубым и неразвитым слогом, как считают многие, но приведено в соответствии с учением Божественных наставлений и посвящено не столько историческим повествованиям, сколько таинственным понятиям и идеям.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

В страхе и глубоком внимании себе поучимся из примера Каина тому, что, когда тяжкий грех и преступление вторгается в наше сердце то употребим все меры изгнать его из наших мыслей и расположений, и не допустим, чтобы он из мыслей перешел в чувство, внедрился в расположение сердца и занял исходы самых действий наших. Когда он, как злой пес, ляжет при дверях входов и исходов наших: тогда, сделавшись неудержим, увлечет на распутья усилившейся страсти и низложит нас. Паремья 92 2-я на вечерни Понед. 2-й нед. Прит. 3:34, 35; 4-й с 1–22 «34. Господь гордых унижает, смиренным являет благодать. 35. Мудрые приобретают славу; а порочные (глупые) позорят себя бесчестием. Гл. 4. ст. 1. Слушайте, дети, наставление Отца и будьте внимательны, чтобы научиться благоразумно. 2. Я преподаю доброе учение, не оставляйте моего закона. 3. Я был самым любимым сыном у Отца моего, и предметом нежности матери моей. 4. Он так меня учил и говорил: напечатлей в сердце слова мои, храни наставления мои, и ты будешь счастлив. 5. Приобрети мудрость, приобрети разум. Не забывай моих слов, и не уклоняйся от них. 6. Не оставляй ее (мудрости), и – она будет хранить тебя; возлюби ее и она будет соблюдать тебя. 7. Мудрость есть приобретение превосходнейшее. Итак, старайся приобрести мудрость и все способности твои употреби снискать разум. 8. Прикрепись к ней, и она возвысит тебя; она прославит тебя, когда прилепишься к ней. 9. Возложит на главу твою прекрасный венок, великолепный венец даст тебе. 10. Слушай, сын мой, прими слова мои, и ты счастливо будешь долгоденствовать. 11. Я указываю тебе путь мудрости, на стези правые веду тебя. 12. Когда пойдешь (по оным), не запнутся стопы твои, и когда поспешишь, не преткнешься. 13. Держись наставления, не оставляй; храни его; от него будет зависеть благополучие твое. 14. Не ходи путем беззаконных; и не вступай на дорогу злых. 15. Оставь ее, не ходи по ней, отсторонись от нее и обойди ее. 16. Ибо они не уснут, пока не сделают зла; сон бежит от них, доколе кого-либо не запнут. 17. Они едят хлеб нечестия, и пьют вино законопреступления. 18. Но путь праведных подобен утреннему свету, который более и более разливает сияние, доколе не перейдет в полдень. 19. А путь беззаконных есть глубокая тьма: они не знают, обо что споткнутся. 20. Сын мой, внимай словам моим, к речам моим приклони ухо твое. 21. Не выпускай их из глаз твоих; напечатлей их в глубине сердца твоего. 22. Они жизнь для того, кто нашел их, и для всего тела его врачевство.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Вы не должны отделяться от других, как будто вы были оправданы; но собираясь в одно место, исследывайте, что прилично и полезно всем возлюбленным вообще. Ибо Писание говорить: " горе тем, которые мудры в себе самих и пред самими собою разумны " (Ис. 5:21). Соделаемся духовными, будем храмом совершенным Богу; сколько может зависеть от нас, будем размышлять о страхе Божием и подвизаться в соблюдении заповедей Господа, [так чтобы могли находить для себя радость в Его оправданиях]. Господь нелицеприятно судит мир; каждый получит мзду по своим делам: если он быль добр, то благость его предходит ему; если нечестив, то возмездие за нечестие последует за ним (Рим. 2:5-8). Смотрите, чтобы нам уже призванным не предаться покою и не уснуть в грехах своих, чтобы противник, восстав на нас, не покорил своей власти и не лишил нас царства Господня. Подумайте и о том, что вы видели столько знамений и дивных явлений среди народа иудейского, и Господь так оставил его. Итак, будем внимательны, чтобы не оказаться, как написано, многими званными, но немногими избранными (Мф. 22:14). Глава 5 Для того Господь предал тело Свое на смерть, чтобы мы получили отпущение грехов и освятились, - именно чрез окропление кровию Его. О нем написано иное для народа иудейского, а иное для нас. Относительно нас Писание так говорить: " Он язвлен был за беззакония наши и мучен был за грехи наши: кровию Его мы исцелели. Как овца, Он приведен на заклание, и как агнец пред стригущим его, не отверзал уст Своих " (Ис. 53:5-7). Итак, мы должны весьма много благодарить Бога, что Он и предуказал нам сбывшееся ныне и тем сделал нас мудрыми, - и не оставил нас в неизвестности о будущем. А на счет иудеев Он говорит: " не напрасно простираются сети пернатым " (Прит. 1:17). Говорит же это потому, что праведно погибнет человек, имеющий путь истины - знание, но не уклоняющейся с пути темного. И далее, Господь восхотел пострадать за нашу душу, хотя Он есть Господь всей вселенной которому прежде устроения века Отец говорил: " сотворим человека по образу и по подобно Нашему " (Быт. 1:26).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/66/f...

Из последнего может следовать крайне важный вывод: «Люди, вопреки воле Божией, хотят землю превратить в рай, уничтожить зависимость свою от природы, заставить ее с покорностью раба служить не только их нуждам, но и прихотям; но мудрость Божия на каждом шагу посмеивается над ребяческими усилиями нашими, направленными к сей цели, – и это для того, чтобы мы не привязывались к земле, не гордились нашими успехами и изобретениями в житейских делах, и помнили, что жизнь на земле дана нам не для блаженства, невозможного здесь, а для приготовления к вечности» 186 . Интересно следующее религиозно-психологическое наблюдение: у некоторых представителей европейской культуры мотивом увлечения буддизмом является гордыня 187 . Более того, страсть гордости близка и самому Будде. Какие психологические мотивы отвлекли внимание царевича Сиддхартхи от греха, как первичного зла, и чрезмерно приковал его только к последствию греха, к злу физических страданий? – Может быть, это была изнеженность царевича, ведшего жизнь полную чувственных наслаждений, или, скорее всего, гордость, мешающая осознать свою греховность 188 . Для борьба с гордостью необходимы: смирение, молчание и безмолвие, воспоминание о смерти, воздержание и молитва. Страх также является одной из страстей. Его можно подразделить на несколько видов. Так, по Иоанну Дамаскину : «страх разделяется на шесть видов: на нерешительность, на стыдливость, на стыд, на изумление, на ужас, на беспокойство» 189 . В Библии неоднократно упоминается «страх великий» ( Мар. 4, 41 ; Лук. 2, 9 ; Лук. 8, 37 ; Деян. 5, 5; 5, 11 ). А в последние времена «люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную» ( Лук. 21:26 ). Но христианин должен не смущаться ни от какого страха ( 1Пет. 3:6 ). К тому же, в христианстве, как в религии любви, страх должен подчиняться любви и заменяться ею: «в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх» ( 1Ин. 4:18 ). Страху, как человеческой страсти, противопоставляется «страх Господень» ( 2Пар. 17, 10 ; Прит. 1. 29, 31 ; Деян. 9, 31 ; 2Кор. 5, 11 ) или «страх Божий» ( 2Пар. 20, 29 ; Рим. 3, 18 ; 2Кор. 7, 1 ). Повиноваться друг другу в страхе Божием призывает ап. Павел ( Еф. 5:21 ). В схожем смысле он использует слово страх и в других местах: «со страхом и трепетом совершайте свое спасение» ( Флп. 2:12 ); «приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом» ( Евр. 12:28 ). Страх Господень связан с мудростью: «страх Господень есть истинная премудрость, и удаление от зла — разум» ( Иов. 28:28 ); «Начало мудрости – страх Господень» ( Пс. 110:10 ). Страх Божий необходим и для самопознания: «в страхе Божием будем внимательны к самим себе» 190 .

http://azbyka.ru/dushevnye-sostoyaniya-v...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010