" Благочестие должно быть основанием и душею воспитания " . " Здесь показывают и благотворные последствия такого воспитания: от Авраама произойдет народ великий и сильный. Отец семейства, дающий детям своим воспитание благочестивое и нравственное, может надеяться от себя потомства многочисленного, уважаемого и благополучного. Не трудно понять, что не может того же ожидать нерадящий о таком воспитании, а угрожает ему противное. Далее, прямо высказанные правила воспитания находим в ветхозаветных книгах, по преимуществу учительных в книге Притчей Соломоновых и в книге Иисуса сына Сирахова. Соломон учит: Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его (Притч. 19, 18). Наказывай значит учи, давай полезные наставления; но также и собственно: наказывай за проступки. Но премудрый поставляет предел суровости наставления и строгости наказания: не действуй с досадою и раздражением и не возбуждай досады и раздражения. Раздраженный наставник не наставляет, а раздражает. Шумом раздражения заглушается голос истины. Наставляй добродушно; обличай кротко и мирно; наказывай умеренно и с сожалением. Соломон побуждает к такому действованию, обещая от него добрые плоды. Наказывай сына твоего, и он даст тебе покой, и доставит радость душе твоей (Притч. 29, 17). " Учение Сына Сирахова более строго. Есть у тебя сыновья? учи их и с юности нагибай шею их (Сир. 7, 25). Учи сына твоего и трудись над ним, чтобы не иметь тебе огорчения от непристойных поступков его (Сир. 30, 13). В особенности с горьким словом обращается он к тем родителям, которые любят забавлять своих детей и забавляться ими, а не учить их, дают им излишнюю свободу: Необъезженный конь бывает упрям, а сын, оставленный на свою волю, делается дерзким. Лелей дитя, и оно устрашит тебя; играй с ним, и оно опечалит тебя. Не смейся с ним, чтобы не горевать с ним и после не скрежетать зубами своими. Не давай ему воли в юности и не потворствуй неразумию его. Нагибай выю его в юности и сокрушай ребра его, доколе оно молодо, дабы, сделавшись упорным, оно не вышло из повиновения тебе. Учи сына твоего и трудись над ним, чтобы не иметь тебе огорчения от непристойных поступков его (Сир. 30, 8-13).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2010...

Более подробные разъяснения по практике ветхозаветного воспитания мы встречаем в книгах притчей Соломоновых и Премудрости Иисуса, сына Сирахова. Первая из этих книг содержит в себе собрание нравственных советов и наставлений, имеющих практическую направленность. Эти советы являются плодом пережитого личного духовного опыта автора и многовековых традиций народа. Они имеют большое воспитательное значение не только для детей, но и для взрослого человека. Даются эти уроки от лица Премудрости, которая готова везде встретить человека если он имеет желание внимать ей. Она «возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой, в главных местах собраний проповедует, при входах в городские ворота говорит речь свою» ( Притч. 1, 20-21 ). Содержание этих наставлений охватывает достаточно большой круг нравственных задач стоящих перед человеком. В них подчеркивается великое значение мудрости, знания и гибельность невежества и глупости, спасительность правой жизни и опасность жизни греховной. Правда и ложь, щедрость и скупость, смирение и гордость, трудолюбие и лень, бедность и богатство, мир и раздор, доброта и жестокость, молчание и многоглаголание – вот достаточно не полный перечень нравственных проблем, ответы на которые мы находим в данной книге. Принцип, на котором основано нравственное мировоззрение человека того времени выражается следующими словами книги: «Блажен человек, который снискал мудрость, и человек который приобрел разум, – потому что приобретение ее лучше приобретения серебра, и прибыли от нее больше, нежели от золота: она дороже драгоценных камней; (никакое зло не может противиться ей; она хорошо известна всем, приближающимся к ней,) и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею… Она – древо жизни для тех, которые приобретают ее, – и блаженны, которые сохраняют ее!» ( Притч. 3, 13-15, 18 ). Человек, согласно Божественному Писанию, не должен считать разум с его природными познавательными и творческими силами основным руководящим началом жизни. Для премудрости есть другое высшее начало – «страх Господень».

http://azbyka.ru/deti/pravoslavnye-tradi...

«Вино строптиво, сикера шумлива; кто с ними водится, не будет умен». «Честь человеку отстать от ссоры; а глупец всегда задорен». «Прогони насмешника, – и уйдет раздор, и умолкнут ссора и брань» ( Притч.20:10 ). «У кого вой? У кого стон? У кого ссора? У кого горе? У кого напрасные побои? У кого багровые глаза? У тех, кои поздно сидят за вином, любят отведывать растворенного. Не смотри на вино, как оно искрится в чаше. Под конец оно укусит как змея и ужалит как аспид. Глаза твои заглядятся на чужих жен, а сердце твое заговорит развратное. И будешь, как спящий средь моря и как дремлющий на краю кормы. Вьют меня (говорит пьяница), и мне не больно; толкают, я не чувствую. Когда проснусь, опять пойду, опять стану искать его (вина)» ( Притч.23:29–35 ). Но довольно этих выписок, чтобы составить себе понятие, сколько глубокой, опытной мудрости в паримиях (притчах) Соломоновых. Никаких мудрований, никаких хитросплетений ума, – одни жизненные уроки, которые у всех перед глазами, которые всякий, не лишенный наблюдательности, может подмечать на каждом шагу. И эти уроки, не в отрывках, как я представил сейчас, а вполне, т.е. вся книга «Притчей», читается в продолжение Великого поста. Сколько, должно быть, получают пользы православные, слушая такие превосходные уроки, так близкие к жизни каждого?! (Из кн. «О церковн. Богослужении», И. И. Беллюстина ). 2. Беседа о псалме пятидесятом Ни один псалм из всей Псалтири не читается так часто в церковных богослужениях, как пятидесятый, который начинается словами: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей» и т.д. Вот почему нужно поговорить о нем особенно и сколько можно подробно. Прежде всего, выпишу его в русском переводе. «Псалом Давида, когда приходил к нему пророк Нафан, после того, как он вошел к Вирсавии. (Ст. 3) Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей и по великому благоутробию Твоему изгладь преступления мои. (4) Многократно омой меня от беззакония моего и от греха моего очисти меня. (5) Ибо преступления мои я знаю, и грех мой непрестанно предо мною.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Все эти вещи я сказал вам, возлюбленные, чтобы знали вы, как требуется от человека приносить покаяние в теле и в душе и очищать их, и тело, и душу. И если ум одолеет в этом состязании, он будет молиться в Духе и начнет изгонять из тела душевные страсти, которые вошли в него по его собственной воле. И тогда Дух устанавливает с умом дружеское сотрудничество, поскольку ум хранит повеления, которые Дух сообщил ему. И Дух научает ум, как врачевать все душевные раны и очищаться от всего того, что смешано с членами тела его, и от других страстей, которые хотя и не в теле, но смешались с его волей. И для глаз устанавливает он правило, чтобы они видели верно и чисто и чтобы не было в них греха. Затем устанавливает он правило для ушей, чтобы они слушали в мире и больше не имели бы жажды или желания слушать о дурном или же о падениях и унижениях человеческих, но радовались бы слушанию о добром и о том, каким образом каждый человек может стоять твердо, и о том, какая милость явлена всему творению, которое некогда было недужным в этих членах. Затем Дух учит чистоте язык, поскольку язык был поражен тяжелым недугом; тот недуг, поразивший душу, выходил наружу в словах посредством языка, который душа употребляла как свое орудие, и таким образом поразила его тяжким недугом и язвой, и сама этим орудием - языком, была уязвлена. Апостол Иаков свидетельствует и говорит нам: " Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, то обольщает свое сердце, у того пустое благочестие " (Иак.1:26). И в другом месте он говорит: " Язык - небольшой член, но оскверняет все тело " (Иак.3:5), - и много еще, чего теперь я не могу привести вам. Но если ум укрепляется крепостью, полученной от Духа, он очищается и освящается, и учится различать слова, которые приходят на язык, чтобы в них не было пристрастия и самоволия, и таким образом исполнилось бы слово Соломоново: " Слова мои исходят от Господа и нет в них суеты и лукавства " (Притч.8:8). И в другом месте он говорит: Язык мудрых врачует (Притч.12:18), и много еще.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/50/f...

«И пришел один из семи Ангелов, имеющих семь чаш, и, говоря со мною, сказал мне: подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих» ( Откр. 17:1 ). Помните, как описывается в Апокалипсисе Верная Жена – Всемирная Православная Церковь ? Она облечена в солнце, на голове у нее – двенадцать звезд, одной ногой она стоит на луне. Это – образ Церкви, города Бога и единства собранных во Христе, верных Ему с самого начала мироздания. А противоположность Церкви – жена-блудница, развратница. В Книге Притчей Соломоновых тоже дан образ двух жен. Одна из них – премудрость, стоящая на площадях и призывающая тех, кто безумен и хочет обрести ум, прийти к ней: «„Кто глуп, обратись сюда!„ и скудоумному сказала она» ( Притч. 9:16 ). И вторая – жена-прелюбодейка, жена-злодейка, которая призывает к себе, потому что краденый хлеб сладок: «„Воды краденые сладки, и утаенный хлеб приятен " » ( Притч. 9:17 ). В обоих случаях предлагается хлеб, предлагается питье, но в одном случае – это питье жизни, у премудрости, а в другом – питье смерти, у прелюбодейки. И вот в Апокалипсисе мы встречаемся с этим удивительным и страшным образом великого разделения человечества. С чего начинается разделение? Если мы откроем Книгу Бытия, то увидим, что уже в четвертой главе рассказывается, как Каин начал строить некий город. В десятой главе описывается строительство этого первого города, возведенного Каином – он известен нам как Енох, смытый впоследствии водами Всемирного Потопа. Вскоре после его гибели появляется новый город, от которого цепочка преемственности зла тянется до сих пор, – это город Вавилон. Одиннадцатая глава Книги Бытия рассказывает об этом так: «На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с востока 122 , они нашли в земле Сеннаар 123 равнину и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли» ( Быт. 11:1–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Как солнце на земле, так любовь Божия в душе человека будит семена добра, посеянные Откровением, Словом Божиим. И потому плод этого святого семени есть чистая любовь во-первых к Возлюбленному Господу благодетелю, во-вторых – к брату своему. В любви чистой, духовной, святой, христианской – высшее счастье, высшее совершенство, как указал сам Господь и Его Апостолы 679 . Глава XIII. Книга Притчей Соломоновых Пред нами книга, как бы составляющая экстракт мудрости народа Израильского, выразившейся в кратких изречениях. Книга начинается с 7-го стиха первой главы; первые шесть стихов составляют надписание и вступление к этому сборнику поучений. «1. Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского, (2) чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума; (3) усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты; (4) простым дать смышленность, юноше – знания и рассудительность: (5) послушает мудрый и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы; (6) чтобы разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их». Сборник притч начинается с стиха 7-го словами глубокого значения: «Начало мудрости страх Господень». Евреи всегда приписывали книгу Притчей Соломону, кроме двух последних глав, которые надписаны: «слова Агура, сына Иакеева»; и «слова Лемуила царя» (главы XXX и XXXI). К этому надобно однако прибавить, что и имя Лемуила многие считают именем царя Соломона. Из главы XXV, – начинающейся словами: «и это притчи Соломона, которые собрали мужи Езекии, царя Иудейского», – мы видим, что первые двадцать девять глав в убеждении Евреев несомненно принадлежали Соломону. Кроме того мы убеждаемся еще в том, что Книга Притчей, – в том виде, в каком она дошла до нас, – не восходит ко времени Соломона, а что она собрана после него и составлена из его речений, или рукописей царских писцов его времени. Несомненно, что многие из его речений жили в памяти народа лишь устно; а многие совершенно для нас потеряны. В 3-й книге Царств IV, 32 сказано, что Соломон «изрек три тысячи притчей и песней его было тысяча и пять». Кроме того мы знаем, что для нас погибли все его заметки о растениях, птицах и животных. Можно даже сомневаться, дошла ли до времени царя Езекия какая-нибудь рукопись времен Соломона, по крайней мере его притч, потому что выражение главы XXV, 1. «И это притчи Соломона, которые собрали мужи Езекии, царя Иудейского» – по-видимому указывает, что первые двадцать четыре главы также собирались разными мужами, а не выписаны из какой-нибудь древней рукописи. Очевидно, что перед нами не все притчи, изреченные Соломоном, но только те, которые памятовались народом, или которые были записаны на память после Соломона, или списаны отрывочно из древнейших рукописей. Нынешняя книга Притчей есть поэтому сборник, составленный не одновременно, а постепенно, и во всяком случае в два или три раза, если не более.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Между тем у пророков иудейского народа недвусмысленно говорилось о том, что все народы смогут приносить жертву Богу на своей земле. Последний пророк Малахия, живший во времена Ездры, обращаясь к современникам, приносившим небезупречные жертвы, писал: «Нет Моего благоволения к вам, говорит Господь Саваоф, и приношение из рук ваших неблагоугодно Мне. Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву; велико будет имя Мое между народами» (мал.1:10–11). Посредником между писаниями пророков и сознанием эллинистического времени был корпус текстов, которые специалистами объединяются под именем «литературы Премудрости» (Wisdom literature). В действительности он, принадлежа к разряду еврейских Ketuvim («Писаний», в отличие от Torah – «Закон» и Neviim – «Пророки»), включает в себя разнородные книги: как несомненно палестинского происхождения (Книга Екклесиаста, или Проповедника; Книга Притчей Соломоновых; Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова), так и те, в которых очевидно присутствие сильной эллинистической составляющей наряду с еврейским происхождением значительной части текста (Книга Премудрости Соломона). Литература Премудрости получила наибольшее распространение в Александрии; здесь она выражала приверженность библейскому монотеизму в противоположность господствующему религиозному синкретизму. Существенно то, что само слово «премудрость» (σοφα) сделалось в ней определенным философским понятием. Под «премудростью» подразумевалось не только человеческое знание о Боге («Начало премудрости страх Господень» ( Притч.1:7 ), – многократно повторяется там), но и собственный Разум Бога, которым сотворен мир. Познание Премудрости имеет характер созерцания и выше мирского знания, поскольку Премудрость больше мира; она «дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя … отблеск вечного света и чистое зеркало действия Божия, и образ (εκν) благости Его» ( Прем.7:25–26 ). Иудейское образование этого периода включало два основных этапа: изучение Священного Писания и упражнения в его интерпретации. Библия для евреев была не только утверждением веры в Единого Бога, но и историей народа, ключом к его идентичности. Школы, в которых на материале сакрального текста изучались основы родной культуры, назывались «бет-софрим» (дом писания). Герменевтика ставила более узкую задачу их философско-богословского осмысления и преподавалась в «бет-мидраш» (дом толкования). Данная система образования стала предшественницей иудейской Александрийской школы. В свою очередь, сама она восходила к восточной традиции образования истолкователей притч. В «Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова» эта традиция была представлена как целая культурная программа, способная распространить знание об истинном Боге и на другие народы:

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/ale...

Остальные упомянутые в пророчестве Исаии украшения: серьги, ожерелья и кольца носили как женщины, так и мужчины. Что мужчины у евреев, подобно женщинам, носили серьги, это видно из рассказа о слитии золотого тельца. „И сказал им Аарон: выньте золотые серьги, которые в ушах ваших жен, ваших сыновей и ваших дочерей и приносите ко мне. И весь народ вынул золотые серьги из ушей своих и принесли к Аарону ( Исх. 32: 2–3 ). Особенно любили носить серьги соседние с евреями мадианитяне. Это видно из истории победы над ними Гедеона. И сказал Израильтянам Гедеон: после их победы прошу у вас одного, дайте мне каждый по серьге из добычи своей. Они сказали: дадим. И разостлали одежду и бросали каждый по серьге из добычи своей. „Весу в золотых серьгах, которые он выпросил, было 1700 золотых сиклей (полтора пуда) ( Суд. 8: 26 ). Серьги имели различную форму. Они назывались энеэем (привески), и аггил (круглыя), и нетифот (капля), т. е. имеющие продолговатую форму капель. Когда Иаков, задумав совершить жертву Истинному Богу, потребовал от своих домочадцев, чтобы они отдали ему „всех богов чужих бывших в руках их“, то они отдали ему и серьги, бывшие в ушах их, и он вместе с богами закопал их в землю. Так поступлено было потому, что серьги часто были амулетами, или волшебными привесками, и, может быть, даже имели на себе изображения языческих богов ( Быт. 35:4 ). Что мужчины носили ожерелья на шее, на это есть некоторый намек в книге Притчей Соломоновых. „Сын мой, храни здравомысленность и рассудительность, и они будут жизнью для души твоей и украшением для шеи твоей ( Притч.3: 21–22 ). Сын мой, храни заповедь отца твоего и не отвергай наставлений матери твоей; навяжи их всегда на сердце твое, обвяжи ими шею твою» ( Притч.6:20–21 ). Судя по этим выражениям, это украшение было обычным у всех мужчин евреев без различия звания. У других народов, и особенно у персов, цари одним себе предоставляли право носить ожерелье, и удостаивали этого преимущества только тех, которые особенными услугами приобрели право на это исключительно царское украшение. Такое ожерелье–цепь на шею– возложил на Иосифа Фараон за истолкование сна. „И снял Фараон перстень свой с руки своей и надел его на руку Иосифа; и одел его в виссонные одежды, возложил золотую цепь на шею его “ ( Быт. 41: 42 ). Такую же цепь возложил на Даниила Бальтасар за истолкование непонятных слов на стене. „Тогда, по повелению Бальтасара, облекли Даниила в багряницу и возложили золотую цепь на шею его и провозгласили его третьим властелином в царстве“.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

Слово «святыня» (евр. qoeš) в Ветхом Завете употреблялось, в частности, в отношении жертвенного мяса. Об овне, которого приносили в жертву при поставлении в священники, говорится: Пусть съедят Аарон и сыны его мясо овна сего из корзины, у дверей скинии собрания, ибо чрез это совершено очищение для вручения им священства и для посвящения их; посторонний не должен есть сего, ибо это святыня; если останется от мяса вручения и от хлеба до утра, то сожги остаток на огне: не должно есть его, ибо это святыня ( Исх. 29:32–34 ). Однако термин «святыня» имел и более широкое применение: святыней называли остатки хлебного приношения ( Лев. 2:3, 10; 7:12 ), жертву за грех и жертву повинности ( Лев. 6:17, 25, 29; 7:1, 6 ), жертвенник ( Исх. 29:37; 30:10; 40:10 ) И его принадлежности ( Исх. 30:29 ), миро священного помазания ( Исх. 30:31–32 ) и другие предметы, которые посвящались Богу. Золотая дощечка с надписью «святыня Господня» изготовлялась для ношения священниками ( Исх. 39:30–31 ). Жемчуг в Ветхом Завете воспринимался как символ самого драгоценного, чем может владеть человек. В книге Притчей Соломоновых о мудрости говорится, что она лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею ( Притч. 8:11 ), а о добродетельной жене – что цена ее выше жемчугов ( Притч. 31:10 ). Жемчуг в древности добывался с большим трудом. Об этом в VII веке свидетельствует Исаак Сирин , который был с юности знаком с ремеслом ныряльщика: Если бы в каждой устрице ныряльщик находил жемчужину, тогда всякий человек быстро разбогател бы. И если бы ныряльщик тотчас добывал жемчужину, и волны не били бы его, и акулы не встречали бы его, не надо было бы ему задерживать дыхание до такой степени, чтобы он задыхался, и не был бы он лишен свежего воздуха, который доступен всем, и не сходил бы в глубины, – тогда чаще, чем ударяет молния, и в изобилии попадались бы жемчужины 430 . Буквальный смысл рассматриваемого нами изречения из Нагорной проповеди предполагал, что под святыней понимается жертвенное мясо: именно так, по-видимому, воспринимали это слушатели. Слова не бросайте жемчуга вашего перед свиньями ( Мф. 7:6 ) являются смысловым расширением слов о святыне и псах. Слова чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас ( Мф. 7:6 ) следует понимать как относящиеся не только к свиньям, но и к псам: напасть на человека и растерзать его могут скорее псы, чем свиньи, но и от тех, и от других нужно оберегать святыню.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

У детей царя тоже были особые дома. „И послал Давид к Фамари в дом сказать: пойди в дом Амнона, брата твоего“, читаем в 2 кн. Царств (13: 7). Это первое упоминание о том, что дети царя имели особое жилище и имущество. Как были особые дома для жен и сыновей царя, так были у богатых евреев и особые дома зимние. „И поражу дом зимний вместе с домом летним, читаем в пророчестве Амоса, и исчезнут дома с украшениями из слоновой кости, и не станет многих домов“ ( Ам. 3:15 ). В 4 кн. Царств читаем, что „Ахав бежал через садовой дом“. Этот дом, вероятно, был загородный, ибо в городах садов не было. Теперь познакомимся с устройством и украшением каждой комнаты еврейского дома в частности. Двери, ведущие в комнату, обычно были низки. Соломон предупреждает тех, кто делает в своем доме высокие двери, что они подвергаются большей опасности во время нападения врагов. „Кто высоко поднимает ворота свои, говорит он, тот ищет падения“. ( Притч. 17:19 ). По той же вероятно причине даже в христианские времена в больших зданиях в Палестине входные двери делались очень узкие, вроде калитки. Таков, например, доселе вход в Крестный монастырь в Иерусалиме, или вход в Вифлеемский храм Рождества Христова. Дверь навешивалась на петлях. „Дверь ворочается на крючках своих, а ленивец на постели своей“, говорит Соломон. ( Притч. 26: 14 ). При описании великолепия Соломонова храма говорится, что в нем эти петли у дверей были из золота. „И петли у дверей внутреннего храма во Святом Святых и у дверей в храм из золота же“ ( 3Цар. 7:50 ). Изнутри дверь запиралась задвижкой, но снаружи было отверстие, чрез которое можно было просунуть руку. „Возлюбленный мой протянул руку свою сквозь скважину“, читаем в кн. Песнь Песней. Но иногда скважина была так мала, что чрез нее мог пройти только ключ, и без ключа нельзя было отпереть комнату. Поэтому Аод убив Еглона и заперев комнату, где он был, лишил слуг Еглона возможности скоро проникнуть в комнату. Они думали, что Еглон заперся изнутри, и ждали, пока он отопрет. „Пока они недоумевали, Аод между тем ушел (и никто о нем не думал), прошел мимо истуканов и спасся в Сеираф“. ( Суд. 3:26 ). Запоры и замки, а также ключи были обыкновенно деревянные, говорит Мунк, какие в употреблении до сих пор на востоке; металлические запоры упоминаются как редкость ( Втор. 33:25 ) и употреблялись преимущественно для городских ворот ( 3Цар. 4:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010