При избрании епископа Арий однако отказался от кандидатуры и свой влиятельный голос подал за Александра. Этим он снискал расположение последнего, но зато вызвал страшный гнев и ненависть Коллуфа. Причина понятна. Так как Арий два раза склонялся на сторону мелетианства, то на его голос Коллуф особенно рассчитывал. Отсюда он никоим образом не мог простить Арию этой измены 460 . Впрочем, эта неудача не сломила Коллуфа. Он отложился от Александра и, образовав собственную партию, явился его александрийским противоепископом 461 . По крайней мере Афанасий сообщает, что Коллуф ставил пресвитеров в мареотском гае, непосредственно подчиненном александрийскому епископу 462 . Между тем Арий стоял во главе одной городской церкви, именно Бавкалис 463 . По Феодориту 464 ему было вверено объяснение Св. Писания. У Александра он находился в милости 465 . Церковь его усердно посещалась. Влияние его было тесьма велико, особенно среди благочестивых женщин 466 . Он был блестящим оратором 467 и отличался благочестием и жаром веры 468 . По внешности он был высок ростом и худ, как аскет 469 . Обхождение его было приветливое. Во всяком случае, даже враги не могли найти за ним лично ничего дурного 470 . Однажды Арий в церкви Бавкалис произнес проповедь по поводу прочитанного места из Св. Писания, именно прит. Сол. 8, 22 471 . В ней он высказал свой взгляд на отношение между Богом Отцом и Сыном. Проповедь Ария вызвала разногласие и явилась прелюдией к великой церковной борьбе. Спорный вопрос – чисто восточного происхождения. Запад уже со времен Тертуллиана , говорит Лоофс 472 , владел формулой, по которой божество Христа совмещалось с единством Бога. Путем традиция, а не через официальное решение, здесь твердо стояло, что Логос ex substantia patris genitus, unius substantiae с Отцом и Св. Духом и привело к временному положению о genitum esse у Тертуллиана 473 , которое уже у него и еще более у Новациана, парализовалось воззрением, что vis divinitatis emissa... in filium прежде всякого «рождения» semper in patre fuisse dicenda est, и опять rursum per substantiae communionem ad patrem revolvitur 474 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

Авессалом с Ахитафелом употреблял тщание и осмотрительность против своего отца. Подобно тому сделали и эти учители против святых отцов. И Ахааву казалось, будто он изречения лжепророков получал по божественному вдохновению; но он был обманут в своих надеждах; да и приточник сказал: „есть путь, иже мнится человеком прав быти, последняя же его приводят во дно адово (Прит. Сол. 14, 12). Они потерпели тоже, что одержимые страстию человекоугодливости, а равно вещающие от своего чрева, думая, что путь их прав, между тем как он вверяющихся ему приводит на дно ада. Ибо каким образом совершаемое живописцами созидание икон богохульно направляется против самого необходимого таинства домостроительства Христова? И опять, каким образом искусством живописцев подрываются шесть святых и вселенских соборов, и каким образом, вопреки воле их, ставятся иконы в церквах, когда сами оные божественные отцы наши, учительски и непринужденно объяснявшие таинство нашего спасения, изобразили его в честных храмах, пользуясь искусством живописцев? Кто из божественных отцов наших провозвестил, что искусство живописцев не согласно с самым необходимым догматом нашего спасения, то есть с домостроительством Христовым? Кто принимает что нибудь, тот конечно не осуждает того, что принимает. Итак они умеют пустословить, но не доказывать того, что высказывают. Они, как кажется, предположили, что никто не знает, что они искажают слово истины. – Итак все низкие искусства, отвлекающие от цели заповедей Божиих, должны быть отвергаемы; но искусства иного рода, искусства полезные в жизни не носят на себе ничего непристойного и не презирались и не отвергались святыми отцами нашими. Так и искусство живописное; если им кто либо пользуется для изображения чего либо позорного, то оно должно быть презираемо и отвергаемо. Например если бы кто либо стал представлять живописно образы блудодейственные, а также зрелища, кривлянья, конские скачки, или если бы что либо другое сродное с этим выражалось посредством этого искусства; то позорно было бы изобретение его.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Семь архангелов в облаках держат в руках каждый знак своего служения: справа Михаил держит пламенный меч, Уриил – молнию, Рафаил – алавастр мира; слева Гавриил держит цветок лилии, Селафиил – четки, Иегудиил – корону, Варахиил – пучок цветов. Под облаками с серповидной луной, подножием Богоматери, амвон с 7 ступенями, на каждой начертано, в восходящем порядке снизу, одно из следующих слов: «вера, надежда, любовь, чистота, смирение, благость, слава (сонм добродетелей христианских, увенчивающихся славой – софийностью). На первой же ступени написано сверх того: «седмью восходов восхождение ее». На ступенях амвона пред Богоматерью по обеим сторонам стоят пророки, ветхозаветные носители Духа Св., «глаголящего пророки». Справа на 4-й ступени от верху стоит Моисей со скрижалями, на которых начертано: «радуйся, скрижале Божия, в ней же перстом Отчим написано Слово Божие» – как бы в нарочитое опровержение богословов, которые хотят видеть в тексте Прит. Сол. 9, Премудрость – Христа, создавшего Храм-Богоматерь. За Моисеем в нисходящем порядке следуют: Аарон с прозябшим жезлом и на последней ступени с Моисеем стоит Исаия с хартией, висящей от левою плеча, на которой слова: «се Дева во чреве приимет» и т. д. За ним в нисходящем порядке на особых ступенях стоят пророки: Иеремия со свитком, Иезекиил с врагами затворенными и Даниил с камнем в руках. На всех седми столпах, поддерживающих сень, находятся в кругах эмблематические изображения, взятые из Апокалипсиса, с объясняющими и их словами сей же пророческой книги. На первом столпе от правой руки Богоматери изображены седмь очес с надписью: «дар совета», потом слова: «на камени едином седмь очес». На втором столпе изображен седмисвечный подсвечник, над которым надпись: «дар разума», и потом: «видех свещник злат и седмь светильник верху его». На крайнем столпе справа изображена книга с 7 привешенными к ней печатями и со словами наверху: «дар премудрости», а за ними надпись: «видех книгу запечатленну седмию печатями». На ближайшем столпе клевой руке Богоматери 7 труб, над которыми надпись: «дар крепости » и ниже: «седмь труб на падение Иерихона».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

В церковь входите с боязнию и благоговением, и страхом Божиим, и получивши прощение грехов, с радостию выходите. Когда же в церкви стоите, думайте о своих грехах, и в это время оставляйте все свои дела вне церкви, как пишут святые. Откровением Святаго Духа изложили божественную службу Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Двоеслов: «Станем со страхом, возлюбим друга друга сердечною любовию, а не устами и языком. И всякое житейское попечение отложим ныне. Ныне бо силы небесныя с нами невидимо служат». Заботьтесь же, дети, о том, чтобы не прогневить Бога своим разговором в церкви. И с этого времени да удалится от вас такая безбоязненность, как церковный разговор, и неприличное стояние в церкви; но да будет земля сердца вашего добра, для принятия слова нашего учения, поелику, дети, и я должен, получивши от Бога талант, не скрывать его в землю, но раздать вам, добрым торговцам. Эту куплю духовную производите с прибылью, чтобы и я с великим ап. Павлом дерзнул сказать в день суда, о тех, которых я научил: вы похвала моя, вы и радость, вы и венец мой пред Богом (1 Сол. 2:19). Дабы Бог сподобил и меня грешнаго, во время втораго Его пришествия, вместе со всеми моими детьми, так сказать: . И теперь, ради Бога, старайтесь всячески угодить Богу добрыми делами, чтобы души свои спасти, и гнев Божий утолить, и себя приблизить к Богу. Дабы в душах наших, дети, было знамение Христово, как пишет Григорий Богослов: «овца знаменана неудобь украдома бывает». А знамение овцам словеснаго стада Божия — то, чтобы оне были причастниками тела и крови Христовой. Вы же, дети, овцы словеснаго стада, не пропускайте ни одного говения без такого знамения, но будьте причастниками тела и крови Христовой. Это, дети, кратко пишу вам ради вашего спасения; по своим благоразумием умножьте в сердцах своих плод духовный. Ибо премудрый сказал: «аще таковым искусством, рекше: учением, поживете, » (Прит. 9:11). Поэтому, дети, и вы, если примете и сохраните в сердцах своих то, что писал вам, и исполните не словом только, но и делом; то будете участниками небеснаго Царствия, котораго да сподобит всех нас Бог во второе Его пришествие, со всеми угодившами Ему от века, быть соучастниками в горнем Иерусалиме, дабы прославлять в Троице Отца и Сына Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2656...

Видение Иезекииля есть, вместе с тем, откровение о небесной и вечной природе человека, о «небесном человеке» (и в этом смысле есть как бы изъяснение слов Прит. Сол. 8,31 о Премудрости Божией: «и радость Моя в сынах человеческих»): в Славе Божией присутствует образ человека, сотворенного по образу Божию. Однако, следует на это указать, что облик человека приписывается здесь и херувимам (10,20), которые несут на себе престол Господень над сводом, простирающимся над ними (1,22, 26), и однако они принадлежат не к человеческому, но к ангельскому миру. На это можно ответить, что херувимам здесь и не приписывается полноты человеческой, и вообще космической природы, они суть «подобие четырех животных», имеют облик «как у человека» (1,5). Природа мира духовного, ангельского, остается иною, чем у человеческого мира. Тем не менее ангелам свойственно служебное отношение к этому миру, а потому и некоторое онтологическое сродство с ним и соотношение: чтобы служить человеку, нужно иметь его подобие (это соотношение печатлеется в учении о личном ангеле–хранителе, присущем каждому человеку, как его небесный образ). Иными словами, Слава небесного мира соотносительна Славе мира человеческого и — в этом смысле — человечна, отсюда животность и человечность высших чинов ангельских, на которых покоится Господь, «седяй на херувимех». Эта мысль о небесном образе человека, отсвет которого лежит и на ангельском мире, получает новое подтверждение в дальнейших подробностях видения: над сводом над головами их было подобие престола, а «над подобием престола было как бы подобие человека вверху на нем» (1:26). Это подобие человека на престоле прямо свидетельствует о небесной предвечности образа человеческого, зримого не только в тварном духовном мире несущих на себе престол херувимов, но и на самом престоле (это представляет собой аналогию Данилову видению Сына Человеческого, 7,9, 13—14; ср. Откр. гл. 4 — 5). Церковь видит в седящем на престоле подобии человеческом образ воплощения Сына Божия . Однако это видение, бывшее до воплощения, свидетельствует о предвечности человеческого образа на небесах, силою которого возможно было сотворение человека и, как его новое творение, — боговоплощение. Если понять видение только в отношении к боговоплощению и видеть в нем лишь пророчество о Христе, то в таком случае неизбежно приходим к заключению, что человеческое тварное естество, в Нем прославленное, также причастно Славе Божией. И Слава Божия объемлет в Себе как мир вечный, так и по образу его сотворенный, в их онтологическом единстве, Божественную Софию, открывающуюся в Сыне Человеческом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

1)Сам Господь срез Пророка взывает к отступникам от Его святой церкви, говоря: да приведут свидетели своя и оправдятся ( Исх.43:9 ). Так и мы, слышав вашу о себе похвалу, просим вас, приведите свидетели своя от лика святых, кто получил спасение в вашей молоканской секте; наверно указать вам не на кого. В 3-й и 4-й беседах сколько вы ни приводили себе свидетелей от лика святых, но ни один свидетель не оправдал; поэтому напрасно вы свою секту так и хвалите, которая несчастных вас губит и низводит в ад. Не сбывается ли на вас слово Премудрого: «Есть путь, иже мнится человеком прав быти, последняя же его приходят во дно ада» (Прит. Сол.14:12, 16:25). и ваша секта кажется вам права, но исходя ея для вас погибельный; в продолжении около 200 лет она ни одну личность ваших наставников не спасла; поэтому и вы не спасаетесь в своей секте, а погибаете, и находитесь на стране блудного сына, более и более удаляетесь от дому Отца небесного; и своей свободой и такою самочинной жизнью вы не стыдитесь хвалиться, о чем страшно и помыслить для чад церкви Божией. 22) Ответ о еретических и раскольнических колоколах Сказав это, теперь отвечу и на другое ваше возражение. Вы желаете знать от нас, как мы понимаем о прочих колокольных благовестах других обществ, именуемых христианских, как-то; католических, лютеранских и раскольнических; на это мы скажем следующее: как основатель церкви находится «Един Господь наш Иисус Христос» ( 1Кор.3:11 ), так и церковь Его есть едина, а не две или три, и храмы христианские должны быть единого духа, единого устройства, и верующие должны быть единого упования; как един Господь, так едина и вера, по слову Апостола ( Еф.4:3–6 ), и только среди таких верующих находится жилище Божие. А кто отделяется от единства церкви Христовой, то таковые, по слову Апостола Иуды, именуются: «телесни и духа не имуще» ( Иуд.1:19 ), т. е. таковые находятся безбожны и безблагодатны, 23) Жертвы нечестивых мерзость пред Богом и от явных отступников не только их благовест не принимает Бог, но ниже молитвы, ниже жертвы их не принимает, – как равно и от ваших собраний не принимает Бог все ваши молитвы и песни, как от изменщиков Его небесного узаконения. А только Он от Своей единой истинной церкви принимает молитву, жертву и трубный глас, или колокольный звон.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/besedi-p...

Видение Иезекииля есть, вместе с тем, откровение о небесной и вечной природе человека, о «небесном человеке» (и в этом смысле есть как бы изъяснение слов Прит. Сол. 8,31 о Премудрости Божией: «и радость Моя в сынах человеческих»): в Славе Божией присутствует образ человека, сотворенного по образу Божию. Однако, следует на это указать, что облик человека приписывается здесь и херувимам (10,20), которые несут на себе престол Господень над сводом, простирающимся над ними (1,22, 26), и однако они принадлежат не к человеческому, но к ангельскому миру. На это можно ответить, что херувимам здесь и не приписывается полноты человеческой, и вообще космической природы, они суть «подобие четырех животных», имеют облик «как у человека» (1,5). Природа мира духовного, ангельского, остается иною, чем у человеческого мира. Тем не менее ангелам свойственно служебное отношение к этому миру, а потому и некоторое онтологическое сродство с ним и соотношение: чтобы служить человеку, нужно иметь его подобие (это соотношение печатлеется в учении о личном ангеле-хранителе, присущем каждому человеку, как его небесный образ). Иными словами, Слава небесного мира соотносительна Славе мира человеческого и – в этом смысле – человечна, отсюда животность и человечность высших чинов ангельских, на которых покоится Господь, «седяй на херувимех». Эта мысль о небесном образе человека, отсвет которого лежит и на ангельском мире, получает новое подтверждение в дальнейших подробностях видения: над сводом над головами их было подобие престола, а «над подобием престола было как бы подобие человека вверху на нем» (1:26). Это подобие человека на престоле прямо свидетельствует о небесной предвечности образа человеческого, зримого не только в тварном духовном мире несущих на себе престол херувимов, но и на самом престоле (это представляет собой аналогию Данилову видению Сына Человеческого, 7,9, 13 – 14; ср. Откр. гл. 4 – 5). Церковь видит в седящем на престоле подобии человеческом образ воплощения Сына Божия 79 . Однако это видение, бывшее до воплощения, свидетельствует о предвечности человеческого образа на небесах, силою которого возможно было сотворение человека и, как его новое творение, – боговоплощение. Если понять видение только в отношении к боговоплощению и видеть в нем лишь пророчество о Христе, то в таком случае неизбежно приходим к заключению, что человеческое тварное естество, в Нем прославленное, также причастно Славе Божией. И Слава Божия объемлет в Себе как мир вечный, так и по образу его сотворенный, в их онтологическом единстве, Божественную Софию, открывающуюся в Сыне Человеческом.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

«Язык лжив ненавидит истины: уста же непокровена творят нестроение» (Прит. Сол. гл. 26, стр. 28). Из чего заимствовал епископ Иов, что будто бы поп Июда и депутаты соблазнились якобы окружническими новшествами а в особенности проповеданием благодати Св. Духа у еретиков 2 и 3 чина? И когда именно им об этом заявляли пришедшие для соединения с ним? Не явно ли здесь видится, что епископ Иов несправедливо написал в своей грамоте; ибо депутатов от общества, посылаемых к епископу Иову никогда не было, о чем нам лично говорили жители того места Ермолай Иванович, Клим Анисимович и Афанасий Тимофеевич московскому Савватию; и священник Июда никогда не соблазнялся Окружным Посланием, но единственно прибег лжеговением к епископу Иову, избегая от церковного суда, о чем и послушание его показало: так как по приезде от епископа Иова священника Июды во свою местность, тамошнее общество, как только увидело, что грамота у него не от архиепископа Савватия, то и никто из сынов истинной церкви Христовой не принял его; почему священник Июда 20 октября прибыл в Москву к архиепископу Савватию с одним депутатом Ермолаем Ивановым от общества и просил архиепископа со слезами простить ему грех отпадения под власть раздорнического епископа Иова. И грамоту, данную Иовом, отдал архиепископу. Из этого достаточно видно, что поп Июда никогда не соблазнялся окружническими новшествами и прочим. Зачем же было лгать епископу Иову в своем объявлении? Или сего он не знает: яко всяка ложь есть от диавола. Да и к чему же Иов упомянул об окружнических новшествах, а в особенности за признание благодати Св. Духа у еретиков 2 и 3 чина? Поскольку он не указал в Окружном Послании никаких новшеств. Не показавши же законных причин к отпадению, они не имели права отторгать от своего митрополита по 13 и 14 правилу перво-второго собора, бывшего в церкви св. Апостол. Да к чему же епископ Иов упрекает, яко бы наша св. древлеправославная церковь признает вне церкви у еретиков 2 и 3 чина благодать Св. Духа? Может быть он нас в том зазирает, как мы, а равно и наши предки, не отвергали хиротонию и крещение от приходящих к нам еретиков 2 и 3 чана? То в этом он должен винит не нас, но все семь вселенских соборов и учителей церкви Христовой? Да при том же, вспомнил бы составитель того письма, что их раздорническое общество признает господствующую церковь под именем Иисус верующую во иного бога антихриста, а между тем от таковых имеют происшедшее епископство и священство. Пусть о этом нам докажут, что святые правила повелевают не второкрещать и не пересвящать приходящих к церкви от тех еретиков, которые веруют в антихриста, Да и могут ли быть у верующих в антихриста еиископы и св. крещение во имя Св. Троицы?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

б)Библейские изречения о любви ко врагам. Любите враги ваша, благословите кленущия вы, добро творите ненавидящим вас, и молитеся за творящих нам напасть, и изгонящия вы ( Mamф. V, 44 ). – Аще алчет враг твой, ухлеби его; аще ли жаждет напой его; сие бо творя углие огненное собираеши на главу его. Не побежден бывай от зла, но побеждай благим злое ( Puмл. XII, 20 – 21 ). – Бывайте друг ко другу блази, милосерди, прощающе друг ко другу, якоже и Бог во Христе простил есть вам ( Eфec. IV, 32 ). – Да не отмщает рука твоя, и да не враждуеши на сыны людей своих ( Лeb. XIX, 18 ). – Во всякой неправде не держи гнева на искреннего, и не твори никоего в делах досаждения (Сир. Х, 6). – Безумный абие исповесть гнев свой: крыет же свое бесчестие хитрый (Прит. Сол. XII, 16). – Не радуйся о мертвеце бывшем враждебнейшем тебе: помяни, яко вси умираем (Сирах. UIII, 8). – Глаголяй себе во свете быти, а брата своего ненавидяй, во тьме есть доселе. Любяй брата своего во свете пребывает и соблазна в нем несть. А ненавидяй брата своего, во тьме есть, и во тьме ходит, и не весть, камо идет, яко тьма ослепи очи ему ( 1Uoah. II, 3 – 11 ). – Буди увещеваяся с соперником твоим скоро, Дóндеже еси на пути с ним, да не предаст тебе соперник судии, и судия предаст тя слузе, и в темницу ввержен будеши ( Mamф. V, 25 ). – Человек на человека сохраняет гнев, а от Господа ищет исцеления; над человеком, подобным себе не имать милости, а о гресех своих молится(Сирах. XXUIII, 3 – 4). – И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим ( Mamф. VI, 12 ). – Аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный ( Mamф. VI, 14 ). – Остави обиду искреннему твоему, и тогда помольшутися, грехи твоя разрешатся ( Сир. 28, 2 ). – Помяни последняя, и престани враждовати ( Cupax. XXVIII, 6 ). в) Свидетельства св. отцов и учителей церкви о любви ко врагам. I. «Смотрите, переносите кротко и отпускайте первое оскорбление вашего врага, прощайте ему также и второе, тогда до третьято он не решится дойти». (Блан. Иероним).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Еще в Ветхом Завете Господь научал людей, через избранных мужей, необходимости покаяния для прощения грехов: «Если он (человек) виновен в чем–нибудь из сих (перечисленных выше грехов), говорит Господь Моисею, и исповедуется, в чем он согрешил, то пусть принесет Господу за грех, которым он согрешил, жертву повинности из мелкого скота, овцу или козу, за грех, и очистит его священник» ( Лев. 5:5–6 ; Числ. 5:7 ). «Не стыдись исповедовать грехи твои», учит Сирах (4–30): «Скрывающий свои преступления, говорит Премудрый, не будет иметь успеха, а кто сознает и оставляет их, тот будет помилован (Прит. Сол. 28:13). «Ты всех милуешь, говорит о Боге Соломон, потому что все можешь, и покрываешь грехи людей ради покаяния» (Прит. Сол. 11:24).  В Ветхом же Завете мы видим живые примеры покаяния грешников и прощения их грехов. Так, напр., когда Господь поразил проказой Мариам, жену Аарона, за несправедливые упреки Моисею, Аарон обратился с покаянием к нему и с просьбой о молитве за него перед Богом; «И сказал Аарон Моисею: господин мой! Не поставь нам во грех, что мы поступили глупо и согрешили» ... И возопил Моисей ко Господу, говоря: «Боже исцели ее». ( Числ. 12:11–13 ). Исповедал свой грех перед пророком Нафаном Давид, когда умертвил Урия и взял себе в жену его Вирсавию, и получил через Нафана же прощение от Господа: «И сказал Давид Нафану: согрешил я перед Господом. И сказал Нафан Давиду: Господь снял с тебя грех твой: ты не умрешь» ( 2Цар. 12:13 ). Покаялось перед Эздрой все общество возвратившихся из плена израильтян ( Ездр. 10:10–11 ), взявших себе жен иноплеменниц, и получило прощение греха своего. Неемия приносил Богу покаяние за себя и за народ свой, когда молился: «Исповедаюсь во грехах сынов Израилевых, которыми согрешили мы перед Тобой, согрешили и я и дом отца моего» ( Неем. 1:6–7 ), и был услышан Богом. Обреченный Богом на погибель многогрешный народ Ниневии покаялся в грехах после обличения пророком Ионой и был помилован (Ионы гл. 3–я). На рубеже Ветхого и Нового Заветов последний из пророков, «больший из рожденных женами», Иоанн Креститель начал свою проповедь словами: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное! ... Тогда Иерусалим и вся Иудея, и вся окрестность иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои» ( Матф. 3:2–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010