Я родилась прежде, нежели водружены были горы. Тогда я была при Нём художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицом Его во всё время, веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими ( Притч.8:22–31 ). В этих строках премудрости Божьей приписывается предсуществование. Она здесь с самого начала. Премудрость Божья пребывает с Богом во время всего творения как его «художница», его «веселье» и «радость». В этом тексте (а также в главах 7 и 8 Книги Премудрости Соломона) говорится о том, что премудрость придаёт творению Божьему структуру, форму и определённый порядок. Это возвращает нас к тому различию, которое Священнический источник проводит между творением (bara) и созданием (asah): в начале говорится о том, что «сотворил Бог небо и землю» ( Быт.1:1 ), в конце же повествования сказано, что «Господь Бог создал землю и небо» ( Быт.2:4 ). Божественное творение ни с чем несравнимо, в то время как «созданию» может быть найдено соответствие в деятельности человека ( Исх.20:11 ). Посредством обладающего творческой потенцией Слова Бог «вызвал несуществующее как существующее» ( Рим.4:17 ), а силою своей премудрости он придал форму и жизнеутверждающую направленность всему своему творению. Промежуточным этапом между творением и созданием было разделение – «и отделил Бог свет от тьмы» ( Быт.1:4 ) 204 . Согласно Книге Премудрости Соломона ( Прем.7:17–20 ), премудрость знает «устройство мира и действие стихии, начало, конец и средину времён», «природу животных и свойства зверей», потому что она сама создавала это и присутствует во всех формах жизни. «Ибо премудрость подвижнее всякого движения, и по чистоте своей сквозь всё проходит и проникает» ( Прем.7:24 ). Сразу за этими словами следует прославление премудрости: Она есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя, посему ничто осквернённое не войдёт в неё. Она есть отблеск вечного света и чистое зеркало действия Божия и образ благости Его ( Прем.7:25–26 ). Что мудрость открывает нам о Боге? Во-первых, то, что бог «душелюбив» ( Прем.11:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/nau...

22 Текст Тертуллиана близок к LXX: В Синод. пер.: «Когда Он уготовлял небеса, Я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны, когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли: тогда Я была при Нём художницею, и была радостию всякий день, веселясь пред лицем Его во всё время» ( Притч.8:27–30 ). 24 Это второй момент бытия Сына, когда Он содействовал Отцу в творении мира. Этот момент у греческих святых Отцов получил название λογος προφορικος (‘произнесённое слово’). См. Святитель Феофил. Указ. соч. В целом это учение о двойственном слове имеет больше недостатков, нежели достоинств, ибо слишком сближает бытие Сына с творением мира. Эту оценку можно отнести к самому принципу различия Божественных Лиц – к понятию Домостроительства, которое использует Тертуллиан . Ведь Божественное Домостроительство предполагает отношение Бога к чему–то иному, нежели Он Сам в Себе, в Своём вечном и неизменном бытии, то есть отношение к твари. И напротив, Домостроительство никак не может помочь нам понять бытие Бога в Самом Себе, полноту внутритроичных отношений Божественных Ипостасей. Впрочем, это общий недостаток учений о Святой Троице того времени, который был исправлен лишь в IV в. 28 Смешение особенностей Второго и Третьего Лица Святой Троицы (вплоть до бинитаризма у некоторых) – характерная черта многих ранних латинских богословов. Впрочем, сам Тертуллиан в данном трактате как раз и выступает против какого бы то ни было смешения Ипостасей не только Отца и Сына, но и Святого Духа (см. ниже §9). Поэтому здесь слово «Дух» означает духовную природу Слова Божия. 31 Это также положение стоической онтологии, в которой всё сущее телесно, и лишь не-сущее бестелесно. 35 Это одни из самых употребительных у святых Отцов тварных аналогий Святой Троицы (наряду с антропологической аналогией). Примечательно, что образ солнца и луча (сияния) часто использует святитель Афанасий Великий , не опасаясь исказить догматическую истину. См. его Слово на ариан, I, 14; II, 33; III, 15. – Святитель Афанасий Великий . Указ. соч. Т. II. С. 195:305–301:388–389.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/pro...

7:30), и патриарх Иаков, весьма скромно говорящий: «аще не бы ... страх Исаака отца моего был мне» (Быт. 31:42).     К. Итак, скажи мне: когда говорится, что мы рождены ими, не ясно ли это показывает, что они суть образ Содетеля и призывающего к бытию небывшее некогда? А то, что нам приличествует чтить их страхом, не поставило ли их едва не в самом Владычнем достоинстве?     П. И очень. Потому и проклинает некоторых приточник, говоря: «Глаз, насмехающийся над отцом и пренебрегающий покорностью к матери, выклюют вороны дольные» (Притч. 30:17). Но разъясни, каким образом мог бы кто-либо считать мудро сказанным изречение Спасителя всех Христа: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф.10:37). Напомню же и об ином: ученику, умоляющему о погребении отца и об уходе за старцем, Он говорит: «иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов» (Мф.8:22).     К. Что же в этом неуместного? Трудного ничего нет, как мне кажется, напротив — разумение рассматриваемых изречений очень просто и удобно для усвоения тем, которые хотят правильно мыслить.     П. Однако ж сказанное не совсем свободно от подозрения: потому что оно, по-видимому, некоторым образом отклоняет нас от почтения к родителям.     К. Удались от подозрения и столь превратных мыслей, Палладий! Слово Спасителя не отклоняет от почтения к родителям, а научает считать старейшим и превосходнейшим почтение к Богу. И наша речь привела к тому же, постоянно именуя почтение к родителям стоящим близ и на втором месте после почтения подобающего Богу; это соблюл и Сам Христос, так как Он не приписал вины тем, которые хотят любить родителей, и не поставил в какой-либо порок и преступление желание чтить их, но весьма прилично узаконил, чтобы человеческое было поставляемо после Бога. Поэтому не просто говорит: «Кто любит отца или мать более; но прибавил: паче Мене». Не признаешь ли ты приличным, чтобы любовь к Богу была поставлена выше любви к людям?     К. В книге Левит написано: «И сказал Господь Моисею, говоря: объяви сынам Израилевым и скажи им: если кто дает обет посвятить душу Господу по оценке твоей, то оценка твоя мужчине от двадцати лет до шестидесяти должна быть пятьдесят сиклей серебряных, по сиклю священному» (Лев.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3514...

(b) Библейское учение о творении не ограничивается одной лишь Книгой Бытия. Оно также содержится в израильских книгах премудрости. Если Священнический источник подчёркивает трансцендентность Бога по отношению к своему творению, учение, содержащееся в книгах Мудрости, указывает на то, что Бог пребывает в своём творении как Дух (руах) и мудрость (хокма). Силою своего творческого слова Бог вызывает несуществующие вещи к существованию, посредством премудрости он «производит все вещи», придаёт им форму и единый порядок. Вот что говорится о премудрости Божьей в Книге Притчей Соломоновых: Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони от века я помазана, от начала, прежде бытия земли. Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны Тогда я была при Нём художницею и была радостью всякий день, веселясь пред лицом Его во всё время, веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими ( Притч.8:22,23,27,30,31 ). Всё это удивительно похоже не то, что в «Дао дэ цзин» говорится о дао и о том, как оно действует в десяти тысячах существ. В данном случае «Премудрость» является имманентным принципом творения, совершаемого трансцендентным по отношению к творению Богом. В определённой степени она соответствует триаде «одно – два – три», поскольку на момент создания неба она уже существует. Однако, согласно этому описанию, в мире десяти тысяч существ она ведёт себя скорее как дитя, а не как мать. Не самоустранение и не недеяние (у-вей), а игра стала символом Премудрости Израиля в мире. В китайском дао цу-янь является высшим проявлением недеяния (у-вей). Под этим понятием подразумевается «спонтанность» и «естественность», что вполне соответствует самозабвенному и радостному характеру игры, которую ведёт мудрость на земле и среди людей. «Самка всегда невозмутимостью одолеет самца» (§61) – утверждает Лао-цзы. А Иисус говорит: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство небесное» ( Мф.18:3 ). Благодаря спонтанности своего поведения, ребёнок имеет преимущество и перед мужчинами, и перед женщинами. Это новое видение мессианской роли детства оставляет в прошлом и жёсткий патриархат, и более мягкий матриархат и олицетворяет собой надежду на то, что будущее открыто для свободной жизни. Таким образом, несмотря на то, что в израильской Книге Притчей Премудрость называется «Госпожой Премудростью», она описывается как дитя, с радостью и любовью предающееся игре. Каждое дитя – это начало новой жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/nau...

“ Ной начал , - говорит Писание, - возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина, и опьянел ” (Быт.9:20,21). Смотри, какую пользу может доставить нам самое начало этого чтения. В самом деле, когда услышим, что муж праведный, совершенный, получивший небесное о себе свидетельство, испил вина и упился, то, как же мы, погрязнувшие в столь многих и различных грехах, не постараемся со всем усилием избегать гибельного пьянства? Ведь неодинакова вина в том, что этот праведник подвергся этому пороку, и что мы впадаем в него же. Есть много обстоятельств, которые делают его (праведника) достойным извинения. Говорю это, впрочем, не в защиту пьянства, но для объяснения, что праведник согрешил не по невоздержанию, но по неведению. И что он не вдруг дошел до употребления вина, слушай, как само Писание говорит об этом и защищает его следующими словами: “ Ной начал возделывать землю и насадил виноградник;   и выпил он вина, и опьянел ”. Это самое выражение, “ начал ”, уже показывает, что он положил начало употреблению вина, и подвергся опьянению по совершенному неведению и по незнанию меры употребления вина. Кроме того, (можно сказать) и то, что он, чувствуя великую скорбь, хотел получить от того утешение, как говорит и премудрый: “ Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душею ” (Притч.31:6), показывая этим, что ничто не может быть столь полезным врачевством против печали, как употребление вина, только бы неумеренность не уничтожала происходящей от него пользы. А что этот праведник находился в печали и унынии, видя себя в такой пустыне и имея пред своими глазами поверженные трупы и людей, и скотов, и зверей, и землю, соделавшейся общим для всех гробом, - кто будет спорить против этого? Пророкам и всем праведникам свойственно скорбеть не только о близких к ним, но и о прочих людях. Кто захочет припомнить, тот найдет, что все они оказывали такое сострадание. Так он услышит, что Исаия говорит: “ Не усиливайтесь утешать меня в разорении дочери народа моего ” (Ис.22:4); Иеремия: “ О, кто даст голове моей воду и глазам моим - источник слез! ” (Иер.9:1); Иезекииль: “ О, Господи Боже! неужели Ты погубишь весь остаток Израиля ” (Иез.9: 8); что Даниил плачет и говорит: ничтожными сделал нас у всех народов; Амос: “И пожалел Господь о том ” (Ам.7:3); Аввакум: “ Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия? ”; и в другом месте: “ И оставляешь людей как рыбу в мор ” (Авв.1:3,14); он услышит также, что и самый блаженный Моисей говорит: “ Прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей ” (Исх.32:32); он же, когда Бог обещал сделать его властителем многочисленнейшего народа и сказал: “ Оставь Меня, … и истреблю их (этих людей ), и произведу многочисленный народ от тебя ” (ст. 10), - не согласился и на это, но захотел лучше остаться вождем евреев. И учитель вселенной, блаженный Павел, говорит: “ Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти ” (Рим.9:3).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Вот что говорит премудрость: Господь имел меня в начале пути Своего, прежде созданий Своих искони, от века я помазана от начала прежде бытия земли. Я родилась, когда еще не существовало бездны, когда еще не было источников обильных водой, я родилась прежде холмов, когда еще Он не сотворил на земле ни полей, ни начальных пылинок вселенной. Когда он уготовлял небеса, я была там, когда он проводил круговую черту по лицу бездны, тогда я была при нем художницей и была радостью, всякий день веселясь пред лицом Его, во все время веселясь на земном кругу Его и радость моя была с сынами человеческими ( Притч.8:22–31 ). Из этого мы видим, что образ Христа нам дала художница- премудрость, которому мы кланяемся в духе истины. Ибо дух Господень есть Премудрость, а премудрость во Христе, и Христос есть лицо Божие, пребывающее в Отце и так бытие Христа прежде век: о чем и подтверждает писание, кому когда из ангелов сказал Бог: ты сын мой, я ныне родил тебя и еще я буду отцом, и он будет мне сыном ( Евр.1:5 ); ныне в сыне его, т. е. во Христе, мы утвердили свою веру и все наше упование в нем». Не выражения неточные о Боге, не слова бессмысленные, употребляемые «представителями» ереси в изложении веры их, останавливают наше внимание. Нет! Мы знаем, с кем имеем дело. С кого спрашивать?.. «По нашему понятию», говорят они. И входим в «их понятие», – и догадываемся: что хотят сказать люди. Напр., выражением – «непосягаемый» суемудрые учители новой веры натужились, видимо, указать на непостижимость существа Божия, если бы они хотели говорить о Господе Боге. Но «бог» их и «предвечный бог», и «физический закон природы», и «Дух Господень», – есть только «премудрость», как свойство Божие, «первоисходящая», однако, «от Отца». Т. е. эта премудрость, как свойство Божие и как дар Божий, свыше даруемый человеку, есть, в то же время, Ипостасная Премудрость Божия – София, Бог – Слово, Единородный Сын Божий. – И все это смешение понятий, как и выражение их – чисто хлыстовского характера и лжеучения. В одном лице совмещаются все Ипостаси Пресвятой Троицы – «Господь в трех лицах: Отец, Сын и Дух Святой, Троица единосущная и нераздельная».

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Nikolsk...

Иоанну свыше, о чем он сам говорит (см.: Откр. 19: 11–13 : «И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует… Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого. Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: «Слово Божие»). Нет сомнений, что Иоанново учение о Боге-Слове возникает в рамках библейской традиции. В прикровенном виде оно присутствует уже в книгах Ветхого Завета: Бог словом создал мир ( Быт. 1: 1 ; Пс. 32: 6 111 ); у пророков «слово Господ не» персонифицировалось, когда изображалось приходящим к тому или иному пророку ( Ос. 1: 1 112 ; Иоиль 1: 1 113 ); слово Божие исцеляло ( Пс. 106: 20 114 ), послушание ему при носило жизнь ( Втор. 32: 46–47 115 ); в псалмах слово названо светом, освещающим путь к Богу ( Пс. 118: 105, 130 116 ). Учение о Боге-Слове можно также найти и в ветхозаветных представлениях о Премудрости. Согласно восьмой главе Книги притч (особенно фрагмент 8: 22–31), Премудрость существовала «искони», то есть прежде создания мира; с Ее по мощью Бог сотворил мир. Премудрость дает жизнь обретающим Ее, но многие люди Ее отвергают. Согласно Книге Иисуса сына Сирахова, Господь велел Премудрости «поселиться» среди людей ( Сир. 24: 9 ) 117 . В целом легко заметить близость всех этих утверждений свидетельствам евангельского Пролога о Слове творящем, спасающем, освещающем, приобщающем к истине и поэтому отвергаемом миром, лежащим во зле. В Прологе понятие Слово (Логос) помогает выразить тайну отношений Отца и Сына («Как нельзя сказать, что ум бывает иногда без слова, так и Отец и Бог не был без Сына… Для того назвал Его “Словом”, чтобы ты знал, что как слово рождается от ума бесстрастно, так и Он рождается от Отца бесстрастно» 118 ) и способ откровения Бога людям. Имя «Слово» приложимо к Сыну, «потому что Он так относится к Отцу, как слово к уму, не только по бесстрастному рождению, но и по соединению с Отцом, и потому, что изъявляет Его. А иной сказал бы, может быть, что относится к Отцу как определение к определяемому, потому что и определение называется словом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

Открой перед служителем алтаря Господня всю душу твою со всеми ее греховными делами и нечистыми помыслами, помня слова Св. Писания: «Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха, а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован» (Притч. Сол. 28:13). Не забывай, что все, что откроешь на исповеди здесь, на земле, будет закрыто там, на небе; и что скроешь здесь, на земле, то откроется, как преступление, там, на небе, в день страшного суда Христова над всем миром и тобой! 1) Покаяние, или Исповедь, существовала еще в Ветхом Завете: Лев. 5:5–6 ; Числ. 5:7 ; Прит. 28:13 ; Прем. Сол. 11:24; Примеры: Числ. 12:11–13 ; 2Цар. 12–13 ; Ездр. 10:10–11 ; Неем. 1:6–7 ; Ионы гл. 3–я. 2) Проповедовал о Покаянии и Иоанн Креститель: Мф. 3:2–6; Мр. 1:15 . 3) Христос обещал Апостолам дать власть прощать или не разрешать людям их грехи: Мф. 16:19; 18:18; а по воскресении дал им эту власть: Иоан. 20:21–23 . 4) Св. Апостолы пользовались данной им властью прощать или связывать грехи: 1Тим. 1:20 ; 1Кор. 5 гл. и 2Кор. 2:8–10 . 5) Апостолы передали эту власть своим законным преемникам, пастырям Церкви: Иак. 5:14–16 ; 1Тим. 5:18–20 ; Еф. 4:11 ; Иуды ст. 22–23, ибо Христос сказал им: Мф. 28:20. 6) Все грехи могут быть прощены, кроме «греха к смерти»: Иоан. 5:16 , «хулы на Духа Святого»: Мф. 12:31–32; непочитания за святыню «Крови Завета» и произвольного греха: Евр. 6:4–6; 10:26–29 . 7) Без исповеди во грехах человек не может наследовать вечной жизни: Откр. 21:27 . О Святом Елеосвящении «Болен ли кто из вас? Пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне, – и молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и, если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак. 5:14–15 ). Елеосвящение есть такое таинство, в котором, при помазании пресвитерами Церкви больного елеем во имя Господне и при их молитве о нем, подается больному, по вере его и молящихся пресвитеров, не только исцеление тела, но и прощение грехов. Священное употребление елея, или масла, было еще в Ветхом Завете.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Р. Маймонид говорит, что в законе Моисея нередко требуется козел за грехи общества Израилева, для напоминания об этом обмане Иакова сыновьями его и для возбуждения в грешнике сознания необходимости очищения грехов (Philippson, s. 201–202). Быт.37:34 . И разодрал Иаков одежды свои, и возложил вретище на чресла свои, и оплакивал сына своего многие дни. Возложив на себя обычный у евреев траур – вретище ( 2Цар. 3:31 ; 3Цар. 21:27 ), Иаков оплакивал Иосифа (как мертвого) «многие дни», т.е. все 22–23 года, которые протекли с продажи Иосифа в Египет до переселения туда Иакова с семейством (Beresch. r., Par. 84, s. 416). Быт.37:35 . И собрались все сыновья его и все дочери его, чтобы утешить его; но он не хотел утешиться и сказал: с печалью сойду к сыну моему в преисподнюю. Так оплакивал его отец его. Из дочерей Иакова доселе (гл. 34) упомянута только Дина; другие могли быть не упомянуты в родословной таблице, или (по объяснению Мидраша, Розенмюллера и др.) здесь дочерьми названы невестки Иакова. «Преисподняя», евр. scheol (от гл. schaal, требовать, – место, которое неумолимо зовет в себя всех людей ( Ис. 5:14 ; Притч. 30:16 ) – не могила, которой не было, по мысли Иакова, у Иосифа (ибо он почитал его растерзанным зверями), но таинственное жилище умерших. Как и выражение священнописателя (об Аврааме, Исааке) «приложился к народу своему» ( Быт. 25:8, 35:29 ), представление патриархального периода о числе – свидетельство веры патриархов в бессмертие. Быт.37:36 . Мадианитяне же продали его в Египте Потифару, царедворцу фараонову, начальнику телохранителей. «Потифар» при посредстве коптского «пиот-фуро», понимают обыкновенно в значении: «преданный царю», считая это название скорее титулом, чем собственным именем (сходное «Потифер», Быт. 41:45 , имеет другое значение: «посвященный солнцу»). Название «евнух» (евр. saris), вероятно, усвояется Потифару не в прямом смысле (он имел жену, Быт. 39:7 ), а в общем: придворный. sar hattabachim – «начальник палачей», т.е. может быть телохранителей царя. LXX: начальник поваров, ρχιμγειρος; Vulg:. «magister militum». Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 1: Пятикнижие; Исторические книги. - 1055 с./Книга Бытия. 28-384 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Остановимся на основных положениях христианского учения о сердце, в том виде, как оно изложено в Библии и святоотеческих трудах, несколько повторив и продолжив сказанное нами ранее 1 . Библейское учение о сердце Начнем с библейского учения о сердце. Вообще в русском переводе Библии слово сердце встречается 591 раз в Ветхом Завете и 155 раз в Новом Завете (плюс больше 150-ти производных от него слов). Может быть, некоторые случаи ветхозаветного употребления слова «сердце» и не вполне соответствуют нашему современному контексту, но и оставшиеся случаи будут свидетельствовать о центральности понятия сердца как в Новом, так и в Ветхом Завете. Именно сердце стоит на первом месте в заповеди любви к Богу: «люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всеми силами твоими» ( Втор.6:5 ). Это же подтвердит и сам Иисус Христос: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею, и всем разумением твоим» ( Мф.22:37 ) (см. также: Мк.12:30 ; Лк.10:27 ). К Богу нужно стремиться сердцем: «всем сердцем моим ищу Тебя» ( Пс.118:10 ); «в сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою» ( Пс.118:11 ); «потеку путем заповедей Твоих, когда Ты расширишь сердце мое» ( Пс.118:32 ). Подобное доминирование сердца приводит даже к противопоставлению его уму: «надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой» ( Притч.3:5 ). Но сердце главенствует не только в добром, но и в плохом : «из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления: это оскверняет человека» ( Мф.15:18-20 ); «извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства» ( Мк.7:21 ). В Ветхом Завете высказывания о сердце неоднократно имеют негативный смысл: «огрубело сердце народа сего» ( Ис.6:10 ); «этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня» ( Ис.29:13 ) (на это ветхозаветное место ссылается Иисус Христос: Мф.15:8 ; Мк.7:6 ); «и не взывали ко Мне сердцем своим, когда вопили на ложах своих» ( Ос.7:14 ); «обратитесь к Богу во глубину сердца, от которого вы далеко отступили» ( Ис.31:6 ); «рождали из сердца лживые слова» ( Ис.59:13 ); «помышления сердца их было зло» ( Быт.6:5 ); «сердце сынов человеческих исполнено зла» ( Еккл.9:3 ); «лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено» ( Иер.17:9-10 ).

http://azbyka.ru/serdce-xristianskoe-uch...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010