Поэтому неразумному неполезна роскошь, чтобы он не возносился, как вышедший из Египта народ. Ибо когда они избавились от египтян и увидели ту глубину, которая стала могилой тех (Исх. 14), тогда [несмотря на это] обратились к идолослужению. И перейдя через море и не подвергшись никакой опасности, потерпели кораблекрушение, придя на сушу, и когда от горького рабства освободились, тогда и пали. Посему замечательно говорит Приточник: смех глупых — в забаве грехом(Сир. 27:13); Глупый в смехе возвышает голос свой, а муж благоразумный едва тихо улыбнется (Сир. 21:23); Иже ласкосерд будет от детства — поработится, на последок же будет болезновати о сем (Притч. 29:21). И продолжает: смех глупых то же, что треск тернового хвороста под котлом (Еккл. 7:6). Посему мы скажем вместе с Иовом: Бывало, улыбнусь им — они не верят; и света лица моего они не помрачали (Иов. 29:24). И вместе с Иеремией: Не сидех в сонме их играющих, но бояхся [Col. 1725] от лица руки Твоея, на едине седях, яко горести исполнихся (Иер. 15:17). Иаков же не только смех воспрещает, но и повелевает плакать усердно и вопиять. Ибо говорит: Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость — в печаль (Иак. 4:9). Ибо смехом безумный творит злая, премудрость же мужеви рождает разум (Притч. 10:23). Посему станем, братия, разумными, отвращаясь от неразумного смеха, чтобы он не послал нас на вечное мучение, по ответу Господа, сказавшего: Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете (Лк. 6:25). Но лучше будем похвалены, услышав от Господа: Блаженны плачущие, ибо они утешатся (Мф. 5:4). Ему же слава во веки. Аминь.    И: лучше блюдо зелени, и при нем любовь, нежели телец с враждой (Притч. 15:17), по Писанию. Лучше малое приятие с правдою, нежели многая жита с неправдою (Притч. 15:29). Лучше кусок хлеба, и с ним мир, нежели дом, полный добра с раздором (Притч. 17:1). Говорит же и Иоанн: Братия! будем любить друг друга… потому что Бог есть любовь и пребывающий в любви пребывает в Боге (1 Ин.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

Святитель Димитрий Ростовский говорит о земледелии, что это самое безгрешное занятие, земледельцу нет случая ни лгать, ни красть, ни обманывать. Нельзя сказать того же о торговле; напротив, древний мудрец вот что говорит: «Купец едва может избежать погрешности, а корчемник не спасется от греха. Посреди скреплений камней вбивается гвоздь: так посреди продажи и купли вторгается грех» ( Сир.26:27; 27:2 ). Да не оттого ли и сложилась у несчастных торговцев лживая пословица: «Не обманешь –не продашь»?– " Многие, – говорит святитель Тихон Задонский , – продавая товар свой, и совесть свою, а с совестью и душу, и вечное свое спасение продают, и покупают себе вечную погибель. Таковы те, которые продают гнилую вещь за здоровую, а худую за добрую, которые мешают воду в вино, и песок, или иное что тяжелое, в соль, дабы более весила. Еще более повинны те продавцы, которые во лжи клянутся и святое и страшное имя Божие во лжи призывают. Все вышереченные продавцы и тем подобные грешат противу заповеди Божией: не укради». Значит, торговому человеку всячески должно блюсти совесть свою, как бы перед Богом не погрешить и ближнего не обидеть. Ты занимаешься торговлей, конечно, для того, чтобы самому иметь средства к жизни, чтобы детям оставить кусок насущного хлеба, чтобы скопить копейку на черный день. Конечно, все это не худое дело, если только при этом будешь помнить, что «благословение Господне – оно обогащает и печали с собою не приносит» ( Притч.10:22 ); что «лучше немногое при страхе Господнем, нежели большое сокровище, и при нем тревога» ( Притч.15:16 ); что «сладок для человека хлеб, приобретенный неправдой; но после рот его наполнится дресвою» ( Притч.20:17 ); что «строящий дом свой на чужие деньги – тоже, что собирающий камни для своей могилы» ( Сир.21:9 ); «а кто спешит разбогатеть, тот не останется ненаказанным» ( Притч.28,20 ), потому что богатство его, по пословице, прахом пойдет или, как говорит Соломон, «оно сделает себе крылья и, как орел, улетит к небу» ( Притч.23:5 ). Но нельзя ли тебе, как доброму христианину, и торговлю свою повести так, чтоб она была делом не просто житейским, а прямо христианским, делом во славу Божию и ближнему на пользу, и тебе во спасение? А ведь можно и даже должно! Спросишь: как этого достигнуть? А вот послушай, что говорит в своем духовном завещании не мудрец какой-нибудь, а простой русский крестьянин, живший лет полтораста назад, Иван Тихонов Посошков:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Придет Господь… и обнаружит сердечные намерения (1 Кор. 4, 5). Излилось из сердца моего слово благое (Пс. 44, 2). Желание моего сердца… об Израиле (Рим. 10, 1). Он действовал от всего сердца своего (2 Пар. 31, 21). Он… пошел по пути своего сердца (Ис. 57, 17). Живет по упорству сердца своего (Иер. 13, 10). Доколе не выполнит намерений сердца Своего (Иер. 23, 20). Он исполнит желания сердца твоего (Пс. 36, 4). Сердце, кующее злые замыслы (Притч. 6, 18). Сердце же нечестивых жестоко (Притч. 12, 10). У народа сего сердце буйное (Иер. 5, 23). …чего желало сердце его (Пс. 20, 3). Народ, заблуждающийся сердцем (Пс. 94, 10). В сердце у них зло (Пс. 27, 3). Много замыслов в сердце человека (Притч. 19, 21). С полной ясностью видно из этих текстов, что именно желаниями и стремлениями сердца определяется все поведение человека, выбор жизненного пути. А как мы увидим ниже, чувствами и желаниями определяется и направление пути мышления. Но сердце не только определяет наше мышление; как это ни странно покажется всем, считающим непреложным учение психологии об уме как органе мышления и познания, — именно сердце, по Священному Писанию, мыслит, размышляет, познает. Да не спешит читатель закрыть книгу, дойдя до этого неприемлемого для многих утверждения. И философ Бергсон, которого по справедливости следует считать одним из величайших мыслителей, отводит сердцу очень видное место в деле познания. Но начнем опять с текста Библии: Но… не дал вам Господь [Бог] сердца, чтобы разуметь (Втор. 29, 4). Помышления сердца их были зло (Быт. 6, 5). Рассеял надменных помышлениями сердца их (Лк. 1, 51). Видя помышления сердца их (Лк. 9, 47). Чтобы ты узнал помышления сердца твоего (Дан. 2, 30). Изрекут… размышления сердца моего — знание (Пс. 48, 4). Человеку (принадлежат) предположения сердца (Притч. 16, 1). Слово Божие… судит помышления и намерения сердечные (Евр. 4, 12). Размыслите в сердцах ваших (Пс. 4, 5). Для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? (Мф. 9, 4). Что вы помышляете в сердцах ваших? (Лк. 5, 22).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

А если и ум замкнуть на нашем имуществе, если замкнуть и сердце, чтобы уберечь и никогда не потерять то, что в нем хранится, то оно становится таким же мелким, как та вещь, на которой мы замкнулись. Цитаты о богатстве «Не огорчайся, когда разбогатеет человек, или когда умножится слава дома его; ибо умирая ничего не возьмёт он с собой, и не сойдёт с ним в землю слава его». Пс.48:17-18 «Когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца». Пс.61:11 «Не поможет богатство в день гнева». Притч.11:4 «Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота». Притч.22:1 «Желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти». 1Тим.6:9 «Не заботься о том, чтобы нажить богатство; оставь такие мысли твои. Устремишь глаза твои на него, и – его уже нет; потому что оно сделает себе крылья и, как орел, улетит к небу». Притч.23:4-5 «Спешит к богатству завистливый человек, и не думает, что нищета постигнет его». Притч.28:22 «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его». Мф.6:33 «Как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!». Мк.10:24 «Кто любит серебро, тот не насытится серебром, и кто любит богатство, тому нет пользы от того». Еккл.5:9 «Не полагайся на имущества неправедные, ибо они не принесут тебе пользы в день посещения». Сир.5:10 «Счастлив богач, который оказался безукоризненным и который не гонялся за золотом. Кто он? и мы прославим его; ибо он сделал чудо в народе своем». Сир.31:8-9 «…как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие». Лк.18:24 «Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам всё обильно для наслаждения». 1Тим.6:17 «Не пристращайся к богатству душой своей, но извлекай из него пользу; не люби его чрез меру, и как одному из благ не дивись ему, но употребляй его во служение, как орудие». «Если вы сознаете, что они (временные блага), даны вам Богом, то неужто думаете, что Он, неравномерно распределив их, несправедлив? Для чего вы богаты, а другой – беден, как не для того, чтобы вам заслужить награду за доброе пользование, а ему – за смирение? Не съеденный вами хлеб – это пища голодного; хранящийся про запас плащ – это одежда нагого; изгнившие без дела сандалии – это обувь босого, хранящиеся в сундуке ценности – это деньги нищего. Это вы несправедливы в той мере, в какой могли бы помочь».

http://azbyka.ru/bogatstvo

Но бессмертны те элементы самосознания, которые связаны с жизнью духа. Бессмертен дух, который, как покажем ниже, может существовать без связи с телом и душой. Материалисты отрицают бессмертие души именно потому, что ничего не хотят знать о духе. А о бессмертии самосознания, понимаемого чисто физиологически, мы и не говорим. Посмотрим теперь, дает ли Священное Писание нам право понимать дух и душу так, как мы только что изложили. Думаем, что наше понимание души и духа совершенно согласно с Откровением. В различных смыслах употребляется в Писании слово «душа». То, как в просторечии, она обозначает просто всего человека: «Ни одна душа», «никакая душа». Ни одна душа из вас не погибнет, — говорит св. апостол Павел своим корабельным спутникам. В восьми душах сохранил семейство Ноя (2 Пет. 2, 5). Душа согрешающая, она умрет (Иез. 18, 20). То душа является синонимом жизни. Душа его будет ему вместо добычи (Иер. 21, 9). Умерли искавшие души Младенца (Мф. 2, 20). Хлеб их — для души их (Ос. 9, 4). Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить (Мф. 6, 25). А вот ряд текстов, в которых явно идет речь о том, что можно было бы назвать «животной душой». Душа их истаевала в них… Он насытил душу жаждущую и душу алчущую исполнил благами… От всякой пищи отвращалась душа их… Душа их истаевает в бедствии (Пс. 106, 5–26). Будет он пастись… и душа его насытится на горе Ефремовой (Иер. 50, 19). Насытится ими (добычей) душа моя (Исх. 15, 9). Голодному снится, будто он ест… и душа его тоща… снится, будто он пьет… и душа его жаждет (Ис. 29, 8). Благотворительная душа будет насыщена (Притч. 11, 25). Душа ленивого желает, но тщетно; а душа прилежных насытится (Притч. 13, 4). Нерадивая, душа будет терпеть голод (Притч. 19, 15). Сытая душа попирает и сот (Притч. 27, 7). Душа ваша да насладится туком (Ис. 55, 2). Душа их будет как напоенный водою сад (Иер. 81, 12). (Здесь речь идет о благах земных). Прилепилась душа его к Дине (Быт. 34, 3). Ждет ее (платы) душа его (Втор. 24, 15). Отвращается… душа его от любимой пищи (Иов. 33, 20).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

Греческий термин πρας («кроткий») в Септуагинте употребляется для перевода целого ряда древнееврейских слов. При его помощи передаются, в частности, слова tm («кроткий», букв. «целый», «совершенный» как в физическом, так и в религиозном смысле), ‘nw («смиренный», «согбенный») и ‘nî («неимущий», «бедный», «нуждающийся», «безропотный», «покорный») 119 . Слово marp’ («спокойствие, мягкость») в выражениях l marp’ («кроткое сердце», букв. «сердце спокойствия») и marp’ lšôn («кроткий язык», букв. «спокойствие языка»), а также слово ra («мягкий», кроткий») по значению близки термину tm («кроткий») 120 . Кротким ( tm) в книге Бытия назван живущий в шатрах Иаков, в отличие от Исава, искусного в звероловстве ( Быт. 25:27 ). В Псалтири под кроткими понимаются люди, которых Бог направляет к правде и научает путям Своим ( Пс. 24:9 ), которые веселятся о Господе ( Пс. 33:3 ); кроткие противопоставляются нечестивым ( Пс. 33:6 ). В притчах кротость противоположна зависти, гневу и ярости, необузданности и гордости: Кроткое сердце ( l marp’) – жизнь для тела, а зависть – гниль для костей ( Притч. 14:30 ). Кроткий ( ra ) ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость ( Притч. 15:1 ). Кроткий язык ( marp’ lšôn) – древо жизни, но необузданный – сокрушение Духа ( Притч. 15:4 ). Лучше смиряться духом с кроткими ( ‘nwîm), нежели разделять добычу с гордыми ( Притч. 16:19 ). Некоторые ветхозаветные тексты о кротости в Новом Завете интерпретируются как прообразы Иисуса Христа. Наиболее известный из них принадлежит пророку Захарии: Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий ( ‘nî), сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной ( Зах. 9:9 ). На это пророчество ссылается евангелист Матфей, повествуя о том, как Иисус на молодом осле въезжал в Иерусалим ( Мф. 21:5 ). Иисус в Новом Завете неоднократно назван Агнцем ( Ин. 1:29, 36 ; 1Пет. 1:19 ; Откр. 5:6 и далее). К Нему применено пророчество Исаии: Как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих ( Деян. 8:32 ; Ис. 53:7 ). Агнец в Ветхом Завете является символом кротости: А я, как кроткий агнец, ведомый на заклание, и не знал, что они составляют замыслы против меня ( Иер. 11:19 ). Этот символ выбран для Иисуса не случайно: он указывает на искупительный подвиг, кульминацией которого стала смерть Иисуса на кресте. Но одновременно он указывает на Иисуса как образ кротости и смирения:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

С точки зрения этих двух добродетелей определяется поведение человека в отношении ближних в последней части этой главы ( Притч 3.27 дал.). Мысль о долге " милости и истины» должна быть постоянно присуща человеку. Заповеди эти, по образному выражению Премудрого, должны быть как бы повешенными на шее и написанными на сердце человека, подобно тому, как у библейских евреев был обычай носить на груди (на шнурке) печать с начертанием собственного имени и достоинства ( Быт 38.18 ; Песн 8.6 ), а позднейшие евреи с целью помнить заповеди закона Божия носили и носят на руках и на лбу так называемые филактерии или тефиллины, буквально понимая слова Моисея ( Исх 13.16 ; Втор 6.8, 11.15 ; Мф 23.5 ). Неуклонное хранение " милости и истины» будет иметь следствием милость Божию и любовь от людей (ср. 1Цар 2.26 ; Лк 2.52 ) к человеку, всегда хранящему на скрижали сердца (по сердечному влечению, ср. Иер 31.33 ), а не по внешнему лишь повелению, долг любви и справедливости. Этот мотив нравственной деятельности человека – похвала и одобрение от Бога и людей – часто выставляется в книге Притчей. Но так как суждения людей могут быть и ошибочны, то Премудрый далее выше всего ставит всецелую преданность человека Богу, и требует от человека, во 1-х, внутреннего посвящения Богу в смирении ( Притч 3.4–8 ), а затем и всецелой готовности жертвовать для Бога внешним достоянием и предавать в Его руки внешние судьбы свои ( Притч 3.9–12 ). Притч.3:5 .  Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. Притч.3:6 .  Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои. : Притч.3:7 .  Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла: Притч.3:8 .  это будет здравием для тела твоего и питанием для костей твоих. Кто истинно верует в Бога, Творца и Промыслителя мира, тот не может в своей деятельности полагаться только на свои силы; напротив, истинно верующего отличает прежде всего твердое упование на милость и благодать Божию, всецелая преданность и верность Богу (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Посему прекрасно, как было сказано прежде, избегать женских крючков и сетей и уклоняться от них. Мудрейший Соломон, на собственном опыте это испытав, всех увещевает: Не внимай злей жене: мед бо каплет от устен жены блудницы, иже на время наслаждает твой гортань, последи же горчае желчи обрящеши ( Притч. 5:4 ); не настави ока своего к ней ( Притч. 9:18 ). И опять: Не внимай злей жене: безумия бо нозе низводят употребляющих ю со смертию во ад… далече сотвори от нея путь свой ( Притч. 5:5, 8 ). И опять: не сретай жены блудницы, да не како впадеши в сети ея ( Сир. 9:5 ), и продолжает: Ввяжет ли кто огнь в недра, риз своих не сожжет ли? Или ходити кто будет на углиех огненных, ног же не сожжет ли? Тако… не без вины будет всяк прикасаяйся ей ( Притч. 6:28–29 ). И Закон говорит: не блуди; Не прелюбы сотвори ( Исх. 20:13 ); Кто прелюбы содеет с женою ближняго своего, смертию да умрет ( Лев. 20:10 ). И Давид: Не будите яко конь и меск, имже несть разума ( Пс. 31:9 ). И пророк Осия, выведенный пред народом, говорил: духом блужения прельстишася… и людие смыслящии со блудницею сплетахуся ( Ос. 4:12, 14 ). И снова:блудяще возблудиша, возлюбиша безчестие ( Ос. 4:18 ), и опять: дух блужения есть в них, и Господа не уведеша ( Ос. 5:4 ). Апостол же пишет, говоря: Бегайте блуда; всякий грех , какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела. И продолжает: Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою ( 1Кор. 6: 18–20 ). И в верных по-настоящему, имеющих Духа Божия, ничего плотского не может быть, то есть блуда, нечистоты, непотребства и тому подобного. Ибо плотоносцы Царства Божия не наследуют ( 1Кор. 6:10 ). [Col. 1492] А творящие таковое уже [заживо] умерли. Приточник же говорит: Отврати око твое от жены красныя, ибо добротою женскою мнози прельстишася. И не медли с нею в вине, да не когда преклонится душа твоя на ню, и духом твоим поползнешися в пагубу( Сир. 9:8, 10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antioh_Palesti...

26. Аристотель: Более мужественный, как мне кажется, тот, кто одерживает верх над желаниями, чем [тот, кто одерживает верх] над врагами. Ибо труднее всего себя победить. 27. Из «Историй» Плутарха : Дарий, Персидский царь, с тридцатью тысячами расположился лагерем в Марафоне. Несколько тысяч афинян вышло против него, поставив стратегами Полизелона, Каллимаха, Кинлигера и Мильтиада. Полизелон, сверхчеловеческое зрелище наблюдавший, потерял зрение и, будучи слеп, поразил сорок восемь человек. Каллимах же, пораженный многими копьями, остался стоять мертвым. Кинлигер завладел главным персидским кораблем, потерял руку, поэтому и Пантелеем о нем было написано так: О труд напрасный и бесполезная война! Нашему царю, что скажем мы, выходившие биться? О, царь, ты послал на бессмертных воинов? Поражаем – они не падают, раним – не устрашаются. Один муж унизил все войско в середине, Когда стоял, тяжело дыша, словно корень железный имея в себе И не желая падать. Но скорее надо спешить внутрь кораблей. Скажи, кормчий, как избежать нам погибели? Слово 5-е. О справедливости 1. Мф. 5, 6 : Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. 2. Рим. 6, 16 : Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности? 3. Мф. 5, 6 : Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. 4. Лев. 19, 36 : Да будут у вас весы верные, гири верные, ефа верная и гин верный. 5. Ис. 26, 9 : Правде научитеся живущии на земли. 6. Притч. 14, 34 : Праведность возвышает народ, а беззаконие – бесчестие народов. 7. Притч. 12, 27–28 : Стяжание честное муж чистый, в путех правды живот. 8. Путь правды и милости обретет жизнь и славу. 9. Притч. 26, 27 : Кто роет яму, тот упадет в нее, и кто покатит вверх камень, к тому он воротится. 10. Притч. 16, 8 : Лучше немногое с правдою, нежели множество прибытков с неправдою. 11. Сир. 40, 13 : Имения неправедных, как поток, иссохнут и, как сильный гром при проливном дожде, прогремят.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

Слово 22. О необдуманности Закон говорит: если известно было, что… хозяин, быв извещен о сем, не стерег… то должен он заплатить ( Исх. 21:36 ). Потому что бывает, что у присутствующего на пиру возникает тщеславный помысел говорить не вовремя. Но добрые помыслы свидетельствуют тебе [что нужно] удалить любоболтливый помысл от себя. Если же не удалишь его молчанием, но позволишь ему выйти наружу, тогда штраф тебе придется заплатить за это или будешь повинен в великом грехе. Ибо необдуманно говорящий или поступающий страдает взбаломошностью и ему очень приятно устанавливать законы, ведь он всегда стремится одержать верх и утвердить свою правоту. Таковой сильный неразумен, и ему говорит Приточник: Иже надеется на дерзко сердце, таковый безумен… премудрии скрыют чувство. И уста же продерзаго приближаются сокрушению… щадя же устне, разумен будеши ( Притч. 28:26; 10:14–15 ). И опять: Иже хранит уста своя, соблюдает свою душу; продерзивый же устнама устрашит себе ( Притч. 13:3 ). И опять-таки: Иже отвещает слово прежде слышания, безумие ему есть и поношение ( Притч. 18:13 ). И тотчас: Аще увидиши мужа скора в словесех, разумей, яко упование имать паче его безумный ( Притч. 29:20 ). И: дерзый в словеси своем возненавиден будет( Сир. 9:18 ). И Иаков: Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело ( Иак. 3:2 ). И снова: всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова ( Иак. 1:19 ). И продолжает: Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие ( Иак. 1:26 ). И снова: не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению, ибо все мы много согрешаем ( Иак. 3:1–2 ). И Павел: чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один перед другим ( 1Кор. 4:6 ). И: любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует ( 1Кор. 13: 4–5 ). И добавляет: Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти ( 1Кор. 4:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antioh_Palesti...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010