Впрочем, воздавая честь прежде трудов, Он не лишает награды после трудов, но и тогда удостаивает еще больших наград. «И возвысих». Одним этим словом он изобразил все, бывшее в Египте, в пустыне, в Палестине. Бог , по обилию благодеяний Своих, обыкновенно не останавливается на подробном исчислении событий. Тии же отвергошася ме. Преступили, говорит, мой закон оставили мои заповеди. «Вол знает владетеля своего, и осел – ясли господина своего» ( Ис.1:3 ). Сравнения усиливают обличение, особенно когда они заимствуются от предметов неравных, как и Христос говорит: «Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его»; и еще: «Царица Южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой» ( Мф. 12:41–42 ). И Иеремия также говорит: «пойдите на острова Хиттимские и посмотрите, и пошлите в Кидар 5 и разведайте прилежно, и рассмотрите: переменил ли какой народ богов своих... а Мой народ променял славу свою на то, что не помогает» ( Иер.2:10–11 ). Пророк показывает нетрудность постановлений закона, так что та мера, какая требуется от людей, легко исполняется и бессловесными животными, и даже бессмысленнейшими из бессловесных. Но, скажет кто-нибудь, животные от природы имеют это знание. А мы совершаемое ими от природы можем исполнять по воле. «Вол знает владетеля своего». Обличает их не только преимуществом дара, но и чрезмерностью их нечестия усиливает обличение. Как выше он призывал стихии к их обличению, так теперь сравнивает их не с людьми, но с бессловесными животными, и притом с бессмысленнейшими, и показывает, что они хуже этих животных. 3. Так поступает и Иеремия, указывающий на «горлицу» и «ласточку» ( Иер. 8:7 ), и Соломон, отсылающий проводящего ленивую жизнь то к муравью, то к пчеле (см. Прит. 6:6 ; Сир. 11:3 ). «Израиль же мене не позна». Крайнее нечестие, когда даже те, которые были приближены и удостоены стольких почестей, все вдруг уклонились к нечестию. Не сказал: «Иаков», но: «Израиль», чтобы добродетелью предка яснее показать неблагодарность потомков.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Затем, слова или дела, целью которых является исключительно наслаждение души, называются развлечениями или шутками, и к ним нужно время от времени прибегать для того, чтобы, так сказать, дать отдохнуть душе. Об этом же говорит и философ, а именно, что «в процессе общения нынешней жизни случается отдых, и тогда время проводят в развлечениях» 622 , из чего следует, что подобные вещи подчас нужны. Однако здесь есть три момента, в отношении которых необходимо предостеречь. Первым и главным является тот, что рассматриваемое удовольствие не должно искать в непристойных или вредных словах или поступках. Поэтому Туллий говорит, что «есть шутки, которые грубы, наглы, возмутительны и непристойны». Второе, о чём нельзя забывать, это то, что во всём следует соблюдать равновесие ума. Поэтому Амвросий говорит: «Ища расслабления ума, должно остерегаться нарушить ту гармонию, которая возникла из согласия добрых дел». И Туллий говорит, что «подобно тому, как мы не позволяем играющим детям наслаждаться безграничной свободой, но – только такой, которая не выходит за рамки хорошего поведения, точно так же и в наших развлечениях так или иначе должна быть видна честность ума». В-третьих, как и во всех иных человеческих действиях, здесь нужно проявлять осмотрительность, сообразуя своё поведение с людьми, временем и местом, а также и иными обстоятельствами, чтобы, как говорит Туллий, «наши забавы приличествовали времени и человеку». Но все эти вещи определяются правилом разума, а навык, который действует сообразно разуму, является добродетелью. Следовательно, в отношении развлечений может наличествовать добродетель. Философ именует её остроумием, а человека, который обладает той бодрой подвижностью ума, благодаря которой его слова и поступки наделены пристойной весёлостью, называет приятным. Поскольку же эта добродетель удерживает человека от неумеренных развлечений, она считается частью скромности. Ответ на возражение 1. Как уже было сказано, развлечение должно сообразовывать с делами и людьми; поэтому Туллий говорит, что «когда слушатели устали, оратору стоит развлечь их какой-нибудь забавной историей, но только при том условии, что эта шутка не вступит в противоречие с важностью предмета его выступления». Но священное учение посвящено наиважнейшему, согласно сказанному [в Писании]: «Слушайте, потому что я буду говорить важное» ( Прит. 8:6 ). Таким образом, Амвросий, говоря о развлечениях, отрицает их не вообще, а только в отношении священного учения, и потому предваряет сказанное словами: «Хотя шутки подчас бывают уместными и приятными, тем не менее, их нельзя совмещать с церковными правилами, ибо как мы можем обращаться к вещам, коих нельзя обнаружить в Священном Писании ?».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Если же нет – то случилось непоправимое: за политическими баталиями мира сего мы забыли Христа. Посмотрите, как мы сами вопросы-то формулируем: «что случилось?!», «как возможно?!». Ведь не случилось еще ничего, а мы уже судили и осудили… Христос нас зовет: приидите ко Мне, вси труждающиися и обремененнии (Мф. 11, 28), — Он нас предупреждает: не судите, да не судимы будете (Мф. 7, 1), — а мы увлечены Дзержинским, «исторической памятью», самим процессом голосования, перипетиями вокруг него… А, может быть, на это и расчет?.. Но даже если так – Господь Своих знает, любит и учит: егоже любит Господь, наказует (Евр. 12, 6). Древний мудрец, в отличие от нас, хорошо помнил: не допустит Господь терпеть голод душе праведного, стяжание же нечестивых исторгнет (Прит. 10, 3). Хорошо бы помнить об этом и тем, кто в тяжелые дни пытается завести народ не к Богу и единству, а в политические дебри и расколы. Власти Москвы могли бы и помолчать Священник Филипп Ильяшенко Священник Филипп Ильяшенко , кандидат исторических наук, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ: Мы живем в эпоху, когда под давлением объективных и субъективных обстоятельств общественное сознание, общественное настроение в нашей стране качнулось в сторону реабилитации преступлений и преступников прошлого века, большевистского ленинско-сталинского режима. Разговор о памятнике Феликсу Дзержинскому, палачу русского народа, яркое тому подтверждение. В нашей стране гражданский мир достаточно хрупок, как бы нам ни хотелось, чтобы было иначе. Возможно, этот референдум мог бы стать некой точкой в данном вопросе, возможностью жителям столицы сказать решительное «нет» реабилитации преступников тоталитарного прошлого. Но, боюсь, ни к чему хорошему этот референдум не приведет. Даже если абсолютное большинство скажет «нет», непременно останется обиженное меньшинство. Думается, власти Москвы проявили бы куда большее благоразумие, если бы хотя бы молчали о таких вещах, или, напротив, поставили бы вопрос о возможности пребывания на Красной площади в центре столицы нашей Родины останков людей, которые были ее палачами.

http://pravmir.ru/drugih-problem-malo-sv...

11) у Lag. у Вальт. и – у Вальт. в разночт. 53:3. Презренный 1 и покинутый людьми 2 – муж скорбей 3 и ведающий 4 страдание 5 , – и, как 6 скрывающего лицо от нас 7 , мы презирали 8 и не оценивали Его 9 Так, будет в презрение и (но) уничтожить славу всех царств – будут слабы и прискорбны, вот как человек страданий и обреченный на болезни. И как скоро бывала отвращающею лице (отвращалась) Шехина 10 от нас, презренны и не ценимы (мы бывали). 1) –прич. ниф. Сим. ξουδενμενος, согласно Масор. и. Сир. отгл. прилаг. – от глагола – презренный, заслуживающий презрение, – также Халд. перефраз: будет на презрение. Но Вульг. ставит вин. пад. (от vidimus? ст. 2-го) despectum, хотя и переводит причастием. A LXX ставят здесь подлежащее «вид» из предыдущего стиха: λλ τ εδος ατο (эти слова прибавлены по сравнению с масор. и др.) τιμον – но вид Его бесчестен. 2) – – и покинутый, одинокий (прилаг.) людьми, (как ветхий днями – – – παλαις μερν LXX и Феод. у Дан. 7:9 , ср. – для значения Иов. 19:14 ), Сим. κα λχιστος δρν, Сир. опять отглаг. (от ) прилаг. [?] – и смиренный, кроткий, humilis=греч. πρας у Мф. 5:5 , Вальт. et vilissimus hominum – . Вульг. опять вин. пад. и читая , – et novissimum virorum. LXX κα (опуск.) κλιπν (κλεπον, χλποντα – вин. пад. как Вульг. и Ак.?) παρ (πντας) τος υιος τν νθρπων (др. παρ πντας νθρπους) – умален паче всех сынов человеческих, может быть читая comparat. Множ. – встречается в Библии только трижды, еще Пс. 140 (141):4 и Прит. 8:4 , – и везде в значении «людей» вообще, а не «вельмож» или «знатных людей». 3) Сир: муж это скорбей, Халд. вот как муж скорбей, Феод. νρ λγηδνων, Сим. νρ ππονος, Ак. (νδρα) λγηδνων, LXX νθρωπος ν πληγ ν – человек в язве сый. Но Вульг. (и Ак.) опять вин. пад. virum dolorum. 4) Так ( – – прич. деств.) и Сир. (удерживая евр. глагол), Вульг. et scientem, LXX κα εδς φρειν – «ведый терпети» (такой перевод однако же может предполагать и другое чтение), вместо – прич. стр. как Масор. печатн. Халд. Сим. Феод. γνωστς, Ак. γνωστν. Один код. Rossi – – afflictus.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Это понимание reshit в Быт. 1:1 также, по-видимому, подразумевается в других частях Нового Завета, в частности в Ин. 1, где объединяются элементы, взятые из Прит. 8 и Быт. 1­, и понятие Премудрости весьма разумно приравнивается к греческой концепции Логоса, а после этого этот божественный Логос отождествляется со Христом до воплощения: «В начале было Слово, и Слово было с Богом, и Слово было Богом. Оно было с Богом в начале. Через Него все было сделано; без Него ничего не было сделано, что было сделано» (Ин. 1:1-3; ср. 1:10). Это подразумевается в загадочном именовании Христа « reshit творения» в Откр. 3:14 ( he arche tes ktiseos. Ср. Откр. 21:6; 22:13). Некоторые утверждали, что это отражает зависимость от Кол. 1:15, которое могло быть известно лаодикийцам, поскольку церкви Колосса и Лаодикии, возможно, обменивались письмами (Кол. 4:16). Если это так, то он поддерживает утверждение Берни о том, что arche в Быт. 1:1 было в поле зрения автора Кол. 1:15 . Субъектное действие Христа в творении упоминается в Евр. 1:1-2: «Много раз и различным образом Бог говорил в прошлом нашим предкам через пророков, но в эти последние дни Он говорил нам в Сыне Своем, Которого назначил наследником всего и через Которого сотворил мир» . В 1 Кор. 8:6, опять же, возможно, в контексте первобытного исповедания: «Для нас есть только один Бог, Отец, от которого все [пришло в бытие] и для которого мы живем; и есть только один Господь, Иисус Христос, через Которого все [пришло в бытие] и через Которого мы живем». В отношении этих ссылок можно сделать два общих замечания. Во-первых, поразительно, насколько они разбросаны: они встречаются у таких разных писателей, как Павел и Иоанн, авторы послания к Евреям и Откровения. Это значит, что это учение было частью первоначального христианского вероисповедания. В­ то же время поразительно, насколько небрежно вводится эта доктрина: за возможным исключением Кол. 1:15, библейского обоснования ей не предлагается. Это напоминает, как Акива в MaBot 3:15 прямо утверждает действующую функцию Торы в творении, не приводя доказательств из Библии. Такое утверждение может показаться неизбежно вытекающим из отождествления Христа с Премудростью, чья роль в творении постулируется в эллинистических иудейских текстах, но эта доктрина не так широко распространена в иудаизме Второго Храма, как это часто предполагалось, и на самом деле она укрепляется только тогда, когда reshit из Прит. 8:22 связывается с reshit из Быт. 1:1 .

http://bogoslov.ru/article/6168474

Нельзя обойти молчанием тот факт, что эта борьба за умножение потомства, как в случае Авраама, так и в истории Иакова, приведшая к отступлению от моногамии, была оплачена большой ценой – нарушением мира и нестроениями в семьях. Агарь после рождения Измаила стала презирать госпожу свою (Быт.16:4). Сарра выгнала ее, и та едва не погибла в пустыне с ребенком. Между сестрами Рахилью и Лией вспыхнула зависть, и началось соперничество. После рождения Неффалима Рахиль сказала: борьбою сильною боролась я с сестрою моею и превозмогла (Быт.30:8). В начале 1-й книги Царств (1:1-6) рассказывается о матери великого пророка Самуила Анне. Муж ее Елкана имел еще одну жену – Феннану, которая обижала Анну: та огорчала ее, а эта плакала и не ела (1Цар.1:7) Из этого видно, что в Библии нет никакого узаконения многоженства, а, напротив, показано, что это ведет к потере мира в отношениях. Некоторые иудейские цари имели много жен, но Священное Писание это никак не одобряет, потому что это противоречило закону. Пророк Моисей говорит о будущем царе: чтобы не умножал себе жен, дабы не развратилось сердце его (Втор.17:17). Господь обличил Соломона: за то, что так у тебя делается, и ты не сохранил завета Моего и уставов Моих, которые Я заповедал тебе, Я отторгну от тебя царство и отдам его рабу твоему (3Цар.11:11). Известно, что среди грехов Соломона, которые называет священный писатель, было многоженство. Библия говорит о моногамном браке как единственно возможной в нравственном отношении форме брачного союза: Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей (Прит.5:18); Кто нашел [добрую] жену, тот нашел благо и получил благодать от Господа (Прит.18:23); Вы скажете: " за что? " За то, что Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей, против которой ты поступил вероломно, между тем как она подруга твоя и законная жена твоя (Мал.2:14). По библейскому учению, именно любовь к своей единственной жене может дать человеку земные радости и скрасить тяжесть жизненных трудов: Наслаждайся жизнью с женою, которую любишь, во все дни суетной жизни твоей, и которую дал тебе Бог под солнцем на все суетные дни твои; потому что это – доля твоя в жизни и в трудах твоих, какими ты трудишься под солнцем (Еккл.9:9).

http://pravoslavie.ru/6712.html

Церковь категорически выступает против легализации любых видов немедицинского употребления наркотических веществ, в том числе так называемых «легких» наркотиков. При этом надо признать, что употребление алкоголя имеет гораздо более выраженное социальное одобрение в нашем обществе по сравнению с травой. Как убедительно донести современному молодому человеку духовный вред опьянения, даже если он  ”в меру”? Я вижу тут два основных риска. Вино и молодость двойное воспламенение для чувственности. Зачем же подливать масла в огонь? Зачем подносить трут к пылающему телу? В Писании неоднозначно сказано о вине, которое не только веселит сердце человека, но и в котором распутство ( Еф. 5:18 ). Библия многократно предупреждает: Вино – глумливо, сикера – буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен. ( Прит.20:1 ) Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином; и цитра и гусли, тимпан и свирель и вино на пиршествах их; а на дела Господа они не взирают и о деяниях рук Его не помышляют. ( Ис.5:11,12 ) Но и эти шатаются от вина и сбиваются с пути от сикеры; священник и пророк спотыкаются от крепких напитков; побеждены вином, обезумели от сикеры, в видении ошибаются, в суждении спотыкаются. ( Ис.28:7 ) Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом: потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет в рубище. ( Прит.23:20,21 ) Теперь что касается наркотиков. Они были хорошо известны в древности и использовались язычниками. Да и до сего дня ими пользуются шаманы у нас на Дальнем Востоке Нигде ни одного доброго слова нет в Библии в адрес одурманивающих веществ, потому что они лишают человека ясного сознания и мешают нам быть храмами Святого Духа ( 1 Кор. 6:19 ). Так надо и нам относиться к этим веществам. Всеобщая эпидемия пьянства и наркомании, которую мы все наблюдаем,- самое яркое свидетельство того, что ничего доброго в этом нет. Думаю, и Вам известны люди, которые рады были бы оставить эту зависимость, но не могут. Увы, многие из них умирают или оказываются за решеткой. Лучше не начинать.

http://azbyka.ru/vopros/kakova-sushhnost...

6. И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из тука костей и самых чистых вин. (И сотворит Господь Саваоф всем языком: на горе сей испиют радость, испиют вино). К обетованию помощи и покрова, а также и всяких благ временной жизни, на Сионе, пророк присоединяет обетование и высшей радости, которую сотворит Господь всем народам на сей же горе, на Сионе. Здесь, на Сионе, где предварительно Господь совершит свой суд над народами, здесь же Он сотворит и радость. Как обыкновенно на горе, покрытой виноградниками, жители страны пили вино и вместе радовались, так и на горе Божией, на Сионе, все народы будут иметь вино и с ним преисполняться радостью. Это обетование пророка Исаии есть повторение и подтверждение пророчества Давида о том, что Господь устроит пиршество в своем храме и все будут есть и насыщаться ( Пс.21:27–30 ); оно есть также повторение и подтверждение пророчественной притчи Соломона о том, что Премудрость создаст себе дом, приготовит свою трапезу и предложит на ней всем, ищущим благостной жизни, хлеб и вино ( Прит.9:1–6 ). Но Давид говорит, что от трапезы Господней «насытятся убогие и душа их будет жива» тогда, когда «обратятся к Господу все концы земли и поклонятся пред Ним все отечества язычников», когда Господне будет царствие и Он будет обладать всеми народами. А это будет после страданий и смерти праведника – Мессии ( Пс.21:27–32 ). Следовательно, мир Божий есть мир веры; это есть вечеря любви Сына Божия, который на горе Сионе предложил, под видом хлеба и вина, свое тело и свою кровь, для спасения всех народов и как источник вечной радости для всех верующих Нового Завета. Точнее – это есть таинство Евхаристии. «Вполне исполнилось это пророчество на Господе нашем, когда на горе Иерусалимской преломил Он тело свое и преподал кровь свою, и сказал: сие творите в Мое воспоминание ( Лук.22:19 ). Вот пиршество небесное и духовное, пиршество от века соблюденное и тучное, пиршество Животодавца и Крепкого, пиршество в век пребывающее, которого будут причащаться все народы» ( Ефрем Сирин ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

С уважением, Вот слова протоиерея Алексея Уминского: «Я убежден, что интимные отношения — это вопрос личной внутренней свободы каждой семьи». А  протоиерей Андрей Большанин, настоятель храма свт. Василия Великого (на Горке) Псковской митрополии МП, однажды отвечал на вопрос: «— Допустимы ли в браке оральные ласки между супругами? —Это интимный вопрос, в Священном Писании и у святых отцов ничего об этом не говорится. Друг другу не изменяйте и не извращайтесь, а как будете ласкать друг друга, решайте сами. Спаси Господь!» По поводу полового влечения вообще существуют прямо противоположные мнения (как говорится, во второстепенном – многообразие). Многие считают деторождение единственной целью брака, а удовлетворение полового влечения даже в браке — противоестественным и скотским, то есть грехом нечистоты (вслед за рядом святых отцов  — блаженным Августином , свт. Игнатием Брянчаниновым и др.). Тем не менее, святитель Иоанн Златоуст сказал: «Брак дан для деторождения, а еще более для погашения естественного пламени», а в Библии воспевается чувство искреннего физического любовного влечения ( Прит. 5: 18–20 ; Песн. 1: 1; 4: 7, 10; 7: 2–11 ). Но нужно учесть, что даже при этом подходе плотские отношения между супругами не должны являться самоцелью, а лишь быть одной из сторон супружеской Любви. Только тогда они являются чистыми. И нет сформулированной позиции Церкви непосредственно об оральном сексе. Апостол Павел сказал:   «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют». ( 1Кор. 6:9–10 ). Но даже если Вы убеждены, что согрешили, то при этом нужно не совершать другой грех – нельзя впадать в отчаяние. Нужно всей душой уповать на Милосердие Божие. Дальше у апостола говорится: «И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» ( 1Кор. 6:9–11 ). Так что покайтесь, исповедуйтесь, верьте в Милость Божию и ведите благочестивую жизнь. И ознакомьтесь с поводами для отлучения от Церкви. Чтобы Вам самой было спокойнее.

http://azbyka.ru/vopros/o-blizosti-s-muz...

- В церковных лавках часто можно видеть освященное вино. Стоит ли христианам покупать и употреблять именно это вино? Важно ли, что вино освящено? - Я не думаю, что имеет принципиальное значение место, где куплено вино: в церковной лавке или простом магазине. Освящается вино потому, что, как говорит апостол Павел: " Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию " (1 Кор. 10, 31). Известно благотворное влияние чистого виноградного вина на здоровье человека: оно является кроветворным средством и хорошим лекарством, поддерживает, как говорит Церковь, " внутреннюю теплоту " . А где оно куплено - это уже второй вопрос. Можно купить в любой лавке вино и освятить в церкви, не будет разницы. - С вином, особенно в нашей стране, связано много проблем. Регламентирует ли Церковь количество вина, которое можно употребить? - Количество и порядок употребления вина регламентирует церковный Устав. В Уставе говорится, что в определенные праздники употребляется вино в размере от одной до трех красовуль. - А что такое " красовуля " ? - Одна красовуля - это 125 граммов вина. Но когда определялась эта мера, виноградное вино было довольно густым и обычно его пили разбавленным, поэтому с водой получалось около 375 граммов. Такая мера предусмотрена церковным Уставом. Это немного, сейчас позволяют себе выпить и больше. Люди все разные, и потому каждый должен определить свою меру. Грех будет в том случае, если человек напьется. Священное Писание очень жестко осуждает такого человека. В своих притчах говорит царь Соломон: " У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного " (Прит. 23, 29-30). В Евангелии про злоупотребление вином четко сказано: " ...пьяницы Царства Божия не наследуют " (1 Кор. 6, 10). - Типикон не делает разницы между видами спиртных напитков и все называет вином. Но существует не только вино, но и крепкие напитки. Как вы считаете, православные христиане могут употреблять крепкие спиртные напитки?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/1...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010