«Господь премудростью основал землю» ( Притч.3:19 ). «Всё соделал Ты премудро» ( Пс.103:24 ). «Господь излил премудрость на все дела Свои» ( Сир.1:10 ). «Дух Господа наполняет вселенную» ( Прем.1:7 ). Всё это напоминает об обетовании Бога: «Излию от Духа Моего на всякую плоть» ( Иоил.2:28 ) – и о «славе Божьей», которой наполнится вся земля ( Ис.6:3 ). Таким образом, можно выделить следующие ступени имманентного присутствия в мире его Создателя: (1) через премудрость в таинстве творения, (2) через Дух в таинстве освящения, (3) через славу в таинстве искупления. Этим объясняется, почему о мудрости говорят преимущественно в контексте творения и отношения к нему человека, о Духе – преимущественно по поводу святости, и о славе – применительно к эсхатологической перспективе. В текстах Ветхого Завета отсутствуют объяснения используемой в нём терминологии, и многие понятия частично накладываются друг на друга. Но через эти совпадения мы можем понять, насколько переплетены между собой различные аспекты присутствия Бога в мире, ибо премудрость предвосхищает силу Духа (см. Прем.1:7 ), а в силе духа апостол Павел видит предвосхищение славы. Мы можем утверждать также и обратное: распятый Христос олицетворяет собой премудрость Божью ( 1Кор.1:18–24 ), поскольку он «сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением» ( 1Кор.1:30 ). (b) Это возвращает нас к структуре мудрости сотворённого мира. Вера в божественную премудрость, в то, что она присутствует и в природе, и в добродетельной жизни человека, выступает как предрациональный постулат научного разума при условии, что этот разум стремится к мудрости. (1) Структура мудрости, запечатлённая в строении материи и организации живого вещества, открывает перед человеком возможность познания, поскольку эта структура является познаваемой. (2) Несмотря на то, что значительная часть мудрости может быть доступна человеку, божественное измерение этой мудрости, имманентной космосу, ускользает от нашего познания, будучи трансцендентным измерением имманентной мудрости. Это заставляет человека проявлять смирение в отношении своего познания мира. «Со смиренными – мудрость» ( Притч.11:2 ). Смирение в науке означает, что, как бы ни увеличивались наши знания, мы знаем, что знаем очень мало, поскольку человеческое восприятие и познание осуществляются в безграничном пространстве величественной божественной премудрости.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/nau...

Такое смятение простирается не только на познание, но и на дела, так что суть путие мнящиися прави быти мужу, обаче последняя их зрят во дно адово (Притч. 16, 25) и есть праведный погибаяй во своей правде, и есть нечестивый пребываяй во своей злобе (Еккл. 7, 16). Ибо ежели есть что неудобопостижимое, то к сему роду принадлежит и истинная праведность. Почему и Соломон сопричисляет как равночестное к одному разряду: И уразумети притчи и темное слово, речения же премудрых и гадания; и уразумети правду истинную и суд исправляти (ср.: Притч. 1, 6, 3). Посему многие по опрометчивости произносят суждения разноречивые, потому что прежде, нежели составлено понятие на достаточном и прилежно исследованном основании, с безрассудной поспешностью дают свое согласие на всякое мнение. Обыкновенно же думают, что естественная сила диалектики всего более может доставить это, то есть научить, как подробно разбирать свойства предметов, распознать однородное и различить противоположное. Посему–то сознававший себя сведущим божественную диалектику сказал: да усладится Тебе беседа моя (ср.: Пс. 103, 34). Диалектика же любопрителей, которые берутся за предметы с охотой поспорить, не только неприятна, но еще огорчает. Но из трех сочетаний: света и тьмы, доброго и лукавого, горького и сладкого — все ли они составляют одно в подлежащем или различны между собой по роду? Что до простого смысла, то ясно, что лукавым означается испорченность нравов, а прекрасное (kal«on), как определяют, есть благо, достойное похвалы. Опять, тма есть воздух, лишенный света, а свет — сущность, рассевающая тьму. И еще: сладкое есть мягкость влаги или сока, услаждающая чувство вкуса; а горькое есть то, что при вкушении жестко действует на вкус. Итак, по простому разумению, вещи сии весьма много различествуют между собой. И кто же до того безумен, чтобы среди глубокой ночи стал называть тьму светом и, когда у него глаза ничего не различают во тьме, представлять, что он озарен светом? Кто, чувствуя неприятность при вкушении горького, станет утверждать, что ощущает приятность сладости? Кому, имея глаза, трудно распознать чувственную красоту? Она, взаимной соразмерностью частей и наружной доброцветностью, сама собой и естественно привлекает к себе всякого встречающегося, между тем как безобразное само собой производит в зрителях отвращение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Однако деяния Творца постигаются ветхозаветными мудрецами и через созерцание природы. Так Пс 8 говорит о величии мироздания, в сравнении с которым человек кажется таким ничтожным; и, однако, по воле Господней он поставлен почти наравне с ангелами. Пс 103, описывая многообразные явления природы, свидетельствует, что творчество Божие есть продолжающийся процесс , что Господь постоянно поддерживает бытие мира. Небо и земля, стихии и жизнь самим своим существованием прославляют мудрость Творца (Пс 148). Эта божественная Премудрость определяет стройность законов природы (Иов 28). В Ветхом Завете Премудрость Божия нередко олицетворяется. В Притч 8,22 сл. она говорит: «Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони: от века я помазана, от начала, прежде бытия земли. Я родилась, когда еще не существовали бездны». Проявляется Мудрость в Слове Божием, которое есть свободное осуществление Высшего Разума и Всемогущества (Ис 55,10-11; Пс 148,5). Учение Шестоднева можно суммировать в семи положениях: 1) силы природы — не боги; Бог один есть Первопричина мира (ср. Рим 1); 2) Он открывает Себя как личное Сверхбытие; 3) Он открывает Себя в Своих деяниях (ср. Рим 1,20); 4) Он творит мир Своим Словом (ср. Евр 11,3) и действует в нем; 5) Он может действовать опосредованно, через стихии (второпричины); 6) создание мира происходит не в один миг, а поэтапно: от простого к сложному, от неживого к живому, от животного — к человеку; 7) Бог сотворил человека по Своему образу и подобию, благодаря чему человек становится владыкой над тварями. 5. Пояснения к тексту Шестоднева: а) В НАЧАЛЕ (евр. Слово это означает не просто порядковое или хронологическое начало (евр. а переход от вечности к времени. До этого таинственного начала, по словам бл. Августина, времени не было, ибо оно было создано вместе с миром (Исповедь, XI,13). Мысль святителя сближается с данными современной науки, что время без материи не существует. Из Самого Божества рождается творческое Слово. Поэтому свт. Ириней сравнивает Быт 1,1 с Ин 1,1, где Логос пребывает «в начале» у Бога (отметим, что весь пролог Ин тесно связан с Быт; там говорится о Слове, через Которое «все начало быть»).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

Воодушевленный подобными размышлениями, восклицает Мудрый: «Вся мерою и числом, и весом расположил еси» ( Прем.11:21 ). Такое воззрение Мудрого раскрывается в св. Писании в чертах частных и довольно подробных. Так, по свидетельству св. писателей, в Творческом плане мироздания определена была мера земли ( Иов.38:5, 18 ), мера гор и вес холмов (Ис.40:12), количество пылинок ( Притч.8:26 ), мера или количество воды на земле ( Иов.28:25 ). Творец предназначил – какое пространство на земле должны занимать моря, предначертал их пределы, затворы и врата. «Предел положил еси, – говорит Пророк, – егоже не прейдут, ниже обратятся покрыти землю» ( Пс. 103:9 ). Невольно увлекаешься красотою библейских изображений. «Заградих море враты, – говорит Бог Иову, – егда изливашеся из чрева матере своея исходящее: положих же ему облак во одеяние, мглою же пових е: и положих ему пределы, обложив затворы и врата; рех же ему: до сего дойдеши, и не прейдеши, но в тебе сокрушатся волны твоя» ( Иов.38:8–11 ). Море, столь изобильное водами, столь бурное и яростное, грозит поглотить всю землю: но, по слову Всемогущего, заключено в пределы и лежит, как слабый ребенок, повитый пеленами. Песок служит ему пределом ( Иер.5:22 ), туман и облака – связующими пеленами. Заключивший море в пределы предназначил пути для источников и среди моря определил места для островов. Бог есть, по слову Пророка, «посылаяй источники в дебрех» ( Пс.103:10 ). «Мыслию Его преста бездна, и насади в ней островы» ( Сир.43:25 ). Водная стихия является в различных видах, или формах – в виде дождя, росы, льда, инея и проч. Все сии формы предначертаны мыслью Творца ( Иов.38:28, 29 ). В таких явлениях, по слову Пророка, Вседержитель открывает Свои мысли человеку ( Ам.4:13 , по тексту подлинника). Зиждитель мира, как образно представляют св. писатели, устроил сокровищницы или хранилища, снега и града, хранилища ветров и облаков, в которых все сии вещества заготовлены в такой мере, в какой они нужны и достаточны на всё время бытия мира. «Пришел ли еси в сокровища снежная, – говорит Бог у Иова, – и сокровища градная видел ли еси?» ( Иов.38:22 ) Бог есть, по слову Пророка, «изводяй ветры от сокровищ Своих» ( Пс.134:7 ; Иер.10:13 ). «Отверзошася сокровища, – пишет сын Сирахов, – и парят облацы, яко птицы» ( Сир.43:15 ). Под сими образами скрывается та мысль, что Творец создал водную сущность в количестве, достаточном на всё время бытия мира, и предназначил ей формы, применительные, или соответственные, нуждам земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Golubins...

При этом первоначальное простое повторено одной и той же мысли в синонимических выражениях получило чрезвычайно многообразное развитие. Различаются следующие основные формы параллелизма: 1) Синонимический параллелизм, наиболее простой и наиболее чистый. Он состоит или в простом повторении той же мысли, напр.: Как я буду проклинать того, кого Бог не проклял? Как я буду предавать проклятию, кого Ягве не предал проклятию? ( Чис.23:8 ). Или во втором члене повторяется не идентичная, но вполне параллельная мысль, напр.: Солнце, стой спокойно у Гивеона И луна в долине Айалон ( Нав.10:12 ). 2) Параллелизм антитетический, напр.: Ибо Ягве знает путь праведных, А путь нечестивых погибнет ( Пс.1:6 ). 3) Параллелизм синтетический; он состоит в том, что второй член добавляет или развивает в других направлениях мысль первого члена, следовательно, этот род параллелизма является параллелизмом лишь по форме, но не по содержанию, напр.: Как птица, которая улетела из своего гнезда, Так и человек, который сделался беглецом из своей родины ( Притч.27:28 ). 4) Параллелизм степенный, суть которого состоит в следующем: первый член берётся с неполным выражением мысли, второй член повторяет слова первого и заканчивает мысль, образуя как бы следующую ступень лестницы; напр.: Воздайте Ягве, о вы, сыны Божии, Воздайте Ягве славу и силу ( Пс. 29:1 ). Этот последний вид параллелизма есть наиболее красивая форма еврейского стиха. Он применён в следующих псалмах: 29, 92, 93, 94, 96, 113 и в некоторых песнях пилигримов 22 . В одном и том же псалме обыкновенно чередуются все виды параллелизма; лишь некоторые псалмы соблюдают в этом отношении однообразие. Кроме дистихона, в псалмах не раз встречаются и другие формы: чередуются зараз по три, по четыре и даже по пять параллельных стихов; последние формы, впрочем, крайне редки. Лучшими по стихосложению псалмами надо признать следующее: 51, 81, 91 и 103. Что касается разделения поэтических произведений на строфы, то в этом отношении еврейская поэзия точно также является недоразвившейся. Чуть ли не единственным произведением с правильным разделением на строфы является пс. 107. В других псалмах иногда встречается деление, лишь приблизительно похожее па строфы. Именно, известное число стихов, не всегда равное, перемежается повторением одного и того же стиха, или группы стихов. Это повторение (рефрен) появляется не там, где оно требуется технически, а там, где мысль поэта делает естественную паузу. Таким образом, о строфах в еврейской поэзии приходится говорить также не в метрическом, а в логическом смысле

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tsar-d...

13. Кто из людей знает имена всех зверей? Или кто может исследовать учение о естестве каждого из них? Если же не знаем даже имен зверей, то как постигнем Творца их? Однажды Бог изрек повеление, да изведет земля звери, и скоты и гады по роду (Быт. 1, 2425), и от одного повеления из одного источника произошли животные различных качеств: кроткая овца и плотоядный лев; бессловесные с различными побуждениями, которые изображают различный расположения людей, как то: лисица представляет в людях коварство, змий представляет тех, которые испускают яд на друзей, ржущий конь представляет любострастных юношей, трудолюбивейший муравей возбуждает ленивого и беспечного. Ибо кто проводит юные лета в праздности, тот вразумляется животными бессловесными, будучи обличаем словами Божественного Писания: иди ко мравию, о лениве, и поревнуй видев пути его, и буди онаго мудрейший (Притч. 6, 6). Ибо видя, как он заблаговременно собирает для себя пищу, подражай ему и собирай для себя плоды добрых дел на будущую жизнь. Будучи обличаем и сими словами: пойди ко пчеле, и виждь коль делательница есть (Притч. 6, 8). Как она, облетая всякие цветы, составляет для пользы твоей мед, чтобы и ты, перечитывая все Божественные Писания, достигал своего спасения, и, насыщаясь оным, сказал: коль сладка гортани моему словеса Твоя, паче меда и coma устом моим (Пс. 118, 103). 14. Не достоин ли Художник прославления? Если ты и не знаешь естества всех тварей, то неужели по сему и худы они? Да и можешь ли знать действие всех растений? Или уразуметь в полноте пользу, происходящую от всякого животного? Даже и от ядовитых змей предохранительные средства даны людям для исцеления. Но ты скажешь мне: страшен змий - бойся Господа, и не сможет навредить тебе. Язвителен скорпион - бойся Господа, и не уязвит тебя. Лев кровожаден - бойся Господа, и будет сидеть с тобою, как с Даниилом. Истинно, действиям животных удивляться надобно: как одни из них имеют острые жала, например скорпион, у других сила в зубах, иные же когтями действуют в борьбе, а у василиска сила во взоре. Итак, из различных творений заключай о силе Творца.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/945/...

Несмь бо вам доволен, братие, от себе что написати или помыслити, но якоже действенное Божие Слово учит всякого человека провещевати полезное: сия убо реку вам не от своего разума, но от священных источник. Возрех к Ветхим сокровищам и видех тамо словеса царя Давида, имиже о делах Бога благословяща, яко многая и безчисленая Им в толь борзе создашася и осуществовася и воздивися Промыслу Его неизреченному и возопи: “Яко возвеличишася дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил” (Пс 103:24). Которою же иною Премудростию, разве Безначальным Словом, сиречь Сыном Своим, якоже инде рече: “Словесем Господним небеса утвердишася и духом уст вся сила их” (Пс 32:6). Тецем же отсуду к царю Соломону и рцем: что ты еще, о царю, поведаеши, рци нам! И отвеща нам: “Премудрость созда себе храм и утверди столп седмь и закла своя жертвенная и черпа в чаши своей вино и созвав рабы на пиршество высоким званием и прочая” (Притч 9:1–3). Яви нам еще, о царю, от словес своих, любезно бо нам имя ея! Он же, яко в зерцале показуя нам высокая догматы и присносущие ея к Богу и Отцу изъявляя, яко от лица ея глаголя: Содетельницу Отец прежде век премудрость ражает мя; тогда суть, отвеща, и не станут, но в дальнейшая возлете, научая нас стояти крепко ногами ума нашего, да не тщимся скакати чрез ров и не истязуем, не испытаем, да не узрим у солнца корения, да не изкривляются наша очеса, якоже у Ария и Македония, но сицевыми словесы безлетно ея показуя: Преже небо не бысть, преже земли не основатися, преже морю не совершитися и песком не оградитися, преже денницы и звездам не сияти, ниже всяческая еще создашася, тогда сожительница и советница во всем бых Ему, сиречь Богу и Отцу, и пред лицем Его радостию светле веселися и во всех Ему содруженица бех; в начаток же путии Своих в дело созда мя, рекше в начаток милосердия еже к плоти соединение, плоть храм созда себе неизреченно от пречистых кровей и с душею словесною и умною. Еще ли, братие, хощете, имемся по руку и тецем тщательно ко Апостолом и умолим их, да возвестят нам истинну истиннии проповедницы, громогласнии вещателе, бесовстии разгонителие, идольстии потребители, трисиянного Богоразумия насадители, благочестия вкоренители.

http://pravmir.ru/inok-zinoviy-otenskiy-...

Несмь бо вам доволен, братие, от себе что написати или помыслити, но якоже действенное Божие Слово учит всякого человека провещевати полезное: сия убо реку вам не от своего разума, но от священных источник. Возрех к Ветхим сокровищам и видех тамо словеса царя Давида, имиже о делах Бога благословяща, яко многая и безчисленая Им в толь борзе создашася и осуществовася и воздивися Промыслу Его неизреченному и возопи: «Яко возвеличишася дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил» ( Пс.103:24 ). Которою же иною Премудростию, разве Безначальным Словом, сиречь Сыном Своим, якоже инде рече: «Словесем Господним небеса утвердишася и духом уст вся сила их» ( Пс.32:6 ). Тецем же отсуду к царю Соломону и рцем: что ты еще, о царю, поведаеши, рци нам! И отвеща нам: «Премудрость созда себе храм и утверди столп седмь и закла своя жертвенная и черпа в чаши своей вино и созвав рабы на пиршество высоким званием и прочая» ( Притч.9:1–3 ). Яви нам еще, о царю, от словес своих, любезно бо нам имя ея! Он же, яко в зерцале показуя нам высокая догматы и присносущие ея к Богу и Отцу изъявляя, яко от лица ея глаголя: Содетельницу Отец прежде век премудрость ражает мя; тогда суть, отвеща, и не станут, но в дальнейшая возлете, научая нас стояти крепко ногами ума нашего, да не тщимся скакати чрез ров и не истязуем, не испытаем, да не узрим у солнца корения, да не изкривляются наша очеса, якоже у Ария и Македония, но сицевыми словесы безлетно ея показуя: Преже небо не бысть, преже земли не основатися, преже морю не совершитися и песком не оградитися, преже денницы и звездам не сияти, ниже всяческая еще создашася, тогда сожительница и советница во всем бых Ему, сиречь Богу и Отцу, и пред лицем Его радостию светле веселися и во всех Ему содруженица бех; в начаток же путии Своих в дело созда мя, рекше в начаток милосердия еже к плоти соединение, плоть храм созда себе неизреченно от пречистых кровей и с душею словесною и умною. Еще ли, братие, хощете, имемся по руку и тецем тщательно ко Апостолом и умолим их, да возвестят нам истинну истиннии проповедницы, громогласнии вещателе, бесовстии разгонителие, идольстии потребители, трисиянного Богоразумия насадители, благочестия вкоренители.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Яко возвеличишася дела Твоя, Господи,/вся премудростию сотворил еси. Стих: Благослови душе моя, Господа, Господи Боже мой, возвеличился еси зело. Пс 103:24А, 1А 2. Притчей чтение. Братия в нуждах полезни да будут, сего бо ради раждаются. Муж безумен плещет и радуется себе, якоже поручаяйся испоручит друга своего, на своих же устнах огнь сокровищствует. Грехолюбец радуется сваром, а жестокосердый не усрящет благих. Муж удобопреложный языком, впадет в злая, сердце же безумнаго болезнь стяжавшему е. Не веселится отец о сыне ненаказаннем, сын же мудр веселит матерь свою. Сердце веселящееся благоиметися творит, мужу же печальну засышут кости. Приемлющему дары неправедно в недра не предуспевают путие, нечестивый же уклоняет пути правды. Лице разумно мужа премудра, очи же безумнаго на концах земли. Гнев отцу сын безумен, и болезнь рождшей его. Тщеты творити мужу праведну не добро, ниже преподобно наветовати властем праведным. Иже щадит глагол произнести жесток, разумен, долготерпеливый же муж премудр, лучше ищущаго науки. Несмысленному вопросившу о мудрости, мудрость вменится, нема же кто себе творит, возмнится разумен быти. Вины ищет муж хотя отлучитися от другов, на всякое же время поносимь будет. Не требует премудрости муж скудоумен, зане паче водится безумием. Егда приидет нечестивый во глубину зол, нерадит, находит же ему безчестие и поношение. Вода глубока слово в сердце мужа, река же изскачущая и источник жизни. Чудитися лицу нечестиваго не добро, ниже преподобно уклоняти праведное на суде. Притч 17:17–28; 18:1–5 СЕДМИЦА ВАИЙ, ШЕСТАЯ СЕДМИЦА СВЯТАГО ВЕЛИКАГО ПОСТА ПОНЕДЕЛЬНИК ВАИЙ. НА ШЕСТОМ ЧАСЕ. Тропарь пророчества, глас 6. Сей есть Боже, страшный день, егоже достигнути вечера не надеемся, и сего видети нас человеколюбно, сподобил еси Трисвятый, слава Тебе. Слава, и ныне: тойже. Прокимен, глас 6. Да возвеселится сердце/ищущих Господа. Стих: Исповедайтеся Господеви и призывайте имя Его. Пс 104:3Б, 1А Пророчества Исаина чтение. Тако глаголет Господь, Избавивый тя Святый Израилев: Аз есмь Господь Бог твой, научих тя еже обрести, тебе путь, по немуже пойдеши.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/parimijni...

( Зах.5:9 ; Иер.8:7 ) 157 – перелётная птица вроде журавля, только больше его. По закону Моисееву поставляется в разряде нечистых птиц. Аисты устраивают свои жилища иногда на деревьях: «ели жилище аисту» ( Пс.103:17 ). Осенью они улетают в жаркий климат, a весной снова возвращаются и размещаются по своим гнёздам. На периодические перелёты аиста указано в кн. пророка Иеремии. Выражение – аист под небом ( Иер.8:7 ) указывает на громадную высоту, на которую он поднимается во время своих полётов. Еврейские названия аиста заключают в себе понятия о материнской любви аистов, почему и охранялись они во всех странах, в которых устраивали себе гнезда. В западной Европе аист устраивает свои гнёзда под защитой человека на кровлях домов, на Востоке на развалинах, или где строения редки, на деревьях. Чёрный аист (Ciconia nigra) всегда гнездится на деревьях. Чёрные перья аиста, рассеянные по белому его телу, представляют прекрасное зрелище ( Зах.5:9 ). Коршун ( Лев.11:14 ) 164 . Обозначенная порода хищных птиц находится в Палестине в большом обилии и приносит несомненную пользу в том отношении, что, питаясь падалью и трупами животных, очищает воздух от зловония и происходящих от разложения трупов повальных болезней. Куропатка ( Иер.17:11 ; 1Цар.26:20 ) 166 – известная птица из породы куриных, с серым, или отчасти красноватым оперением, короткими крыльями и небольшой головой; бегает очень скоро и летает довольно легко. В Палестине куропаток находится очень много. Давид, преследуемый Саулом по горам и скалам, жалуется ему на несправедливость преследования и с горечью замечает, что ему, как царю, недостойно гоняться за ним, как гоняются за куропатками по горам ( 1Цар.26:20 ). Ласточка ( Притч.26:2 ; Пс.83:4 ) 167 – небольшая перелётная птичка из породы воробьиных. Она устраивает свои гнёзда под карнизами домов, храмов, башен и отличается особой быстротой своего полёта. Ласточки знают своё определённое время, когда отлетать и прилетать. Щебетанье ласточки иногда походит на жалобное, грустное воркованье ( Ис.38:14 ). Ласточки спасают жителей восточных стран от надоедливых мушек и других насекомых, проглатывая их на лету. Лебедь

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/posobi...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010