Глава 1 1–5. Призыв к праведности, которая одна ведет к мудрости и Богу. 6–10. Неправда, помимо того что удаляет от Бога, еще не остается безнаказанной. 11–12. Нечестивые вносят в мир смерть, 13–14. вопреки изначальному намерению Творца, Который все определил к жизни. 15–16. Праведность же, напротив, ведет к бессмертию. Прем.1:1 . Любите справедливость, судьи земли, право мыслите о Господе, и в простоте сердца ищите Его, Прем.1:2 . ибо Он обретается неискушающими Его и является не неверующим Ему. 1–2 . Кн. Премудрости Соломона начинается призывом к мудрости с указанием благоприятных условий к ее достижению. Призыв этот обращен к судьям земли ( οι κρνοντες τν γην). В экзегетической литературе существует не одно мнение по вопросу о том, к кому в данном случае обращается писатель. Некоторые толковники полагают, что судьями земли писатель назвал здесь благочестивых израильтян и тем выразил свое верование, что ревностные иудеи в мессианское время примут участие в Божественном суде над прочими народами (сл. Прем. 3:7–8 ). Такое объяснение не соответствует течению мыслей этой и следующей глав, где речь обращена не к благочестивым людям, а напротив, к заблуждающимся и порочным. Затем во всей главе нет никакого указания на то, что выражение «судьи земли» берется в переносном, а не собственном значении. Поэтому правильнее будет под судьями земли разуметь владык земных вообще и греч. κρνειν понимать в общем и широком значении – господствовать, царствовать, владычествовать, а не только «судить». В таком значении выражение «судьи земли» употребляется в Св. Писании нередко ( Притч. 8:16 ; Пс. 2:10 ; Ис. 40 ; Сир. 4:15 ). Но обращение в начале книги к судьям земли не значит, что писатель адресовал свою книгу исключительно князьям и владыкам земным. Это обращение имеет больше значение простой риторической фигуры, ибо содержание книги не имеет ничего специального, что бы имело отношение только к властям, но все увещания книги проникнуты общечеловеческим характером, приложимы ко всем – кто нечестием своим удаляется от Бога и мудрости. Спрашивается поэтому, какая цель была у писателя избрать такую форму обращения – «судьи земли»? Объясняют это тем, что писатель уже в первой главе хотел вывести говорящим царя Соломона, почему полагал, что ему приличнее обращаться с речью к владыкам земли, а не к простым людям; но в таком случае еще более было бы подходящим обратиться к целым народам.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Владимир Боровиковский «Евангелист Марк». 1804–1809 гг. Погружение в Евангелие. День 4 10 мин., 21.03.2020 У христиан есть замечательная традиция: брать на себя маленький «подвиг» на время поста. Например, перечитать Евангелие. Но перечитать мало, нужно его еще понять. Мы выбрали самое короткое – от Марка – и будем давать отрывок и толкование на него каждый день. Это чтение займет время дороги на работу, а если вы в эти дни остались дома на карантине — может стать полезным способом себя занять.  Присоединяйтесь! В четвертой главе Евангелия от Марка Христос рассказывает несколько притч и толкует их для своих учеников. А те, в свою очередь, пытаются понять, кто же на самом деле их Учитель. Читать: Евангелие от Марка, глава 4 1  И опять начал учить при море; и собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сидел на море, а весь народ был на земле, у моря.  2  И учил их притчами много, и в учении Своем говорил им:  3  слушайте: вот, вышел сеятель сеять;  4  и, когда сеял, случилось, что иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то.  5  Иное упало на каменистое  место,  где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока;  6  когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло.  7  Иное упало в терние, и терние выросло, и заглушило  семя,  и оно не дало плода.  8  И иное упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто.  9  И сказал им: кто имеет уши слышать, да слышит! 10  Когда же остался без народа, окружающие Его, вместе с двенадцатью, спросили Его о притче.  11  И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах;  12  так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи. 13  И говорит им: не понимаете этой притчи? Как же вам уразуметь все притчи?  14  Сеятель слово сеет.  15    Посеянное  при дороге означает тех, в которых сеется слово, но  к которым,  когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их.  16  Подобным образом и посеянное на каменистом  месте  означает тех, которые, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его,  17  но не имеют в себе корня и непостоянны; потом, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются.  18  Посеянное в тернии означает слышащих слово,  19  но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода.  20  А посеянное на доброй земле означает тех, которые слушают слово и принимают, и приносят плод, один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат.

http://foma.ru/istoriya-gonenij-sluzheni...

Скачать epub pdf Глава 4. Народ Божий и пастыри Когда мы говорим о «пастырстве», «пастыре», и его «стаде», сами слова эти звучат для нас богословски. В современной, по преимуществу городской, индустриальной культуре они потеряли ту свою первозданную свежесть и живость, с какой произносились среди возделанных полей и пастбищ, в среде народа, изначально занимавшегося скотоводством. На Древнем Востоке цари называли себя пастырями, на которых свыше возложено определенное служение – собирать овец и заботиться о них. Этот образ часто встречается в Ветхом Завете, помогая понять те отношения, которые соединяют народ Божий с Господом через Христа и Его посланников. Образ пастуха, ведущего свое стадо, глубоко укорененный в опыте странствующих арамеян ( Втор.26:5 ), какими были праотцы Израиля в условиях пастушеской жизни, идеально выражает две стороны власти, осуществляемой над людьми, как будто противоположные и часто разделяемые. Пастырь одновременно и возглавитель и сотоварищ. Это человек сильный, способный защитить свое стадо от диких зверей ( 1Цар.17:34–37 ); вместе с тем он внимателен к своим овцам, хорошо их знает ( Притч.27:23 ), применяется к их положению ( Быт. 33:13 ), берет слабых ягнят на свои руки и носит на груди своей ( Ис.40:11 ), бережно водит их среди скал и острых камней по ведомым лишь ему тропкам. Об отеческой любви пастуха к каждой овце повествует Вторая Книга царств (12:2–3). Власть пастыря неоспорима, это власть взаимной любви и преданности. Однако в Ветхозаветных Писаниях Бог редко прямо именуется Пастырем. По-видимому, это наименование оставляется только за Тем, Который должен прийти. Но несмотря на редкость этого аллегорического наименования Бога в книгах Ветхого Завета, отношения Бога с Его народом могут быть представлены как отношения Доброго Пастыря и стада. При исходе Израиль был народом паствы Его и овцами руки Его ( Пс.94:7 ), и Бог повел народ Свой, как овец, и вел их, как стадо, пустынею; вел их безопасно, u они не страшились ( Пс.77:52–53 ). Господь продолжает быть водящим в отношении Своего народа ( Пс.79:2 ), как пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки u носить на груди Своей, и водить дойных ( Ис.40:11 ); правда, как упрямая телица, упорен стал Израиль; посему будет ли теперь Господь пасти их, как агнцев на пространном пастбище? – горестно восклицает пророк Осия (4:16). Потому, пророчествует Иеремия, стадо Господне отведено будет в плен (13:17). Но Господь Милующий снова будет вести их и приведет их к источникам вод ( Ис.49:10 ), давая знак (по-еврейски буквально «свистя») рассеянным овцам ( Зах.10:8 ) и собирая их. Такую же заботливость Он проявляет по отношению к каждому верному, который под посохом Божиим не имеет недостатка ни в чем и может ничего не бояться ( Пс.22:1–4 ). Милосердие Господне распространяется на весь мир, на всякую плоть ( Сир.18:9–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Глава 19 Лот оказывает гостеприимство двум Ангелам с опасностью для своей жизни Быт.19:1 . И пришли те два Ангела в Содом вечером, Повествование этой главы служит непосредственным продолжением предшествующей: те два Ангела или мужа, о которых сказано, что они после полуденной трапезы у Авраама пошли в Содом ( Быт. 18:1–22 ), теперь, к вечеру того же самого дня, достигли цели своего путешествия, т.е. подошли к воротам Содома. когда Лот сидел у ворот Содома. Ворота города, по обычаю древнего Востока, были тем же самым, что «агора» у греков, или «форум» у римлян, т.е. общественным местом свидания и прогулки жителей города, а также центром всех судебных и торговых дел ( Быт. 23:10, 34:20 ; Втор. 21:19 ; Руф. 4:1–2 ; Притч. 31:23 и др.). Лот увидел, и встал, чтобы встреть их и поклонился лицем до земли Быт.19:2–3 . и сказал: государи мои! зайдите в дом раба вашего и ночуйте, и умойте ноги ваши, и встаньте поутру и пойдете в путь свой. Но они сказали: нет, мы ночуем на улице. Он же сильно упрашивал их; и они пошли к нему и пришли в дом его. Он сделал им угощение и испек пресные хлебы, и они ели. Все поведение Лота в отношении к проходящим двум странникам изображается здесь приблизительно теми же самыми чертами, как и гостеприимство Авраама в предшествующей главе ( Быт. 18:2–8 ). Отсюда видно, что племянник в высокой степени унаследовал от дяди его страннолюбие и гостеприимство, за что он похваляется и ставится в пример для нашего подражания и у Апостола Павла ( Евр. 13:2 ). Нечестивые содомляне поражаются слепотой Быт.19:4 . Еще не легли они спать, как городские жители, Содомляне, от молодого до старого, весь народ со всех концов города, окружили дом Слух о приходе к Лоту и остановке у него двух молодых красивых юношей (в образе которых обыкновенно являлись Ангелы, Мк. 16:5 ; ср. 1Цар. 29:9 и др.) успел распространиться по городу, и вот жители его, движимые отчасти праздным любопытством, а еще более преступными намерениями ( Быт.19:5 ), собираются с различных концов города, без различия возраста и положения, к дому Лота.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Е.А. Авдеенко Кафизма XVII Псалом 118 (119) отличается от прочих количеством стихов и тем, что «всякий из 176 стихов говорит что-нибудь о законе Божьем, называя его разными именами» (ПсСвОт). Псалом составлен по 22 буквам еврейского алфавита, каждая из которых содержит 8 стихов. Пс.118:78             Да постыдятся (зло-)намеренные, ибо ложью оклеветали меня,                         я размышлял о повелениях Твоих. «Злонамеренные» зед – также: наглые; те, кто грешат не по неведению и не по ошибке ( Пс.19 /18:14). «Оклеветали» – по значению корня: искривили, извратили, накрутили, наковеркали. На праведника восстают те, кто сознательно и искусно пользуются ложью. «Размышлял» – действиям клеветников противопоставлено действие «размышления», «сетования», «беседы» (значения глагола сиах) со своим сердцем ( Пс.77 /76:4,7,13). Спорить с теми, кто лжет на праведника, – абсолютно бессмысленно 551 . О действиях «злонамеренных» говорит следующий стих: Пс.118:85             Выкопали мне (зло-)намеренные ямы,                         что не по Учению Твоему. Судилище над Иисусом происходило вопреки Закону (Учению-Торе), и не по неведению или ошибке, –        Христа засудили противозаконно и злонамеренно. Пс.118:86             Все заповеди Твои – истина;                         ложью – преследовали меня; помоги мне. Противопоставлены Божья «истина» (эмуна) и " ложь» (шекер) человеков 552 . Пс.118:95             Дожидали меня нечестивые, чтобы погубить меня,                         [но] я свидетельствами 553 Твоими проникался 554 . Сила «ждать» (кава) есть праведность как один из трех видов надежды (см. комм. к Пс.25 /24:20). Но и враг с такой же неотступностью «ждет» момента, чтобы праведника убить. Сила «ждать» Божьей правды будет крепче, если знать, как «ждет» нечестивый враг твоей смерти. Пс.118:119             [Как] изгарь Ты упразднил всех нечестивых земли,                         посему я возлюбил все свидетельства Твои. Испытание человека сравнивается в Писании с переплавкой; так происходит отделение чистого от примесей (см. Пс.11 /10:5; Пс.17 /16:3). «Изгарь» (окалина, шлак) – побочный продукт переплавки, от которого нужно тщательно выплавленный металл отчистить ( Притч.25:4 ). Пророк Исаия говорит Израилю:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Жизнь праведных блестяща; но как она делается блестя­щею, если не чрез терпение? Приобрев, возлюби его, брат, как мать мужества, потому что и псалом увещевает, говоря: " Уповай на Господа и держись пути Его " (Пс. 36:34), и Павел говорит, как оно приобретает добродетель: " … от скорби происходит терпение " (Рим. 5:3). Обращаясь к нему, найдешь источник благ, надежду: " надежда не постыжает … " (ст. 5). Итак, " Покорись Господу и надейся на Него " , и найдешь отсюда, что " и Он исполнит желания сердца твоего " (Пс. 36:7,4). Что блаженнее этого -  приобрести себе милостивый слух такого царя? Кто не пожелает, чтобы слух судьи был открыт для него, и повиновался? Брат, ты - делатель добродетели; Христос нанял тебя в Свой виноградник; пока у тебя удобное время, делай благо. Послу­шай Павла, говорящего: " Что посеет человек, то и пожнет " (Гал. 6:7). Посей в дух, чтобы пожать тебе вечную жизнь: " сеющий в плоть свою " , - говорит (апостол), - " от плоти пожнет тление " (ст. 8). Слушай прекрасного увещателя, говорящего: " Сейте себе в правду, и пожнете милость … " (Ос. 10:12); видя впереди себя надежду, не пренебрегай трудом. Где под­виги, там и награды; где войны, там и почести; где борьба, там и венец. Смотря на это, приготовляй самого себя чрез терпение; всегда взывай к самому себе, восклицая со святыми: " … мужайся, и да укрепляется сердце твое, и надейся на Господа " (Пс. 26:14). " Приготовь к окончанию дела твои, и соверши на поле " (Притч. 24:27), потому что жизнь есть это поле. Возьми Ветхий Завет: " огради владение твое терновником " (Сир. 28:27). Каким? Пощением, молением, учением. Если у тебя будет ограда, не вступит зверь, - разумею диавола. Возделывай свою душу, как бы прекрасную виноградную лозу. И как стерегущие виноградник хлопают руками, кричат голосом, и грохотом не допускают злоумышленников, так и ты: восклицай молением, под­нимай крик псалмопением, - и отгонишь коварного зверя, ли­сицу, которая есть диавол; о нем говорило Писание: " Ловите нам лисиц, лисенят … " (Песн. 2:15), и прочее. Всегда наблюдай врага; если он придёт, чтобы пронзить твоё сердце стрелою глупого пожелания, и если он придёт повергнуть твою душу в грязные помыслы, -  противоставь щит веры, оденься в шлем надежды, обнажи меч Духа, который есть слово Божие; и, так вооружаясь против врага, терпи, и не будь небрежен в борьбе, но бодрствуй во всём.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1656...

Жизнь праведных блестяща; но как она делается блестящею, если не чрез терпение? Приобрев, возлюби его, брат, как мать мужества, потому что и псалом увещевает, говоря: " Уповай на Господа и держись пути Его " (Пс. 36:34), и Павел говорит, как оно приобретает добродетель: " от скорби происходит терпение " (Рим. 5:3). Обращаясь к нему, найдешь источник благ, надежду: " надежда не постыжает " (ст. 5). Итак, " Покорись Господу и надейся на Него " , и найдешь отсюда, что " и Он исполнит желания сердца твоего " (Пс. 36:7,4). Что блаженнее этого - приобрести себе милостивый слух такого царя? Кто не пожелает, чтобы слух судьи был открыт для него, и повиновался? Брат, ты - делатель добродетели; Христос нанял тебя в Свой виноградник; пока у тебя удобное время, делай благо. Послушай Павла, говорящего: " Что посеет человек, то и пожнет " (Гал. 6:7). Посей в дух, чтобы пожать тебе вечную жизнь: " сеющий в плоть свою " , - говорит (апостол), - " от плоти пожнет тление " (ст. 8). Слушай прекрасного увещателя, говорящего: " Сейте себе в правду, и пожнете милость " (Ос. 10:12); видя впереди себя надежду, не пренебрегай трудом. Где подвиги, там и награды; где войны, там и почести; где борьба, там и венец. Смотря на это, приготовляй самого себя чрез терпение; всегда взывай к самому себе, восклицая со святыми: " мужайся, и да укрепляется сердце твое, и надейся на Господа " (Пс. 26:14). " Приготовь к окончанию дела твои, и соверши на поле " (Притч. 24:27), потому что жизнь есть это поле. Возьми Ветхий Завет: " огради владение твое терновником " (Сир. 28:27). Каким? Пощением, молением, учением. Если у тебя будет ограда, не вступит зверь, - разумею диавола. Возделывай свою душу, как бы прекрасную виноградную лозу. И как стерегущие виноградник хлопают руками, кричат голосом, и грохотом не допускают злоумышленников, так и ты: восклицай молением, поднимай крик псалмопением, - и отгонишь коварного зверя, лисицу, которая есть диавол; о нем говорило Писание: " Ловите нам лисиц, лисенят " (Песн. 2:15), и прочее. Всегда наблюдай врага; если он придёт, чтобы пронзить твоё сердце стрелою глупого пожелания, и если он придёт повергнуть твою душу в грязные помыслы, - противоставь щит веры, оденься в шлем надежды, обнажи меч Духа, который есть слово Божие; и, так вооружаясь против врага, терпи, и не будь небрежен в борьбе, но бодрствуй во всём.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1656...

Книга вторая I. Предварительные замечания (1, 1) Поскольку Писание назвало эллинов ворами ( Ин. 10:8 ) варварской философии, то следующей нашей задачей будет краткое прояснение этого обстоятельства. Мы покажем, что в своих сочинениях они не только копируют удивительные истории, которые открывает наше предание, но также и заимствуют важнейшие из наших учений и искажают все, что касается веры и мудрости, гносиса и научного знания, надежды и милосердия, раскаяния и воздержности и, наконец, страха Божьего, который является воистину средоточием добродетелей, ведущих к истине. (Тот же факт, что наши Писания намного древнее, уже было доказано; 196 (2) и мы привлечем в наших заметках все необходимое и подходящее для демонстрации этого факта.) Мы проникнем во мрак варварской философии, всмотримся в ее символизм и загадочные образы, о которых особенно заботились ревнители древних преданий. И все это полезно, а лучше сказать, совершенно необходимо разобрать в целях познания истины. (2, 1) Далее, исходя из предыдущего и опровергая возражения, выдвигаемые против нас эллинами, мы обратимся к анализу отдельных пассажей из Писания таким образом, что и иудей, если придется ему соприкоснуться с нашим словом, имел бы шанс перейти от того, чему он уже верит, к тому, чему еще не верит. (2) Затем совершенно естественно будет критически, но с любовью рассмотреть жизни известнейших философов и созданные ими новые доктрины. Наша цель не отмщение нашим обвинителям. Ни в коем случае. Мы научились благосклонно относиться к проклинающим нас, даже если они распространяют о нас беспочвенные слухи. Наша задача состоит в том, чтобы обратить их. Может быть, критика со стороны варвара заставит устыдиться всех этих ученых мудрецов, и даст им возможность понять, какова действительная цена всем их хваленым учениям, из-за которых они оставляют отечество и, переплывая море, обходят далекие страны. (3) Дабы поубавить их спесь, следует показать им, что же именно они украли. Обсудим мы и то, что они якобы открыли «вглядываясь в себя» 197 . Следовательно, нам надлежит перейти и к тому, что называется стандартным эллинским образованием, выяснив насколько и до какой степени оно полезно, коснувшись, далее, и таких наук, как астрология, математика, магия и искусство заклинания, (4) то есть всего того, чем эллины хвалятся как величайшими познаниями. «Тот, кто обличает с дерзновением, бывает миротворцем» ( Притч. 10:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

Поучение на Новый Год Если когда, то нынешний день, поздравляя друг друга с Новым Годом, мы желаем друг другу доброго здоровья, новых радостей и счастья. Доброе это желание. И сохрани Господи желать и мыслить кому-либо худо. Но, братие мои! Нужно знать и помнить всегда, что истинные наши радости и счастье зависят от благочестивой христианской жизни. Св. апостол учит, что благочестие на все полезно; ибо ему принадлежит обетование настоящей и будущей жизни (Тимоф. 4:8). А благочестие христианское состоит в том, когда христианин всегда удаляется всяких худых помыслов и дел, почитает отца и матерь, пастырей духовных, старших и начальствующих, любит ближних и делает им добро, трудится по-Божьему, вообще, имеет в душе своей Божий страх и добрыми делами прославляет Бога. За такие-то, говорю, добрые дела и Господь награждает человека добром. Итак, братие, чего желаете себе от Бога в нынешнем году? Желаете ли, чтобы Он награждал вас благами и радостями земными: благословлял ваши поля хорошим урожаем, помогал вам Своею благодатью в ваших трудах и занятиях? – Живите добродетельно, трудитесь по закону Господнему, и Он исполнит ваше желание (Второз. 28:3–6). Вспомните праотца Авраама, праведного Иова, св. Филарета Милостивого. Своею верою и добрыми делами они угождали Богу, и Бог благословлял их благами земными. Св. царь Давид много лет царствовал на земле, дожил и до старости, но он во всю свою жизнь не видел праведника оставленного и детей его, просящих хлеба ( Псал. 36:25 ). Правда, не всегда люди добродетельные живут с богатством земным. Но они и не ищут его; не скорбят и тогда, когда по воле Господней лишаются его. Они имеют в душе своей чистую совесть: а чистая совесть для них есть самое дорогое сокровище и богатство. На их главах почивает благословение Господне (Притч. Сол. 10:6); а с благословением Господним у них малое лучше, чем у грешника большое ( Псал. 36:16 ). Но что я говорю – малое? Даже великое горе, которое грешнику иногда не под силу переносить, праведному человеку доставляет утешение; ибо он всякое горе и несчастье переносит с покорностью воле Господней. Чрез горе и несчастье он укрепляется в вере в Бога и святой жизни. Праведный Иов был велик и славен с богатством земным; но когда по воле Господней сделался самым бедным и сидя на гноище, с ног до главы покрытый мучительными струпьями, то был еще выше и славнее духом: он просиял твердою верою в Бога и покорностью воле Господней. За то и Господь наградил его еще большею славою и на земле, и на небесах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

Разделы портала «Азбука веры» В.В. Лепахин Об исихазме особенно много и часто писали в течение трех последних десятилетий. К этой теме неоднократно обращались как богословы, так и историки, философы, искусствоведы и литературоведы. Заново была поставлена проблема богословских основ исихазма и его влияния на церковное искусство. Перечитывая исследования в этой области, нельзя не заметить, что термин «исихазм» не только в разных, но, бывает, в одной и той же работе употребляется в разных смыслах, в него вкладывают подчас случайные признаки, невольно сближая исихазм с явлениями не только внешними по отношению к нему, но даже ему чуждыми. Исихазм (от греч — спокойствие, покой, освобождение, прекращение, тишина, молчание, мир, уединение) возникает в среде монашества как духовно-практическое делание, поэтому прежде всего следует уточнить содержание исихастской практики. В ее основе мы предлагаем выделять шесть элементов: 1. В Библии слово «сердце» употребляется более шестисот раз. Сердце играет важнейшую, если не главную, роль в духовной жизни человека. Сердце, по Священному Писанию, является органом всей симфонии душевных чувств, от сильнейшей радости до глубокой печали и скорби ( Ис.89:3, Иер.4:19 ), от восторженной любви до ненависти и ярости ( Втор.6:5 ; Мф.22:37 ; Иов.36:13 ; Пс.104:25 ). Сердце является также органом мысли: «Для чего мыслите худое в сердцах ваших?» — спрашивал Спаситель книжников ( Мф.9:4 , ср. Мк.2:6 ; Лк.3:15 ), а вместе с тем и средоточием мудрости ( Притч.23:15 ; Исх.28:3 ). Сердце — это орган воли, решимости, решительности ( Иов.23:16 ; Пс.9:38, 20:3 ). Сердце — это центр нравственной жизни человека, по своей функции оно совпадает с совестью или является «хранилищем» ее ( Пс.76:7, 118:69 ; Евр.10:22 ). Сердце выступает в Священном Писании как духовный центр сознательного и бессознательного. Оно так глубоко, а внутреннее содержание его так таинственно, что во всей глубине оно недоведомо не только другому человеку, но и самой личности. Сердце человеческое в полной мере знает только Бог, только Он ведает все тайные помыслы и намерения человека и, учитывая их, а не только внешние дела и слова, будет судить человека. Страшный Суд — это суд «по сердцу». Но именно потому, что сердце есть центр и бессознательного, оно в определенной мере беззащитно пред силой зла: сатана может похитить из него слово Божие ( Лк.8:12 ; Мф.13:19 ), он может вложить в сердце человека злые помыслы и намерения ( Ин.13:2 ). Тогда, как учит Иисус Христос, «из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» ( Мф.15:19 ). Итак, сердце является средоточием всей сознательной и бессознательной, умственной и эмоциональной, нравственной и волевой, таинственной и мистической жизни человека. Задача христианской жизни — очищение сердца: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». 1

http://azbyka.ru/isixazm-soderzhanie-pon...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010