Притч.18:11 .  Имя Господа – крепкая башня: убегает в нее праведник – и безопасен. Притч.18:12 .  Имение богатого – крепкий город его, и как высокая ограда в его воображении. Притч.18:13 .  Перед падением возносится сердце человека, а смирение предшествует славе. Притч.18:14 .  Кто дает ответ не выслушав, тот глуп, и стыд ему. Притч.18:15 .  Дух человека переносит его немощи; а пораженный дух – кто может подкрепить его? Притч.18:16 .  Сердце разумного приобретает знание, и ухо мудрых ищет знания. Притч.18:17 .  Подарок у человека дает ему простор и до вельмож доведет его. Указывается с одной стороны на непоколебимую твердыню имени Иеговы, как несомненного оплота для надеющихся на Него (ст. 11), с другой стороны – на обманчивость, призрачность надежд богатого на помощь богатства (ст. 12); если в Притч 10.15 говорилось о том горделивом приподнятом самомнении, какое внушает человеку обладание богатством – в противоположность угнетенному состоянию духа бедняка, то здесь (ст. 12; евр. 11) говорится о ничтожестве надежд богача, как факт опыта (правильно передает русск. перев – синод. и Архим. Макария – евр. бемаскито – «в его воображении». Принятый текст LXX и Vulg. не выдерживают этого значения). Ст. 13 сн. Притч 16.18 и Притч 15:33 . Указываемый в ст. 14 признак глупца – манера отвечать, не выслушав вопроса, – считался у древнееврейских мудрецов весьма типичным для человека глупого и необразованного, тогда как противоположное свойство признавалось признаком ученого и мудрого ( Сир 11.8 ; Мишна, Авот, V, 7). По ст. 15 дух человека может быть и источником силы, мужества для всего существа человека, но также – при унынии – источником слабости (по евр. т. в первой половине стиха руах, «дух», муж. р., а во второй – женск.). В ст. 16 (евр. 15) заключается указание на то, что учение мудрости, прежде всего, самая Тора, преподавалось всегда устно, и от степени внимания ученика зависела мера научения его мудрости (ср. Притч 15.31 ; Авот VI, 5). Ст. 17 отмечает типичную черту восточных нравов, согласно которым без подарка нельзя ни представиться высшему лицу, ни выиграть дело в суде (ср. Притч 19.8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

3 . Евхаристическое русло связано прежде всего с отрывком о «гостеприимстве Премудрости» ( Притч.9 ). Премудрость «построила себе дом», «вытесала столбы», приготовила трапезу, через слуг призвала людей есть ее хлеб и пить ее вино. Эта тема найдет свое развитие в сакраментальном и евхаристическом богословии, а также в иконографии. Уже в Притч.1 выявляется олицетворение Премудрости, когда она обращается к неразумным: «Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой, в главных местах собраний проповедует, при входах в городские ворота говорит речь свою: „Доколе, невежды, будете любить невежество? доколе буйные будут услаждаться буйством? доколе глупцы будут ненавидеть знание? Обратитесь к моему обличению; вот, я изолью на вас дух мой, возвещу вам слова мои»» ( Притч.1:20–23 ). Это напоминает также пророчество Иоиля, которое апостол Петр цитирует в день Пятидесятницы: «Изолью отДуха моего на всякую плоть» (Иоил.2и Деян.2:17 ). «Возвещу вам слова мои» ( Притч.1:23 ), то есть Мое Слово. Премудрость здесь как бы обозначает одновременно и Слово и Дух. После внушительного увещевания, Премудрость одновременно отличает себя от Господа и отождествляет себя с Ним ( Притч.1:24–29 ). Устами Премудрости Сам Бог Израилев возвещает, что грядет в Иерусалим вершить Свой суд. Тут есть настоящее эсхатологическое видение, которое можно сопоставить с великими пророчествами Исайи или Иеримии о суде Божьем, о призыве к покаянию, о явлении Бога, карающего нечестивых. В этом отрывке из книги Притч.есть обновленное пророческое видение, и мы не можем совершенно отличить дидактический жанр книги Премудрости от жанра пророческого, поскольку оба эти жанра имели в ту эпоху одинаковую перспективу. Рассмотрим теперь Притч.8:1–31 . Можно различить в этом отрывке три части: 1 . Преамбула, она же и взывание (1–11): «Не Премудрость ли взывает? и не разум ли возвышает голос свой? Она становится на возвышенных местах, при дороге, на распутьях... потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею».

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

Самуил и, Бога умоляя, ничем ему не помог, но скорее тот услышал от Пророка: послушание паче жертвы благи, и покорение паче тука овна ( 1Цар. 15:22 ). Так в Божественном Писании. «Так и непослушный ученик, даже часто обличаемый, словно дерево искривленное, которое уже не выпрямится. И несогласный брат, словно отзвук шума ветра, рассеивающийся из-за несогласия с новой мелодией, и словно трутень, поедает труды пчел, так и ленивый брат делает бесполезными собрания добродетельных деяний. И как трусливый воин расслабляет руки [других] бойцов, так и нерадивый монах уменьшает усердие братий» 70 . Посему да убоимся, братия, таковых примеров и избежим пагубы преслушания, чтобы нам не быть осужденными вместе с вышеупомянутыми. Потому что какая польза будет [человеку,] сохранившему тело девственным, а душой через преслушание блудящему с демоном? Или как увенчается тот, кто одержал верх над чревоугодием и всяким вожделением, а о возношении и славолюбии не позаботился? Говорит же и Приточник: сын благоразумный послушлив отцу, сын же непокорливый – в погибельбудет ( Притч. 13:1 ). И опять-таки: Понеже звах, не послушасте, и простирах словеса, и не внимасте… убо и аз вашей погибели посмеюся… Будет бо егда призовете Мя, Аз же не послушаю вас: взыщут мене злии и не обрящут, потому что страха Господня не прияша… Темже снедят своих путий плоды и своего нечестия насытятся ( Притч. 1:24–31 ). И еще: Не нечествуй много и не буди жесток, да не умреши не во время свое ( Еккл. 7:18 ). И еще: Уклоняяй ухо свое не послушати закона и сам молитву свою омерзил( Притч. 28:9 ). И другой: Сын, оставляяй хранити наказание отчее, поучится словесем злым ( Притч. 19:27 ). И опять-таки: Сеявый злая пожнет злая ( Притч. 22:8 ); и: ненаказанных сретает смерть ( Притч. 24:8 ). Говорит же и Иеремия: «Обратитесь ко Мне, и не будет слушающего» (ср. Иер. 3:14 ); Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы вам не совратиться ( 2Фес. 3:14 ). И к Титу говорит: Ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков… каковым должно заграждать уста ( Тит. 1:10–11 ). И к евреям: Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть ( Евр. 2:1 ). Посему отступим, возлюбленные от смертоносного этого преслушания и станем послушными во всем духовным отцам нашим, чтобы услышать нам от Господа: Слушающий вас, Меня слушает, а Кто принимает вас, принимает Пославшего Меня ( Мф. 10:40 ; Лк. 10:16 ). Ему же слава во веки. Аминь. [Col. 1556]

http://azbyka.ru/otechnik/Antioh_Palesti...

«Наставление, которое преподала ему мать его: что, сын мой? что, сын чрева моего? что, сын обетов моих? Не отдавай женщинам сил твоих, ни путей твоих губительницам царей» ( Притч. 31:1–3 ). Составление книги целиком – наверняка дело не рук Соломона, а гораздо более позднего времени. Знаменитый Езекия приложил здесь свою руку. Возможно, что окончательным составителем был Ездра. Центральный момент притч – это страх Господень, научение страху Господню (притчи 1,7,9,10 и др.). «Начало премудрости – страх Господень». Всякая мудрость, не подчиненная страху Господню, ведет человека мимо его цели и очень часто к погибели. Много мудрых и много разумных, но если нет страха Божия в сердце, то все перипетии жизни кончаются печально. Истинная мудрость человека ведет его к Богу и отторгает от зла. «Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла» ( Притч. 3:7 ). Цель книги ясно выведена во вступлении к ней: «познать мудрость и наставление, усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты» ( Притч. 1,2–4 ) Книга разделяется на несколько частей. Первый – это сборник притч Соломона (с 1 по 9 главу), стремление к мудрости. Второй – второй сборник притч Соломона (с 10 по 22 главы), практическая мораль, которая приходит отсюда. Например: «мудрый слушает наставления отца, а буйный слушает обличения», «кто пренебрегает словом, тот причиняет себе вред, а кто боится заповеди, тому воздается», «мудрая жена устроит дом свой, а глупая – разрушит его своими руками». Третий раздел – слова мудрых, различные притчи. Это самые различные аспекты жизни (с главы 22 по 24). Четвертый раздел это тоже притчи Соломона, связанные с темой: нравственность и общее благосостояние (глава 25–29). Основной мыслью этой части является: «соблюдающий закон будет блажен». Пятый раздел – это притчи царя Агура и царя Лемуила – «признание и семейное счастье». Ключевое слово – «мудрость». Слово «мудрость» употребляется особо, так в 8-й притче и толкованием св. отцов указывается на явление Христа в мир как высшую премудрость и истину. Для сравнения откроем Евангелие от Иоанна и Притчу 8. Слово «мудрость» ассоциируется со словом «Христос».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

«У меня совет и правда; я разум, у меня сила. Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду; мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли» ( Притч. 8:14–16 ). На первом уровне понимания это можно толковать как действие Промысла Божия, без которого действительно не происходит. И поэтому не только хорошие, но и плохие начальники и правители посылаются Богом в нашу жизнь с какой-то целью, направленной на наше духовное спасение. Но кроме этого понимания может быть и другое, о нем говорит святой Беда Достопочтенный , что «Царями [Соломон] называет апостолов и иных святых, которые умеют мудро царствовать, и прежде всего, над собою и над подвластной им Церковью . Повелителями именует создателей обоих Заветов и последующих церковных писателей, а начальниками и вельможами – остальных наставников и учителей верующих. Однако все они ничего не смогли бы без Премудрости, так как сказано: ибо без Меня не можете делать ничего ( Ин 15:5 )». Притч. 8:17 «Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня» ( Притч. 8:17 ). Ранее говорилось, что Бог призывает людей к Себе, здесь же добавляется, что движение со стороны людей, которые ищут премудрость Божию, не остаётся без внимания Бога. Именно таким людям Он помогает прийти к Себе. Тот, кто искренне ищет Бога, не может не найти Его. «Если будешь искать Его, то найдёшь Его» ( 1Пар. 28:9 ). Даже люди, родившиеся в нехристианских народах, имеют в душе голос совести, который им подсказывает понятия «добро» и «зло», «истина» и «ложь». Зная эти понятия, каждый человек определяется в своём сердце по отношению к ним. И те, кто решает идти к истине и праведности, оказываются теми ищущими, которые находят Бога, потому что и Он их тоже ищет – «Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога» ( Пс.13:2 ), «ибо таких поклонников Отец ищет Себе» ( Ин. 4:23 ). Притч. 8:18 «Богатство и слава у меня, сокровище непогибающее и правда» ( Притч. 8:18 ). Словосочетание «непогибающее сокровище» имеет явное пересечение со словами Христа: «Давайте милостыню, приготовляйте себе хранилища неветшающие, сокровища неоскудевающие на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает» ( Лк. 12:33 ). Непогибающее сокровище – это те добрые дела, добродетель в целом, которую приобретает человек, живя по воле Божией. Оно названо непогибающим потому что, во-первых, его ничто внешнее не может отнять у нас (только наши грехи могут); а во-вторых, потому что, как говорил преподобный Ефрем Сирин , только его мы можем забрать с собой, когда уходим из этой жизни. Никакое другое сокровище мы с собой забрать не можем – ни деньги, ни дома, ни прочее имущество. Но те добрые дела, которые мы совершаем на пути следования за Христом, с нами остаются, сопровождают нас после смерти и помогают нам на Страшном Суде.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

То же касается и духовного прелюбодеяния, то есть, сознательного отпадения от истины Божией в лжеучение. Раненые лжеучением – это те, кто увлекались им, но потом покаялись и вернулись в Церковь , а убитые им – те, кто не покаялся, но до смерти оставался отступником и еретиком. Они сошли в преисподнюю. Восьмая глава Притч. 8:1–3 «Не премудрость ли взывает? и не разум ли возвышает голос свой? Она становится на возвышенных местах, при дороге, на распутиях; она взывает у ворот при входе в город, при входе в двери» ( Притч. 8:1–3 ). Напомню, что под премудростью имеется в виду как просвещённый от Бога разум, который помогает человеку жить по воле Божией, так и второе Лицо Пресвятой Троицы. Согласно апостолу Павлу Премудрость – это одно из имён Христа (см.: 1Кор. 1:24 ). И в этой главе речь Премудрости понимается святыми отцами как речь Христа. В первых стихах говорится о том, что речь премудрости адресована ко всем, и она доступна во всяком месте. Здесь имеется в виду призывающая благодать Божия, посредством которой Господь каждого человека, независимо от того, где он родился, побуждает искать Его, искать истину. А дальше уже от человека зависит, откликнется ли он на зов Божий, или нет. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «То, что премудрость становится на возвышенных местах, означает ясность и возвышенность ее учения». А что касается слов «при вратах» – в переводе семидесяти написано «при вратах сильных». По словам святого Иоанна Златоуста это означает то, что Премудрость делает духовно сильными. И вот начинается прямая речь Премудрости, обращённая к людям: Притч. 8:4–9 «К вам, люди, взываю я, и к сынам человеческим голос мой! Научитесь, неразумные, благоразумию, и глупые – разуму. Слушайте, потому что я буду говорить важное, и изречение уст моих – правда; ибо истину произнесет язык мой, и нечестие – мерзость для уст моих; все слова уст моих справедливы; нет в них коварства и лукавства; все они ясны для разумного и справедливы для приобретших знание» ( Притч. 8:4–9 ). Как мы помним, согласно Книге Притч неразумные – это не те, у кого не развиты интеллектуальные способности, а люди, которые следует путём греха. И наоборот, разумными называются люди, которые следует путём добродетелей, путём Божиим. И вот к тем, кто ходит по пути греха, обращаются как к неразумным и призывают их научиться благоразумию, научиться разуму Божьему.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Святой Афанасий Великий пишет, что «В Писаниях назван Он и рабом, и сыном рабыни, и агнцем; сказано о Нем, что утомлялся, жаждал, был бит и пострадал. Но такие выражения в Писаниях имеют причину в том, что Он стал человеком, приняв на Себя образ раба, то есть плоть человеческую. Если же стал человеком, то не должно иным соблазняться подобными выражениями как «Господь соделал меня» ( Npumч 8:22; LXX ), потому что человеку свойственно быть созданным, прийти в бытие, образоваться, утомляться, страдать, умереть, быть воскрешенным из мертвых. Так, став человеком и понеся на Себе плоть, по необходимости Он называется созданным, и сотворенным, и имеющим все свойственное плоти». Притч. 8:23 Продолжает Премудрость: «от века я помазана, от начала, прежде бытия земли» ( Притч. 8:23 ). Примечательно выражение «От века я помазана», если вспомнить, что Христос дословно переводится как «Помазанник». Так что здесь прикровенное указание Книги Притч на то, что Премудрость – это Христос. Притч. 8:24–26 Но это в синодальном переводе так говорится, а в греческом переводе от Семидесяти сказано по-другому: «прежде век Он основал меня». Сами эти выражения «от века, искони, прежде век» – показывают, что речь идёт о том, что было прежде творения мира, и в следующих стихах это выражено ещё более сильными словами: «Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою. Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов, когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной» ( Притч. 8:24–26 ). То, что Премудрость употребляет выражение «я родилась», а не «я была создана», и подчеркивает, что рождение это было до создания мира, полностью ниспровергает лжеучение арианства, утверждавшего, что Сын Божий был лишь первым из созданий Бога. Как я уже упоминал, на это указывали многие святые, в том числе святитель Иларий Пиктавийский : «Тот, Кто имел бытие до времени, был рожден, но не только до земли, но и до гор, и до холмов. И потому Премудрость имеет в виду Себя в этом месте, говоря более, чем то, что слышится».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Прекрасен, возлюбленные, позор по Богу (то есть стыдливость) – неподкупный, неподдельный, неукоризненный примиритель с Богом. Посему воспримем таковой, чтобы [Col. 1636] имели мы дерзновение во время пришествия Господа, ибо оно близко, при дверех ( Мк. 13:29 ). Есть стыд по Богу, чтобы вовсе не дерзать подымать глаза и проявлять дерзновение пред лицом Божиим из-за множества зол, которые мы признаём за собой. Посему когда наносят нам люди какое-либо бесчестие, то тотчас да помыслим о той последующей славе от Господа и благодарно и с терпением будем это принимать. Ибо ради [нашей] пользы делает это с нами Бог, и потому будем при бесчестии беспечальными и невозмутимыми. Посему мы много обязаны стыдиться перед непамятозлобивым Господом. И особенно в нынешнее время, по сказанному: И ныне мы не можем открыть уст наших; мы сделались стыдом и поношением для рабов Твоих и чтущих Тебя ( Дан. 3:33 ); У Тебя, Господи, правда, а у нас на лицах стыд, как день сей… у царей наших, у князей наших… потому что мы согрешили пред Тобою ( Дан. 9:7–8 ); Ибо согрешили мы, и поступили беззаконно, отступив от Тебя, и во всем согрешили и заповедей Твоих не слушали ( Дан. 3:29–30 ). Как и Иеремия, пророчествуя тогда о том, что произошло с нами ныне, говорит: Посрамихомся, зане слышахом ругание наше, покры срамота лице наше, яко приидоша чуждии во святая наша в дом Господень ( Иер. 51:51 ). Говорит и Давид: Ты бо веси поношение мое, и студ мой, и срамоту мою: пред тобою вси оскорбляющии мя ( Пс. 68:20 ) и: студ 100 лица моего покры мя ( Пс. 43:16 ). И это есть стыд прекрасный и по Богу, который ведет к покаянию и дерзновению. Но есть и вредный стыд, по Писанию, говорящему: есть стыд, ведущий ко греху, и есть стыд – слава и благодать ( Сир. 4:25 ). Ибо многие стыдящиеся кого-то впадают в сети диавольские (ср. 1 Тит. 3:7 ). И прибавляет: Покрываяй нечестие свое не успеет во благая, поведая же обличения возлюблен будет ( Притч. 28:13 ). И опять:Праведный себе самаго оглаголник во первословии ( Притч. 18, 17 ) и: елико убо незлобивии держатся правды, не постыдятся( Притч. 1:22 ); Разумети бо закон – помысла есть благаго ( Притч. 9:10 ), и продолжает: Блажен муж, иже боится всех за благоговение ( Притч. 28:14 ) и: уготовляй на исход дела твоя ( Притч. 24:27 ) и не стыдись исповедать грехи твои ( Сир. 4:30 ). Посему человеку нужно различать, когда он должен постыдиться ради спасения души, а когда и отвергнуть стыд как греховный. Ибо бывает так, что из-за стыда обещающий своему другу 101 делает его напрасно [тем самым] своим врагом. Посему мы, возлюбленные, да стяжаем стыд по Богу, подражая мытарю, стыдящемуся воззреть на небо, но биющему себя в грудь и говорящему: Боже! Будь милостив ко мне грешнику! ( Лк. 18:13 ), чтобы и мы получили оставление грехов во Христе Иисусе, Господе нашем. Ему же слава и держава во веки. Аминь. [Col. 1637]

http://azbyka.ru/otechnik/Antioh_Palesti...

Из десяти заповедей первые четыре учат человека любви к Богу, последние шесть – любви к ближнему (см.: Исх. 20: 2–17). Книга Притчей внушает всем сердцем надеяться на Господа, а не на свой разум (см.: Притч. 3: 5). Как это полезно усвоить тем, кто по сей день повторяет идеи эпохи Просвещения о всемогуществе человеческого разума! Дело доходит до обожествления нашего разума. Эх, не дожили поклонники разума до мировых кровавых безумств XX века, не полюбовались на «всесилие человеческого безумия». Впрочем, властители умов в XX веке обожествляли безумие и бессознательное. А Библия ставит Господа превыше всех и запрещает поклоняться богам, творить кумиров, произносить имя Божие всуе. Так у пророка Моисея. В Притчах есть дивная молитва к Создателю: «Нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя и не сказал: “кто Господь?” – и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе» (Притч. 30: 8–9). Здесь ощутимо чувство меры, благословенная сдержанность, даже когда крайности приходят в форме излишков и оттого кажутся желанными. В контрастных резких тонах описывается безумное непочтение к Вседержителю: «Если над кощунниками Он посмевается, то смиренным дает благодать» (Притч. 3: 34). Это актуально и сейчас. Не только раз в неделю помнить о Боге, не только имя Божие окружать благоговением. Тот, кто старается всегда жить в присутствии Бога, ощутит действие Промысла в своей жизни: «Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои» (Притч. 3: 6). В первой же главе книги описывается сообщество грешников. Они вынашивают преступные планы – ограбление и убийство (см.: Притч. 1: 10–19). Грешники лихо попирают заповеди: не убий, не укради, не пожелай чужого. Как важно юноше избегать подобного сообщества законопреступников. В такой среде и хороший человек может незаметно превратиться в лютого грешника и безвозвратно погубить свою жизнь. Заповедь о почтении к родителям получает в Притчах разные практические толкования. Например, трогательное и вместе с тем очень жизненное: «Слушайся отца твоего: он родил тебя; и не пренебрегай матери твоей, когда она и состарится» (Притч. 23: 22).

http://pravoslavie.ru/52620.html

2 . Затем (12–21) идет признание Премудрости, которая раскрывает свою тайну. Это тайноводство Премудрости, раскрытие ее бытия идет с возрастающей силой до 22 стиха, который является кульминационной точкой этой главы: «Я, Премудрость (в Синодальном переводе: премудрость. – Прим. ред.), обитаю с разумом и ищу рассудительного знания» ( Притч.8:12 ). Человек не может кичится разумом, поскольку он Дан ему Премудростью: «У меня совет и правда; я – разум, у меня сила» ( Притч.8:14 ). Затем идет главное изречение Премудрости: «Страх Господень – ненавидеть зло...» ( Притч.8:13 ). Для евреев, действительно, страх Господень – начало Премудрости. «...Гордость и высокомерие, и злой путь, и коварные уста я ненавижу » ( Притч.8:13 ). «Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня» (8:17). «Мною цари царствуют...» (15), а не сами, по своему почину. «...И повелители узаконяют правду; мною начальствуют начальники, и вельможи, и все судьи земли... богатство и слава у меня...» (15–18). Да не превозносится этим человек! «...Плоды мои лучше золота, и золота самого чистого, и пользы от меня больше, нежели от отборного серебра. Я хожу по пути правды, по стезям правосудия...» (19–20). Этот текст характерен для еврейской морали, где нет разделения или раздвоенности между самой Божественной сущностью и Его нетварной Премудростью, и Его конкретным практическим правосудием, которое совершается в мире: «Чтобы доставить любящим меня существенное благо, сокровищницы их я наполняю» ( Притч.8:21 ). 3 . Третья часть (22–31). Особенно значимые стихи 22 и 23. Мы встречаем заметное различие в употреблении основного глагола между текстом семидесяти (славянский перевод – «созда мя») и текстом еврейским (русский перевод – «имел меня»). Текст семидесяти гласит: «Господь созда мя началом пути Своего». Ариане ссылались на этот текст, чтобы доказать тварную природу Премудрости, то есть Сына Божия. Но святоотеческое предание, целиком следовавшее греческому тексту семидесяти, начиная со святителя Афанасия, понимало этот текст как говорящий о предвеч- ности и нетварности Премудрости. Еврейский текст гласит: «Господь имел меня началом пути Своего». При таком прочтении отрывок этот не лишен некоторого биологического оттенка. Здесь есть уподобление отцу и матери, рождающим свое дитя.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010