Притч. 1 :20. Мудрость воспевается на распутиях, на площадях ведет она смелую речь. Притч. 1 :21. На краях стен проповедуется, возседает 12 при вратах правителей, во вратах же города дерзновенно говорит: Притч. 1 :22. «Доколе невинные соблюдают правду, — не постыдятся; безумцы же, жадные до насилия, и нечестивые ненавидят знание Притч. 1 :23. И поэтому заслуживают обвинения. Вот я предложу вам моего дыхания речь, преподам вам мое слово, Притч. 1 :24. Так как я звала, и вы не послушали; умножала слова, и вы не внимали, Притч. 1 :25. Но отвергли мои советы, обличениям моим не вняли: Притч. 1 :26. Посему и я посмеюсь вашей погибели, порадуюсь, когда придет на вас пагуба. Притч. 1 :27. И когда внезапно постигнет вас мятеж, настанет страшное бедствие, подобно бури, когда придет на вас скорбь, теснота и постигнет вас пагуба; Притч. 1 :28. Тогда будете звать меня, и я не услышу вас; будут искать меня злые, и не найдут. Притч. 1 :29. Так как они возненавидели мудрость и слова 13 Господня не приняли, Притч. 1 :30. Не хотели внимать советам моим, а обличения мои осмеяли; Притч. 1 :31. Посему они будут вкушать от плодов путей своих и насыщаться от нечестия своего. Притч. 1 :32. Так как они обижали невинных 14 , то и будут убиты и бедствие погубит нечестивых. Притч. 1 :33. Слушающий же меня будет жить в надежде и почиет без страха от всякого зла». Глава 2 1—6 ст. — приглашение изучать заповеди мудрости и следовать ея советам; 7—9 — награда от Господа за исполнение советов мудрости; 10—17 — характер поведения добрых и злых людей; 18—22 — последствия их поведения для сей и будущей жизни. Притч. 2 :1. Сын мой! если ты, приняв слова моей заповеди, скроешь в себе, Притч. 2 :2. Послушает мудрости ухо твое, приложишь сердце твое к разумению и предложишь ее 15 в научение сыну твоему, Притч. 2 :3. И если призовешь мудрость и разуму подашь голос твой, а разумения поищешь громким голосом, Притч. 2 :4. И если будешь искать ея, как серебра и, как о сокровище, выведывать о ней, Притч. 2 :5. То уразумеешь страх Господень и обретешь познание о Боге,

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Притч. 2 :6. Потому что Господь дает мудрость и от лица Его познание и разум; Притч. 2 :7. Он хранит содевающих спасение, защищает шествие их, Притч. 2 :8. Охраняя пути правды, и путь блогоговеющих пред Ним оберегает. Притч. 2 :9. Тогда ты уразумеешь правду и правосудие и будешь направлять себя на все добрые стези. Притч. 2 :10. Ибо если мудрость войдет в твой разум и познание будет казаться душе твоей блогом, Притч. 2 :11. Совет добрый охранит тебя, мысль святая соблюдет тебя, Притч. 2 :12. Чтобы спасти тебя от пути злого и от мужа, не говорящого ничего истинного. Притч. 2 :13. О, оставляющие пути правые, чтобы ходить путями тьмы! Притч. 2 :14. О, веселящиеся о зле и восхищающиеся злым развратом! Притч. 2 :15. Стези их кривы и изрыты колеи их. Они удалят тебя от пути правого, Притч. 2 :16. И отчуждят от истинного знания. Сын мой! да не постигнет тебя злой совет, Притч. 2 :17. Оставляющий учение юности и забывший божественный завет. Притч. 2 :18. Ибо он (совет) поставил при смерти дом свой и при аде с земнородными деяния свои. Притч. 2 :19. Все поступающие по нему не возвратятся (на добрый путь), даже не найдут правых путей и не достигнут долголетия. Притч. 2 :20. Ибо если бы ходили добрыми путями, нашли бы пути правды гладкими: добрые будут жить на земле и непорочные останутся на ней. Притч. 2 :21. Потому что праведные населят землю и святые пребудут на ней; Притч. 2 :22. Пути же нечестивых погибнут с земли и беззаконные будут удалены с нея. Примечание: Глава 3 1—10 — мудрое поведение человека обнаруживаться должно в милости к ближним, уповании на Бога и блогоговении пред Ним; 11—18 — мудрость, не всегда награждаемая земным блогополучием, есть дрогоценнейшее достояние человека; 19—20 — источник ея — Господня Ипостасная Мудрость; 21—26 — мудрое поведение награждается Богом и дарует человеку покой; 27—35 — советы следовать добродетели и удаляться от пороков дурных людей. Притч. 3 :1. Сын мой! Наставлений моих не забывай, и слова мои да хранит сердце твое; Притч. 3 :2. Ибо долготы жития, лет жизни и мира они приложат тебе.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Глава 23 Содержание. 1—9 ст. Советуется удерживаться от алчности и сообщества с завистливыми и глупыми; 10—19 — советуется не нарушать право бедных, заниматься учением и мудростию на утешение воспитателей; 20—26 — вместо пьянства следует любить и учиться мудрости, чтобы веселить родителей; 27—35 — пьянство и распутство с их печальными последствиями для человека. Притч. 23 :1. Если сядешь за трапезу с властелином, то тщательно наблюдай, что предлагается тебе. Притч. 23 :2. Протягивай руку свою, но знай, что и ты тоже должен приготовить. Притч. 23 :3. Если же ты ненасытен, то не желай угощения его, ибо это — обманчивая пища 157 . Притч. 23 :4. Не равняйся с богатым, будучи беден, оставь свой замысл. Притч. 23 :5. Если устремишь свой взор на него (богатство), то его и не станет; потому что у него готовы крылья, как у орла, и оно улетает в дом своего Владыки 158 . Притч. 23 :6. Не вкушай пищи у человека завистливого и не прельщайся его яствами, Притч. 23 :7. Потому что есть и пить (у завистливого) — это тоже, что проглатывать волос. И к себе его не води и хлеб свой с ним не ешь, Притч. 23 :8. Ибо изблюет его и твои добрые слова осквернит. Притч. 23 :9. В уши глупого ничего не говори, чтобы он не насмеялся над разумными словами твоими. Притч. 23 :10. Не передвигай межи давней 159 , и во владение сирот не заходи, Притч. 23 :11. Потому что Избавитель их — Господь, Он силен и разрешит их суд с тобою 160 . Притч. 23 :12. Предай учению сердце твое, а уши твои приготовь к словам мудрости. Притч. 23 :13. Не переставай наказывать (неразумное) дитя, потому что если накажешь его розгою, оно не умрет (от нея). Притч. 23 :14. Ты накажешь его розгою, а душу его избавишь от смерти. Притч. 23 :15. Сын мой! если будет мудро сердце твое, то ты обрадуешь и мое сердце. Притч. 23 :16. И твои уста будут вести беседу с моими устами, если правдивы будут. Притч. 23 :17. Да не завидует сердце твое грешникам, но в страхе Господнем пребывай весь день, Притч. 23 :18. Потому что, если сохранишь их (уста), то будут у тебя внуки и надежда твоя не будет потеряна.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Притч. 25 :28. Есть много меду — не хорошо, так же нужно ценить и хвалебные слова. Притч. 25 :29. Что город с разрушенными стенами и без ограды, то и человек, поступающий без совета. Глава 26 Содержание. 1—9 ст. Глупые не заслуживают чести и даже ответа от мудрого человека, а только наказания; 10—22 — глупый привязан к глупости и самохвальству, как ленивец к праздности и коварный к коварству; 23—28 — предостережения от доверия наушникам, коварным, льстецам и зложелателям. Притч. 26 :1. Как роса во время жатвы и как дождь летом 189 , так честь неприлична глупому. Притч. 26 :2. Как ласточки и воробьи улетают, так незаслуженное проклятие никого не постигнет. Притч. 26 :3. Как бич для коня и палка для осла (нужны), так жезл для законопреступного народа. Притч. 26 :4. Не отвечай неразумному по неразумию его, чтобы не быть подобным ему. Притч. 26 :5. Но отвечай неразумному вопреки неразумию его, чтобы он не показался мудрым в глазах своих. Притч. 26 :6. От путей своих 190 терпит безчестие тот, кто посылает весть с неразумным послом. Притч. 26 :7. Прекрати движение ног и законопреступление уст неразумных 191 . Притч. 26 :8. Кто привязывает камень 192 к праще, тот подобен воздающему честь неразумному. Притч. 26 :9. Терния прозябают в руке пьяницы, а порабощение в руке неразумных 193 . Притч. 26 :10. Все тело безумного человека страдает, потому что его терзает изступление 194 . Притч. 26 :11. Как пес, когда возвращается на свою блевотину, бывает мерзок, таков — неразумный, возвращающийся по своей злобе на свой грех. Есть стыд, наводящий грех, и есть стыд — слава и блогодать 195 . Притч. 26 :12. Я видел человека мудрого в своих глазах: на неразумного больше надежды, нежели на него. Притч. 26 :13. Ленивец, посылаемый в путь, говорит: лев на дороге; разбойники на площадях 196 . Притч. 26 :14. Как дверь ворочается на крючьях, так ленивый на своей постели. Притч. 26 :15. Ленивец, спрятав руку в пазуху, не может донести ее до рта 197 . Притч. 26 :16. Ленивый в глазах своих мудрее того, кто в совершенстве исполняет поручения.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Притч. 18 :15. Сердце разумного приобретает знание, и ухо мудрых ищет смысла. Притч. 18 :16. Дар человека дает ему простор и с сильными поставляет его 103 . Притч. 18 :17. Обвинитель в первой речи своей на суде — прав по отношению к себе, но когда выступит соперник, он изобличается. Притч. 18 :18. Споры успокаивает молчаливый 104 и решает между сильными. Притч. 18 :19. Брат от брата вспомоществуемый, как город крепкий и высокий 105 , и силен, как прочное царство. Притч. 18 :20. От плодов уст человек насыщает чрево свое и плодами уст своих он насытится. Притч. 18 :21. Смерть и жизнь во власти языка и владеющие им вкушают от плодов его. Притч. 18 :22. Кто нашел добрую жену, тот нашел блого и получил от Бога радость 106 . Притч. 18 :23. Кто изгоняет добрую жену, тот изгоняет счастие, а содержащий прелюбодейку — безумен и нечестив. Притч. 18 :24. С мольбою говорит нищий, а богатый отвечает грубо. Притч. 18 :25. Бывает друг, любящий только дружбу вести, и бывает (истинный) друг, более привязанный, нежели брат 107 . Глава 19 1—9. Ложь, злоба и коварство свойственны глупым и порочным и будут наказаны, а любовь к разуму есть любовь к душе и благу; 10—17 — блогоразумие, милость к бедным, исполнение заповедей свойственны мудрым и за это им должна быть честь, неприличная глупым; 18—29 — наказания детям и глупым необходимы, а для мудрых страх Божий — охрана от зла. Притч. 19 :1. Лучше бедный, ходящий в своей честности, нежели богатый 108 лукавый в речах и глупый. Притч. 19 :2. Если нет знания в душе, то нет добра, а кто тороплив ногами, тот спотыкается. Притч. 19 :3. Неразумие человека губит пути его; а в сердце своем он обвиняет Бога. Притч. 19 :4. Богатство прибавляет много друзей, а бедный оставляется и настоящим другом. Притч. 19 :5. Лжесвидетель не останется ненаказанным, а неправедно обвиняющий не избежит (сего) 109 . Притч. 19 :6. Многие лицеприятствуют царям, а всякий нелицеприятствующий бывает неприятен человеку. Притч. 19 :7. Всякий, ненавидящий бедного брата, удалится и от содружества. Добрая мысль приближается к познающим ее и мудрый муж найдет ее. Много делающий зла приводит в исполнение (свою) злобу, а кто раздражает словами, — не спасется.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Притч. 21 :25. Похоти убивают ленивого, потому что руки его не хотят делать что-либо. Притч. 21 :26. Нечестивый всякий день живет худыми пожеланиями, а праведник милует и щедро подает. Притч. 21 :27. Жертвы нечестивых — мерзость пред Господом 136 , потому что приносят их беззаконно. Притч. 21 :28. Лжесвидетель погибнет, а человек покорный, будучи охраняем 137 , будет говорить. Притч. 21 :29. Нечестивый человек безстыдно стоит лицем, а правый сам понимает пути свои 138 . Притч. 21 :30. У нечестивого нет ни мудрости, ни мужества, ни совета. Притч. 21 :31. Коня приготовляют на день битвы, но помощь от Господа. Глава 22 Содержание. 1—10 ст. Доброе имя, блогоразумие, смирение, милосердие приятны Богу и людям, а коварство и неправда неприятны и гибельны; 11—16 — раздоры, леность, распутство вредны и исправляются наказанием; 17—29 — упование на Господа, любовь к истине, удаление от сообщества людей вспыльчивых, грабителей, поручителей, алчных до чужого владения, и быстрота в работе, — должны украшать разумного человека. Притч. 22 :1. Доброе имя превосходнее большого богатства, а добрая слава превосходнее серебра и золота. Притч. 22 :2. Богатый и бедный встречаются друг с другом, но обоих сотворил Господь. Притч. 22 :3. Блогоразумный, видя тяжкое наказание злодея, сам научается, а неразумные, проходя мимо, терпят ущерб 139 . Притч. 22 :4. Мудрость раждает страх Господень, богатство, славу и жизнь. Притч. 22 :5. Терния и сети на извращенных путях, но кто хранит свою душу, тот избежит их. Притч. 22 :6. Богатые будут господствовать над бедными, Притч. 22 :7. И рабы дадут взаймы своим господам. Притч. 22 :8. Сеющий зло пожнет зло: понесет наказание за свои дела. Притч. 22 :9. Человека кроткого и щедрого любит Бог 140 и недостаток дел его восполнит. Притч. 22 :10. Милующий бедного сам прокормится, потому что дал бедному от хлеба своего. Победу и честь приобретает дающий дары 141 и даже овладеет 142 душею получающих оные. Притч. 22 :11. Изгони из собрания вредного человека и удалится с ним раздор, ибо когда он сядет в собрании, то всех обезчестит.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Притч.8:4 .  «к вам, люди, взываю я, и к сынам человеческим голос мой! Притч.8:5 .  Научитесь, неразумные, благоразумию, и глупые – разуму. Притч.8:6 .  Слушайте, потому что я буду говорить важное, и изречение уст моих – правда; Притч.8:7 .  ибо истину произнесет язык мой, и нечестие – мерзость для уст моих; Притч.8:8 .  все слова уст моих справедливы; нет в них коварства и лукавства; Притч.8:9 .  все они ясны для разумного и справедливы для приобретших знание. Притч.8:10 .  Примите учение мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото; Притч.8:11 .  потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею. Притч.8:12 .  Я, премудрость, обитаю с разумом и ищу рассудительного знания. Притч.8:13 .  Страх Господень – ненавидеть зло; гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу. Премудрость обращает призыв Свой решительно ко всем людям – к праведным и нечестивым, знатным и простолюдинам 5 ; всех призывает, по руководству Божественной Премудрости, развивать свои умы и сердца ( Притч.8:5 ), обогащая ум всякими полезными сведениями духовной и житейской мудрости (ср. Притч.1:4 ; Ekkл. I,13 ) и сообщая сердцу устойчивость в истинном добре (ср. Мф. Х:16 ). Вещает Премудрость нечто безмерно важное в жизни человеческой ( Притч.8:6 ; ср. Mф. VII,29 ), именно: чистую истину, подлинную правду, совершенную справедливость, все же противное тому Ей абсолютно чуждо: все эти наставления Премудрости, при всей своей высоте и глубине, однако вполне доступны разумению человека ( Притч.8:7–9 ). Поэтому стяжание этих учений должно быть предметом больших вожделений и исканий человека, чем приобретение богатств и сокровищ (ст. 10–11, сн. Притч.3:14–15 ; Uob XXVIII,15–16 ; Npeм VII,9 ). Сила совета и способность руководить мысль людей к достижению правильного решения в делах неизменно присущи Божественной Мудрости, основу же и самую сущность мудрости, сообщаемой Ею, составляет страх Божий и отвращение от зла (ст. 12–13, сн. Npumч.I,7 , Притч.9:10 ). Притч.8:14 .  У меня совет и правда; я разум, у меня сила.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 15 1—7. Нечестие и неразумие человека проявляются в языке его глупом и дерзком; а разумный человек обладает кротким языком и знанием; 8—11 — всеведущий Господь не любит нечестивых и их жертвы; 12—19 — настроение человеческого сердца украшает жизнь человека и делает его приятным для других; 20—28 — мудрость в жизни и речи возвышает праведного, а нечестивые гибнут; 29—33 — Господь внимает праведникам и дарует им славу за их внимание к добрым наставлениям. Притч. 15 :1. Гнев губит и разумных, а кроткий ответ отвращает гнев, но оскорбительное слово возбуждает ярость. Притч. 15 :2. Язык мудрых разумеет доброе, уста же неразумных возвещают худое. Притч. 15 :3. На всяком месте очи Господни видят злых и добрых. Притч. 15 :4. Врачующий 79 язык — древо жизни, и охраняющий его исполнится духа. Притч. 15 :5. Неразумный глумится над наставлением отца, а кто сохраняет заповеди, тот самый блогоразумный. В обилии правды великая сила, а нечестивые с корнем истребятся с земли. Притч. 15 :6. В домах праведных — великая сила, а плоды нечестивых погибают. Притч. 15 :7. Уста мудрых связуются знанием, сердца же неразумных не тверды. Притч. 15 :8. Жертвы нечестивых — мерзость пред Господом, молитвы же праведных приятны Ему. Притч. 15 :9. Мерзость пред Господом пути нечестивых 80 , а ищущих правды Он любит. Притч. 15 :10. Научение незлобивого познается мимоходящими, а ненавидящие обличение постыдно умирают. Притч. 15 :11. Ад и пагуба открыты пред Господом, не тем ли более сердца людей. Притч. 15 :12. Невоспитанный не любит обличающих его и с мудрыми он не побеседует. Притч. 15 :13. При веселии сердца лице становится цветущим, а в печали оно делается унылым. Притч. 15 :14. Правое сердце ищет знания, а уста невоспитанных научаются злому. Притч. 15 :15. Во всякое время глаза злых устремлены на злое, а добрые всегда покойны 81 . Притч. 15 :16. Лучше немногое со страхом Господним, нежели большия сокровища без страха (Господня). Притч. 15 :17. Лучше угощение из зелени с любовию и ласкою, нежели мясное кушанье с враждою.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Притч.2:20 . А если бы они ходили по стезям добрым, то нашли бы гладкия стези правды. Притч.2:21 . Благонравные будут жить на земле, и непорочные останутся на ней [[После сего стиха в греческом подлиннике, с которого я перевожу, читается: τι υθε ς κατασκην σωσι γ ν, κα σιοι πολειφ σονται ν υτ, то есть правые будут жит на земле, и преподобные останутся на ней. Но эта вставка взята из другаго, ничуть не лучшаго, греческого перевода 21го стиха. Понятно, что она в какой-то древнейшей рукописи, содержащей Притчи, помещена была на поле ея, и отсюда другим неразумным переписчиком внесена в самый текст, где она служит повторением одного и того же стиха.]]. Притч.2:22 . Пути же нечестивых исчезнут с земли, и беззаконные истребятся на ней. Глава 5 Притч.5:1 . Сыне, внимай моей премудрости, и к словам моим приложи ухо твое, Притч.5:2 . Да сохранишь доброе вразумление. А я устами моими заповедую тебе Чувство. [[В евр. не так.]] Притч.5:3 . Не внимай жене легкомысленной [[Такого начала сего стиха нет в еврейск.]]. Ибо хотя и мед каплет из уст жены блудной, которая на время услаждает гортань твою. Притч.5:4 . Но после ты испытаешь, что она горчае желчи и гораздо острее ножа с двумя лезвиями. Притч.5:5 . Ибо безумие идет, и употребляющих ее ведет к смерти, в ад; и следов ея не остается, Притч.5:6 . Потому что она не ходит по стезям жизни, и путины ея – опасны и нераспознаваемы. Притч.5:7 . Итак, сыне, теперь слушай меня, и не оставляй слов моих без внимания. Притч.5:8 . Вдали от нея ходи путем своим, и не приближайся к дверям домов ея, Притч.5:9 . Дабы она не продала другим жизнь твою, и имущество твое немилостивым, Притч.5:10 . Дабы чужие не пополнели твоею силою, и труды твои не пошли бы в чужие домы, Притч.5:11 . И дабы не раскаяваться тебе в последние дни твои, когда износится плоть тела твоего, и скажешь: Притч.5:12 . Зачем я ненавидел научение, и от обличений уклонялось сердце мое? Притч.5:13 . Не слушал голоса наставника и учителя моего, и не приклонял уха моего? 14. Едва не навлек я на себя всякое зло среди церкви и общества.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Притч. 5 :23. Таковой умирает с ненаученными; лишившись всего своего имущества, он погибает за безумие. Глава 6 1—5 — приточник предостерегает от поручительства и его печальных последствий; 6—11 — леность и ея последствия; 12—19 — коварство и ложь и их обнаружения; 20—24 — советы следовать мудрости и ея благам; 25—35 — последствия распутства. Притч. 6 :1. Сын мой! если поручишься за друга твоего, то предашь руку твою врагу 30 . Притч. 6 :2. Ибо крепкая сеть мужу — собственные уста и уловляется словами 31 уст своих. Притч. 6 :3. Делай, сын мой, что я тебе заповедаю, и спасайся: ты попался в руки злых за друга твоего, неослабевай, поддержи своего друга, за которого ты поручился. Притч. 6 :4. Не давай сна твоим глазам и дремания твоим веждям, Притч. 6 :5. Чтобы спастись, как серна от петли и как птица от сети. Притч. 6 :6. Иди к муравью, ленивец, и поревнуй, видя пути его и будь мудрее его; Притч. 6 :7. Ведь он не земледелец, не имеет ни приставника, ни повелителя, Притч. 6 :8. В жатву (однако) зоготовляет себе пищу и летом делает себе большой запас. Или иди к пчеле и познай, как она трудолюбива, какую почтенную работу она производит; ея труды во здравие употребляют и цари и простолюдины; любима же она всеми и славна; хотя силою она слаба, но за мудрость пользуется почетом. Притч. 6 :9. Доколе, ленивец, будешь лежать? Когда ты встанешь от сна? Притч. 6 :10. Не много поспишь, не много посидишь, не много подремлешь, не много, сложив руки, подержишь на груди; Притч. 6 :11. Потом придет к тебе, как злой прохожий, бедность, и нужда, как добрый скороход. Если же будешь не ленив, то, как источник, придет жатва твоя, скудость же, как злой скороход 32 убежит (от тебя) 33 . Притч. 6 :12. Муж неразумный и беззаконный ходит не добрыми путями; Притч. 6 :13. Он мигает глазом, показывает ногою, дает знаки пальцами. Притч. 6 :14. Развращенное сердце кует зло, таковой (человек) во всякое время готовит городу мятежи. Притч. 6 :15. Посему внезапно приходит погибель его, разрушение и неисцельное сокрушение.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010