Хотя я должен был отвечать твоему безумию из всего Писания и, подобно Давиду, игравшему на цитре, божественными глаголами укротить неистовство сердца твоего; но я ограничусь немногими свидетельствами одной книги и глупости противопоставлю мудрость, чтобы ты не пренебрегал по крайней мере небесным, если презираешь человеческое. Итак послушай, что о тебе и о всех недоброжелательных, злоречивых и любопритетельных говорит премудрый Соломон: «безумнии досады, суще желателие, нечестивии бывше, возненавидеша чувство» ( Притч.1:22 ). «Не соплетай на друга твоего зла» ( Притч.3:29 ). «Не враждуй на человека туне» ( Притч.3:30 ). «Нечестивии вознесоша безчестие» ( Притч.3:35 ). «Отыми от себе строптива уста и обидливы устне далече от тебе отрини; око досадителя, язык неправедный, руце проливающыя кровь праведнаго, и сердце, кующее мысли злы, и нозе, тщащиися зло творити» ( Притч.4:24, 6:17–18 ). «Иже утверждается на лжах, сей пасет ветры, той же поженет птицы парящыя; остави бо пути своего винограда, в стезях же своего земледелания заблуди, проходит же сквозь пустыню безводную и землю, определенную в жаждех, собирает же руками неплодие» ( Притч.9:12 ). «Уста продерзаго приближаются сокрушению; износящии же укоризну безумнейши суть» ( Притч.10:14, 18 ). «Душа благословенна всякая простая; муж ярый не благообразен» ( Притч.11:25 ). «За грех устен впадает в сети грешник» ( Притч.12:13 ). «Путие безумных правы пред ними» ( Притч.12:15 ). «Безумный абие исповесть гнев свой» ( Притч.12:16 ). «Мерзость Господеви устне лживы» ( Притч.12:22 ). «Еже хранит своя уста, соблюдает свою душу; продерзивый же устнами устрашит себе» ( Притч.13:3 ). «Злый с досаждением творит злая, безумный же прострет свою злобу» ( Притч.13:17 ). «Взыщеши премудрости у злых и не обрящеши» ( Притч.14:6 ). «Путей своих насытится дерзосердый» ( Притч.14:14 ). «Премудр убоявся уклонится от зла; безумный же на себе надеявся смешавается с ним» ( Притч.14:16 ). «Долгтерпелив муж мног в разуме; малодушный же крепко безумен» ( Притч.14:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Притч. 20 :16. Возьми одежду его, потому что он поручился за другого, и за чужую 123 (вещь) возьми у него залог. Притч. 20 :17. Сладок человеку хлеб, приобретенный обманом, но потом уста его наполнятся камешками. Притч. 20 :18. Предприятие в помышлении 124 кажется удобоисполнимым; но при исполнении встречает препятствие. Притч. 20 :19. Открывающий тайну поступает коварно, и к обманывающему устами своими не присоединяйся. Притч. 20 :20. У злословящого отца или мать угаснет светильник, и зеницы очей его увидят тьму. Притч. 20 :21. Наследство, поспешно приобретенное в начале, неблогословится впоследствии. Притч. 20 :22. Не говори: я отмщу врагу, но предоставь Господу, чтобы Он тебе помог. Притч. 20 :23. Мерзость пред Господом — двоякий вес, и обманчивая мера — не добро пред Ним 125 . Притч. 20 :24. От Господа направляются стопы человека, а смертному как знать пути свои? Притч. 20 :25. Сеть для человека — поспешно посвящать (Богу) что либо из своего, ибо после обета бывает раскаяние. Притч. 20 :26. Мудрый царь — веятель нечестивых и обращает на них колесо 126 . Притч. 20 :27. Дух людей — свет Господа, Который испытывает сокровенные тайны. Притч. 20 :28. Милостыня и истина — охрана царю и окружают престол его правдою. Притч. 20 :29. Украшение юношам — мудрость, слава же старцев — седины. Притч. 20 :30. Злых постигают: раны и увечья спереди и глубокия язвы сзади. Глава 21 Содержание: 1—10 ст. Всеведущий Господь управляет сердцем царя и ценит в каждом человеке сердечное настроение, награждает праведного и наказывает нечестивого; 11—16 — правду и милость любят праведники, а нечестивые зложелатели гибнут; 17—23 — соблюдающий правду найдет жизнь и славу, а любящий веселие обеднеет; 24—31 — нечестивые надменны, алчны, лживы, дерзки, неразумны, безстыдны, и мерзки Господу их жертвы. Притч. 21 :1. Как поток воды, так сердце царя в руке Божией: куда Он хочет обратить, туда и направляет его. Притч. 21 :2. Всякий человек кажется самому себе праведным, но Господь делает правыми сердца 127 .

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Причиною такой ошибки переписчика в данном случае могло быть еще сходство мест Притч. 19:13–14 и Притч. 20:20–21 , говорящих одинаково сначала об отце и матери, а потом о наследстве. Вследствие этого сходства обстановки переписчик мог, даже незаметно для себя самого, первоначальный стих Притч.20:20 , говоривший об ужасе внушаемом отцу глупым сыном, поставить на месте Притч.19:13 , а подобный первоначальный Притч.19:13 , говоривший о проклятии отца и матери, поставить на месте Притч. 20:20 . Что с нынешним стихом Притч.19:13 случилось нечто неблагоприятное, это видно из того, что нынешние его члены не стоят между собою ни в каких отношениях параллелизма, – что невозможно. Весьма вероятно, что нынешний стих Притч.19:13 первоначально заключал две отдельных притчи: второе полустишие читалось так, как теперь читается Притч. 27:25 , в виде самостоятельной эмблематической притчи, а первое полустишие: ужас отцу своему сын глупый имело при себе вторым членом второе полустишие Притч.17:25 : и скорбь для родительницы своей. Если все это вероятно, говорит Бунзен, т.е. если стих Притч.19:13 , открывающий пятую группу можно поставить на месте Притч.20:20 , тогда последняя группа будет иметь не 75+19, а 75–16 стихов, т.е. будет вполне соответствовать 75+16 стихам первой группы, точно также как 75+4 стихов группы В соответствуют 75–4 стихам группы С. Таким образом получится следующее равномерное расчисление притчей по группам: одна из групп имеет абсолютно нормальное число притчей 75; две группы превышают это число одна на 16, другая на 4 притчи; две группы не достигают этого числа одна на 16, другая на 4 притчи 10 . Таким образом, пятичастное деление, которое мы знаем в пятикнижии Моисея, в псалмах, Песни Песней, еще раз повторяется в этом внутреннем отделе книги Притчей. 3 . Следующий отдел притчей от Притч.22 до Притч.24 имеет опять некоторые отличия, сразу дающие себя чувствовать. Построение стихов здесь не так равномерно, как в предшествующей части. Если и здесь есть еще стихи из 8, 7 и 6 слов, обыкновенные в отделе Притч.10:1–22:16 , то они перемешаны здесь с другими длинными стихами в 11, 14 и даже 18 слов ( Притч.22:29, 23:31, 35, 29, 24:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

О чем же говорят эмблемы и антитезы рассматриваемого отдела? Тогда как большой отдел Соломоновых притчей Притч.10:1–22:16 открывался нравоучительною притчею: «умный сын радует отца, а сын глупый – печаль матери», настоящий отдел Соломоновых притчей начинается политическою притчею: «слава Божия состоит в том, чтобы скрывать вещи, а слава царя – обнаруживать вещи и приводить в известность». В этой вступительной притче указано главное различие названных двух отделов по характеру и содержанию. Тогда как в отделе Притч.10:1–22:16 предложены самые общие положения, хотя и в конкретной форме, или то, что у нас называется общими местами, в рассматриваемом собрании Езекииных притчей гораздо чаще встречаются притчи, взятые из частных положений и обстоятельств. Хотя и в Притч.10:1–22:16 говорилось не только о мудрости и добре, но и о глупости и зле, но последние представлялись где-то вдали, как бы сквозь покрывало. Большая же часть притчей Притч.10:1–22:16 изображают жизнь в розовом свете, как ее может изображать мудрец, не увлекаемый непосредственно в житейский водоворот, но созерцающий ее со своей идеальной точки зрения. Главное зло, которое изображается в Притч.10:1–22:16 есть отвлеченное зло – глупость и лицемерие , представители ложных направлений тогдашней мудрости, скептики, неверующие в торжество правды и добра на земле. Нигде так часто и так определенно не говорится о лицемерах в этом смысле, как в отделе Притч. 10:1–22:16 , особенно, начиная с 13-й главы ( ). Переходя за тем из Притч.10:1–22:16 , в 25–29, вы вступаете из уединенного храма мудрости в жизнь, из тех общих, более светлых, чем мрачных, представлений о жизни, какие могут быть даны в школе, к тем частнейшим, и потому более мрачным, чем светлым, представлениям о ней, какие могут быть сделаны людьми, непосредственно в ней вращающимися. Прежде всего здесь обращают на себя внимание притчи политические. Хотя и в Притч.10:1–22:16 говорилось о царе, но там имелась в виду только идея царя и указывались идеальные отношения его к народу: его правосудие ( Притч.14:35, 16:10–13 ), его мудрость ( Притч.20:26 ), его благость ( Притч.20:28 ), его любовь к добродетели ( Притч.22:11 ), божественное водительство царя, сердце которого в руке Божией ( Притч.21:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Притч. 15 :18. Вспыльчивый человек устрояет распри, а долготерпеливый и возникающую укрощает. Долготерпеливый угашает раздоры, а нечестивый еще более возбуждает (их). Притч. 15 :19. Пути праздных устлавы тернием, а — прилежных углажены. Притч. 15 :20. Мудрый сын веселит отца, а глупый сын оскорбляет мать свою. Притч. 15 :21. Стези глупого лишены смысла, а разумный муж ходит прямою дорогою. Притч. 15 :22. Пренебрегают разсуждениями не уважающие собраний, а в сердцах советующихся совет пребывает. Притч. 15 :23. Не послушает его злой и не скажет чего-либо полезного и хорошого для общества. Притч. 15 :24. Пути жизни — помышления разумного, чтобы, уклонившись от ада, спастись. Притч. 15 :25. Дома надменных раззоряет Господь, а межу вдовицы укрепляет. Притч. 15 :26. Мерзость пред Господом помысл неправедный, а слова непорочных святы. Притч. 15 :27. Принимающий подарки губит себя, а ненавидящий подарки спасется. Милостынями и верностию очищаются грехи, а страхом Господним всякий уклоняется от зла. Притч. 15 :28. Сердца праведных поучаются верности, а уста нечестивых изрекают зло. Приятны пред Господом пути людей праведных; чрез них и враги делаются друзьями. Притч. 15 :29. Далеко отстоит Бог от нечестивых, а молитвы праведных слышит. Лучше малое получение с правдою, чем большие прибытки с неправдою. Сердце мужа да помышляет о праведном, чтобы от Бога исправились стопы его. Притч. 15 :30. Глаз, видящий хорошее, веселит сердце, а добрая весть утучняет кости. Притч. 15 :31. Внимательный к обличениям жизни водворится среди мудрых. Притч. 15 :32. Кто отвергает наставление, тот ненавидит себя, а внимательный к обличениям любит свою душу. Притч. 15 :33. Страх Господень — наставление и мудрость, и начало славы будет соответствовать ей (мудрости) и смиренным будет предшествовать слава 82 . Глава 16 1—9. Угодны Господу люди богобоязненные, правдивые, милостивые, а мерзки надменные, нечестивые; 10—15 — власть царя от Бога и сердце его в руке Божией, он должен быть справедлив и силен; 16—22 — мудрость и смирение свойственны разумному и дороже всего; 23—33 — мудрый умно и приятно говорит, трудолюбив и сдержан, глупый — лукав, зол и коварен; но участь всех зависит от Господа и Его правды.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

В третьей части Притчи Соломоновы, друзьями Езекии царя Иудейского собранные гл. 25 до 30 ( Притч.25–29 ) – где: Должность царя в рассуждении подданных, и сих в рассуждении царя; удаление от ссор. Притч.25 . Разные подобия, изображение лености. Притч.26 . О суетной надежде, о похвале самого себя, о явном обличении, о сытости. Притч.27 . О страхе, происходящем от худой совести; о наблюдении закона. Притч.28 . О презрении учения, о любви к премудрости, о правосудном царе, о человеке ласкателе. Притч.29 . В четвертой части Притчи под именем Агура, коего и самого Соломоном почитают – Притч.30 , где: Прошение Соломоново о трех ненасыщных, о трех скрытых, о трех землю движущих, о четырех кротких земли, и о трех добре шествующих. Притч.30 . В пятой части Притчи, под именем Самуиловым, или Соломоновым, от матери ему поднесенные – Притч.31 , где: Наставление царю, похвала и редкость жены тщательной. Притч.31 . VII. Места особливого примечания достойные Притч.1:10,20–33; 2:7,8; 3:3–7,11,12 ,27,33; 4:18,23,25; 6:21–23; 8:11,13,17; 9:7; 10:3,12,16,19,22,24,28; 11:2,7,15,20,23,28,30,31; 12:1,10,22; 13:12,24; 14:9,26,27,31,32,34; 15:8,15,16; 16:1–5,9,18,32,33; 17:5,13,15; 18:1,10; 19:5,17; 20:1,6,24; 21:1–3,12,13,27,31; 22:4,14,15,19,20; 23:17,26,29,30; 24:8,16,17,29; 27:1; 28:1,2,9,13, 20,26; 29:24,27; 30:7–9,17. § 26.О Екклесиасте I. Надписание У евреев надписывается, Когелет, а у греков ’Εκκλησιστης, Екклесиаст; означает же Когелет самого Соломона. Еккл.1:1; 12:9,10 , которой Когелетом назван или по своей премудрости, названной собирательницею, по привлечению или собиранию к ней как чужестранцев, так и единоземцев 3Цар.4:34 ; или потому, что он, созывая придворных вельмож и знатнейших из народа, учил премудрости Еккл.12:9 . 3Цар.10:8 ; или потому, что шатающихся людей желая привести к Богу и страху Его, написал сию книгу. Греческая надпись с еврейскою, по всему сходна; ибо Екклесиаст значит, собиратель и проповедник. II. Писатель Что Соломон сию книгу написал, видно из Еккл.1:1,12,16; 2:4–10; 12:9,10 . Сличи 3Цар.4:32 . Не без Божьего ж промысла пред прочими избран Соломон, для показания суеты во всех вещах века сего.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

Далее, так как подчеркивание или повторение притчей делалось не рядом, то представлялась возможность разнообразить это повторение приспособлением дублетной притчи к вновь занимаемому ею месту. Таким образом, напр. многие антитетические притчи в своих повторениях являются синоническими, ср. Притч.10:15 с Притч.18:12 , Притч.11:1 с Притч.20:23 , Притч.11:13 с Притч.20:19 , Притч.11:2 с Притч.16:5 , Притч.19:12 с Притч.20:2 . Что касается вопроса, какие притчи считать основными и какие их повторениями, то всего вероятнее будет к первым отнести притчи вышестоящие в книге, а к последним стоящие ниже, потому что ненатурально предположить, чтобы для повторения притчи автор искал места выше, чем стояло ее основное изречение. К этому нужно прибавить, что не все без исключения повторения в книге Притчей должны быть относимы к ее автору; некоторые из них в том же смысле подчеркивания могли быть сделаны и делались их дальнейшими читателями и издателями, как это видно из перевода LXX, представляющего много новых разнообразных повторений основных притчей. С другой стороны и первоначальный автор не всякому своему повторению давал значение нашего курсива. Например, упомянутые нами пять притчей второго отдела о мудром и глупом сыне ( Притч.10:1, 13:1, 15:20, 17:25, 19:13 ), имеющие особенное значение разделителей пяти частей отдела, и по нашему способу написания должны были именно повториться, а не написаться только курсивом. Особенные причины могли быть более всего для внешних повторений притчей в различных отделах. Как мы видели, чаще всего притчи второго отдела Притч.10:1–22:16 повторяются в отделе издания Езекии 25–29. Так как последнее издание сделано с особенною целью и в начале употреблялось независимо от первых отделов книги, то некоторые его притчи, хотя и взятые посредственно или непосредственно из второго отдела, как главнейшего произведения Соломонова, должны считаться равносильными и основными как в том, так и в другом отделе. В первых же четырех отделах, как представляющих более взаимную связь и изданных с одною целью, и внешние повторения должны быть принимаемы, как внутренние, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Во времена Соломона, как нам приходилось вспоминать по поводу Песни песней, египетские культурные стандарты впервые оказались доступными для иерусалимской придворной элиты; поэтому нет ничего удивительного в том, что древнееврейская антология афоризмов, как и Песнь песней, поставлена под знак имени Соломона. Впрочем, при ближайшем рассмотрении оказывается, что традиция приписывает Соломону вовсе не весь сборник, который есть не что иное, как комбинация различных древних сборников. Его построение таково: Притч 1–9: прославление Премудрости; Притч 10:1–22:16: сентенции под именем Соломона; Притч 22:17–24:22: сентенции “мудрецов”; Притч 24:23–34: другой сборник сентенций “мудрецов”; Притч 25–29: второй цикл сентенций под именем Соломона, собранный “людьми Езекии, царя иудейского” (начало VII века до Р. Х.); Притч 30:1–14: сборник сентенций под именем некоего Агура; Притч 30:15–33: сборник числовых присказок; Притч 31:1–9: сентенции под именем Лемуила, царя Массы (арабское племя); Притч 31:10–31: стихотворение о хорошей жене. Эти сборники различны по своей фактуре. В обоих циклах, несущих имя Соломона и в любом случае довольно древних, преобладает форма сжатого двустишия. В дополнительных циклах афоризм часто расширяется до пространного поучения, а в девяти вступительных главах господствует цветистая аллегория. Общее свойство всего этого “собрания собраний” в целом — характерная для ближневосточной дидактики, но необычная для нашего восприятия неразмежеванность житейской прозы и высокого восторга мысли. Книга содержит очень много утилитарных советов — держи ухо востро за столом властелина, не растрачивай денег в обществе нехороших женщин и т. д. — будничности которых, казалось бы, достаточно, чтобы расхолодить воображение и отвадить его от поэтических взлетов; ничего подобного! Во всей древнееврейской литературе немного таких красивых и значительных мест, как речь Премудрости, описывающей себя самое как мироустрояющее начало: “Яхве обрел меня в начале Своих путей, прежде созданий Своих, искони; от века Он помазал меня, от начала, прежде чем быть земле.

http://pravmir.ru/literature-vethogo-zav...

3 . Но так как познание указанных отношений и твердость деятельности не легко достигаются, и собственными силами едва ли человек мог бы достигнуть потребной здесь высоты понимания и деятельности, то человеку необходимо внешнее руководство, которое он и получает с разных сторон, и прежде всего от своих родителей. Всякий кто имеет на то право, должен не пренебрегать воспитанием, но держать его в возможной строгости из чистой любви к юному поколению ( Притч.13:25, 29:15, 29:17, 26:3 ), кто жалеет розги своей, тот ненавидит своего сына, а кто любит, тот с детства наказывает его, потому что раннее приучение к добру дитяти имеет влияние на всю его жизнь ( Притч.22:6 ). В самом раннем возрасте, часто уже в детских играх, может быть узнано направление духа дитяти ( Притч.20:11 ). Если ты накажешь кощунствующего, то этим человек легкомысленный воспользуется как примером и будет благоразумнее ( Притч.1:5, 19:25, 21:11 ). Строгие телесные наказания (розги, побои), упоминаемые в притчах, для упрямых и грубых натур того времени были вполне необходимы, а для вполне неисправимых было готово особенное божественное наказание ( Притч.19:29, 10:13, 20:30, 22:15 ). Наказание в этом случае должно иметь в виду, чтобы не нанести вреда самой жизни ( Притч.19:18 ), – каковым правилом предупреждается часто неумеренное приложение родительской власти в древности; с другой стороны юноши должны охотно принимать даваемые им наставления и советы ( Притч.13:1, 15:5 ); только тогда они бывают гордостью и радостью своих родителей ( ), в позднейшие трудные времена жизни в состоянии будут пользоваться сокровищем приобретенного знания и опыта ( Притч.12:1, 19:20 ). Внимательность к научению дает не только мудрость, но и все другие блага, почести, богатство и самую жизнь ( Притч.10:15, 15:31, 19:8, 19:16, 13:16 ). Поэтому нужно искать общества людей, в устах которых источник мудрости, и, наоборот, избегать общества людей глупых, которое в лучших случаях бывает бесполезно, а в худших вредно и опасно ( ). При пьянстве, жажде удовольствий и блуде никто еще не достигал мудрости или даже других низших благ ( Притч.7:22, 20:1, 21:17, 23:21, 28:7, 29:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Книга заканчивается алфавитным стихотворением, похвалой добродетельной женщине (Притч 31:10–13). Последовательность фрагментов лишена особой значимости; в греческом переводе она иная, а внутри отдельных частей притчи расположены вне сколько-нибудь продуманной связи. Следовательно, эта книга — собрание сборников, обрамленное прологом и эпилогом. Она отражает процесс литературного развития, о котором вкратце говорилось в общем введении к книгам Премудрости (см. 4(7) журнала —Пер.). В обоих основных сборниках машал приводятся в своей изначальной форме; здесь содержатся только краткие сентенции, обычно — в виде всего лишь двучленного высказывания. В приложениях формулировки уже более пространны; в мелких числовых притчах (Притч 30:15–33, ср. Притч 6:16–19) вся соль представлена в виде загадки, известной с древнейших времен, ср. Ам 1. Пролог (Притч 1–9), прерываемый двумя обращениями персонифицированной Премудрости, и эпилог (Притч 31:10–31) — это искусно присовокупленные построения. Последовательность в развитии формы соответствует порядку времен написания притч. Самая древняя часть — это два крупных сборника (глл. 10–22 и 25–29). Они приписываются Соломону, который, согласно 3 Цар 4:32, изрек три тысячи притчей и всегда считался величайшим мудрецом Израиля. Но если не принимать во внимание это свидетельство традиции, то весь тон книги в целом слишком внеличностен, чтобы можно было с уверенностью связать ту или иную из отдельных притч с именем царя. Но не подлежит сомнению, что книга в целом относится к его эпохе; притчи второго сборника были древними уже тогда, когда мужи Езекии собрали их ок. 700 г. до Р. Х. Оба больших собрания, основа книги, дали ей свои названия: вся в целом книга называется “Притчи Соломона” (Притч 1:1). Однако подзаголовки более мелких фрагментов указывают на то, что этот общий заголовок не следует понимать буквально; эти фрагменты содержат и творения анонимных мудрецов (Притч 22:17–24:34), и слова Агура и Лемуила (Притч 30:1–31:9). Даже если бы это были имена двух выдуманных арабских мудрецов, а не реальных лиц, они все же свидетельствовали бы об оценке иноземной мудрости.

http://pravmir.ru/vvedenie-v-vetxij-zave...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010